Научная статья на тему 'Нормы о деятельном раскаянии в истории российского уголовного законодательства и законодательстве зарубежных стран'

Нормы о деятельном раскаянии в истории российского уголовного законодательства и законодательстве зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1054
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОЕ РАСКАЯНИЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СМЯГЧАЮЩИЕ ВИНУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОГО РАСКАЯНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стадник М.А.

В статье автор определяет момент зарождения первых норм о деятельном раскаянии, а также особенности их становления и тенденции развития. В соответствии с временной хронологией выделены исторические периоды и подпериоды, отражающие эволюцию института деятельного раскаяния, дана характеристика каждого из них. Проведен сравнительно-правовой анализ норм о деятельном раскаянии уголовных кодексов зарубежных стран и Уголовного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стадник М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормы о деятельном раскаянии в истории российского уголовного законодательства и законодательстве зарубежных стран»

УДК 343.234.5

М.А. Стадник

нормы о деятельном раскаянии в истории российского уголовного законодательства и законодательстве зарубежных стран

В статье автор определяет момент зарождения первых норм о деятельном раскаянии, а также особенности их становления и тенденции развития. В соответствии с временной хронологией выделены исторические периоды и подпериоды, отражающие эволюцию института деятельного раскаяния, дана характеристика каждого из них. Проведен сравнительно-правовой анализ норм о деятельном раскаянии уголовных кодексов зарубежных стран и Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: деятельное раскаяние, освобождение от уголовной ответственности, смягчающие вину обстоятельства, элементы деятельного раскаяния.

В современном уголовном законодательстве России институт деятельного раскаяния имеет самостоятельное юридикоправовое значение и представлен целым комплексом субинститутов (в контексте института деятельного раскаяния содержатся такие субинституты, как обстоятельства, смягчающие наказания - ст. 61 УК РФ; общее основание освобождения от уголовной ответственности - ст.75 УК РФ; специальный случай освобождения от уголовной ответственности -некоторые статьи Особенной части УК РФ), что дает возможность говорить о нем именно как о комплексном (совокупном) институте.

Рассматривая данный институт через призму истории его зарождения, развития и функционирования, условно можно выделить три основных формирующих периода:

1. Зарождение и развитие института деятельного раскаяния в уголовном праве дореволюционной России (IX - начало XX вв.).

2. Тенденции развития деятельного раскаяния в уголовном праве Советского периода (октябрь 1917 г. - до декабря 1991 г.).

3. Деятельное раскаяние в постсоветском уголовном законодательстве (после декабря 1991 г.).

Поскольку первый выделенный нами период са-мыйдлительныйпопродолжительностиинасыщен-ный различными источниками уголовного права, мы пришли к выводу о целесообразности представления его более мелкими подпериодами, детализирующими развитие норм о деятельном раскаянии.

1 этап. Зарождение и становление норм о деятельном раскаянии в отсутствие единого унифицированного и кодифицированного источника уголовного права (XI в. - до 1649 г.). Данный период характеризуется длительным отсутствием каких-либо норм, содержащих признаки (элементы) деятельного раскаяния, вплоть до принятия Судебника 1950 года, в котором впервые появилась норма, закрепляющая такой элемент деятельного раскаяния, как «возмещение причиненного ущерба или заглаживание вреда». Таким образом, зарождение и первое официальное закрепление норм о деятельном раскаянии датируется концом XV - началом XVI вв. (подобной позиции придерживаются такие ученые, как А.Г. Антонов [1, с. 9], С.Н. Шатилович [2, с. 13], а не XI веком (начиная с Русской Правды, как полагают многие правоведы, среди которых Н.И. Ланге [3, с. 188, 242], В.А. Кушнарев [4, с.10], И.А. Батаев, С.В. Молчанова [5, с. 8], Н.С. Александрова [6, с. 8]).

2 этап. Развитие и эволюция отдельных норм о деятельном раскаянии в период кодификации уголовного законодательства (1649 - 22 марта 1903 гг.). Характеризуя данный этап, в нем можно выделить несколько видов деятельного раскаяния:

- становление отдельных элементов деятельного раскаяния как общих обстоятельств, смягчающих вину (Соборное уложение 1649 г. - гл.2 ст. 11, Артикул воинский 1717 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. - гл. 3 ст. 140, Уголовное уложение 1903 г.), с тенденци-

Стадник Мария Андреевна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России e-mail: kursantochkamaria@mail.ru © Стадник М.А., 2016 Статья получена: 23.11.2015

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

ей на их численное увеличение;

- становление отдельных элементов деятельного раскаяния в качестве специальных случаев смягчения вины по конкретным преступлениям (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. - ст. 319, 320, 322, 324 и др., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. - ст.13, Уголовное уложение 1903 г., которое впервые в истории развития уголовного законодательства закрепило нормы, предусматривающие специальное смягчение наказания в связи с деятельным раскаянием за совершение некоторых преступлений против собственности);

- законодательное закрепление специальных оснований освобождения от уголовного наказания в связи с деятельным раскаянием (Уголовное уложение 1903 г. - ст. 127 и др.).

3 этап. Стагнация в развитии норм о деятельном раскаянии и всего уголовного законодательства (после 22 марта 1903 - октября 1917 гг.).

Характеризуя древнерусское законодательство, необходимо отметить размытость границ между уголовным наказанием и уголовной ответственностью, что, в свою очередь, приводит к тому, что освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием равнозначно освобождению от наказания в связи с деятельным раскаянием. В большинстве же своем деятельное раскаяние выступает как обстоятельство, «смягчающее или уменьшающее вину».

Также зачастую законотворцем смешивается возмещение причиненного ущерба и (или) заглаживание вреда, причиненного в результате преступления, выступающего как содержательный элемент деятельного раскаяния, с уголовно-правовой санкцией за совершенное противоправное деяние (особенно на ранних этапах развития законодательства); отождествляются элементы смежных оснований освобождения от уголовной ответственности - возмещение причиненного ущерба и (или) заглаживание вреда, причиненного в результате преступления, - при деятельном раскаянии и при примирении с потерпевшим.

При этом материальный элемент деятельного раскаяния - возмещению ущерба и (или) заглаживанию вреда, причиненных в результате преступления, - имеет двойное значение: компенсационно-восстановительное в отношении потерпевшего и бюджетно-накопительное в отношении государства (в лице царя, князя и т.п.).

В подавляющем большинстве нормативно-правовых актов исследуемого периода не учитывается признак (элемент) чистосердечности раскаяния. Исключение составили лишь Уложение о наказаниях уголовно-правовых и исправительных 1845 г. и Устав о наказаниях, налагаемых

мировыми судьями, 1864 г. Данный факт позволяет говорить о том, что уже с древних времен в институт деятельного раскаяния закладываются только правовые аспекты, исключающие нравственно-психологическую сторону явления.

Кроме того, ни в одном из проанализированных законодательных источников нет ни единого указания на изменение и (или) утрату общественной опасности лицом, совершившим определенные законодателем позитивные постпреступные действия, составляющие деятельное раскаяние.

Итак, деятельное раскаяние на протяжении всего рассматриваемого нами исторического периода представлено лишь отдельными элементами, не имеет законодательно закрепленной формулировки в виде конечного названия «деятельное раскаяние», и, как правило, каждый из элементов деятельного раскаяния работает только в конкретной ситуации и носит индивидуальный характер, то есть отсутствует системность его применения. Таким образом, отсутствуют основания утверждать о наличии как сформированного комплексного института деятельного раскаяния, так и о наличии полноценно состоявшихся его субинститутов (деятельное раскаянии как основание, смягчающее наказание, деятельное раскаяние как общее или частное основание освобождения от уголовной ответственности). Вместе с тем ярко выражена тенденция на увеличение составов преступлений, по которым предусматривалась возможность смягчения наказания или освобождение от него (ответственности) в связи с деятельным раскаянием, и принцип преемственности и накопления опыта предыдущего законодательства в части формирования признаков позитивного посткриминального поведения лица, которые впоследствии и стали составными частями деятельного раскаяния.

Советский период - один из важнейших в развитии института деятельного раскаяния, отличающийся противоречивым и неоднозначным характером политики государства (в том числе в области уголовной политики) и насыщенный различными преобразованиями в общественной жизни. В связи с этим данный период можно разделить на несколько подпериодов:

1. Нормы о деятельном раскаянии в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны в России (октябрь 1917 - октябрь 1922 гг.):

- в различных нормативно-правовых актах представлены только специальные виды освобождения от наказания (ответственности) в связи с деятельным раскаянием, а с принятием Руководящих начал по уголовному праву РСФСР, заменивших разрозненные уголовно-правовые нормы, нормы о деятельном раскаянии и вовсе не нашли своего законодательного закрепления,

- определенная направленность действия рассматриваемых норм: особое внимание уделялось преступлениям, связанным с уклонением от мобилизации, дезертирством, взяточничеством.

2. Нормы о деятельном раскаянии в период новой экономической политики и индустриализации (конец 1921-1929 гг.): начало новой государственной политики ознаменовалась принятием первого в истории России Уголовного кодекса РСФСР, содержавшего лишь один частный случай освобождения от наказания в связи с деятельным раскаянием. Данное положение было перенесено и в Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. Это позволяет говорить о фактическом отсутствии норм о деятельном раскаянии в рассматриваемый нами подпериод.

3. Деятельное раскаяние в период массовых репрессий (конец 1920-х - начало 1950-х гг.): функционирование института деятельного раскаяния приостановлено.

4. Нормы о деятельном раскаянии в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): нашли свое законодательное закрепление в отдельных нормативно-правовых документах в качестве специального вида освобождения от уголовной ответственности и смягчающего наказания обстоятельства. Деятельное раскаяние выступало военно-политическим и экономическим инструментом в руках властей, и необходимость его законодательного закрепления и реализации определялась именно верхушкой политической власти, а не интересами членов общества, потерпевших от преступления (например, весомую роль играли такие преступления, как дезертирство, измена Родине, дача взятки и посредничество во взяточничестве).

5. Развитие норм о деятельном раскаянии в послевоенные годы (1946-1952 гг.) было направлено на реабилитацию и восстановление прав отдельных категорий советских граждан посредством освобождения от ответственности или смягчения вины за совершение последними ряда действий, представляющих собой отдельные элементы деятельного раскаяния.

6. Эволюция и действие деятельного раскаяния в условиях новой уголовной политики и либерализации политики страны в целом (1953 - декабрь 1991 гг.):

- впервые на законодательном уровне закреплены общие положения о смягчении ответственности в связи с деятельным раскаянием,

- значительно расширен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность,

- тенденция на увеличение норм, содержащих специальныеоснованияосвобожденияотуголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

В целом, говоря о советском периоде развития норм о деятельном раскаянии, необходимо отме-

тить ряд присущих ему особенностей.

По сравнению с дореволюционным периодом чаще стало появляться выражение «освобождение от ответственности», а не «от наказания», что позволяет говорить о том, что положено начало формирования самостоятельного уголовно-правового института освобождения от ответственности в целом и деятельного раскаяния в качестве самостоятельного основания освобождения от уголовной ответственности.

Деятельное раскаяние как обстоятельство смягчения ответственности реализуется законодателем в двух аспектах: во-первых, оно рассматривается как уголовно-правовая категория с присущими ей элементами, во-вторых, находит свое закрепление как альтернатива правовому (явка с повинной) морально-психологический элемент -чистосердечность раскаяния.

Деятельное раскаяние как обстоятельство, смягчающее ответственность, получило возможность дальнейшего развития в качестве самостоятельного института, так как была детализирована его содержательная часть и на законодательном уровне закреплены элементы, наличие которых должно было быть обязательным при учете его в качестве данного обстоятельства. Кроме того, законодателем успешно и активно использовалась практика законодательного закрепления специального основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по различным видам преступлений. Однако общей нормы, закрепляющей положение о деятельном раскаянии, в уголовном праве советского периода так и не появилось.

Таким образом, практика применения норм о деятельном раскаянии показала свою эффективность и целесообразность и была взята на вооружение законодателем при разработке будущего уголовно-правового законодательства.

После распада СССР начался новый этап в развитии уголовного законодательства и функционировании уголовно-правовых институтов. В уголовной политике нового государства был взят курс на гуманизацию уголовно-правовых отношений и поиск альтернатив жестоким видам наказания, а институт деятельного раскаяния стал компромиссным средством противодействия преступности: впервые в истории всего законодательства России получил в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года за ним закрепился термин «деятельное раскаяние», он приобрел статус самостоятельного института и юридическое значение именно как комплексный.

По сравнению с законодательством прошлых лет в современном кодексе расширен и конкретизирован перечень элементов, составляющих

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

деятельное раскаяние, и условий (признаков), наличие которых обусловливает возможность его применения. Также произошел окончательный отказ законодателя от такого морально-психологического признака, как чистосердечное раскаяние, тем самым деятельное раскаяние стало исключительно правовой категорией. При этом сохранилась тенденция на расширение перечня составов, содержащих примечания-нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в соответствии с изменяющимися условиями общественной жизни и потребностями общества и государства.

Институт деятельного раскаяния, включенный в УК РФ, был сформирован с учетом многолетнего исторического опыта его развития, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Так, Комитет министров Совета Европы в своих официальных рекомендациях государствам-членам относительно упрощения уголовного правосудия заключил следующее: «В зависимости от своих конституционных положений государства-члены должны пересматривать свое законодательство, касающееся внесудебного урегулирования, для того чтобы орган, компетентный в уголовных вопросах, и другие правоприменяю-щие органы могли на этой стадии обеспечивать возможность внесудебного урегулирования споров, особенно при малозначимых правонарушениях... Законом должны предусматриваться условия, которые соответствующие органы могут поставить перед подозреваемым, а именно: выплата денежной суммы государству или государственной или благотворительной организации; возмещение причиненного в результате уголовного правонарушения вреда и восстановление прав потерпевшего; предоставление потерпевшему соответствующей компенсации либо до урегулирования, либо в качестве его составной части». Из этого видно, что в УК РФ хоть и не в полной мере, но частично реализовано данное положение.

Нормы о деятельном раскаянии в законодательстве зарубежных стран могут быть представлены так же, как и в Уголовном кодексе России: деятельное раскаяние, закрепленное в Общей ча-

сти Уголовного кодекса (в качестве общего основания освобождения от ответственности и в качестве смягчающего обстоятельства), и Особенной части (как специальное основание освобождения от уголовной ответственности) [1, с. 35].

Примечательно, что в ряде зарубежных стран вообще отсутствуют какие-либо общие нормы о деятельном раскаянии (ФРГ, Япония), но это компенсируется хорошо отлаженным механизмом реализации неограниченного (широкого) судейского усмотрения (усмотрения органов правосудия и (или) правоохранительных органов).

Уголовное законодательство СНГ в вопросах освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием во многом аналогично российским уголовно-правовым нормам и также соответствует указанным выше рекомендациям (например, ст. 88 Уголовного кодекса Республики Беларусь, ст. 45 Уголовного кодекса Украины). Однако имеются и существенные различия. В том же УК Республики Беларусь (далее УК РБ) в Общей части имеется норма, освобождающая от уголовной ответственности участника преступной организации или банды (ст. 20), в то время как Уголовный кодекс России подобной нормы ни в Общей, ни в Особенной частях не предусматривает, что, на наш взгляд, является очевидным законодательным пробелом. Кроме того, примечание 5 главы 24 Особенной части УК РБ содержит специальные случаи освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по некоторым преступлениям против собственности, УК РФ подобной нормы не предусматривает.

Таким образом, мы видим, что нормы о деятельном раскаянии в уголовном праве России имеют общие положения с некоторыми нормами уголовного зарубежного законодательства, но в то же время значительно отличаются от них. При этом в зарубежном уголовном праве успешно реализуются и не раз доказали эффективность своего действия рассматриваемые нами нормы, поэтому их тщательный анализ, адаптация под условия российской системы и включение в УК РФ, на наш взгляд, повысили бы успешность реализации института деятельного раскаяния.

список литературы

1. Антонов А.Г. Деятельное раскаяние. Кемерово, 2002. 164 с.

2. Шатилович С.И. Деятельное раскаяние и наказуемость преступлений: монография. Тюмень, 2005. 180 с.

3. Ланге Н.И. Исследование об уголовном праве Русской правды. СПб., 1860. 292 с.

4. Кушнарев В.А. Деятельное раскаяние в уголовном праве: монография. Омск, 2010. 206 с.

5. Батаев И.А., Молчанова С.В. Деятельное раскаяние как комплексный правовой институт: история и современность: монография. Ижевск, 2005. 206 с.

6. Александрова Н.С. Деятельное раскаяние и его уголовно-правовое значение: монография. Дими-тровград, 2001. 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.