Научная статья на тему 'Новые инструменты и механизмы государственного управления в сфере подготовки и обеспечения Российской экономики профессиональными кадрами'

Новые инструменты и механизмы государственного управления в сфере подготовки и обеспечения Российской экономики профессиональными кадрами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / PREPARATION OF PROFESSIONAL PERSONNEL / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / МЕХАНИЗМЫ / MECHANISMS / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / INSTRUMENTS OF PUBLIC ADMINISTRATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / FEDERAL TARGET PROGRAMS / ЦЕЛЕВЫЕ ПРИЕМ И ОБУЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ЦЕЛЕВУЮ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ / STATE ORDER FOR TARGET TRAINING / TARGET RECEPTION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирина Л.Н.

В статье рассматриваются проблемы государственного управления в сфере формирования современного кадрового потенциала страны. В условиях повышения регулирующей роли государства в инициировании процессов инновационных преобразований в экономике страны особую значимость приобретают проблемы участия государства в подготовке профессиональных кадров для развивающихся и новых сфер наукоемких производств, основных функций государства, а также инструментов и механизмов управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New tools and mechanisms of public administration in the sphere of preparation and providing the Russian economy with professional personnel

The paper distinguishes the issues of public administration in the sphere of formation of contemporary personnel capacity of the country. In the conditions of increase in the regulating role of the state in initiation of processes of innovative transformations in the national economy the special importance is gained by the issues of participation of the state in preparation of professional personnel for the developing and new spheres of the knowledge-intensive productions, the main functions of the state, tools and mechanisms of management

Текст научной работы на тему «Новые инструменты и механизмы государственного управления в сфере подготовки и обеспечения Российской экономики профессиональными кадрами»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2017

АН. СВИРИНА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН

НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАДРАМИ

В статье рассматриваются проблемы государственного управления в сфере формирования современного кадрового потенциала страны. В условиях повышения регулирующей роли государства в инициировании процессов инновационных преобразований в экономике страны особую значимость приобретают проблемы участия государства в подготовке профессиональных кадров для развивающихся и новых сфер наукоемких производств, основных функций государства, а также инструментов и механизмов управления.

Ключевые слова: подготовка профессиональных кадров, функции, механизмы, инструменты государственного управления, федеральные целевые программы, целевые прием и обучение, государственный заказ на целевую подготовку кадров.

JEL: O15, O31, O32, J21, H10.

Подготовка кадрового ресурса, который был бы востребован со стороны российской экономики, - важнейшая задача государства, приобретающая особую значимость на этапе выработки стратегических задач научно-технологического развития в условиях новых реалий и вызовов.

Технологическая модернизация промышленности и развитие наукоемких технологий двойного применения вызывают значительные изменения в структуре занятости и, следовательно, требуют современного подхода к управлению в сфере подготовки профессиональных кадров. Возрастающая роль государства в становлении национальной системы подготовки профессиональных кадров на современном этапе предопределена объективной необходимостью, мировым и российском опытом, внедрением современной модели «Тройной спирали» [1]. Подготовка кадров высшей квалификации для высокотехнологичных отраслей промышленности в основном возлагается на вузы, однако эффективным этот процесс может быть только при формировании многоуровневой системы непрерывного образования, обеспечивающей тесную связь между производственными высокотех-

нологичными компаниями, государством и организациями высшего и среднего образования, готовящими для них кадры.

Сегодня необходимы новые, современные формы и инструменты управления подготовкой кадров. Рассмотрим основные из них.

Проекты АСИ

В стране с каждым годом разворачивается все более масштабная деятельность по развитию системы профессионального образования и сквозной подготовки кадров. Решения ряда накопленных проблем удается достичь за счет организации плотного взаимодействия между государством, работодателями и учреждениями системы образования. На созданный Правительством Российской Федерации Институт развития - Агентство стратегических инициатив (АСИ, август 2011 г.)1 -возложены функции по реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, в частности, для продвижения приоритетных проектов, для реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, а также по развитию профессиональных кадров. В сфере подготовки профессиональных кадров АСИ призвано выполнять следующие функции: поддержку системных проектов в области кадрового обеспечения; взаимодействие работодателей и образовательных учреждений; инициацию и проведение форсайт-исследований в сфере подготовки квалифицированных кадров для экономики России на 20-тилетнюю перспективу.

Реализация одной из приоритетных задач государственной политики в сфере профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров для высокопроизводительных рабочих мест обеспечивается в проектах АСИ на базе создания механизмов взаимодействия системы профессионального образования со сферой труда, которое осуществляется по ряду направлений: участие бизнеса в прогнозировании потребностей в кадрах и квалификациях, формирование требований к результатам профессионального образования; участие в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, создание условий реализации образовательных программ, включая кадры, оборудование, базы практик.

Одним из инструментов разработки и развития таких механизмов стал системный проект АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», запущенный с декабря 2013 г.

1 Распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1393-р «Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации [4]. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями - заказчиками кадров и региональными органами власти, заинтересованными в развитии промышленности региона. Федеральный институт развития образования (Минобрнауки РФ) осуществляет методическую поддержку проекта. На конкурсной основе было отобрано 10 пилотных регионов: Калужская, Ульяновская, Ярославская области, Пермский и Красноярский край, Республика Татарстан, Волгоградская, Свердловская, Московская, Нижегородская области. К реализации проекта в 2015 г. присоединились еще три региона: Белгородская область, Тамбовская область и Самарская область. Таким образом, по совокупности в структуру 13 пилотных регионов входят 105 учебных заведений, 1101 предприятие, 25851 студентов и 8010 наставников, участвующих в проекте. Одним из ожидаемых результатов проекта, рассчитанного на два года, являлось построение региональной модели взаимодействия профессионального образования и бизнеса на основе внедрения элементов дуального обучения. В соответствии с решением Европейской комиссии по образованию дуальная система профессионального образования Германии была рекомендована в качестве эталонной для внедрения в странах Европейского Союза. В России уже идет внедрение элементов дуальной системы. При всем разнообразии региональных практик формируется общая структура отечественной модели профессионального образования, опирающейся на поддержку как со стороны государства, так и бизнеса.

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста

В настоящее время в качестве базовой, системообразующей модели обеспечения технологического развития промышленности в регионах профессиональными кадрами, учитывающей прежде всего результаты реализации проекта АСИ в области подготовки рабочих кадров на основе дуального образования, результаты движения WorldSkills Russia2, результаты лучших практик подготовки кадров, в субъектах

2 17 мая 2012 г. Россия вступила в WorldSkills International (WSI) - международную некоммерческую ассоциацию, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. ru.wikipedia.org/wiki/WorldSkills.

Российской Федерации выступает Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста3. Региональный стандарт предназначен для применения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, региональными органами исполнительной власти, отраслевыми, профессиональными организациями, партнерствами и работодателями в качестве руководства по реализации проектов внедрения модели кадрового обеспечения промышленного роста в регионе.

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста (Стандарт) был разработан в соответствии с поручением, данным по итогам заседания Правительственной комиссии по импортозаме-щению 3 октября 2015 г., Агентством стратегических инициатив при активном участии Союза «Ворлдскиллс Россия», а также Минпром-торга России, Минобрнауки России, региональных органов исполнительной власти, промышленных компаний и объединений работодателей. Стандарт нацелен на кадровое обеспечение региональной промышленности новым поколением молодых профессионалов через трансформацию системы профессионального образования в соответствии с потребностью реального сектора экономики на основе лучших практик и международных стандартов. Также Стандарт направлен на повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых производств; дает возможность, базируясь на его положениях, определять минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения потребности промышленности (экономики) региона в высококвалифицированных кадрах и способствовать их внедрению в субъектах РФ.

Отправным основополагающим положением при разработке Стандарта является формирование стратегии кадрового обеспечения, которая должна включать: характеристику текущего состояния системы подготовки кадров в регионе (проблемы и вызовы) и актуальную потребность в кадрах (перечень перспективных профессий в средне- и долгосрочной перспективах); приоритеты, цели и задачи кадрового обеспечения в целом и по отдельным направлениям подготовки кадров (профессиональное и высшее образование, дополнительное образование, общее образование); требования к инструментам реализации стратегии (прогнозирование кадров, профориентация, система оценки качества и другим). Конкретизация задач по реализации стратегии должна проводиться по таким направлениям, как:

- определение состава проектов и мероприятий по реализации стратегии;

3 Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. Агентство стратегических инициатив. asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.

Вестник ИЭ РАН. №3. 2017 С.96-107

- ресурсное обеспечение реализации стратегии (материально-техническая база обеспечения образовательного процесса, требуемые объемы и источники финансирования программы по годам);

- требования к механизмам реализации стратегии (заинтересованные лица и механизмы их взаимодействия в процессе внедрения стратегии и мониторинга ее исполнения);

- целевые показатели реализации стратегии (ключевые показатели эффективности исполнения стратегии по годам).

В конечном итоге в стратегии должны быть определены границы ключевых участков региональной модели кадрового обеспечения промышленного роста: востребованные и перспективные профессии в средне- и долгосрочной перспективах в соответствии с потребностями экономики субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации модели (перечень востребованных и перспективных профессий должен формироваться с учетом профессий, вошедших в «50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования», должен включать инженерные профессии и специализации, а также не менее двух новых профессий, возникающих вследствие технологического развития экономики региона); ключевые предприятия, участвующие в реализации модели (предприятия реального сектора экономики, устойчивые в период кризиса, создающие добавленную стоимость, работающие на современном оборудовании, выпускающие высокотехнологичную продукцию и т. д.): ключевые образовательные организации СПО, ВО и ДПО, участвующие в реализации модели.

Первые соглашения о внедрении в пилотных регионах лучших практик кадрового обеспечения промышленного роста и их распространении были подписаны 17 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2016) между генеральным директором АСИ Андреем Никитиным, генеральным директором Союза «Ворлдскиллс Россия» Робертом Уразовым и главами 10 субъектов РФ: Владимирской, Мурманской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей, Пермского края, республик Татарстан и Чувашия. Участники соглашений будут внедрять Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, создадут нормативную базу для его реализации, проведут обучение региональных команд и обменяются успешными практиками. На сегодняшний день текущая редакция Стандарта является базовым документом для апробации в 21-ом пилотном субъекте Российской Федерации4. Хотелось

4 Белгородская область, Владимирская область, Краснодарский край, Красноярский край, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Чувашия, Самарская область, Свердловская область, Тамбовская область,

бы отметить тот факт, что успешная реализация этого проекта в условиях дефицита финансовых ресурсов в регионах предполагает участие государства в выделении средств из федеральных источников финансирования, в частности, что очень важно, на технологическую модернизацию материально-технической учебной базы организаций образования и предприятий, в предоставлении бизнесу налоговых льгот, субсидий и других преференций. К сожалению, на данный момент федеральные источники финансирования проекта регионального стандарта не предусматриваются.

Целевые программы в области образования

В настоящее время обучение и подготовка квалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики осуществляется на основе государственных программ. В первую очередь речь идет «О федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы»5. (ФЦПРО) и о Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»6. Целью ФЦПРО является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачи Программы должны быть реализованы комплексом мероприятий, направленных на создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях; развитие эффективной системы дополнительного образования детей; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Цель Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» - развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной

Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Челябинская область, Ярославская область.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

6 Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424 «О Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы» и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».

и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне. Задачи программы - развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров; повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности; развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров; развитие сети национальных исследовательских университетов. Объемы и источники финансирования Программы - всего на 2014-2020 гг. (в ценах соответствующих лет) - 201018,935 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 153481,435 млн руб., из них: научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы - 143162,695 млн руб.; прочие нужды - 8054,04 млн руб.; капитальные вложения - 2264,7 млн рублей; за счет средств внебюджетных источников - 47537,5 млн руб. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности направлены на создание необходимых условий для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития Российской Федерации. В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий к концу 2020 года должно быть достигнуть обеспечение воспроизводства кадров в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации за счет притока и закрепления молодых высококвалифицированных специалистов.

Модель целевой контрактной подготовки специалистов

В ведомственной целевой программе Минпромторга России «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности»7 сформулирована цель в области подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, заключающаяся в формировании методической базы по взаимодействию предприятий высокотехнологичных секторов промышленности с инфраструктурой в сфере профессионального образования. Реализации этой цели должно способствовать решение поставленных задач по совершенствова-

7 Минпромторг России. «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности». minpromtorg.gov.rU/ministry/ strategic/crosssectoral/0.

нию системы прогнозирования потребностей высокотехнологичных секторов промышленности в руководящих кадрах и специалистах; созданию условий для развития инфраструктуры непрерывного образования (дополнительной подготовки) в высокотехнологичных секторах промышленности; по разработке профессиональных стандартов на основе отраслевых стратегий развития и использования их в высокотехнологичных секторах промышленности, а также при разработке и внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования; по разработке методик и форм привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности; анализу рынка труда в высокотехнологичных секторах промышленности. В результате работы над программой в стране появились модели нового типа учебных центров, разработаны механизмы вовлечения молодежи в промышленность, опробованы технологии формирования и подготовки управленческих команд для высокотехнологичного сектора, а также утверждены проекты профессиональных стандартов.

Модель целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием введена Постановлением Правительства от 19 сентября 1995 г. № 942. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» введена новая модель целевого обучения и целевого приема по образовательным программам высшего образования. Основой такой модели является целевое обучение, которое осуществляется в отношении лиц, заключивших договор с заказчиками целевого приема - органом власти или организацией, перечень которых установлен федеральным законом. Договор о целевом обучении должен предусматривать меры социальной поддержки обучающегося, обязательства по организации практики, его трудоустройству, а также основания освобождения от исполнения обязательства по трудоустройству. Договор о целевом обучении может быть заключен на любом этапе обучения гражданина. В том случае, если целевое обучение планируется осуществлять с 1-го курса, используется механизм целевого приема, который организуется по отдельному конкурсу в рамках квоты за счет средств соответствующих бюджетов. Целевой прием осуществляется на основании договора между заказчиком целевого приема и вузом и проводится только в отношении граждан, заключивших договоры о целевом обучении с заказчиком целевого приема. За неисполнение обязательств по трудоустройству в рамках договора о целевом обучении законодательством предусмотрено обязательство гражданина возместить заказчику целевого приема в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.

Общие требования к организации целевого приема и целевого обучения, установлены статьей 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Правила заключения и расторжения договоров о целевом приеме и целевом обучении, типовые формы таких договоров утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076. В 2015/2016 учебном году в вузах обучались 168 тыс. студентов, поступивших на условиях целевого приема. Численность обучающихся, заключивших договоры о целевом обучении, но поступивших на общих основаниях, составила 84 тыс. человек.

В целях повышения эффективности целевого приема и целевого обучения разработан проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части уточнения механизма целевого приема и целевого обучения». Законопроектом, в частности, предусматривается включение в перечень заказчиков целевого приема организаций оборонно-промышленного комплекса, акционерных обществ и дочерних хозяйственных обществ государственных корпораций и организаций, в интересах которых, согласно законодательству, осуществляется целевой прием. Также предусматривается установление в договоре о целевом обучении минимального срока осуществления гражданином трудовой деятельности по окончании обучения (три года) и возможность заключения трехстороннего договора о целевом обучении между заказчиком целевого приема, гражданином и организацией, в которой он будет трудоустроен. В прошлом году по программам целевого приема и целевого обучения проходили подготовку свыше четверти миллиона студентов. Квота для целевиков, устанавливаемая государством в бюджете, превысила 15% от общего приема на бюджетные места, но в среднем по стране была выбрана лишь приблизительно на две трети. Таким образом, эта система не работает эффективно, во всяком случае в полной мере, как было предусмотрено данным законопроектом, при том что целевой прием дает преимущества абитуриенту. Абитуриенты идут по отдельному конкурсу. Средний балл по единому государственному экзамену у целевиков был 62,3 - это ниже среднероссийского на четыре единицы. Конкурс в среднем по стране составлял восемь человек на место, в то время как на каждое целевое место претендовал только один абитуриент. То есть, по сути, конкурса там не было. Все это означает, что на целевом обучении оказываются заведомо более слабые студенты. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, много внимания уделяющий формированию кадрового потенциала ОПК, в интервью ТАСС 12 октября 2016 г. заявил, что поручил Миноб-рнауки продумать стратегию и тактику работы с бюджетниками и целевиками. Постановка вопроса вызвана тем обстоятельством, что

«целевики присылают ребят, на основе которых мы не сможем создать новый конструкторский потенциал»8.

На сегодняшний день реальная картина реализации модели целевой подготовки кадров такова: приблизительно в половине договоров о целевом приеме для молодого специалиста не предусматриваются меры социальной поддержки, а в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, в течение которого выпускник обязан отработать на предприятии. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается, а можно отработать фиктивно, например, хотя бы один день. Кроме того, заказчики целевого обучения - это, как правило, региональные и муниципальные власти, в то время как непосредственный работодатель, например, предприятие, социальные структуры, органы государственного управления, которые должны быть заинтересованы в трудоустройстве выпускника, зачастую вообще не участвуют в подготовке и подписании этого соглашения. Стало быть, работодатель вообще не несет никакой ответственности и не имеет нормальных прав. И наконец, законодательство практически не позволяет подвергнуть выпускника каким-либо санкциям, чтобы вернуть государству потраченные на его обучение деньги, в случае если такой выпускник отказывается от исполнения договора. То есть механизм есть, но он юридически неэффективен.

Формирование государственного заказа

для Федеральных целевых программ

Важным инструментом макроэкономического управления в сфере стратегического развития социально-экономической системы выступают в настоящее время Федеральные целевые программы (ФЦП) [6]. Соответственно, для каждой программы необходимо рассчитать потребность в кадрах для ее реализации в ближайшие годы и на длительную перспективу, чтобы поддерживать те процессы, которые были инициированы ФЦП. Следует также отметить, что созданные в рамках федеральных программ инфраструктуры или инициированные ими процессы могут породить потребность в кадрах, которая в настоящее время еще не осознается или осознается в весьма ограниченной степени. В связи с этим особую актуальность приобретает использование и развитие механизма формирования государственного заказа на целевую подготовку кадров для ФЦП.

Механизм формирования государственного заказа для федеральных целевых программ должен основываться на следующих основных

8 ТАСС: Армия и ОПК - Минобрнауки создает финансовые стимулы поиска талантов при подготовке кадров ОПК. 12 октября 2016.

Вестник ИЭ РАН. №3. 2017 С.96-107

положениях: обеспечивать кадрами как функционирование, так и развитие федеральных целевых программ (сфер деятельности, инициированных ФЦП); обеспечивать прогнозирование потребности в кадрах по мере развертывания различных ФЦП; обеспечивать в рамках ФЦП формирование заказа на новые образовательные программы и технологии; обеспечивать разработку новых образовательных программ и технологий и их внедрение; организовывать целевой прием (прием на целевую подготовку) под инновационные проекты в рамках различных ФЦП; развертывать на базе организаций и предприятий, реализующих каждую ФЦП, целевую контрактную подготовку кадров; организовывать мониторинг эффективности целевого приема и целевой контрактной подготовки в рамках программ повышения кадрового потенциала ФЦП, а также сфер, развитие которых инициировано той или иной ФЦП; отслеживать эффективность использования подготовленных специалистов в рамках различных ФЦП.

В рамках применения модели целевой контрактной подготовки профессиональных кадров, когда по той номенклатуре кадров, которая требуется для реализации данной программы, по конкурсу среди студентов, обучающихся по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, отбираются те, с кем заключается контракт. Это должны быть студенты, прежде всего 3-4 курса, которым устанавливается дополнительная стипендия и оплачивается прохождение практики за счет ФЦП. В этом случае организации и предприятия, которые реализуют различные задачи в рамках проектов, выступают как работодатели при заключении контракта на целевую подготовку. Здесь важна разработка механизмов оценки потребности в кадрах, заявляемых организациями и предприятиями как необходимых для их деятельности. В противном случае за счет программ может начать проплачиваться подготовка кадров в интересах отдельной организации (предприятия), а не ФЦП в целом. Особенность формирования государственного заказа по целевой подготовке кадров для инновационных ФЦП состоит в том, что для реализации заложенных в них инновационных проектов возникает потребность в кадрах, которые в настоящее время не готовятся или их подготовка должна быть резко увеличена. В этом случае наиболее эффективным становится использование механизма формирования государственного заказа на подготовку кадров по целевому приему на рабочие места, которые по прогнозу должны возникнуть в результате реализации инновационных ФЦП, что в принципе позволит развернуть подготовку специалистов по новым направлениям.

Повышение качества и эффективности государственного управления в сфере формирования кадрового потенциала является одним из ключевых направлений развития современной экономики России. Результативность системы подготовки и обеспечения высокотехноло-

гичных, наукоемких развивающихся и будущих новых производств профессиональными кадрами во многом будет зависеть от успешной реализации модели взаимодействия государства с университетами и бизнесом. В этой модели участие бизнеса совместно с государством предполагает создание совокупного спроса на трудовой потенциал, определение основных количественных и качественных требований к нему. Государство формирует заказ на инновационные кадры, определяет число бюджетных мест, осуществляет финансирование образовательных учреждений, разрабатывает государственные стандарты и нормативно-правовые акты, выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. Образование и наука наряду с этим обеспечивает подготовку специалистов, соответствующих требованиям, выдвинутым со стороны государства и бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновационная Россия. 2011. № 4.

2. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Функции государственного управления. isfic.info/admis/nelis07.htm.

4. Матвеев Н.В., Ушанова И.А. Дуальное образование расширяет границы очертания нового международного проекта // Человек и образование. 2016. Вып. № 1 (46).

5. Федеральные целевые программы России. programs-gov.ru.

L.N. SVIRINA

PhD in economics, senior research fellow of the Institute of economics of the Russian academy of sciences, Moscow, Russia ludasvirina@mail.ru

NEW TOOLS AND MECHANISMS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF PREPARATION AND PROVIDING THE RUSSIAN ECONOMY WITH PROFESSIONAL PERSONNEL

The paper distinguishes the issues of public administration in the sphere of formation of contemporary personnel capacity of the country. In the conditions of increase in the regulating role of the state in initiation of processes of innovative transformations in the national economy the special importance is gained by the issues of participation of the state in preparation of professional personnel for the developing and new spheres of the knowledge-intensive productions, the main functions of the state, tools and mechanisms of management. Keywords: preparation of professional personnel, functions, mechanisms, instruments of public administration, federal target programs, target reception and training, state order for target training. JEL: O15, O31, O32, J21, H10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.