Научная статья на тему 'Новая концепция развития Кузбасса и согласование интересов бизнеса и власти'

Новая концепция развития Кузбасса и согласование интересов бизнеса и власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / EFFICIENCY OF ECONOMY / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOUR PRODUCTIVITY / КУЗБАСС / KUZBASS / БИЗНЕС / BUSINESS / ВЛАСТЬ / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридман Ю. А, Речко Г. Н, Пимонов А. Г, Оськина Н. А, Алексеенко Э.В.

В статье выдвинута идея о необходимости разработки новой концепции развития Кузбасса. Показаны причины недостаточной эффективности экономики Кузбасса, рассмотрены направления инновационного развития области и проблемы взаимоотношений власти и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of necessity to elaborate a new conception for Kusbass development is grounded in this paper. The authors show the reasons of insufficient efficiency of Kusbass economy, discourse way of the province innovation development issues of business and authority mutual relations.

Текст научной работы на тему «Новая концепция развития Кузбасса и согласование интересов бизнеса и власти»

В статье выдвинута идея о необходимости разработки новой концепции развития Кузбасса. Показаны причины недостаточной эффективности экономики Кузбасса, рассмотрены направления инновационного развития области и проблемы взаимоотношений власти и бизнеса.

Ключевые слова: экономический рост, эффективность экономики, производительность труда, Кузбасс, бизнес, власть

Новая концепция развития Кузбасса и согласование интересов бизнеса и власти*

Ю. А. ФРИДМАН,

доктор экономических наук, Г. Н. РЕЧКО,

кандидат экономических наук, А. Г. ПИМОНОВ, доктор технических наук, Н. А. ОСЬКИНА,

Институт экономики и организации промышленного

производства СО РАН,

Новосибирск

Э. В. АЛЕКСЕЕНКО,

ОАО «Кузбасская топливная компания», Кемерово

Показатели развития

За прошедшее десятилетие в Кузбассе произошли значительные экономические перемены. С 1998 г. валовой региональный продукт рос в среднем ежегодно на 6% - и Кемеровская область вошла в число 20 самых развитых субъектов Российской Федерации. Прирост реальных денежных доходов населения превышал, за редким исключением, 10% в год. Динамика

* Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-02-00217а). © ЭКО 2010 г.

основных макроэкономических показателей в регионе выглядит вполне убедительно на фоне средних по России (табл. 1).

В докризисные четыре года в сущности были сформированы механизмы непосредственного влияния угольной отрасли на экономику региона: созданы фонды поддержки региональной экономики, введена система страхования труда работников угольной промышленности и др. «Угольные деньги» эффективно вкладывались в развитие региона, в том числе новых отраслей (масштабное жилищное строительство, нефтепереработка, горнолыжный туризм, сельское хозяйство, производство продуктов питания) и инфраструктуры (транспорт, связь, автомобильные дороги).

К примеру, ОАО «Кузбасская топливная компания» и ОАО «Кузбассразрезуголь» создали в Горной Шории отрасль горнолыжного туризма, которая по уровню развития инфраструктуры ненамного уступает (а в гостиничном бизнесе - и превосходит) многим западным курортам.

На базе Черниговского угольного разреза начал формироваться многоотраслевой холдинг - «Сибирский Деловой Союз» (энергетика, машиностроение, транспорт, строительство, торговля, агрокомплекс, сфера жилищно-коммунального хозяйства).

Однако мировой финансовый и экономический кризис «поставил под сомнение» достижения последних десяти лет -Кузбасс попал в список 13 самых проблемных регионов России.

Количественная оценка уровня согласованности экономических интересов бизнеса и власти в Кузбассе в период с конца 2008 г. до середины 2009 г.1 позволяет утверждать следующее:

• в период кризисов сложившиеся модели отношений бизнеса и власти начинают «давать сбой». К примеру, бизнесу необходимо резко сокращать расходы, в том числе снижать заработную плату и количество рабочих мест, отказываться от ряда инвестиций «в перспективу». Власть же, наоборот, заинтересована в сохранении рабочих мест и согласна только на «разумное» сокращение заработной платы;

• падение уровня согласованности интересов бизнеса и власти определяется не только факторами глобального

1 Фридман Ю. А., Речко Г. Н., Пимонов А. Г., Алексеенко Э. В. Экономические интересы и экономический кризис в регионе (на примере Кузбасса) //Вестник Кузбасского гос. техн. ун-та. - 2009. - № 3.

Основные показатели развития Кемеровской области в 1998-2008 гг., % к 1998 г.

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

ВВП (ВРП)

Россия 100 106,4 117,0 122,9 128,2 137,5 147,3 156,7 167,2 180,8 190,9

Кемеровская область 100 108,3 115,7 121,0 125,6 134,4 140,7 150,3 161,1 170,4 174,3

Промышленное производство

Россия 100 111 124,2 130,3 135,1 144,6 153,4 159,5 165,8 176,2 179,9

Кемеровская область 100 121 133,1 138,4 137,0 146,6 152,5 158,6 169,7 170,2 166,8

Инвестиции в основной капитал

Россия 100 105,3 123,6 136,0 139,5 157,0 178,9 198,4 232,2 280,9 306,5

Кемеровская область 100 105 121,8 140,1 147,1 160,3 270,9 335,9 342,7 352,9 370,6

Реальные денежные доходы населения

Россия 100 87,5 97,9 106,2 115,7 132,9 146,8 164,4 185,7 206,2 211,7

Кемеровская область 100 94,2 116,1 128,9 142,7 152,7 174,1 195,0 212,5 242,3 261,7

Индекс потребительских цен (инфляция) — декабрь к декабрю

Россия 100 136,5 164,1 194,9 224,4 251,3 280,7 311,3 339,3 379,7 430,1

Кемеровская область 100 168,4 202,6 239,1 272,3 304,4 338,5 374,0 404,7 444,4 498,6

финансового и экономического кризиса, но и собственно кризисами власти и бизнеса. К примеру, основные проблемы с экспортом для кузбасских предприятий создают не столько глобальные рынки, сколько собственные монополии (ежегодный рост цен на железнодорожные перевозки, горюче-смазочные материалы, энергетику), необходимость увеличения заработной платы в разы при росте производительности труда на 20-30%, недоступные и «дорогие» деньги, несовершенная система налогообложения;

• региональный бизнес в 2006-2007 гг. находился в эйфории от постоянно растущих цен на мировых рынках, что в основном было связано с рядом субъективных причин (наводнение в Австралии, суровая зима в Китае, проблемы с энергообеспечением угледобычи в Южной Африке), а постоянный рост цен на уголь на внутреннем рынке «убивал» идеи увеличения потребления угля в энергетике, сужая внутренний рынок;

• за отсутствие в регионе кризисной «подушки безопасности» в равной мере несут ответственность как власть, так и бизнес.

Новая концепция развития

По нашему мнению, Кузбассу нужна новая концепция развития, опирающаяся не столько на благоприятную конъюнктуру мировых рынков, сколько на повышение эффективности ее экономики и рост производительности труда. Регион должен более рационально распоряжаться своими природными, минерально-сырьевыми богатствами, капиталом и трудовыми ресурсами. Для этого необходимы следующие меры:

- создание отрасли по производству инноваций (с участием технопарка, Венчурного фонда, фондов прямых и смешанных инвестиций, Регионального банка реконструкции и развития, Регионального агентства экономического развития, региональных агентств российских инновационных корпораций - «Рос-нанотеха», «Ростехнологий» и др.);

- формирование эффективно функционирующей инфраструктуры как в регионе в целом, так и в отраслях специализации

(финансовая инфраструктура, фирменное «сервисное обслуживание угольного бизнеса», логистика, в том числе и по доставке запасных частей);

- кратное увеличение инвестиций в науку, образование и переподготовку кадров (создание Кузбасского национального университета, модернизация региональной системы подготовки профессиональных кадров, создание индустрии внутрифирменной подготовки и переподготовки работников).

Эффективность инвестиций

От власти и от бизнеса требуются скоординированные действия как в сфере повышения эффективности уже работающих предприятий, так и в осуществлении новых масштабных инвестиционных программ, в том числе в угольной промышленности, металлургии и электроэнергетике.

По производительности труда Россия значительно отстает от экономически развитых стран. Валовой внутренний продукт на одного занятого в 2007 г. в России был втрое ниже, чем в США, в 2,5 раза - в Канаде, в 2,4 раза - чем в Германии2. Производительность труда в отечественной электроэнергетике составляет всего 15% от уровня аналогичного показателя в США, в жилищном строительстве - 21%, в банковском секторе - 23%. В угольной промышленности России производительность труда в разы ниже, чем в США.

Существенные по объему инвестиции, поступавшие в Кузбасс в период экономического роста, в основном тратились на «загрузку» простаивавших производственных мощностей и увеличение сырьевой обеспеченности производства. В конечном итоге это не привело к адекватному росту эффективности региональной экономики (рис. 1).

Приведенные расчеты убедительно показывают, что при росте инвестиций в основной капитал за последние пять лет более чем в два раза, производительность общественного труда в регионе увеличилась всего на 25%.

В угольной промышленности Кузбасса, куда идут 2/3 инвестиций в промышленность региона (более 45% всех

2 По данным McKinsey Global Institute (URL: http://www.mckinsey.com).

2003

2004

2005

2006

2007

2008

I I Инвестиции в основной капитал

-й-Производительность общественного труда

-О-Производительность труда в промышленности

----Производительность труда в угольной отрасли

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал и производительности труда в Кемеровской области в 2003-2008 гг. (в сопоставимых ценах), % к 2003 г.

Источник: расчеты авторов на основе официальных данных Кемеровостата.

инвестиций в экономику Кемеровской области), масштабные вложения в импортную технику и технологии также не привели к существенному росту эффективности производства и росту производительности труда.

Причин такого большого разрыва между показателями много. Но основная заключается в том, что солидные инвестиции в технику не сопровождаются адекватными вложениями в организацию производства. Например, угольные предприятия, вкладывая средства в оборудование, инвестируют недостаточно средств в обучение персонала (как рабочих, так и ИТР). Качество рабочей силы в России находится на очень низком уровне: в промышленности осталось лишь 5% рабочих высокой квалификации, в то время как в Германии ещё в начале 2000-х годов этот показатель составлял 56%, в США - 43%, во Франции - 38%3.

Региональная система подготовки профессиональных кадров требует серьезной модернизации: практически по всем показателям образовательный потенциал населения Кемеровской области уступает средним по России (табл. 2-3).

URL: http://www.pmuc.ru/jornal/number20/Turutova.htm

Уровень образования населения в России и Кемеровской области в 2002—2009 гг.

Регион На 1000 чел. населения На 1000 чел. занятых в экономике

высшее неполное высшее среднее професс. высшее неполное высшее среднее професс.

Россия 160 23 271 223 25 356

Кемеровская область 123 31 290 187 30 383

Источник табл. 2—3: данные Росстата и Кемеровостата.

Таблица 3

Число студентов учебных заведений в расчете на 10 тыс. чел. населения в России и Кемеровской области в 2002—2009 гг.

Регион 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009

Средние специальные учебные заведения

Россия 179 182 181 181 177 170 158

Кемеровская область 199 199 199 194 182 171 158

Высшие учебные заведения

Россия 410 448 480 495 514 525 529

Кемеровская область 312 346 363 377 379 385 379

Во всем мире компании тратят много времени и средств на обучение и переподготовку своих сотрудников. Внутрифирменная подготовка и переподготовка кадров в промышленно развитых странах превратились в мощную индустрию, соизмеримую по масштабам с системой получения населением общего образования. Ее расширение связано с новыми условиями конкуренции на мировом рынке, нарастанием процессов корпоративного объединения промышленных комплексов. Соответственно в области организации такого обучения лидируют крупные многопрофильные корпорации, действующие, как правило, в отраслях с высокими наукоемкими технологиями.

На большинстве же российских предприятий в настоящее время рабочие получают лишь минимальную подготовку,

а в роли учителей зачастую выступают их коллеги, которые не всегда являются специалистами высокого класса. Настораживает и тот факт, что обучающие программы зачастую не отвечают задачам современного технического прогресса и условиям успешного функционирования на конкурентном рынке. Поэтому данная проблема в России более чем актуальна.

Одной из основных причин, оказывающих негативное влияние на образовательный уровень рабочей силы, является отсталость кадровой политики большинства предприятий и организаций, ориентированных, в основном, на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие. Инвестиции в систему организации производства и управления ограничиваются приобретением персональных компьютеров, множительной техники и систем связи. Инвестиции в развитие автоматизированных систем управления производством практически не осуществляются.

Кризис показал, что в Кузбассе налицо огромный дефицит профессионалов, в том числе и среди высших эшелонов управления угольным производством. В советское время в регионе одновременно работали более 20 «угольных генералов» -специалистов высшего уровня. Сегодня их не более пяти.

Процессы согласования и проектирования длятся годами, в то время как в США и Европе их длительность не превышает трех месяцев. Срок, необходимый для получения разрешительной документации на организацию добычи угля открытым способом, от момента получения лицензии до добычи первой тонны в России может составлять более двух лет. Чтобы приступить к строительству многоквартирного дома, в России (по данным Всемирного банка) потребуется на согласование не менее 700 дней, в США - 40, Китае - 300. Согласующие и контролирующие органы не заинтересованы в росте эффективности региональной экономики.

До сих пор в Кузбассе применяются непрозрачные схемы сбыта продукции и избыточное регулирование. Так, по данным Счётной палаты РФ, более 80% угля на экспорт реализуется через офшорные компании. Таможенные службы практически не контролируют марочный состав угля при его вывозе с территории России.

РЕГИОН

4 ЭКО №1, 2010

Неэффективное управление крупными проектами приводит к тому, что стоимость капитального строительства в России значительно выше, чем в других странах. Например, расходы на строительство угольной электростанции в РФ на 25-40% больше, чем в США и Европе, и в 3 раза - чем в Китае4.

В Кузбассе наблюдается огромный разрыв между уровнем применяемой в настоящее время техники и развитием инфраструктуры и организации производства. В конечном итоге неэффективная организация приводит к тому, что растут затраты на добычу (простои, ремонты, вызванные низким уровнем квалификации рабочих). В Кузбассе ни на одном угольном предприятии нет современной работающей автоматизированной системы управления производством.

Причины проблем

Особая причина региональных проблем - финансовая система. Инвестиционная активность бизнеса в значительной степени определяется наличием и уровнем развития финансовой инфраструктуры, в том числе кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний. По подавляющему большинству показателей, характеризующих место и роль кредитных организаций в развитии региональной экономики, Кузбасс отстаёт от Красноярского края и тем более Новосибирской области (табл. 4).

Неразвитость региональной банковской системы просто «душит» Кузбасс. И это притом, что основная доля ресурсов банковского сектора области (90%) находится в филиалах иногородних банков. В этих условиях, даже если банком принято принципиальное решение о выделении кредита той или иной бизнес-структуре, процессы различных согласований, оформления залогов занимают многие месяцы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что в Кузбассе до сих пор не создана такая важнейшая отрасль, как сервисное обслуживание угольного бизнеса. Ни у одного крупного производителя в регионе нет современной ремонтной базы. Производители угля и оборудования не вкладывают инвестиции в сервисные центры. Основные экспортёры оборудования (Joy и P&H и др.)

4 По данным McKinsey Global Institute (URL: http://Www.mckinsey.com).

Некоторые показатели развития банковского сектора в Кузбассе, Новосибирской области и Красноярском крае (на 01.01.2009 г.), млрд руб.

Показатель Новосибирская область ^асноярский край ^меровская область

Активы банковской системы 312,9 177,1 164,5

Вклады (депозиты) в кредитных организациях 183,2 105,7 97,7

Кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 446,5 305,5 395,5

Кредиты малому и среднему бизнесу 121,6 72,6 30,6

Потребительские кредиты физическим лицам 409,9 88,0 75,3

Источник: Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. - 2009. - № 1 (33). - М.: Центральный банк РФ. URL: http:// www.cbr.ru

имеют в Кузбассе диагностические центры, небольшие склады и штат инженеров и уже года два разрабатывают проект строительства в регионе (в районе Новокузнецка) мощного сервисного центра. Однако, как нам представляется, это лишь реализация некоего сценария, по которому им надо показать интерес к решению этой проблемы и не отпугнуть новых покупателей оборудования. На самом деле причины отсутствия сервисной отрасли следующие:

• у федеральной власти нет четкой перспективы в отношении роли энергетического угля в топливном балансе;

• перспективные объёмы добычи угля в Кузбассе напрямую зависят от ёмкости внутреннего рынка;

• сегодняшние объемы закупки оборудования недостаточны для создания в регионе прибыльного бизнеса по его ремонту;

• у угольного бизнеса нет единой позиции в отношении развития фирменного сервиса (многие компании отказываются от него из-за отсутствия финансов);

РЕГИОН

4*

• у поставщиков оборудования нет свободных инвестиций для реализации идеи создания сервисного центра в Кузбассе.

Практически отсутствует в регионе и логистика по доставке запасных частей. Их доставка занимает до полугода (для сравнения: в Канаде - нескольких часов). Только на таможенную очистку уходит не менее недели.

Впрочем, логистика как отрасль практически отсутствует в целом по стране. Доставка грузов, особенно тяжелых и крупногабаритных, является огромной проблемой: на согласование и погрузку на железной дороге уходит очень много времени, а доставлять их авиатранспортом нереально. Государство должно либо создавать соответствующую инфраструктуру, либо стимулировать частный бизнес в данной сфере.

В результате угольные предприятия вынуждены создавать на предприятиях огромные фонды оборотных запчастей (двигатели для импортных экскаваторов и бульдозеров, гидравлические системы). Существующие региональные центры по уровню своего технического оснащения могут ремонтировать только технику 1970-х годов, да и то на низком уровне.

Производство оборудования

Необходимо откорректировать концепцию превращения Кузбасса в центр по производству угольного оборудования нового поколения. Кузбасское машиностроение, оставаясь вспомогательной отраслью экономики региона, замкнуто в небольшой рыночной нише - большинство заводов настроено только на обслуживание угольной, металлургической и химической отраслей региона, номенклатура основных видов продукции за последнее десятилетие существенно сократилась, объемы производства носят преимущественно штучный характер при крайне низком использовании среднегодовой производственной мощности.

Однако в последние годы упорно высказываются мнения, что 65-70% ввозимой в регион импортной техники для угольной отрасли можно производить на местных машиностроительных предприятиях. Более того, утверждается, что отечественная техника даже лучше импортной, так как адаптирована к геологическим условиям региона. Это, конечно, патриотично,

но при заказе импортной техники производителю можно заказать и необходимые для специфических условий Кузбасса изменения в конструкции. Специально для условий Кузбасса пытались делать угледобывающие комплексы в Юрге, но пока безуспешно.

Сегодня крупнейшими поставщиками горношахтного оборудования в Кузбасс являются производители Германии, США, Англии и Чехии; в последнее время активно ввозится оборудование из Китая. С точки зрения экономической безопасности региона уровень поставок импортной техники давно перешёл «красную черту», достигнув 90%.

Машиностроители в сложившихся условиях давят на власть, заставляя бизнес делать заказы у них, вместо того чтобы создавать новые образцы оборудования, перестраивая производство под потребности экономики. Однако региональный бизнес уже на несколько лет вперёд заказал импортную технику. И не готов вкладываться даже в её ремонт и сервис (к примеру, на многих угольных предприятиях создаются оборотные фонды запасных частей к импортному оборудованию). И тем более он не будет принимать участие в создании серьёзного регионального машиностроения. Например, Китаю потребовалось более 20 лет, чтобы на базе американских, немецких и японских патентов и инвестиций, с участием специалистов из разных стран, создать тяжелое машиностроение «среднемирового уровня».

Для решения этой задачи Кемеровской области, с нашей точки зрения, предстоит пройти два этапа. На первом этапе -создать объединение (в том числе с участием иностранных производителей техники) по ремонту и обслуживанию импортного оборудования, подготовить специалистов, восстановить проектно-конструкторскую базу. На втором - перейти к собственно созданию новой техники. При этом необходимо отказаться от концепции «поддержки отечественного производителя» и создать реальные условия для привлечения в Кузбасс крупных мировых игроков на рынках машиностроения. Эти условия понятны и достаточно хорошо отработаны на проектах создания в России автосборочных предприятий крупнейших мировых производителей.

Следует учитывать также и то обстоятельство, что в Кузбассе очень низок объем ввода новых основных производственных фондов. Он существенно отстает от средней величины по обрабатывающим производствам (22,3%). Коэффициент выбытия основных фондов в большинстве отраслей в регионе не превышает 1% от их общей стоимости (в угольной отрасли в последние годы - 2,5-4%) (табл. 5). Степень же их износа в машиностроительной (фондообразующей!) отрасли достигает 70-80%, средний возраст эксплуатации некоторых станков превышает 30 лет.

Таблица 5

Коэффициенты выбытия и ввода основных производственных фондов в промышленности Кузбасса в 2006 г., %

Вид экономической деятельности Коэффициент обновления Среднее по обрабатывающим производствам Коэффициент выбытия Среднее по обрабатывающим производствам

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 22,2 22,3 2,7 0,7

Производство пищевых продуктов 14,9 22,3 0,5 0,7

Текстильное и швейное производство 7,3 22,3 3,1 0,7

Обработка древесины и производство изделий из дерева 12,3 22,3 1,9 0,7

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 10,7 22,3 0,4 0,7

Химическое производство 9,3 22,3 0,6 0,7

Производство резиновых и пластмассовых изделий 2,6 22,3 1,5 0,7

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 34,2 22,3 0,8 0,7

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 29 22,3 0,6 0,7

Вид экономической деятельности Хоэффи- циент обновления Среднее по обрабатывающим производствам Хоэффи- циент выбытия Среднее по обрабатывающим производствам

Производство машин и оборудования 12,4 22,3 0,6 0,7

Производство электро-, электронного и оптического оборудования 7,0 22,3 1 0,7

Производство транспортных средств и оборудования 9,7 22,3 0,6 0,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,0 22,3 0,3 0,7

Инновационное развитие

В последние несколько лет в Кузбассе активно обсуждается проблема инновационного развития, в том числе и в «Стратегии развития Кемеровской области на период до 2025 года»5. Однако финансовый и экономический кризис сломал целевые тренды экономического развития региона и заставил по-новому подойти к оценке проблем инновационного развития (рис. 2).

С нашей точки зрения, необходимо решить, делать ли Кузбассу ставку на развитие инновационных отраслей в ожидании, когда их доля достигнет 30-40% (как в развитых странах) и «заработают» отрасли так называемой «экономики знаний»6, или же добиться лидерства в производстве продукции в традиционных и новых для региона сырьевых отраслях.

Как известно, существуют технологические и управленческие инновации. Первые основаны на внедрении нового оборудования и технологий. По своей сути их условно можно подразделить на два типа: «инновации прорыва» - внедрение принципиально новых

5 Концепция Стратегии одобрена на заседании Минрегионразвития РФ (19.12.2006), Правительством РФ ( 15.03.2007) , законом Кемеровской области «О Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г.» (от 11.07.2008).

6 Аганбегян А. Г. Заметки о долговременной стратегии социально-экономического развития Сибири //ЭКО. - 2008. - № 9. - С. 7.

Инновационная экономика Кузбасса

>

ТЕХНОПАРК

«Машина» по производству инновационных проектов

0о°о°о0

Инновационные проекты

Формирование модели эффективной экономики в опоре на высокий уровень согласованности интересов власти и бизнеса

Новые масштабные игаести-ционнные программы и проекты

Новая парадигма роста Кузбасса /

• Рост эффективности производи ства;

Новые подходы к использованию природно-ресурсного потенциала:

• Рост производительности труда:

• Рост эффективности бизнеса

Энергоэффективность Информационные продукты

Атомная энергетика Фармацевтика

Инновационные проекты

1) традиционные (в том числе модифицированные) продукты

в существующих (традиционных) отраслях кузбасской экономики -23 проекта (Кузбасский технопарк);

2) принципиально новые продукты в традиционных отраслях и производствах кузбасской экономики - 11 проектов (Кузбасский технопарк);

3) новые для региона продукты и новые рынки — 3 проекта (Кузбасский технопарк).

Рис. 2. Инновационная модель развития Кузбасса

технологий и оборудования, и «адаптационные инновации» -использование уже существующего в мире оборудования и технологий. В последние годы основные отрасли экономики Кемеровской области являются объектом внедрения, главным образом, «адаптационных инноваций».

Второй тип инноваций связан с применением новых бизнес-процессов и управленческих решений. Он может иметь место как в сочетании с технологическими инновациями, так и без активного использования принципиально новых технологий и оборудования (понятно, что это не имеет отношения

к информационным технологиям, без которых в принципе невозможны инновации).

Тот факт, что Россия должна войти в число мировых технологических лидеров, а Кузбасс - стать одним из новых технологических центров, вряд ли у кого-либо вызывает сомнения. Это вопрос политики сегодня и выживания в долгосрочной перспективе. Однако реальный эффект в ближайшие 10-15 лет можно получить именно от адаптации уже существующих технологий и управленческих решений. Например, поднять производительность труда в угольной отрасли можно путем замены устаревшего оборудования и схем организации производства на более новые, пусть даже и не самые передовые. По нашему мнению, не надо стыдиться «игры в догоняшки». Сегодня это единственный способ добиться роста производительности труда в 2-3 раза, как минимум в два раза сократив путь, по которому шли передовые страны.

Вместе с тем стремление бизнеса повысить эффективность за счёт высвобождения занятых будет «натыкаться» на возражения власти до тех пор, пока не будут созданы эффективные условия для комплексного решения проблемы. Когда высвободившимся работникам не придется ложиться на рельсы, и для них появится возможность получить новые рабочие места недалеко от дома, открыть собственный бизнес, сменить место жительства.

Для этого государство должно:

О создать условия для развития малого бизнеса (бороться с коррупцией, снизить налоговое бремя);

О обеспечить мобильность трудовых ресурсов (выплата «подъёмных», дешевые кредиты на новом месте);

О переобучать людей;

О приступить к реализации нескольких крупных проектов по развитию национальной инфраструктуры;

О вести последовательную информационную подготовку населения.

Некоторые из предложенных выше мер уже нашли отражение в программе сокращения на двух металлургических комбинатах в городе Новокузнецке7.

7 URL: http://delkuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 9930&month=09&year=2009&day=22&Itemid=233

Структурная перестройка

Структурные особенности региональной экономики традиционно считаются одной из самых важных проблем для условий Кузбасса. Его экономика всегда характеризовалась сырьевой направленностью. А сырьевые отрасли в большинстве своем не имели, да и в настоящее время не имеют глубоких переделов. В частности, сегодня обогащается около 80% добываемого в Кузнецком бассейне коксующегося угля, и только четверть - энергетического.

Стратегия развития Кемеровской области рассматривает три направления структурной перестройки. Первое - обеспечение ресурсами базового сектора экономики, наращивание потребления его продукции и снятие инфраструктурных ограничений, влияющих на развитие региона и предприятий базового сектора его экономики; развитие системы подготовки кадров; стабилизация рынка труда. Это направление «понятно» и «принято» современным бизнесом в регионе с оценкой уровня согласованности интересов в пределах 50-60%. Реализация позволит повысить производительность труда в Кузбассе как минимум в два раза за 10-15 лет.

Второе направление - диверсификация экономики: повышение глубины переработки сырья (новые продукты, новые рынки). Газификация угля, добыча метана из угольных пластов, формирование в Кемеровской области общероссийского центра сервисного и технологического обеспечения горнодобывающей промышленности не могут серьезно заинтересовать современный региональный бизнес и не могут рассматриваться как реальный источник роста производительности труда.

Кузбасс в 1940-1960-е годы по нынешней классификации был классическим угольным кластером (конечной продукцией переработки были минеральные удобрения, сложные органические продукты), представляя пример той глубокой переработки, речь о которой идет и в «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г.». Однако для ее реализации на новом этапе нужны принципиально новые механизмы.

Один из них - наличие новых бизнес-групп, реализующих идею глубокой переработки угля как бизнес-идею. Современный

угольный бизнес не выделит на это инвестиции в силу того, что это не его бизнес-идея. То же самое можно сказать о создании крупных энерготехнологических комплексов «на бортах угольных карьеров».

Вопрос не в глубокой переработке угля и получении добавленной стоимости, а в том, кому это нужно. Имеется ли для этого рынок или его надо формировать? До тех пор, пока идеей не заинтересуются рынки, она так и останется идеей. Существующие в настоящее время в Кузбассе угольные бизнесы не заинтересованы вкладывать средства в малопонятные для них технологии и получать продукты, рынки которых также им неизвестны. Да и сами рынки в ближайшие 15-20 лет не ждут эти продукты.

Необходимо понимать, что стратегической задачей является не организация бизнесов по глубокой переработке угля, а формирование новой отрасли по производству инновационных проектов. При этом часть «отрасли» в регионе уже имеется (технопарк, Региональный венчурный фонд). Однако надо создать Региональное агентство по экономическому развитию, Фонд прямых и смешанных инвестиций, Региональный банк реконструкции и развития, Кузбасский национальный университет. И пока, к сожалению, не ожидается серьезных прорывов на этом направлении.

Третье направление - появление новых видов экономической деятельности - по своей экономической природе не связано напрямую с современным региональным бизнесом. Большинство его проектов строятся на использовании природного, научного и образовательного потенциалов. Ожидается, что бизнес будет «наблюдать» за развитием этого направления, реагируя на появление готовых бизнес-проектов и рассматривая их как механизмы для повышения устойчивости основного бизнеса. Это направление может дать в перспективе 10-15 лет рост производительности труда не более чем на 10-15%.

Четвёртое направление (не рассмотренное в Стратегии, но тем не менее очевидное) - использование территориальных факторов роста эффективности производства, таких как транспортная освоенность, удобное географическое положение, наличие уникальных природных ресурсов, природно-климатических зон и др. Сформировавшееся в центре Кемеровской области промышленное ядро как бы обрамлено

поясом слабоосвоенных районов, обладающих большим потенциалом развития в различных направлениях (туризм, сельское хозяйство, новые отрасли промышленности и др.).

Ещё в начале 1990-х годов, исследуя процессы социально-экономической реконструкции регионов угольно-металлургической специализации на примере Питтсбурга (США) и Кузбасса, мы обращали внимание на важность совершенствования территориальной структуры хозяйства Кемеровской области. До сих пор, по нашему мнению, актуальными являются как минимум следующие направления:

♦ превращение старопромышленной части области (Кемерово, Новокузнецк) в зоны регионального промышленного и финансового аутсорсинга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ реализация концепции развития новых угольных районов;

♦ развитие новых отраслей и рынков на севере области;

♦ формирование и реализация новой парадигмы развития для «угольных» моногородов;

♦ создание отраслей и продуктов по предоставлению рекреационных услуг на юге.

Взаимоотношения власти и бизнеса

Власть и бизнес должны согласовать свои интересы в важнейшем вопросе перспективного развития Кузбасса - росте эффективности производства и производительности труда - и разделить ответственность за выполнение этой задачи.

Власть должна не просто объявить войну коррупции и административному «беспределу», а решительно выиграть ее. Не запрещать бизнесу оптимизировать структуру занятости, а совместно с ним реализовывать программы мобильности трудовых ресурсов и усиливать уровень социальной защиты. Реформировать финансовую систему региона, восстановить и модернизировать в регионе систему подготовки и переподготовки кадров.

Бизнесу, со своей стороны, необходимо заниматься оптимизацией, внедрять эффективные системы корпоративного управления, реализовывать программы повышения операционной эффективности, нацелив их на всемерную экономию ресурсов. В конечном итоге это будет способствовать устойчивости экономического развития Кузбасса в общероссийском и мировом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.