Научная статья на тему 'Новые формы функционирования и развития экономических систем в условиях глобализации'

Новые формы функционирования и развития экономических систем в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДФАНДИНГ / ПРОСЬЮМЕРИЗМ / СУДЬЮСЕРИЗМ / СЕТЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева И.Л.

В статье проанализированы современные концепции управления промышленными экономическими системами. Сделаны акцент на то, что больше внимания в настоящее время необходимо уделять разработке бизнес-моделей, а не только инновациям на производстве. Современные концепции управления должны быть креативными, социально ориентированными и глобально интегрированными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые формы функционирования и развития экономических систем в условиях глобализации»

32 (335) - 2013

Инновациииинвесшиции

УДК 005.591.6(075)

НОВЫЕ ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*

И. Л. АВДЕЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Е-mail: i-avdeeva-i@yandex. ru Государственный университет -учебно-научно-производственный комплекс

В статье проанализированы современные концепции управления промышленными экономическими системами. Сделан акцент на то, что больше внимания в настоящее время необходимо уделять разработке бизнес-моделей, а не только инновациям на производстве. Современные концепции управления должны быть креативными, социально ориентированными и глобально интегрированными.

Ключевые слова: управление, промышленные экономические системы, краудсорсинг, краудфан-динг, просьюмеризм, судьюсеризм, сетевое управление, виртуальные организации.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную, социально ориентированную модель развития [5].

В современных условиях развития можно выделить следующие тенденции развития экономики:

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете - учебно-научно-производственном комплексе.

- вступление в ВТО;

- глобализация экономики;

- ускорение технологического развития мировой экономики;

- жесточайшая конкуренция за ресурсы, новые знания, технологии, квалифицированную рабочую силу;

- демографические проблемы;

- климатические особенности и ухудшение экологической ситуации в стране;

- нарастание турбулентности рынков. Решить данные проблемы возможно при использовании современных моделей управления промышленными экономическими системами, адаптированных к новым условиям экономического развития страны, путем формирования стратегического инновационного партнерства государства, бизнеса и науки.

Так, на региональном уровне такое стратегическое партнерство будет способствовать реализации программ по инновационному предпринимательству, разработке механизмов по реализации региональных инфраструктурных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства, проведению информационных семинаров по принятию эффективных управленческих решений, разработке региональных проектов и программ

по модернизации и научно-технологическому развитию региона, реализации программ повышения квалификации по приоритетным направлениям социально-экономического развития региона, консультационных, ориентированных на практику, тренингов и семинаров, проведению мастер-классов и тренингов по реализации практических задач оценки системы менеджмента предприятия.

Глобализация - это практический феномен современной научно-технической революции, глубинная суть которого заключается в образовании органической связи науки с производством, в превращении производства в широкомасштабный инновационный процесс, в возникновении нового способа производства, основанного на информационных технологиях.

Мировой опыт показывает, что в начале XXI в. индустриальная экономика начала трансформироваться в инновационную экономику знаний. Новая экономика обладает рядом неоспоримых преимуществ, главное из которых - неограниченность ресурсной базы. Знания в отличие от природных богатств безграничны, но важно, чтобы знания были активными, т. е. приводили к созданию новых технологий.

Глубокие и широкомасштабные изменения в промышленности, вызванные научно-техническим прогрессом и системными преобразованиями, осуществляемыми в процессе выхода из мирового финансового кризиса и экономической нестабильности, ставят перед экономической наукой множество задач. Особое значение приобретают научные разработки, связанные с внедрением современных концепций управления промышленными экономическими системами. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения современных концепций управления промышленными экономическими системами, что позволит повысить их конкурентоспособность.

К основным принципам менеджмента XXI в. следует отнести следующие:

- новый тип менеджмента является креативным, активно использующим технологии творчества, механизмы которого ориентированы на высокую динамику рыночной конъюнктуры; поддержание постоянного притока новых идей, предложений, изобретений; поиск новых форм организации бизнеса. В связи с этим необходим переход от административных методов управления к методам стимулирования творческой инициативы;

- крупные корпорации должны быть глобально интегрированными и социально ответственными;

- компании должны быть озабочены не защитой старых рынков, а завоеванием новых потребителей (и даже новых типов потребителей);

- компании стали больше внимания уделять разработке бизнес-моделей, а не инновациям на производстве. Основные инвестиции идут на разработку новых форм ведения бизнеса. Здесь речь идет о трех типах инноваций: на уровне предприятия - изменение структуры и участие в партнерских связях; на уровне дохода - новые способы получения прибыли от исходного продукта, например, Apple - единственный из всех производителей телефонов получает доход операторов сотовых сетей; на уровне отрасли -создание абсолютно новой ниши. Компании eBAY, Google начали индустрию онлайновых аукционов и поиска в Интернете. Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития (рис. 1).

Технологическая выключенность российской экономики из мирового инновационного процесса становится тревожным симптомом. Большинство отечественных промышленных предприятий вынуждено использовать устаревшие технологии на фоне морального и физического износа оборудования. В результате на единицу производимой продукции в России затрачивается в пять раз больше энергоресурсов, чем в индустриально развитых странах. Это одна из основных причин, определяющих высокую себестоимость и низкое качество отечественной продукции [1].

Современные концепции управления промышленными экономическими системами представлены на рис. 2.

Краудсорсинг стремительно развивается и набирает популярность: все больше проектов реализуется с его использованием, а количество людей, которые предпочитают краудсорсинг аутсорсингу, увеличилось в два раза за последний год. Крауд-сорсинг - новая модная технология отбора идей из гущи народных масс, иногда называемая мудростью толпы. Цель - поиск нового решения какой-либо задачи с привлечением на добровольных началах широкого круга заинтересованных в ее решении специалистов. Это перспективная технология, позволяющая при заметном снижении времен-

ных и материальных затрат обеспечить процесс генерации решений креативными и перспективными идеями. Основная идея краудсорсинга -снижение затрат и получение свежих идей.

Преимущества краудсорсинга:

- быстрота обработки любых объемов информации;

- быстрота сбора информации из любой точки вне зависимости от географии;

- быстрота проверки и нахождение вторых и третьих источников;

- максимально узкая экспертиза;

- самоорганизация и самоуправление коммуникационных площадок;

- решение двух главных задач: скорость и точность.

Риски при использовании технологий краудсорсинга:

- манипуляции и намеренный вброс информации;

- неустойчивое сотруд-ничество (нет юриди -ческих и финансовых обязательств);

- низкое качество работы, брак;

- работа на конкурентов. Пример реализации технологии краудсорсинга в Орловской области на основе создания интернет-портала приведен на рис. 3.

Большинство стартапов сталкивается с множеством трудностей на начальном этапе развития бизнеса. Проект технологического стартапа может иметь глобальный потенциал, а его создатели - готовность развивать бизнес до международного уровня. Но начинающему предпринимателю часто не удается

Рис. 1. Проблемы промышленных предприятий в условиях становления инновационной экономики

Сетевое управление

Просьюмеризм

Рис. 2. Современные концепции управления промышленными экономическими системами

привлечь необходимое финансирование из-за недостатка опыта в презентации собственного продукта. Планы по реализации самых перспективных идей могут рухнуть, если стартап не смог убедить ин-

вестора в исключительности разрабатываемой идеи.

Краудфандинг - это уникальное решение, которым воспользовались сотни предпринимателей для укрепления финансовой основы предприятия. Коллективное финансирование способно максимально увеличить шансы технологического стартапа на запуск производства.

Преимущества краудфан-динга представлены на рис. 4.

Краудфандинг (англ. crowdfunding), или народное финансирование - это практика привлечения к финансированию того или иного проекта больших групп людей, как правило, через Интернет. Сбор денежных средств основывается на энтузиазме пользователей социальных сетей, которые решили, что данный проект для них полезен. Ранее к краудфандингу прибегали в основном добивающиеся признания художники, артисты и музыканты для финансирования своих творческих начинаний. Теперь же им широко пользуются нон-профиты и стартапы. Для этого создано множество веб-сайтов, которые дают возможность любому автору идеи собрать деньги у других людей, а также облегчают выход на традиционных частных инвесторов и инвестиционные учреждения [3].

Существуют четыре известные разновидности краудфандинга:

- акционерный - позволяет неаккредитованным инвесторам вкладывать деньги в различные компании для получения прибыли в будущем;

- долговой - может существовать в виде народного кредитования, когда заемщик общается не с обезличенной массой людей, а с непосредственным кредитором. Краудфандинговая площадка в данном случае выступает посредником и в определенной мере гарантом всей процедуры;

Рис. 3. Пример реализации технологии краудсорсинга в Орловской области

Независимость от банков

Бесплатные реклама и пресса

Проверка идеи

Полный контроль над проектом

Стратегическая открытость новым возможностям

Оценка уровня спроса и уменьшение рисков

Получение контактной информации, создание потребительской

базы

Рис. 4. Преимущества краудфандинга

- бонусный - большинство краудфандинговых проектов вне сфере культуры и развлечений предоставляет в качестве вознаграждения подарочные CD, DVD, загрузку треков, контакты с авторами, автографы и т. д.;

- бескорыстный - пожертвования обычно являются добровольными актами, сделанными на основе альтруизма и без каких бы то ни было обязательств для получателя. Независимо от механизма краудфандинга вебсайты работают по одной и той же схеме: соискатели публикуют профили с описанием проекта, а поль-

2008

2009

2010

2011

2012

зователи вкладывают в них средства, если проект их заинтересовал.

При рассмотрении краудфандинговых проектов на примере 143 крупнейших площадок можно отчетливо проследить положительную динамику роста по всем видам краудфандинга. Однако наибольшего роста достигает долговой краудфандинг. При этом меньшей популярностью обладают бескорыстные проекты, взносы по которым являются жестами доброй воли. Динамика видов краудфандинга представлена на рис. 5.

Принцип модного ныне способа финансирования бизнес-проектов не новый, однако только технологическая эра смогла подарить ему невиданный размах. Если раньше собирать деньги можно было только под свое доброе имя и в основном у знакомых, то Интернет позволяет заинтересовать оригинальной бизнес-идеей огромное количество пользователей, которые еще вчера об авторе этой идеи ничего не знали. В настоящее время в мире действует больше 450 площадок по сбору средств. Появляются такие площадки и в Рунете: всего начиная с 2008 г. их было открыто не меньше 30. Многие уже успели закрыться (например, широко обсуждаемая несколько лет назад Тте-Среди причин -как неспособность приносить серьезные деньги, так и, наоборот, конфликт, возникший между ориентированными на прибыль владельцами сайта и работающими в проекте филантропами [6].

Краудфандинг активно набирает обороты, тем-

пы его роста ошеломляют. Причем географические рамки стираются, когда речь идет о действительно интересных проектах.

Рост объема мирового рынка краудфандинга и числа краудфандинговых площадок представлен на рис. 6.

Эксперты прогнозируют в ближайшие годы взрывной рост краудфандинга во всем мире. В том числе и в России. Сбор средств через Интернет - на-

0 10

] Акционерный

20

Долговой

30

40

Бонусный

50 60

Бескорыстный

70

Рис. 5. Динамика роста различных видов краудфандинга в 2008-2012 гг, ед.

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

0

■Рост числа краудфандинговых площадок, %

Объем рынка краудфандинга, млн дол.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009

2010

2011

2012

Рис. 6. Рост объема мирового рынка краудфандинга и числа краудфандинговых

площадок в 2009-2012 гг

стоящее спасение для стартапов. К русскоязычным проектам народного финансирования относятся «С-миру-по-нитке» (s-miru-po-nitke.ru) - производство товаров, финансирование издания музыки и социальных проектов; «Тугеза» (together. ru) - благотворительные цели, помощь социальным проектам; «Виртуальная рында» (rynda.org) - помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; «Мой учитель» (my-teacher.ru) - содействие образовательным инициативам учителей со всей России; Kroogi (kroogi.com) -оплата труда музыкантов, художников, писателей; IT RockOut (itrockout.com) - краудфандинговая разработка программного обеспечения [4].

Все больше маленьких компаний просят помочь (кто сколько может) существовать им дальше. Возможно, такой подход станет одной из основных тенденций 2013-2014 гг. Принцип работы прост. Компания говорит спонсору или клиенту о том, что сделает все, чтобы как можно больше людей узнали, что эти спонсоры помогли им выжить. Для многих такая перспектива оказывается достаточной - быть неравнодушным миссионером.

Уже сейчас бизнес-аналитики предлагают маленьким компаниям включать краудфандинг в бизнес-план. Дело в том, что схема работы компании с ее венчурными инвесторами или акционерами яаляется очень громоздкой, а самое главное -медленной, что для небольшого бизнеса может оказаться пагубным.

Краудфандинг обладает потенциалом стать альтернативной формой финансирования бизнес-проектов на ранней стадии. Ключевыми преимуществами и целями краудфандинга являются:

демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирование дополнительного дохода для индустрии развлечений;

Рис. 7. Предпосылки развития просьюмеризма

- поддержка инновационных решений и старта-пов, что в том числе позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей;

- создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов. Придуман даже новый девиз для начинающего

бизнесмена: «Хорошенько подумай, почему твой бизнес должен существовать в этом мире. И если твой ответ не ограничивается словами «хочу иметь много денег», то будь уверен, ты всегда найдешь тех, кто сможет софинансировать твою благородную цель».

В зависимости от того, что приносит наибольшее удовлетворение (полученная прибыль, чувство гордости от осознания того, что удалось изменить чью-то конкретную жизнь, или дана путевка в жизнь какой-либо творческой идее), можно выбрать свой вид краудфандинга на основе финансово-социальных сервисов.

Таким образом, краудфандинг позволяет любому проявить творческое начало - не только официальным некоммерческим организациям, которые могут нанять соответствующий персонал для привлечения финансовой поддержки, но и пока неизвестным генераторам идей, у которых еще закрыт путь к необходимому финансированию.

Просьюмер (англ. prosumer, от professional либо producer и consumer, т. е. профессиональный покупатель, потребитель, производитель-потребитель) -экономический термин, имеющий несколько конфликтующих значений. Если «про» означает «профессиональный», то просьюмер - это покупатель (тип покупателя), который предъявляет к товарам большие требования, чем среднестатистический; потребитель, который в числе прочих таких же влияет на политику компаний-производителей относительно выпуска их продукции, компетентный пользователь.

Предпосылки развития просью-меризма представлены на рис. 7.

Просьюмерский способ мышления - это поиск возможностей увеличения дохода и снижения затрат.

Другое новшество - судьюсе-ризм. Это когда головная компания делает весь дизайн и размещает заказы у поставщика. В данном случае поставщики сами оптимизируют дизайн и компоненты, т. е. им предоставляется большая свобода.

По сути, это партнерские отношения. Широкое распространение такие инновации получили в азиатских странах.

Если раньше транснациональные компании (ТНК) строили свои мини-копии в других странах, то теперь в других странах строят только часть своего бизнеса. Например, логистику и продажу, а само производство находится за тысячу километров. Это глобально интегрированная компания, а не ТНК.

Виртуальные организации - наименее изученный тип межфирменных сетей. Они состоят из малых и средних фирм, кооперирующихся для взаимного обучения и достижения целей, непосильных для каждого из участников в силу их размера и ограниченности ресурсов. Одной из первостепенных задач при выборе данной структуры в качестве оптимальной альтернативы является достижение виртуального размера, позволяющего такой полицентрической сети стать заметным игроком на отраслевом рынке.

Требования новой экономики, способствующие преобразованию традиционного предприятия в сетевое управление:

- переход от массового производства к гибкому;

- кризис крупных предприятий и высокая жизнеспособность малых и средних предприятий;

- переплетение крупных корпораций в стратегические альянсы в высокотехнологичных отраслях;

- изменение организационных моделей корпораций из вертикальных к горизонтальным (децентрализация подразделений). Необходимость внедрения современных концепций управления промышленными экономическими системами в условиях глобализации обусловлена созданием на российских предприятиях адаптированного организационно-экономического механизма, ориентированного на разработку и модернизацию перспективной, конкурентоспособной продукции и технологий, перестройку организационно-плановой подготовки производства, повышение уровня автоматизации проектирования, смену стиля управления коммуникационной и ценовой политикой.

Российские предприятия повсеместно сталкиваются с вызовами современной конкуренции, прежде всего с трудностями адаптации к постоянным изменениям рыночных условий. Изменения становятся постоянными и всепроникающими. И это нормальное состояние современного бизнеса. Более того, выросла скорость изменений, чему

способствуют в первую очередь стремительность технического прогресса и конкуренция. Жизненные циклы товаров измеряются теперь не годами, а месяцами. Сократились и жизненные циклы услуг, и время, имеющееся для разработки новых товаров и выхода с ними на рынок.

В настоящее время для того чтобы выжить на рынке, предприятия должны действовать оперативно. В этих условиях критически важно постоянно разрабатывать и внедрять новые методы и структуры управления, т. е. непрерывно осуществлять управленческие инновации [2].

Перед российской экономикой остро стоит вопрос о переходе с сырьевого на инновационный путь развития. Финансовые кризисы всегда сопровождаются и кризисами управляемости, заключающимися в несоответствии сложившейся структуры управления масштабам и сложности хозяйственной деятельности.

Инновацию в области менеджмента можно определить как решительный отказ от традиционных принципов, процедур и методов руководства или устоявшихся организационных форм, в результате чего изменяется вся система управления компанией.

Список литературы

1. Измалкова С. А. Управленческие инновации: учеб. пособие для вузов / С. А. Измалкова, Т. А. Головина, И. Л. Авдеева, И. А. Евсеева, С. С. Бахтина. Орел: Госуниверситет УНПК, 2013.

2. Комаров В. Ф., Корсунь К. П. Проблемы и методы внедрения управленческих инноваций // Регион: экономика и социология. 2011. № 1. С. 248267.

3. Краудфандинг - мощь народного фи -нансирования // IIP Digital. URL: http ://iipdig ital. usembassy. gov/st/russian/pamphlet/2013/01/201301 16141043.html#axzz2ZBm27JqJ.

4. Народное финансирование IT-проектов -краудфандинг // Chip. ua URL: http://www. chip. ua/stati/2013/05/narodnoe-finansirovanie-it-proektov-2014-kraudfanding/.

5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.

6. Способен ли краудфандинг стать удачной бизнес-моделью // Деловая среда. URL: http://jour-nal. dasreda. ru/money/1158-cposoben-li-kraudfand-ing-stat-udachnoy-biznes-modelyu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.