Научная статья на тему 'Новые информационные технологии на автомобильном транспорте'

Новые информационные технологии на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6401
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильный транспорт / эффективность работы / Информационные технологии

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочков Александр Александрович, Екшикеев Тагер Кадырович, Филенко Светлана Александровна

Рассмотрено современное состояние и прогноз развития информационных технологий в системах управления транспортом. Предложено введение новой информационной составляющей о техническом состоянии непосредственно с борта транспортных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочков Александр Александрович, Екшикеев Тагер Кадырович, Филенко Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологии на автомобильном транспорте»

УДК 658.51.512 ББК39.9

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

1 2 3

А.А. Бочков ,Т.К. Екшикеев , С.А. Филенко

1 Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики 192171,

Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1 2,3191186, Санкт-Петербург, ул.Миллионная, д.5.

Рассмотрено современное состояние и прогноз развития информационных технологий в системах управления транспортом. Предложено введение новой информационной составляющей о техническом состоянии непосредственно с борта транспортных средств.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, эффективность работы, информационные технологии.

Развитие автомобильного транспорта в рыночных условиях имеет свои отраслевые особенности, которые влекут экономические, технические, социальные и управленческие последствия и требуют от всех участников производственного процесса соответствующих и своевременных действий.

Эти особенности и результаты, к которым они приводят, технические и экономические последствия можно свести к следующему:

1.Увеличение хозяйственной и экономической самостоятельности предприятий в условиях фактической ликвидации вертикальных связей.

2.Разукрупнение и диверсификация транспортных предприятий.

3.Сокращение доходов и рост расходов, введение жесткого контроля за величиной и источниками доходов и расходов.

4.Сокращение объемов перевозок и рост конкуренции.

5.Нехватаа инвестиций и старение основных фондов.

6.Важность правильно выбранных управленческих решений и ответственность, как моральная, так и материальная, специалистов в условиях риска и конкуренции.

Ориентирование на рыночные отношения требуют от всех работников предприятия особого управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие, систематические и нередко агрессивные подходы. Здесь

считается, что недостаточно только регистрировать параметры окружающей среды, а необходимо еще и стремиться самому изменять эти параметры.

В общем смысле для обеспечения эффективной работы предприятия автомобильного транспорта имеет смысл использовать маркетинг.

Эти признаки можно толковать следующим образом: во-первых, как

принцип поведения предприятия, который заключается в последовательном направлении всех касающихся решений на требования и нужды потребителей (маркетинг как принцип управления предприятием); во-вторых, маркетинг означает усилия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью специальных рыночных мероприятий (маркетинг как средство); в-третьих, маркетинг можно описать, как систематический, опирающийся на современный инструментарий поиска решений (маркетинг как метод).

Здесь можно выделить три основных направления в деятельности предприятия: выход на рынок; расширение рынка; обеспечение безопасности рынка.

1. Выход на рынок будет успешным, если транспортные услуги сопровождают умеренные цены, высокое качество и хорошее обслуживание клиентов - это одна сторона деятельности предприятия. Если мы говорим о том, что отправным пунктом для всех произ-

Новые информационные технологии на автомобильном транспорте

водственных решений являются желания и интересы потребителей, то это означает, что предприятие должно предлагать решения проблем своих клиентов. Под проблемами можно понимать все, что движет людьми.

2.Расширение рынка - следующее важнейшее направление после выхода на рынок. В принципе, расширение рынка возможно за счет: увеличения объема транспортных услуг на старом рынке; выхода со старыми или слегка измененными услугами на новый рынок; стремления предприятия более полно учесть потребности определенных групп клиентов, расширяя при этом свой ассортимент услуг. Часто это связано с диверсификацией, включением в производственную программу новых услуг, которые нередко базируются на использовании производственного опыта, старых каналов и связей с клиентами; использования выхода с новым ассортиментом услуг на новые рынки.

3. Обеспечение безопасности рынка - третье направление. Расширение рынка всегда сопровождается стремлением к его безопасности. Это возможно тогда, когда удается развить комплекс услуг, не оставляющих места для проникновения конкурентов.

Все вышеперечисленные направления деятельности предприятия так или иначе связаны с процессами управления. Имеется несколько определений понятия управление. Инженерное прикладное понятие управления следующее: управление - это процесс преобразования информации о состоянии системы в определенные целенаправленные действия, переводящие управляемую систему из исходного в заданное состояние. В этом определении можно выделить ключевые слова: информация

о состоянии системы; цели или цель системы; действия, предпринимаемые в системе для изменения ее состояния и достижения цели.

Очевидно, что этот набор должен располагаться в определенной последовательности, образуя технологию управления. Основные этапы этой тех-

нологии следующие:

1. Определение цели, стоящей перед управлением системой (ПАТ, цех, участок и др.). Необходимо отметить, что выбор цели предприятий автомобильного транспорта в рыночных условиях связан с получением максимальной прибыли.

2. Получение информации о состоянии системы и о внешних факторах, действующих на систему.

3. Обработка информации, оценка её точности, представительности и достоверности.

4. Анализ информации, сбор при необходимости дополнительной информации, её экспертиза.

5. Принятие управленческих решений в соответствии с целями системы, полученной и обработанной информации.

6. Придание решению четкой, желательно нормативной формы, обеспечивающей индивидуальную ответственность исполнителей, поэтапный и количественный и качественный контроль.

7. Доведение решения до исполнителей.

8. Реализация управляющего действия.

9. Получение отклика (реакции) системы на управляющие действия в виде новой порции информации об изменении системы. Если состояние системы' ухудшилось, то это нерациональное управление. Если состояние системы улучшилось, но полностью цели не достигнуты, то это рациональное управление, и наступает 10 этап.

10. Коррекция целей или действий.

После коррекции процесс управления повторяется, т.е. в данном случае управление носит итеративный многошаговый характер. Если такой характер реализуется, то эта система является обучаемой.

По содержанию этапов технологии управления системами связаны с понятиями информация и информационная технология.

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №3(9) 2009

75

Информация - сведения, знания, которые нужны в человеческой деятельности для решения различных задач и пополнения знаний. Для обработки, передачи, приема и хранения информации следует применять теорию случайных процессов, теорию кодирования, теорию вероятностей и математической статистики и другие.

Как отмечалось выше, эффективная работа автомобильного транспорта особенно в условиях рынка в основном связана с процессами управления различными аспектами транспортного процесса, а сфера управления, в свою очередь, во многом связана с "человеком", поэтому новые информационные технологии автомобильного транспорта должны учитывать "человеческий фактор". При этом новая информационная технология автомобильного транспорта должна быть информационной технологией управления и включать в себя сбор информации и ее обработку, анализ и принятие решения. Как показывает анализ развития информационных технологий, она прошла путь от примитивных (ручных) технологий до "компьютерных". Объемы информации в автотранспортных предприятиях велики, например для АТП мощностью 400 автомобилей ежемесячно обрабатывается порядка 10 тыс. путевых листов и товарно-транспортных накладных, около одной тысячи листков учета ТО и ТР и множество других документов. Естественно, без применения ЭВМ обработать такой поток информации трудная задача. До недавнего времени применялась информационная технология, которая предусматривала обработку первичных документов в кустовых информационных вычислительных центрах (КИВЦ), создававшихся, как правило, на базе

территориальных транспортных объединений.

Как показал опыт эксплуатации подобных технологий, они имеют ряд следующих существенных недостатков: большое количество ошибок ввода и дублирование информации; длительные сроки разработки и ввода в эксплуатацию; значительные сроки поступления обработанной информации (как правило, без управленческих решений), т.е. средства обработки информации находятся в отрыве от "пользователя".

В настоящее время с появлением персональных электронно-вычислительных машин происходит принципиальный переход от информационных технологий КИВЦ на новые информационные технологии на базе автоматизированных рабочих мест (АРМ), главным компонентом которых является ПЭВМ. Внедрение этих информационных технологий позволяет включать в решаемые задачи управления; учитывать конкретные условия работы предприятия в реальном времени; сочетать как знания и опыт чело-веха, так и знания, заложенные и аккумулированные в ПЭВМ.

В заключении, следует отметить, что в развитии информационных технологий на транспорте можно ожидать следующего витка, что связано главным образом со сбором и обработкой информации о результатах работы подвижного состава и о его техническом состоянии, которую будут получать непосредственно с борта транспортного средства, что позволит значительно улучшить её достоверность.

На базе этой информационной технологии следует уже сейчас приступить к созданию новых систем управления транспортом.

1 Бочков Александр Александрович, профессор кафедры «Технология обслуживания транспортных средств, тел. :(812) 527-23-55, e-mail: aleks.bochkov@mail.nil

" Екшикеев Тагер Кадырович, доцент кафедры «Организация перевозок» СЗГТУ, тел.: + 7 (911)9347017

3 Филенко Светлана Александровна, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и медико-биологические системы» СЗГТУ, тел.: (812)7129819

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.