Научная статья на тему 'Новые информационные технологии непрерывного образования'

Новые информационные технологии непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологии непрерывного образования»

НОВЫЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Б. Возняк

Всем нам необходимо осознать, что сегодня - в эпоху информационных технологий и постиндустриального мира - человек встречается с лавиноподобным потоком информации. Он буквально глотает её посредством публикаций, электронных средств, в первую очередь Интернета, других средств массовой информации. Перед новым поколением всё серьёзнее встаёт проблема непрерывного образования, которая переходит из теоретического осмысления в чисто практическую плоскость: как человеку на протяжении жизни в произвольный отрезок времени получить свободный доступ к образованию, получить профессию, повышать свою квалификацию и т. п. Государственная национальная программа «Осв^а» (Укра'ша XXI стол^тя) акцентирует внимание на решении приоритетного задания отрасли образования - «создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечения возможностей постоянного самоусовершенствования личности, формирования интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации». Эта глобальная проблема должна решаться посредством педагогических и информационных технологий.

Таким образом, практическое, т. е. уже технологическое обрабатывание системы непрерывного образования, можно считать второй значимой проблемой в стратегическом и тактическом аспектах. Эта проблема тесно связана с приоритетами в сфере дидактики. Дело в том, что при таком рассмотрении перспектив развития образования оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, собранного человечеством, как это отмечено в дидактике. Важным становится умение самостоятельно добывать знания, уметь работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать проблемы, которые возникают в различных сферах. Иными словами, не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять и приумножать. Приоритет должен быть за личностно ориентированной педагогикой, личностно ориентированными педагогическими технологиями. Такой взгляд на систему образования предполагает изменение парадигмы образования. Ранее в нашей стране в системе образования действовала парадигма «учитель-учебник-ученик», в которой приоритет был абсолютно очевиден -деятельность преподавания. Ныне это не соответствует современности, курсу на личностно ориентированный подход к образованию, который разрабатывается в рамках гуманистического направления в философии, психологии и педагогике. На смену ей приходит новая парадигма образования «ученик-учебник-учитель», в которой приоритет должен быть за самостоятельной исследовательской деятельностью ученика. Но роль учителя от этого абсолютно не умаляется.

166

Всем очевидно, что уже сегодня Украина нуждается в новых технологиях, которые будут поддерживать массовую подготовку специалистов с использованием современных коммуникационных и информационных средств. При этом использование новых информационных технологий направлено на повышение эффективности и качества подготовки специалистов путём создания условий для непрерывного образования, «образования через всю жизнь».

Для упомянутых выше образовательных проблем полезно определиться со средствами, которые будут способствовать их успешному решению. Если говорить о педагогических технологиях, то следует иметь в виду такие, которые были бы по своим функциям адекватны специфике личностно ориентированного, гуманистического подхода (например, о таких технологиях, как cooperative learning, метод проектов, разноуровневое образование, модульное образование). Это вовсе не означает, что методы и технологии традиционного образования полностью отбрасываются. В педагогике и дидактике всегда нужно проявлять особенную осторожность и принцип уместности и искать место наиболее продуктивным способам достижения поставленных целей. Хочется лишь обратить внимание на тот факт, что есть существенная разница между проектом, в т. ч. и учебным как таковым, и методом проектов, т. е. способом достижения результата, который предсказывает технологическую обработку всего пути. Метод проектов предугадывает наличие проблемы, которую студенты решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой и игровой деятельности в зависимости от типа проектов. Любой практически значимый результат, полученный в результате той или иной разработки можно назвать проектом (например, марафон, олимпиаду, неделя бизнеса или неделя английского языка и др.).

Особенная роль принадлежит новым информационным технологиям. В данном случае хотелось бы остановиться на возможностях, которые несут в себе телекоммуникационные технологии. Речь идет о глобальных телекоммуникациях, которые помогают открыть окно в широкий мир, организовать диалог культур. Корда образуются условия для истинной интеграции и информационного пространства (с использованием глобальной сети Интернет, технологий Microsoft, Netscape) эта проблема принимает реальные очертания. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций расширяет возможности интеграции. Человек получает возможность дистанционно получать новую профессию, повышать свою квалификацию, расширять свое мировоззрение, причём практически в любом научном или учебном центре мира. С помощью глобальных сетей преодолеваются границы. Человек входит в единое информационное пространство. Одним из основных элементов европейского пространства высшего образования есть образование и обучение на протяжении всей жизни. В Европе будущего, освоение стратегией обучения на протяжении всей жизни является необходимым условием ответа на вызовы экономической конкуренции и новейших технологий. Во время совместной работы над проектами дистанционного обучения образуется сильная мотивация для самостоятельной познавательной деятельности студентов в группах и индивидуально. Такая совместная деятельность стимулирует студентов к ознакомлению с разными точками зрения на рассматриваемую проблему, поиск добавочной информации, оценку собственных результатов. Пре-

167

подаватель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по положению, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии, мозговые штурмы, доклады, рефераты получают другие качества, поскольку содержат материал не только из учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров из разных регионов мира, полученной информации, интерпретированных данных, фактов и т. п.

В наши дни динамика развития науки, техники и экономики таковы, что профессиональные знания стареют каждые 3-4 года. Чтобы успешно противостоять засилию неквалифицированных специалистов, необходимо переосмыслить отношение к образованию и профессиональной подготовке. Возникла проблема в образовании новой технологической системы, позволяющей передать большой объём информации и специализированных знаний. Одним из самих перспективных направлений становится внедрение дистанционного образования на основе компьютерной и телекоммуникационной техники. Только дистанционные формы обучения, базирующиеся на интернет-технологиях, будут способны разрешить эту проблему - обеспечить доступ к образованию для тех категорий потребителей, которые из-за различных ограничений не могут получать образовательные услуги в традиционной форме.

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.