Научная статья на тему 'Новая парадигма лидерства в высшем образовании'

Новая парадигма лидерства в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER EDUCATION / LEADERSHIP PARADIGMS / LEADERSHIP AGENTS AND RECIPIENTS / TEACHING-CENTERED UNIVERSITIES / ACADEMIC RESEARCH ACTIVITY / ТРАНСФОРМАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ / АГЕНТЫ И ПОЛУЧАТЕЛИ ЛИДЕРСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогаш М.А., Мельничук М.В.

В настоящее время знания считаются движущей силой социально-экономического роста. В основе концепции экономики, основанной на знаниях, лежит растущая роль информации, технологий и образования при достижении наивысшей экономической эффективности. Таким образом, на протяжении последних десятилетий лидерство в области высшего образования представляет особый интерес для современных исследователей сферы управления. Поскольку знания оказывают все большее влияние на общество, высшие учебные заведения стремятся к трансформации за счет новых парадигм лидерства, опираясь на обучение, преподавание и различные исследовательские проекты в научных кругах. В данной статье основное внимание уделяется необходимости изменения парадигмы лидерства: инициативы наиболее эффективны, если они реализуются в организации не «сверху вниз», а «снизу вверх». Подчеркивается принципиальная роль преподавателей высших учебных заведений в процессе трансформации фундаментальных знаний в практические знания и далее в процессе применения их для создания новых знаний и предлагается новый взгляд на инициацию трансформации лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP CHANGE IN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

Due to the increased influence of knowledge on society higher educational universities seek to transform through new leadership paradigms drawing on the learning, teaching and research undertakings across all segments of academic communities. The paper concentrates on the necessity to shift the leadership focus from top-down to down-to-top propagation of leadership initiatives. The authors give weight to educational agents for leadership impact and emphasize university teachers’ capacity to transform fundamental knowledge into practical knowledge and then apply it to create new knowledge. The authors provide empirical insights into the ways of enhancing research activity through leadership transformations in the Financial University under the Government of the Russian Federation. The paper suggests a new perspective on change leadership initiation and invites further research on its tangible embodiment.

Текст научной работы на тему «Новая парадигма лидерства в высшем образовании»

Вопросы подготовки будущего социального педагога к профориентации школьников отражены в плане работы кафедры, факультета; в годовых планах университета этой проблеме отводится одно из важных мест В кабинете социальной педагогики факультета и университетской библиотеки оформлены картотеки литературы, видео- и аудио- фонды, которые позволяют студентам лучше подготовиться к оказанию помощи учащимся в правильном выборе профессии.

Итоги практики обсуждаются на заседаниях кафедр, советах факультета социальной педагогики и психологии. Недостатки в подготовке студентов, выявленные в ходе практики, учитываются при составлении годовых и перспективных планов работы, в курсах методик специальных предметов. В результате целенаправленного использования возможностей предметов психолого-педагогического цикла, частных методик, специальных и общественных дисциплин, а также спецкурсов, педпрактики, организации студенческих научных исследований имеется значительное улучшение подготовки студентов к осуществлению профо-риентационной работы с учащимися. Система даёт положительные результаты в подготовке специалистов, выпускники факультета получают теоретическую и практическую подготовку к работе в сельской школе, а также определенные практические навыки.

Студентов учат анализировать опыт работы сельских школ, чему способствует написание курсовых работ на психолого-педагогические и методические темы. Некоторые виды документации, представляемой практикантами, заменяются рефератами или разработкой творческого характера по актуальному вопросу школьной методики. На итоговых конференциях студенты выступают с рефератами на методические темы о работе классного руководителя в условиях сельской школы, об общественной и краеведческой работе на селе. На конференции приглашаются студенты младших курсов.

Также наша педагогическая практика позволила внедрить во внеучебную деятельность студенческую проблемную группу инновационного направления -«Арт-терапия. Сказкотерапия в системе образования». Научным направлением деятельности СПГ является повышение эффективности работы психологов и социальных педагогов в учреждениях образования .Формами работы являются заседания СПГ (тематические / проблемные); выездные заседания; подготовка

Библиографический список

студентов к участию в видео-конференциях и конкурсах; подготовка научных статей студентов к публикациям. Для развития умения работать в команде применялись деловые игры, кейс-методы, дискуссии, тренинги, квест-методы и т. д.

Проблемная группа предполагает использование межпредметных связей: «Возрастная психология», «Общая психология», «Психолого-педагогический практикум» и целью группы является ознакомление студентов с подходами в области терапии искусством, раскрытие общих закономерностей, принципов, приёмов и методов работы со сказкой как средством коррекционно-развивающего взаимодействия.

Задачи группы:

- формирование представления об арт-терапии как методе работы;

- усвоение основных категорий и понятий сказкотерапии;

- освоение специфических методов сказкотерапии, направленных на установление:

1) позитивных взаимоотношений, развитие аналитической связи;

2) контактов и взаимоотношений в группе;

3) тесного контакта с родителями воспитанников в различных формах;

4) развитие творчества студентов.

Направления работы: «Введение в теорию арт-терапии, сказкотерапии, история развития», «Классификация видов сказок», «Приёмы и возможности работы со сказками», «Приём «Сочини сказку»», «Психологический анализ сказок», «Решение сказочных задач», «Разработка и защита сказкотерапевтических программ» и др.

Выводы

В заключении необходимо отметить, что опрос руководителей школ, в которых работают выпускники факультета, изучившие психолого-педагогические основы профориентации учащихся, а также опрос самих учителей подтвердили наше предположение о значительной эффективности избранных путей подготовки будущих социальных педагогов по оказанию действенной помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. Результатом работы является то, что треть выпускников факультета ежегодно устраиваются на работу в сельские школы.

1. Агарагимова В.К., Даудова Д.М., Маматханов А.К. Познавательная мотивация как основа познавательной деятельности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2019; 6 (73).

2. Зеер Э.Ф. Психология самоопределения в ранней юности. Москва: МПСИ, 2008.

3. Качалов Д.В. Формирование культуры самообразования студентов посредством рефлексивно-аналитического практикума. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 20 - 22.

4. Абрамова Н.А. Формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности у бакалавров дефектологического профиля в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 29 - 32.

5. Ищенко Т.Н., Акимова М.О., Бардаков А.В., Вчерашняя О.Э. Социальное проектирование как средство развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 153 - 155.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. Москва: Академия, 2006.

7. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. Москва, 2002.

8. Соломин И.Л., Бендюков М.А. Ступени карьеры. Азбука профориентации. Москва: Речь, 2006.

9. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

10. Умариева С.З., Рагимханова Л.К., Агарагимова В.К. Понимание учащихся студентами-практикантами как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2019; 3 (76).

11. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Москва: Речь, 2007. References

1. Agaragimova V.K., Daudova D.M., Mamathanov A.K. Poznavatel'naya motivaciya kak osnova poznavatel'noj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 6 (73).

2. Zeer 'E.F. Psihologiya samoopredeleniya vrannejyunosti. Moskva: MPSI, 2008.

3. Kachalov D.V. Formirovanie kul'tury samoobrazovaniya studentov posredstvom refleksivno-analiticheskogo praktikuma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 20 - 22.

4. Abramova N.A. Formirovanie motivacii k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti u bakalavrov defektologicheskogo profilya v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 29 - 32.

5. Ischenko T.N., Akimova M.O., Bardakov A.V., Vcherashnyaya O.'E. Social'noe proektirovanie kak sredstvo razvitiya lichnosti obuchayuschihsya v obrazovatel'nom processe vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 153 - 155.

6. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Proforientaciya. Moskva: Akademiya, 2006.

7. Pryazhnikov N.S. Metody akíivizacii lichnogo iprofessional'nogo samoopredeleniya. Moskva, 2002.

8. Solomin I.L., Bendyukov M.A. Stupeni kar'ery. Azbuka proforientacii. Moskva: Rech', 2006.

9. Stolyarenko L.D. Psihodiagnostika i proforientaciya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Rostov-na-Donu, Feniks, 2005.

10. Umarieva S.Z., Ragimhanova L.K., Agaragimova V.K. Ponimanie uchaschihsya studentami-praktikantami kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 3 (76).

11. Shevchenko M.F. Trening «Proforientaciya dlya starsheklassnikov». Moskva: Rech', 2007.

Статья поступила в редакцию 08.08.19

УДК 378.1

Belogash M.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: MABelogash@fa.ru Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: mvmelnichuk@fa.ru

LEADERSHIP CHANGE IN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS. Due to the increased influence of knowledge on society higher educational universities seek to transform through new leadership paradigms drawing on the learning, teaching and research undertakings across all segments of academic communities. The paper concentrates on the necessity to shift the leadership focus from top-down to down-to-top propagation of leadership initiatives. The authors give weight to educational agents for leadership impact and emphasize university teachers' capacity to transform fundamental knowledge into practical knowledge and then apply

it to create new knowledge. The authors provide empirical insights into the ways of enhancing research activity through leadership transformations in the Financial University under the Government of the Russian Federation. The paper suggests a new perspective on change leadership initiation and invites further research on its tangible embodiment.

Key words: higher education, leadership paradigms, leadership agents and recipients, teaching-centered universities, academic research activity.

М.А. Белогаш, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: MABelogash@fa.ru

М.В. Мельничук, д-р экон. наук, канд. пед. наук, проф., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: mvmelnichuk@fa.ru

НОВАЯ ПАРАДИГМА ЛИДЕРСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время знания считаются движущей силой социально-экономического роста. В основе концепции экономики, основанной на знаниях, лежит растущая роль информации, технологий и образования при достижении наивысшей экономической эффективности. Таким образом, на протяжении последних десятилетий лидерство в области высшего образования представляет особый интерес для современных исследователей сферы управления. Поскольку знания оказывают все большее влияние на общество, высшие учебные заведения стремятся к трансформации за счет новых парадигм лидерства, опираясь на обучение, преподавание и различные исследовательские проекты в научных кругах. В данной статье основное внимание уделяется необходимости изменения парадигмы лидерства: инициативы наиболее эффективны, если они реализуются в организации не «сверху вниз», а «снизу вверх». Подчеркивается принципиальная роль преподавателей высших учебных заведений в процессе трансформации фундаментальных знаний в практические знания и далее в процессе применения их для создания новых знаний и предлагается новый взгляд на инициацию трансформации лидерства.

Ключевые слова: трансформационное лидерство, высшее образование, подходы к лидерству, агенты и получатели лидерства, образовательно-исследовательская деятельность.

Введение

В XXI веке общество, и высшие учебные заведения в том числе, существуют в быстро меняющейся среде, в которой параллельно возникают как проблемы, так и новые возможности. Как общество, так и институты высшего образования стремятся к глобализации и становятся более демократичными. Экономическая важность знаний растет вследствие того, что знания стали основным фактором, дающим странам сравнительное преимущество, а также способствующим их развитию и либерализации процессов во всем мире. Для университетов жизненно необходимо использовать новые возможности и раскрывать их инновационный потенциал для создания новых социально-экономических, политических, и культурных стандартов [1].

Университет может выполнять функцию двигателя социально-экономического прогресса, только если он в состоянии реагировать на смену приоритетов и справляться с вызовами. Высшие учебные заведения, в этой ситуации вынуждены меняться [2; 3], так как самой важной потребностью становится потребность в трансформации. Но изменения бросают вызовы; моделируя понятие современной организации, ряд исследователей определили источник существующих вызовов. Сегодня университетам совсем не просто найти компромисс между сохранением статуса-кво и инновационными изменениями [4]. Социально-экономические проблемы растут на фоне глобализации экономики, усиливается борьба за лучших студентов, коммуникационные и информационные технологии развиваются необыкновенно быстрыми темпами [5]. Перед современными вузами стоит выбор: либо предлагать обществу легко приспосабливающийся социально-экономический продукт, пригодный для нынешней экономической реальности и удовлетворяющий её текущим потребностям, либо увеличивать ценность интеллектуального ресурса нации, становясь наиболее эффективной трансформационной силой в обществе, способствующей его социально-экономическому процветанию. Выбор очевиден: высшие учебные заведения должны признать, что им суждено быть лидерами трансформаций, поскольку они могут направлять развитие общества и развиваются сами в ответ на социальные изменения [1].

Основное содержание статьи

В связи с вышесказанным, российские университеты должны тщательнее, чем когда-либо ранее, переосмыслить понятие лидерства в образовании, поскольку это - самая эффективная движущая сила перемен. Для отечественных университетов крайне важно иметь опытных и жизнеспособных лидеров, умеющих выполнять работу по трансформации общества, потому что никакие инновации не происходят сами по себе, и для любого изменения нужен лидер.

Неудивительно, что в настоящее время лидерство стало одной из наиболее быстро развивающихся областей науки, и в настоящее время особенно интересно исследование лидерства в области образования. Мы полагаем, что данное явление наиболее эффективно можно изучить с мультидисциплинарной точки зрения, опираясь на психологию, социологию, педагогику, теорию менеджмента и теорию сложных систем; такой подход раскрывает феномен управления в области образования для нового переосмысления.

Один из широко известных современных авторов теории лидерства, Джон П. Коттер, формулирует свой взгляд на успешную трансформацию организаций. Его основной тезис заключается в том, что быстро растет потребность в организационных изменениях. По его мнению, используемые в настоящее время управленческие методы комплексного управления качеством (TQM), реструктуризации, реинжиниринга, и т. д. далеки от ожиданий, потому что они не учитывают человеческое поведение [6; 7].

Одним из ценных решений, предложенных этим исследователем, являются две согласованно функционирующие системы. Традиционные структуры и организационные процессы дополняются операционной системой, сфокусированной на стратегии, которая использует сложную, быстро реагирующую, сетевую

структуру и набор новых рабочих процессов, с помощью которого проводят постоянную оценку внутренней и внешней эффективности бизнеса и принимают креативные меры в ответ на вызовы деловой среды. Принципы, лежащие в основе двойной операционной системы, включают использование широко распространённых агентов перемен, которые не являются традиционным исполнительным руководством, а также большую опору на лидерство, а не на традиционное управление [7]. Особое внимание уделяется обеспечению непрерывных потоков данных и взаимодействию между этими двумя системами. Взаимодействие этих систем даст уникальную адаптируемую и трансформируемую стратегическую сеть. Концепция 'двойной операционной системы' Джона П. Коттера может быть очень полезной для пересмотра существующих традиционных иерархических порядков управления в российских университетах. Это поможет смягчить любые последствия «менеджеризма», продвигать демократические ценности и способствовать переходу университетов от закостенелой административно-командной системы к гибкому и быстрому взаимодействию с разными агентами перемен.

Говоря об успехах и неудачах в управлении трансформациями, Бернард Бернс, Университет Манчестера, и Филип Джексон, Ливерпульский Университет, говорят, что существует большой разрыв между интересами, которые лежат в основе любых изменений в организации, и интересами сотрудников, которые обязаны воплотить эти изменения в жизнь [8]. Фиона Граец, Университет Ла Троба, и Аарон Смит, Мельбурнский королевский технологический университет ^М1Т), выступают против линейного понятия организационных изменений и приводят доводы в пользу многопарадигматического подхода к изменениям [9]. Это может стать прогрессивным обоснованием для управления трансформациями, осуществляемыми в российских университетах.

Ещё один аргумент в пользу трансформации лидерства в области высшего образования выдвинут исследователями из Мельбурнского Королевского технологического университета. Авторы четко формулируют свою обеспокоенность по поводу того, что современное управление в области высшего образования сузилось до оценки каждого образовательного учреждения по ключевым показателям эффективности (КР1), таких как количество научных работ на факультете, количество цитат в научных работах, результаты обучения и учебной деятельности и общественное мнение [10]. Они утверждают, что подходы к управлению в высшем образовании обычно остаются сфокусированными на лидерстве, а профессиональные навыки лидеров оцениваются с помощью информационных технологий. Сегодня, по их мнению, самые насущные проблемы в области высшего образования сосредоточены вокруг развития лидерских навыков, не относящихся к компетенции позиционных лидеров [10]. Кроме того, авторы предполагают, что ожидаемые достижения лидеров в современных университетах должны быть не только закреплены в виде увеличенных КР1, но и обеспечивать появление эффективных преемников, которые позволят сфере высшего образования развиваться и идти в ногу со временем.

Ученые из Университета Аотеароа делают обзор лидерских моделей в среднем административном звене. Они обращают внимание на трудности, с которыми приходится сталкиваться лидерам среднего звена, когда они должны выполнять требования своего руководства и соответствовать ожиданиям своих подчиненных, т. е. как бы оказываются между молотом и наковальней. Лидеры среднего звена находятся в особенно сложной ситуации, так как должны взаимодействовать с профессионалами на руководящих и не руководящих должностях, общаться со школами и департаментами, поддерживать баланс между исследовательской работой, преподаванием и учебными результатами факультета, преодолевая барьеры, возникающие из-за проблем в коммуникации между этими иерархиями [11].

Кармен Кэрилло, Международный Университет Каталонии, подчёркивает гендерные проблемы в парадигмах лидерства в университетах. Автор в своем

исследовании рассматривает тему лидерства женщин и утверждает, что продвижение женщин на руководящие должности является одним из основных факторов для дальнейшей трансформации в высших учебных заведениях [12].

Исследователи из Университета Гента изучают внедрение информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях и наглядно демонстрируют, насколько сложным является лидерство в сфере ИКТ в контексте высшего образования по сравнению с делегированием руководящих ролей. Кроме того, учитывая экспоненциальный рост вычислительных мощностей и баз данных, лидерство в сфере ИКТ обеспечивает мощный инструментарий для сравнительного анализа успеваемости [13], который позволяет университетам меняться в соответствии с требованиями времени и приспосабливать свою образовательную среду к новым достижениям ИКТ.

Проведя тщательный обзор и анализ литературы, посвященной трансформационному лидерству и участникам трансформационных процессов в высшем образовании, мы пытались понять, какой потенциал трансформационного лидерства имеют участники образовательного процесса в высших учебных заведениях, а также определить взаимосвязь между лидерскими устремлениями агентов трансформаций и научно-исследовательской деятельностью студентов.

Учитывая, что, как правило, преподаватели - это личности с критическим мышлением, бескомпромиссным и принципиальным подходом, будет полезно изучить, какой потенциал лидера трансформаций имеют ведомые личности. Мы считаем, что самый прямой и быстрый способ трансформации образовательной деятельности университета для развития научно-исследовательской деятельности состоит в том, чтобы переориентировать основную силу - педагогическую деятельность - таким образом, чтобы заложить новую почву для повышения функциональности преподавателей вузов.

Исходя из этого, мы изучили мнение студентов о ценности результатов учебной деятельности, чтобы определить потенциал трансформации в интерактивной образовательной среде, сформированной преподавателями ESP (Английский язык для специальных целей), как средство самомотивации для самостоятельной и управляемой научно-исследовательской деятельности. Анкета, предлагаемая студентам второго года обучения Факультета финансовых рынков, была разработана таким образом, чтобы понять мнение студентов о модуле ESP и то, какие навыки критического мышления и исследования они приобрели за время курса (см. табл. 1).

ны признать, что существует дисгармония между нынешним положением организации и её идеальным состоянием [14].

С точки зрения академической открытости к переменам, мы считаем, что преподаватели университета являются идейными лидерами, задают тенденции, и вместе со студентами создают интерактивную среду обучения. Они создают реальные практические примеры и инициируют интересные исследования, чтобы соответствовать текущим приоритетам и предпочтениям университета. Успешными становятся те, кто способен к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Учитывая тот факт, что задача лидера - перевести своих последователей из текущего состояния на более высокий уровень развития [15], мы считаем, что преподаватели вузов - это наиболее компетентные лидеры в области образования благодаря их умению мотивировать и вовлекать других в познавательную и исследовательскую деятельность. Самооценка навыков студентов показала, что из всех студентов бакалавриата второго курса на Факультете финансовых рынков, приблизительно три четверти обладают сильными или хорошими навыками критического мышления и исследования на иностранном языке. Кроме того, студенты демонстрируют умение анализировать и синтезировать информацию, что является основной задачей исследования. Преподаватели умело направляют студентов в процессе обучения, вовлекают их в проектные группы и помогают проводить самостоятельные исследования, а студенты взаимодействуют с преподавателями и друг с другом, создают рабочие и исследовательские группы, каждая из которых формирует свои образовательные 'микрокультуры', включающие и коллективное взаимодействие, и лидерство.

Выводы

Таким образом, мы пришли к заключению, что современное преобразование общества и его институтов, вызванное экспоненциальным ростом данных и информационных технологий, и, следовательно, глобальной трансформацией, активирует силы, способствующие трансформациям и всеобщему прогрессу. Сфера образования находится на острие атаки социально-экономического развития. Перед лидерами в сфере высшего образования стоит вызов - стать лидерами перемен, а не цепляться за великолепие успехов прошлого и авторитарную систему управления, которая работала по направлению «сверху - вниз». Преподаватели университетов, являясь самыми быстро реагирующими участниками процесса управления, а также получателями этого процесса, берут эстафету лидерства, поскольку они создают интерак-

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов

Навыки исследования Сильные навыки Достаточно хорошие навыки Нет навыков Не знаю

Самостоятельное использование справочных материалов 78% 22% - -

Самостоятельная оптимальная подборка литературы для изучения 48% 52% - -

Составление рефератов изученной литературы самостоятельно и под руководством 11% 65% 20% 4%

Самостоятельное краткое изложение содержания и составление выводов изученной литературы 56% 31% 9% 4%

Самостоятельное изложение своего мнения и написание аргументативных эссе 22% 54% 20% 4%

Выборка основного содержания изученной литературы самостоятельно и под руководством 39% 46% 15% -

Формулировка постановки задачи самостоятельно и под руководством 52% 42% 6% -

Формулировка аргументов и тезисов 50% 43% 3% 4%

Формулировка выводов и/или поиск доказательств в поддержку сделанных обобщений 48% 52% - -

Разбивка информации на составные части и выявление мотивов или побуждающих причин 32% 44% 20% 4%

Творческое или разнообразное применение прошлых знаний и навыков, приобретенных на курсе ESP, для подготовки презентаций и отчетов на различные финансовые исследовательские темы 22% 54% 20% 4%

Первоначальные результаты исследования показали, что университеты, сфокусированные на обучении, успешно распространяют знания в обществе, удовлетворяя его социально-экономические потребности. Однако им сложно найти способы интенсификации научно-исследовательской работы среди преподавателей и студентов. Если у вуза низкий показатель научно-исследовательской деятельности, то, по всей видимости, ему требуются трансформационные изменения по направлению сверху - вниз, и лидерские стратегии и координация снизу вверх [10]. Существует причинно-следственная связь между осознанием потребности в трансформации агентами перемен и любыми зарождающимися организационными изменениями. И агенты, и получатели трансформаций долж-

Библиографический список / References

тивную среду обучения - благоприятную почву для исследований и нововведений. Занимаясь профессиональным консультированием и просвещением, преподаватели университетов вовлекают студентов в исследования и помогают им развиваться в рамках научно-образовательного процесса. Эти результаты позволяют нам сделать вывод о том, что, поскольку преподаватели вузов выполняют основные функции практического лидерства: задают направления для развития студентов, продвигают самообразование и исследования, вносят изменения в организационную работу - трансформационное лидерство нашло своё воплощение в контексте изменения парадигмы развития высшего образования.

1. Brennan J., King R., Lebeau Y. The Role of Universities in the Transformation of Societies. The Open University Report. London, 2004. Available at: https://www.open.ac.uk/cheri/ documents/transf-finaheport.pdf

2. Goldstein J., Hazy J.K. & Lichtenstein B.B. (2010) Complexity and the nexus of leadership: Leveraging nonlinear science to create ecologies of innovation. New York: Palgrave Macmillan, 2010.

3. Bolden R., Petrov G. & Gosling J. Distributed Leadership in Higher Education: Rhetoric and Reality. Educational Management Administration & Leadership. 2009; 37(2): 257 - 277. Available at: https://doi.org/10.1177/1741143208100301

4. Swanson D.J., Creed A.S. (2014). Sharpening the Focus of Force Field Analysis. Journal of Change Management. 2014; 14: 1: 28 - 47.

5. Scott G., Coates H., Anderson M. Learning Leaders in Times of Change. Academic Leadership Capabilities for Australian Higher Education. Sydney: University of Western Sydney and Australian Council for Educational research, 2008.

6. Kotter J.P. Leading Change. Harvard Business School Press, Boston, 1996.

7. Kotter J.P. "Accelerate!" Harvard Business Review 90, no. 11; November 2012: 45 - 58.

8. Burnes B. & Jackson P. Success and failure in organizational change: An exploration of the role of values. Journal of Change Management. 2001; 11 (2): 133 - 162.

9. Graetz F., Smith A.C.T. Managing Organizational Change: A Philosophy of Change Approach. Journal of Change Management. 2010; 10 (2): 135 - 154.

10. Jones S., Harvey M., Hamilton J., Bevacqua J., McKenzie K.E., McKenzie J. (2017). Demonstrating the Impact of a Distributed Leadership Approach in Higher Education. Journal of Higher Education Policy and Management. 2017; 39 (2): 197 - 211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Branson C.M., Franken M., Penney D. Middle (2015). Leadership in Higher Education: A Relational Analysis. Journal of Educational Management, Administration & Leadership.

12. Carrillo C. Women & Leadership in Higher Education [Review of the Book Women & Leadership in Higher Education]. International Journal of Educational Leadership and Management. 2015; 3(1): 104 - 107.

13. Cifuentes G., Vanderlinde R. ICT Leadership in Higher Education: A Multiple Case Study in Colombia. Comunicar. n. 45, vol. XXIII, 2015; 45 (23). Media Education Research Journal.

14. Armenakis A.A., Harris S.G. Reflections: our Journey in Organizational Change Research and Practice. Journal of Change Management. 2009; 9 (2): 127 - 142.

15. Sohmen V.S. Change Management and Theory U Leadership. International Journal of Global Busines). 2016; 9 (2): 102 - 110.

Статья поступила в редакцию 08.08.19

УДК 378

Sorokina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: karpanina.elena@yandex.ru

Gulyakin D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: dvggti@yandex.ru

EDUCATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS: BACKGROUND OF THE RESEARCH PROBLEM. The process of education at all times was the most important function of society, which determines the historical nature of the prerequisites for the study of this problem. Analysis of the concepts of education shows that time has made its adjustments to the content of the goal of educating students of a modern technical university, but modern conditions today provide a justified opportunity to form, using psychological and pedagogical means, specific conditions that allow the personality of a future specialist to develop and in every way contribute to its self-development. The systemic crisis that has affected and higher education, testifies to the deep gap between the rapidly changing living conditions and the educational system, its goals, types, content and technologies of training and education of the student.

Key words: technical university, education, professional education, students, concept of education, personality formation, self-development, self-education.

Е.Н. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: karpanina.elena@yandex.ru

Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: dvggti@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Процесс воспитания во все времена являлся важнейшей функцией общества, что обуславливает исторический характер предпосылок исследования данной проблемы. Анализ концепций воспитания показал, что время внесло свои коррективы в содержание и цели воспитания студентов современного технического университета, но современные условия сегодня дают оправданную возможность формировать, используя психолого-педагогические средства, конкретные условия, позволяющие развиваться личности будущего специалиста, и всячески способствовать её саморазвитию. Системный кризис, затронувший и высшее образование, свидетельствует о глубоком разрыве между стремительно меняющимися жизненными условиями и образовательной системой, её целями, видами, содержанием и технологиями обучения и воспитания студента.

Ключевые слова: технический университет, воспитание, профессиональное воспитание, студенты, концепция воспитания, формирование личности, саморазвитие, самовоспитание.

Введение

Социально-исторический контекст предпосылок исследования современных актуальных вопросов и проблем воспитания студентов в условиях современного технического университета обусловлен, прежде всего, тем, что непосредственная реализация процесса воспитания во все времена была приоритетной задачей и важнейшим предназначением любого общества. Становление и развитие цивилизованной общественной формации невозможно без трансляции молодёжи социальных, производственных, общественных, культурных и исторических навыков и установок, без опыта её участия в различных условиях перечисленных отношений.

Воспитание как педагогическое явление, в действительности, считается одним из важнейших аспектов педагогической науки, являясь при этом объектом её исследования. Значение воспитания для современного технического университета, определяется в рамках выявленной проблематики следующими предпосылками исследования.

Рассмотрим первую тенденцию, её основой служит взгляд на субъект образования, например, студента, как на объект педагогического процесса. В этом случае определяющее влияние на формирование и развитие личности оказывают внешние факторы.

Так, по мнению Ю.К. Бабанского, «воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» [1, с. 165].

A.B. Мудрик характеризует воспитание, как «воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений» [2, с. 39].

Такие суждения свойственны классической педагогической науке, её соци-оцентрическому подходу, когда воспитанию отводится управляющая роль, осуществляется конкретно ориентированное действие, результатом которого будет формирование личности с заранее определенными свойствами и качествами. В контексте такого подхода социализация, с точки зрения общественной значимости, определяет содержание развития личности. Функцией воспитания в рамках данного подхода является целенаправленное гармоничное и всестороннее развитие личности, соответствующее заранее определенным внешним параметрам. Таким образом, в образовательном процессе саморазвитие личности, как фактор отсутствует.

Вторая тенденция в педагогической науке представляет динамику философского мировоззрения относительно общественного развития современности, согласно которому, именно человек, как «личность и индивидуальность», является «центром научной картины мира» [3].

Гуманистическая платформа таких наук как философия, психология, обращение к гуманистической позиции педагогической науки делают возможным формирование другой парадигмы педагогики, другого подхода к студенту как субъекту воспитания. Вектор гуманистических идей воспитания представляет собой конкретно ориентированное направление «культуроёмкого» формирования личности в заданных условиях социума.

Основное содержание статьи

Детально рассмотрев концепции воспитания студентов недавних лет, можно говорить о том, что наиболее определяющими факторами, в них представленными, можно считать: идеи гуманизации и гуманитаризации образования; социализацию личности; организацию условий для формирования гуманистически направленной индивидуальности, способной к активной жизнедеятельно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.