Научная статья на тему 'НОВООБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОДУКТ ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА'

НОВООБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОДУКТ ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВООБРАЗОВАНИЯ / ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ / КОНТАМИНАЦИЯ / ТМЕЗИС / МЕЖДУСЛОВНОЕ НАЛОЖЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ / ЗАМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕРИВАЦИЯ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Замальдинов В.Е.

Рассмотрены словообразовательные неологизмы как продукты лингвокреативной деятельности журналиста. В работе использован метод сплошной выборки языкового материала из текстов медийной коммуникации за период с октября 2019 г. по июль 2021 г. Выявлено, что одной из форм лингвокреативной деятельности адресанта является языковая игра. Она носит творческий характер, доставляет эстетическое удовольствие читателям. Установлено, что активность в медийных текстах проявляет такая разновидность языковой игры, как словообразовательная игра. Её результатом становятся окказиональные новообразования. Описаны такие лингвокреативные способы словообразования, как контаминация, тмезис, междусловное наложение, графическая гибридизация, заменительная деривация. Доказано, что с помощью окказиональных новообразований журналисты воздействуют на массовое сознание, повышают экспрессивность текста, снижают официальность общения, привлекают внимание аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AS A PRODUCT OF LINGUISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF A JOURNALIST

The article considers word-forming neologisms as products of the linguocreative activity of a journalist. The paper uses the method of continuous sampling of language material from media communication texts for the period from October 2019 to July 2021. It is revealed that one of the forms of linguocreative activity of the addressee is a language game. It is of a creative nature, gives aesthetic pleasure to readers. It is established that such a kind of language game as a word-formation game is active in media texts. Its result is occasional innovations. Such linguocreative methods of word formation as contamination, tmesis, inter-conditional overlap, graphic hybridization, substitution derivation are described. It is proved that with the help of occasional innovations, journalists influence the mass consciousness, increase the expressiveness of the text, reduce the formality of communication, attract the attention of the audience.

Текст научной работы на тему «НОВООБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОДУКТ ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова Е. А. Структурно-семантические особенности варваризмов (на примере профессиональной речи сотрудников органов внутренних дел) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. № 1 (91). Уфа. 2021. С. 172 - 181.

2. Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы: на материале английского языка. Стереотип. URSS. 2020. 288 с.

3. Петрова Е. А., Галиева Д. А. Формирование терминологической компетенции в аспекте юриспруденции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. № 3(57) : в 2-х ч. Ч. 2. С. 123-126.

4. Левицкая Т. Р., Фитерман А. М. Пособие по переводу с английского языка на русский. URL: https://www.academia.edu/34588172 (дата обращения : 03.08.2021).

5. Акуленко В. В. Существует ли интернациональная лексика? // Вопросы языкознания. 1961. № 3. С. 61-62.

6. Андрианов С. Н. Англо-русский юридический словарь / С. Н. Андрианов, А. С. Берсон, А. С. Никифоров. М. : РУССО, 2008. 512 с.

7. Мешков О. Д. Словообразование современного английского языка. URL: https://www.livelib.ru/ book/1000783921-slovoobrazovanie-sovremennogo-anglijskogo-yazyka-o-d-meshkov (дата обращения : 29.07.2021).

8. Oxford Dictionary of Synonyms and Antonyms / Compiled by Alan Spooner. Oxford University Press, 2010. 572 p.

9. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка : учеб. пособие. URL: https:// studfile.net/preview/1806099 (дата обращения: 29.07.2021).

О Галиева Д. А.

О Науразбаева JI. В.

УДК 811.161.1'373.43:070.11

В. Е. ЗАМАЛЬДИНОВ, старший преподаватель кафедры иностранного языка и культуры речи Нижегородской академии МВД России, кандидат филологических наук (г. Нижний Новгород)

V. Е. ZAMALDINOV, Senior Lecturer of the Chair of Foreign Language and the Culture of Speech of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Philology (Nizhny Novgorod)

НОВООБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОДУКТ ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

INNOVATION AS A PRODUCT OF LINGUISTIC AND CREATIVE ACTIVITY

OF A JOURNALIST

Аннотация. Рассмотрены словообразовательные неологизмы как продукты лингвокреативной деятельности журналиста. В работе использован метод сплошной выборки языкового материала из текстов медийной коммуникации за период с октября 2019 г. по июль 2021 г. Выявлено, что одной из форм лингвокреативной деятельности адресанта является языковая игра. Она носит творческий характер, доставляет эстетическое удовольствие читателям. Установлено, что активность в медий-

ных текстах проявляет такая разновидность языковой игры, как словообразовательная игра. Её результатом становятся окказиональные новообразования. Описаны такие лингвокреативные способы словообразования, как контаминация, тмезис, междусловное наложение, графическая гибридизация, заменительная деривация. Доказано, что с помощью окказиональных новообразований журналисты воздействуют на массовое сознание, повышают экспрессивность текста, снижают официальность общения, привлекают внимание аудитории.

Ключевые слова: новообразования, лингвокреативность, контаминация, тмезис, междусловное наложение, графическая гибридизация, заменительная деривация, прецедентные феномены, языковая игра.

Abstract. The article considers word-forming neologisms as products of the linguocreative activity of a journalist. The paper uses the method of continuous sampling of language material from media communication texts for the period from October 2019 to July 2021. It is revealed that one of the forms of linguocreative activity of the addressee is a language game. It is of a creative nature, gives aesthetic pleasure to readers. It is established that such a kind of language game as a word-formation game is active in media texts. Its result is occasional innovations. Such linguocreative methods of word formation as contamination, tmesis, inter-conditional overlap, graphic hybridization, substitution derivation are described. It is proved that with the help of occasional innovations, journalists influence the mass consciousness, increase the expressiveness of the text, reduce the formality of communication, attract the attention of the audience.

Key words and phrases: innovations, linguistic creativity, contamination, tmesis, inter-conditional overlap, graphic hybridization, substitution derivation, precedent phenomena, a language game.

Изменения в социополитической сфере, развитие компьютерных технологий, отмена цензуры и многие другие факторы повлияли на то, что журналисты перешли от передачи информации к риторике массового воздействия. Для привлечения внимания читателя адресанты стали использовать экспрессивные способы для выражения своих мыслей и стремиться к креативу. Нельзя не согласиться с Т. А. Гридиной в том, что «вербальная креативность - важная составляющая языковой личности» [1, с. 4]. Лингвокреатив-ное начало в СМИ предполагает новизну, способствует преодолению автоматизма при восприятии информации, усиливает воздействующую силу медиатекстов.

Специфика лингвокреативности рассматривалась в трудах таких исследователей, как И. Т. Вепрева и Н. А. Купина [2], С. В. Ильясова [3], Е. Н. Ремчукова [4] и др.

Показателем результативности творческого мышления адресанта является языковая игра (далее - ЯИ). Под ЯИ мы будем понимать «постоянное нарушение каких-то правил <...>. И в то же время сами эти нарушения не бессистемны и случайны, а также происходят по определённым правилам» [5, с. 10].

В медийных текстах востребована такая разновидность ЯИ, как словообразовательная игра. С её помощью журналисты доставляют интеллектуальное удовольствие адресатам, дают оценки событиям и явлениям.

Словообразовательная игра может проявляться в окказиональных новообразованиях. Отметим, что в данной работе мы будем придерживаться широкого понимания сущности окказионализмов. При данном подходе окказиональные единицы объединяются с потенциальными словами в один разряд (окказиональных лексем) и противопоставляются узуальным номинациям. С помощью словообразовательных инноваций неузуального характера (окказионализмов и потен-циализмов) журналисты более точно выражают собственную мысль, воздействуют на читательское сознание.

Так, интерес для адресата могут представлять контаминированные номинации. Отметим, что в данной работе мы будем придерживаться узкого подхода в понимании данного способа деривации: «При контаминации происходит проникновение первой части (не обязательно морфемы) одного слова в другое и вытеснение из этого другого слова его начала» [6, с. 135]. Приведём при-

меры контаминированных инноваций в медийных текстах: Наспех ту ция (заголовок) Стоит ли нам так торопиться с принятием поправок в Основной закон? («Наша версия». 17.02.2020) <— наспех + (консти)туция; Вирусономика Трампа (заголовок) («Новая газета». 14.03.2020) <— вирус + (экономика; Грефономика (заголовок). На чём зарабатывает семья Германа Грефа («Наша версия». 31.05.2021) <— (Герман) Греф + (эк) ономика.

К приёмам создания ЯИ можно отнести использование в медиакоммуникации прецедентных феноменов (ПФ). Термин «прецедентный феномен» мы будем понимать в трактовке, предложенной В. В. Красных [7, с. 170]. Отметим, что с помощью контаминации может происходить обновление ПФ: Не учи Ручъёного (заголовок). Вот утром в Сочи, в Бочаровом Ручье можно было наблюдать внезапно около двухсот журналистов <...>. Президент Турции регулярно прилетает в Сочи, но такой ажиотаж и нерв, на котором всё тут держится уже много часов, приходится видеть во время его приездов впервые («Коммерсантъ». 23.10.2019) (Бочаров) Руч(ей) + (уч)ёно-го. Источником создания ПФ стала цитата «Не учи учёного, гражданин Копчёный!» из детективного фильма «Место встречи изменить нельзя». Журналисты, используя в заголовке трансформированный прецедентный феномен, делают статью запоминающейся, придают медийному тексту дополнительную экспрессивность.

Таким образом, контаминированные новообразования воплощают авторскую иронию, обладают экспрессией. Кроме того, подобные словообразовательные инновации отражают социально-политические события, экономическую ситуацию в стране и мире. Н. А. Николина отмечает, что «контаминация постепенно превращается в приобретающий продуктивность способ компрес-сивного словообразования» [8, с. 292].

В медийных текстах журналисты могут использовать новообразования, созданные с помощью тмезиса. При данном способе словообразования одна лексема вставляется

внутрь другой. Приведём примеры: Двойное наблогообложение (заголовок). За доходы блогеров взялись Google и Минцифры («Коммерсантъ». 11.03.2021) <— налогообложение + блог\ Под блаковидным предлогом (заголовок). Минэнерго не увидело связи между пандемией и задержкой ввода «мусорных» ТЭС («Коммерсантъ». 28.04.2021) <— благовидный + ковид; У мигрантов все налайтится (заголовок). Мигрантов будут вакцинировать за 1,3 тыс. руб. новой одно-компонентной прививкой «Спутник Лайт» пока в двух пунктах в Москве («Коммерсантъ». 29.06.2021) <— наладится + лайт. Отметим, что подобные новообразования придают заголовкам шуточный тон, повышают образность медийного текста.

Оригинальность названия статьи может достигаться с помощью такого способа словообразования, как междусловное наложение. Суть данного неузуального способа деривации заключается в том, что на финаль основы одного слова накладывается омонимичное ему начало другой лексемы: Вирусь, куда ж несёшься ты (заголовок) («Коммерсантъ». 01.02.2020) <— вирус + Русь: Симптом затруднённого отдыхания (заголовок). Туристическому рынку угрожает новый кризис («Коммерсантъ». 05.03.2020) <— отдых + дыхание; С видом на обще-жительство (заголовок). ГК «Гранель», основанная главой правительства Башкирии Андреем Назаровым, намерена запустить сеть коливингов для иностранных студентов в 20 российских городах («Коммерсантъ». 03.02.2021) <— общежит(ие) + жительство. С помощью междусловного наложения журналисты создают не только новообразования-существительные, но и новообразования-прилагательные: Пересельская жизнь (заголовок). Мэрия Москвы рассматривает планы комплексного развития территорий для переселенцев («Коммерсантъ». 30.01.2021) <— переселенцы) + сельская; Рекомендантский час (заголовок). Алгоритмы социальных сетей и он-лайн-кинотеатров возьмут под контроль («Коммерсантъ». 30.03.2021) <— рекоменда(-ция) + комендантский; Вузкое место (заго-

ловок). В России могут измениться правила государственной аккредитации высшей школы («Российская газета». 17.05.2021) <— вуз + узкое; Стройматериал ьа ый интерес (заголовок). Почему цены на строительные материалы растут так стремительно? («Российская газета». 27.05.2021) <— строй-материал(ы) + материальный.

Необходимо отметить, что при между словном наложении возможны и формальные замены графем в словообразовательных инновациях: Рынки охвачены пандением (заголовок) («Коммерсантъ». 13.03.2020) <— пандемия + падение; Муслимое дело (заголовок). Авторы сериала «Магомаев» <...> признавались, что стремились показать не привычный для зрителя сценический образ легендарного певца, а то, каким он был на самом деле («Новое дело - Нижний Новгород». 19.03.2020) <— Муслим (Магомаев) + мыслимый.

Итак, новообразования, созданные путём междусловного наложения, выполняют смысловую компрессию, обладают иронической оценкой, заинтересовывают читателя.

К словообразовательным средствам ЯИ можно отнести новые номинации, созданные путём графической гибридизации (графиксации). Графиксация - это результат создания словообразовательных инноваций, в которых используется графическое выделение сегмента: НеСНОСно (заголовок). Как в Петербурге сносят и «аварируют» исторические здания ради коммерческого новодела («Наша версия». 18.02.2020); ЭТАЛОНное шулерство (заголовок). Покупка строительной группы компаний «Эталон» из Санкт-Петербурга Владимиром Евтушенковым может привести к её уничтожению («Наша версия». 26.03.2020); Красное СОРМово (заголовок). Роскомнадзор предупредил небольших провайдеров интернета Москвы и Подмосковье об ответственности за отсутствие оборудования СОРМ в рамках исполнения «закона Яровой» («Коммерсантъ». 14.04.2021). Журналисты используют такую разновидность графиксации, как капитализация, т. е. употребление в узуальной лексеме прописных букв. Кроме

того, с помощью графической гибридизации адресанты создают новообразования-наречия, новообразования-прилагательные и новообразования-существительные.

Эффективными средствами для привлечения внимания читателей являются следующие разновидности графического словообразования:

- парентезис (разбиение лексемы скобками на части): Прасковеевские небеса (заголовок). Тайны геленджикского двор[ц]а: кому он принадлежит на самом деле («Новая газета». 19.03.2021);

- дефисация (разбиение лексемы дефисами на части или слоги): СПА-сение от ковида (заголовок). Термальные источники Кубани помогают восстановиться после коронавируса («Наша версия». 08.12.2020).

Пандемические реалии могут отражать новообразования с иноязычными элементами без графической адаптации: СОУЮар-ность (заголовок). В условиях самоизоляции петербуржцы читают детям сказки по телефону, общаются в онлайн-барах и развозят старикам бесплатную еду («Новая газета». 25.03.2020) <- СОГЮ + солидарность; СОУЮньш союз: какую помощь Китай окажет США в борьбе с коронави-русом (заголовок) («Вакпелуз». 27.03.2020) <- СОГЮ + солидный; <2ШПОСТНЫЕ 21 века (заголовок). <...> Надо сказать, что теперь внутренние помещения ресторанов и кафе представляют унылое зрелище («Новые известия». 30.06.2021) <— (Ж + крепостные. Подобные единицы, как правило, называют полиграфиксатами, а процесс их образования - полиграфиксацией [9].

Таким образом, графические гибриды являются средством лингвокреативного словообразования, воздействуют на визуальное восприятие читателей, встречаются, как правило, в заголовках. С. Ж. Нухов отмечает, что «заголовок является сильной позицией текста и именно этим объясняется его "напитывание" разнообразными приёмами языковой игры с целью привлечения внимания читателя» [10, с. 171].

Продуктами лингвокреативной деятельности журналиста могут быть новообразова-

ния, созданные с помощью субституции. При данном способе словообразования может заменяться корневая или другая неформант-ная часть в сложном слове: Статъ-герои-ня (заголовок). На 94-м году жизни умерла народная артистка СССР (1985) Инна Макарова, последний лауреат Сталинской премии первой степени <...> («Коммерсантъ».

26.03.2020) - ср. исходное мать-героиня; Мать-реванш (заголовок). Схватка матриархата и патриархата в фильмах Роттердамского фестиваля («Коммерсантъ».

08.02.2021) - ср. исходное матч-реванш; Фарш-бросок (заголовок). Россия вышла на мировой рынок «умного» продовольствия («Российская газета». 09.02.2021) - ср. исходное марш-бросок.

С помощью замены одного из компонентов сложной лексемы могут образовываться и имена прилагательные: Горюче-сахарные материалы (заголовок). По версии Следственного комитета России (СКР), в 20152016 годах господа Коршунов и Алексеева предложили их знакомой предпринимательнице Марине Дюковой <...> участвовать в аукционах на поставку топлива и сахарного песка для ФСИН [Федеральной службы исполнения наказаний. - Авт.] России («Коммерсантъ». 27.02.2020) - ср. исходное горюче-смазочные (материалы); Конституционно-освободительное движение (заголовок). Агитация в поддержку поправок к Основному закону началась с Астрахани («Коммерсантъ». 28.02.2020) - ср. исходное национально-освободительное (движение);

Вирус-мажорные обстоятельства (заголовок). Власти РФ готовы учесть фактор эпидемии при исполнении госконтрактов («Коммерсантъ». 10.03.2020) - ср. исходное форс-мажорн ые (обстоятел ьства).

Следует отметить, что приведённые выше новообразования созданы с помощью такой разновидности субституции, как тран-срадиксация, т.е. замена корневой части. Однако в нашем материале встречаются и случаи мены префикса (транспрефиксации): Невыходное положение (заголовок). Москва и область отправлены на самоизоляцию («Коммерсантъ». 30.03.2020) - ср. исходное безвыходное (положение).

Таким образом, для создания инноваций журналисты используют такие разновидности заменительного словообразования, как трансрадиксация и транспрефиксация. Подобные номинации являются, как правило, средством иронической оценки, снижают официальность общения, отражают социальную действительность.

Подводя итог, отметим, что продуктом лингвокреативной деятельности журналиста могут быть новообразования. Новые номинации создаются с помощью таких неузуальных способов словообразования, как контаминация, тмезис, междусловное наложение, графическая гибридизация, за-менительная деривация. Окказиональные инновации вовлекают читателя в текст статьи, обладают экспрессивностью и оценоч-ностью, оперативно реагируют на социопо-литические процессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грндина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. 272 с.

2. Вепрева И. Т., Купина Н. А. Цвет настроения синий: креативный потенциал колористической метафоры // Мир русского слова. 2019. № 1. С. 44 - 50.

3. Ильясова С. В. Словообразовательная игра: от лингвокреативности до лингвоциничности (на материале языка современных российских СМИ) // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81). С. 39 - 45.

4. Ремчукова Е. Н. Рекламный слоган как разновидность рекламного текста: стандарт и лингвокреатив // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей IV Международного симпозиума: в 2 томах, Симферополь, 09-11 июня 2020 года. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2020. С. 321 - 328.

5. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. М. : Флинта: Наука, 2006. 344 с.

6. Намитокова Р. Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1986. 156 с.

7. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК Гнозис, 2003. 375 с.

8. Николина Н. А. Типы и функции контаминированных образований в современной русской речи // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. 2017. № 13. С. 288-295.

9. Попова Т. В. Новое в изучении графодеривации // Лингвистика креатива-4: коллективная монография / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 229 - 269.

10. Нухов С. Ж. Игра шрифтом как модный графический приём языковой игры в медийных заголовках // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. № 1. С. 164 - 172.

О Замальдинов В. Е.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

УДК 796.8.012.424.6:351.741.08(470)

А. И. АГАФОНОВ, старший преподаватель кафедры физической подготовки Волго градской академии МВД России, кандидат педагогических наук (г. Волгоград)

A. I. AGAFONOV, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training of Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs Russia, Candidate of Pedagogy (Volgograd)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКИ ПРЯМЫХ УДАРОВ НОГАМИ,

ВЫПОЛНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

IMPROVING EFFICIENCY OF THE TECHNIQUE OF DIRECT KICKS

PERFORMED BY EMPLOYEES OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION, ACCORDING TO THE RESULTS OF THE

CARRIED OUT TESTS

Аннотация. В данной статье представлен сравнительный биомеханический анализ техники прямых ударов сильнейшей ногой, выполняемых по цели и по воздуху. В результате проведенных испытаний были выявлены значительные различия в технических показателях изучаемых двигательных действий, обусловленные необходимостью сохранения равновесия при выполнении ударов по воздуху. Выполнение таких ударов в процессе обучения негативно сказывается на степени освоения данных движений и снижает эффективность их применения. На основании полученных результатов были разработаны средства и методы, направленные на устранение выявленных различий в технике выполнения прямых ударов ногами по цели и по воздуху. Использование их на занятиях по физической подготовке будет способствовать росту уровня владения сотрудниками ОВД ударной техникой ногами, сокращению сроков и повышению эффективности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.