Научная статья на тему 'Новые подходы к определению целевых ориентиров долгосрочного развития региона'

Новые подходы к определению целевых ориентиров долгосрочного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / REGIONAL COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / THE COMPETITIVENESS OF REGION COMPETITIVE TO A POSITION OF REGION / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / REGIONAL FACTORS OF ECONOMIC GROWTH / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOUR PRODUCTIVITY / ПАРИТЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА / PARITY OF POTENTIAL LABOUR PRODUCTIVITY / "ПРОРЫВ" В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА / TARGET REFERENCE POINTS OF DEVELOPMENT OF REGION / "BREAK" IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Михаил Михайлович

В статье раскрыты новые подходы к выбору и обоснованию ориентиров долгосрочного развития региона, основанные на конкурентной позиции региона и паритете производительности труда. Предложено видение источников и сценариев «прорывов» экономического развития в Республике Дагестан на период до 2030 года, обеспечивающих позитивные изменения в социально-экономической системе и более высокие темпы экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO DEFINITION OF TARGET REFERENCE POINTS OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF REGION

In article new approaches to a choice and a substantiation of reference points a dale-gosrochnogo of development of the region, based on a competitive position of region and parity of labour productivity are opened. Vision of sources and scenarios of ";breaks" of economic development in Republic Dagestan for the period till 2030, providing positive changes in social and economic system and higher rates of economic growth is offered.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к определению целевых ориентиров долгосрочного развития региона»

ЧЕРНЫШОВ М.М.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье раскрыты новые подходы к выбору и обоснованию ориентиров долгосрочного развития региона, основанные на конкурентной позиции региона и паритете производительности труда. Предложено видение источников и сценариев «прорывов» экономического развития в Республике Дагестан на период до 2030 года, обеспечивающих позитивные изменения в социально-экономической системе и более высокие темпы экономического роста.

СНЕШУЯНО V М.М.

NEW APPROACHES ТО DEFINITION OF TARGET REFERENCE POINTS OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF REGION

In article new approaches to a choice and a substantiation of reference points a dale-gosrochnogo of development of the region, based on a competitive position of region and parity of labour productivity are opened. Vision of sources and scenarios of "breaks" of economic development in Republic Dagestan for the period till 2030, providing positive changes in social and economic system and higher rates of economic growth is offered.

Ключевые слова: региональная конкуренция, конкурентоспособность региона, конкурентные позиции региона, региональные факторы экономического роста, целевые ориентиры развития региона, производительность труда, паритет потенциальной производительности труда, «прорыв» в социально-экономическом развитии региона.

Keywords: a regional competition, the competitiveness of region competitive to a position of region, regional factors of economic growth, target reference points of development of region, labour productivity, parity of potential labour productivity, "break" in social and economic development of region.

Постановка проблемы.

Разработка любых концептуальных положений (доктрина, концепция, стратегия) долгосрочного социально-экономического развития требует четкого понимания целевых ориентиров развития. Эти ориентиры должны быть конкретными и измеримыми (то есть иметь четкие показатели оценки), достижимыми (должно быть понимание способов их выполнимости), структурируемыми (то есть быть делимыми на частные задачи или направ-

ления действий, выполнение которых можно связать с конкретными исполнителями или группами интересов), взаимно поддерживающими (то есть действия по достижению одного целевого ориентира не должны мешать достижению других целей) и ориентированными во времени.

На наш взгляд, выбор целевых ориентиров должен основываться на целях и мотивах жизнедеятельности (интересах) субъектов, значимо влияющих на исследуемую социально-экономическую систему.

В соответствии с теорией стратегического управления, всю совокупность ориентиров можно разделить на три основных типа: идеалы (ориентиры, приближение к которым в прогнозируемом периоде может обеспечить качественные изменения в системе), цели (общие ориентиры, достижение которых в прогнозируемом периоде возможно полностью или в большей части) и задачи (частные, количественно измеряемые ориентиры, способные быть выраженными в виде конкретных действий с указанием объемов затрачиваемых на них ресурсов и ожидаемых от их реализации результатов).

В условиях использования адекватной реальности статистической базы, прогноза сохранения параметров социально-экономической системы региона, стабильности внешней среды, а также при небольшом горизонте прогнозирования для определения целевых ориентиров могут применяться корреляционно-регрессионный анализ и методы математической экстраполяции.

Несовершенство статистики, кризисные явления в национальной и мировой экономике, прогнозируемые радикальные изменения в структуре экономики и экономических отношениях региона снижают достоверность существующих зависимостей и затрудняют возможность применения методов исследования числовых трендов для определения долгосрочных ориентиров.

В этом случае для определения ориентиров долгосрочного развития целесообразно применять методы оценки конкурентной позиции региона и инструментарий факторного анализа экономического роста.

Оценка конкурентной позиции региона1.

Одной из главных движущих сил развития социально-экономической системы является конкуренция. Региональная конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за ограниченные ресурсы, платежеспособный спрос, лучшую позицию в системе влияния.

В этой связи конкурентоспособность региона - это свойство, отражающее привлекательность региона для граждан, бизнеса, капиталов и ин-теллекта.2

1 Более подробно данный вопрос рассмотрен в докладе автора «Республика Дагестан в системе региональной, национальной и глобальной конкурентной среды», представленном 17 апреля 2009 года на семинаре Московской школы политических исследований «Институциональные препятствия модернизации»

2 Различают внешние (природно-климатические условия, инфраструктура, стабильность политической системы, состояние информационного поля) и внутренние конкурентные преимущества региона (принятые обществом ценности, квалификация рабочей силы, особенности общественной и экономической самоорганизации).

Задача стратегии регионального развития состоит в том, чтобы, опираясь на региональные конкурентные преимущества, повысить собственную конкурентоспособность до уровня, обеспечивающего более выгодные по сравнению с конкурирующими странами и регионами условия для жизни и бизнеса, конкурентоспособность отраслей региона и производимых в регионе товаров и услуг. Эта задача достигается путем изменения совокупности элементов, влияющих на конкурентоспособность региона (таблица 1).

Таблица 1

Элементы социально-экономической системы, влияющие на уровень конку-

рентоспособности региона как места для жизни и бизнеса.

Виды конкурентоспособности Категории и показатели, характеризующие конкурентоспособность

Конкурентоспособность региона как места для жизни Уровень заработной платы; Стоимость жилья; Стоимость аренды жилья; Прожиточный минимум (стоимость набора товаров и услуг); Тарифы на ЖКХ, транспорт; Степень развития ЖКХ; Экология; Уровень преступности; Качество образования; Качество здравоохранения

Конкурентоспособность региона как места для бизнеса Наличие природных ресурсов и земли; Наличие и качество рабочей силы; Издержки производства; Издержки нелегальности (степень коррупционной нагрузки на бизнес); Возможность доступа к источникам сырья и к рынкам сбыта; Ёмкость внутреннего регионального рынка; Транспортные издержки по доставке сырья в регион и произведенных товаров на основные рынки; Банковский процент по кредитам; Уровень налогообложения (региональная и местная составляющая); Тарифы на топливо и энергию; Тарифы на подключение предприятия к коммуникациям

Принимая решение о выборе региона как места для жизни, гражданин оценивает регион по определенной системе показателей, определяющих соотношение возможных благ и затрат, связанных с проживанием в данном регионе. Если совокупность затрат и издержек значительно превышает уровень благ и доходов, а также материальные и психологические издержки, связанные с переменой место жительства, то гражданин принимает решение о переезде в более привлекательный регион. Таким образом, происходит региональная конкуренция за ограниченные трудовые ресурсы. Аналогичный алгоритм принятия решений о создании и смене места бизнеса существует для хозяйствующих субъектов.

Конкурентоспособный регион привлекает инвестиции, предпринимательские таланты, активную и конкурентоспособную рабочую силу, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и собственного благосостояния, чем в регионе с меньшей конкурентоспособностью.1 Соответственно, конкурентоспособный регион характеризуется положительным сальдо по торговым и финансовым операциям, инвестициям и миграции. В регионах с пониженной конкурентоспособностью более дорогие денежные ресурсы, более жесткие требования к заёмщикам и страхователям.

1 К примеру, банковская ставка по кредитам в Республике Дагестан в 1,5 раза выше, чем в соседних регионах (Ставропольский край, Краснодарский край, Астраханская область, Ростовская область).

В таблице 2 показаны отрасли дагестанской экономики, имеющие конкурентные преимущества1 и основные категории товаров и услуг, производимых в Дагестане. Для оценки конкурентоспособности Дагестана необходимо сопоставить конкурентные преимущества региона с аналогичными показателями регионов-конкурентов.

Таблица 2

Элементы конкурентоспособности Республики Дагестан

Виды конкурентоспособности Отрасли, виды товаров и услуг

Конкурентоспособность отраслей Дагестана Транспорт; Топливо и энергетика; Рекреация; Сельхозпроиз-водство; Виноградарство и виноделие; Обрабатывающая промышленность; Образование; Здравоохранение

Конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в Дагестане Транзит и перевалка грузов; Нефть, нефтепродукты, газ и электроэнергия; Туристко-рекреационные услуги; Продукция народных промыслов; Продукция овцеводства и овощеводства; Виноград, вина, виноградное бренди; Напитки, консервы; Строительные материалы; Среднее и профессиональное образование; Медицинские услуги

2

Анализ конкурентных позиций Дагестана в РФ позволил сформировать список регионов-конкурентов Дагестана (таблица 3) и сделать вывод об отставании республики от регионов-конкурентов.

1 При оценке конкурентоспособности следует рассматривать следующие конкурентные преимущества региона: природно-климатические преимущества (богатство природными ресурсами, выгодное географическое положение, благоприятный климат); социально-политические преимущества (стабильность рыночных отношений, стабильность политической ситуации, функциональность законодательной системы, эффективность судебной системы, уровень преступности); технологические преимущества (капиталовооруженность 1 часа труда, удельный вес прогрессивного оборудования, уровень автоматизации производства и управления, уровень износа основных средств, уровень развития информационных технологий, уровень создания новой интеллектуальной продукции, способность к сертификации и защите прав интеллектуальной собственности); культурные преимущества (ценности общества и степень их ориентации на развитие личности, организационная культура, управленческая культура, контрактная дисциплина, степень информационной открытости, степень интеграции в систему мировых культурных ценностей); экономические преимущества (устойчивость и эффективность налоговой системы, эффективность системы государственного регулирования экономики, уровень развития системы корпоративного менеджмента, уровень НИОКР и эффективность системы профессионального образования, качество кредитно-финансовой системы, квалификация персонала). Другой стороной региональной конкурентоспособности является конкурентоспособность ведущих отраслей экономики, а также товаров и услуг, производимых в регионе. Оценка конкурентоспособности производится по следующим критериям: качество товара или услуги (известность торговых марок, надежность, комфортность, привлекательность дизайна, оптимальная производительность, экологичность), цена товара или услуги (низкие издержки производства, уровень унификации и стандартизации, материа-ло-, трудо- и энергоемкость производства, состояние рынка сбыта, уровень конкуренции у поставщиков сырья и комплектующих), качество сервиса (ремонтопригодность товара, эффективность системы постпродажного обслуживания, гарантийное обслуживание, наличие инфраструктуры гарантийного обслуживания, качественная упаковка товара), затраты потребителя товара (наличие товаров-заменителей, уровень конкуренции у производителей товара, удельный расход ресурсов и энергии на эксплуатацию товара).

2 Детальный анализ содержится в докладе автора «Республика Дагестан в системе региональной, национальной и глобальной конкурентной среды».

Таблица 3

Страны и регионы, конкурирующие с Дагестаном

Отрасли Регионы-конкуренты Страны-конкуренты

Транспорт Астраханская область Турция, Иран, Казахстан

Топливно-энергетический комплекс Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Ставропольский край, Краснодарский край, Чеченская Республика Азербайджан, Казахстан, Туркменистан

Рекреация Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область Турция, Болгария, Кипр, Словения, Черногория

Сельхозпроизводство Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Калмыкия Азербайджан

Виноградарство и виноделие Краснодарский край, Ставропольский край, Московская область, Республика Северная Осетия -Алания Армения, Грузия, Молдавия

Промышленность строительных материалов Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Волгоградская область, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область Китай, Турция, страны Евросоюза

Обрабатывающая промышленность Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Волгоградская область Китай

Образование и здравоохранение Ростовская область, Москва Страны Евросоюза

Произведенный анализ текущего и желаемого (при горизонте прогнози-

рования до 2020 года) уровня конкурентоспособности Дагестана показал, что в качестве одного из целевых ориентиров долгосрочного развития Дагестана можно обозначить обеспечение достижения более высокого уровня конкурентных позиций и лидирующего положения республики по сравнению с результатами регионов-конкурентов. На этой основе дана оценка текущего и желаемого уровня страновой и глобальной конкурентоспособности Дагестана (таблица 4).

Таблица 4

Оценка текущего и желаемого уровня конкурентоспособности

Конкурентоспособность отраслей Уровень конкурентоспособности Республики Дагестан

текущий в 2006 г. желаемый к 2020 г.

Страновой Глобальный Страновой Глобальный

Транспорт ниже среднего низкий выше среднего Средний

Топливо и энергетика ниже среднего средний выше среднего выше среднего

Рекреация низкий очень низкий высокий средний

Сельхозпроизводство ниже среднего низкий выше среднего средний

Виноградарство и виноделие средний ниже среднего высокий выше среднего

Обрабатывающая промышленность низкий очень низкий выше среднего средний

Образование и здравоохранение низкий очень низкий высокий выше среднего

Анализ конкурентных позиций Дагестана в РФ позволил оценить набор конкурентных позиций Дагестана по производству продукции основных отраслей экономики (таблица 5), которые могут выступать в качестве локальных (отраслевых) ориентиров долгосрочного развития.

Таблица 5

Конкурентные позиции Дагестана по видам продукции_

Основные виды продукции Конкурентная позиция

текущая в 2006 г. желаемая к 2020 г.

Производство электроэнергии, млрд. КВт. 3,9 17-20

Мощности электростанций, млн. КВт. 1,8 4-4,2

Добыча нефти, млн. тонн 0,33 1,5-1,9

Добыча природного газа, млн. м3 603 3300

Производство виноградного бренди, млн. дал. 1,26 1,9

Производство виноградных вин, млн. дал. 0,136 0,57-0,99

Производство шампанских и игристых вин, млн. дал 1,44 3,8

Производство мяса, тыс. тонн 3,6 55-65

Перевозка грузов железнодорожным транспортом, млн. т. 2,1 18

Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т.-км. 491 3000

Грузооборот морского транспорта, млрд. т.-км. 2 5,3

Численность туристов, тыс. чел.1 169,6 570-780

Выход отраслей дагестанской экономики на данные позиции означал бы

качественные изменения в социально-экономической системе, позволяющие рассматривать отрасль в качестве «локомотива» экономического роста.

Однако отсутствие способов достижения большинства указанных ориентиров в обозначенные сроки делает их невыполнимыми, а значит, не удовлетворяющими обозначенным выше требованиям.

Соответственно, анализ конкурентоспособности Дагестана позволяет сделать следующие выводы:

1. Дагестан не обладает конкурентными преимуществами, которые позволили бы в течение ближайших 10 лет стать основой достижения более высокого уровня социально-экономического развития за счет одной или нескольких отраслей.

2. Выпускаемые в Дагестане товары не могут обеспечить эквивалентный обмен с другими регионами, стать основой бездотационного бюджета и высокого уровня оплаты труда.

3. Решение проблемы развития Дагестана лежит в реализации нескольких тысяч проектов, обеспечивающих переход на новый уровень производительности труда и культуры производства.

4. Возникновению и реализации подобных проектов мешают главным образом препятствия в институциональной сфере.

5. Развитие Дагестана невозможно без радикальных изменений в структуре экономики и в действующей системе экономических отношений.

1 В 2006 году ЮФО посетило 9,5 млн. туристов, из которых 80% приходится на Краснодарский край, 6% -на Ставропольский край и 5% - на Ростовскую область, 1,79% - на Республику Дагестан. Конкурентная позиция Дагестана оценивается на уровне 6 % рынка и прогноза потока туристов 10-13 млн. чел.

Факторы экономического роста.

Если социально-экономическое развитие предусматривает структурную перестройку экономики и социальной сферы, модернизацию действующих институтов, то для определения целевых ориентиров следует использовать инструментарий факторного анализа.

В экономической литературе принято выделять три группы факторов, определяющих экономический рост1: факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения. Факторами предложения являются объем, структура и качество природных трудовых и капитальных ресурсов. Они формируют физическую способность экономики к росту, но для обеспечения реального роста, кроме способности экономики к наращиванию производства, также необходимо наиболее полное вовлечение расширяющегося объема ресурсов в экономический оборот, распределение ресурсов наилучшим образом с точки зрения максимизации полезного продукта, эффективное использование увеличивающейся массы ресурсов. Все это требует от общества повышения совокупных расходов, отражая влияние факторов спроса и распределения на экономический рост.

Как и в случае с определением ориентиров развития на основе конкурентной позиции региона, применение инструментария факторного анализа основано главным образом на рассмотрении факторов предложения.

В основе предложенной и используемой нами методики лежат теоретические подходы, описанные в работах Теодора Шульца2 (лауреата Нобелевской премии 1979 г. «За новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран», исследовавшего причины ускоренного послевоенного восстановления ФРГ и Японии, автора Теории человеческого капитала) и Роберта Солоу (лауреата Нобелевской премии 1987 г. «За фундаментальные исследования в области теории экономического роста», автора макроэкономической модели, определяющей зависимость экономического роста от факторов труда, капитала и технологий).

Основной теоретический постулат методики состоит в следующем: в основе экономического развития находятся человеческие ресурсы - единственный активный элемент, обладающий способностью производить стоимость. Все остальные переменные (деньги, сырье, земля, оборудование и энергия) - это лишь инертные потенциалы, которые определяют способ производства человеком новой стоимости.

1 Более подробно вопрос изложен в докладе автора «Региональные факторы экономического роста» на Южной секции содействия развитию экономической науки ООН РАН «Факторы экономического развития юга России» (г. Волжский, сентябрь 2003 года).

2 По данной проблематике известны следующие работы Т. Шульца: статья «Создание капитала образованием» (1960 г.), монографии «Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследований» (1971 г.) и «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Среди работ Р. Солоу можно выделить следующие: «Технические изменения и совокупная производственная функция» (1957 г.) и «Инвестиции и технический прогресс» (1959 г.), «Экономические организации и социальные системы» (1967 г.). Один из фундаментальных выводов, сделанных на основе модели Солоу заключается в том, что для долговременного экономического роста гораздо большее значение имеет регулирование научно-технического и организационного прогресса, чем регулирование инвестиций.

Производительность труда

Потенциал экономического развития может быть достаточно точно определен, исходя из прогноза изменения уровня производительности труда. Производительность труда - это эффективность производственной деятельности людей, измеряемая количеством продукции (благ и услуг), произведенной в единицу рабочего времени (час, месяц, год).

Основными факторами роста производительности труда являются:

- Факторы качества рабочей силы: уровень интеллектуального развития работника, его физическое здоровье, система ценностных ориентаций, трудовая активность, ответственность, дисциплинированность и т. д.

- Факторы материально-технической базы производства: капиталовооруженность труда, эффективность использования энергии и материалов, уровень развития техники, технологии и т. д.

- Организационные факторы: развитие кооперации и специализации производства, способ организации труда и производства, деловой климат, уровень административного давления на бизнес и т.д.

- Факторы оптимальной стыковки производства продукции и ее реализации: состояние рынков сбыта, транспортная доступность, привлекательность странового и регионального брендов, эффективность разработки и реализации маркетинговых стратегий и т.д.

США Бельгия Франция Армения Беларусь Казахстан Россия Дагестан 2006 2006 2006 2006 2006 2006 2006 2006

Рис. 1. Сравнение по производительности труда развитых стран мира, СНГ, России и Республики Дагестан (данные 2006 года).

Одним из препятствий развития Дагестана является низкая производительность труда в регионе.

Производительность труда на большинстве дагестанских предприятий в десятки раз ниже европейского уровня. Производительность, урожайность и продуктивность в сельском хозяйстве примерно в 3 раза ниже среднероссийских и в 5-7 раз среднеевропейских показателей.

Это объясняется как теневым производством, так и низкой квалификацией работников, изношенностью основных фондов, устаревшими технологиями производства, высокими затратами материалов и энергии на единицу продукции, низкой культурой производства.

Крайне низкий уровень производительности труда в промышленности, урожайности и продуктивности в сельском хозяйстве не позволяет обеспечить населению республики высокий уровень доходов за счет экономических источников. Темпы роста заработной платы в отраслях материального производства уступают и будут заметно уступать государственному сектору и росту социальных выплат. Это усиливает иждивенческие настроения в обществе, а также ведет к увеличению социального расслоения общества.

Согласно отчету Международной организации труда (МОТ) «Ключевые показатели рынка труда», первое место в мире по производительности труда занимают США (см. рис.1). В 2006 году производительность труда в развитых странах мира и СНГ составляла: США - $63,9 тыс., Бельгия - $55,2 тыс., Франция - $54,6 тыс., Армения - $22,8 тыс., Беларусь - $21,5 тыс., Казахстан - $18,7 тыс., Россия - $15,5 тыс. В Дагестане в тот же период производительность труда составляла $4,8 тыс.

Реализация Концепции развития РФ (в её последней редакции) предполагает повышение производительности труда до уровня стран Восточной Европы, при этом закладывается опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом валового внутреннего продукта.1

В Концепции развития РФ обозначено: «По прогнозным оценкам, к 2020 году при инновационном сценарии развития прогнозируется рост производительности труда более чем в 2,5 раза» .

В более ранних документах органов государственной власти РФ указывалось на необходимость четырехкратного повышения уровня производительности труда.

1 В проекте прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов (прил. к проекту Концепции развития РФ 2020) содержатся следующие целевые ориентиры:_

Показатели Сценарии развития

Инерционный Энерго-сырьевой Инновационный

ВВП 2020 год к 2007 году 1,8 раза 2,0 раза 2,3 раза

Производительность труда 2020 год к 2007 году 1,9 раза 2,2 раза 2,5 раза

2 В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ указано, что «на первом этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году): рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 %; рост производительности труда - 140 - 141 %;», «на втором этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году): рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 %; рост производительности труда - 171 - 178 %;».

В отраслевом разрезе рост производительности труда на 1 занятого планируется Концепцией развития РФ от 1,7 до 5 раз в зависимости от отрасли1.

По оценке РАН, в стоимости российского ВВП 82% составляет природная рента, 12% - амортизация промышленных мощностей, созданных еще в советское время, которые уже изнашиваются и создают новые техногенные угрозы и только 6% ВВП являются результатами производительного труда. 94% национального дохода образуется за счет «проедания» прежнего наследия и природных ресурсов.

Проблема повышения «производительности труда» в стратегических документах РФ обозначена следующим образом: «В настоящее время по производству добавленной стоимости на одного занятого Россия отстает от США в 5,9 раз, от стран 07 - в 5,2 раза, от Японии - в 4,3 раза. По производству за один отработанный час разрыв еще выше: с США - 6,1 раз, со странами 07 - 5,4 раза»2.

Использование в качестве критерия целевого ориентира показателя производительности труда на 1 час (в отличие от производительности труда на 1 занятого) позволяет получить более корректный результат, очищенный от влияния численности занятых неполный рабочий день, безработных и иждивенцев.

Производительность труда россиянина в 2007 году составляла около $10 долларов в час, дагестанца - $4. Производительность труда в Норвегии - $38 в час; в США - $35,6; во Франции - $35.

Годовой фонд рабочего времени в США - 1815 часов, в Италии - 1600 часов, в Голландии - 1400 часов, в Южной Корее - 2447 часов.

При выборе целевых уровней развития Дагестана на основе изменений производительности труда в расчетах используются две величины годового фонда рабочего времени: плановый эффективный фонд - 1639 часов (средняя продолжительность рабочего дня 7,48 часов, потери по нетрудоспособности 98 часов - данные по 2007 году) и максимальный фонд - 2001 час (который определяется как максимально разрешенный законодательством

1 Из проекта прогноза РФ (прил. к проекту Концепции развития РФ 2020): рост производительности труда (по добавленной стоимости), %_

Вид деятельности 2010/2007 2015/2007 2020/2007

А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 113 170 260

В Рыболовство, рыбоводство 110 140 175

С Добыча полезных ископаемых 109 132 160

Б Обрабатывающие производства 126 195 302

Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 116 145 181

Б Строительство 150 228 353

0 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 137 200 299

пользования

Н Гостиницы и рестораны 113 148 197

I Транспорт и связь 114 153 217

К Операции с недвижимым имуществом, аренда и предостав- 128 199 310

ление услуг

2 Прогноз социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. С. 76-77

при 40-часовой рабочей неделе годовой фонд рабочего времени со средней продолжительностью рабочего дня 8 часов). При 36-часовой рабочей неделе максимальный фонд равен 1806 часов.

Определение целевых ориентиров региона делается на основе условия достижения паритета между РФ и Дагестаном по показателю «потенциальной производительности труда на 1 час» как «валовой продукт на 1 час работы человека трудоспособного возраста»1. Этот показатель достаточно полно характеризует потенциал экономики при условии наиболее полного использования трудовых ресурсов, позволяя делать расчеты в условиях дефицита данных по видам деятельности, пренебрегать несовершенством методики статистического учета и иными погрешностями.

В условиях достижения такого паритета можно утверждать, что обе социально-экономические системы страны и региона будут находиться на одном уровне эффективности при идеальных условиях функционирования (низком уровне безработицы, полной загрузке производственных мощностей, низких потерях рабочего времени из-за простоев, болезней и т.д.).

В реальной практике специфика социально-экономической системы (структура экономики, демографическая структура общества, характер природных ресурсов и т.д.) вносит некоторые коррективы. Поэтому в условиях равенства «потенциальной производительности труда» РФ и Дагестана регион имеет меньший уровень фактической производительности труда.

Прогноз производительности труда, годового фонда рабочего времени и количества занятых (на уровне 1,5 млн. человек, при уровне безработицы 10%) позволяет произвести оценку величины валового регионального продукта и объема произведенной добавленной стоимости на 1 занятого.

Это в свою очередь позволяет определить уровень налоговых доходов консолидированного бюджета, величину средней заработной платы, доходов населения, доступности жилья и т.д.

На этой основе формируется новое понимание целевых ориентиров Республики Дагестан в условиях вхождения России в глобальную и конкурентную систему мирохозяйственных связей. При этом региональные ориентиры развития легко сопоставить со страновыми ориентирами.

Для подобного сопоставления нами выбрано пять направлений: общие индикаторы благосостояния человека; производительность труда; доходы и уровень жизни населения; продолжительность жизни; налоговые изъятия, бюджетные доходы и расходы. Большинство показателей представляет собой систему, взаимосвязанную через основные факторы производства: труд и капитал.

В таблицах 5, 6 и 7 приводятся результаты расчетов основных целевых ориентиров развития РФ и РД на период до 2020 года.

1 Рассчитывается по формуле: Р1 = УИР / (БЯУшах * Тг), где Р1 - потенциальная производительность труда на 1 час, УИР - валовой региональный продукт в рублях, РЯУшах - максимальный годовой фонд рабочего времени, РЯУшах - количество трудоспособного населения, человек.

Таблица 5

Сопоставление целевых ориентиров развития России и Дагестана._

Стратегические целевые индикаторы Российская Федерация Республика Дагестан

1. Общие индикаторы благосостояния человека

1.1. Валовой продукт на 1 час работы человека трудоспособного возраста

Стартовая позиция в 2007 г. 245 руб. 57,5 руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 608 руб. 3 600 руб. 4

Цель-максимум 803 руб.3 800 руб. 4

1.2. Валовой продукт (ВВП и ВРП) на душу населения

Стартовая позиция в 2007 г. 231 тыс.руб. или $9,1 тыс.5 68 тыс.руб. или $2,68 тыс.6

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 535 тыс.руб. или $21 тыс.7 550 тыс.руб. или $21,5 тыс.8

Цель-максимум 900 тыс.руб. или $35,3 тыс.9 931 тыс.руб. или $36,5 тыс.10

1.3. Валовой внутренний (региональный) продукт

Стартовая позиция в 2007 г. 32 987 млрд. руб. 156,979 млрд. руб.11

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 76 700 млрд. руб. 1600 млрд. руб.

Цель-максимум 125 400 млрд. руб. 2700 млрд. руб.33

2. Производительность труда

2.1. Потенциальный годовой фонд рабочего времени

Оценка в 2007 г. 148,5 млрд. чел./час. 2,73 млрд. чел./час.

Прогноз в 2020 г. 129,2 млрд. чел./час. 3,35 млрд. чел./час.

2.2. Плановый годовой фонд рабочего времени

Оценка в 2007 г. 110 млрд. чел./ч. 1,45 млрд. чел./ч. 14

Прогноз в 2020 г. 103 млрд. чел./ч. 2,47 млрд. чел./ч.

2.3. Производительность 1 часа труда в целом и по видам экономической деятельности

Стартовая позиция в 2007 г. 299,5 руб. 108,3 руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 745 руб. 650 руб.

Цель-максимум 1217 руб. 1090 руб.

2.4. Производительность труда на 1 занятого в экономике

Стартовая позиция в 2007 г. 480 тыс. руб. 178,4 тыс. руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 1200 тыс. руб. 1065 тыс. руб.

Цель-максимум 1932 тыс. руб. 1800 тыс. руб.

1 В расчетах используется величина фонда при 40-часовой рабочей неделе - 2001 часов.

2 В расчетах используется расчетная величина трудоспособного населения в 2007 году, равная 1362 тыс. человек, рассчитанная на базе 1215 тыс. человек (уровень 2001 года), с учетом среднего за 1995-2001 год величины прироста трудоспособного населения на 24,4 тыс. чел. в год.

3 При численности трудоспособного населения в 2007 году - 74,1 млн. человек (занятых 68,7 млн. человек) и позитивном прогнозе на 2020 год - 64,4 млн. человек (занятых 63,9 млн. человек).

4 В расчетах используется прогнозная расчетная величина трудоспособного населения Дагестана в 2020 году, равная 1675 тыс. человек, численность занятых 1,5 млн. человек.

5 В 2007 г. $13,9 тыс. по расчету курса покупательной способности 16,6 рубля за 1 $.

6 При данных численности населения 2007 года 2,3 млн. чел., 2020 - 2,9 млн. чел., курсе доллара 25,5 рубля, или $4,1 тыс. по расчету курса покупательной способности 16,6 рубля за 1 $.

7 В 2020 г. $ 32 тыс. по расчету курса покупательной способности 16,6 рублей за 1 $. При данных численности населения РФ 2007 года 142,1 млн. чел., 2020 - 143,4 млн. чел.

8 Или $33 тыс. по расчету курса покупательной способности 16,6 рублей за 1 $.

9 В 2020 г. $ 30 тыс. по расчету курса покупательной способности 30 рублей за 1 $.

10 Или $31 тыс. по расчету курса покупательной способности 30 рублей за 1 $.

11 Данные налоговой статистики 2007 года

12 При 90 % использовании трудовых ресурсов и прогнозе увеличения доли РД в ВВП РФ с 0,48 % до 2,15%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 При сокращении трудоспособного населения РФ в 2007-2020 годах на 13%, безработицы с 6,3% в 2007 году до 2,7% в 2020 году, прогнозируется сокращение занятости в экономике на уровне 7%.

14 В расчетах используется величина годового фонда равная плановому эффективному фонду 1639 часа и численность занятых 882 тыс. чел.

Таблица 6

Сопоставление целевых ориентиров развития России и Дагестана

Стратегические целевые индикаторы Российская Федерация Республика Дагестан

3. Доходы и уровень жизни населения

3.1. Размер среднемесячной заработной платы

Стартовая позиция в 2007 г. 12,5 тыс. руб. ($490) 5,7 тыс. руб. ($224)

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 43 тыс. руб. ($1700)1 40 тыс. руб. ($1600)

Цель-максимум 70 тыс. руб. ($2700) 67 тыс. руб. ($2600)

3.2. Годовой объем доходов на душу населения

Стартовая позиция в 2007 г. 134 тыс. руб. 87,4 тыс. руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 345 тыс. руб.2 275 тыс. руб.

Цель-максимум 633 тыс. руб. 465 тыс. руб.

3.3. Годовой объем потребления на душу населения

Стартовая позиция в 2007 г. 111 тыс. руб. 57,2 тыс. руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 260 тыс. руб. 220 тыс. руб.

Цель-максимум 466 тыс. руб. 372 тыс. руб.

3.4. Годовой объем сбережения на душу населения

Стартовая позиция в 2007 г. 22,7 тыс. руб. 30,1 тыс. руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 85 тыс. руб. 55 тыс. руб.3

Цель-максимум 167 тыс. руб. 93 тыс. руб.

3.5. Доступность жилья как показатель отношения среднемесячной заработной платы к стоимости 1 кв. метра жилья4, коэффициент

Стартовая позиция в 2007 г. 0,43. 0,26

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 1,4 1,3

Цель-максимум 2,25 2,2

3.6. Средний уровень обеспеченности жильем, кв.м. 1 жителя

Стартовая позиция в 2007 г. 21,2 кв.м. 16,2 кв. м.

Целевой ориентир в 2020 г. 29 кв.м. 30 кв. м.

Таким образом, основой модели дагестанской экономики, выраженной через данную систему показателей, выступает достижение паритета уровня Республики Дагестан с уровнем Российской Федерацией по произведенному валовому продукту на 1 час работы человека трудоспособного возраста (цель-минимум - 600 рублей и цель-максимум - 800 рублей). Этот показатель отражает потенциал роста экономики, выраженный через производительность труда и величину доступных трудовых ресурсов. Более точные расчеты могут быть сделаны при наличии прогноза отраслевой структуры экономики.

В соответствии с этим подходом, планка целевых ориентиров социально-экономического развития региона должна возрасти, по ряду ключевых показателей превысив среднероссийский уровень. Их достижение даст возможность обеспечения конкурентоспособности Дагестана и сохранения устойчивости его развития в долгосрочной перспективе.

1 При курсе доллара 25,5 рубля

2 Исходя из прогноза роста реальных доходов населения 2,58 раза Концепции развития РФ

3 Отставание от среднероссийских показателей РД в 2020 году в расчете на душу населения обуславливается позитивной демографической структурой общества, когда более высока доля населения младше трудоспособного возраста.

4Агрегированный по территориям региона

Исходя из ориентира уровня производительности труда, на основе математических зависимостей определяются показатели средней заработной платы в экономике, объем доходов населения, объем налоговых платежей и т.д.

Факторы роста производительности труда могут быть развернуты в определенную систему мер и конкретных мероприятий.

Производительность труда становится главным критерием оценки конкурентоспособности региона, отраслей и отдельных предприятий, в том числе при решении вопросов о предоставлении государственной поддержки отраслям и предприятиям, а также при определении налоговых планов для субъектов экономики и территорий.

Таблица 7

Сопоставление целевых ориентиров развития России и Дагестана

Стратегические целевые индикаторы Российская Федерация Республика Дагестан

4. Налоговые изъятия, бюджетные доходы и расходы

4.1. Объем годовых налоговых платежей в бюджетную систему РФ

Стартовая позиция в 2007 г. 11,7 трлн. руб. 10,6 млрд. руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 25,7 трлн. руб. 336 млрд. руб.

Цель-максимум 42 трлн. руб. 567 млрд. руб.

4.2. Уровень бюджетных расходов к валовому продукту % 1

Стартовая позиция в 2007 г. 33,7% 20%

Целевой ориентир в 2020 г. 33,6% 20-23%

4.3. Доля бюджетных изъятий в валовом продукте (в целом), %

Стартовая позиция в 2007 г. 39,8% 6,7%

Целевой ориентир в 2020 г. 33,5% 21%

4.4. Объем годовых платежей в бюджетную систему РФ на 1 занятого работника

Стартовая позиция в 2007 г. 174 тыс. руб. 12 тыс. руб.

Целевой ориентир в 2020 г. Цель-минимум 402 тыс. руб. 223 тыс. руб.

Цель-максимум 672 тыс. руб. 367 тыс. руб.

5. Продолжительность жизни

5.1. Средняя продолжительность жизни Стартовая позиция в 2006 г. Целевой ориентир в 2020 г. Целевой ориентир в 2025 г. , лет 66 лет 72 года 75 лет 73,4 лет 80 лет 84 года

5.2. Средняя продолжительность трудовой активности граждан, часов

Стартовая позиция в 2006 г. для женщин 60,1 тыс. ч. 60,1 тыс. ч.

для мужчин 68,8 тыс. ч. 68,8 тыс. ч.

Целевой ориентир в 2020 г. для женщин 74 тыс. ч 74 тыс. ч

для мужчин 94 тыс. ч. 94 тыс. ч.

В настоящее время существует отставание Дагестана от среднероссийского уровня производительности труда в 3 раза, уровня заработной платы в 2,2 раза, уровня доходов на душу населения в 1,5 раза и уровня объема платежей в бюджетную систему в 14,5 раз. При достижении целей-максимум прогнозируется к 2020 году сокращение отставания по производительности труда до 10%, по размеру заработной платы - до 4 %, по доходам населения -

1 Дотационность рассматривается как возможность покрытия бюджетных расходов за счет внутренних бюджетных изъятий.

2 То же, что и уровень налоговых доходов бюджетной системы, % ВВП, ВРП

до 26 %, по платежам в бюджетную систему до 1,8 раза. Некоторые расхождения обусловлены особенностями демографической структуры общества и сохранением в структуре занятости высокой доли секторов с низкой производительностью (торговля и АПК).

Дальнейшее развитие республики зависит от того, произойдут ли качественные изменения в социально-экономической системе или же продолжатся лишь количественные изменения.

Ориентация на сохранение существующей системы, упор в основном на экстенсивные количественные изменения не позволяют достичь требуемого уровня ВРП. И, напротив, интенсивное освоение ресурсов, снятие барьеров развития (коррупции, теневой экономики, низкой эффективности государственного управления, слабости муниципального уровня власти и т.д.) способны обеспечить достижение более высокого уровня ВРП (в 1,5-2 раза). Также обеспечивается бездотационный уровень республиканского бюджета (объём расходов бюджета примерно соответствует объему годовых платежей в налоговую систему РФ ± 5-10%).

В случае, если удастся обеспечить условия для модернизации всей социально-экономической системы региона, темпы экономического развития могут выйти на качественно новый уровень, основанный не на природных ресурсах, а на высокой квалификации рабочей силы и предпринимательской инициативе. Данный рост может иметь преимущественно точечный характер, привязанный к множеству конкретных микро-проектов (например, коммерциализация инноваций, созданных в других регионах). Достижение этого качественного уровня позволяет перейти на следующий уровень развития - инновационный, при котором в республике не только коммерциализируется, но и создается большой объем интеллектуального продукта. Это способно обеспечить рост ВРП Дагестана до 5-7 трлн. руб.

В условиях мирового экономического кризиса, вызвавшего сокращение свободных инвестиционных ресурсов, падение цен на основные товары российского экспорта, снижение бюджетных расходов федерального центра, рост инфляции, снижение уровня жизни населения, а также кризисные явления в реальном секторе, связанные с падением спроса, определение целевых ориентиров нуждается в некоторых коррективах.

В этих условиях приоритетными становятся сокращение и рационализация государственных расходов, санация отраслей и территорий, реформа социальной сферы1, реформа государственного управления (рационализация системы и структуры государственного управления на уровне республики и территорий), снижение барьеров на пути бизнеса, снижение уровня коррупции, вывод экономики из тени, подготовка к оживлению мировой экономики.

С выходом мировой экономики из кризиса, необходима новая корректи-

1 Например, упразднение районных медучреждений (поликлиник), создание на их базе центров экстренной медицины по признаку транспортной доступности и концентрация амбулаторного и стационарного лечения в республиканских медицинских центрах. Разделение образования на центры подготовки (в том числе, дистанционного образования) и центры компетенций (по принципу: обучение где угодно и как угодно, а экзамены в определенных лицензированных платных центрах, существующих в конкурентной среде).

ровка целевых приоритетов. Ими должны стать: развитие экономики при активной роли государства в системе частно-государственного партнерства, развитие системы профессионального образования как главного ресурса модернизации, формирование иных предпосылок для модернизации экономики, общества, социальных связей. На этом этапе основным источником роста экономики должны выступать экстенсивные факторы, должна быть завершена реформа социальной сферы (в первую очередь образования и здравоохранения), эти отрасли превращаются из затратных сфер в новый источник роста экономики.

Лишь после этого можно говорить о модернизации экономики и соци -альной сферы Дагестана. Приоритетами в этот период становятся снижение вмешательства государства в экономику, экспансия и борьба за конкурентоспособность на российском и глобальном рынках, начало коренной модернизации экономики, рост её эффективности за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Источником роста экономики на этом этапе выступают интенсивные факторы (прогресс в технологиях производства и управления, коммерциализация созданных в других регионах инноваций, внутренние инвестиции).

После модернизации социально-экономической системы региона можно говорить о переходе к экономике знаний, прогрессе в науке и инновациях, преобладании высокотехнологичных производств в промышленности и сельском хозяйстве. Источником роста экономики станут отрасли, создающие новые материалы, продукты, технологии, знания, информацию. Доля в ВРП промышленности, сельского хозяйства и строительства будет сокращаться, расти доля сферы услуг (образование, здравоохранение, финансовая деятельность и т.д.).

Таким образом, развитие экономики региона может проходить на основе одного из двух альтернативных вариантов, предусматривающих различные целевые ориентиры.

Первый вариант основан на прогнозе равномерного развития, основанного на количественных изменениях, связанных с ростом объема потребляемых ресурсов (инвестиций, труда, природных ресурсов и т.д.). Этот вариант развития основан на потенциале традиционных приоритетов (сельское хозяйство, рекреация, промышленность).

Второй вариант основан на прогнозе трех качественных «рывков», вызванных качественными изменениями в социально-экономической системе региона. Проведение в период кризиса, в условиях дефицита инвестиционных и бюджетных ресурсов ряда реформ позволит осуществить первый «прорыв» в динамике развития, выводящий систему на новый качественный уровень. Его начало совпадает с этапом выхода страны из мирового финансового кризиса. Прогнозируя повторение «эффекта девальвации рубля», в государственной политике делается упор на стимулирование развития предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию. Одновременно с этим проходит ускоренное освоение земельных, природных и трудовых ресурсов региона. В случае реализации факторов прорыва рост ВРП должен со-

ставить 2,2 раза (около 40-50% в год).

Второй «прорыв» связан с этапом вхождения России в число мировых технологических лидеров. Прогнозируя массовое создание новых технологий, Дагестан делает ставку на коммерциализацию (внедрение в производство) технологических новшеств, а также юридическое сопровождение защиты интеллектуальных прав собственности. Подобный подход требует меньших объемов и сроков инвестиций в человеческий капитал, предполагает сочетание высокой предпринимательской инициативы с базовым инженерно -экономическим образованием. Качественно новый уровень производительности труда второго «прорыва» связывается с развитием значительного количества небольших фирм, занимающихся бизнесом в сфере высоких технологий. Позитивные изменения в уровне доходов значительной части населения республики вызовет переход сферы услуг в качественно новое состояние (рост цены и качества услуг), новый «бум» жилищного и коммерческого строительства, обновление систем образования и здравоохранения. В случае реализации факторов этого прорыва, рост ВРП должен составить 6,6 раза (около 70-80% ежегодно). Затем ожидается период стабилизации и снижения темпов роста ВРП до 3-7% в год.

Третий «прорыв» возможен как логическое развитие первых двух в период 2025-2030 гг. Его источником может стать переход от коммерциализации инноваций к их созданию. К этому периоду ожидается формирование качественно иного инновационного потенциала республики. Эти изменения основаны на реформе образования, а также на созданном в период модернизации значительном научном и инженерном потенциале. Средние годовые темпы роста ВРП за 10 лет могут составить 15-20%.

В случае снижения темпов реформирования социально-экономической системы Дагестана, неполного использования ресурсного потенциала республики, благоприятных возможностей внешней среды, а также других ключевых элементов развития, «прорывы» не произойдут, и темпы развития будут ближе к первому варианту.

_Литература_

1. Отчет Международной организации труда (МОТ) «Ключевые показатели рынка труда» (Key Indicators of the Labour Market) // www.ilo.org

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов // www.economy.gov.ru

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // www.economy.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.