Научная статья на тему 'Новые подходы преподавания медико-биологических дисциплин на факультете физической культуры УГПИ'

Новые подходы преподавания медико-биологических дисциплин на факультете физической культуры УГПИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / MODEL / INTEGRATIVE COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оглоблин Константин Алексеевич

Разработана модель по медико-биологическим дисциплинам и интегративный комплекс для повышения качества подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оглоблин Константин Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to the biomedical disciplines studying at physical culture department of Ussuriisk State Pedagogical Institute

Biomedical disciplines model has been developed both with the integrative complex for improving the students' training quality.

Текст научной работы на тему «Новые подходы преподавания медико-биологических дисциплин на факультете физической культуры УГПИ»

УДК 378

НОВЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УГПИ

Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент,

заведующий кафедрой основ медицинских знаний и охраны здоровья детей,

ГОУВПО «Уссурийский государственный педагогический институт» (УГПИ)

Аннотация

Разработана модель по медико-биологическим дисциплинам и интегративный комплекс для повышения качества подготовки студентов.

Ключевые слова: модель, интегративный комплекс.

NEW APPROACHES TO THE BIOMEDICAL DISCIPLINES STUDYING AT PHYSICAL CULTURE DEPARTMENT OF USSURIISK STATE PEDAGOGICAL

INSTITUTE

Konstantin Alekseevich Ogloblin, the candidate of medical sciences, senior lecturer,

Head of the Department of Health education and health care for children,

Ussuriisk State Pedagogical Institute

Annotation

Biomedical disciplines model has been developed both with the integrative complex for improving the students’ training quality.

Keywords: model, integrative complex.

Начало XXI века заметно усилило процесс реорганизации содержания физкультурного образования - вышел новый федеральный закон «О физической культуре и спорте», идет работа над совершенствованием образовательных стандартов, изменяются структура и спектр специальностей, появляются альтернативные образовательные учреждения. Однако можно констатировать, что, как и ранее, больше внимания уделяется получению академических знаний и гораздо меньше - знаний профессиональных, не в полном объеме формируются практические умения и навыки работы в условиях изменяющейся экономики [2].

В этих условиях необычайно остро актуализируется проблема подготовки кадров для обеспечения отрасли. Модернизация системы подготовки высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры в соответствии с требованиями XXI века является актуальной задачей общества [3].

Условия неопределенности современного информационного общества требуют ориентации профессиональной подготовки не столько на усвоение знаний определенного предмета, сколько междисциплинарного подхода, требуется подготовка к решению постоянно возникающих новых и неожиданных задач. В связи с этим конструирование и реализация студентом собственного образовательного маршрута становится особенностью профессиональной подготовки [7].

Нами была разработана модель медико-биологической подготовки будущего педагога физкультуры и спорта (рис. 1).

Модель подготовки будущих учителей физвоспитания по медико-биологическим дисциплинам строилась на основе следующих положений:

1) модельное исследование управления учебным процессом по медикобиологическим дисциплинам нужно начинать с определения содержания подготовки учителя физвоспитания по вышеуказанным дисциплинам, а также с оценки предвидимой будущей деятельности специалиста и его подготовки в решении практических и научных задач;

Практическая

подготовка

■ педагогическая учебная

практика но фкзвоспитанию

■ педагогическая учебная практика по ОБЖ

■ спортивно-оздоровительные МЕРОПРИЯТИЯ.

Доминирующие методы обучения Инновационные методы обучения

Эвристические, опережающие, псишгогические, валеопогические, агате ало гич еские. инфо рмадао нио-юо ммутшка тивкые, креативные, проектные, диалогические, контакт ив ные

________ I I _________

_ Результат - опережающей готовности студентов к непрерывному

Рис. 1. Интегративная модель опережающей подготовки будущего педагога физической культуры по медико-биологическим дисциплинам

2) при организации учебного процесса по медико-биологическим дисциплинам на основе межпредметных связей необходимо опираться на 3 системных основания - содержательно-информационные, операционно-деятельностные, организационнометодические; именно эти системные основания служат базой для повышения знаний по медико-биологическим дисциплинам;

3) содержательно-информационные основания должны давать студентам обширную информацию, включая сюда лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу (работу в библиотеке, пользование Интернетом);

4) операционно-деятельностные основания должны включать активное участие студентов в лабораторных занятиях, умение пользоваться различными приборами и аппаратурой, умение определять функциональные способности организма спортсмена, оценивать его работоспособность, умение составлять программы по использованию средств

восстановления в тренировочном и соревновательном процессах;

5) организационно-методические основания должны включать методические разработки по всем темам изучаемых медико-биологических дисциплин, особое внимание уделять интеграции тех учебных тем, которые изучаются на разных кафедрах по одной тематике со своими подходами (например, тема «Витамины» изучается на биохимии, гигиене физического воспитания и спорта, спортивной медицине); необходимо проводить комплексные лекции по вышеуказанным темам, чтобы разные специалисты со своих точек зрения осветили эту проблему и главное, выявить общую составляющую данной темы; выполняя курсовые и выпускные квалификационные работы, студенты должны не только дать широкий литературный обзор по выбранной теме, но и самостоятельно провести научные исследования, которые должны быть достоверны (что подтверждается математической статистикой);

6) следует иметь в виду, что диалектика взаимосвязи модели по медикобиологическим дисциплинам и практике заключается в том, что с одной стороны модель призвана направлять и корректировать педагогическую деятельность, а с другой стороны - в процессе опытно-экспериментальной работы совершенствуется сама модель;

7) практическая значимость познавательной функции модели по медикобиологическим дисциплинам состоит в том, что она может служить импульсом, источником поиска и определения педагогических условий, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей физвоспитания.

Более прогрессивным для улучшения качеств подготовки будущих спортивных педагогов по медико-биологическим дисциплинам является проектирование интегративного комплекса, который позволит обеспечить более совершенное у студентов информационное и функциональное опережение по этим дисциплинам, повысит интеллектуальный багаж их и более высокое качество обучения и усвоения учебного материала.

Разработку интегративного комплекса, нужно начинать с решением следующих дидактических задач: уплотнение и концентрация учебной информации; профессиональная направленность в изучении дисциплин; цельность и динамика изучения моделей; наличие ядра интегративного базиса; динамичность процесса интеграции в контексте развития науки [5].

Чтобы разработать интегративный комплекс по медико-биологическим дисциплинам, нужно определить системообразующий фактор [1].

Глубокий анализ в системе интеграции в профессиональном становлении личности будущего специалиста строится на базе дивергентно-модульного подхода. Каждый образовательный модуль совершается синтетическим и системно-организованным знанием [8].

Признак систем предполагает взаимодействие процессов дивергирования (роста разнообразия) и конвергирования (сокращение разнообразия) на разных уровнях системной вертикали интегрированных дисциплин. Так, например, при интегрировании темы «Применение восстановительных средств в спорте» мы расширили количество преподаваемых элементов за счет введения спецкурса по выбору «Спортивная реабилитология, диетология и фармакология». При интегрировании темы «Физическое воспитание детей школьного возраста» мы расширили количество преподаваемых элементов за счет введения спецкурса по выбору «Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе». В процессе универсализации происходит рост разнообразия применяемых методов, увеличивается учебная информация за счет введения новых курсов и в то же время увеличивается информационная плотность каждого понятия и совершенствуется технология обучения.

Каждая преподаваемая дисциплина в интегрированном комплексе завершается личностной синтетической картиной, которая выступает системогенотипом к следующей дисциплине и служит источником более глубокого осмысления нового знания, трансли-

руемого в момент обучения. Происходящая постепенная адаптация личности к профессионально важному знанию имеет опережающий уровень в сфере ее будущей деятельности. Реализация этого подхода, требует синтезации образовательного и научноисследовательского процессов, в целях быстрого перетекания потоков новых знаний из сферы науки в сферу образования [5].

Следующей особенностью интегративного комплекса является процесс стержне-низации. Его суть заключается в выборе базового терминологического ядра в качестве стержня, на который нанизываются понятийные поля интегрируемых дисциплин. Следствие этого процесса будет «сращивание» понятий и их содержания, установления связей между стержневыми и другими понятиями [6].

В нашем интегрированном комплексе по медико-биологическим дисциплинам стержнем будет теория и методика физической культуры как основной и ведущей дисциплиной в высшем физкультурном образовании (см. табл. 1).

Таблица 1

Интегративный комплекс по медико-биологическим дисциплинам______________

СИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ СТЕРЖНЕНИЗАЦИЯ

ИК - часть целостного учебного процесса ТМФК

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Интегральной системы Новой дидактической системы Интегрируемых дисциплин и модулей

Анализ подготовки современного спортивного педагога Изучение планов и выбор интегрированных медикобиологических дисциплин Анализ интегрируемых дисциплин или модулей Создание понятийного аппарата интегрируемых дисциплин Установление связей понятийного аппарата интегрируемых дисциплин Универсализация понятийного аппарата

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ

РАЗНООБРАЗИЕ

Проблемных задач Информационного объема Внутренней организации ИК

Расширение и усложнение понятийного аппарата Стандартизация понятийного аппарата и уплотнение информационного потока Формирование системного знания в обучении Анализ методики интегрируемых дисциплин

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ ПО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Целей обучения Содержания Средств коммуникации Технологии обучения Системной диагностики

-я яе д и йи І 5 § о ё в в ч Степень функциональности Психологопедагогические основы оптимизации Соответствие науке и составление программ Определение мотивационных возможностей Определение скорости усвоения учебного материала Создание единой технологической цепочки: цели - содержание - педагогическая коммуникация Координация и синхронизация деятельности студентов и преподавателей Определение показателей качества

Становление системных познаний и развитие личностного потенциала студентов зависит от учебно-познавательной ориентации. Она включает в себя анализ противоречий и формулировку проблем, получения новой, интегрировано научной и целостной картины мира и мотивации к изучению дисциплин.

При создании интегративного комплекса должны быть учтены некоторые принципы. Сущность принципа заключается в том, что это - нормативное положение, которое

базируется на педагогической закономерности и представляет собой обширную стратегию решения задач проектирования комплекса. Необходимость принципа стандартизации определяется требованием соответствия ключевых понятий различных медикобиологических учебных дисциплин при интеграции в комплекс. Принцип дивергентно-сти позволяет систематизировать информацию, полученную в процессе анализа учебных дисциплин, фундамент профессионализма будущей производственной деятельности выпускника. В процессе проектирования интегративного комплекса необходимо учитывать интенсивность информационной емкости учебного материала.

Учебные перегрузки, некомфортные условия познавательной деятельности, не соблюдение гигиены умственного труда, неадекватные нагрузки в тренировочном процессе, симптомы перетренированности не обеспечивают положительного результата у студентов при применении интегративного комплекса.

В тоже время при отсутствии выше указанных причин, положительным качеством интегративного комплекса становится появление новой целостности в системе формирования будущего специалиста, новых системных знаний, и личностных свойств студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления / В.С. Безрукова. -Екатеринбург : Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. - 93 с.

2. Горелов, А. А. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5. - С. 40-41.

3. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11. - С. 40-41.

4. Похоруков, О.Ю. Модель подготовки учителя физической культуры владеющего основами восточных единоборств на основе межпредметных связей // Совершенствование системы физического воспитания и спорта в условиях промышленных регионов Сибири. - Новокузнецк, 2004. - С. 72-77.

5. Саксонова, Л.П. Концептуальные основы интеграции образовательных систем технического университета // Интеграция образования. - 2005. - № 3. - С. 36-42.

6. Чапаев, Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике / Н.К. Чапаев. - Екатеринбург : Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. - 224 с.

7. Чекалева, Н. В. Изменения в образовательном процессе современного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6. - С. 114-115.

8. Щипанов, В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисципли-нарных образовательных систем / В.В. Щипанов. - М. : сследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 173 с.

Контактная информация: kafedramedizini@yandex.ru

УДК 159.938

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ВРАЧА

Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

(СГМУ)

Аннотация

Разработка технических средств и способов изучения памяти человека на движение (моторная память) и методов их применения непосредственно в процессе подготовки медицинских кадров является одной из важных предпосылок воспитания физической культуры у будущего врача.

Ключевые слова: моторная память, формирование, способность к управлению движением,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.