Секция 2. Журналистика
Section 2. Journalism Секция 2. Журналистика
Kashirin Anton Anatol’evich Master student of the Chair of modern Russian language and stylistics, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk E-mail: anton. [email protected]
News television in Russia: sociological analysis of the current status (based on online poll)
Abstract: Article describes a sociological poll conducted online on the basis of a social network “VKontakte”. This poll was aimed at identifying the sociological characteristics the functioning of the modern television news in Russia. The possibilities of using social networks as a platform for online research are described. Features of news television in Russia (including the factors of the channel, programs and journalist) are characterized.
Keywords: online poll; social network; TV news; information and analytical program; individual media discourse.
Каширин Антон Анатольевич Магистрант кафедры современного русского языкаи стилистики Томского государственного педагогического университета, г. Томск
E-mail: anton. [email protected]
Новостное телевидение в России: социологический анализ современного состояния (по данным интернет-опроса)
Аннотация: Статья посвящена описанию социологического опроса, проведенного в режиме онлайн на базе социальной сети «ВКонтакте» и направленного на выявление социологических характеристик функционирования современного новостного телевидения в России. Рассматриваются возможности использования социальных сетей в качестве площадки для интернет-исследований. Характеризуются особенности новостного телевидения в России, включая факторы канала, программы и журналиста-ведущего.
Ключевые слова: интернет-опрос; социальная сеть; новостное телевидение; итоговая информационноаналитическая программа; индивидуальный медиадискурс.
Новый этап развития СМИ, связанный с внедрением информационных технологий, а также с особенностями современной общественно-политической ситуации, детерминирует повышенное внимание исследователей к изучению медиа и медиадискурса.
Антропоцентризм и деятельностный характер современной научной парадигмы обусловливают использование активных методов исследования. О значимости последних в коммуникативной стилистике и филологической науке в целом пишет Н. С. Болот-нова (см. статьи словаря-тезауруса «Метод эксперимента», «Методика исследования текста в коммуникативной стилистике») [2]. Сегодня (в условиях стремительного развития информационных техно-
логий, повсеместной компьютеризации и интернетизации) различные типы анкетирования, опросы и эксперименты, включая опросы общественного мнения и маркетинговые исследования [6], все чаще проводятся в электронном формате, в основном — с использованием сети Интернет.
Настоящая статья посвящена описанию социологического интернет-опроса, который проводился в специально созданной группе социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/). Методика проведения онлайн-эксперимента на базе указанной социальной сети была ранее апробирована и описана нами в ходе комплексного исследования коммуникативно-прагматических особенностей речевого
7
Section 2. Journalism
поведения участников передач радиостанции «Эхо Москвы» [4].
А. М. Мавлетова отмечает малую изученность онлайн-исследований в отечественной социологии, представляя обзор существующих классификаций и немногочисленных статей по данной теме. Автор предлагает собственную типологию социологических исследований в сети Интернет и выделяет пять типов опросов (включая опросы в социальных сетях), подчеркивает сильные и слабые стороны использования того или иного типа. В то же время А. М. Мавлетова обращает внимание на то, что научное сообщество зачастую с недоверием относится к веб-исследованиям (к легитимности их результатов) ввиду разного рода ошибок (в первую очередь, связанных с отбором респондентов) [5].
Вместе с другими недостатками онлайн-опросов отечественный исследователь Д. О. Стребков отмечает отсутствие репрезентативности, стихийность выборки, охват аудитории, намеренное искажение данных, отсутствие контроля за ходом заполнения анкеты. К преимуществам опросов в сети Интернет ученый относит экономию ресурсов, широту охвата, большой объем выборки, быстроту опроса, оперативный контроль, использование элементов мультимедиа и гипертекста, последующую коммуникацию с респондентами, автоматическую обработку анкет и др. [8]. Отмеченные преимущества и недостатки (ограничения) «онлайновых» опросов в целом характеризуют и опросы на базе социальных сетей.
Сегодня социальная сеть гипотетически рассматривается как специфическая социальная группа, которой присущи все характеристики традиционной социальной группы. Е. Г. Ефимов, приводя в своей статье основания для данной гипотезы, призывает «использовать существующие теории социальных групп для изучения поведения пользователей в социальных сетях» [3, 66].
По результатам исследования ВЦИОМ на начало 2012 года около 82 процентов пользователей Интернет в России были зарегистрированы в различных соцсетях [1]. В связи с очевидным ростом в последние годы количества подключенных к глобальной сети компьютеров, можно предположить, что на сегодняшний момент пользователей социальных сетей численно больше.
Решение использовать социальную сеть «ВКонтакте» (одну из крупнейших по количеству зарегистрированных пользователей в России) в качестве площадки для проведения социологического интер-
нет-опроса обосновано, в первую очередь, наличием опций, которые предоставляет своим пользователям данный ресурс (создание групп, опросов и др.). Социальная сеть предоставляет исследователю возможность привлечь к анкетированию фактически неограниченное количество информантов разного возраста, уровня образования и материального достатка, при этом каждый зарегистрированный пользователь может принять участие в опросе только один раз.
Таким образом, с методологической точки зрения, интернет-опрос на базе социальной сети «ВКонтакте» сегодня нельзя назвать идеальным форматом (вариантом) экспериментального исследования в режиме онлайн, но получаемые в его ходе данные с некоторыми оговорками можно считать относительно объективным срезом мнений определенных возрастных и социальных групп.
В статье описывается онлайн-опрос, направленный на выявление социологических характеристик функционирования современного новостного телевидения в России в рамках масштабного (диссертационного) исследования индивидуального медиадискурса журналиста-ведущего авторской итоговой информационно-аналитической телевизионной программы.
Личность журналиста-ведущего играет значимую роль в так называемой имиджевой политике телеканала. Понятие «лицо канала» широко используется в рекламной деятельности телевизионного СМИ. Именно «лицо канала» является средством привлечения и формирования аудитории.
Каждый пользователь социальной сети «ВКонтакте», посетив группу «Эксперимент-2014_1» [9], в анонимном режиме мог ответить на интересующие исследователя две группы вопросов. Первая группа — личные данные (пол, возраст, образование, род занятий, место проживания), вторая группа — вопросы, касающиеся отношения реципиентов к определенным сторонам современного состояния новостного телевидения в России (факторы канала, программы и журналиста-ведущего). Всего опрос содержал 12 вопросов. Респондентам была предоставлена возможность комментировать любой вопрос (например, для аргументации или дополнения своего ответа), так как ответ предлагалось выбрать из предложенных вариантов. Опрос проводился в течение одной недели (с 18.02.2014 по 24.02.2014 гг.), участие в нем приняло около 330 человек. Общее количество полученных в результате опроса реакций — 3765 (из них 58 — комментарии).
8
Секция 2. Журналистика
97% респондентов (322 из 332) — в возрасте до 35 лет, 65,7% (218 из 332) — от 18 до 35 лет, люди именно этого возраста являются наиболее активными пользователями Интернета в целом и социальными сетями в частности. Из 332 участников опроса мужчин — 141 (42,5%), женщин — 191 (57,5%). 44,3% (143 из 323) имеет высшее профессиональное образование, 26% (84 из 323) — среднее (полное) общее, 22,3% (72 из 323) — неполное среднее или основное общее. Более половины реципиентов (173 из 319) — учащиеся или студенты, 14,1% (45 из 319) — специалисты с высшим образованием в коммерческой сфере, 12,5% (40 из 319) — специалисты с высшим образованием в бюджетной сфере, 5,3% (17 из 319) — рабочие, 4,1% (13 из 319) — руководители или управленческие работники. В городе проживает абсолютное большинство участников опроса — 297 из 324 (91,7%) — доля пользователей Интернета в сельской местности в России значительно меньше доли пользователей Интернета в городе.
Таким образом, средний респондент описываемого опроса — это городской житель в возрасте до 35 лет, получающий высшее образование или уже являющийся специалистом в коммерческой или бюджетной сфере, то есть это человек по определению социально активный.
На вопрос «Смотрите ли Вы новостные передачи на телевидении?» утвердительно ответили 35,8% информантов (114 из 318), отрицательно — 21,1% (67 из 318). Ответ «Иногда» выбрали 137 человек (43,1%). Более половины участников опроса (64,2%) либо не смотрят новости по телевидению никогда, либо делают это нерегулярно.
41,9% реципиентов (130 из 310) никогда не смотрят итоговые информационные (информационно-аналитические) программы на телевидении в выходные дни. 40,6% (126 из 310) смотрят такие программы периодически. Постоянными зрителями итоговых программ являются всего 54 участника опроса (17,4%). При этом для 65,7% (199 из 303) респондентов важно самостоятельно анализировать события, а ещё для 28,7% (87 из 303) это важно, если события касаются лично их.
Респондентам был предложен перечень телевизионных каналов и транслируемых на них итоговых информационно-аналитических программ. Всего для опроса было отобрано пять телеканалов («1-й канал», «Россия 1», «RerfTV», «НТВ», «ТВ Центр») и пять соответствующих телеканалам итоговых программ («Воскресное “Время”», «Вести недели»,
«“Неделя” с Марианной Максимовской», «Сегодня. Итоговая программа», «В центре событий»). Выбор телеканалов обусловлен их доступностью рядовому телезрителю в каждом регионе России. Вышеуказанные каналы присутствуют в сетке вещания на территории всей страны в свободном доступе.
Участникам опроса было предложено выбрать из указанных итоговых информационно-аналитических программ ту, которую они смотрят чаще других. Вариант ответа «Другой вариант» предполагал комментарий участника. 33,6% (94 из 280) проголосовавших выбрали программу «Воскресное “Время”» на «1-ом канале», 27,5% (77 из 280) — «Вести недели» на канале «Россия 1». Таким образом, 171 респондент из 280 (61,1%) чаще других смотрит итоговые информационно-аналитические программы на каналах, которые выражают официальную государственную (правительственную) позицию. «“Неделя” с Марианной Максимовской» (Ren TV), «Сегодня. Итоговая программа» (НТВ), «В центре событий» (ТВ Центр) вместе набрали 33 голоса (11,8%). Ответ «Другой вариант» выбрали 76 из 280 реципиентов (27,1%), однако комментарий оставили всего 23 пользователя. В большинстве комментариев участники опроса сообщают о том, что «не смотрят телевизор» или «не смотрят телевизор вообще». Это позволяет сделать вывод, что не оставившие комментарий респонденты, которые выбрали вариант ответа « Другой вариант», также в большинстве своем отказываются от просмотра телевизора или телевизионных итоговых информационно-аналитических программ.
При ответе на вопрос «Информации в новостных выпусках каких телеканалов Вы доверяете больше других?» 32,9% участников опроса (93 из 283) выбрали ответ «1-й канал». Вариант ответа «Россия» набрал 67 голосов (23,7%). Варианты ответа «Ren TV», «НТВ» и «ТВ Центр » выбрали соответственно 5,3%, 5,3%, 2,1% респондентов (всего 36 из 283). Отметим очевидную закономерность в сопоставлении с предыдущим вопросом. 56,6% (160 из 283) реципиентов доверяет информации в новостных выпусках на государственных (правительственных) телеканалах. В то же время 30,7% проголосовавших (87 из 283) выбрали вариант ответа «Другой вариант», и в комментариях (всего их было оставлено 34) встречаются следующие сообщения: «не смотрю», «никаких», «ни одному из этих», «врут все», «телеканал “Дождь”», «новостные интернет-порталы», «Лента и другие сайты». То есть треть участников опроса с недоверием относится к новостной инфор-
9
Section 2. Journalism
мации, представленной на проправительственных каналах, и часто предпочитает самостоятельный ее поиск в других источниках (например, в Интернете и оппозиционных телеканалах, таких, как «Дождь»).
Изложенный выше тезис подтверждается анализом ответов следующего вопроса анкеты: «В большей степени Вы доверяете новостной информации, полученной...». Вариант ответа «из телевизионных программ и передач» выбрало 19% ответивших (56 из 295), вариант ответа «из интернет-источников» — 31,2% (92 из 295). 49,8% респондентов (147 из 295) при ответе указали вариант «это зависит от авторитетности издания (журналиста)». Таким образом, половина участников опроса при выборе источника новостной информации руководствуется не только его форматом (выбор между телевидением и Интернетом), но и его авторитетностью и, следовательно, его высоким рейтингом среди других источников. Для многих людей значима возможность сопоставлять информацию, полученную из разных масс-медийных каналов. Именно Интернет сегодня предоставляет уникальную площадку для передачи и хранения информации, для оперативного и свободного обмена мнениями-сообщениями между пользователями (производителями и потребителями информационного продукта).
Полярные и примерно равные в процентном соотношении предпочтения участников описываемого социологического опроса (выбор проправительственных или оппозиционных источников информации)
свидетельствуют о наличии в среде образованной молодежи как минимум двух точек зрения на сложившуюся ситуацию в современном российском новостном телевидении. При этом личность журналиста, который ведет информационно-аналитическую программу, важна для 162 респондентов (56,3%) при ее выборе. В связи с этим следует отметить особую актуальность изучения медиадискурса журналиста-ведущего итоговой информационно-аналитической программы как на государственных (правительственных), так и на частных оппозиционных телеканалах.
Появление Интернета предоставило средствам массовой информации исключительные возможности (в первую очередь — интерактивные), и традиционные (аналоговые) СМИ начали представлять свой продукт в сети. А. В. Соколов делает вывод о так называемой конвергенции СМИ: «в ближайшее время телевизор станет посредником доступа ко всем СМИ» [7, 54]. Уже сегодня в глобальной сети пользователь имеет доступ ко всем печатным, радио-и телевизионным СМИ, не говоря о СМИ изначально виртуальных. Возможности Интернета позволяют читателям-слушателям-зрителям не только в удобное для них время потреблять информационный продукт, но и принимать участие в его обсуждении с другими пользователями (в том числе и авторами). Однако результаты описываемого социологического опроса показывают, что вытеснение телевидения Интернетом не происходит. Наблюдается тенденция к сосуществованию этих масс-медийных источников.
Список литературы:
1. Благовещенский А. ВЦИОМ: В соцсетях зарегистрировано 82 процента российских пользователей//Офи-циальный сайт «Российской газеты», публикация 13.02.2012. - [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.rg.ru/2012/02/13/socseti-site-anons.html
2. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. - 384 с.
3. Ефимов Е. Г. Социальные группы как объект исследования социальных Интернет-сетей//Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 8. № 11. - С. 63-66.
4. Каширин А. А., Болотнов А. В. Особенности речевого поведения журналистов радиостанции «Эхо Москвы» в аспекте восприятия (по данным эксперимента)//Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 9 (16): сборник статей по материалам XVI международной заочной научно-практической конференции. - М., Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. -С. 113-118.
5. Мавлетова А. М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии//Со-циология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. Т. 31. - С. 115-134.
6. Проведение маркетинговых исследований и опросов общественного мнения с использованием сети Ин-тернет//Практический маркетинг. 2008. № 7. - С. 2-7.
7. Соколов А. В. Студенты на коммуникационном распутье: результаты социологических опросов//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (17). - С. 54-57.
10
Секция 2. Журналистика
8. Стребков Д. О. Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров)//Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. Т. 31. - С. 135-161.
9. Эксперимент-2014_1//Группа в социальной сети «ВКонтакте». - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vk.com/experiment_2014_1
11