Научная статья на тему 'Новое поколение российских предпринимателей: семейный аспект'

Новое поколение российских предпринимателей: семейный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / ПЕРЕДАЧА БИЗНЕСА / FAMILY BUSINESS / FAMILY BUSINESS ISSUES / TRANSFER OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салиенко Наталья Владимировна, Кочетков Юрий Владимирович

В статье рассмотрена проблема отсутствия понятийного аппарата, который позволил бы выделить семейный бизнес из общего количества российских предприятий. Также проанализированы данные опроса респондентов потенциальных преемников семейного бизнеса, а также собственников первого «поколения». Целями исследования было выделение из общего количества российских предприятий семейных компаний и изучение основных проблем таких компаний в России на основании опросов их представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW GENERATION OF RUSSIAN ENTREPRENEURS: FAMILY ASPECT

The article considers the problem of lack of conceptual apparatus that would provide the family business from the total number of Russian enterprises. Also the data from a survey of respondents, the potential successors of family businesses, as well as owners of the first generation is analyzed. The objectives of the study were the selection of the total number of Russian enterprises and family businesses to study the basic problems of such companies in Russia, based on interviews with their representatives.

Текст научной работы на тему «Новое поколение российских предпринимателей: семейный аспект»

УДК 334.72

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: СЕМЕЙНЫЙ АСПЕКТ

© Наталья Владимировна САЛИЕНКО

Московская Международная Высшая школа бизнеса «Мирбис», г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по науке, e-mail: vemo555@mail.ru © Юрий Владимирович КОЧЕТКОВ Московская Международная Высшая школа бизнеса «Мирбис», г. Москва, Российская Федерация, кафедра менеджмента, аспирант, e-mail: burmistr@burmistr.ru

В статье рассмотрена проблема отсутствия понятийного аппарата, который позволил бы выделить семейный бизнес из общего количества российских предприятий. Также проанализированы данные опроса респондентов - потенциальных преемников семейного бизнеса, а также собственников первого «поколения». Целями исследования было выделение из общего количества российских предприятий семейных компаний и изучение основных проблем таких компаний в России на основании опросов их представителей.

Ключевые слова: семейный бизнес; проблемы семейного бизнеса; передача бизнеса.

Современный российский бизнес достаточно молод - его история насчитывает немногим более 20 лет. Так, появление легального предпринимательства в России связано, в первую очередь, с принятием в 1986 г. закона СССР «О кооперации», который дал возможность заниматься бизнесом, но в очень ограниченных пределах. Впоследствии принятие в августе 1990 года постановления Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» разрешило создавать частные предприятия с использованием надомного труда. А в 1991 г. законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательская деятельность в России была окончательно легализована.

С этого момента количество зарегистрированных предприятий и предпринимателей стало расти с огромной скоростью. По состоянию на 1 марта 2012 г., по данным Федеральной налоговой службы РФ, в России за-

регистрировано 3 млн 850 тыс. 881 коммерческая организация, среди которых 3 млн 572 тыс. 464 (92,77 %) организации в форме обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и 180 тыс. 811 организаций (4,70 %) в форме закрытых и открытых акционерных обществ [1, с. 1].

Следует обратить внимание на тот факт, что согласно данным ФНС на 1 марта 2012 г. в России продолжают свою деятельность 782 тыс. 576 предприятий и организаций, основанных до 1 июля 2002 г., среди которых 610 тыс. 479 (78,01 %) - общества с ограниченной и дополнительной ответственностью и 99 тыс. 997 (12,78 %) - акционерные общества. Фактически - это предприятия, созданные первым поколением российских предпринимателей, история которых насчитывает от 10 лет и более.

Все вышеуказанные предприятия можно разделить на две группы.

Первая группа представлена крупными предприятиями, которые создавались еще во времена Советского Союза. Судьба этих предприятий сложна, однако они, за редким исключением, сохранились в течение 20 лет становления уже российской экономики, поменяв форму собственности из государственной в частную.

Вторая группа предприятий - предприятия малого и среднего бизнеса, созданные уже после распада Советского союза, когда в силу различных причин стало формироваться российское бизнес-сообщество. Те немногие предприятия, которые были созданы в начале зарождения российского бизнеса, работают и в настоящее время, достаточно успешны и пережили кризисные периоды 2000-х гг.

В обеих представленных выше группах можно найти предприятия, которые можно отнести к семейным. Следует, однако, определиться, какие критерии необходимо использовать для отнесения бизнеса к семейному.

В мировой практике на сегодняшний день не существует единой трактовки понятия «семейный бизнес», и в каждой стране критерии отнесения бизнеса к семейному сугубо индивидуальны.

Так, в зарубежных странах, где рыночная экономика имеет многовековую историю, фирма считается семейной, если члены одной семьи владеют более 25 % акций компании (Германия и США) или более 50 % акционерного капитала (страны Скандинавии). В Руководстве ШС по управлению семейными компаниями дается следующее определение: «под семейной компанией понимается компания, в которой большинство голосующих акций находится в руках семьи, контролирующей компанию, включая основателей, которые намереваются впоследствии передать бизнес своим преемникам» [2, с. 12].

Таким образом, можно сделать вывод, что основными условиями отнесения бизнеса к категории семейных в западных странах являются следующие:

1) контроль над бизнесом со стороны семьи;

2) намерения передавать созданный бизнес следующим поколениям.

В российских реалиях такой подход отнесения бизнеса к категории семейного также может применяться. Однако необходимо

исходить из того факта, что использование лишь одного критерия отнесения бизнеса к семейному в виде контроля над компанией, на наш взгляд, необоснованно расширит количество компаний, которые можно будет отнести к категории «семейных».

Наиболее оптимальным с точки зрения определения количества и, самое главное, структуры семейных компаний в России было бы использование группировки семейных компаний, предложенной Виталием Королевым - президентом Центра корпоративного развития Ассоциации независимых директоров, который разделяет компании на три группы [3, с. 24]:

1) семейные компании - компания, которой владеют супруги;

2) клановая компания - компания, во владении которой участвуют родственники, члены других семей, имеющих родственные связи с членами первой семьи (семья создателей бизнеса);

3) родовая компания - компания, в которой сегодняшними владельцами принято решение о передаче компании следующим поколениям владельцев.

В первую группу попадают т. н. «семейные» компании, которые по разным оценкам составляют до 70 % от общего количества зарегистрированных в России компаний. Данная статистика мало отличается от общемировой. Так, например, в Австралии к семейным компаниям относятся 70 % от общего количества компаний, в Нидерландах к семейным относятся 57 % компаний, в Италии - 75 %, 95 % - в Германии [4], в Испании - 75 %, а в США порядка 90 % всех фирм контролируется семьями [5].

В России не существует статистики по количеству «клановых компаний», однако, исходя из молодости российского бизнеса, можно предположить, что количество таких компаний достаточно невелико.

Особо хотелось бы остановиться на родовых компаниях, в которых текущими собственниками принято решение о передаче компании следующим поколениям собственников.

Данные исследования, проведенного

Н. Горчаковой [4], показывают, что среди респондентов, собственников семейного

бизнеса, идею наследования семейного бизнеса поддерживают почти половина опро-

шенных, пятая часть (21 %) не поддерживают идею наследования, и треть (33 %) не определились со своей точкой зрения по данному вопросу.

На основании данных исследований можно сделать вывод, что современные предприниматели скорее склонны поддерживать идею передачи семейного бизнеса следующему поколению собственников, тем самым трансформируя «семейную» компанию в «родовую». В результате, около 35 % от общего количества семейных компаний в России планируется передать новому поколению собственников.

Гораздо сложнее ситуация с потенциальными преемниками существующего в настоящий момент бизнеса. Около 90 % предпринимателей не имеют официального плана передачи бизнеса наследникам.

Авторами было проведено исследование в виде анкетирования, в котором приняло участие 178 человек. Опрос производился среди потенциальных наследников семейного бизнеса, обучающихся на старших курсах бакалавриата экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, студентов магистратуры и программы МВА Московской международной высшей школы бизнеса Мирбис, а также участников семейного бизнеса на Дне семейного предпринимателя (который проводился в рамках ежегодной недели предпринимательства Московской ассоциацией предпринимателей совместно с Ассоциацией семейного бизнеса России 16 мая 2012 г. в г. Москве).

Всего было проведено три этапа анкетирования потенциальных наследников и один этап анкетирования собственников семейных компаний, которые позволили выявить ключевые характеристики российского семейного бизнеса и дать прогноз относительно перспектив его развития.

62,6 % опрошенных респондентов указали, что в их семьях есть предприниматели (бизнесмены). При этом 88,1 % респондентов, в семье которых есть предприниматели (бизнесмены), уже принимают участие в бизнесе семьи. Данная статистика существенно выше показателей, приводимых в исследовании, проведенном в 2011 г. UBS / Campden Research [6, с. 10], согласно которому только 40 % опрошенных респондентов - российских предпринимателей ожидают, что их сы-

новья когда-нибудь примут участие в управлении бизнесом и 58 % не ожидают, что ближайшие члены их семьи когда-либо будут вовлечены в дела компании.

В результате наблюдается расхождение между ожиданиями первого поколения российских предпринимателей в отношении наследников собственного бизнеса и интересом к бизнесу со стороны второго поколения потенциальных владельцев семейного бизнеса.

Причина расхождений между данными двух исследований кроется в масштабах бизнеса, в которых задействованы опрошенные респонденты. Так, опрос, проводимый аналитиками UBS и Campden Research, затронул бизнесменов, личное состояние которых превышает 50 млн долл., а годовой оборот компаний - 100 млн долл.

Опрос, проведенный среди потенциальных наследников бизнеса, обучающихся в МГУ им. М. В. Ломоносова, а также в Московской международной высшей школы бизнеса Мирбис, затронул в большей степени респондентов, задействованных в компаниях малого и среднего бизнеса, оборот которых зачастую на порядок ниже 100 млн долл.

Опрос респондентов относительно проблем, наиболее насущных для семейного бизнеса, выявил точку зрения потенциальных наследников бизнеса и самих бизнесменов на проблемы семейного бизнеса в России.

Основная масса опрошенных (26,7 %) выделила в качестве основных проблем финансовую проблему семейного бизнеса и семейные (психологические) проблемы (24,7 %).

Проблемы отсутствия правового поля, регулирующего семейный бизнес, выделили 14 % респондентов.

Разрешение данных проблем, по мнению 23 % опрошенных, позволит сохранить бизнес и по мнению 77 % - позволит развить существующий семейный бизнес.

Самым неожиданным результатом исследования стал факт, что проблему нежелания детей продолжать бизнес родителей выделили лишь 10,67 % респондентов. Результат данного исследования показывает колоссальный разрыв между интересом к бизнесу потенциальных преемников крупного бизнеса и потенциальных преемников малого и среднего бизнеса в России.

Результаты исследования, проведенного авторами, показывают, что второе поколение российских предпринимателей фактически уже сформировано. Наследники лишь ожидают начала передачи им бизнеса родителями.

Как будет происходить процесс передачи бизнеса наследникам в России сказать сложно, т. к. такие факты в России пока единичны. Статистика западных стран удручающая. Согласно данным The Family Business Network, большинство семейных компаний имеют очень короткий срок деятельности после первой стадии - «стадии основателя», и что приблизительно 95 % от всех семейных компаний не «выживает» после третьей стадии, когда собственность переходит в руки третьего поколения [2, с. 11].

Данные Harvard Business Review показывают, что около 70 % семейных предприятий разоряются или продаются, не успев перейти ко второму поколению, и лишь 10 % остаются активными и достаются внукам [7].

Указанные выше данные основаны на анализе статистики по передаче семейного бизнеса в западных странах, где процессу передачи уделяется должное внимание как со стороны государства, так и со стороны большого количества исследователей и консультантов, т. к. постепенная гибель компании означает снижение ВВП страны в целом.

Российские же реалии таковы, что настоящие собственники бизнеса не готовы в настоящее время передавать свой бизнес наследникам, а зачастую и не знают, как это сделать.

Сложившиеся у российского бизнеса стереотипы о том, что передача бизнеса будущему поколению сводится к введению последнего в структуру управления компанией, полностью опровергаются практикой. Процесс трансформации компании в семейную, по своей сути аналогичен процессу создания системы корпоративного управления.

Все вышесказанное необходимо доносить до российского бизнес-сообщества путем проведения широкомасштабных исследований семейного бизнеса в России, подготовки на основании исследований аналитических обзоров, их опубликования с целью создания интереса как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны государства с тем, чтобы в дальнейшем применить полученные результаты для более глубинных ис-

следований, определения политики развития семейного бизнеса и, на этой основе, подготовки соответствующей системы рекомендаций по развитию семейного бизнеса и подготовки персонала семейных компаний.

Судьба российского семейного бизнеса в первом его «поколении» в руках самих владельцев бизнеса, государства и исследователей, которые, основываясь на серьезных исследованиях, должны помочь не совершать ошибок, через которые прошли семейные бизнесы западных стран.

Широкомасштабные исследования состояния дел в семейных компаниях и публикация результатов исследований в аналитических обзорах позволят не только выявить общие закономерности и тенденции в развитии семейного бизнеса, но и определить основные направления и фокус образовательных программ для его участников. При этом, учитывая нарастающие процессы глобализации, затрагивающие все сферы бизнеса, необходимым элементом является активное использование опыта передовых зарубежных стран, которое возможно включением в программы зарубежных стажировок по рассматриваемым направлениям в ведущие бизнес-школы, а также в семейные компании соответствующих отраслей деятельности. Необходимым условием является также более глубокое изучение зарубежного опыта с тем, чтобы использовать позитивные моменты и не допустить совершения ошибок, через которые прошли семейные бизнесы западных стран.

Необходимым, на наш взгляд, является поддержка этих процессов со стороны государства.

Основные рекомендации можно разделить на четыре группы. Первая относится к научному сообществу - продолжать исследовать особенности российских семейных компаний, как наиболее выдающегося и при этом наименее изученного явления современной российской бизнес-истории. Вторая группа рекомендаций - российским властям -предоставить ресурсную базу для проведения системных исследований российского семейного бизнеса. Третья группа - к российскому образовательному сообществу - разработать программы подготовки наследников и «повышения квалификации» собственников компаний. Наконец, последняя группа

рекомендаций относится к настоящим владельцам российских семейных компаний -определиться с долгосрочной перспективой существования и функционирования своего бизнеса и начать заниматься либо подготовкой наследников, либо разработкой стратегией выхода семьи из данного бизнеса.

1. Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.12.2011. иКЬ: http://www.nalog.ru/gosreg/ reg_ul/reg_ur_hc/1.html?c=&t=&m=51 |&у=50|4 8|49|50| (дата обращения 17.03.2012).

2. Руководство №С по управлению семейными компаниями иКЬ: www.fbn-i.org (дата обращения 17.03.2012).

3. Собственник и менеджер: строим эффективный бизнес / под ред. А.А. Филатова, К.А. Кравченко. М., 2008.

4. State of the Art der Forschung über Familienunternehmen. URL: http://www.wu.ac.at/ifu/network /ifudialog/vortraege/prof._wentges (дата обращения 17.03.2012).

5. Transferring Management in the Family-Owned Business. URL: http://hudson.sba.gov/idc/groups /public/documents/sba_homepage/serv_sbp_exit. pdf (дата обращения 17.03.2012).

6. UBS / Campden Research. Опрос российских предпринимателей - 2011. URL: http://www. rb.ru/dop_upload/file_2011-07-12_10.49.39_ubs _campden_russian_report_presentation_rus.pdf (дата обращения 14.03.2012).

7. Сток Дж., Фоули Г. Семейный бизнес: не дать промотать наследство // Harvard Business Review. 2012. Март. С. 19-21

Поступила в редакцию 10.04.2012 г.

UDC 334.72

NEW GENERATION OF RUSSIAN ENTREPRENEURS: FAMILY ASPECT

Natalya Vladimirovna SALIYENKO, Moscow International High School of Business “Mirbis”, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Pro-rector for Science, e-mail: verno555@mail.ru

Yuri Vladimirovich KOCHETKOV, Moscow International High School of Business “Mirbis”, Moscow, Russian Federation, Management Department, Post-graduate Student, e-mail: burmistr@burmistr.ru

The article considers the problem of lack of conceptual apparatus that would provide the family business from the total number of Russian enterprises. Also the data from a survey of respondents, the potential successors of family businesses, as well as owners of the first “generation” is analyzed. The objectives of the study were the selection of the total number of Russian enterprises and family businesses to study the basic problems of such companies in Russia, based on interviews with their representatives.

Key words: family business; family business issues; transfer of business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.