Научная статья на тему 'Новые подходы к дифференцированному физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы'

Новые подходы к дифференцированному физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOL CHILDREN / HEALTH / PHYSICAL BRINGING UP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова О. В.

The state of children health during the years of studying at school has negative dynamics. The results of this research prove that educational programs in physical culture for school children with different health level have positive rehabilitation effect. Differential physical bringing up has positive effect on the physical development and physical state of school children and improves the function of the external breath.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Approaches to the Problem of Differential Physical Training of School Children

The state of children health during the years of studying at school has negative dynamics. The results of this research prove that educational programs in physical culture for school children with different health level have positive rehabilitation effect. Differential physical bringing up has positive effect on the physical development and physical state of school children and improves the function of the external breath.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к дифференцированному физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы»

Е.В. Балановская, В.С. Ващилин, В.Ю. Песик и др.

3. Спицын В.А. Биохимический полиморфизм человека.-М.:МГУ, 1985.- 214 с.

4. Хуснутдинова Э.К. Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона.- Уфа, 1999.- 238с.

5. Пузырев В.П. и др. // Молекулярная биология.- 2004.-Т.38, №1.- С. 129-138.

6. Ли Ч. Введение в популяционную генетику.- М.: Мир, 1978.- 555 с.

7. Балановская Е.В., Рычков Ю.Г. // Генетика.- 1990.- Т.26, №4.- С. 739-748.

8. Животовский Л.А. //Ж. общ. биологии.- 1979.- Т.15, №4.- С. 587-594.

9. Nei M. // Proc. Nat. Acad. Sci. USA.- 1973.- Vol.70.-P.3321-3323.

УДК: 613.955:371.73

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.В. ТАРАСОВА*

В условиях современной школы физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и физических качеств детей, совокупность которых в решающей мере определяют его физическую работоспособность [ 1 ]. Важнейшими функциями физического воспитания являются развивающаяся и оздоровительно-гигиеническая. Физические упражнения оказывают на организм тонизирующее

(стимулирующее), трофическое, компенсаторное и

нормализирующее действие, положительно сказываются на умственной работоспособности, состоянии вегетативной нервной системы, деятельности внутренних органов [11].

В последние десятилетия наблюдается тенденция к прогрессивному ухудшению здоровья школьников [1, 3, 7]. Сложившаяся ситуация обусловлена комплексным воздействием на здоровье социально-гигиенических, медико-биологических и экологических факторов риска. Значимым фактором является несоответствие программ и технологий физического воспитания состоянию здоровья учащихся общеобразовательных школ [1]. Ухудшению функционального состояния организма и здоровья школьников способствуют дефицит двигательной активности и снижение мышечных усилий (Резолюция Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», Москва, 12-14 мая 2004 г.). Реабилитация детей с ослабленным здоровьем - актуальная проблема современной школы. Индивидуализация и дифференциация физических нагрузок - реальный путь оптимизации физического воспитания и образования учащихся, ибо в каждой возрастной группе есть дети, обладающие разным уровнем физической

работоспособности, следовательно, объем выполняемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным [6].

Данные обследований состояния здоровья свидетельствуют об усилении дисгармоничности развития школьников за последние 20 лет за счет выраженного увеличения числа школьников с пониженной и низкой массой тела при высоком росте. Большая учебная нагрузка и низкая мотивация учеников школ к здоровому образу жизни приводят к гипокинезии и дизрегуляции ростовых процессов. Резко снизились показатели мышечной силы во всех возрастно-половых группах [7]. За период обучения с 1 по 9-й классы число здоровых детей уменьшается в 4 раза, абсолютно здоровыми могут быть признаны только 10% учащихся, каждый второй имеет морфофункциональные отклонения, 40% детей страдает хроническими заболеваниями [8]. По данным исследований, проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, распространенность функциональных отклонений к окончанию школы составляет 2815,8%о, хронических заболеваний - 875%о [9]. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3

* Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств [10].

Любая патология вне зависимости от нозологической формы отражается на двигательной функции ребенка. Малоподвижная форма поведения влечет за собой целый ряд негативных последствий: снижение работоспособности и

адаптационно-компенсаторных возможностей, ухудшение показателей кардио-респираторной системы, нарушение высшей нервной деятельности. Рационально организовать двигательную активность детей и подростков с хронической патологией, утративших в той или иной мере какую-либо функцию на длительный срок, призвана адаптивная физическая культура, которая использует для этой цели сохранные функции, природные физические ресурсы и духовные силы индивида [2].

Существующие проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников должны решаться непосредственно в образовательном учреждении. До сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, не решена проблема дифференцировок величины и содержательной направленности нагрузок и обучающих воздействий, остается открытым вопрос обоснованности жесткого государственного стандарта физической подготовленности [1].

Цель исследования - изучение эффективности учебной программы по физкультуре для общеобразовательной школы, составленной с учетом состояния здоровья школьников.

Материал и методы исследования. Объектом настоящего исследования являются учащиеся МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 10» г. Архангельска в количестве 105 человек в возрасте 13-14 лет. Сформированы две группы, сопоставимые по возрастно-половому составу. Экспериментальную группу составили 55 учащихся 7-х классов, которые занимались физкультурой по учебной программе оздоровительной направленности, разработанной с учетом состояния здоровья школьников. В контрольную группу (КГ) вошли 50 учеников. Эти школьники занимались физкультурой по общепринятой учебной программе.

Дети, принявшие участие в исследовании в зависимости от исходного состояния здоровья, были распределены для занятий физкультурой на три медицинские группы: основную (ОГ), подготовительную (ПГ) и специальную (СГ) [12]. Уроки

физкультуры в этих группах проводились раздельно по адаптированным программам [3]. В сетку учебных занятий для них был введен третий урок физкультуры в неделю, который проводился в плавательном бассейне или на свежем воздухе.

Объективное обследование школьников экспериментальной и КГ с комплексной оценкой состояния здоровья осуществлялось исходно, в начале учебного года, и в динамике, в конце учебного года [4]. Для оценки адекватности физической нагрузки и реакции сердечно-сосудистой системы использовали пробу А. Мартине. Вентиляционную функцию легких исследовали при помощи компьютерной спирометрии с измерением жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и показателей бронхиальной проходимости: объем форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ1), пиковая объемная скорость (ПОС), максимальная объемная скорость (МОС) на участках бронхиального дерева, соответствующих 25, 50 и 75%, индекс Вотчала - Тиффно. Для определения уровня физической подготовленности детей применяли общепринятые двигательные тесты комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Тестирование физических способностей велось на уроках физкультуры в начале и в конце учебного года.

Результаты исследования подверглись комплексной обработке методами математической статистики по программам Microsoft Excel, Statistica for Windows. Расчет доверительных интервалов, анализ достоверных различий вели по методу Стьюдента.

Результаты. В основе исследования лежит апробация новой программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, разработанной совместно преподавателями Северного государственного медицинского университета и Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова при участии учителей, врачей и психологов школы. Вариативный компонент программы включал физические упражнения оздоровительно-реабилитационной направленности, элементы лечебной и адаптивной физкультуры. При подборе

О.В. Тарасова

упражнении учитывались основные отклонения в состоянии здоровья, уровень функциональных возможностей, показатели физического развития и физической подготовленности школьников. В основу построения программы положен принцип: положительное влияние оказывают только оптимальноиндивидуальные физические нагрузки. При проведении занятий в СГ физические нагрузки строго дозировались, осуществлялся контроль за переносимостью предложенного двигательного режима. Раздельное проведение занятий по физкультуре в ОГ, ПГ и СГ позволяет избежать методических ошибок при проведении уроков, которые неизбежны при использовании в учебном процессе учебных программ, составленных без учета состояния здоровья школьников. Режим постепенно нарастающих

дозированных нагрузок позволяет в более ранние сроки учащихся, возобновивших посещение школы после болезни, привлекать к систематическим занятиям физкультурой первоначально в СГ, затем в ПГ. При таком подходе можно избежать затягивания режима гиподинамии в периоде

реконвалесценции, ребенок быстрее адаптируется к физическим нагрузкам режима обучения.

Результаты исследования показали, что занятия

физкультурой по обновленной программе не оказывают

непосредственного влияния на темпы роста. Динамика основных показателей физического развития детей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) была положительной и

соответствовала возрастным нормативам [5]. В то же время за период учебного года в экспериментальной группе прирост числа учащихся с гармоничным физическим развитием составил 12,7%,а в КГ - только 1,5%.

усл.ед.

наклон вперед из положения сидя

вис на перекладине

подтягивания

на

перекладине

(□начало учебного года Оконец учебного года I

Рис.1. Динамика показателей двигательных тестов у девочек специальной медицинской группы

положения

сидя

(□начало учебного года Оконец учебного года |

Рис. 2. Динамика показателей двигательных тестов у мальчиков специальной медицинской группы

Физическая подготовленность предполагает

сформированность основных двигательных навыков, физических качеств личности, а тот или иной уровень её достигается в результате физической тренировки [7]. Нами поставлена задача оценки динамики физической подготовленности у школьников экспериментальной группы, которые в течение учебного года занимались физкультурой по новой программе. При этом под физической подготовленностью понимался уровень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степень овладения двигательными умениями и навыками. Для тестирования физических качеств учащиеся выполняли двигательные тесты: челночный бег, наклон вперед в положении сидя, вис на согнутых руках на перекладине, сгибание

и разгибание туловища в положении лежа, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места.

170,

160

150

140

130

190 А

основная специальная

(□начало учебного года Оконец учебного года |

Рис. 3. Динамика показателей «прыжки в длину с места» у девочек, занимающихся в основной, подготовительной и специальной медицинских группах

см

200

150

100

50

У

основная

специальная

(□начало учебного года Оконец учебного года |

Рис. 4. Динамика показателей «прыжки в длину с места» у мальчиков, занимающихся в основной, подготовительной и специальной медицинских группах

Проанализированы результаты тестирования в ОГ, СГ и ПГ. Наибольший прирост показателей отмечен у школьников СГ и ПГ, что объясняется соответствием содержания программ по физкультуре уровню функциональных возможностей детей с отклонениями в состоянии здоровья. Учащиеся СГ за учебный год имели значительный прогресс в развитии гибкости, силовых и скоростных способностей, выносливости (рис.1-4). Положительные сдвиги в тестах у мальчиков и девочек СГ обусловлены рациональным сочетанием базового и вариативного компонентов учебной программы по физкультуре с оздоровительной направленностью при раздельном проведении занятий и систематическом врачебно-педагогическом контроле.

Таблица 1

Динамика величин жизненной емкости легких и показателей проходимости дыхательных путей

Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа

1-е измерение 2-е измерение 1-е измерение 2-е измерение

ЖЕЛ, л 2,75 ± 0,1 ' 3,07 ± 0,13** 3,08 ± 0,11 3,21 ± 0,13

ОФВ1, л/с 1,99 ± 0,11 ' 2,7 ± 0,1*** 2,2 ± 0,1 ' ' ± * ,44 ,13 2, 0,

ПОС, л/с 5,8 ± 0,25 5,38 ± 0,26 5,54± 0,2 5,47± 0,24

МОС, 25%, л/с 5,31 ± 0,26 5,19 ± 0,25 5,26 ± 0,25 5,13 ± 0,25

МОС, 50%, л/с 4,99 ± 0,24 4,4 ± 0,21** 4,72 ± 0,19 4,53 ± 0,18

МОС, 75%, л/с 3,77 ± 0,19 3,11 ± 0,18*** 3,4 ± 0,18 3,36 ± 0,16

ОФВ/ЖЕЛ% 73,63 ± 3,8 ' 89,1 ± 2 04*** 69,76 ± 3,71 76,57 ± 3,01

Отличия достоверны между величинами до и после эксперимента:

* р<0,05, ** р<0,01, *** р<0,001. Отличия достоверны между фактическими и должными величинами: 'р<0,05, ''р < 0,01, ''' р < 0,001

Одна из задач, которая решалась в ходе исследования, состояла в изучении показателей, характеризующих функциональное состояние дыхательной системы учащихся в ходе апробации учебной программы. Применена спирометрия как наиболее распространенный метод исследования механики

см

0

усл.ед

Статья

дыхания у детей школьного возраста. Этот метод дает косвенную характеристику сопротивления и эластических свойств легких и грудной клетки на основании измерения объемов легких и максимальных объемных скоростей. Вентиляционная функция легких исследовалась дважды: исходно, в начале учебного года -1-е измерение и в конце учебного года - 2-е измерение (табл.1). Фактические величины ЖЕЛ и ОФВ1 сравнивали с должными, рассчитанными при помощи уравнений регрессии. Должный индекс Вотчала - Тиффно определяли по формуле, предложенной И.С. Ширяевой (1970 г.). Важным показателем, характеризующим состояние внешнего дыхания, является ЖЕЛ. Сравнительный анализ фактических величин ЖЕЛ в динамике выявил их рост при втором измерении как в экспериментальной, так и в КГ. Статистически достоверным (р<0,01) этот результат является для экспериментальной группы школьников. При этом исходные фактические величины ЖЕЛ в экспериментальной группе были снижены по сравнению с должными (р<0,05), что можно объяснить составом группы, включавших детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физкультурой. Выполнение легкими специфической функции внешнего газообмена в значительной степени определяется состоянием воздухоносных путей. При исследовании проходимости дыхательных путей у школьников обеих групп было выявлено снижение фактических величин индекса Вотчала - Тиффно и ОФВ1 по отношению к должным величинам (р<0,001, р<0,01). Эти данные согласуются с результатами ранее проведенных исследований: для детей, проживающих в северных широтах, характерны обструктивные нарушения проходимости дыхательных путей.

По завершению эксперимента фактические величины ОФВ1 статистически достоверно увеличились в обеих группах. При этом динамика более выражена в экспериментальной группе (р<0,001), чем в КГ (р<0,05). В КГ, не смотря на положительную динамику к концу эксперимента, фактическая величина ОФВ1 осталась сниженной по сравнению с должной (р<0,05). Сравнительный анализ фактических величин максимальной объемной скорости (МОС) на участках бронхиального дерева, соответствующих 25, 50 и 75% выявил положительную

тенденцию, характерную для контрольной группы и статистическую достоверность снижения величин МОС 50% (р<0,01) и МОС 75% (р<0,001) у школьников экспериментальной группы. Наиболее точным показателем, характеризующим бронхиальную проходимость, является индекс Вотчала -Тиффно. Известно, что снижение значений этого показателя при нормальной величине ЖЕЛ или относительно незначительном её снижении происходит за счет уменьшения ОФВ1 и является ранним признаком бронхиальной обструкции. При втором измерении по окончанию эксперимента фактические величины индекса увеличились в обеих группах со статической достоверностью в экспериментальной группе (р<0,001). При этом сопоставление фактических величин индекса Вотчала - Тиффно с должными свидетельствует, что в отличие от экспериментальной группы, у детей КГ фактические величины индекса остались сниженными по завершению эксперимента (р<0,01). Результаты, полученные после апробации учебной программы по физкультуре с оздоровительной направленностью, говорят в пользу улучшения функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания у школьников экспериментальной группы. Положительная динамика показателей, характеризующих функцию внешнего дыхания, говорит о более рациональном подходе к содержанию и организации уроков физкультуры в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Выводы. Эффективность учебной программы по физкультуре возрастает при раздельном обучении школьников с учетом состояния здоровья на уроках физкультуры. Дифференцированный подход к дозированию и направленности физической нагрузки с учетом состояния здоровья положительно влияет на физическое развитие школьников: растет число учащихся с гармоничным развитием, обеспечивается прогресс в формировании двигательных навыков и физических качеств. Организация занятий физкультурой с применением программы с оздоровительной направленностью способствует улучшению функции внешнего дыхания, о чем свидетельствует положительная динамика величин ЖЕЛ и ОФВ1, увеличение значений индекса Вотчала - Тиффно. Учебная программа по физкультуре в школе приобретает оздоровительно-

реабилитационную направленность при сочетании оптимального содержания, обусловленного уровнем здоровья школьников, рациональной организации уроков физкультуры, и

систематического врачебно-педагогического контроля.

Литература

1. Казин ЭМ. и др. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: уч. пособ.-Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.- 279 с.

2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2003.- 240 с.

3. Парфенов И.Г. Физиологическое обоснование и оценка эффективности внедрения вариативного компонента учебной программы по физкультуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью в общеобразовательной школе: Автореф. дис... канд. мед. наук.- Архангельск, 2004.- 21 с.

4. Руководство по клиническому исследованию ребенка / Под ред. В.И. Макаровой.- Архангельск, 2002.- 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности,

нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция: лекция для врачей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение.- Изд. 3-е, перераб., доп.- Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗРФ, 2000.- 97 с.

6. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра-Спорт, 2000.- 192 с.

7. Матвеева НА. Мониторинг детей и подростков в

образовательных учреждениях.- М.: Династия, 2003.- С. 365-394.

8. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения

и воспитания детей: руководство для медицинских и

педагогических работников образовательных и лечебнопрофилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005.- С. 60-106, С. 247-263.

9. Барсукова Н.К и др.. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков.. - М.: Династия, 2006.- С. 58-62.

10. Здоровьесберегающие технологии в

общеобразовательной школе: методология анализа, формы,

методы, опыт применения: Метод. реком.- М.: Триада-форм., 2002.- 118 с.

11. Лисовский В А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Уч. пособ.- М.:Советский спорт, 2001.- 320 с.

12. Организационно-методические основы урока физической культуры с оздоровительно-реабилитационной направленностью в начальных классах общеобразовательной школе: Методическое пособие / Под ред. Г.Н. Дегтевой.-Архангельск: Изд-во СГМУ, 2005.- 126 с.

NEW APPROACHES TO THE PROBLEM OF DIFFERENTIAL PHYSICAL TRAINING OF SCHOOL CHILDREN

O. TARASOVA Summary

The state of children health during the years of studying at school has negative dynamics. The results of this research prove that educational programs in physical culture for school children with different health level have positive rehabilitation effect. Differential physical bringing up has positive effect on the physical development and physical state of school children and improves the function of the external breath.

Key words: school children, health, physical bringing up.

УДК 007-056.23

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

В.В. МОСТОВЩИКОВА, И.А. ПОПОВ, В.В. ТИХОНЕНКО*

Внедрение такого крупномасштабного проекта, как приоритетный национальный проект «Здоровье» (ПНП

«Здоровье»), требует проведения информационно-

пропагандистской работы среди населения, медицинской общественности, представителей исполнительной и

* ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.