Научная статья на тему 'Новое пространство для учебной деятельности'

Новое пространство для учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое пространство для учебной деятельности»

Е. ПАТАРАКИН, доцент Нижегородский государственный педагогический университет

Развитие Интернета привело к качественному изменению педагогического ландшафта. С сетью происходит то же изменение, на которое указывал Дж.Б. Джексон: «Дороги уже не ведут в места. Дороги теперь и есть места» [1]. Интернет перестает быть лишь каналом, обеспечивающим доступ к удаленному ресурсу, - он сам становится ресурсом, который позволяет решать новые педагогические задачи, реализовы-вать учебную деятельность, немыслимую и не реализуемую вне сети.

Активность сетевого сообщества в минувшем году была столь велика, что журнал «Тайм » назвал сетевого автора человеком года. Важно, что почетный титул заслужил не потребитель - читатель и зритель каналов, - а тот, кто активно участвует в формировании содержания. Наступает новая история, к которой каждый из нас имеет непосредственное отношение: «Посмотрите на 2006 год сквозь другие очки и вместо истории соревнований великих людей вы увидите другую историю. Это история о сообществе и взаимодействии в таком качестве, которого никогда не было прежде. Это история о космологическом словаре Википедии, о миллионноканальной сети Ютьюб, об онлайновой метрополии МойКруг. История о том, как люди бескорыстно помогают друг другу и о том, как мир не просто меняется, он меняет сам способ своих изменений» [2].

Новое поколение Интернет-сервисов

Веб 2.0. - второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В отличие от первого поколения, где между авторами и читателями существовала четкая граница, Веб 2.0 позволяет пользователям

Новое пространство для учебной деятельности

действовать совместно: обмениваться информацией, хранить ссылки и мультимедийные документы, создавать и редактировать публикации. Происходит переход от мира, в котором основой информационной деятельности служили компьютеры и установленное на них программное обеспечение, к миру, где платформой для совместных действий служит Всемирная паутина и информационные приложения. Традиционное программное обеспечение встраивало небольшое количество информации в большое количество программного кода. Например, текстовые (MS Word) и графические (PhotoShop) редакторы значительно тяжелее документов и рисунков, которые в них создаются. Социальные сервисы, наоборот, встраивают небольшое количество программного кода в большое количество информации. Например, объем коллективных энциклопедий измеряется гигабайтами, а объем кода программ-движков, которые эти энциклопедии поддерживают, как правило, не превышает 2-3 Мб.

Социальные сервисы и деятельность внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности.

1. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.

2. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы радикально упростили процесс создания

ONLINE EDUCA

71

материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы.

3. Освоение информационных знаний и навыков. Среда информационных приложений предоставляет уникальные возможности для людей, не обладающих никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов - текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в этих формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.

4. Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия студентов в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.

5. Создание учебных ситуаций, в которых мы можем наблюдать и изучать недоступные нам ранее феномены. Совместные действия участников современных сетевых объединений зачастую носят децентрализованный характер. Такую форму совместной деятельности можно назвать стайной. Как форма птичьей стаи образуется в результате выполнения каждой птицей простых операций, так и сложное поведение сетевого сообщества формируется в результате индивидуального поведения отдельных участников, действиями которых никто не руководит. Примерами таких стайныхобъединений могут служить сете-

вые сообщества, действующие на базе программного обеспечения «ВикиВики».

«ВикиВики» в образовании

Термин «ВикиВики» - \vikiwiki - происходит от гавайского слова, означающего «быстро-быстро». «ВикиВики » - это коллекция взаимосвязанных записей. Создатель технологии Уорд Каннингэм называл приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия [3].

При использовании «ВикиВики» человек может не заботиться о знании команд языка гипертекстовой разметки. Сам текст любой статьи-страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст. Тексты всех страниц, перед тем как они попадают к агенту броузеру, просматривает специальный Wiki-агент с целью поиска образцов. Если образец найден, агент проверяет, есть ли страница с таким названием в базе данных. Если имеется, то на нее делается ссылка. Если такой страницы еще нет, то делается ссылка на создание новой страницы с таким именем.

«Вики» придерживается иной идеологии создания новых страниц, чем та, к которой мы привыкли при построении вебсайтов. Всякое новое определение сначала вводится, а потом уже разъясняется. Здесь реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. «ВикиВики» может использоваться в различных целях:

1) как персональный информационный менеджер;

2) как средство организации совместной работы над коллективными проектами - коллективная электронная доска, на которой может писать целая группа;

3) в качестве баз данных - хранилищ коллективного опыта.

Проект «Летописи.ру»

Летопись российских деревень, поселков, железнодорожных станций и малых

городов - это проект, в рамках которого в летописцев и летописателей могут поиграть и преподаватели, и ученики. К участию в проекте приглашаются школьные учителя, студенты - будущие учителя и школьные команды. Рассказы участников дополняют, расширяют и обогащают друг друга. Реализация проекта - заметное событие в образовательном пространстве России, поскольку впервые перед преподавателями, студентами, школьниками и их родителями открылось пространство равных возможностей, где они могут думать и действовать совместно, используя поддержку программных агентов, память базы данных и интеллектуальную мощь друг друга. Летопись не стремится копировать проект всемирной энциклопедии. Это гораздо более свободный по форме эксперимент, в рамках которого мы учимся думать и действовать как сетевая организация.

Коллективный гипертекст является идеальным полем для педагогической технологии сотрудничества. К 2007 г. проект объединил более 3 тысяч преподавателей, студентов и школьников, которые добавили в общую энциклопедию более 5 тысяч статей и 4 тысячи фотографий. В настоящее время «Летописи» - крупный мультимедийный архив и экспериментальная площадка, где каждый может найти для себя полезную информацию и поэкспериментировать с современными способами коллективного хранения, поиска, редактирования и классификации текстов, фотографий, аудио, видео. Впервые в сетевом пространстве России реализуется педагогический проект, который невозможно помыслить вне сети и без поддержки вычислительной техники.

Проект «Летописи » направлен на создание учебной энциклопедии и на продвижение в российское образование новых технологий сетевых социальных сервисов. Одно из направлений развития проекта - создание региональных учебных площадок, использующих технологию «ВикиВики». Перечислим основные учебные «ВикиВики», действовавшие в России в мае 2007 г.:

■ саратовская «ВикиВики» - http:// wiki.saratov.fio.ru/ index.php/

■ хабаровская «ВикиВики» - http:// resource.ippk.ru/mediawiki/index.php

■ псковская «ВикиВики» - http:// wiki.pskovedu.ru/index.php/

■ нижегородская «АстроВики» -http:// www.nnspu.ru:8080/ wiki/index.php.

Каждая из них использует технологию для своих целей. Например, нижегородская «АстроВики » - для знакомства студентов с современными информационными технологиями и представления материалов по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения». Коллекция цифровых объектов содержит фотографии, связанные с историей нижегородского кружка любителей физики и астрономии, материалы презентаций, видео- и аудиофрагменты клекциям.

Современные сетевые средства открывают перед нами возможность постоянно практиковаться в классификации и, что самое главное, - наблюдать, как другие люди и группы людей классифицируют объекты, с которыми они работают в сети. Простые движения, которые они совершают, кирпичики знаний и метки, которыми они их выделяют, создают благоприятную среду для вовлечения студентов и школьников в поисковую и исследовательскую деятельность нового типа, когда учеба, поиск, написание текстов и классификация различных цифровых объектов, описание текста суть единая повседневная деятельность.

Единство процессов создания, поиска и хранения информационных кирпичиков все чаще можно наблюдать на страницах современных сайтов, использующих концепцию Веб 2.0. Текст страницы содержит не только прямые ссылки на другие документы, но и многообразие документов, находящихся рядом. Сегодня мы хотим, чтобы информационные агенты показывали нам не только те ссылки, о которых мы уже знаем, но и те, которые находятся в зоне нашего ближайшего возможного развития, куда другие люди, которым мы доверяем и которых

ONLINE EDUCA 73

считаем своими временными наставниками, уже проложили путь.

Изначально в системе «МедиаВики » устанавливались только прямые и обратные ссылки между статьями. По мере роста количества статей и участников для удобства классификации был разработан механизм категорий. Категории - это метки, тэги или ключевые слова, которыми мы помечаем материалы. Метки можно ставить на самые разные объекты - статьи, фотографии, рисунки, медиафайлы, шаблоны. Можно даже ставить метки-категории на другие метки. Благодаря механизму вложенных категорий весь гипертекст приобретает черты иерархической структуры. Например, мы можем выделить все статьи, которые относятся к определённой географической области, меткой «Хабаровский край» или статьи об объектах из определённой области знаний категорией «Информационные технологии».

Категории могут облегчить поиск парт-

В «МедиаВики » для того, чтобы пометить объект, нужно написать: «Категория: Имя_категории» и заключить это слово в две квадратные скобки. Например: [[Кате-гория:Определение]]. Метка-категория ставится в самом конце статьи. Статью, рисунок и аудиофайл можно помечать несколькими категориями. Например, аудио-рассказ директора школы в селе Выездное можно отнести к категории [[Категория:-Нижегородская область]], к категории [[Категория:Директор]] и ккатегории [[Ка-тегория:Аудиорассказ]]. Категории похожи на ярлычки, к которым уже привыкли пользователи «Живого Журнала» и «Флик-ра ». Существенным отличием категорий от ярлычков является то, что первые могут быть отнесены к категориям верхнего уровня. Самая высшая категория внутри «Летописи » - [[Категория:Всё]].

Мы можем представить категории, созданные внутри «МедиаВики », как облако и как дерево (рис. 1, 2).

неров - соавторов, которые живут с вами рядом или пишут на сходные темы. Желательно, чтобы каждая страница «Летописи» была внесена хотя бы в одну категорию. Это делается для облегчения поиска.

Участвуя в написании и редактировании коллективного гипертекста, студенты естественным образом осваивают важные навыки классификации. При этом они не просто знакомятся с уже принятыми формами

Безопасность

Библиотеки

Ве62.0

Всё

История Летопись

20№ 20_век 21_век g PS Ме1_"Обучение_дпя_будущего" web_2.o Архитектура Веб2.007 Великая_Отечественная_война Ветеран Визуализация Воды_мирового_океана Воронеж Боронежская_о6лэсть Время Гео-инфориационные_технопогии География Город Графвиз Графика Графический_пакет Деятельность Животные Знание Ивэновскэя_облэсть Игра ИграВикииания Изображения ИзсибражениягСимволика ИностранныЙ_ЯЗЬ1К Интернет Информатизация_сельской_школы Информатика ИифорызционныЕ_текнот)гил Иркутска я_о6ласгъ Искусство Исгорические_событ Карелия Коммуникация Конкурс Конкурс_Школьникам-исследователям Конференция Краеведение Краснов рскийкрай Купыура Лагерь

Летопись:Конкурс Летопись: Правила_и_руководства Летопись: Служебные Летопись:Справка Лингвистика Липецкая_область Литература Методика МбТОДОЛОГИЯ Модуль_педагогнческого_курса Москва Московскэя_о6ласть Музеи Музыка Мурмэнскэя_о6ласть Населенный_пу|- ikt Наука

Незавершенная_статья НИЖеГОрОДСКЭЯ_ОблаСТЬ НИЖНИЙ_НОВГОрОД Образование Об разоват е л ь н ы е_ в и к и-п роекты Обучение Определение отношения_ие*цу_людьии Педагогика ПврСОНЭЛИИ Поиск поисковая система Практическоеиспользование проекты Профессии Псковская_область Растения Расширен и я_М ед И а Би К и Регионы России РеЛИГИА Рецепты РОССИЯ

Саратовская_область Свердловская_о6ласть Сельская_школа Семинары Сеть Словарь Смотритель События Социальная_сеть Социальные_сервись

Социальный. СврВИС Средство Статъи_по_жанрам Страны ТСО Театр Техника Традиция Улицы Ульяновская_облэсть Уиикальное_явление Учебные_заведения УчебНЫЙ_ПрОвКГ Учитель Фотография Фотография: Конкурс ХабаровскиЙ_краЙ Ханты-Мансииский_авгономный_округ_-_Югра Цифровое_видео Человек Челя6инская_о6ласгь Шаблоны

Шаблонысгшсковгородов Школа ШКОЛЫ Школьная_музыкальная_группа Экология Язык_лрограммировани

Шаблоны: растения

Рис. 2. Облако категорий проекта «Летописи»

таксономии, но получают возможность увидеть и принять участие в создании совместной общественной классификации. Благодаря этому опыту преподаватели и студенты понимают, как в повседневной культуре через постоянную практику и повторение многочисленных мелких действий формируются не только единицы знаний, но и системы метасредств, позволяющие классифицировать объекты окружающей реальности. Существенно то, что авторы и классификаторы статей видят не только

локальные результаты своего труда, но и свой вклад в коллективные облака и деревья категорий.

Литература

1. Jackson J. Discovering the Vernacular Landscape, 1984.

2. Grossman L. Time's Person of the Year: You,

2006. - http:// www.time.com/ time/ magazine/ article/0,9171,1569514,00.html

3. Leuf B, Cunningham W. The Wiki Way: quick

collaboration on the Web. - Addison-Wesley, 2001.

С. ГРИГОРЬЕВ, профессор Институт содержания и методов обучения РАО

В. ГРИНШКУН, профессор Московский городской педагогический университет

B. КУЛАГИН, профессор ГНИИ ИТТ «Информика» А. СИГАЛОВ, доцент

C. -Петербургский филиал ГНИИ ИТТ «Информика»

В рамках приоритетного национального проекта «Образование » решается задача подключения к Интернету в 2006-2007 гг. более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. Полная реализация этого проекта сделает его информационные ресурсы доступными практически для каждого педагога и учащегося. При этом количество информаци-

Каталог

образовательных Интернет-ресурсов

онных материалов, опубликованных в Интернете и адресованных учителям и школьникам, неуклонно растет, и все более актуальной становится задача отбора наиболее эффективных образовательных электронных ресурсов сети и знакомство педагогов с ними.

Специалисты делают многое для решения этой задачи. Большая работа проведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.