Научная статья на тему 'Новаторство и инновации в военно-образовательном процессе'

Новаторство и инновации в военно-образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ / КРИТЕРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ / INNOVATION / MILITARY EDUCATIONAL PROCESS / SOURCES OF INNOVATIONS / CRITERIA OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаргай В. Б., Жакупов Т. Б.

В статье рассматриваются вопросы инновационного обеспечения образовательного процесса в военном вузе: источники и критерии педагогических новшеств, этапы внедрения инноваций, опыт сотрудничества субъектов целостного военно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN MILITARY EDUCATIONAL PROCESS

The present article discusses and analyses some theory and practice of innovations in military education: sources of updating of educational process, criteria of pedagogical innovations, and issues of collaboration of subjects of educational process at military institute.

Текст научной работы на тему «Новаторство и инновации в военно-образовательном процессе»

УДК 378.141.4 Gargay V.B., Gakupov T.B. INNOVATIONS IN MILITARY EDUCATIONAL PROCESS. The present article discusses and analyses some theory and practice of innovations in military education: sources of updating of educational process, criteria of pedagogical innovations, and issues of collaboration of subjects of educational process at military institute.

Key words: innovation, military educational process, sources of innovations, criteria of pedagogical innovations.

В.Б. Гаргай, д-р пед. наук, проф. каф. военной педагогики и психологии НВИ ВВ МВД России, г. Новосибирск, E-mail: v-gargai@yandex.ru; Т.Б. Жакупов, полковник, начальник кафедры военной педагогики и психологии НВИ ВВ МВД России, г. Новосибирск, E-mail: gakypovtemirlan@yandex.ru

НОВАТОРСТВО И ИННОВАЦИИ В ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются вопросы инновационного обеспечения образовательного процесса в военном вузе: источники и критерии педагогических новшеств, этапы внедрения инноваций, опыт сотрудничества субъектов целостного военно-образовательного процесса.

Ключевые слова: инновация, военно-образовательный процесс, источники инноваций, критерии педагогических новшеств.

Педагогическая практика показывает, что преподавание учебных дисциплин в высшей военной школе в существующей форме исчерпывает свои возможности. Оно ориентировано на экстенсивный путь развития, суть которого в дальнейшей дифференциации учебных предметов и увеличении объема изучаемого материала, ведущего, в конечном счете, к перезагрузке учебной деятельности курсанта и превращение процесса учения в «школу памяти». В этих условиях внедрениях новых технологий интенсификации обучения на основе межпредметных методик обучения позволит повысить уровень профессиональной подготовки будущих офицеров войск [1].

Понятие «инновация» имеет латинское происхождение (т

- в; novus - новое) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение», т.е. ввод чего-то нового, введение новизны.

Новшество - явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового. Инновация - это процесс освоения (внедрения) нового. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по фор-

мированию и развитию содержания и организации нового. Нововведение определяет и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей-инноваторов.

Сегодня в сфере военного образования внедряется большое количество инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. Конечно следует различать реформы и педагогические инновации (таблица 1).

Реформой называют нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности ВУЗа.

К нововведениям в сфере военного образования относятся следующие представленные ниже изменения [2].

Таблица 1

Нововведения в сфере образования

Таблица 2

Источники обновления образовательного процесса в учреждениях образования

Источники обновления образовательного процесса в учреждениях образования

Творчество Гуманитаризация Условия для внедрения инноваций

Творчество преподавателей и руководителей в их инновационной деятельности, включающей создание, освоение и использование педагогических новшеств Гуманитаризация содержания образования (наполнение содержания учебного процесса с учетом интересов личности) и возрастание роли и авторитета педагогического знания в преподавательской среде Внимательный анализ руководителями вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения

Однако не все нововведения можно трактовать как педагогические инновации. Педагогические инновации являются результатом деятельности людей внутри военного образования.

К педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

- в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по предметам обучения;

- во внутренней организации деятельности военного института;

- в отношениях «преподаватель - курсант»;

- в методах обучения.

Источниками обновления и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса через инновации в военноучебном заведении могут быть следующие (таблица 2).

Инновационную педагогическую деятельность преподавателя и руководителя можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям системы организации учебного процесса и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности [2].

Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику новшества, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения новшество характеризуются динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние среды на само нововведение. Динамика этих характе-

ристик во времени и образует жизненный цикл нововведений. Полный жизненный цикл условно включает пять стадий: «старт», «быстрый рост», «зрелость», «насыщение», «финиш» или «кризис».

Таким образом, нововведение есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл). Структура инновационного процесса меняется по мере перехода новшества от одной стадии к другой.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт наших исследований, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте показаны в таблице 3.

Таблица 3

Возможность применения инновации в массовом опыте

Критерии педагогических новшеств

Новизна Один из основных критериев оценки педагогических исследований, основной результат творческого процесса, свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Отвечает на вопрос: «В чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны?» Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, - отличающиеся степенью известности и областью применения

Оптимальность Затрата сил и средств для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности

Результативность Определенная устойчивость положительных результатов в деятельности. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания

Возможность творческого применения Если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности преподавателя, то вряд ли можно говорить о педагогическом новшестве

Знание критериев оценки педагогических инноваций и умение их использовать создают основу для педагогического творчества, освоение профессионально-педагогической культуры -от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.

Одной из форм педагогических инноваций, на наш взгляд, является расширение и интенсификация межпредметных связей как на кафедральном уровне, что давно используется и практикуется, так и межкафедральном уровне. Ведь очевидна потребность межпредметных связей между кафедрами военной педагогики и психологии и кафедрами тактики и тактики войск, кафедрой гуманитарных и социально - экономических дисциплин и кафедрой военной педагогики и психологии. И эти связи в разной степени действуют и требуют своего расширения [3].

Межпредметные связи кафедры физической подготовки и кафедры военной педагогики и психологии налажены слабо. А это и методики релаксации - нервно-мышечной и аутогенной, и технологии медитации и самопрограмирования и самовнушения которые необходимы для подготовки офицера к действиям в экстремальных ситуациях связанных с риском для жизни. Эти психологические программы важны и в ходе отработки приемов рукопашного боя для минимизации чувства самосохранения, умения владеть психологическими «якорями» для обостренной реакции на физическую опасность и т.д.

Немаловажное значение имеет инновации в системе «преподаватель-курсант».

Преподаватели института отличаются друг от друга многими личностными характеристиками, и поэтому новая педагогическая технология будет весьма разнообразной. Однако у них есть и общая черта, объединяющая усилия по перестройке педагогического процесса. Такой чертой является интеллектуальная способность к диалогу со слушателями.

Перестройка мышления педагога в значительной степени связана с переходом от монологических способов преподава-

ния, получивших широкое распространение в военной школе, к, преимущественно, диалогическим. Диалог, со времен древнегреческой цивилизации являющийся высшей формой духовности, должен стать неотъемлемым элементом не только всего образования как социо-культурной системы, но и мышления каждого педагога. Педагогическое мышление требует такой организации интеллектуального общения педагога с курсантами в процессе обучения, которая позволяла бы сделать диалогичными все основные его формы, в том числе и лекционные курсы. Конечно, нет смысла стремиться к тому, чтобы лекция постоянно прерывалась репликами слушателей. Педагог, овладевший новой методикой, в состоянии добиться в процессе лекции внутреннего диалога со слушателями, создать творческую атмосферу совместного поиска истины. Переход к диалогической системе учебного процесса позволяет расширить простор для проявления инициативы и творчества слушателей, способных по-новому решать учебные задачи. В условиях диспутов и дискуссий происходит сопоставление разных подходов и точек зрения, наиболее полно раскрываются интеллектуальные возможности обучаемых.

Диалог служит основой глубокого взаимопонимания людей, их прочного духовного единения. Главная задача педагога как воспитателя - научиться понимать слушателей в процессе диалога, проникаться их чувствами и мыслями, оставаясь при этом самим собой, обеспечивая высокую информативность преподавания.

Диалогизация учебного процесса требует изменения характера взаимоотношений между преподавателем и курсантом, установления иного типа взаимодействия между научной и учебной деятельностью. Для развития мышления педагога научная деятельность уже не просто желательный компонент, а необходимый фактор его профессиональной подготовки [4].

Инновационный подход предполагает выработку у педагога способности и жгучей потребности постоянно находиться в потоке новых идей, сохраняя при этом целостность своего духовного облика.

Библиографический список

1. Гаргай, В.Б. Актуальные проблемы инновационного образования в России и на Западе на современном этапе: монография / В.Б. Гаргай, Д.А. Метёлкин, К.А. Кипа. - Новосибирск, 2011.

2. Гаргай, В.Б. Педагогическая инноватика (методические материалы по экспериментальному спецкурсу) / В.Б. Гаргай, М.Н. Захаров. -Новосибирск, 2010.

3. Гаргай, В.Б. К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании // В.Б. Гаргай, С.А. Степанов, К.А. Кипа // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 12.

4. Гаргай, В.Б. Механизмы формирования технопаркового мышления в условиях устойчивого развития региона // В.Б. Гаргай, М.Н. Захаров, С.А. Баланов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 12.

Bibliographiya

1. Gargayj, V.B. Aktualjnihe problemih innovacionnogo obrazovaniya v Rossii i na Zapade na sovremennom ehtape: monografiya / V.B. Gargayj, D.A. Metyolkin, K.A. Kipa. - Novosibirsk, 2011.

2. Gargayj, V.B. Pedagogicheskaya innovatika (metodicheskie materialih po ehksperimentaljnomu speckursu) / V.B. Gargayj, M.N. Zakharov. -Novosibirsk, 2010.

3. Gargayj, V.B. K voprosu o nauchno-metodicheskom soprovozhdenii innovacionnihkh processov v obrazovanii // V.B. Gargayj, S.A. Stepanov, K.A. Kipa // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2009. - № 12.

4. Gargayj, V.B. Mekhanizmih formirovaniya tekhnoparkovogo mihshleniya v usloviyakh ustoyjchivogo razvitiya regiona // V.B. Gargayj, M.N. Zakharov, S.A. Balanov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 12.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 377. 031.4 +53

Imashev G. INNOVATIVE APPROACHES IN DEVELOPMENT OF POLYTECHIC EDIKATION IN THE COURSE OF PHYSICS TRAINING AT HIGH SCHOOL. The necessity of increasing the the polytechnic trying of learners in the process of learning physical basis of main directions of scientific-technical progress in modern stage is shown in dissertation on the basis of scientific pedagogical analyse of theory and practices of polytechnical physics teaching. The most important tendencies, characterizing the development of polytechnical teaching in the process of physics learning in secondary school are revealed and based. The content of polytechnical material of teaching the school course of physics in modern conditions in accordance with the requirements of scientific technical progress is defined. Methods of learning the physical bases of modern production are prepared. The model of polytechnical education of learners in the process of physics teaching is created, its criterions degrees, exponents are defined and its effectiveness is experimentally proved.

Key words: scientific - technical progress, methodical system of physics teaching, conception model, modern production, ecological education, polytechnical purposefully, proforientation.

Г. Имашев, проф. каф. физики Атырауского гос. университета им. Х. Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: gizim@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В исследовании рассмотрены социально-экономические и педагогические основы совершенствования политехнической подготовки учащихся при изучении физики в средней школе. На основании научно-педагогического анализа теории и практики политехнического обучения физике в средней общеобразовательной школе показана необходимость усиления политехнической подготовки учащихся в процессе изучения физических основ главных направлений научно-технического прогресса на современном этапе. Разработана концептуальная модель педагогической системы политехнического образования в средней общеобразовательной школе, состоящая из трех подсистем: цели и задачи политехнического образования в средней общеобразовательной школе; механизмы реализации принципа политехнизма в курсе физики; результаты политехнического образования в процессе обучения физике.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, методическая система обучения физике, концептуальная модель, современное производство, экологическое образование, политехническая направленность, профориентация.

В данной работе исследуется один из аспектов совершенствования изучения физики в средней школе - проблема политехнического образования в современных условиях. В условиях научно-технической революции школа должна давать не только определенную сумму знаний, но и научить будущего специалиста творчески мыслить, самостоятельно совершенствовать, обновлять и развивать свои знания. Знание политехнических основ современного, интенсивно развивающегося производства не только поможет молодежи быстро овладеть той или иной специальностью, но и сделает ее профессионально востребованной и мобильной. Политехническое образование рассматривается здесь как процесс и результат усвоения систематизированных знаний по общим научным основам современного производства, формирования умений и навыков, необходимых для обращения с типичными (доступными) орудиями труда, распространенными в различных отраслях. Конечная цель такого образования - выработ-

ка качеств личности, позволяющих свободно ориентироваться во всей системе общественного производства^].

Отдельные аспекты политехнического образования учащихся исследовались отечественными и зарубежными учеными в разные периоды развития педагогической науки. Проблемы политехнизма были и остаются одними из главных в педагогической науке и практике общеобразовательной школы. Этим проблемам посвятили свои исследования физики-методисты Л.И. Резников, В.Г. Разумовский, А.В. Усова, А.И. Бугаев, Н.Т. Глазунов, С.У. Гончаренко, Б.М. Мирзахмедов, Е.Д. Щукин и другие. Они определили содержание прикладного материала курса физики, ими раскрыта структура политехнических знаний и методика ознакомления учащихся с главнейшими отраслями современного производства.

Проведенный нами анализ показал, что всё ещё остаются нерешенными и невыясненными многие вопросы, связанные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.