Новые медиа Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

Научная статья на тему 'Новые медиа' по специальности 'Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 19.21 — Массовая коммуникация
  • ВАК РФ: 10.01.10
  • УДK: 316.77

Статистика по статье
  • 5846
    читатели
  • 680
    скачивания
  • 3
    в избранном
  • 2
    соц.сети

Научная статья по специальности "Массовая коммуникация" из научного журнала "Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика", Стинс О., Ван Фухт Д.

 
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Стинс О., Ван Фухт Д.

Текст
научной работы
на тему "Новые медиа". Научная статья по специальности "Массовая коммуникация"

© О. Стинс, Д. Ван Фухт, 2008 © Перевод на русский язык. Н. Бергер, 2008
НОВЫЕ МЕДИА
О. Стинс, Д. Ван Фухт (Пер. с англ. Н. Бергер)
Значение весьма популярного термина «новые медиа» изменчиво. В настоящее время под ним обычно подразумевают цифровые, такие как Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильная телефония и виртуальный мир. Новые медиа занимают свое место среди других вещей, порожденных новыми технологиями и изменениями в человеческом поведении. Экспериментирование с «пространствами» и возможностями новых медиа - это одно из их главных свойств, ведущее к разнообразному их использованию. Производители и потребители точно не знают, как обращаться с новыми медиа и поэтому начинают интенсивно экспериментировать. При этом и производители, и потребители в основном используют свои знания и навыки относительно старых медиа. Это вполне логично, поскольку люди в принципе склонны использовать то, что им знакомо, и поступать так, как они привыкли. Этот процесс не нов, он даже имеет известное определение - «remediation», что можно перевести как «перепосредниче-ство», более удачно на русском языке будет определить этот процесс как преемственность .
Между новыми и старыми медиа есть много различий, ниже мы приводим наиболее важные из них:
-новые медиа быстрее, чем старые;
- новые медиа открытые, старые - закрытые;
- новые медиа имеют пользователей, старые - публику;
- новые медиа кратки, старые - многословны;
- новые медиа доставляют «картинку», старые - текст;
- новые медиа активны, старые - пассивны;
- новые медиа обеспечивают пользователю возможность генерировать содержа-
ние, старые медиа дают эту возможность производителю.
Объединяет старые и новые медиа главное - коммуникативная задача - доставить послание, сообщение; различаются только способы и формы этой доставки.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ МЕДИА
Чтобы понимать, как различия в формах медиа влияют на особенности работы с ними, необходимо обратиться к главным категориям и уточнить их значения.
Средства массовой информации
Такие традиционные медиа, как печать, телевидение и радио являются средствами массовой информации. Они играют очень важную роль в человеческом обществе. Средства массовой информации позволяют доставлять существенные политические и социальные сообщения местной, национальной и глобальной публике. Можно выделить три главных функции СМИ:
- функция ежедневного информирования: масс-медиа гарантируют привлечение внимания к определенным темам (например, об изменениях в законодательстве); когда тема становится общеизвестной, люди могут обдумать свое отношение к проблеме, обсудить ее;
- функция общественного контроля и надзора (watchdog function): масс-медиа отслеживают те или иные темы, они контролируют общественную, корпоративную и политическую жизнь; журналисты комментируют, исследуют и анализируют события, отмечают тенденции; словом, СМИ держат заинте-
ресованных читателей в курсе последних изменений в отслеживаемой теме и стимулируют ее общественное обсуждение;
- функция социализации: масс-медиа не просто сообщают факты, данные интерпретируются, при этом журналисты оперируют понятиями вечных общественных и культурных ценностей.
Популярные медиа
Телевидение, фильмы и книги - популярные медиа, которые предоставляют платформу для поп-культуры. В любом обществе популярная культура состоит из широко распространенных в нем элементов. Сюда относятся повседневные заботы и потребности, а также культурные «моменты» - все, что отражает господствующие тенденции бегущего дня. Эти элементы могут касаться самых разных сфер: кулинарии, одежды, потребления, средств массовой информации, самых различных форм развлечения, включая спортивные состязания и литературу. Популярная культура часто контрастирует с более эксклюзивной, даже элитарной «высокой культурой», то есть культурой правящих социальных групп. Элементы популярной культуры поддерживаются через народный язык общества и господствующие диалекты.
Визуальные медиа
Основным элементом визуальных медиа типа кино, фотографии, компьютерных игр, живописи и скульптуры, театра и Интернета является изображение. Разумеется, большинство медиа имеют визуальные элементы. Таким образом, к визуальным медиа следует относить все средства, при помощи которых люди пытаются восстановить видимый окружающий нас мир для реализации информационных, творческих и развлекательных целей.
Цифровые медиа
Цифровые медиа, в противоположность аналоговым, - это электронные сред-
ства, которые работают при помощи цифровых кодов. В настоящее время компьютерная обработка данных базируется на двоичной цифровой системе. Компьютеры - это механизмы, которые преобразуют двоичные цифровые данные в информацию и таким образом представляют собой преобладающий класс цифровых машин для обработки информации. Цифровые медиа -цифровая звукозапись, цифровое видео и т. д. - могут быть созданы и распределены через цифровые механизмы обработки информации. Популярные примеры -компьютерные игры, Интернет, е-книги, карманный РС, диалоговое телевидение, электронная почта, интернетовские форумы и смартфоны.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Вернемся к различиям между старыми и новыми медиа. В прошлом люди полагали, что новые медиа обязательно вытеснят и заменят старые. В процессе развития старых медиа происходило расширение их возможностей, что приводило к созданию новых; границы между старым и новым подчас стирались, к людям приходило понимание того, что старые и новые медиа могут сосуществовать и даже взаимодействовать друг с другом. Новые медиа создают предпосылки к тому, чтобы информация могла быть распространена по разнообразным каналам и достигнуть различных целевых групп, таким образом внимание потребителя направляется в соответствии с сообщением.
Поскольку содержание старых медиа, за небольшими изменениями, было «переведено» в цифровой формат, производители старых медиа стали делать содержание, адресованное аудитории новых медиа. В некотором смысле даже самые старые медиа никогда не умирали, мы по-прежнему используем инструменты, которые они имели. Примеры такого синкретизма, когда элементы старых медиа объединены в новых, нередки: кино состоит из текстов, которые можно сравнить с театром, а компьютерная игра использует сюжеты из кинофильмов. Специаль-
ные характеристики различных медиа лежат не в содержании, но в способе, которым оно репрезентируется. Содержание всегда было то же самое.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ НОВЫХ МЕДИА
Хотя содержание и не изменилось, форма его репрезентации претерпела изменения. Помимо уже рассмотренных примеров новых медиа в прошедшие десятилетия возникло много других. Эти новые формы медиа базируются, тем не менее, на тех традиционных средах распространения информации, которые доминируют в данное время. Например, появление веблога не могло бы быть замечено без уже существовавшей ранее среды Интернета. При этом веблог сам по себе - новое медиа, которое обеспечивает обнародование комментариев и новостей по поводу того или иного предмета; некоторые веблоги используются как более личные диалоговые дневники. Типичный веблог представляет собой комбинацию текста и изображения, он взаимодействует с другими веблогами, вебсайтами и другими медиа, связанными по тематике. Предоставляемая читателям возможность оставить комментарии в диалоговом формате -важная характеристика многих веблогов.
Другой пример - podcasting. Это относительно новая среда, которая стала популярной благодаря iPod. В нескольких словах podcasting - это распространение цифровых аудио- и видеофайлов с помощью Интернета на персональные компьютеры и портативные медиапроигрыватели.
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ САМИ СОЗДАЮТ СОДЕРЖАНИЕ
Это невероятно: пользователи создают содержание! Успех диалога в режиме онлайн зависит теперь от количества пользователей, создающих контент. Эта тенденция характеризует различные виды содержания, производимые пользователями. В старые времена производители традиционных медиа - профессиональные писатели, журналисты, веща-
тельные компании и издательства - создавали содержание и предлагали ее публике. Новое явление, когда содержание производят сами пользователи, отражает расширение медиапроизводства через новые технологии, которые становятся доступными широкой публике. Сегодня в ее арсенале цифровое видео, блоггинг, podcasting, мобильная телефония, фотография и wikis. В дополнение к этим технологиям производимое пользователями содержание может также присоединять к себе комбинации из открытых источников, бесплатного программного обеспечения и др., что позволяет устранить барьеры к сотрудничеству, совершенствованию навыков и новым открытиям.
Таким образом, потребитель стал производителем. По мнению многих исследователей, высокая скорость и возможность генерировать свое содержание - одни из наиболее существенных характеристик, делающих Интернет столь привлекательным для «среднестатистических» пользователей. Общеизвестными примерами «пользовательского» содержания являются вебсайты:
- Wikipedia;
- Facebook;
- MySpace;
- YouTube;
- Flickr.
КРОСС-МЕДИА
«Кросс-медиа» - термин новый. Отправитель сообщения не ограничен спецификой только одного медиа. Нет, послание может быть передано через мультимедийные каналы, ретранслирующие одно и то же содержание в различных формах. Кроссмедиа приглашают пользователя (читателя, зрителя и т. п.) обратиться от одного медиа к другому. Хороший пример - голландская газета DAG: вы читаете нечто в газете, а для получения более подробной информации посылаете сообщения, в ответ на которые получаете требуемые данные на свой мобильный телефон; либо вы посещаете вебсайты газеты и знакомитесь с дополнительной, например, видео-информацией. Телеви-
зионные шоу типа европейских Pop Idol, Big Brother, российских «Дом-2», «Фабрика звезд» и др. - это тоже примеры кросс-медиапродукции, где необходимая интерактивность обеспечивается посредством текстовых сообщений, а также видео- и текстового содержания вебсайтов.
Гражданская журналистика тоже хороший пример. Это значит, что каждый гражданин способен «делать новости» с помощью цифровых видеороликов или фотографий, сопровождаемых текстовым комментарием. В Нидерландах есть веб-сайт Skoeps, который создал площадку, где публикуется такое «гражданское» содержание. Это есть «реальные новости», другие - более авторитетные - информационные агентства подхватят эти сообщения и передадут их по другим медиаканалам.
Хорошо отлаженное кросс-медиавзаимодействие повышает ценность коммуникации: уровень и глубина вовлечения пользователя в проблематику сообщения будут более персонифицированными и, следовательно, более релевантными и действенными.
ОТКРЫТЫЕ РЕСУРСЫ
Прелесть понятия «новые медиа» состоит в том, что дефиниция никогда не будет окончательной, точно так же, как не остановится развитие открытых ресурсов. Открытые ресурсы некоторыми рассматриваются с философских позиций, другими - с методологических. Базовая предпосылка этих источников в том, что окончательного продукта не существует. Наиболее часто это относится к источникам программного обеспечения, которое доступно широкой публике. Собственно говоря, этот ресурс может быть изменен любым, кто имеет соответствующие знания и опыт. Коммуникация возникает в процессе практики, и люди могут вместе менять программы (коды). Код всегда обращен к результату: веб-сайты, программное обеспечение, аппаратные средства ЭВМ, журналистика, интернет-форумы, веблоги, IP-телевидение и даже кола, пиво и автомобили. Вместе люди создают конечный продукт, который теоретически ни-
когда не приобретает единственной окончательной формы.
В последние несколько лет вокруг проектов и инициатив различных открытых ресурсов сформировалась целая культура. Открытые ресурсы охватывают даже физический мир. Органы местной власти, аэропорты, коммерческие корпорации используют знания об открытых ресурсах и все больше применяют их в своих организациях.
Открытые ресурсы являются некоммерческими, тем самым представляют потенциальную опасность коммерческим компаниям (программное обеспечение и оборудование), которые предлагают такую же продукцию, но без открытого доступа. Будет очень любопытно наблюдать, как открытые ресурсы будут справляться с противоположными тенденциями в будущем. В данный момент многие ученые верят, что открытым ресурсам суждено играть ведущую роль в будущем всех медиа - и старых, и новых.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОММУНИКАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ МЕДИА
Новые медиа почти всегда принадлежат к средствам и формам коммуникации, базирующимся на новых технологиях. Обычно термин «новые медиа» становится понятным при включении в него Интернета и всемирной паутины, видеоигр, интерактивных медиа и других форм мультимедиа, ставших популярными в 1990-х годах.
Современные журналисты хорошо понимают разницу между печатными и цифровыми каналами коммуникации. Тексты для газеты, вебсайта и для мобильных телефонов создаются по-разному. Для сообщения новостей репортер в одной ситуации может написать длинное сообщение, в другой - по тому же информационному поводу в том же самом издании появится лишь крохотная заметка, больше похожая на объявление.
Новые медиа, такие как цифровые журналы, «содержательные платформы», блоги, wikis и podcasts, тоже имеют свои особенности. Некоторые из этих новых медиа пре-
красно приспособлены для решения одних задач, другие удобны для выполнения иных. Кроме того, тон, стиль изложения и коммуникационные стратегии отличают одни медиа от других. Чтобы лучше понимать сильные и слабые стороны наиболее популярных на сегодня каналов коммуникации, мы намерены рассмотреть их уникальные характеристики и попытаться показать их практическое значение для журналистики.
БЛОГИ
Веблог, обычно называемый просто «блог», - это вебсайт, стилизованный под
дневник, использующий обратную хронологию для размещения нового материала. Здесь часто есть возможность автономного получения новой почты через RSS (см. табл. 1).
WIKIS
Wikis - это сфокусированные на информации веб-сайты, которые используют специальное программное обеспечение для создания интерфейса и обновления содержания. Термин «wiki» пришел из гавайского языка, в котором это слово означает «быстрый», «скорый», хотя некоторые утверждают, что «wiki» может быть акрони-
Таблица 1
Коммуникационные характеристики и значение блогов
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Создать новый сайт очень просто, в том числе заложить большое количество любых опций. • Легко обновляется. • С помощью RSS можно осуществлять автоматическую одностороннюю рассылку сообщений всем заинтересованным адресатам. • Изменение стандартных шаблонов часто требует от пользователя HTML-навыков. • Как правило, блог ретранслирует голос из толпы - это продукт, создаваемый «обычным» человеком. • Блог сфокусирован на новостях или новых темах, опыте или мнении. • Быстрое распространение информации через почтовые ссылки на другие блоги. • Доступ к большому количеству хороших поисковых инструментов. • В то время как содержание большинства блогов не отличается особой глубиной, многие демонстрируют глубину мнений. • Могут быть поражены спамблогами (spblogs), которые наносят серьезный ущерб репутации сайта, его рейтингу. • Может быть подвергнут комментарию. • Скрытность и анонимность сайтов осуждается блог-сообществом, поскольку сокрытие информации относительно источников субсидирования является неэтичным • Проблематично использовать организациям для установления внешних связей (некоторые примеры существуют, но они немногочисленны). • Потенциально это лучше для налаживания внутренних коммуникационных связей (например, блоги руководителей компаний), но по-прежнему может нуждаться в работниках, непосредственно пишущих тексты, или вовлечении в коммуникацию. • Компании должны быть нацелены на то, чтобы дать направляющую информацию всем сотрудникам, посещающим блог. • Администрирование блога предполагает тщательный мониторинг имиджа компании, организацию работы с покупателями, а также кооперацию с департаментом общественных связей
мом от «What I Know Is», тем самым термин описывает, как индивидуальный вклад пользователя позволяет развивать содержание. Самый наглядный пример - онлайновая энциклопедия Wikipedia.org (см. табл. 2).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛИНЗА (INFORMATION LENS)
Структурированные информационные страницы («Lenses») созданы для того, чтобы суммировать наиболее актуальную
информацию и разместить ее в самом удобном для онлайн-пользователей виде. В то же время возможность глубокого погружения в тему повышает рейтинг ресурса и обеспечивает доходы от рекламы. «Линзы» комбинируют простоту использования и индивидуальность блогов со структурой, предлагаемой wikis. Отличным примером такого нового медиа является Squidoo.com. Подробное описание этих ресурсов содержится в электронной книге «Everyone is an Expert» (автор - Seth Godin) (см. табл. 3).
Таблица 2
Коммуникационные характеристики и значение wikis
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Коллективное «строительство» содержания. • Динамичное и постоянное обновление. • Макроконтекст выстраивается из разнообразных актуальных статей. • Большое количество гиперссылок, как внутренних, так и внешних. • Доступный открытый источник • Дружеские отношения wiki по-прежнему устанавливает только со своими пользователями. • Анонимные корреспонденты могут размещать ложную информацию. • Может нуждаться в контроле или наблюдении со стороны администратора. • Успех проекта в большей степени зависит от критической массы активных участников, чем от маркетинга. • Подвижность содержания ресурса обеспечивается большим количеством пользователей, размещающих свои материалы. • Эффективный инструмент для получения и обмена знаниями. • Обязанности по развитию ресурса распределены. • Хорошие возможности использования в качестве инструмента для выстраивания содержания локальных сетей
Таблица 3
Коммуникационные характеристики и значение «линз»
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Очень просты в разработке и доступны всем. • Возможности визуального оформления ограничены заданной структурой ресурса. • Легкость и простота доступа делает потенциальную аудиторию максимально широкой. • Хорошо подходят для небольших и некоммерческих организаций для решения тактических информационных задач.
Окончание таблицы 3
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Выход на информационные модули осуществляется по ссылкам на RSS 1 feeds, Amazon listings 2, Flickr 3, Google Maps 4. • «Линзы» ограничены одной страницей, но могут содержать перекрестные ссылки на другие «линзы», блоги и веб-страницы. • В настоящий момент единственный заметный «линза»-ресурс - Squidoo.com • Объявления Google AdSense, появляющиеся на страницах-«линзах», могут предназначаться как для конкурирующих, так и для не связанных между собой фирм. • Даже с помощью стандартной техники веб-мониторинга можно отследить развитие проблемы и через RSS выйти на соответствующую новейшим изменениям в интересующем предмете «линзу». • Совсем необязательно, что «линза» - исключительно общественное медиа, но может связывать популярные общественные сайты и инструментальные программные средства. • Мотивация у пользователей может быть такой же, как и у блоггеров, хотя есть и потенциальная возможность заработать в качестве «линзмастера». • Преимущества поисковой машины, обещаемые «линзами», пока только намечены, они должны быть доказаны практикой
1 RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. д. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами (Википедия).
2 Amazon.com - американский веб-сайт, который продает книги, музыку, игрушки и др.
3 Flickr - сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем своих цифровых фотографий. Зарегистрировавшийся пользователь системы может помещать на удаленный сервер свои фотографии. Бесплатный сервис предполагает возможность загрузить 100 мегабайт фотографий ежемесячно. К каждой фотографии ее хозяин может добавить название, краткое описание и ключевые слова (тэги) для дальнейшего поиска. Можно делать заметки и на самих фотографиях (Википедия).
4 Google Maps - картографический сервис Google.
PODCASTS цию слов iPod и broadcasting (вещание), не
совсем корректен, так как можно обойтись и
Podcasts - это звуковые файлы, доступ- без iPod, чтобы наслаждаться подкастингом.
ные для прослушивания на вашем компьюте- Файлы могут быть автоматически загружены
ре или портативном устройстве. Термин pod-приемником (например, через iTunes) так
podcasting, представляющий собой комбина- же, как блоги используют RSS (см. табл. 4).
Таблица 4
Коммуникационные характеристики и значение подкастинга
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Сильные и слабые стороны этого медиа проистекают из преимущественного использования звуковых форматов в ущерб письменным. • Улучшение подкастинга может включать создание альбома и распределение по разделам. • Несмотря на растущую популярность iPod, рядовые потребители имеют слабое представление о том, что такое подкастинг. • Дешевизна и легкость доступа к ресурсу дает возможность любому стать получателем эксклюзивной рассылки.
Окончание таблицы 4
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Пользователи могут сами выбирать индивидуальные программы или прослушивание на условиях подписки. • Благодаря портативным МРЗ-плеерам стал популярным time-shifting («временное перемещение», когда файлы записываются на носитель временно, затем стираются, на их место помещаются другие и т. д.). • Подкастинг достаточно прост и недорог. • Это метод односторонней коммуникации. • При таком асинхронном методе коммуникации обратная связь (звуковая или письменная) возможна при последующих контактах пользователя с ресурсом • Мобильность, а именно возможность перемещения файлов на портативные носители, делает подкастинг удобным для пользователей. • Формат имеет хорошие возможности для использования в паблик рилейшнз, маркетинге, рекламе и коммерческих целях. • Аудио-форматы люди обычно используют иначе, чем другие электронные и компьютерные медиа. • Пользователь должен сначала найти интересующий его podcast-ресурс и либо загрузить данные, либо подписаться на нужную рассылку; при этом для продвижения сообщения требуются другие медиа
E-MAIL - ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Передача сообщений по электронной почте является старейшим, наиболее популярным и самым успешным примером использования Интернета. Общение может быть один на один или обращено к большому количеству
людей; внешнее оформление может быть очень простым и ограничиваться текстом, а может включать изображение, гиперссылки и звук. Также возможно прикреплять к e-mail компьютерные файлы, давая тем самым еще больший простор в выборе средств передачи сообщения (см. табл. 5).
Таблица 5
Коммуникационные характеристики и значение e-mail
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Охватывает практически всех пользователей Интернета. • Из всех новых медиа, не считая IP-телефонию, e-mail является единственным средством, имеющим двустороннее сообщение. • Асинхронный метод связи • Очень популярный ресурс как для ведения бизнеса, так и для персональных сегментов. • E-mail-среда очень засорена нежелательными сообщениями или спамами \ • Потенциальную опасность для компьютеров представляют прикрепленные данные, которые могут оказаться вирусными программами. • Доступность бесплатных почтовых служб. • Полный цикл двусторонней коммуникации инициируется другими новыми медиаканалами. • Требует от коммуникаторов применения все более изощренных способов защиты информации • Использование электронной почты для обмена информационными письмами в «телеграфном стиле» по-прежнему имеет перспективы, но требует от коммуникаторов понимания сложностей технического и организационного порядка. • Современные почтовые серверы должны быть очень привлекательными для клиента с точки зрения успешного ведения переговоров, заключения договоров в бизнесе или организации конструктивного диалога
1 Спам - информация, обычно реклама, принудительно рассылаемая большому числу абонентов электронной почты. Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 7. 2008 105
Окончание таблицы 5
Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение
• Анонимность в определенной степени. • Ограниченные возможности в передаче эмоционального тона в сообщении (в определенной степени этот недостаток компенсируется большим количеством эмотиконов 2, насчитывающих уже более двух сотен). • Большое количество сообщений может вызвать сбой в работе компьютера, перегрузку сервера. • Обычно прием и отправка электронных писем происходят через ПК; тем не менее уже сейчас почтовые операции можно осуществлять с помощью мобильных телефонов, PSP и других портативных устройств, этот сервис становится все более популярным. • Использование электронной почты как инструмента коммуникации становится все более регламентированным
2 Emoticon = emotion + icon (смайлик); призван отражать самые разные эмоции и их оттенки. Первый эмотикон появился 19 сентября 1982 года, его создатель, профессор университета Карнеги Скотт Фалман, в электронном письме к коллегам использовал символ :-).

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх