Научная статья на тему 'Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации'

Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1861
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / НУЖДАЕМОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпова Е.Ю.

В статье рассматриваются новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации. Перечисляются новые понятия и субъектный состав социального обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации»

4. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.12 г. № 227-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // СЗРФ. - 2012. -№ 50 (часть 4). - Ст. 6950.

5. О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.03.1992 г. № 210 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/102444/ (дата обращения: 07.07.2014).

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Карпова Е.Ю.*

Средне-Волжский филиал Российской правовой академии

Министерства юстиции Российской Федерации, г. Саранск

В статье рассматриваются новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации. Перечисляются новые понятия и субъектный состав социального обслуживания.

Ключевые слова социальное обслуживание, нуждаемость, социальное сопровождение, система социальных служб.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7) [1]. Это выражается и в социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, граждан оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ [2], который кардинально изменил систему социального обслуживания.

Что же послужило основными причинами для разработки и принятия нового Закона? Во-первых, невозможность в полном объеме удовлетворить потребности и интересы населения в качественных социальных услугах. Во-вторых, отличия в размере прав граждан на социальное обслуживание в разных регионах страны, в общедоступности и качестве оказываемых социальных услуг. Данный негативный признак объясняется тем, что социальное обслуживание граждан является полномочием органов государственной власти субъекта РФ, которое осуществляется ими самостоятельно за счет

* Студент.

средств соответствующего регионального бюджета [3]. Получается, что объемы, общедоступность и качество социальных услуг по большей мере зависит от возможностей региональных бюджетов.

Приоритетными целями являются развитие системы социального обслуживания, а также повышение уровня, качества и эффективности социального обслуживания [4].

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей этих услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

3) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Социальное обслуживание - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Термин «клиент социальной службы» меняется на «получатель социальных услуг» - это гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга (социальные услуги). Устраняется понятие «социальные службы» и появляется новое «поставщик социальных услуг», которое означает юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Вводится понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», которое включает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные потребности. Стоит сделать акцент на настоящей формулировке, получается, что профилактика направлена не на предупреждение первоначального появления проблем, а речь идет о выявлении и устранении причин, которые уже привели к появлению проблем [5]. Такая профилактика осуществляется путем изучения условий

жизнедеятельности гражданина, выявления причин, которые влияют на ухудшение данных условий, а также анализа государственных статистических данных и проведения различных социальных опросов. Отсутствует понятие «трудная жизненная ситуация», которое очень широко применялось в практике социального обслуживания. Вместо него вводятся понятия «нуждаемость в социальном обслуживании» и «социальное сопровождение» - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Политика в области социального обеспечения должна учитывать не только изменения материального положения граждан, но и оказывать помощь при ухудшении его психологического состояния. В субъектах РФ проводится и реализуется большое количество мер по оказанию социальной помощи населению, но на практике остается достаточное количество проблем, таких как платность услуг, отсутствием центров социальной помощи именно пожилым гражданам [6].

В новую систему социального обслуживания входит шесть субъектов:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;

2) орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания, -региональный орган соцзащиты;

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - государственные федеральные учреждения социального обслуживания;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ, - государственные учреждения социального обслуживания субъекта РФ;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Обратим внимание, указанная система не предусматривает в своем составе муниципальных учреждений социального обслуживания. Это нововведение противоречит имеющейся практике в отдельно-взятых регионах, когда государственные полномочия субъекта РФ по социальному обслуживанию делегируются органам местного самоуправления.

Организации социального обслуживания в субъектах РФ должны создаваться и действовать с учетом методических рекомендаций по расчету по-

требностей регионов в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

Вводятся новые формы и виды социальных услуг;

1) социальное обслуживание на дому;

2) полустационарное обслуживание - предоставление социальных услуг в определенное время суток;

3) стационарное обслуживание - предоставление социальных услуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании ПСУ в организации социального обслуживания.

Сами же услуги делятся на восемь видов:

1) социально-бытовые;

2) социально-медицинские;

3) социально-психологические;

4) социально-педагогические;

5) социально-трудовые;

6) социально-правовые;

7) услуги для повышения коммуникативного потенциала ПСУ, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Новая система видов социальных услуг в корне отличается от прежней. Уже не выделяется материальная и консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта. Стоит отметить, что в каждом регионе законом субъекта РФ должен устанавливаться перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.

Ключевым элементом социального обслуживания становится индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования социального обслуживания. Обращаться за получением социальных услуг гражданам теперь следует только в региональный орган соцзащиты. Этот же орган решает, признать или не признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, и составляет индивидуальную программу, с которой гражданин обращается за обслуживанием к тому или иному поставщику социальных услуг. Таким образом, четко разделяются функции заказчика и поставщика услуги.

Таковы основные изменения законодательства в сфере социального обслуживания граждан Российской Федерации. Вступление в силу нового нормативно акта является очень важным этапом в регулировании данных правоотношений, так как он призван отразить современные реалии, при этом повысить доступность социальных услуг для граждан РФ. Положи-

тельным моментом является то, что вводятся единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России. Как уже было отмечено, теперь помимо государственных учреждений социальные услуги смогут оказывать представители негосударственного сектора. Таким образом, государство стремится увеличить число поставщиков социальных услуг, чтобы у человека, нуждающегося в помощи, был шире выбор организаций социального обслуживания.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.

3. Федеральный закон от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

4. Письмо Минтруда России от 05 февраля 2014 №12-5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»» // Социальный мир. - 2014. - № 9.

5. Чагин К.Г. Новации федерального законодательства в сфере соцоб-служивания // Руководитель бюджетной организации. - 2014. - № 6.

6. Волостнова Т.И. предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в Республике Мордовия // Наука и современность. - 2014. -№ 29. - С. 276.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Комарова А.Ю.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Статья посвящена вопросам правового регулирования обновленного порядка организации выборов высшего должностного лица субъекта

* Магистрант кафедры Конституционного и муниципального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.