Научная статья на тему 'Новые горизонты образования и бизнеса'

Новые горизонты образования и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / EDUCATION / HUMAN CAPITAL / COMPETITIVENESS / BUSINESS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева Людмила Николаевна

Цель статьи показать конкурентоспособность на рынке образовательных ресурсов, а также взаимосвязь образования с бизнесом. В последнее время со стороны государства большое внимание уделяется образовательному процессу. Образование в глобальной экономике не ограничивается только своим прямым предназначением оно распространяется на многие процессы и явления: социально-культурное воспроизводство, экономическое развитие, демография. Назначение системы образования в современном мире определяется его главными функциями: передача знаний, формирование навыков, обмен опытом. В последнее время одной из приоритетных функций образования стала социализация субъектов. Главными в образовательном процессе становятся лидеры, которые могут создать новейший продукт бизнеса и которые обладают креативным мышлением и корпоративным образованием. Исследование проведено с помощью диалектического, институционального, системного, структурно-функционального методов анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW HORIZONS FOR EDUCATION AND BUSINESS

The paper aims to study the competitiveness of the market of educational resources as well as the relationship between education and business. The state is paying a lot of attention to the educational process lately. Education in the global economy is not limited merely to its direct purpose, now it covers many processes and phenomena: socio-cultural reproduction, economic development, and demography. The author claims that the purpose of the education system in the modern world is defined by its main functions: transfer of knowledge, development of skills, and exchange of experience. Recently, socialization has become one of the priority functions of education. Education should focus on business leaders who can create new business products, encourage creative thinking, and promote corporate skills. The study is conducted with the help of dialectical, institutional, systemic, and structural and functional analysis methods.

Текст научной работы на тему «Новые горизонты образования и бизнеса»

L.Mamaeva2014@yandex.ru Людмила Николаевна Мамаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 33:34 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА

Цель статьи - показать конкурентоспособность на рынке образовательных ресурсов, а также взаимосвязь образования с бизнесом. В последнее время со стороны государства большое внимание уделяется образовательному процессу. Образование в глобальной экономике не ограничивается только своим прямым предназначением - оно распространяется на многие процессы и явления: социально-культурное воспроизводство, экономическое развитие, демография. Назначение системы образования в современном мире определяется его главными функциями: передача знаний, формирование навыков, обмен опытом. В последнее время одной из приоритетных функций образования стала социализация субъектов. Главными в образовательном процессе становятся лидеры, которые могут создать новейший продукт бизнеса и которые обладают креативным мышлением и корпоративным образованием. Исследование проведено с помощью диалектического, институционального, системного, структурно-функционального методов анализа.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, конкурентоспособность, бизнес, инновации.

L.N. Mamaeva

NEW HORIZONS FOR EDUCATION AND BUSINESS

The paper aims to study the competitiveness of the market of educational resources as well as the relationship between education and business. The state is paying a lot of attention to the educational process lately. Education in the global economy is not limited merely to its direct purpose, now it covers many processes and phenomena: socio-cultural reproduction, economic development, and demography. The author claims that the purpose of the education system in the modern world is defined by its main functions: transfer of knowledge, development of skills, and exchange of experience. Recently, socialization has become one of the priority functions of education. Education should focus on business leaders who can create new business products, encourage creative thinking, and promote corporate skills. The study is conducted with the help of dialectical, institutional, systemic, and structural and functional analysis methods.

Keywords: education, human capital, competitiveness, business, innovation.

Переход к высокотехнологичным производствам, инновационный путь развития экономики требуют особого внимания к системе подготовки и переподготовки кадров не только в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, но и на уровне области в целом. Необходима не только серьезная перестройка содержательной стороны подготовки специалистов для инновационной экономики, самого учебного процесса, внутривузовского менеджмента, но и формирование новой, более эффективной системы взаимосвязи бизнеса, региональной образовательной системы, органов власти и управления, учета региональных и межрегиональных потребностей в кадрах в целом.

Образование в глобальной экономике не ограничивается только своим прямым предназначением. Оно распространяется на многие процессы и явления, такие как: социально-культурное воспроизводство, экономическое развитие, демография. Назначение системы образования в современном мире определяется его явными функциями: формирование навыков и знаний, обмен опытом. В последнее время такая функция, как социализация субъектов образования, стала позиционироваться как одна из приоритетных. В конце концов, образование должно приводить к повышению социальной мобильности индивида. Многими исследователями отмечаются и такие латентные функции образования,

как воспроизводство социального неравенства, асимметрия на рынке образовательных ресурсов, усиление расслоения общества.

Следует заметить, что в последнее время расходы государства на образование в ведущих западных странах стали возрастать. Очевидно, что в целом это только укрепляет конкуренцию на рынке образования. Работник все в большей степени чувствует свою индивидуальность и многообразие предоставляемых возможностей для саморазвития. Например, нужно понять, как пользоваться новыми цифровыми технологиями, как обучить людей применять эти технологии.

Наиболее явно роль профессионального обучения прослеживается в экономике Японии. Прежде всего, отметим, что здесь существует четкое деление на временных и постоянных работников, которые принимаются на работу или сразу после окончания профессионального училища («синие воротнички»), или из университета («белые воротнички»). Для постоянных работников прием на работу реально начинается намного раньше официального заключения контракта. Так, деятельность студентов последнего курса университета включает, как правило, следующие моменты:

1) сбор данных о различных фирмах, имеющихся в университетском бюро профориентации во время первого семестра последнего года обучения;

♦-

2) посещение известных фирм и получение полной информации о ней в течение одного месяца (официально с 1 октября);

3) сдача экзаменов (устных и письменных), организуемых фирмой (ноябрь);

4) получение официального назначения (после проведения экзаменов в ноябре);

5) проведение официальных церемоний для принятых на работу (апрель следующего после получения диплома года).

Примерно такая же схема действует и для менее квалифицированных работников. Важно также отметить, что, хотя и неофициально, но в Японии существует табель о рейтинге профессиональных (прежде всего высших) учебных заведений. Исследования показали, что самые крупные фирмы, как правило, пополняют свои трудовые ресурсы за счет самых престижных учебных заведений, а менее крупные выстраиваются за ними в очередь и контактируют с университетами второго, третьего, четвертого уровней.

В других странах прием на работу менее формализован и, как правило, не предусматривает конкурсных испытаний как таковых. Чаще это замещается приемом с испытательным сроком и/или тестированием на профпригодность.

В глобальном масштабе перед современными центрами подготовки и переподготовки кадров ставятся специфические задачи:

- введение технологий ускоренного роста квалификации и овладение профессиональными знаниями;

- организация процесса получения новых, нетрадиционных специальностей;

- формирование новых коммуникативных качеств в психологии человека: способность к широкой социальной мимикрии, т.е. способность работать в различных организационных структурах и микротрудовых коллективах, решая специфические проблемы.

Данные проблемы стоят перед всеми странами. Например, по прогнозам специалистов, в США 4% рабочей силы будет ежегодно переобучаться, а инвестиции в образование и переподготовку кадров будут возрастать. Роль государства в образовательном процессе в современных условиях существенно повышается. Так, на уровне индивидуального субъекта деятельности государство способствует развитию прогрессивных форм собственности, прежде всего интеллектуальной, так как она стимулирует творческую активность людей по любому направлению деятельности, а также гарантирует доступность интеллектуального продукта как товара, институционализирует его как ведущую форму общественного накопления.

Задачи для образования ставятся в первую очередь страной (бизнесом, сообществом ученых, правительством), и, какая будет экономика в дальнейшей перспективе, зависит от образования.

Мировая практика накопила значительный опыт в области повышения престижности и уровня жизни работников. На протяжении длительного времени на многих предприятиях апробируются новые методы стимулирования, побуждающие работников трудиться более эффективно, что является одним из важнейших факторов создания благоприятных условий для повышения

-♦

уровня их жизни, использования в этих целях методов близкой и дальней мотивации.

Интеллектуальные способности человека и качество его образования в значительной мере определяют в современном обществе уровень его доходов, социальный статус, а также степень снижения рисков, связанных с человеческим фактором.

Советский лозунг « Кадры решают все!» по-прежнему актуален. Вопросы подготовки и востребованности кадров стали главными показателями эффективности системы образования и определяют судьбу человеческого капитала, одной из важнейших структурных характеристик которого считается уровень знаний. Россия всегда гордилась своей системой образования и качеством преподавания. Однако в последние годы отечественная школа находится в процессе нескончаемых реформ и подвергается постоянным нареканиям со стороны как государства, так и самих «пользователей» системы образования [2].

По мнению многих экспертов, в России непропорционально много людей с высшей и низшей квалификацией, однако остро не хватает специалистов среднего звена. Если высшее образование станет практически всеобщим, государство получит массу молодых людей, не нашедших достойного места в жизни, что чревато социальной и политической дестабилизацией. Дело в том, что выпускники вузов иначе позиционируют себя, у них повышенная самооценка, они более требовательны к месту работы и зарплате. Если в советский период само по себе окончание вуза еще не обещало высоких заработков, то сегодня в России наличие диплома о высшем образовании обеспечивает прирост доходов в среднем на 60 - 70%, что в целом соответствует показателям развитых стран. Сам по себе факт окончания вуза не гарантирует крупных доходов, однако для того, чтобы получить высокооплачиваемую должность, высшее образование нужно обязательно.

В настоящее время в системе профессионального образования наметились новые тенденции и подходы, которые напрямую связаны с динамичными социально-экономическими изменениями, интеграционными процессами, происходящими в стране и в мире, масштабной компьютеризацией и информатизацией, демографическими и многими другими факторами. Реформирование образования коснулось разных его уровней: начального, среднего, высшего профобразования, дополнительного, послевузовского и затронуло организационные, структурные, содержательные аспекты функционирования учебных заведений. Современная рыночная экономика выдвинула более жесткие требования к профессиональной школе по подготовке соответствующих кадров и определила стратегию профессионального образования, эффективность которого зависит от того, ответит ли оно адекватно на вызовы времени, на потребности рынков труда, будет ли работать на «прорывные» направления науки, техники, производства в условиях свободной конкуренции или нет.

Глубокие преобразования в глобальном мире, связанные с ускорением научно-технического прогресса, обновление производственных структур, изменение образа жизни, возрастание взаимного влияния изобретений и открытий, возникновение многочисленных

каналов информации предопределяют важность развития образования, а вместе с ним и человеческого капитала [1].

Качество человеческого капитала, а следовательно и заработная плата граждан зависят от качества полученного образования и услуг здравоохранения. Многие экономисты рассматривают здоровье как часть человеческого капитала, обращая внимание на то, что поддержание и укрепление здоровья требует определенных инвестиций, в том числе в раннем возрасте. Необходимость постоянного обучения и развития персонала обусловлена рядом причин. К числу таких причин относят развитие науки и техники, динамику внешней среды, изменение спроса потребителей, новые предложения конкурентов и т.п. Постоянное производственное обучение требует определенных инвестиций в человеческий капитал [3].

Таким образом, усиление взаимосвязи между научными учреждениями и вузами, создание исследовательских университетов позволяют сформировать новые прогрессивные кадровые позиции на рынке труда. Как это ни громко звучит, но в ХХ1 в. нужно готовить в первую очередь лидеров, которые могут создать новейший продукт бизнеса, на основе последних достижений науки и техники, обладающих креативным мышлением, организаторов больших коллективов.

1. Жадан И.Э. Особенности развития образования в России // Институционализация социально-экономического развития региона: мат. Всеросс. науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2006.

2. МамаеваЛ.Н. Управление рисками. М.: Дашков и К°, 2014.

3. РусановскийВ.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44). С. 64 - 68.

Николай Сергеевич Яшин,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе и инновациям, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»

Екатерина Сейрановна Григорян,

кандидат экономических наук, доцент, УДК 658.5 Пензенский государственный технологический университет

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена рассмотрению современных методологических подходов к обеспечению стратегической устойчивости предприятия. Авторами выявлены и систематизированы методологические подходы к пониманию стратегической устойчивости предприятия. Дана оценка представленным методологическим подходам. Под стратегической устойчивостью предприятия понимается слаженность всех его подсистем, результатом которой является усиление конкурентных позиций на рынке и рост прибыли. Разработана иерархическая модель уровней обеспечения стратегической устойчивости предприятия.

Ключевые слова: стратегическая устойчивость предприятия, внешняя устойчивость, внутренняя устойчивость, корпоративная устойчивость, рыночная устойчивость.

N.S. Yashin, Ye.S. Grigoryan

METHODOLOGY OF STRATEGIC SUSTAINABILITY

The paper considers modern methodological approaches to ensuring strategic sustainability of the enterprise. The authors identify and systematize the methodological approaches to understanding strategic sustainability of the enterprise; and present their own interpretations. Strategic sustainability of the enterprise is defined in the paper as coherence of all business subsystems that results in strengthening competitive position in the market and profit growth. A hierarchical model of the levels of ensuring business strategic sustainability is presented.

Keywords: strategic sustainability of the enterprise, external sustainability, internal sustainability, corporate sustainability, market sustainability.

yashin@ssea.runnet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.