Научная статья на тему 'Новые источники для составления жизнеописаний законоучителей Московского учебного округа'

Новые источники для составления жизнеописаний законоучителей Московского учебного округа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН БОЖИЙ / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА / РЕЛИГИОЗНОНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / БИОГРАФИИ ЗАКОНОУЧИТЕЛЕЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ МОСКВЫ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ / ИСТОЧНИКИ О ЖИТИЯХ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ / RELIGION EDUCATION / PRE-REVOLUTIONARY SCHOOL / RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION / BIOGRAPHIES OF RELIGIOUS TEACHERS / CENTRAL STATE ARCHIVE OF MOSCOW / HISTORY OF EDUCATION IN MOSCOW / SOURCES ABOUT LIVES OF SAINTS MARTYRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саввина Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются источники по истории народного просвещения, хранящиеся в Центральном государственном архиве Москвы и касающиеся преподавания Закона Божиего в дореволюционной школе. На материале исследований и мемуаров показано, что опыт преподавания этого предмета не был исключительно негативным, как это представляла историография советского периода. Сделан обзор фондов Центрального государственного архива Москвы, литературы и электронных ресурсов по рассматриваемой теме; отмечено, что данные материалы важны не только с точки зрения восстановления исторической объективности, но и с позиции перспектив использования их в современной педагогической практике (например, в процессе преподавания факультативного курса «Основ православной культуры»), ведь именно законоучителю в дореволюционной школе принадлежала главная роль в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Приведены краткие сведения о законоучителях, репрессированных в годы советской власти. Сделан вывод о том, что изучение обнаруженных архивных документов позволит восстановить немало биографических фактов о законоучителях, служивших в Московском учебном округе в дореволюционное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SOURCES FOR COMPOSING BIOGRAPHIES OF RELIGIOUS TEACHERS OF MOSCOW EDUCATIONAL DISTRICT

The article discusses sources on the history of national education being stored in the Central State Archive of Moscow and concerning teaching of religion education at pre-revolutionary school. On a material of researches and memoirs it is shown that experience of teaching of this subject was not negative only as it was represented by a historiography of the Soviet period. The review of funds of the Central State Archive of Moscow, literature and electronic resources on a considered subject is made. It is noted that these materials are important not only from the point of view of restoration of historical objectivity, but also from a position of prospects of their use in modern student teaching for example, in the course of teaching of a course «Bases of orthodox culture». The religious teacher at pre-revolutionary school possessed a leading role in religious and moral education of pupils. There is provided short data on the religious teachers repressed in days of the Soviet power. The conclusion that studying of the found archival documents will allow to restore many biographic facts about the religious teachers serving in the Moscow educational district in pre-revolutionary time is drawn.

Текст научной работы на тему «Новые источники для составления жизнеописаний законоучителей Московского учебного округа»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 4 (31). С. 113-119

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕОПИСАНИЙ ЗАКОНОУЧИТЕЛЕЙ

МОСКОВСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

О. А. САВВИНА

В статье рассматриваются источники по истории народного просвещения, хранящиеся в Центральном государственном архиве Москвы и касающиеся преподавания Закона Божиего в дореволюционной школе. На материале исследований и мемуаров показано, что опыт преподавания этого предмета не был исключительно негативным, как это представляла историография советского периода. Сделан обзор фондов Центрального государственного архива Москвы, литературы и электронных ресурсов по рассматриваемой теме; отмечено, что данные материалы важны не только с точки зрения восстановления исторической объективности, но и с позиции перспектив использования их в современной педагогической практике (например, в процессе преподавания факультативного курса «Основ православной культуры»), ведь именно законоучителю в дореволюционной школе принадлежала главная роль в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Приведены краткие сведения о законоучителях, репрессированных в годы советской власти. Сделан вывод о том, что изучение обнаруженных архивных документов позволит восстановить немало биографических фактов о законоучителях, служивших в Московском учебном округе в дореволюционное время.

В исследованиях последнего десятилетия установлено немало фактов и доказательств того, что опыт преподавания Закона Божиего в дореволюционной школе не был исключительно негативным, как это представляла историография советского периода. Например, современные исследователи М. Ф. Пухальская,

О. В. Фидченко обращают внимание на позитивные стороны этого опыта, одновременно анализируя и причины его неудач1. В статье Н. Ю. Суховой рассматриваются проблемы педагогической подготовки выпускников высшей духовной школы — будущих законоучителей2. В публикациях С. П. Синельникова при-

1 Пухальская М. Ф. Преподавание Закона Божиего в гимназиях и реальных училищах Беларуси в начале ХХ века (1900-1917 гг.) [Электронный ресурс] URL: http://churchby.info/ г^/525/ (дата обращения: 26.06.2013); Фидченко О. В. Архивные данные о законоучителях Московского учебного округа XIX — начала ХХ в. // Православная культура в России: прошлое и настоящее: по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений. М., 2007. С. 79-87.

2 Сухова Н. Ю. К вопросу о педагогической подготовке выпускников высшей духовной школы в контексте реформ XVIП—XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. № 6. С. 70-91.

веден ряд свидетельств о достоинствах конкретных законоучителей и составлен коллективный портрет законоучителя дореволюционной школы .

Подобные исследования важны не только с точки зрения восстановления исторической объективности, но и с позиции перспектив использования их в современной педагогической практике (например, в процессе преподавания факультативного курса «Основ православной культуры»). Именно законоучителю в дореволюционной школе принадлежала главная роль в религиознонравственном воспитании учащихся.

Интересные факты о преподавании Закона Божиего и педагогических приемах законоучителей можно почерпнуть в воспоминаниях очевидцев. Таких источников совсем немного, но они очень ценны своими правдивыми, живыми и яркими описаниями. Например, Ю. А. Бахрушин привел такое интересное свидетельство о неординарном педагогическом приеме, используемом законоучителем Симеоном Уваровым в Московском частном реальном училище К. П. Воскресенского. По воспоминаниям Ю. А. Бахрушина, «педагогом отец Уваров был хорошим, применявшим в этом отношении свои методы. У него действительно не было неуспевающих учеников, и выставляемые им со всею строгостью баллы редко понижались до тройки. Достигал он такой успеваемости чрезвычайно просто. Его урок всегда был последним в учебном дне. Придя в класс, он кратко и вразумительно объяснял следующий урок и затем начинал спрашивать. Если ученик отвечал отлично, то, выставляя в журнале пятерку, отец Симеон отрывисто рявкал: "Собирай книги и марш домой". Отвечавшие на четверку отпускались домой минут через десять после ответа урока. Троечники сидели почти до конца, а с не выучившими заданного Уваров оставался еще минут на десять — пятнадцать после звонка, повторяя им предыдущий урок. Такой метод создавал своеобразное соревнование, в котором победители награждались

4

немедленно» .

Представляется, что этот применяемый законоучителем в дореволюционной школе оригинальный педагогический прием борьбы с неуспеваемостью не потерял актуальности и сегодня.

А как складывались судьбы конкретных законоучителей? Где можно познакомиться с их биографиями? Особенно важно восстановить жизнеописания тех законоучителей, которые в 1920-1930-х гг. приняли мученический венец.

Практически все законоучителя являлись священниками, служили в храмах, поэтому документы об их жизнедеятельности можно найти в фондах Духовных консисторий соответствующих региональных архивов. Например, в Центральном государственном архиве Москвы (ЦГА Москвы, до 2013 г. именуемом как ЦИАМ) есть следующие фонды: Московской Духовной консистории (Ф. 209); Духовного правления Московской губернии (Ф. 707); Канцелярии епископов

3 Синельников С. П. Оценки личности и деятельности законоучителя дореволюционной школы в советской и постсоветской историографии // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научно-практической Интернет-конференции. Минск, 2011. С. 119-125.

4 Бахрушин Ю. А. Воспоминания. М., 1994. [Электронный ресурс] URL: Ы1р://'Л'^'^\ centerpl.ru/mos06_109.php (дата обращения 29.06.2013).

викария Дмитровского (Ф. 1786). И этот массив документов известен и довольно хорошо изучен.

Редкие факты о жизни пострадавших в годы репрессий (в т. ч. о священниках) собраны и опубликованы в книге «За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь в 1917-1956: Биографический справочник. Книга первая А-К» (М., 1977), а также представлены на сайтах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета5 и Фонда Памяти мучеников и исповедников Русской православной Церкви6. В этих источниках в силу их специфики предпочтение отдается описанию обстоятельств последних лет жизни пострадавших, но нередко встречаются пробелы в биографиях, касающихся дореволюционного периода жизни персоналий.

В то же время нельзя не признать скудность источников по исследованию биографических фактов законоучителей, на что, например, указывается в работе О. В. Фидченко, в которой приводятся биографические сведения лишь о законоучителях Московской 1-й гимназии. Исследователь замечает, что «на страницах биографических изданий сведений об этих людях практически никогда не встречается, хотя труд их на ниве народного образования был самоотверженным и, чаще всего, безвозмездным»7.

Неожиданной находкой стал большой массив формулярных списков учителей (в т. ч. и законоучителей) и служащих Московского учебного округа в ЦГА Москвы (фонд 459, опись 17). Этот фонд (особенно опись 17) остается пока вне поля зрения исследователей. Представляется, потому, что его изучение сопряжено с большими трудностями: документы 17-й описи никак не ранжированы — ни по географическому, ни по тематическому, ни по хронологическому параметрам, в связи с чем в течение нескольких лет проводилось изучение и аннотирование документов этого фонда, о чем уже ранее сообщалось8. В настоящий момент изучено 120 дел, описано почти 3000 персоналий, среди которых выявлено около 300 законоучителей, служивших в Московском учебном округе. Преимущественно это священники. В частности, здесь хранятся документы о жизни:

Иоанна Дмитриевича Ансерова (дело 11),

Дмитрия Дмитриевича Беляева (дело 28),

Иоанна Николаевича Василевского (дело 50),

5 База данных ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». [Электронный ресурс] URL: http://www.pstbi.rU/bin/code.exe/frames/m/ind_oem. Мт1/Ла^е^ам (дата обращения 28.06.2013).

6 Официальный сайт Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». [Электронный ресурс] URL: http://www.fond.ru/ index.php (дата обращения 28.06.2013).

7 Фидченко О. В. Архивные данные о законоучителях Московского учебного округа XIX — начала ХХ в. // Православная культура в России: прошлое и настоящее: по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений. М., 2007. С. 79.

8 Саввина О. А. Формулярные списки педагогов-математиков Московского учебного округа в фондах Центрального исторического архива Москвы // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Вып. 32: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). Елец, 2012. С. 58-67.

Владимира Федоровича Введенского (дело 51),

Александра Андреевича Вертинского (дело 52), пострадавших в 1930-е гг. и причисленных ныне к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Несомненно, обнаруженные источники позволят уточнить биографические сведения, касающиеся досоветского периода жизни будущих мучеников. Особый интерес представляют факты, связанные с их педагогической деятельностью, поскольку все они служили законоучителями. Иоанн Дмитриевич Ансеров преподавал Закон Божий в Спасском мужском городском приходском по Уставу 1828 г. училище, Дмитрий Дмитриевич Беляев — Галичском мужском приходском училище, Иоанн Николаевич Василевский — Весьегонском приходском по Уставу 1828 г. училище, Владимир Федорович Введенский — Лежневском городском 4-классном училище, Александр Андреевич Вершинский — Новоторж-ском приходском по Уставу 1828 г. училище.

Представляется, что обнаруженные формулярные списки о законоучителях позволят уточнить базу данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке» и дополнить ее новыми фактами, поскольку хронологические рамки представления сведений в базе данных и в архиве имеют разные акценты. Если в базе данных отражены трагические обстоятельства последних лет жизни и кончины пострадавшего за веру в советское время, то формулярные списки, напротив, датированы не позднее 1917 г., поэтому биографические факты касаются дореволюционного периода жизни конкретного законоучителя. В архиве встречается немало формулярных списков законоучителей-священников, которые включены в базу «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке». Например, формулярные списки:

Николая Петровича Абрютина (преподавал Закон Божий в Вяземском приходском училище в 1910 г., приговорен к расстрелу в 1937 г.);

Алексея Федоровича Авдентова (преподавал Закон Божий в Павловской женской прогимназии в 1914 г., репрессирован в 1927-1930 гг.);

Александра Зифоновича Аврова (преподавал Закон Божий в Доскинском городском 4-классном училище, приговорен и расстрелян в 1937 г.);

Николая Александровича Аврова (преподавал Закон Божий в Нижегородской частной женской прогимназии М. В. Миловой в 1913 г., репрессирован в 1928 и 1934 гг.

Льва Иоанновича Адамова (преподавал Закон Божий в Дмитровской женской гимназии Орловской губернии в 1915 г., арестован в 1929 г., скончался в исправительно-трудовом лагере в 1932 г.(?));

Александра Ивановича Аргентова (преподавал Закон Божий в Спасском мужском городском приходском по Уставу 1828 г. училище, арестован в 1931 г.);

Владимира Петровича Архангельского (преподавал Закон Божий в Ставров-ском 4-классном городском училище в 1909 г., арестован в 1930 г.);

Алексея Петровича Афанасьева (преподавал Закон Божий в Тесовском высшем начальном училище в 1915 г., приговорен к расстрелу в 1937 г., скончался в 1945 г.);

Иоанна Петровича Афонова (преподавал Закон Божий в селе Варьево Вязни-ковского уезда Владимирской епархии в 1911 г., арестован в 1921 г.);

Василия Гавриловича Баталина (преподавал Закон Божий в Калужском 7-м приходском училище в 1903 г., приговорен к расстрелу в 1938 г.);

Алексея Павловича Беляева (преподавал Закон Божий в Гороховецкой женской прогимназии в 1908 г., арестован в 1937 г.);

Георгия Алексеевича Беляева (преподавал Закон Божий в Калужском 6-м мужском приходском училище в 1904 г., осужден в 1932 г.);

Петра Афанасьевича Благовещенского (преподавал Закон Божий в Харинском высшем начальном училище Тверской губернии в 1916 г., приговорен к расстрелу в 1937 г.);

Алексея Васильевича Благодатского (преподавал Закон Божий в Петровском городском 4-классном училище Новосильского уезда в 1910 г., был арестован дважды — в 1929 г., в 1932 г.);

Николая Алексеевича Боголепова (преподавал Закон Божий в Серпуховском городском училище в 1904 г., арестован в 1929 г.);

Гавриила Яковлевича Боголюбского (был председателем педагогического совета женской гимназии при Брянском заводе в Бежицке Орловской губернии в 1908-1911 гг., арестован в 1937 г.);

Василия Петровича Богословского (преподавал З акон Божий в частной женской прогимназии Е. А. фон Штемпель во Владимире в 1906 г., арестован в 1930 г.);

Сергея Дмитриевича Богословского (преподавал Закон Божий в Егорьевской 6-классной мужской прогимназии в 1905 г., погиб в заключении в 1930-е гг.);

Владимира Иоанновича Братановского (преподавал Закон Божий в Муромском 1-м приходском мужском начальном училище в 1907 г., арестован в 1937 г.);

Николая Павловича Бриллиантова (преподавал Закон Божий в Перемышль-ском мужском приходском училище в 1916 г., расстрелян в 1937 г.);

Николая Васильевича Брянцева (преподавал Закон Божий в Елецкой частной женской полноправной гимназии Е. М. Лысенко, расстрелян в 1918 г.);

Николая Евгеньевича Бухарина (служил в Преображенской церкви в Нерехте в 1912 г., расстрелян в 1938 г.);

Николая Васильевича Васильевского (преподавал Закон Божий в Угличской женской гимназии Ярославской губернии в 1908 г., арестован в 1931 г.);

Александра Андреевича Вершинского (преподавал Закон Божий в Новоторж-ском приходском по Уставу 1828 г. училище в 1906-1907 гг., арестован в 1937 г.);

Василия Ивановича Владимирского (преподавал Закон Божий в Спас-[Ясеновичском] (Есеновичском) городском училище в 1911 г., арестован в 1932 г.).

И это лишь малая толика фактов, обнаруженных в формулярных списках, сохранившихся в ЦГА Москвы. Нельзя не отметить, например, что в этом архиве сохранились также документы о службе священника Николая Ивановича Азбукина, окормлявшего в детстве о. Иоанна (Крестьянкина). Священник Николай Иванович Азбукин обучал Закону Божиему воспитанников Орловского 3-го мужского приходского училища (дело 4).

Изучение и аннотирование документов описи 17 фонда 459 (Попечителя Московского учебного округа) продолжается, но уже сейчас не вызывает со-

мнения тот факт, что обнаруженные документы окажут несомненную помощь исследователям, интересующимся историей образования и конкретными персоналиями, служившими на ниве просвещения в Московском учебном округе в качестве законоучителей.

Ключевые слова: Закон Божий, дореволюционная школа, религиознонравственное воспитание, биографии законоучителей, Центральный государственный архив Москвы, история образования в Московском учебном округе, источники о житиях святых новомучеников.

NEW SOURCES FOR COMPOSING BIOGRAPHIES OF RELIGIOUS TEACHERS OF MOSCOW EDUCATIONAL DISTRICT

O. A. SAVVINA

The article discusses sources on the history of national education being stored in the Central State Archive of Moscow and concerning teaching of religion education at pre-revolutionary school. On a material of researches and memoirs it is shown that experience of teaching of this subject was not negative only as it was represented by a historiography of the Soviet period. The review of funds of the Central State Archive of Moscow, literature and electronic resources on a considered subject is made. It is noted that these materials are important not only from the point ofview of restoration of historical objectivity, but also from a position of prospects of their use in modern student teaching for example, in the course of teaching of a course «Bases of orthodox culture». The religious teacher at pre-revolutionary school possessed a leading role in religious and moral education of pupils. There is provided short data on the religious teachers repressed in days of the Soviet power. The conclusion that studying of the found archival documents will allow to restore many biographic facts about the religious teachers serving in the Moscow educational district in pre-revolutionary time is drawn.

Keywords: Religion education, pre-revolutionary school, religious and moral education, biographies of religious teachers, Central State Archive of Moscow, history of education in Moscow, sources about lives of saints martyrs.

Список литературы

1. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь в 1917-1956: Биографический справочник. Книга первая А-К. М., 1997.

2. Пухальская М. Ф. Преподавание Закона Божия в гимназиях и реальных училищах Беларуси в начале ХХ века (1900-1917 гг.) [Электронный ресурс] ИЯЬ: http://churchby. шй/г^/525/ (дата обращения: 26.06.2013).

3. Саввина О. А. Формулярные списки педагогов-математиков Московского учебного округа в фондах Центрального исторического архива Москвы // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Вып. 32: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). Елец, 2012. С. 58-67.

4. Синельников С. П. Оценки личности и деятельности законоучителя дореволюционной школы в советской и постсоветской историографии // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научнопрактической Интернет-конференции. Минск, 2011. С. 119-125.

5. Сухова Н. Ю. К вопросу о педагогической подготовке выпускников высшей духовной школы в контексте реформ ХУШ-ХХ вв. // Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. 2007. № 6. С. 70-91.

6. Фидченко О. В. Архивные данные о законоучителях Московского учебного округа

XIX — начала ХХ в. // Православная культура в России: прошлое и настоящее: по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений. М., 2007. С. 79-87.

7. База данных ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви

XX века». [Электронный ресурс.] ИЯЬ: http://www.pstbi.rU/bin/code.exe/frames/m/ind_ оет.Мт1/сЬа^е1/а^ (дата обращения 28.06.2013).

8. Бахрушин Ю. А. Воспоминания. М., 1994. [Электронный ресурс] ИЯЬ: http://www. centerp1.ru/mos06_109.php (дата обращения 29.06.2013).

9. Официальный сайт Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». [Электронный ресурс] ИЯЬ: http://www. fond.ru/index.php (дата обращения 28.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.