Научная статья на тему 'Новые методы преподавания истории в техническом вузе'

Новые методы преподавания истории в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриахметова Флюра Мубаракзяновна, Холоднов Владимир Григорьевич

В статье рассматриваются новые методы преподавания истории в техническом вузе, обосновывается необходимость логического сочетания традиций и новаций с учетом компетентностного подхода в обучении и подготовке современных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриахметова Флюра Мубаракзяновна, Холоднов Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые методы преподавания истории в техническом вузе»

УДК 93/94:004.9

НОВЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ

ВУЗЕ

Ф.М. Нуриахметова, В.Г. Холодное

(г. Казань, Российская Федерация)

В статье рассматриваются новые методы преподавания истории в техническом вузе, обосновывается необходимость логического сочетания традиций и новаций с учетом компетентностного подхода в обучении и подготовке современных специалистов.

Ключевые слова: преподавание истории, традиции и инновации в обучении, компетентностный подход, подготовка специалистов.

NEW METHODS OF TEACHING HISTORY IN TECHNICAL

UNIVERSITY

F.M. Nuriakhmetova, V. G. Kholodnov

(Kazan, Russian Federation)

Abstract. The article devoted for new methods of teaching history in technical university, substantiate a necessity of logical combination of traditions and innovations taking into account the competence-based approaches in education and preparation of modern specialists.

Key words: teaching of history, traditions and innovations in education, the competence-based approach, preparation of specialists.

В современной России происходят существенные изменения во всех сферах деятельности общества, в том числе и в системе образования. На этот процесс оказывают существенное влияние глобализация, широкое развитие и внедрение в повседневную жизнь людей коммуникационных и информационных технологий. Определение места и роли России в мире, формирование ее национальной идентичности, переоценка ценностей привели к поиску новых образовательных траекторий и приоритетов, особенно это проявляется в отношении гуманитарных наук и, прежде всего, истории. Современность вносит свои коррективы в понимание исторического процесса, тем самым воздействует на процесс развития национальной истории, исходя из новых задач, стоящих перед обществом. В связи с этим преподавание исторических дисциплин в вузе порождает множество проблем - в определении направлений и методологии изучения истории,

формировании исторического мировоззрения студентов, терпимого отношения к иному мнению и готовности к диалогу.

В рамках создания нового учебника по истории были разработаны и приняты новая концепция и историко-культурный стандарт, выражающие основу нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода. После широкого профессионального и общественного обсуждения, многочисленных дискуссий и споров относительно неоднозначных событий истории началась работа по подготовке «новой линейки учебников» по отечественной истории с учетом различных позиций и оценок, направленная на воспитание национальной гордости и патриотизма молодежи, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями.

Поиск нового содержания и методологии преподавания истории предполагает переход к современным технологиям обучения, при которых логика истории как учебной дисциплины соответствует логике исторической науки, логике развития научных знаний в целом. Это в полной мере должно соответствовать целям вузовского образования, направленного не только на овладение студентом знаниями, умениями и навыками, но и на способность свободно ориентироваться в окружающем его мире. Не менее важно сегодня в изучении истории определить приоритет общечеловеческих духовных ценностей, созданных за тысячелетия мировой истории, которые должны органически сочетаться с национальными ценностями, способствовать формированию самостоятельности мышления, расширению кругозора обучаемых, проявлению толерантности и взаимопонимания в условиях современного информационного общества.

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения обозначил ряд существенных изменений в содержании, структуре и, соответственно, в подходах к преподаванию истории в высших учебных заведениях. Анализ содержания ФГОС ВПО по дисциплине «История» для технических, экономических и гуманитарных направлений позволяет отметить, что программа включает методологические и теоретические

проблемы исторической науки, классификацию исторических источников и историографию, рассмотрение истории России как части всемирной истории. Однако на изучение отечественной истории, начиная с периода Древней Руси и до настоящего времени, а также соотнесение ее с событиями мировой истории выделяется в общей сложности вдвое меньше аудиторных часов, чем ранее. Это, безусловно, сказывается на качестве преподавания, поскольку предполагает фрагментарное рассмотрение ряда тем, обозначенных в программе дисциплины. В результате следования учебному плану сужается круг наиболее важных вопросов, необходимых для изучения. Восполнить этот пробел возможно благодаря разработке и внедрению новых форм и технологий обучения студентов неисторических направлений и профилей подготовки.

Новые федеральные образовательные стандарты третьего поколения ориентированы на результаты образования и основаны на компетентностном подходе. Уровень овладения студентами общекультурными компетенциями (ОК) во многом связан с изучением блока гуманитарных дисциплин, которые включены в базовую и элективную части учебных планов, а так же в перечень дисциплин по выбору студентов. Преподавателями кафедры истории для всех направлений бакалавриата, реализуемых в Казанском государственном энергетическом университете, определены ОК в рамках дисциплины «История», разработаны учебно-методические комплексы по истории и историческим дисциплинам. Проводится работа по созданию электронно-образовательных ресурсов читаемых дисциплин и размещению их на электронной площадке университета для внедрения в учебный процесс.

Компетентностный подход к оценке результатов обучения подразумевает и новую систему оценочных средств полученных знаний. Как показала практика, тестирование студентов - промежуточное и итоговое -имеет ряд недостатков, связанных с несовершенством единого банка тестов (федеральный интернет-экзамен по дисциплине «История»), необязательностью освоения определенного объема дидактических единиц,

вероятностью получения хороших результатов при слабых знаниях предмета. Модульное тестирование затрудняет проверку реальных знаний, письменной и устной культуры речи студентов, способствует случайному угадыванию ответов, показу фактов, но не их объяснению и логики с точки зрения причинно-следственных связей [1].

Действительно, традиционные методы обучения и контроля знаний студентов не теряют своей актуальности, в то же время наряду с традиционными методами широко внедряются в учебный процесс и инновационные - ориентированные на реализацию личностно-развивающей парадигмы образования и использование интеллектуально-творческого потенциала студента. В качестве таковой выступают активная и интерактивная модели обучения, основанные на применении информационных компьютерных технологий (ИКТ). Их внедрение в учебный процесс является одним из требований реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС ВПО. Доля интерактивных занятий определяется особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин и должна составлять не менее 20% аудиторных занятий. С учетом этого в учебном процессе практикуется проведение проблемных лекций, лекций-презентаций, лекций пресс-конференций в режиме оп-Нпе-обучения и другие современные формы с учетом технических возможностей кафедры и университета. Подготовлены мультимедийные разработки по дисциплинам «История», «История культуры» и «Культурология», которые прошли официальную регистрацию в Отраслевом фонде алгоритмов и программ (ОФАП).

Безусловно, использование ИКТ облегчает подачу теоретического материала, помогает привести содержание дисциплины «История» и знания студентов в соответствие с требованиями Федерального интернет-экзамена, условиями олимпиады по истории России, активно использующими фотографические, картографические и иные иллюстративные материалы [2]. В целом создание мультимедийного контента является одним из

эффективных методов организации обучения, мощным педагогическим средством, выходящим за рамки традиционных методов обучения [3].

В современной педагогике высшей школы накоплен определенный багаж знаний в области методов и приёмов использования мультимедийных технологий в обучающем процессе, позволяющих превратить презентацию из вспомогательной во вполне самодостаточную форму самостоятельной работы студентов как в индивидуальном, так и коллективном плане. Продуманное использование мультимедийных средств способствует расширению исторического пространства, а соединение слова и образа уплотняет процесс восприятия, что позволяет эффективно и оперативно проводить обсуждение по заданной тематике [4]. Кроме того, создается хорошая возможность для развития самостоятельного, креативного мышления студентов.

В ходе учебного процесса широко используются и такие формы, как проблемные лекции и семинары, которые при правильной и умелой организации и подготовленной аудитории дают хороший результат. Однако опыт показывает, что при проведении проблемных лекций и семинаров -дискуссий возникают прогнозируемые сложности, поскольку не все студенты готовы воспринимать лекцию с высоким уровнем теоретических обобщений. Коллизионность материала ограничивает и круг участников обсуждения, их способность с помощью аргументации излагать и отстаивать свою позицию. Тем более это относится к студентам технических специальностей, которые порой демонстрирует слабый уровень исторического знания и общей гуманитарной подготовки.

Наиболее эффективной выступает интерактивная технология «on-Нпе»-обучения, когда интернет-ресурсы являются хорошим подспорьем для преподавателя. Неограниченные возможности Интернета - электронные сайты, особенно Росархива, где размещена и постоянно обновляется информация об исторических событиях, различных выставках, «on-line» проектах, приуроченных к выдающимся событиям и датам, можно

использовать как в качестве дополнительного материала к лекциям, так и наглядно демонстрировать студентам во время семинарских занятий [5].

На кафедре в процессе преподавания исторических дисциплин в традиционную лекционно-семинарскую систему вводятся и такие интерактивные формы, как ролевые игры, дискуссии и диспуты, конкурсы творческих работ с обсуждением, метод инсценировки (по ключевым событиям из истории России), лекции-викторины, семинары-экскурсии в виде презентации или видеоролика о самых ярких архитектурных памятниках или исторических событиях [6]. Умелое сочетание традиционных и интерактивных методов позволяет не только успешно организовать обучение и самостоятельную работу студента, развивать его коммуникативные навыки, но также способствует пониманию современного исторического дискурса, роли субъектов исторического процесса и социально-политической ситуации в целом.

Применение инновационных технологий в вузе является важным фактором успешности учебного процесса. Во многих вузах созданы специальные структурные подразделения, отвечающие за качество образования и его информационное сопровождение, что позволяет преподавательскому составу получить навыки работы с применением ИКТ. К сожалению, сегодня в силу разных причин не все гуманитарные кафедры имеют возможность использовать все преимущества информационных технологий: остро ощущается нехватка компьютерных классов и современного программного обеспечения, других инновационных технических средств. Например, такое цифровое устройство, как электронная интерактивная доска (ИД), предоставляет широкие возможности в процессе обучения, создает новый уровень наглядности и объема информации посредством показа видео, слайдов, схем и графиков, использованием специального маркера для исправления текста и т.п. Применение ИД в образовательном процессе является достаточно

многофункциональным, что позволяет преподавателю разнообразить собственную деятельность и сделать её интересней для обучающихся [7].

Другой формой ИКТ является разработка собственного Web-сайта по дисциплине «История», что может быть весьма полезным для студентов и преподавателей, всех интересующихся этой дисциплиной с точки зрения повышения качества образования. Нехватка наглядно-иллюстративного материала при самостоятельной подготовке к занятиям по истории для студентов как очной, так и заочной формы обучения успешно восполняется благодаря наличию такого Web-сайта. Особенно это важно при подготовке эссе, докладов и рефератов, презентаций и др. Эти виды письменной и творческой работы помогают самостоятельному освоению знаний, умению анализировать и творчески мыслить, аргументировать свои суждения и делать выводы, демонстрировать навыки работы с современными техническими средствами (компьютером, айпадом, электронной книгой). Естественно, создание Web-сайта и его информационное обеспечение требует совместной постоянной и тщательной работы специалиста по ИТ и преподавателя истории.

Активное внедрение в учебный процесс инновационных подходов стимулирует студентов к пополнению событийных знаний обращением к иным, интерактивным методам изучения, что составляет суть обновления и обогащения традиционного изложения российской истории. Историческое образование играет огромную роль в формировании личности, в сохранении и передаче социального и духовного опыта предшествующих поколений. Знание этой исторической ретроспективы, отраженное в собственном практическом опыте, обеспечивает ориентацию молодого специалиста в современном мире, помогает определить стандарты поведения, ответственного и в то же время творческого отношения к своей профессиональной деятельности.

Источники:

1. Гибадуллина Р.Н. Контроль остаточных знаний // Вестник Казанского государственного энергетического университета. № 4. 2013. С. 113-115. [Gibadullina R.N. Control of residual knowledge // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. No. 4. 2013. p.113-115. (In Russ.)]

2. Князева О.Р. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: проблемы, поиски, инновации // Вестник Казанского государственного энергетического университета. № 4. 2013. С. 124-126. [Knyazeva O.R. Information and communication technologies in the teaching of the humanities: problems, innovations // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. No. 4. 2013. p.124-126. (In Russ.)]

3. Сайфутдинова Г.Б. Создание мультимедийных презентаций по дисциплине «История» при помощи информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) // Вестник Казанского государственного энергетического университета. № 4. 2013. № 4. С.136-138. [Saifutdinova G.B. Creating multimedia presentations on the subject «History» using information and communication technologies (ICT) // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. No. 4. 2013. p.136-138. (In Russ.)]

4. Хуторова Л.М. Особенности подготовки и представления презентаций рефератов с использованием мультимедийных средств по дисциплине «История» студентами технических направлений // Вестник Казанского государственного энергетического университета. № 4. 2013. № 4. С. 144-146. [Khutorova L.M. Features of the preparation and submission of abstracts of presentations using multimedia on the subject «History» students of technical directions // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. No. 4. 2013. p.144-146. (In Russ.)]

5. Герич А.А. Использование электронных публикаций архивных документов при подготовке лекционного материала по дисциплине «История» // Вестник Казанского государственного энергетического университета. № 4. 2013. С. 111-112. [Gerich A.A. Using electronic publishing archive documents in the preparation of the lecture material on the subject «History» // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. No. 4. 2013. p.111-112. (In Russ.)]

6. Табейкина Е.К. Синтез традиций и инноваций в преподавании истории в вузе // Вестник КГЭУ. № 4. 2013. № 4. С. 142-143. [Tabeikina E.K. Synthesis of tradition and innovation in the teaching of history in higher school // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. No. 4. 2013. p.142-143. (In Russ.)]

7. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. 2007. № 4. С. 9. [Galishnikova E.M. Interactive Smart-boards using in the learning process // Uchitel'. 2007. No. 4. p.9. (In Russ.)]

References:

1. Gibadullina R.N. Kontrol' ostatochnykh znaniy // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. № 4. 2013. S. 113-115.

2. Knyazeva O.R. Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v prepodavanii gumanitarnykh distsiplin: problemy, poiski, innovatsii // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. № 4. 2013. S. 124-126.

3. Sayfutdinova G.B. Sozdanie mul'timediynykh prezentatsiy po distsipline «Istoriya» pri pomoshchi informatsionno-kommunikativnykh tekhnologiy (IKT) // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. № 4. 2013. S. 136-138.

4. Khutorova L.M. Osobennosti podgotovki i predstavleniya prezentatsiy referatov s ispol'zovaniem mul'timediynykh sredstv po distsipline «Istoriya» studentami tekhnicheskikh napravleniy // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. № 4. 2013. S. 144-146.

5. Gerich A.A. Ispol'zovanie elektronnykh publikatsiy arkhivnykh dokumentov pri podgotovke lektsionnogo materiala po distsipline «Istoriya» // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. № 4. 2013. S. 111-112.

6. Tabeykina E.K. Sintez tradiciy i innovaciy v prepodavanii istorii v vuze // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. № 4. 2013. S. 142-143.

7. Galishnikova E.M. Ispol'zovanie interaktivnoy Smart-doski v protsesse obucheniya // «Uchitel'». 2007. № 4. S. 8-10.

Зарегистрирована: 15.05.201

Нуриахметова Флюра Мубаракзяновна (г.Казань), ФГБОУ «Казанский государственный энергетический университет», кафедра «Истории», заведующая, доцент, кандидат философских наук. Тел.: 8(843) 519-43-04, 8-917-874-41-00. E-mail: flernur07@rambler.ru

Холоднов Владимир Григорьевич (г.Казань), Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт), кафедра теории и истории государства и права, заведующий, доцент, кандидат юридических наук. Тел.: 8(843)557-43-54; 8-960-039-29-43. E-mail: vladimir_cold@rambler.ru

Nuriahmetova Flyura Mubarakzyanovna (Kazan), FSBEU «Kazan State Power Engineering University», Department of History, Head, associate professor, Candidate of philosophical sciences. Tel.: 8 (843) 519-43-04, 8-917-874-41-00. E-mail: flernur07@rambler.ru

Kholodnov Vladimir Grigoryevich. (Kazan), the Academy of Social Education (Kazan Social and Legal Institute), Department of Theory and History of State and Law, Head, associate professor, Candidate of legal sciences. Tel.: 8 (843) 557-43-54; 8-960-039-29-43. E-mail: vladimir_cold@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.