Научная статья на тему 'Новая избирательная система как фактор демократического обновления политической системы'

Новая избирательная система как фактор демократического обновления политической системы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / СФЕРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / РЯД ЗАКОНОПРОЕКТОВ / ELECTORAL SYSTEM / DEMOCRATIC INSTITUTIONS / THE SCOPE OF POLITICAL ACTIVITY / THE PARTY SYSTEM / A NUMBER OF BILLS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мясников Анатолий Павлович

В статье обосновывается тезис о необходимости внесения изменений и дополнений в избирательное законодательство, которые позволят обновить политическую систему российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new electoral system as a factor of political system democratic renewal

The article explains the thesis of the need for changes and amendments to the electoral law that will renew the political system of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Новая избирательная система как фактор демократического обновления политической системы»

Впервые кардинально избирательная система была изменена в начале 90-х гг. XX в. Однако сегодня этот вопрос вновь встал во главу угла, поскольку избирательные системы занимают важное, если не центральное, место в демократической политической системе. Именно поэтому важно для современной России формирование обоснованной избирательной системы, обеспечивающей многофакторную легитимность власти.

В большинстве современных политических систем общепризнано, что в наибольшей степени этой цели отвечает политическая система, основанная на демократии. Демократия - основополагающая черта современных развитых политических систем. Она предполагает организацию политического и гражданского общества, основанного на уважении прав и свобод человека и гражданина.

При этом важное значение в демократическом обществе придается принципу партиципации -участия народа в решении вопросов общественной жизни сверху донизу. Государственная власть, исходящая от народа, осуществляется органами государства. Поэтому важно, чтобы в принятии, а затем и осуществлении решений этих органов участвовали широкие слои населения. «Без демократической партиципации, независимо от существующей государственной идеологии, - пишет американский юрист А. Сейдман, - правительства будут, очевидно, заниматься не бедностью, а безвластием, и, прежде всего, отвечать тем, кто имеет власть и привилегии».

Нельзя не согласиться с тем, что совершенствование демократических институтов - это, говоря словами К. Поппера, всегда проблема, стоящая перед личностью, а не перед институтами. Демократия есть постоянная борьба граждан за свои права, за эффективную власть. Все зависит от гражданской активности людей, их инициативного поведения в политико-правовой сфере, повышения юридической и политической культуры, нравственности, политического и правового мышления. Только при этих условиях можно добиться приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

Прошедшие двадцать лет были для России годами эксперимента. Страна как бы проверяла, сумеет ли она жить в условиях свободы, справедливости закона, согласия сформировать демократическую систему власти.

Как известно, основными механизмами обновления политической системы являются: изменение политических институтов; формирование новых партий и иных субъектов политической деятельности; трансформация партийной системы, коррективы, вносимые по необходимости во взаимодействие ветвей власти; поправки, вносимые в Конституции, реформы по основным вопросам развития государства и общества, договоры о согласии, взаимоотношениях; существенные изменения в ориентации и ангажированности средств массовой информации, выборы как законодательной, так и исполнительной власти и др. Все это - важные изменения подсистем политической системы -институциональное, нормативное, функциональное и т.д.

Однако выборы, подчеркивает ряд авторов, - один из важнейших механизмов такого обновления, и занимают они важное, если не центральное, место в демократической политической системе и представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан.

Весомые аргументы приводят сторонники проведения выборов, которые полагают, что выборы -это демократическое обновление составляющих политической системы: представление гражданам и политическим силам в соответствии с основным законом возможности реализовать свое конституционное право участия в политической жизни (избирать и быть избранными), воспитание у граждан уважения действующих законов и традиций и подчинение им; реальное определение веса и авторитета политических партий, их возможности участия в формировании курса политики; возможность подготовки, отбора, воспитания кадров и, в конечном счете, обновления политической элиты, усиление и обновление легитимности законодательного органа или иного лидера, приведение структуры парламента в соответствие с изменившимися условиями экономической, политической и социальной жизни; закрепление политического опыта и поощрение партий, сумевших привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей, формирование структурирования партийной системы; привлечение ее в состояние, адекватное потребностям общества; сохранение и упрочнение имиджа «демократического правового государства» и т.д.

В этой связи напрашивается вопрос - как сфера политической деятельности связана с проведением выборов и использованием различных избирательных систем и повлияла на политическую систему, установившуюся в России в последнее десятилетие.

«Экономическая нестабильность, созданная незаконной и бесконтрольной приватизацией и глубоким экономическим расслоением, с одной стороны, и давлением политических элит в погоне за властью при весьма незначительной роли гражданского общества - с другой - привели к усилению авторитарных и абсолютистских тенденций почти во всех странах. Политическая жизнь, по существу, исключает граждан и вводит категорию элиты как основного субъекта. Это приводит к нестабильности политической жизни в странах и неверию в политические институты. При этом единственным институтом - гарантом стабильности - выступает Президент».

С точки зрения А. Мельвиль, в России сложилась форма правления, лишенная либеральной конкуренции и правительственной ответственности перед гражданами.

В. Пугачев полагает, что институт российских выборов возник в контексте авторитарного режима, и они были попросту использованы в качестве инструмента политической манипуляции правящей группы.

Другие авторы отмечают, что в России началась авторизация политического режима - усиление роли беспартийного президента при ослаблении роли Государственной Думы. То обстоятельство, что главный политический автор - Президент - беспартийный, - обесценивало членство в политических партиях. Российские партии были относительно слабыми авторами, в минимальной степени влиявшими на реальный политический процесс и формирование органов исполнительной власти.

Данная ситуация проецировалась на реальный уровень, где исполнительная власть, как правило, использовала партии лишь в качестве элементов предвыборных технологий, никак не сказывавшихся на принятии политических решений.

Как справедливо отмечает В. Гельман, значение партий, парламентов и законодательства в целом в тот период оказалось заниженным, что сопровождалось усилением неформальных практик административной мобилизации, клиентизма и коррупции.

Н.Б. Яргомская также подчеркивает, что в данный период как генезис партийной системы, так и институциональный дизайн не стимулировали организационного развития партий.

По мнению М.В. Баглая, власть все же прибегла к авторитарным методам, которые не нарушали букву Конституции, хотя и шла в противовес ее духам. Неразвитость гражданского общества и социально-психологическая вялость населения большой территории будет еще многие годы питать эту тенденцию нашей государственной политической системы.

Следует признать, что Михаил Горбачев и Борис Ельцин, разрушив тоталитарную систему, не смогли заложить фундаментальных основ российской демократии, нового реального механизма власти, существующих в так называемых цивилизованных странах. В результате мы имеем лишь зачатки демократии, замешанной на вседозволенности элит, которые могут позволить себе и позволяют игнорировать потребности народа, управленческого аппарата, который выведен за рамки экономической и юридической ответственности перед гражданами, обладает монопольным правом интерпретировать (с помощью подзаконных актов) принятые Государственной Думой законы, и неограниченной монополии «партии власти», проводящей официальный курс внутренней политики и ее активным информационно-пропагандистским обеспечением.

Есть и другая группа авторов, которые оценивают электоральные циклы как значительный шаг в демократии, и с этим трудно не согласиться.

В связи с вышеизложенным полагаем, что в России существует важный фактор, который делает невозможным, чтобы авторитаризм и тоталитаризм заняли доминирующее положение - это закрепившиеся результаты демократических изменений. В отличие от тоталитарного режима в современной демократической политической системе выступает новая политическая логика, согласно которой деятельность публичных органов власти периодически оспаривается на принципах состязательности.

В нашей стране еще только складывается сфера политической деятельности, связанная с организацией и проведением выборов, с управлением выборов, с управлением избирательными процессами, с реализацией гарантий использования избирательной системы в качестве единственного инструмента формирования публичных органов власти.

Вместе с тем приходится сожалеть, что процесс становления демократической политической системы несколько затянулся. В немалой степени это объясняется тем, что о политических партиях в Конституции не сказано ни одного слова. Однако Федеральный закон «О политических партиях» ввел определенные стандарты, раскрывающие конституционное право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), хотя регламентация, по-видимому, еще будет совершенствоваться. Упоминание в Конституции «О многопартийности» (ст. 13), по существу, закрепляет свободу создания политических партий и дает гарантию от сползания к однопартийной системе.

Понимая это, Президент России генерировал целый ряд законопроектов, в частности, им предлагался новый порядок формирования Государственной Думы, который, по его мнению, позволит обеспечить представительство всех субъектов Российской Федерации. Другая, не менее важная, новация из политической жизни современной России - это предстоящая либерализация партийного строительства.

Полагаем, что недавно принятые законы позволят ввести принципиально новую, отличную от прежней, схему участия общественных объединений в форме политических партий в формировании государственной и муниципальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.