Научная статья на тему '«Новая Евразия»: образовательные технологии для поиска решений'

«Новая Евразия»: образовательные технологии для поиска решений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

Секреты дистанционного обучения, составления бизнес-кейсов, методик краткосрочного прогнозирования с использованием опережающих индикаторов те новые технологии, ознакомиться с которыми имеют возможность участники проектов Информационно-просветительского учреждения «Новая Евразия». Их вниманию предлагается также обсуждение таких актуальных тем, как государственно-частное партнерство, управление инновациями, национальная и региональная конкурентоспособность. О наиболее интересных начинаниях учреждения рассказывает его директор Жанна Филипова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«New Eurasia»

It is an interview with Zhanna Philippova, the director of thei nformation and educational institution «New Eurasia», about the basic activities of the institution.

Текст научной работы на тему ««Новая Евразия»: образовательные технологии для поиска решений»

ИНИЦИАТИВЫ

«новая Евразия»: образовательные технологии для поиска решений

Секреты дистанционного обучения, составления бизнес-кейсов, методик краткосрочного прогнозирования с использованием опережающих индикаторов - те новые технологии, ознакомиться с которыми имеют возможность участники проектов Информационно-просветительского учреждения «Новая Евразия». Их вниманию предлагается также обсуждение таких актуальных тем, как государственно-частное партнерство, управление инновациями, национальная и региональная конкурентоспособность. О наиболее интересных начинаниях учреждения рассказывает его директор Жанна ФИЛИППОВА.

- Нашу поддержку находят технологии, наиболее востребованные аудиторией Программы экономического развития, которую мы реализуем при поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию. А аудитория эта достаточно широка и включает университеты, бизнес-школы, консалтинговые агентства, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства и профессиональные ассоциации, центры повышения квалификации и научно-исследовательские институты. Разумеется, несмотря на то что все наши партнеры способствуют экономическому развитию страны в целом, их конкретные, прикладные задачи отличаются друг от друга. Поэтому мы стараемся находить такие темы, интересные широкому кругу участников программы, которые делают межсекторное сотрудничество наиболее плодотворным и предоставляют возможности для профессионального роста. Так, при разработке учебных бизнес-кейсов на отечественном материале мы объединяем запросы бизнес-структур и вузов. Реализация исследовательских проектов позволяет обсудить их результаты в академическом и преподавательском сообществе, органах госуправления, предпринимательских кругах и СМИ. Проекты по внедрению дистанционных технологий дают возможность получить высококачественное образование представителям бизнеса из регионов.

-Жанна Валентиновна, ведущие мировые университеты давно и успешно используют при преподавании бизнес-дисциплин кейсы, описывающие реальные ситуации, сложившиеся в ходе конкретной работы. Вошли ли они в практику отечественных вузов?

- Признанная проблема белорусского образования - его недостаточная прикладная составляющая. С одной стороны, традиционная, распространенная в отечественной академической практике лекционно-семинарская система подготовки студентов и слушателей позволяет представить самый широкий спектр основных понятий и категорий менеджмента и экономических наук. С другой стороны, современному управленцу нужно уметь решать конкретные задачи. С этой целью зарубежные бизнес-школы активно привлекают к преподаванию практикующих менеджеров, а само обучение ведут с широким использованием кейс-метода, или, как его еще называют, метода анализа ситуаций. Он возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета и направлен на развитие профессиональных компетенций руководящего звена по систематизации и анализу больших объемов разрозненной информации на примере ситуаций из бизнес-практики конкретных предприятий.

Впервые идея об актуальности кейс-метода как образовательной технологии, востребованной отечественными вузами, была озвучена участниками проекта «Школа мастер-классов», который «Новая Евразия» реализовывала в партнерстве с Институтом бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета в 2007 г. Реальное продолжение она нашла уже в следующем году - в проекте «Школа кейсов». В ходе его осуществления была сформирована экспертная группа из отечественных бизнес-тренеров и преподавателей экономических дисциплин из Минска, Гродно и Витебска, которая прошла обучение в Великобритании и провела серию семинаров в регионах для 70 своих коллег. Проект завершился изданием сборника кейсов, основанных на реалиях белорусского бизнеса, - первого учебного пособия такого рода в нашей стране.

- Насколько актуальной оказалась эта тематика?

- Мы не ошиблись в ее важности, и по завершении «Школы кейсов» задача расширения их использования в преподавательской практике отечественных вузов была решена еще в двух проектах, инициированных уже самими нашими партнерами. Один из них - «Кейсы о белорусском бизнесе: разработка и внедрение в практику бизнес-образования» - был осуществлен Витебским государственным технологическим университетом. В рамках проекта в октябре - ноябре прошлого года был проведен республиканский конкурс на лучшее решение кейса среди студенческих команд белорусских университетов. Материалы были подготовлены преподавателями ВГТУ в партнерстве с витебскими компаниями по трем дисциплинам: «маркетинг», «логистика» и «управление персоналом». Вузы республики проявили большой интерес к конкурсу: в оргкомитет поступило 70 заявок от 14 вузов страны. Разработанные кейсы используются в вузах - участниках проекта, а

авторский коллектив уже работает над другой идеей - созданием республиканской базы данных, которая будет содержать кейсы по различным дисциплинам и разделам обучения, а также методические рекомендации по их применению в учебном процессе.

Второй проект - «Усиление роли кейс-метода в бизнес-образовании Республики Беларусь как инструмента повышения конкурентоспособности национального бизнеса» - был реализован Ассоциацией развития менеджмента, объединяющей центры повышения квалификации и консалтинговые агентства нашей страны. Отрадно, что обычно находящиеся в конкуренции друг с другом члены ассоциации консолидировали свои усилия, чтобы разработать бизнес-кейсы, а также обсудить их результаты на международном семинаре с участием американского профессора Джоан Винн из Денверского университета.

- Что дает белорусским преподавателям и бизнес-тренерам участие в проектах учреждения?

- Мероприятия, которые мы проводим, предоставляют возможность специалистам повысить квалификацию, разработать и апробировать учебные материалы в соответствии с международными стандартами, укрепить партнерство образовательных учреждений на национальном и международном уровнях. В качестве примера приведу опыт нашего сотрудничества с Белорусским государственным экономическим университетом, на базе которого в мае этого года состоялся двухдневный семинар по вопросам преподавания дисциплины «Экономика и управление инновациями». Без сомнения, данная тема чрезвычайно актуальна для экономики Беларуси на текущем этапе. Однако вопрос о том, как преподавать этот предмет наиболее эффективно, остается дискуссионным и активно обсуждается преподавателями и бизнес-сообществом страны. Поделиться своим опытом смогли

За обсуждением преимуществ и сложностей внедрения в учебный процесс отечественных бизнес-кейсов - участники семинара в Витебском государственном технологическом университете, январь 2012 г.

ИНИЦИАТИВЫ

представители инновационного бизнеса, субъектов инновационной инфраструктуры, вузов, а также органов управления. Семинар стал одним из компонентов ряда мероприятий проекта, реализуемых БГЭУ и направленных на повышение квалификации преподавателей и создание организационно-методических условий для открытия практико-ориентированной магистратуры по соответствующей специальности.

Как показывает опыт, многие из профессиональных контактов, установленных участниками наших мероприятий, поддерживаются ими в будущем и дают начало новым проектам. К примеру, благодаря участию в программе по внедрению технологий дистанционного обучения, которая проводилась нами в партнерстве с Институтом бизнеса и менеджмента технологий БГУ несколько лет назад, преподаватели Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации из Гомеля не только познакомились с наработками минских коллег, но и спустя несколько лет подготовили совместный проект по данной тематике, который завершился летом этого года.

- Что нового привносит работа «Новой Евразии» в жизнь белорусских экономистов и других заинтересованных лиц?

- Основной результат - содействие повышению потенциала экономического и бизнес-образования и науки в соответствии с потребностями национальной экономики. Неудивительно поэтому, что именно так мы назвали открытый конкурс проектных инициатив, объявленный нами в прошлом году. В его адрес поступило 33 заявки от государственных и частных учреждений образования, научно-исследовательских организаций, центров поддержки предпринимательства, профессиональных ассоциаций. Четырнадцать из них были признаны победителями конкурса и получили возможность внедрить предложенные идеи на практике. Среди победивших - проекты весьма широкого тематического спектра: внедрение дистанционных технологий обучения, разработка образовательных программ, новых учебных материалов, открытие практико-ориенти-рованных магистратур, а также проведение научных исследований по актуальным вопросам экономического развития. Их участники

- ведущие вузы страны, а также Бизнес-школа ИПМ, Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики, Институт экономики НАН Беларуси, Ассоциация «Инфопарк», Парк высоких технологий, Центр системных бизнес-технологий SATIO, компания IT Legal Solutions и др. Всего в рамках проектов было разработано более 46 методических пособий и учебных материалов по 20 экономическим и бизнес-дисциплинам, свыше 200 преподавателей

и бизнес-тренеров прошли повышение квалификации. Благодаря этому доступ к усовершенствованным образовательным методикам получили более 5 тыс. слушателей и студентов.

- Внедрены ли современные технологии обучения в деятельность национальных вузов?

- Наиболее активно вводятся в наших университетах технологии дистанционного обучения. Это весьма оправданно и согласуется с широкой практикой их использования зарубежными вузами. Все большую востребованность приобретает практико-ориен-тированная магистратура как отдельная форма получения второй

Участники проекта «Повышение практической ориентированности бизнес-образования» на итоговой конференции в Гомеле, февраль 2012 г.

ступени высшей школы, зафиксированная в Образовательном кодексе Республики Беларусь и дающая возможность осуществлять подготовку магистров по самым актуальным для бизнеса специальностям. Так, наряду с уже упомянутой «Экономикой и управлением инновациями» в БГЭУ были созданы организационно-методические условия для открытия магистратур еще по двум специальностям: «Управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве» в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и «Управление недвижимостью» в Белорусском государственном технологическом университете. Примечательно, что первые магистранты в Белорусском государственном технологическом университете в сентябре этого года уже приступили к занятиям. Программа разработана университетом в партнерстве с Вильнюсским техническим университетом имени Гедиминаса и предоставляет слушателям, успешно окончившим обучение и защитившим свою магистерскую диссертацию, возможность получить академическую степень «магистр управления» и два диплома: диплом самого технологического университета, признаваемый в Союзном государстве, и литовского, имеющего силу в странах Европейского союза.

- Какие мероприятия проводятся в развитие дистанционных технологий экономического и бизнес-образования?

- Одним из первых проектов в партнерстве с Институтом бизнеса и менеджмента технологий БГУ стало создание учебного портала. На его базе дистанционные технологии и инструменты их внедрения изучили десятки преподавателей из Минска и регионов. По окончании мастер-классов консультанты в течение года обеспечивали участникам проекта методическую и техническую поддержку. Идея дальнейшего внедрения дистанционных технологий была поддержана в Белорусском торгово-экономическом университете потребкооперации в Гомеле, где более десяти специалистов вуза прошли повышение квалификации по технологиям разработки электронных учебных материалов, а затем провели серию семинаров для коллег. В рамках проекта были созданы также электронные учебно-методические комплексы по не-

скольким дисциплинам, по которым сегодня обучаются студенты университета. Благодаря этому алгоритм разработки собственных электронных учебников знаком теперь многим преподавателям учреждений системы потребкооперации, начиная от педагогического дизайна, визуализации учебного материала, мотивирования учащихся и заканчивая техническими аспектами выбора платформы для дистанционного обучения и интегрирования имеющихся материалов в информационную систему вузов.

- Соорганизатором каких интересных мероприятий выступило учреждение?

- Это, конечно же, форумы и конференции, которые мы рассматриваем в качестве важного условия по развитию партнерства между участниками наших проектов. На протяжении шести лет «Новая Евразия» - один из организаторов ежегодной международной конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», проводимой Институтом бизнеса и менеджмента технологий БГУ. За это время форум стал интересным не только отечественным специалистам в этой области, но и нашим коллегам из-за рубежа. Ежегодно

в оргкомитет поступает более 150 заявок не только из Беларуси, но и из России, Германии, США, Украины, Казахстана, Швеции, Латвии, Чехии, Польши и других стран. При этом из преимущественно академического мероприятия оно превратилось в дискуссионную площадку для обсуждения текущих тенденций развития отечественного бизнес-образования и формулирования идей, которые могут повысить его эффективность. Нас радует то, что к мнению профессионального сообщества органы госуправления, ответственные за принятие решений в области бизнес-образования, относятся с большим вниманием и интересом. Ряд положений, зафиксированных в решениях конференций по итогам прошлых лет, были в последующем обсуждены в соответствующих департаментах Министерства образования и в Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также учтены при внесении изменений в нормативно-правовую базу. В частности, согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, вступившему в силу с 1 сентября 2011 г., особые статусы предусмотрены для дистанционной формы получения образования, а также практико-ориентированной магистратуры - такая рекомендация была отмечена в решениях прошлых конференций.

Среди других недавних мероприятий, поддержанных нами, -круглый стол по брендингу и маркетингу территорий в рамках Международного фестиваля брендинга и маркетинга OPEN в партнерстве с Центром системных бизнес-технологий SATIO, круглый стол по проблемам развития инновационного предпринимательства в партнерстве с Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского и Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, Форум «Образование и консалтинг в маркетинге» и др.

- Каким образом осуществляется содействие развитию предпринимательства и бизнеса в регионах Республики Беларусь?

- В основу нашего подхода к стимулированию данного направления положено предоставление равных возможностей для

профессионального роста собственников бизнесов и управленцев из Минска и регионов. На это был нацелен ряд наших проектов. Один из них, осуществленный Гомельским агентством регионального развития и ориентированный на повышение уровня знаний и понимания среды бизнеса у выпускников гомельских вузов и содействие их трудоустройству, завершился в этом году. К его реализации подключился широкий круг партнеров из числа гомельских вузов, а также местного бизнеса и органов местной власти. Основными участниками проекта стали более 200 студентов-старшекурсников. За их плечами сегодня - напряженная и интересная работа: тренинги по основам предпринимательства, встречи с бизнесменами Гомельской области, семинар для руководителей и капитанов команд - участников открытого чемпионата «Молодежь в предпринимательстве», а также разработка и реализация бизнес-моделей. Особый интерес представляли собой проекты с пошаговой структурой открытия и ведения бизнеса на основе собственных идей. И если изначально была запланирована разработка не менее трех моделей, то итоговое их количество составило 25. Идеи самые различные: от открытия детских кафе и караоке-клубов, предприятий по доставке обедов в офисы, швейных ателье и школы иностранных языков до обустройства автокинотеатров, релаксационных центров и бассейнов во дворах жилых домов. Одна из разработок была признана победителем регионального конкурса «Инновации - дело молодых», организованного Гомельским городским исполнительным комитетом, другая вошла в финал республиканского конкурса «100 идей для Беларуси».

Заслуживает внимания проект по подготовке и апробации учебной Программы развития предпринимательства «Сделай правильный старт». Она была подготовлена Центром системных бизнес-технологий SATЮ специально для молодых бизнесменов, начавших свое дело в течение последних пяти лет, и в этом году прошла апробацию с участием пилотной группы, сформированной на конкурсной основе. Помимо собственно занятий по трем учебным модулям - менеджмент, маркетинг и финансы - предполагаются также юридические, инвестиционные и кредитные консультации для участников. Уникальность программы в том, что в нее включены авторские мастер-классы уже состоявшихся белорусских бизнесменов. Благодаря этому молодые предприниматели из первых рук могут узнать профессиональные секреты более опытных коллег. Программа прошла успешную апробацию и, согласно решению наших партнеров, будет осуществляться Центром SATIO на постоянной основе. В будущем станет регулярной и другая программа - «Профессиональный менеджер». Она администрируется Бизнес-школой ИПМ и ориентирована на специалистов, желающих получить навыки в области управления организацией, клиентами, персоналом и финансами. Являющаяся первой дистанционной программой такого рода в Беларуси, она доступна и специалистам из регионов. Первый набор состоялся в сентябре этого года. Мы и наши партнеры ждем его первых результатов, а также новых идей и инициатив, направленных на дальнейшее развитие образования и науки нашей страны. ■

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.