Новые информационные технологии на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

Научная статья на тему 'Новые информационные технологии на автомобильном транспорте' по специальности 'Транспорт' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 73.31.81 — Автоматизированные системы управления и вычислительная техника на автомобильном транспорте
  • ВАК РФ: 05.22.10; 05.13.06; 05.13.12
  • УДK: 656.13;658.012.011.56;656.13:004
  • Указанные автором: УДК: 658.51.512

Статистика по статье
  • 1995
    читатели
  • 204
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • автомобильный транспорт
  • эффективность работы
  • Информационные технологии

Аннотация
научной статьи
по транспорту, автор научной работы — Бочков Александр Александрович, Екшикеев Тагер Кадырович, Филенко Светлана Александровна

Рассмотрено современное состояние и прогноз развития информационных технологий в системах управления транспортом. Предложено введение новой информационной составляющей о техническом состоянии непосредственно с борта транспортных средств

Научная статья по специальности "Автоматизированные системы управления и вычислительная техника на автомобильном транспорте" из научного журнала "Технико-технологические проблемы сервиса", Бочков Александр Александрович, Екшикеев Тагер Кадырович, Филенко Светлана Александровна

 
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по транспорту , автор научной работы — Бочков Александр Александрович, Екшикеев Тагер Кадырович, Филенко Светлана Александровна

Текст
научной работы
на тему "Новые информационные технологии на автомобильном транспорте". Научная статья по специальности "Автоматизированные системы управления и вычислительная техника на автомобильном транспорте"

УДК 658.51.512 ББК39.9
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
1 2 3
А.А. Бочков ,Т.К. Екшикеев , С.А. Филенко
1 Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики 192171,
Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1 2,3191186, Санкт-Петербург, ул.Миллионная, д.5.
Рассмотрено современное состояние и прогноз развития информационных технологий в системах управления транспортом. Предложено введение новой информационной составляющей о техническом состоянии непосредственно с борта транспортных средств.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, эффективность работы, информационные технологии.
Развитие автомобильного транспорта в рыночных условиях имеет свои отраслевые особенности, которые влекут экономические, технические, социальные и управленческие последствия и требуют от всех участников производственного процесса соответствующих и своевременных действий.
Эти особенности и результаты, к которым они приводят, технические и экономические последствия можно свести к следующему:
1.Увеличение хозяйственной и экономической самостоятельности предприятий в условиях фактической ликвидации вертикальных связей.
2.Разукрупнение и диверсификация транспортных предприятий.
3.Сокращение доходов и рост расходов, введение жесткого контроля за величиной и источниками доходов и расходов.
4.Сокращение объемов перевозок и рост конкуренции.
5.Нехватаа инвестиций и старение основных фондов.
6.Важность правильно выбранных управленческих решений и ответственность, как моральная, так и материальная, специалистов в условиях риска и конкуренции.
Ориентирование на рыночные отношения требуют от всех работников предприятия особого управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие, систематические и нередко агрессивные подходы. Здесь
считается, что недостаточно только регистрировать параметры окружающей среды, а необходимо еще и стремиться самому изменять эти параметры.
В общем смысле для обеспечения эффективной работы предприятия автомобильного транспорта имеет смысл использовать маркетинг.
Эти признаки можно толковать следующим образом: во-первых, как
принцип поведения предприятия, который заключается в последовательном направлении всех касающихся решений на требования и нужды потребителей (маркетинг как принцип управления предприятием); во-вторых, маркетинг означает усилия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью специальных рыночных мероприятий (маркетинг как средство); в-третьих, маркетинг можно описать, как систематический, опирающийся на современный инструментарий поиска решений (маркетинг как метод).
Здесь можно выделить три основных направления в деятельности предприятия: выход на рынок; расширение рынка; обеспечение безопасности рынка.
1. Выход на рынок будет успешным, если транспортные услуги сопровождают умеренные цены, высокое качество и хорошее обслуживание клиентов - это одна сторона деятельности предприятия. Если мы говорим о том, что отправным пунктом для всех произ-
Новые информационные технологии на автомобильном транспорте
водственных решений являются желания и интересы потребителей, то это означает, что предприятие должно предлагать решения проблем своих клиентов. Под проблемами можно понимать все, что движет людьми.
2.Расширение рынка - следующее важнейшее направление после выхода на рынок. В принципе, расширение рынка возможно за счет: увеличения объема транспортных услуг на старом рынке; выхода со старыми или слегка измененными услугами на новый рынок; стремления предприятия более полно учесть потребности определенных групп клиентов, расширяя при этом свой ассортимент услуг. Часто это связано с диверсификацией, включением в производственную программу новых услуг, которые нередко базируются на использовании производственного опыта, старых каналов и связей с клиентами; использования выхода с новым ассортиментом услуг на новые рынки.
3. Обеспечение безопасности рынка - третье направление. Расширение рынка всегда сопровождается стремлением к его безопасности. Это возможно тогда, когда удается развить комплекс услуг, не оставляющих места для проникновения конкурентов.
Все вышеперечисленные направления деятельности предприятия так или иначе связаны с процессами управления. Имеется несколько определений понятия управление. Инженерное прикладное понятие управления следующее: управление - это процесс преобразования информации о состоянии системы в определенные целенаправленные действия, переводящие управляемую систему из исходного в заданное состояние. В этом определении можно выделить ключевые слова: информация
о состоянии системы; цели или цель системы; действия, предпринимаемые в системе для изменения ее состояния и достижения цели.
Очевидно, что этот набор должен располагаться в определенной последовательности, образуя технологию управления. Основные этапы этой тех-
нологии следующие:
1. Определение цели, стоящей перед управлением системой (ПАТ, цех, участок и др.). Необходимо отметить, что выбор цели предприятий автомобильного транспорта в рыночных условиях связан с получением максимальной прибыли.
2. Получение информации о состоянии системы и о внешних факторах, действующих на систему.
3. Обработка информации, оценка её точности, представительности и достоверности.
4. Анализ информации, сбор при необходимости дополнительной информации, её экспертиза.
5. Принятие управленческих решений в соответствии с целями системы, полученной и обработанной информации.
6. Придание решению четкой, желательно нормативной формы, обеспечивающей индивидуальную ответственность исполнителей, поэтапный и количественный и качественный контроль.
7. Доведение решения до исполнителей.
8. Реализация управляющего действия.
9. Получение отклика (реакции) системы на управляющие действия в виде новой порции информации об изменении системы. Если состояние системы' ухудшилось, то это нерациональное управление. Если состояние системы улучшилось, но полностью цели не достигнуты, то это рациональное управление, и наступает 10 этап.
10. Коррекция целей или действий.
После коррекции процесс управления повторяется, т.е. в данном случае управление носит итеративный многошаговый характер. Если такой характер реализуется, то эта система является обучаемой.
По содержанию этапов технологии управления системами связаны с понятиями информация и информационная технология.
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №3(9) 2009
75
Информация - сведения, знания, которые нужны в человеческой деятельности для решения различных задач и пополнения знаний. Для обработки, передачи, приема и хранения информации следует применять теорию случайных процессов, теорию кодирования, теорию вероятностей и математической статистики и другие.
Как отмечалось выше, эффективная работа автомобильного транспорта особенно в условиях рынка в основном связана с процессами управления различными аспектами транспортного процесса, а сфера управления, в свою очередь, во многом связана с "человеком", поэтому новые информационные технологии автомобильного транспорта должны учитывать "человеческий фактор". При этом новая информационная технология автомобильного транспорта должна быть информационной технологией управления и включать в себя сбор информации и ее обработку, анализ и принятие решения. Как показывает анализ развития информационных технологий, она прошла путь от примитивных (ручных) технологий до "компьютерных". Объемы информации в автотранспортных предприятиях велики, например для АТП мощностью 400 автомобилей ежемесячно обрабатывается порядка 10 тыс. путевых листов и товарно-транспортных накладных, около одной тысячи листков учета ТО и ТР и множество других документов. Естественно, без применения ЭВМ обработать такой поток информации трудная задача. До недавнего времени применялась информационная технология, которая предусматривала обработку первичных документов в кустовых информационных вычислительных центрах (КИВЦ), создававшихся, как правило, на базе
территориальных транспортных объединений.
Как показал опыт эксплуатации подобных технологий, они имеют ряд следующих существенных недостатков: большое количество ошибок ввода и дублирование информации; длительные сроки разработки и ввода в эксплуатацию; значительные сроки поступления обработанной информации (как правило, без управленческих решений), т.е. средства обработки информации находятся в отрыве от "пользователя".
В настоящее время с появлением персональных электронно-вычислительных машин происходит принципиальный переход от информационных технологий КИВЦ на новые информационные технологии на базе автоматизированных рабочих мест (АРМ), главным компонентом которых является ПЭВМ. Внедрение этих информационных технологий позволяет включать в решаемые задачи управления; учитывать конкретные условия работы предприятия в реальном времени; сочетать как знания и опыт чело-веха, так и знания, заложенные и аккумулированные в ПЭВМ.
В заключении, следует отметить, что в развитии информационных технологий на транспорте можно ожидать следующего витка, что связано главным образом со сбором и обработкой информации о результатах работы подвижного состава и о его техническом состоянии, которую будут получать непосредственно с борта транспортного средства, что позволит значительно улучшить её достоверность.
На базе этой информационной технологии следует уже сейчас приступить к созданию новых систем управления транспортом.
1 Бочков Александр Александрович, профессор кафедры «Технология обслуживания транспортных средств, тел. :(812) 527-23-55, e-mail: aleks.bochkov@mail.nil
" Екшикеев Тагер Кадырович, доцент кафедры «Организация перевозок» СЗГТУ, тел.: + 7 (911)9347017
3 Филенко Светлана Александровна, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и медико-биологические системы» СЗГТУ, тел.: (812)7129819

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх