Научная статья на тему '«Новая женщина» Н. Г. Чернышевского: дискуссии вокруг романа'

«Новая женщина» Н. Г. Чернышевского: дискуссии вокруг романа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
924
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЖЕНЩИНА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ЭМАНСИПАЦИЯ / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ФЕМИНИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жажская А.С.

Экспериментальная книга Н. Г. Чернышевского с ее необычной героиней ознаменовала рождение новых художественных и теоретических практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Новая женщина» Н. Г. Чернышевского: дискуссии вокруг романа»

№ 4 (29), 2008

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

6. Зонтаг А. П. Фединька // Повести и сказки для детей Анны Зонтаг, издательницы повестей для детей первого и второго возрастов. Ч. 2. СПб., 1833. С. 1-181.

7. Зонтаг А. П. Разговоры отца с детьми // Гостинец. Альманах в подарок молодым читателям «Москвитянина». М.. 1850. С. 97-111.

8. Зонтаг А. П. Детский театр, или Собрание детских комедий. М., 1879.

9. Зонтаг А. П. Священная история для детей, выбранная из Ветхого и Нового завета Анною Зонтаг. Ч. 1-2. СПб., 1837.

10. Москвитянин. 1842. № 3. С. 182.

0. V. KIRIANOVA. THE PHENOMENON OF THE «WOMAN-WRITER FOR CHILDREN»: A. P. ZONTAG (YUSHKOVA) - PERSONALITY AND LITERATURE WORK

The gist of this phenomenon is mother's self-expression in creative work, this is self-expression «moral mother», who forms christian and moral world of children, to whom she addresses her word, made under the law of children's literature.

Key words: phenomenon of woman-writer for children, maternity, family upbringing, children's Christian literature.

А. С.ЖАЖСКАЯ

«НОВАЯ ЖЕНЩИНА» Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО: ДИСКУССИИ ВОКРУГ РОМАНА

Экспериментальная книга Н. Г. Чернышевского с ее необычной героиней ознаменовала рождение новых художественных и теоретических практик.

Ключевые слова: новая женщина, общественный идеал, эмансипация, женский вопрос, феминизм.

В русской критике XIX столетия со времен Белинского много говорилось о знаменитом «женском вопросе», т. е. о вечной проблеме эмансипации женщины, ее освобождении от гнета общества и семьи. В статьях Добролюбова, Писарева, Чернышевского этот разговор неизбежно приводил к известной теме «русский человек на рандеву». Так критика исследовала социальные проблемы, отражавшиеся в художественной литературе, которая давала богатый материал для рассуждений и полемики. Но существовало и опосредованное влияние литературного творчества (прежде всего, художественной прозы) на реальную русскую жизнь той переходной эпохи, о которой А. П. Чехов сказал: «За новыми формами в литературе всегда следуют новые формы жизни (предвестники), и потому они бывают так противны консервативному человеческому духу» (1).

Примером такого воздействия художественной прозы на современников служит знаменитый роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», значение которого для русской общественной жизни весьма велико, поскольку период второй половины XIX - начала XX века прошел под знаком этого произведения. Особо важен роман о рождении «новой женщины» для понимания истории «женского вопроса» в России.

В автобиографическом романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», отразившем эпоху и демократическую среду, говорится, что портрет Чернышевского был почти в каждой квартире его тогдашних знакомых, а любовные и семейные отношения часто строились по сюжету знаменитого романа.

Этот роман писателя-демократа и на грани веков оставался «откровением и знаменем для рус-

ской молодежи» (П. Кропоткин). Особенно популярен он был у женщин, ибо, как верно заметил Писарев, «в отношения между мужчиной и женщиной проникла та же мертвящая казенщина, которая обуяла остальные проявления нашей частной и общественной жизни» (2).

И все же новая историческая эпоха многое изменила в русской жизни, общественной психологии и философии. Иным становилось само образованное общество: оно стремительно усложнялось, разветвляясь на социальные слои и группы, и теперь состояло не только из героев Чернышевского, Тургенева, Льва Толстого и Гончарова; их окружили и сильно потеснили многочисленные персонажи чеховской прозы. В обществе и литературе рождались новые силы и идеалы, наступил кризис и для передовой общественности. О настроениях той поры В. И. Немирович-Данченко вспоминал: «Надоели общие места, избитые слова, надоели штампованные мысли, куцая идейность. И противно было, что часто за этими ярлыками "светлая личность", "борец за свободу" прятались бездарность, хитрец» (3). Д. С. Мережковский и А. Л. Волынский начали «поход декадентов» против передовых идей 1860-х годов. Беспощадным критиком идейного и литературного наследия Чернышевского стал В. В. Розанов, чрезвычайно чувствительный к двойственной судьбе наследия этого периода и «вечным» проблемам пола и семьи. Зародился русский декаданс с его принципиальной «антиобщественной» тенденцией и «новым» отношением к женщине как торжествующей самке.

Буржуазно-либеральная беллетристика в лице П. Боборыкина, И. Потапенко, К. Баранцевича и им подобных заговорила о проблеме пола, ей

gg "Культурная жизнь Юга России" №4 (29), 2008

вторили ставшие к тому времени общими местами идеи Шопенгауэра, Макса Нордау, Ницше, Ламброзо и «смелые» выводы позитивистской науки. Созданная на рубеже 1890-х годов «Крейцерова соната» Льва Толстого отразила нараставший накал страстей вокруг «женского вопроса». А Лесков в «Даме и фефеле» (1894) уже полемически подводил некоторые итоги споров.

И все же книга Чернышевского не утратила своего влияния на литературу и общество. Вере Павловне продолжали подражать, число «новых женщин» не убавлялось, и поэтому даже отрицательно относившаяся к таким героиням консервативная литература вынуждена была их описывать.

П. Н. Островский, брат великого драматурга, писал Чехову: «За эти годы совершилось многое: изменился весь прежний строй общества, разложились окончательно прежние сословия с их крепкой типовой жизнью, увеличился чуть не вдесятеро личный состав среднего общества, народился интеллигентный пролетариат, люди иначе, не по-прежнему чувствуют жизнь» (4).

Можно вспомнить имевшую шумный успех у читательниц повесть модного беллетриста Н. Д. Боборыкина «С убийцей». Героиня ее, Авдотья Петровна, энергичная, образованная, готовая к самопожертвованию, умело борется за свою любовь, ей безразлично мнение общества. Однако автор совершает здесь характерную для тогдашней беллетристики подмену - женщина борется уже не за пресловутое «общее дело», не за высокие идеалы служения народу, а за свою любовь и личную независимость от общества, живет только для любимого человека, доведенного муками совести до безумия и самоубийства. Для этого и нужны героине Боборыкина незаурядные черты натуры, позаимствованные у «новых женщин». Здесь достоинства героинь Чернышевского начинают служить индивидуализму, порождая тип бестрепетной буржуазки. Тема, столь высоко поставленная в романе «Что делать?», снижена модным беллетристом.

И. Потапенко выбрал для своего рассказа-очер-ка «Клавдия Михайловна» героиню, характерную для того времени, - женщину-врача. Она энергична, умна, знает врачебное искусство и стремится облегчить страдания пациентов. Автор, впрочем, больше занят ее романом с коллегой Стратановым, в котором незаурядный женский характер раскрывается до конца. Мужчина не имеет права посягать на независимость женщины, любовь должна быть свободна от каких-либо взаимных обязательств - вот убеждение Клавдии Михайловны,

разделявшееся многими «новыми женщинами». Это уже корни нарождающегося в просвещенном мире феминизма, трактующего любовь мужчины к женщине как эгоистичную жажду сексуальной эксплуатации и господства над ней. Последняя в таких условиях относится к мужчине потребительски.

Известный беллетрист и газетный фельетонист А. В. Амфитеатров попытался показать в романе-хронике «Восьмидесятники» русскую передовую интеллигенцию той эпохи, в том числе «новых женщин». Автор утверждал, что наивная «писа-ревщина» и «стриженые девицы правоверного нигилизма» ушли в прошлое. Женщины захотели отдохнуть от «общественности» и снять «сбрую» социально-утилитарных идей. Для этого романа характерны нотки грусти и тоски по безвозвратно ушедшим временам высоких общественных идеалов и героическим борцам за свободу. Новые времена, по мнению А. Амфитеатрова, породили иные проблемы и человеческие типы, в том числе и других женщин, поэтому под историей Веры Павловны пора подвести черту и в русской жизни, и в художественной прозе.

«Новые» женщины не вняли урокам, погнавшись за внешними привлекательными формами, этикетками и знаками отличия. Потому после Чехова возникли другие, куда более резкие оценки романа и героинь Чернышевского, породившие роман В. Набокова «Дар» с «вживленной» в него блестящей, злой критической статьей об авторе «Что делать?».

Наблюдая сегодня бесконечные споры о месте и назначении женщины в нашем обществе, очередной неизбежный расцвет феминизма, мы понимаем, что проблемы, столь четко обозначенные революционным мечтателем Чернышевским, отраженные многими русскими прозаиками и трезво обдуманные суровым реалистом Чеховым, отнюдь не ушли в прошлое. И для того чтобы увидеть всю их актуальность, надо знать судьбу идей писателя в их исторической динамике, в самодвижении русской художественной прозы, ее истории и поэтики.

Литература

1. ЧеховМ. П. Вокруг Чехова. Воспоминания. М., 1981. С. 49.

2. Писарев Д. И. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. М., 1955. С. 17.

3. А. П. Чехов в воспоминаниях современников / сост. И. Незнанский. М., 1986. С. 280.

4. Записки отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Вып. 8. М., 1941. С. 52.

A. S. ZHAZHSKAYA. «NEW WOMAN» BY N. G. CHERNYSHEVSKIY: DISCUSSION ABOUT THE NOVEL

Experimental book by N. Chernyshevskiy with its extraordinary heroine meant birth of new artistic and theoretical practice.

Key words: new woman, social ideal, emancipation, womanish question, feminism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.