Научная статья на тему 'Новые компетенции инженера для космической отрасли'

Новые компетенции инженера для космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ / PERSONNEL TRAINING FOR HIGH-QUALITY PRODUCTION / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LIFELONG LEARNING SYSTEM / РАЗОБЩЕННОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ВУЗА / DISSOCIATION OF HIGH-QUALITY PRODUCTION AND UNIVERSITY / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENGINEERING EDUCATION POPULARIZATION / КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА / COMPETENCIES OF A MODERN ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальянов Михаил Павлович, Римская Ольга Николаевна

Задача обеспечения опережающего научно-технического задела для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники с высоким качеством требует наличия подготовленного кадрового ресурса с новыми компетенциями. Тесное взаимодействие вузов и предприятий по вопросам подготовки кадров следует рассматривать как один из основных ресурсов повышения качества образования, обеспечение практико-ориентированной подготовки специалистов ОПК, создания инновационной среды в вузах и на предприятиях ОПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пальянов Михаил Павлович, Римская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ENGINEER COMPETENCIES FOR THE SPACE INDUSTRY

A task of providing the advanced scientific and technological base for batch production of perspective weapon systems and military technology of a good quality requires qualified human resources with new competencies. Close interaction of universities and enterprises on personnel training issues should be considered as one of the main resources for improving the quality of education, providing practice-oriented training of specialists in the defense industry as well as creation an innovative environment at universities and enterprises of the defense industry

Текст научной работы на тему «Новые компетенции инженера для космической отрасли»

ловков, таблиц и диаграмм для иллюстрации важных пунктов и их взаимосвязей;

11)при проведении занятий по разбору конкретной ситуации занимать активную позицию, уметь отстаивать свою версию, обмениваться мнениями с партнерами.

Итоговый контроль качества знаний двух потоков студентов (один поток обучался по традиционной методике — без изучения компьютерной этики, студенты второго потока изучали компьютерную этику на основе ситуационных заданий) показал следующие результаты. Студенты экспериментального потока (58 % положительных ответов) гораздо успешнее справились с предложенными тестовыми и творческими заданиями, по сравнению с контрольной группой (29 % положительных ответов). Ответы на ситуационные задания студентов экспериментальной группы отличались значительным разнообразием и богатством лексического наполнения, логичностью смысловых построений и обоснованностью высказываний.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что творческое самостоятельное мышление, формирующееся в процессе решения проблемных ситуаций, активизирует способность к обработке и классификации воспринимаемой информации. Запоминание в этом случае происходит не в результате специальной задачи запоминания, а как побочный продукт деятельности и является более продуктивным.

Опора на исследовательский процесс в значительной степени повышает мотивацию в изучении морально-этических проблем компьютерной этики, формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности, что в конечном итоге ведет к усилению познавательной активности и вырабатывает умение самостоятельно получать знания, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности специалистам в области компьютерных технологий.

1. Кульчицький I. Вплив сучасних комп'ютерних Ыформацмних технолопй на традицмнл методики на-вчання // Вюник Львiвського университету. — 2001. — Вип. 15, Ч. 2. — С. 177-185.

2. Яницький П., Фурса М. Фактори формування со^ально'!' вщповщальностп бiзнесу // Бiзнес-освiта як б1знес: яюсть послуг i со^альна вщповщалы-лсть. — КиТв, 2003. — С. 115-126.

3. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. — М., 1999. — 304 с.

4. Самохвалова В. И. «Массовый человек» — реальность современного информационного общества // Проблемы человека: мультидисциплинарный подход. — М., 1998. — С. 59-62.

5. Баловсяк Н. В. До проблеми визначення структури профеайно'!' компетентной фахiвця // Профеайна та моральна культура в педагопчый системк Проблеми сучасностк культура, мистецтво, педагопка: Збiрник на-укових праць. — Харюв ; Луганськ, 2004. — С. 6-14.

6. Юсупов Р. М., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. — СПб. : Наука, 2000. — 455 с.

7. Лапузина Е. Н. Деловая этика специалиста. — Харьков : НТУ «ХПИ», 2007. — 248 с.

УДК/UDC 378

А. А. Пальянов, О. Н. Римская A. Palyanov, O. Rimskaya

НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРА ДЛЯ КОСМИЧЕСКОМ ОТРАСЛИ NEW ENGINEER COMPETENCIES FOR THE SPACE INDUSTRY

Задача обеспечения опережающего научно-технического задела для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники с высоким качеством требует наличия подготовленного кадрового ресурса с новыми компетенциями. Тесное взаимодействие вузов и предприятий по вопросам подготовки кадров следует рассматривать как один из основных ресурсов повышения качества образования, обеспечение практико-ориенти-

рованной подготовки специалистов ОПК, создания инновационной среды в вузах и на предприятиях ОПК.

A task of providing the advanced scientific and technological base for batch production of perspective weapon systems and military technology of a good quality requires qualified human resources with new competencies. Close interaction of universities and enterprises on personnel training issues should be

considered as one of the main resources for improving the quality of education, providing practice-oriented training of specialists in the defense industry as well as creation an innovative environment at universities and enterprises of the defense industry.

Ключевые слова: подгоювка кадров для высокотехнологичных производств, система непрерывного образования, разобщенность высокотехнологичного производства и вуза, популяризация инженерного образования, компетенции современного инженера.

Keywords: personnel training for high-quality production, lifelong learning system, dissociation of high-quality production and university, engineering education popularization, competencies of a modern engineer.

В оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России входят 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, и на них работает более 2 млн человек [1].

На сегодня объем продукции, выпускаемой такими высокотехнологичными производствами ОПК, как авиа- и ракетостроение, радиотехника, микро- и наноэлектроника, превышает 90 % [2]. Это объясняется темпами научно-технического роста, обновлением производственной и материально-технической базы, модернизацией существующих и созданием новых инновационных технологий. К примеру, объем инноваций в авиакосмической и оборонной промышленности в 2014 г составил 62162 внедренных изобретения [3].

Одним из ключевых элементов производства, особенно высокотехнологичного, является кадровый ресурс. В последние десятилетия стали прослеживаться значительные проблемы в управлении и воспроизводстве данного ресурса, как и в подготовке кадров качественно нового уровня, способных в короткие сроки эффективно осваивать и создавать инновационные технологии, повышать производительность труда в высокотехнологичных производствах ОПК.

Сегодня более 40 российских вузов готовят кадры для оборонно-промышленного комплекса [4]. Государственный план подготовки кадров для ОПК — примерно 13 600 человек в год. Из них около 2000 человек — это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки [5].

В реальности нет целенаправленной подготовки кадров, хотя периодически возникают различные инициативы и проходит очень мно-

го обсуждений. Что касается высшего образования в области космонавтики, то на предприятиях космической отрасли жалуются, что выпускников приходится переучивать [6].

Для нивелирования разницы между знаниями ожидаемыми и реально имеющимися у молодого специалиста вузы и работодатели должны работать в команде. Составляющие командного успеха складываются из достойной зарплаты молодого специалиста, продуманной кадровой политики и возможности работать на масштабных проектах.

Для понимания сложившейся ситуации следует учитывать проблемы:

— низкая заинтересованность школьников в получении научно-технических знаний;

— дефицит абитуриентов с хорошим уровнем подготовки по математике, физике, информатике;

— слабое взаимодействие между образованием и производством;

— отсутствие понимания у работодателей предъявляемых требований к набору формируемых вузом компетенций выпускника;

— отсутствие связи между федеральными государственными стандартами и профессиональными стандартами;

— низкий процент закрепления на предприятиях молодых специалистов;

— практически отсутствует система непрерывного образования.

Остановимся подробнее на некоторых из них. Проблема нехватки кадров начинается уже со средней школы. До реформирования системы образования на изучение физики в школьной программе отводилось до 6 академических часов в неделю. Сейчас объем аудиторных занятий сократился в 3 раза и составляет всего 2 часа в неделю в базовом курсе. Как следствие, в среднем по России в качестве ЕГЭ по физике только 24 % выпускников выбирают этот предмет [7]. В Москве эта величина еще ниже, менее 20 % [8]. А такой предмет, как астрономия, вообще не включен в школьную программу.

Учитывая, что физика и математика являются профильными вступительными дисциплинами на технических направлениях подготовки и специальностях, более % выпускников школ даже теоретически не могут претендовать на техническое образование.

Большинство абитуриентов стремятся получить образование для непроизводственных сфер. Из всего количества выпускников, окончивших школу с золотыми медалями, технические направления в вузах выбирают менее 4 % [5].

Для решения данной проблемы необходимо активнее популяризировать инженерное образование со школьного возраста, знакомить школьников с основами инженерного дела по-средствам возрождения работы технических кружков, кружков конструкторского моделирования, увеличивать количество аудиторных часов на изучение естественно-научных дисциплин, вводить в качестве дополнительных соответствующие специализированные курсы.

Следует отметить и низкий уровень подготовки выпускников. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, выбирающих технические вузы, составляет менее 55 баллов, в то время как средний балл по России приближается к 60 [7].

Еще одной из проблем подготовки кадров для высокотехнологичных производств ОПК является разобщенность производства и высшей школы. Высшая школа развивается сама по себе, а высокотехнологичное производство — само по себе. Отсюда возникают взаимные претензии: со стороны предприятий — выпускники вузов плохо подготовлены к работе в высокотехнологичных отраслях, недостаточно хорошо владеют поиском и обработкой информации, современными методами проектирования. Подготовка по инженерным направлениям осуществляется с ориентацией на индустриальное, массовое производство 30-50-летней давности в отрыве от современных реалий. Вузы не обеспечивают формирования у выпускников требуемого набора знаний, навыков, умений и компетенций. Со стороны вузов предприятия не могут четко сформулировать перечень компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в процессе обучения. Нет понимания, по каким направлениям и в каком количестве на перспективу будет существовать потребность в кадрах. Полностью отсутствует желание предприятий привлекать вузы к участию в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе.

Однако, несмотря на существующие разногласия, исторически сложился ряд направлений, по которым осуществляется или может осуществляться взаимовыгодное сотрудничество между вузами и организациями высокотехнологичных отраслей ОПК: научная и кадровая сферы.

К научной сфере сотрудничества можно отнести:

— выполнение вузами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах предприятий;

— формирование подразделений совместного использования уникального научного и технологического оборудования;

— совместное использование имеющихся теоретических, методологических и производственно-технологических результатов, информационных баз данных, программных средств и комплексов, научного, учебного, конструкторского и производственно-технологического потенциала и других инструментов деятельности;

— создание в вузах специализированных учебно-научных центров, лабораторий, ориентированных на проблематику предприятий и организаций;

— привлечение профессорско-преподавательского состава,научных сотрудников, бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов вуза к научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности предприятий;

— совместное участие в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, выставок, презентаций по актуальным вопросам развития науки, образования и высокотехнологичного производства;

— совместное участие в работе по внедрению научных разработок и продвижению изделий и программ на рынке.

К кадровой сфере сотрудничества можно отнести:

— реализацию вузами программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятий;

— целевую подготовку специалистов для предприятий;

— кадровое сопровождение внедряемых в производство технологий и разработок;

— повышение квалификации и стажировку профессорско-преподавательского состава в структурных подразделениях предприятий;

— создание на предприятии специальных организационных подразделений вузов (кафедр, учебных полигонов, учебно-демонстрационных центров, учебных баз практик и т. д.);

— привлечение ведущих специалистов предприятий к участию в учебном процессе, работе в государственных аттестационных и экзаменационных комиссиях;

— создание и реализацию совместных проектов и программ;

совместное проведение мероприятий, способствующих профессиональной ориентации школьников и студентов.

В качестве еще одной проблемы подготовки кадров для высокотехнологичных производств

можно назвать время подготовки. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие сроки получения образования по очной форме обучения: первая ступень (бакалавриат) — 4 года; вторая ступень — специалитет — 5 лет, магистратура — 2 года; третья ступень (аспирантура) — 3-4 года. Общая продолжительность получения полного высшего образования может составлять от 8 до 10 лет. Однако время жизненного цикла изделий высокотехнологичных производств за последние два десятилетия сократилось в разы. Например, для ракетно-космической отрасли — с 10-15 лет в 90-е гг.,

до 5-7 лет после 2010 г.; для электроники, — соответственно, с 3 лет до года; в области 1Т-технологий — с 3-4 лет до полугода-года. Таким образом, компетенции выпускника за время обучения успевают отстать от реальных потребностей на несколько лет.

Проведенные исследования кадровых предпочтений предприятий ОПК, по данным Союза машиностроителей Россий [8], показали, что в современных условиях наиболее востребованы выпускники специалитета, а потребность выпускников бакалавриата соизмерима с отсутствием вообще каких-либо требований к образованию молодого сотрудника (рис. 1).

ВПО (специалисты)

СПО

ВПО (магистры)

ВПО (бакалавры)

Уровень образования роли не играет

76

0

20

40

60

80

Рис. 1. Кадровые предпочтения предприятий ОПК, в %

Можно сделать вывод, что для высокотехнологичных отраслей ВПК наиболее целесообразно привлекать выпускников специали-тета инженеров, у которых за короткий срок обучения формируется требуемый набор знаний, навыков и умений в соответствии с ГОС (второго поколения) для выполнения профессиональных обязанностей, включающих:

— разработку эскизных, технических и рабочих проектов для сложных и средней сложности изделий с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий и соблюдением соответствия разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, экономичной технологии производства, а также применением стандар-

тизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;

— проведение патентных исследований и определение показателей технического уровня проектируемых изделий;

— составление кинематических схем, общих компоновок и теоретических увязок отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов;

— проверка рабочих проектов и осуществление контроля чертежей по специальности или профилю работы;

— проведение технических расчетов по проектам, а также технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых конструкций;

— расчет рисков при разработке новых изделий, составление инструкций по эксплу-

атации, пояснительных записок к ним, карт технического уровня, паспортов (в том числе патентных и лицензионных), программ испытаний, технических условий, извещений об изменениях в ранее разработанных чертежах и другой технической документации;

— участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей.

Отсюда вытекает следующая проблема: предприятия не могут сформулировать перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Если в ГОС (второго поколения) были прописаны наборы знаний, навыков и умений выпускника, например для инженерных специальностей — проведение патентных исследований и определение показателей технического уровня проектируемых изделий, то в ФГОС (третьего поколения) формулируются компетенции. Например, общепрофессиональная компетенция 1 (ОПК-1) для направления подготовки 11.03.01. Радиотехника трактуется следующим образом: «способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики». Предприятию достаточно сложно предположить, что может быть сформировано в понимании этой компетенции у выпускника вуза.

Очевидно, что одним из важных факторов повышения качества подготовки специалистов, соответствия их профессионального уровня современным требованиям является разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Требования новых ФГОС должны обеспечить высокий уровень конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования за счет постоянной ориентации образовательных программ на критерии профессиональной квалификации работников, предъявляемые на рынке труда, повысить их профессиональную гибкость и мобильность, позволить объединить интересы работодателей, учреждений профессионального образования и выпускников образовательных учреждений. В этой связи целесообразно поручить формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций ФГОС предприятиям и организациям, министерствам и ведомствам, а также профессиональным, общественным объединениям и объединениям представителей работодателей.

Если предположить, что все вышеперечисленные проблемы будут решены, то возникает следующая: по каким критериям определить образовательное учреждение для подготовки специалистов. Из более 650 функционирующих в настоящее время государственных образовательных учреждений высшего образования подготовку для высокотехнологичных производств ОПК по оборонным специальностям ведут более 120 вузов и филиалов по 152 направлениям подготовки и специальностям [9].

С целью выбора образовательного учреждения для подготовки кадров целесообразно провести многофакторный анализ организации подготовки специалистов по определению:

— потребностей подразделений в специалистах с высшим образованием по направлениям подготовки и специальностям на 20152017 гг.;

— целевой подготовки в период с 2011 по 2015 г;

— вузов, выпускники которых стали сотрудниками тематических подразделений;

— территориальной расположенности вузов;

— областей аккредитации вузов и контрольных цифр приема абитуриентов в 2014/15 учебном году на востребованные организацией направления подготовки и специальности.

Однако даже после проведения такого анализа решение задачи остается неоднозначным. Например, по одному из наиболее востребованных в высокотехнологичных производствах ОПК направлению подготовки — 11.05.01. Радиоэлектронные системы и комплексы — обучение проводится в 3 вузах Москвы: Московском авиационном институте (Национальный исследовательский университет), Национальном исследовательском университете «МЭИ» и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Существует необходимость выстраивания системы прогнозирования долгосрочной кадровой политики предприятий и организаций ОПК, которая должна быть основана на систематических аналитических исследованиях этих предприятий и организаций.

Следует отметить, что работодатели должны принимать активное участие не только в разработке образовательных программ, но и при формировании мотивации, и закреплении молодых специалистов на предприятиях. Большое значение для подобной работы имеет личность руководителя, возглавляющего работу с молодыми специалистами, и, как следствие, возникает необходимость создания

Уровни образования 1 1 1 1 1 1 1 Звания, навыки, умения и компетенции

Переподготовка Формирование смежных компетенций

Повышение квалификации Дпо / + \ Работодатели Формирование дополнительных компетенций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наставничество Формирование практического опыта

Аспирантура, адъюнктура Формирование специфических научных компетенций

Магистратура ВПО Формирование специфических инженерных и общих научных компетенций

Специалитет Формирование профессиональных компетенций

Академический бакалавриат

Прикладной бакалавриат СПО Формирование знаний, навыков и умений

Школа Среднее общее образование Профориентация, формирование базовых естественно-научных знаний

Система непрерывного образования

Рис. 2. Модель непрерывного образования для предприятий высокотехнологичных отраслей

профессионального стандарта для первого лица по работе с персоналом. Кроме того, для закрепления молодых специалистов на высокотехнологичных производствах ОПК необходимо внедрение системы непрерывного образования и формирование мотивации [Ю], чтобы ответить на вопрос «Зачем и для чего работают молодые специалисты, кем они могут стать в случае успешной работы?».

На рисунке 2 представлена модель российского непрерывного образования для высокотехнологичных отраслей, увязанная с существующими уровнями образования и получаемыми знаниями и компетенциями [11].

Задача обеспечения опережающего научно-технического задела для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством требует наличия кадрового ресурса. Тесное взаимодействие вузов и предприятий следует рассматривать как один из основных ресурсов повышения качества образования, обеспечение практико-ориентированной подготовки специалистов ОПК, создания инновационной среды в вузах и на предприятиях ОПК. Роль образовательных учреждений заключается не только в подготовке специалистов, но и в со-

действии развитию инновационных производств в целом и активном участии в реализации инновационных проектов.

Таким образом, можно говорить о необходимости синергии образования, бизнеса и науки для эффективного функционирования высокотехнологичных производств ОПК, ориентированных на постоянную инновационную активность.

1. Владимир Путин поставил задачи перед оборонно-промышленным комплексом страны [Электронный ресурс]. — URL: http://tnueinfonm.nu/modules. php?name=News&sid=7264» .

2. Григорьев С. Н., Кутин А. А., Схиртладзе А. Г. Подготовка технологов для модернизации машиностроительного комплекса России // Справочник. Инженерный журнал с приложением. — 2011. — № 5. — С. 1820.

3. Будущее открыто. Состояние инноваций в 2015 г. Thomson Reutens. — C. 5.

4. Госплан по подготовке кадров для космической отрасли [Электронный ресурс]. — URL: http://pnofnazy.nu/show/ czSGMf-MAZM/gosplan_po_podgotovke_kadnov_dlya_ kosmicheskoj_otnasli.html#sthash.6LPglWyj.dpuf

5. Как найти Королева? [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ng.nu/2013/04/11/kosmos.html.

6. Тюлин А. Е., Ожиганов Э. Н., Корнеенко В. П. Методика рейтинговой оценки эффективности использования человеческого капитала // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12— 3 (53— 3). — С. 183-191.

7. Без решения кадровой проблемы все планы по индустриализации останутся пустым звуком. [Элек-

тронный ресурс]. — URL: http://www.mashpontal.nu/ career-26160.aspx.

8. Григорьев С. Н., Еленева Ю. Я. Подготовка кадров оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. — 2013. — № 6.— С. 3-11.

9. Перечень профессий и специальностей ОПК (бакалавриат, специалитет, магистратура) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.noscosmos.nu/205/1/.

10. Римская О. Н., Кранбихлер В. С. Непрерывное образование для кадров высокотехнологичных отраслей экономики России // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 10 (51). — С. 268-270.

11. Инновационные технологии в науке и образовании : материалы III Международ. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 23 октября 2015 г.). — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (3). — 368 с.

УДК/UDC 378.1 С. И. Осипова

S. Osipova

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

THE DESIGN-IMPLEMENT COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE ENGINEER AND ITS BACKBONE ROLE

На основе анализа требований стандартов Всемирной инициативы CDIO определен значимый результат образования инженера в виде сформированности проектировочно-внедренческой компетентности (ПВК) как способности и готовности будущего инженера к осуществлению полного цикла создания продуктов и систем в соответствии с алгоритмом: задумай — спроектируй — реализуй — применяй. Определена и содержательно описана структура ПВК, включающая мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты. Обосновано, что ПВК удовлетворяет требованиям многомерности, междисциплинарности, многофункциональности, надпредметности и, следовательно, является ключевой для деятельности инженера. Представлена структура дисциплины «введение в инжиниринг», реализуемой в инновационной ООП по направлению «Металлургия» в Сибирском федеральном университете, обоснована ее ценностно-смысловая и системообразующая роль в формировании ПВК.

On the basis of the analysis of the requirements of the worldwide CDIO Initiative the authors determine the significance of the Design-Implement Competence (DIC) formation in a future engineer the ability and willingness to implement the creation of products and systems of the complete cycle in accordance with the algorithm: conceive — design — implement — operate. The DIC structure is grounded and instructively described. It is

shown that DIC fulfills the requirements of multidimensional,ity, interdisciplinarity, overdisciplinarity, multifunctionality and consequently is a key point for the engineer's work. The innovative Basic Educational Program (BEP) "Introduction into Engineering its structure, semantic and significant value in DIC formation" is presented in the course of "Metallurgy" in Siberian Federal University.

Ключевые слова: инжиниринг, дисциплина «Введение в инжиниринг», цели, функции, содержание модулей дисциплин, трудоемкость.

Keywords: engineering, the subject «Introduction into Engineering», purpose, function, content modules, complexity.

Динамизм и нестабильность во всех сферах жизнедеятельности общества являются определяющими факторами современного развития. Действие этих факторов прогнозирует неустойчивость и неопределенность не только настоящего, но и будущего и ставит перед образованием инновационную задачу подготовки человека к жизни в этой ускоряющейся и углубляющейся изменчивости мира.

Адаптация к неопределенному будущему предполагает способность человека предвидеть его основные черты, которую можно назвать проективным взглядом. Проективный взгляд на неопределенное будущее, в основе которого лежат знания закономерностей и тенденций современного мира, позволяет предположить множество вариантов этого будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.