Научная статья на тему 'Новое в правовом статусе педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность'

Новое в правовом статусе педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1483
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ИНЫЕ РАБОТНИКИ / ОРГАНИЗАЦИИ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибрагимов М. Г., Ибрагимова Е. М.

В статье раскрываются сущность и содержание понятий «педагогический работник», «иные работники»; отличительные особенности правового статуса педагогического работника как участника образовательного отношении и правового статуса субъекта гражданского права, касающиеся его основных субъектов: образовательных организаций, педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. На основе анализа нового в правовом статусе педагогических и иных работников с учетом изменений в федеральном и региональном законодательстве об образовании сделан вывод о том, что образовательно-правовой статус педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на законодательном уровне сформирован не полностью, в должной мере не отражает специфику их роли и места в образовательных отношениях и нуждается в более детальной регламентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в правовом статусе педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

УДК 34

НОВОЕ В ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Е.М.Ибрагимова, М.Г.Ибрагимов

В статье раскрываются сущность и содержание понятий «педагогический работник», «иные работники»; отличительные особенности правового статуса педагогического работника как участника образовательного отношении и правового статуса субъекта гражданского права, касающиеся его основных субъектов: образовательных организаций, педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. На основе анализа нового в правовом статусе педагогических и иных работников с учетом изменений в федеральном и региональном законодательстве об образовании сделан вывод о том, что образовательно-правовой статус педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на законодательном уровне сформирован не полностью, в должной мере не отражает специфику их роли и места в образовательных отношениях и нуждается в более детальной регламентации.

Ключевые слова: новое федеральное и региональное законодательство об образовании; образовательная деятельность; правовой статус, педагогический работник; иные работники; организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В экономическом и социальном развитии государства, в обеспечении национальной безопасности решающая роль принадлежит образованию. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. был направлен на расширение автономии образовательных организаций (вариативность образовательных программ, многообразие видов и типов образовательных организаций). Новый Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ направлен на усиление регулирующей роли государства в образовании. В нем четко прослеживается: 1) укрепление связи профессионального и высшего образования с экономикой; 2) укрупнение типологии программ, повышение доступности образования; 3) усиление адаптационных свойств системы высшего образования; 4) шаг в сторону независимой оценки качества [1].

В теории образовательного права отмечается, что правовой статус педагогических работников носит комплексный характер. Впервые в базовом законе об образовании не только употребляется категория «правовой статус»

(правовой статус руководителя организации, правовой статус педагогического работника), но и в ч.1 ст.1 47 раскрывается содержание последнего. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Содержание правового статуса составляют права и обязанности, характеризующие педагогических работников одновременно как субъектов и трудового, и образовательного права. При этом первичным является трудовой статус. Прежде чем заниматься педагогической деятельностью, специалист должен заключить трудовой договор с соответствующей образовательной организацией, быть принят на работу и допущен к занятиям.

Правовой статус педагогического работника как участника образовательного отношения отличается от правового статуса субъекта гражданского и административного права, в том числе и от правового положения государственного служащего, и от положения специалиста, который осуществляет какую-либо деятельность в пользу другого участника правоотношения в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором.

Как отмечает В.М.Сырых [2], формально можно увидеть некоторое сходство между статусом педагогического работника как участника образовательного отношения со статусом специалиста, оказывающего какую-либо услугу другим лицам по правилам гражданского права. Более того, законодательство предоставляет педагогическому работнику право осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Однако статус педагогического работника как участника образовательного отношения принципиально отличается от статуса любого субъекта гражданского права. Во-первых, педагогический работник вступает в

образовательное отношение с обучающимися на основании трудового договора, заключенного между ним и образовательной организацией, а не гражданско-правового договора. Поэтому у педагогического работника никак не могут появиться права и обязанности, характерные для статуса субъекта гражданского права. Во-вторых, образовательные отношения между конкретными обучающимися и педагогическими работниками возникают не на основе договора, заключенном между ними, а на основании решений, принимаемых образовательной организацией. Воля обучающихся, равно как и педагогических работников на возникновение и действие именно между ними образовательного отношения, таким образом, не выражается прямо и непосредственно. Педагогический работник, как правило, лишен права выбирать себе контингент обучающихся, равно как и обучающимся законодательство не предоставляет право выбора педагогических работников. Такая ситуация в гражданском праве невозможна, поскольку ее ведущим началом является принцип, согласно которому граждане и юридические лица приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе и правомочны самостоятельно выбирать себе других партнеров в гражданских правоотношениях. В-третьих, педагогические работники обладают властными полномочиями в процессе организации и проведения занятий, а также аттестации обучающихся. Обучающиеся обязаны исполнять указания педагогических работников. В гражданском праве таких правоотношений не бывает, поскольку их участники всегда выступают равноправными партнерами. Наличие у педагогических работников властных полномочия не дает оснований для их признания в качестве субъектов административного права -должностных лиц или государственных служащих. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», эти должности существуют только в государственных органах. Работа служащих государственных, в том числе и образовательных организаций не признается государственной службой. Осуществляя государственную функцию, направленную на образование и воспитание молодого поколения,

педагогические работники в Российской Федерации остаются лишь служащими соответствующих образовательных организаций.

Таким образом, правовой статус второго участника образовательного отношения - педагогических работников - полностью соответствует специфике этого отношения и не выходит за пределы образовательного права. В нем нет элементов, характерных для статуса субъектов гражданского или административного права.

В статье 2 Федерального закона впервые закреплено конкретное определение такого понятия как «педагогический работник». Это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Данное понятие трактуется в широком смысле, т.е. к педагогическим работникам относятся не только лица, занимающиеся образовательной деятельностью, но и воспитатели системы дошкольного образования, а также лица, ведущие преподавательскую деятельность в системе дополнительного образования. К сожалению, нет определения таких категорий работников, как «руководящие» и «иные работники», «научно-педагогические работники» организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Что касается последних, то в статье 50 Федерального закона определено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций. На сегодняшний день законодатель в нормативных правовых актах Российской Федерации ограничился только перечислением должностей научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного,

производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Как видим, ректоры и проректоры вузов, руководители филиалов и институтов не включены в число научно-педагогических работников. Однако, как следует из смысла ст. 336 ТК РФ, названные категории должностных лиц входят в состав педагогических работников. В названной статье под заголовком «Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником» одно из оснований увольнения относится непосредственно к ректорам, проректорам [3].

Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ в ст.331 лишь регулирует допуск к педагогической деятельности. Впервые в федеральном законе установлено, что для получения права на занятие педагогической деятельностью необходимо достижение конкретного образовательного ценза и соответствие определенным квалификационным требованиям. Согласно ст. 46 право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. Закон РФ «Об образовании», определяя указанный вопрос, содержал отсылку к трудовому законодательству, которое в свою очередь указывало на типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, содержащие требования к образовательным цензам педагогических работников.

Между тем, введение подобных норм-дефиниций позволило бы прекратить дискуссию о том, кто имеет право считаться тем или иным работником, а кто нет. Под иным работником образовательной организации ст. 71 Проекта Постоянной комиссии СНГ рассматривает работника вспомогательной службы, непосредственно включенного в образовательный процесс (лаборанты, методисты, специалисты по профориентации и т.п.). В случаях, когда выполнение трудовых функций работником непосредственно не связано с

образовательной деятельностью (службы коммунальных услуг, снабжения, ремонта, учета, медицинские службы и др.), работник не входит в категорию «иного работника образовательного учреждения».

По-иному понимает данную категорию работников В.М.Сырых. Под иными работниками образовательного учреждения (организации) он рассматривает лиц, выполняющих в данных учреждениях (организациях) свои основные трудовые функции, непосредственно связанные с обеспечением процесса воспитания и обучения или создающие необходимые условия и предпосылки для успешного осуществления данного процесса, относя к ним также лиц, принадлежащих к категории административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала [4]. С такой позицией согласен и А.Н.Козырин [5]. На наш взгляд, следует выделить отдельно друг от друга 2 категории лиц:

- лица, непосредственно связанные с обеспечением, процесса воспитания и обучения (лаборанты, методисты, тьюторы по профориентации и др.);

- лица, создающие необходимые условия и предпосылки для успешного осуществления процесса воспитания и обучения (административно-хозяйственный, инженерно-технический, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал) [6].

С учетом положений ст.46-52 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также норм международного права, содержащихся в Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО «О положении учителей» и Рекомендации ЮНЕСКО «О статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования», в главе «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющие образовательную деятельность» надлежит установить:

1) равное право всех членов общества без какой-либо дискриминации на доступ к профессиональной деятельности в сфере образования при наличии соответствующего образовательного ценза компетентности и опыта работы. Восполняя пробел действующего законодательства, надо иметь

исчерпывающий перечень составов преступлений, наличия судимости, которые препятствуют лицу заниматься образовательной деятельностью, а также перечень медицинских противопоказаний для работы в качестве педагогического и иного работника образовательной организации;

2) обязанности педагогических и иных работников образовательных организаций постоянно повышать свой профессиональный уровень, соблюдать действующее законодательство, нормы морали в обращении с обучающимися и иными участниками образовательных отношений; проводить мероприятия с обучающимися и их родителями, не предусмотренные учебным планом образовательной организации [7; 8].

Источники:

1. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013г. М.: Эксмо, 2013. 20S с.

2. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права // Вестник СГАП, 200б. №1 (4б). С.б-12.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002 г. № 1 (ч.1). С.З.

4. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Изд-во «Готика», 2002. 400 с.

5. Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источников российского образовательного права // Право и образование, 2007. № 2. С.5-22.

6. Ибрагимов М.Г. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Дисс. ... к.ю.н. Казань, 2012. 220 с.

7. Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (Париж, 5 октября 19бб г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993

S. Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (Париж, 11 ноября 1997 г.).

References:

1. Novy'y zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii»: tekst s izm. i dop. na 2013g. M.: Fksmo, 2013. 20S s.

2. Sy'ry'h V.M. Obrazovatel'noe pravo kak otrasl' rossiyskogo prava // Vestnik SGAP, 200б. №1 (4б). S.6-12.

3. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF 2002 g. № 1 (ch.1). S.3.

4. Sy'ry'h V.M. Vvedenie v teoriyu obrazovatel'nogo prava. M.: Izd-vo «Gotika», 2002. 400 s.

5. Kozy'rin A.N. Normativno-pravovoe regulirovanie vy'sshego i poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federacii: k voprosu o sisteme istochnikov rossiyskogo obrazovatel'nogo prava // Pravo i obrazovanie, 2007. № 2. S.5-22.

6. Ibragimov M.G. Pravovoe regulirovanie otnosheniy v sfere obrazovaniya. Diss. ... k.yu.n. Kazan', 2012. 220 s.

7. Rekomendacii MOT/YUNESKO o polojenii uchiteley (Parij, 5 oktyabrya 1966 g.) // Svod normativny'h aktov YUNESKO. M., 1993

8. Rekomendacii o statuse prepodavatel'skih kadrov vy'sshih uchebny'h zavedeniy (Parij, 11 noyabrya 1997 g.).

Зарегистрирована: 09.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.