Научная статья на тему 'Новые пространственные формы межгосударственной экономической интеграции'

Новые пространственные формы межгосударственной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
735
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / CROSS-BORDER REGION / NETWORK INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дегтярёв Павел Яковлевич, Жусупова Гульден Бахытжановна, Пряхин Геннадий Николаевич

Раскрывается содержание и особенности развития новых пространственных форм межгосударственной интеграции трансграничных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дегтярёв Павел Яковлевич, Жусупова Гульден Бахытжановна, Пряхин Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content and features of development of the new especial forms of interstate economic integration cross-border conglomerates have been described.

Текст научной работы на тему «Новые пространственные формы межгосударственной экономической интеграции»

П. Я. Дегтярёв, Г. Б. Жусупова, Г. Н. Пряхин

НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФОРМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Раскрывается содержание и особенности развития новых пространственных форм межгосударственной интеграции — трансграничных образований.

Ключевые слова: экономическая интеграция, трансграничный регион, сетевые взаимодействия.

Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Отражением этих процессов становится рост трансграничного движения людей, информации, товаров, финансовых ресурсов и т. д., определяющий связанность национальных пространств. В некоторых регионах мира активно развиваются новые пространственные формы экономической интеграции (НПФЭИ), в основе которых — разномасштабные институирован-ные регионы, которые, по своей сути, являются трансграничными.

НПФЭИ — это пространственные образования, включающие в себя регионы нескольких государств и отличающиеся интенсивным трансграничным сотрудничеством, способствующим социально-экономическому развитию (рис. 1).

В странах, в которых процессы межгосударственной экономической интеграции получили значительное развитие, понятие «приграничная территория» всё более замещается конструкциями, которые отражают различные пространственные формы трансграничного взаимодействия. Анализ многочисленной ли-

тературы позволил выявить несколько типов НПФЭИ.

НПФЭИ европейского типа. По данным некоторых экспертов, история трансграничного сотрудничества в Европе уходит корнями в XVIII-XIX вв. Уже тогда получило развитие сотрудничество муниципалитетов на германоголландской и франко-испанской границах [9]. В Европейском союзе сложились две основные пространственные формы межгосударственной экономической интеграции: «большие регионы» и так называемые еврорегионы.

Большие регионы (Grand Regions) получили развитие во второй половине ХХ в. Их отличительные черты: охват значительного числа стран, высокий уровень институализации трансграничного сотрудничества, наличие общих органов управления и согласованных программ развития (INTERREG) на основе межгосударственных соглашений. Яркие примеры таких надгосударственных структур — «Балтийский регион», в состав которого входит 10 стран (в том числе и Россия) и регион «Верхний Рейн» (включает сопредельные территории ФРГ, Швейцарии и Франции). Конкретные практические вопросы сотрудничества в рамках надгосударственных структур (развитие инфраструктуры, туризма,

Рис. 1. Новые пространственные формы межгосударственной экономической интеграции (разработано авторами)

регулирование природопользования и др.) решаются в рамках межправительственных и межрегиональных комиссий.

Наиболее распространённой, но локальной по территориальному охвату формой трансграничного сотрудничества двух и более государств являются еврорегионы (ЕР). Их образуют административные регионы, муниципалитеты и даже отдельные заинтересованные общины, коммуны стран ЕС и сопредельных с ним стран Восточной Европы. ЕР — это форма «малой интеграции». Центральные правительства делегировали ЕР значительные полномочия. Эта форма трансграничного сотрудничества родилась в странах-ос-нователях ЕС в конце 1950-х гг., когда ускорился процесс срастания приграничных поселений в единые городские агломерации, формирование единых систем расселения и производства. Выделяют два типа ЕР: функциональные и территориальные [1].

Первый тип существует на базе трудовых, кооперационных и прочих локальных связей между хозяйствующими субъектами или поселениями двух и более стран, находящимися в непосредственной близости друг от друга, но разделёнными границей. Также к функциональному типу относятся так называемые рабочие сообщества (working communities) и региональные советы (Regionalrat). Заметим, что в странах ЕС широко развиты ежедневные трансграничные потоки фронтальеров, т. е. лиц, которые живут в одних, а работают в других соседних странах — маятниковые миграции через границу.

В основе ЕР территориального типа лежат не реально функционирующие локальные системы расселения и производства, а сопредельные ареалы стран, потребность в скоординированном развитии которых продиктована инфраструктурными, экологическими и иными задачами. Яркий пример этого типа — ЕР «Эресунн» (Швеция и Дания) в одноименном проливе и сопредельных городах на его берегах, обслуживающих межгосударственный транзит.

В Европе существует, по различным оценкам, от 130 до 180 и даже 200 ЕР. На протяжении более чем полувека в ЕР осуществлялся «последовательный переход от простейшей технологической кооперации и приграничной торговли к новому качеству — механизму сопряжённого экономического развития» [4].

Именно поэтому, под приграничным сотрудничеством в Западной Европе понимают со-

вместное решение хозяйственных и иных проблем местными органами власти соседних районов на основе напрямую заключаемых между ними соглашений. Фактически, наблюдается процесс соразвития сопряжённых в пространстве приграничных территорий. Глубину процессов соразвития можно проиллюстрировать следующим фактом: в Женевском ЕР действует комиссия, решающая вопросы налогообложения фронтальеров и перераспределения части выплачиваемых ими налогов в Щвейцарии в пользу соседних французских департаментов [9].

Интересные обобщения содержатся в работе И. М. Бусыгиной [2]: 1. В странах ЕС интеграция оказывает различное действие на провинцию и периферию. Если в устойчивой провинции её роль не слишком ощутима, то для периферии её влияние подчас громадно. 2. В первые годы существования ЕЭС не вызывало сомнений, что развитие интеграции автоматически приведёт к выравниванию диспропорций между периферийными и центральными районами. Однако в начале 1970-х гг. Западная Европа вступила в полосу хронических кризисов, территориальные перекосы в уровнях развития резко усилились, и теория «автоматического выравнивания» оказалась явно нерелевантной. 3. Сегодня углубление интеграции обостряет конкуренцию между районами ЕС. В этих условиях чрезвычайно важным для регионов становится наличие эффективных транспортных и коммуникационных систем, квалифицированной рабочей силы, уровень местных учебных и научно-исследовательских институтов, сеть деловых услуг, социальная и культурная среда в районе.

4. Интеграция не в состоянии существенно повысить конкурентоспособность периферии, напротив, она может «взорвать» (и взрывает) её так называемую защиту расстоянием, что ведёт к оттоку капиталов и лучших кадров из этих районов. 5. «Пристегнуть» периферию (особенно внешнюю) к интеграционным процессам возможно лишь через систему специальных механизмов, требующих огромных финансовых затрат и, в силу инерционности территориальной структуры, дающих отдачу далеко не сразу.

6. Особенно сильно интеграция влияет на приграничные районы, которые внезапно оказываются центральными в ЕС.

По нашему мнению, опыт развития ЕР демонстрирует возможности более оперативного решения приграничных проблем на местном уровне

(субсидиарность); повышения транспарентности границ и снижения издержек взаимодействия между странами; создания гибких хозяйственных структур сетевого типа; эффективного привлечения инвестиций для строительства либо расширения инфраструктуры; налаживания приграничной торговли и транзитного туризма; расширения сотрудничества в культурной, природоохранной и других областях. В рамках Больших регионов и еврорегионов особое внимание уделяется экологическим программам (более 50 % выделяемых Советом Европы средств).

Таким образом, в Западной Европе пространственные формы межгосударственного взаимодействия родились «снизу», на основе формирования трансграничных сетевых структур самой разной природы (расселенческие, производственные, сбытовые, логистические, социальные, институциональные и др.). И в этом они принципиально отличаются от создаваемых в последние годы трансграничных регионов в странах Восточной Европы (рис. 2).

Их институциональное оформление в виде территорий особого статуса и полномочиями

Рис. 2. Процесс формирования НПФЭИ «снизу» (европейский тип)

НПФЭИ американского типа. В Северной Америке сложилось два варианта развития трансграничных территорий: американо-мексиканский и американо-канадский. Движущей силой экономической интеграции здесь выступают крупнейшие корпорации США, экономические интересы которых формируют специфические формы трансграничного взаимодействия.

1. На американо-мексиканской границе движущими факторами формирования трансграничного пояса стали: а) политика крупных корпораций США, заинтересованных в снижении издержек за счёт развития предприятий «отвёрточной сборки»; б) политика федеральных властей США, нацеленная на сдерживание нелегальной трудовой иммиграции из стран Латинской Америки.

Ещё в 1930-е гг. в двух приграничных с США штатах Мексики существовали зоны свободной торговли. В 1961 г. в Мексике была принята специальная программа развития приграничных

северных районов (6 штатов), характеризовавшихся избыточной занятостью. Ключевая роль отводилась сфере туризма, а государство инвестировало средства в развитие инженерной и социальной инфраструктуры, однако довольно скоро было решено начать и индустриализацию. В 1966 г. власти Мексики одобрили специальный закон, разрешивший североамериканским компаниям и иностранным фирмам (базирующимся в США) строить в 20-километровой приграничной зоне предприятия, занимающиеся трудоёмкой сборкой изделий из американского сырья и материалов для их последующей поставки в США (так называемые макиладорас), и ввозить беспошлинно оборудование, материалы и комплектующие. В последующие годы действие программы было распространено на большее число территорий. Выгода от макиладорас оказалась обоюдной. Иностранные компании сумели серьёзно снизить в Мексике трудовые издержки (по сравнению с США). Развитие приграничной с США зоны ослабило миграционные потоки из Мексики на север. Ещё до вступления Мексики в НАФТА в приграничной полосе заметно выросли доходы населения и квалификация работников, сократилась безработица, особенно молодёжная, в стране в целом увеличились бюджетные доходы, направляемые в том числе на развитие региональной инфраструктуры.

Таким образом, одним из главных факторов активного экономического развития приграничных территорий Мексики стало масштабное вложение прямых иностранных инвестиций в сборочные предприятия: в 2008 г. доля ПИИ, направлявшихся в приграничные штаты Мексики, превысила 1/4 от их общего притока в страну. Фактически, приграничная зона Мексики стала как бы частью экономического пространства США, получая прямые инвестиции и комплектующие из соседних, более развитых штатов (Калифорния, Техас и др.). В результате этого произошла быстрая индустриализация северного порубежья Мексики, что стало важной предпосылкой образовании в 1994 г. Североамериканской зоны свободной торговли — НАФТА.

Весь сектор макиладорас подразделяется на предприятия, расположенные внутри Мексики, которых насчитывается около 1 000 ед., и предприятия, расположенные на границе с США, 3 000 ед. Общая занятость на них приближается

Зарождение и развитие трансграничных сетевых структур

к 15 млн чел., доля в производстве продукции обрабатывающей промышленности — 2/3. К основным преимуществам макиладорас можно отнести:

— более низкие издержки производства за счёт более дешёвой рабочей силы: по оценкам, в среднем экономия на данном факторе составляет до 75 %;

— возможность обойти ограничения в отношении иностранных инвестиций, так как макиладорас не подпадают под действие Закона об иностранных инвестициях, который запрещает иностранцам иметь преобладающую долю в собственности мексиканских корпораций;

— стратегическое географическое положение благодаря близости к американскому рынку сбыта;

— возможность осуществлять продажу произведённой / переработанной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

— упрощённые административные формальности: для получения разрешения на деятельность в качестве компании-макиладора необходимо потратить 6-8 недель, а для регистрации в качестве мексиканской компании — 4-5 недель.

2. На американо-канадской границе основным фактором трансграничного взаимодействия выступили производственные подразделения корпораций США, открывавшие свои филиалы в Канаде. Процесс интеграции приобрёл характер внутрифирменных трансграничных поставок, ориентированных на рынок сопредельной страны [12]. Три четверти внешнеторгового оборота Канады приходится на США. Почти две трети накопленных в Канаде прямых иностранных инвестиций принадлежат американским компаниям. Крупные автомобильные, пищевые и другие промышленные концерны южного соседа организовали в Канаде свои производственные подразделения. Канадские капиталовложения в американское государство скромнее, но всё же составляют 10 % всех аккумулированных в стране прямых иностранных инвестиций. В результате канадско-американская торговля во многом стала представлять собой внутрифирменные трансграничные поставки, особенно в пределах приграничных штатов.

Складывавшаяся десятилетиями экономическая интеграция северо-восточных территорий США с центральными и восточными провинциями Канады уже в 1930-е гг. определила прозрачный характер границы на всём её протяжении,

благоприятный инвестиционный и налоговый климат в приграничных территориях, высокую мобильность их населения. Канадский премьер Р. Беннет назвал канадо-американскую границу «самой длинной необороняемой (non-defended) границей в мире» с наибольшим в мире объёмом взаимовыгодной торговли [10].

Экономическая интеграция Канады с США после создания НАФТА (в том числе и в приграничных районах) носит достаточно противоречивый характер. Проявлением этого противоречия являются асимметрия и диспропорция в экономических связях между внутренними канадскими провинциями и пограничными территориями, которые гораздо лучше скооперированы с сопредельными американскими штатами, чем с отдалёнными (относительно малонаселёнными западными и северо-западными районами Канады).

НПФЭИ азиатского типа. Треугольники роста получили распространение в Восточной и Юго-Восточной Азии [13]. Концепция «треугольников» была впервые официально представлена в 1989 г., когда руководящие политические органы Сингапура, Малайзии и Индонезии официально предложили создать «Южный треугольник роста» (SIJORI). Они представляют собой транснациональные экономические зоны, в которых различия в имеющихся факторах развития трёх или более стран и (или) субрегионов используются с целью развития внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций. Фактически, это соединение в единое целое регионов, обладающих взаимодополняющими видами факторов производства на базе межфирменной (корпоративной) интеграции. Корпоративная модель интеграции осуществляется главным образом через неформальные китайские деловые структуры («бамбуковая сеть») и инвестиционную активность японских корпораций.

В содержательной статье С. А. Иванова анализируется практика формирования в северных провинциях Китая так называемого пояса открытости, который образуют приграничные с Россией уезды и города с особыми налоговыми льготами и прочими преференциями для инвесторов из других провинций КНР [7]. Местные власти «пояса» наделены полномочиями организовывать зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС) и зоны взаимной торговли (20 км). Именно отсутствие в России и Казахстане подобной практики льгот и префе-

ренций препятствует более динамичному развитию трансграничного пояса.

В КНР действуют различные виды трансграничных СЭЗ, ведущими из числа которых являются зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС), которые начали организовывать в 1992 г. Помимо них развиваются приграничные торговые зоны и торговые зоны с пересечением границы. Последние создаются по решению местной администрации в приграничном регионе. Всего в КНР создано более 90 торговых зон с пересечением границы, в том числе зона внутренней торговли и туризма «Маньчжурия» на китайско-российской границе в районе Забайкальска.

На территории зон приграничного экономического сотрудничества применяется тот же пакет стимулов для резидентных компаний, что и в китайских СЭЗ в целом [11]. В частности, ставка налога на прибыль корпораций снижена до 24 % при инвестировании в китайскую экономику полученных доходов и до 31 % — при неинвестировании. Для малых и средних компаний применяется 50 %-ная скидка со ставок импортных пошлин и аналогичная скидка со ставки НДС,— если компания специализируется на импорте товаров. Импорт машин, оборудования и материалов для строительства инфраструктурных объектов освобождается от импортных пошлин и НДС. Китайская политика зонирования приграничных регионов доказала свою эффективность для повышения уровня экономического развития приграничных регионов страны, модернизации и диверсификации структуры экономики и экспорта, создания рабочих мест.

Таким образом, товарная структура приграничной торговли через ЗПЭС отражает сложившуюся структуру взаимной межгосударственной торговли — сырьевую направленность российского экспорта (преобладает необработанная древесина, в том числе круглый лес, нефть и металлы) в КНР и промышленную структуру китайского экспорта в Россию (машины и оборудование, текстильные товары, обувь и одежда).

Обобщая зарубежный опыт развития трансграничных образований (ТО) различного функционального типа и территориального охвата, приходим к выводу о том, что в основе их выделения следует учитывать несколько важнейших признаков:

1) географическое положение;

2) объём взаимной внешней торговли и инвестиций;

3) наличие институализированных форм сотрудничества;

4) наличие совместных проектов;

5) наличие ассоциаций приграничных территорий;

6) уровень развития сетевых структур.

Постсоветский вариант трансграничного сотрудничества — это попытка формирования интеграции «сверху». В 1998 г. на международном семинаре «Внешние границы ЕС — мягкие границы» правительством Республики Карелия была высказана идея создания ЕР «Карелия». В 2003 г. было объявлено о формировании ЕР на границах между странами СНГ: «Слобожанщина» (Харьковская область Украины и Белгородская область России) и «Днипро» (Брянская область России, Гомельская и Черниговская области Украины). В 2004 г. создан ЕР «Псков-Ливония» (часть территории Псковской области и приграничные районы Литвы и Эстонии). В 2007 г. возникли ЕР «Ярославна» (Сумская область Украины и Курская область России), «Донбасс» (Луганская область Украины и Ростовская область России).

Однако хорошо зарекомендовавшая себя в ЕС для целей модернизации экономики форма приграничного сотрудничества в виде ЕР в конкретных условиях России не работает. Практически все авторы оценивают постсоветский вариант развития ЕР как неэффективный и реально не работающий [3-4; 15]. И действительно, как было показано нами выше, если нет реально функционирующих трансграничных сетевых структур, создание «на бумаге» межгосударственных регионов на новых рубежах России не даст ожидаемого синергетического эффекта.

В исследовании В. Н. Сегедина, на примере российско-украинского пограничья обсуждаются перспективы развития трансграничных кластеров1 — географически компактных агломераций взаимозависимых предприятий, расположенных в трансграничной зоне. Идентичное определение трансграничного кластера содержится в материалах международного проекта EstRuClusters Development: «географически

1 Кластер (cluster — «расти вместе») — новая форма региональной (территориальной, географической) организации экономики.

Характеристики эффективных и неэффективных границ

Эффективная граница Неэффективная граница

1. Транспарентность в отношении к легальным видам экономической активности

Не является препятствием; Та издержки ^ шш Является препятствием; Та издержки ^ шах

2. Транспарентность в отношении нелегальных видов экономической активности

Является препятствием Не является препятствием

сконцентрированная сеть сотрудничающих между собой компаний в дополняющих друг друга секторах» [16].

Идея трансграничного кластерообразова-ния [17] и развития на этой основе маргинальных территорий нам представляется чрезвычайно интересной, но реально функционирующие лесопромышленные трансграничные кластеры на границе с Финляндией и Китаем не только не способствуют модернизации приграничных регионов России, но и закрепляют за ними сырьевую специализацию, поскольку лесоперерабатывающие мощности развиваются в восточной Финляндии [4; 6] и северо-восточных провинциях КНР [5; 7-8], а не в Карелии и Забайкалье с Приморьем.

Таким образом: 1. Экономика ряда приграничных регионов России слабо мотивирована к активизации хозяйственной деятельности, характеризуется сырьевой направленностью экспорта, т. е. фактически подвержена феномену «голландской болезни». 2. Приграничное сотрудничество не стало серьёзным фактором роста региональных экономик и даже служит определённым препятствием для процессов диверсификации.

Приходим к выводу о том, что деятельность трансграничных образований должна опираться, как показывает опыт ЕС, НАФТА, Китая и других стран, на достаточно широкие полномочия местных и региональных властей, на местные инициативы и институты сотрудничества, пронизывающие приграничные социумы, на финансовую поддержку из центра в условиях особого экономического статуса по-граничья.

В связи с тем, что в постсоветских условиях термины, отражающие функциональную специфику границы, на практике проявляют себя с точностью до наоборот, предлагаем говорить об эффективных и неэффективных границах, ха-

рактеристики которых определяются их функциями в отношении легальных и нелегальных видов экономической активности (таблица).

Итак, важнейшая особенность приграничных территорий России и Казахстана заключается в том, что за ними закреплён особый административный, но не экономический статус. Под экономическим статусом в данном случае мы понимаем особую региональную политику государства в отношении приграничных территорий.

Трансграничный пояс, формирующийся на стыке России и Казахстана, по мнению авторов, можно определить в качестве потенциально единого, но институционально не оформленного сегмента экономического пространства, охватывающего территории приграничных регионов обеих стран с чрезвычайно слабыми сетевыми взаимодействиями.

Список литературы

1. Балтийский регион как полюс экономической интеграции / под ред. В. П. Гутника, А. П. Кле-мешева. Калининград : РГУ им. Канта, 2006. 392 с.

2. Бусыгина, И. М. Сжимая пространство до образа мест // Отеч. зап. 2002. № 6.

3. Вардомский, Л. Б. Приграничное сотрудничество на «новых» и «старых» границах России // Евразийс. экон. интеграция. 2008. № 1. С. 90-108.

4. Верхоланцева, К. В. Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах // Власть. 2009. № 3. С. 70-73.

5. Грибова, С. Н. Развитие приграничных регионов России: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Улан-Удэ, 2011. 41 с.

6. Дружинин, П. В. Развитие экономики приграничных регионов: методологические и методические основы : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Петрозаводск, 2006. 42 с.

7. Иванов, С. А. Формирование приграничного с Россией пояса открытости КНР // Ойкумена.

2009. № 3. С. 52-60.

8. Клыков, А. М. Китайский фактор регионального развития дальневосточных субъектов Российской Федерации : дис. ... канд. геогр. наук. СПб. : РГПУ, 2008. 181 с.

9. Колосов, В. А. Геополитика и политическая география / В. А. Колосов, Н. С. Мироненко. М., 2001.

10. Комков, Е. Г. Канада — США: на пути к таможенному союзу? // США и Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 5. С. 46.

11. Костюнина, Г. М. Трансграничные свободные экономические зоны зарубежных стран (на примере Китая) [Электронный ресурс] / Г. М. Костюнина, В. И. Баронов. иЯЬ: http://www.vestnik. mgimo.ru

12. Кузнецов, А. В. Граница: барьер или стимул для развития? / А. В. Кузнецов, О. В. Кузнецова // Рос. эксперт. обозрение. 2006. № 4.

13. Николаев, А. Г. Современные тенденции

экономического сотрудничества стран АТР : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. 16 с.

14. Сегедин, В. Н. Перспективы развития трансграничных систем предпринимательства в современной России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград : ВГТУ, 2011. 27 с.

15. Селезнёв, А. Ю. Россия и экономическая политика Европейского союза «Северное измерение» : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 22 с.

16. Трансграничный регион: понятие, сущность, формы / под ред. П. Я. Бакланова, М. Ю. Шинковского. Владивосток : Дальнаука,

2010. 276 с.

17. Филиппов, П. Н. Интернационализация межотраслевых комплексов: на примере энергетических кластеров северо-запада России и Финляндии : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2005. 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.