Научная статья на тему 'Новая экономика: понятие, принципы, системный подход'

Новая экономика: понятие, принципы, системный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2595
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ХОЛИСТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашкус Наталия Анатольевна, Пашкус Вадим Юрьевич

Анализируются основополагающие свойства и признаки «новой экономики», которые существенным образом могут повлиять на конкурентоспособность национальных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New economy: concept, principles, the system approach

Given clause is devoted to the analysis of basic properties and attributes of "new economy". In work approaches to the analysis of the given concept are offered, the basic attributes and tendencies of " new economy " which significally can affect competitiveness of national economic systems are studied.

Текст научной работы на тему «Новая экономика: понятие, принципы, системный подход»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 330.014.32

Н.А. Пашкус, В.Ю. Пашкус

НОВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Анализируются основополагающие свойства и признаки «новой экономики», которые существенным образом могут повлиять на конкурентоспособность национальных экономических систем.

Ключевые слова: национальная система, новая экономика, глобализация, инновационный тип мышления, человеческий капитал, холистичность.

Изменение внутренней структуры национальных систем, развитие новых функциональных связей, изменение качества взаимодействия элементов этих систем способствуют возникновению качественно иных институтов в экономике. Классическая система не может справиться с новыми функциональными требованиями, так как под влиянием факторов неопределенности и риска скорость протекания процессов и качество взаимодействия элементов экономических институтов (в частности, информационного взаимодействия) принципиально меняются.

Простой перенос новых системных связей на старые институты приведет в таких условиях к искажению основных постулатов теории систем и, как следствие, к существенным нарушениям устойчивости социальноэкономических систем и резкому снижению эффективности их функционирования. Следовательно, развитие новых функциональных связей в экономики невозможно без изменения самого системообразующего принципа построения социально-экономических объектов. В этих условиях в настоящее время приобрела широкое распространение концепция новой экономики, которая существенно расширяет рамки классических социальных и экономических институтов и позволяет исследовать большие открытые системы с высоким уровнем холистичности.

Новые системообразующие тенденции наблюдаются в экономики в течение последних 10-15 лет. Возникновение столь революционных изменений объясняется вполне конкретными причинами, влияние которых постоянно усиливается и расширяется, вовлекая в данные процессы все новые и новые национальные системы, реализуя тем самым своеобразный мультипликационный эффект преобразования экономики. Можно выделить следующие причины возникновения новых системообразующих тенденций [6].

- глобализация мировой экономики и интеграция мировых рынков капитала;

- изменение методов ведения бизнеса и построения компаний (от выделения и стандартизации бизнес-процессов до реинжиниринга и стратегического менеджмента II уровня (менеджмента самообучающихся систем)), а как следствие - изменение структуры больших социально-экономических систем;

- превращение компьютерных технологий (вплоть до внедрения ERP-технологий самых высоких уровней) в «фактор выживания» компаний и целых национальных социально-экономических систем [9];

- рост электронного бизнеса (особенно B2B и B2C): Б2Б-революция («В2В-революция будет развиваться со скоростью света»);

- усиление конкуренции и дифференциации компаний и систем («придумайте что-нибудь, что сделает Вас на секунду уникальным и даст Вам уникальное конкурентное преимущество»);

- инновационность (склонность к новаторству) организационной структуры;

- капитал компании и национальной экономической системы в целом начинает все более состоять из «неощутимых активов» (знания, брэнд, человеческий капитал и.т.д.).

Под воздействием приведенных выше факторов в научный оборот вошел термин «новая экономика» (метакапитализм). Считается, что наиболее передовые фирмы (по списку Fortune 500) работают в секторах рынка, которые в большей степени являются порождением новой экономики. Вместе с тем до сих пор не существует единого признанного определения новой экономики, особенно если учесть проникновение этого термина из области бизнеса в область социально-экономических явлений и процессов. Похоже, что понятие новой экономики чрезвычайно сложно свести к какому-либо наиболее обобщенному или единственному, ибо оно связно с множеством функциональных и научных областей. Да и, вероятно, сведение этого явления к единственной дефиниции будет не совсем корректным, поскольку в процессе формулирования ограниченного описательного понятия может быть потерян глубокий и многосторонний смысл этой категории.

Рассмотрим некоторые часто употребляемые определения этого понятия.

Новой экономикой (с точки зрения масс-культуры, которая, к сожалению, проявляется и в научных статьях) называют все компании, связанные с Интернетом и рынком информационных технологий (особенно в секторе B2C - business to clients). Данное определение представляется излишне поверхностным, ибо не учитывает ни человеческий капитал, ни инновационный характер новой экономики, который делает ее действительно новой. Именно на нем основываются многие экономисты, заявляющие, что «новая экономика - это мыльный пузырь» и ничего нового в ней нет.

Новой экономикой (с позиций менеджеров компаний, «деловой» точки зрения) называют компании, работающие на быстрорастущих рынках, где главным критерием является развитие компании за счет умелых и актив-

ных предпринимательских действий ее руководства. Вместе с тем под это определение подходит практически любая компания на быстро растущем рынке. Необходимо отметить, что среди лидеров новой экономики попадаются и немолодые компании. Поэтому и это определение не годится.

И наконец, новой экономикой (с точки зрения РЯ-технологий) называется экономика, связанная исключительно с интеллектуальным потенциалом. Однако и это определение нельзя принять беспрекословно, так как инновации в 1Т-секторе, - это совсем не вся новая экономика.

Единственное, что можно отметить с большей или меньшей степенью вероятности, это то, что новая экономика как объект анализа и исследования представляет собой открытую систему со всеми вытекающими из этой характеристики системными свойствами (холистичности, дифференциации, отрицательной энтропии, цикличности событий и т.д.). Наиболее важным из этих свойств, пожалуй, является возможный характер изменений элементов системы в ответ на изменения какого-либо одного параметра, что предполагает тесную и постоянную взаимосвязь между всеми событиями, явлениями, фактами, которые происходят в рамках этой экономической системы. И это является подспорьем в попытке изучения новой экономики, объяснения некоторых закономерностей, установления соответствующих зависимостей.

Ядром новой экономики является инновационный тип мышления. Инновационный тип мышления (по мнению П. Друкера) - это ориентация на «созидательное разрушение», превращение изменений в ключевой фактор успеха: можно утверждать также, что на развитых рынках идет усиление конкуренции и превращение инновационного процесса не только в достаточный, но и необходимый (критический) элемент успеха. Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами (идеи, технологии и стратегии объединения и использования главных информационных ресурсов компании). Преимущества получают те компании, которые могут быстро реагировать на изменения на рынке и адаптироваться к новым условиям в реальном времени, научились постоянно менять свою структуру, методы ведения бизнеса, продукцию и услуги [11]. Интеллектуальный капитал стал главнейшим фактором в развитии новой экономики, ибо огромные доходы можно получить от оригинальных идей, а также технологий и моделей ведения бизнеса («если Вы можете что-то потрогать, то это, возможно, не так уж и ценно»). Таким образом, можно полагать, что наукоемкие продукты стали определяющим фактором экономического роста. Данное утверждение относится не только к фирмам-инноваторам, но и фирмам-имитаторам «формируется устойчивая тенденция наделения товара интеллектуальным имиджем, что также является отличительной особенностью товара и рынка в условиях «новой экономики»» [2].

Естественно, новая экономика порождает и новую культуру, совершенно видоизменяются социальные институты. Изменяются традиционные представления о жизненных и семейных ценностях, профессии, призвании. Разрушаются основы стандартных подходов, при помощи которых можно было изучать традиционное общество потребления [10]. Само общество потребителей становится фрагментарным, движимым желанием принадлежать к определенной группе, быть похожим на кого-либо или же, наоборот, выделяться на общем фоне, и все это - посредством потребления. «Нравится нам это или нет, но мы превращаемся в само-сегментируемых потребителей» [6. С. 53]. И в этом процессе происходит и одновременное изменение ценностей: если найдутся те, кто будет утверждать, что ценности - неизменная с течением времени категория, «это можно легко опровергнуть, просто взглянув на обложку журнала Playboy 1960-х и сравнить ее с обложкой современных журналов, таких как Elle или Cosmopolitan» [6. С. 125].

Следовательно, прежде чем переходить к поиску устойчивых путей обновления российской экономики и эффективного развития социальноэкономических национальных систем, необходимо определить те основные черты, которым должна удовлетворять новая экономическая система. Рассматривая данные характеристики, нельзя забывать, что новая экономика развивается и расширяется в область новых традиционных сфер экономики, следовательно, этот термин постоянно обновляется [1]. Итак, выделим основные черты новой экономики:

Во-первых, новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, на первый план выходит интеллектуальная составляющая товара и услуги, так как от оригинальных идей, технологий и моделей ведения бизнеса можно получить огромные доходы. Наукоемкие продукты (услуги) стали определяющим фактором экономического роста, что относится не только непосредственно к инноваторам, но и к имитаторам. Формируется устойчивая тенденция наделения товара интеллектуальным имиджем, что также является отличительной особенностью товара и рынка в условиях новой экономики.

Во-вторых, обработка и обмен информацией стали более мощными системообразующими факторами и более эффективными средствам управления инновационными процессами, чем классические системные связи и перемещение физических товаров [4]. Для обмена информацией практически отсутствуют барьеры. Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами (идеи, технологии и стратегии объединения и использования главных информационных ресурсов компании). Обеспечение же таких компаний человеческим капиталом непосредственно зависит от эффективности инновационных социально-экономических процессов, в результативности которых обмен информации также приобретает все большее значение.

В-третьих, фокус окончательно сместился с производства товаров на оказание услуг. Большая часть рабочей силы занята сегодня в сфере услуг (в частности, образовании) или обработки информации.

В-четвертых, в этих условиях особое значение приобретает уже не физическая составляющая капитала, но капитал человеческий и, что особенно важно, социальный.

В-пятых, на развитых рынках идет усиление конкуренции и превращение инновационного процесса не только в достаточный, но и необходимый (критический) элемент успеха. С одной стороны, в новой экономике преимущества первопроходца еще более значительны, чем ранее, а с другой -победитель (лидер) получает все.

В-шестых, усиление конкуренции неразделимо с усилением кооперации - конкуренты объединяют свои усилия (не переставая конкурировать по другим процессам и продуктам) в целях выхода на принципиально иной конкурентный уровень и вынуждены работать со своими партнерами и конкурентами в режиме полноты информации. Полнота информации предполагает, что партнеры обязаны оперативно (в режиме реального времени) предоставлять друг другу всю необходимую информацию о связывающих их процессах.

В-седьмых, новая экономика - это экономика взаимосвязей и взаимозависимостей. Изменяется отношение как к самой организации, так и к рынку, возникают новые возможности привлечения потребителей. Экономика делается все более и более холистичной (изменения, происходящие где-то, чувствуются практически всеми участниками рынка). Произошел переход в сознании производителя от пассивной маркетинговой стратегии («найди потребность и удовлетвори ее») к активной («создай потребность и удовлетвори ее»). Естественно, в современном мире бурное развитие телекоммуникаций дает возможность влиять на массовое сознание, позволяет быстро (и с меньшими издержками) создать массовую потребность. ИТ-технологии позволяют персонифицировать информацию и товар так, чтобы они наиболее полно удовлетворяли потребностям конкретного клиента.

В связи с тем, что доля информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя велика, особое значение приобретают знание своих конкретных потребителей, воспроизводство этих потребителей (лучше всего расширенное), трансформация собственной организации под их интересы и запросы.

В новой экономике риск, неуверенность и постоянные изменения являются правилом (а не исключением из него). Такая экономика должна породить принципиально новый тип организации (предпринимательские организации и иные формы мягких систем) и, следовательно, новые подходы к управлению этими системами. Новая экономика не отрицает риск и неоп-

ределенность, она его учитывает, функционируя в этой среде. Поэтому особое значение приобретают системное представление деятельности и исследование ситуаций неопределенности. [5; 8; 9]

Мобильность новых экономических систем, их адаптационные способности и скорость саморазвития непосредственно зависят от инновационных способностей и креативности их персонала. Тем самым новые экономические тенденции должны охватывать все институты национальной экономики, так как только в этом случае возможно обеспечение фирм новой экономики необходимым человеческим капиталом. Следовательно, скорость проникновения и закрепления новых экономических тенденций непосредственно зависит от широты охватывающих экономическую систему преобразований. Можно достичь определенных успехов на этом пути в рамках конкретной компании, привлекая новаторов со всего мира, но для того чтобы достичь обновления национальной экономики, необходимо создать принципиально новые социально-экономические институты и процессы, которые бы поддерживали необходимые инновационные направления.

Новые экономические системы по своей сути должны быть максимально открытыми, что предполагает постоянный информационный обмен системы с окружающей средой (другими элементами социально-экономических макросистем), а также быструю и эффективную информационную циркуляцию внутри системы. Качество и скорость информационных процессов в открытых системах будут непосредственно определять степень их адаптируемости. Таким образом, качество и скорость информационных процессов и эффективная устойчивость их информационной структуры должны стать необходимыми факторами распространения новаций.

Новые экономические институты, будучи в полной мере открытыми системами, стремятся к росту холистичности (приобретению новых системообразующих связей, непосредственно отражающихся на скорости информационного обмена в системе) и поиску новых эквифинальных состояний (устойчивых состояний качественно иного уровня). В условиях же информационного дефицита системообразующие связи становятся все более формальными и ненадежными, что в конечном итоге приводит либо к их разрыву, либо к существованию в номинальной форме. Как утверждают Нордстрем и Риддестралле, такие преобразования происходят, например, с институтом семьи в странах Европы [6]. Сокращение системообразующих связей будет непосредственно отражаться на управляемости всех процессов, протекающих в системе и, как следствие, на их эффективности.

Для достижения мультипликационного инновационного эффекта в экономике необходим рост холистичности (при сохранении эквифинальности системы), а следовательно, постоянное совершенствование информационной структуры. Более того, даже локальное снижение скорости информационных

процессов может привести к ускоренному системному распаду. Таким образом, при формировании систем новой экономики мультипликационные эффекты могут иметь как конструктивный, так и деструктивный аспект.

Устойчивость инноваций в новых экономических системах также зависит от эффективности их информационной структуры, так как распространение инноваций (непосредственно усиливающих формирование новых экономических систем) происходит в условиях полноты информации. Эффективность же реформирования социально-экономических систем под воздействием инновационных процессов зависит от качества и скорости закрепления системообразующих связей.

Тем самым устойчивое инновационное развитие социальноэкономической сферы должно происходить по информационному типу. Специалисты считают, что такой тип развития и, что точнее, устойчивого экономического роста носит антиэнтропийный характер и приводит к заметному росту эффективностей связей и процессов в экономических системах [4. С. 99-100]. Информационный тип экономического роста не связан с проблемой «затраты-выпуск», это преимущественно эндогенный рост. Косвенными признаками информационного характера развития являются высокий образовательный уровень населения и высокая степень доступности информации. А это и есть те основные приоритеты, выдвигаемые инновационными реформами социально-экономической сферы.

Таким образом, для достижения конструктивного эффекта инновационного реформирования в соответствии с заявленными реформой целями необходимо построение такой структуры объекта реформирования, которая бы обеспечила наибольшую полноту информации и наивысшую скорость информационных процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бейкер Д., Абрахамс П. «Новая экономика» - это почти миф // Ведомости. 2001. 18 окт.

2. Друкер П. Ф. Новое общество организации // Вестн. СПбГУ. Сер. 8. 2004. Вып. 1.

3. Минс Г., Шнайдер Д.. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: Какими будут компании и рынки в XXI веке. М., 2001.

4. Николаева Т. П. Основы информационной экономики. СПб., 2001.

5. Новая экономика: миф и реальность // ПТиПУ. 2001. №6.

6. Нордстрем К., Риддестрале Й. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта. 2-е изд. СПб.: Стокгольмская школа бизнеса в Санкт-Петербурге, 2006.

7. Пашкус Н. А. Новая экономика и культура постмодерна // Становление информационной экономики: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.В. Корнейчука. СПб.: Нестор, 2006.

8. Пашкус Н.А. Применение специального распределения «Дельта квадрат» при оценке финансовых рисков, ассоциируемых с проектом // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. 1999. Вып. 2.

9. Пэйтел К., Мак-Картни М. П. Секреты успеха в электронном бизнесе. СПб.: Питер, 2001.

10. Collis D.J., Montgomery C.A. Competing on resources: Strategy for the 1990s // Harvard business review. 1995. Jul-Aug.

11. Drucker P. Managing in a Time of Creat Change. NY., 1995.

Поступила в редакцию 14.12.06

N.A. Pashkas, V. Y. Pashkas

New economy: concept, principles, the system approach

Given clause is devoted to the analysis of basic properties and attributes of "new economy". In work approaches to the analysis of the given concept are offered, the basic attributes and tendencies of " new economy " which significally can affect competitiveness of national economic systems are studied.

Пашкус Наталия Анатольевна

Российский государственный педагогический университет 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6.

Е-mail: pashkusnat@yandex. ru

Пашкус Вадим Юрьевич

Санкт-Петербургский государственный университет 191123, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62.

Е@mail: pashkus@pisem. net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.