онных образовательных технологий является не просто особо актуальной задачей, а благом. Опора на ИКТ позволяет решить проблему обеспечения конституционного права граждан на образование, сделать профессиональное обучение массовым и высококачественным (с.60-62).
В ближайшем будущем информация станет не только результатом труда подавляющего большинства населения нашей планеты, но и объектом этого труда, подчеркивали участники конференции. Иными словами, все сферы деловой активности людей будут во все большей степени связаны с использованием информации и научных знаний. А это означает и более высокий уровень интеллектуализации общества, достижение которого потребует радикальных изменений в системе образования.
Именно поэтому широкий резонанс получили выработанные в Современной гуманитарной академии рекомендации по ис-
пользованию ИКТ в образовании, включая акцент на индивидуально-вариативном его характере, расширении диапазона дидактических средств, повышении уровня автономности вузов в принятии решений. Соответствующий опыт свидетельствует: нужны технологические прорывы в сфере образования, обеспечиваемые законодательно, поддерживаемые финансово, одобряемые морально, - без оглядки на то, какой вуз, государственный или негосударственный, их осуществляет. И кто хорошо в этом плане работает - того и надо поощрять.
Риски введения описанных выше и ряда других новшеств в основном ложатся на негосударственные вузы. Это неудивительно: указанные вузы могут - и будут! - выживать, ориентируясь на новейшие формы обучения с опорой на ИКТ. Плодотворные результаты этих рисков усваиваются сегодня всей системой высшего образования.
A. МАСЛОВ, профессор Российский университет дружбы народов
B. ТЕН, профессор
Сургутский государственный университет
Выход обобщающего труда по истории восточной страны1- всегда событие, особенно в том случае, когда фундаментальные работы по истории Кореи уже давно не публиковались. А здесь предлагается новое прочтение, выдержанное в строго научном и вместе с тем увлекательном стиле изложения.
Над рецензируемой книгой, рекомендованной в качестве учебника для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «Международные отношения» и «Ре-гионоведение», работал коллектив известных специалистов МГИМО, МИД России,
1 История Кореи (Новое прочтение). - М.: МГИМО (У), РОССПЭН, 2003. - 430 с.
Новое прочтение истории Кореи
Дипломатической Академии МИД и МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством ректора МГИМО (У) члена-корреспондента РАН, профессора А.В. Торкунова: С.В. Волков, А.В. Ланьков, В.Ф. Ли, В.И.Денисов, В.П. Ткаченко, В.Е. Сухинин. Авторам удалось избежать искусственной «склеен-ности» различных частей учебника, нередко встречающейся в подобных коллективных работах. И хотя в каждой главе можно проследить авторство и творческий научный стиль конкретного ученого, учебник получился вполне гомогенным, логичным и одновременно без излишней псевдонаучной сухости.
Чаще всего многие книги, посвященные истории Кореи, как зарубежные, так и оте-
166
Высшее образование в России • № 3, 2005
чественные, строятся по традиционному «династийному» принципу, при котором смешиваются понятия «период развития цивилизации» и «период правления династии». Порой они действительно могут совпадать, но чаще всего это приводит к путанице при описании цивилизационных процессов, как эндогенных, так и экзогенных. Авторы «Истории Кореи» намеренно отходят от него, описывают именно корейскую цивилизацию.
В первом разделе учебника, имеющем название «Корея в древности и раннем средневековье», описывается длительный период от появления палеолитических культур на Корейском полуострове до конца эпохи объединенного государства Силла.
Во втором - «Корея в эпоху Корё» освещается история страны с Х в. до конца XIV в. На этот период приходятся становление и расцвет государства Корё, многочисленные военные походы, в том числе войны с чжур-чжэнями и киданями, попытки отражения монгольского вторжения в XIII в.
Достаточно обширный третий раздел -«Государство Чосон в XV-XVШ вв.» - посвящен эволюции сословного общества Кореи той эпохи, политическим спорам приверженцев неоконфуцианства и буддизма, а также событиям Имджинской войны с Японией и сопротивления маньчжурам. Авторы называют этот период внешнеполитическим добровольным «отшельничеством» Кореи, которое в дальнейшем привело к отставанию страны не только от западноевропейского, но и восточно-азиатского уровня.
В четвертом разделе «Корея в период расширения внешней экспансии (XIX - начало XX в.)» анализируется целый комплекс проблем, связанных с изменением геополитического вектора корейской культуры, окончанием периода самоизоляции и распространения внешней экспансии на территорию Кореи. Подчеркивается вынужденный характер отказа Кореи от политической самоизоляции и установления дипломатических отношений с рядом крупных
западных держав. Как следствие, это привело к ослаблению традиционного китайского сюзеренитета. Крайне интересен параграф об обострении борьбы между Россией и Японией за Корею.
В двух последующих разделах «Корея в колониальный период» и «Корея в условиях деколонизации и самостоятельного развития» проведен анализ сложного комплекса причин, обусловивших, в конечном счете, аннексию Кореи Японией в 1910 г. Касаясь деятельности Коминтерна в странах Дальнего Востока, авторы дают критический анализ левоэкстремистской линии, которую он навязывал лидерам освободительного и революционного движения в Корее. Они справедливо видят в этом одну из основных причин кризиса этого движения. Описан здесь и противоречивый период эволюции политической культуры Кореи, ее трансформации в рамках двух противостоящих друг другу государств ранее единой нации.
Учебник завершается взвешенными, объективными и одновременно по-научному тактичными размышлениями об отношениях обеих Корей, которые полны противоречий.
История Кореи предстает перед читателем рецензируемого учебника не только в виде обновленной трактовки факторов и событий, но и как «история в лицах». Читателю представлены политические портреты влиятельных, «восточных» по своей харизме личностей: Ли Сын Мана, Пак Чжон Хи, Ким Дэ Чжуна, Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и других.
Думается, книга бы выиграла, если бы была снабжена рядом справочных таблиц, что отвечало бы самой идее общедоступного учебника, например хронологической и сопоставительными таблицами. Полезен был бы сквозной индекс с именами исторических деятелей, событий и основных культурно-политических понятий истории Кореи. Это превратило бы издание в мощный инструмент подготовки студентов не только по хронологическому принципу
развития истории, но и по культурно-проблемному (например, «земельные отношения», «политические институты») и т.д. Вместе с этим оправданно желание авторов не превращать популярный и одновременно фундаментальный учебник в справочник.
Новое прочтение многовековой истории
Кореи будет интересно практически любому востоковеду и международнику. Рецензируемое издание - это не только учебник, а прежде всего мощный инструмент, дающий ключ к пониманию логики развития одной из интереснейших цивилизаций Восточной Азии, с которой Россия связана давними неразрывными узами.
Памяти товарища
После тяжелой и продолжительной болезни скончался видный специалист в области организации системы образования и образовательного права, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, капитан первого ранга Юрий Анатольевич Кудрявцев.
На протяжении последних десяти лет Ю.А. Кудрявцев уделял первостепенное внимание проблемам совершенствования законодательства об образовании, внес существенный вклад в его развитие. Российская Федерация является второй страной в мире, успешно осуществившей разработку теории и проектирование Общей части Кодекса РФ «Об образовании», и в этом немалая заслуга Юрия Анатольевича. Много сил и времени он уделял проектированию новелл Кодекса, анализу и редактированию материалов, подготовленных другими членами коллегии, организации общественной экспертизы проекта.
Вовлечение в дискуссию по вопросам образовательного права специалистов и научно-правовой общественности страны во многом стало возможным благодаря его подвижнической деятельности.
Ю.А. Кудрявцев был тактичным, скромным, креативно мыслящим и действующим, внимательным, чутким и вместе с тем требовательным человеком. Он пользовался большим авторитетом среди коллег по работе и членов авторского коллектива по разработке концепции и проекта Кодекса РФ «Об образовании ».
Светлая память о Юрии Анатольевиче навсегда сохранится в сердцах тех, кто знал его и работал вместе с ним.
Друзья, соратники, коллеги