Научная статья на тему 'Нормативный правовой акт как источник современного Таможенного права'

Нормативный правовой акт как источник современного Таможенного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
564
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Папенко Е. О.

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования таможенных правоотношений в современных условиях. Определяются два уровня такого регулирования – национальный и наднациональный, каждый из которых представляет собой иерархическую систему нормативных правовых актов; дается представление о том, какими именно нормативными актами осуществляется правовое регулирование на каждом из уровней, о полномочиях отдельных государственных органов в данной области. Определяется основная проблематика регулирования таможенных правоотношений на настоящий момент в связи с участием Российской Федерации в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативный правовой акт как источник современного Таможенного права»

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК СОВРЕМЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА © Папенко Е.О.*

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регушро-вания таможенных правоотношений в современных условиях. Определяются два уровня такого регулирования - национальный и наднациональный, каждый из которых представляет собой иерархическую систему нормативных правовых актов; дается представление о том, какими именно нормативными актами осуществляется правовое регушро-вание на каждом из уровней, о полномочиях отдельных государственных органов в данной области. Определяется основная проблематика регунирования таможенных правоотношений на настоящий момент в связи с участием Российской Федерации в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества.

Под источниками таможенного права принято понимать способы или формы внешнего выражения и закрепления, изменения, отмены таможенно-правовых норм.

Систему источников таможенного права можно условно подразделить на два уровня - национальный и наднациональный.

Говоря о национальной системе нормативно-правовых источников таможенного права, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-Ф3 [9] (далее - ФЗ «О таможенном регулировании») правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации на национальном уровне осуществляется:

1. актами законодательства РФ о таможенном деле, к числу которых отнесены, в первую очередь, сам ФЗ «О таможенном регулировании», а также иные федеральные законы, принимаемые в соответствии с ним (ч. 3 ст. 4 ФЗ «О таможенном регулировании»). Таким образом, понятие «законодательство» представлено здесь в его узком понимании и включает в себя исключительно нормативные правовые акты в виде федеральных законов, принимаемые законодательными органами государственной власти;

2. указами Президента РФ (ч. 6 ст. 4 ФЗ «О таможенном регулировании»);

3. постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, которые принимаются во исполнение актов федерального законодательст-

* Аспирант кафедры Финансового права.

ва и указов Президента РФ в области таможенного дела (ч. 7 ст. 4 ФЗ «О таможенном регулировании»);

4. в случаях, прямо предусмотренных вышеперечисленными актами, таможенные правоотношения регулируются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (ч. 8 ст. 4 ФЗ «О таможенном регулировании»).

Основы таможенного дела и таможенной политики Российской Федерации, фундаментальные принципы таможенного дела закреплены в Основном законе страны - Конституции РФ 1993 г. [13]. Конституция РФ относит таможенное регулирование к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (п. «ж» ст. 71), закрепляет принципы единства экономического пространства, свободы перемещения товаров и услуг, свободы экономической деятельности (ст. 8). Гарантией соблюдения указанных принципов служит положение ст. 74 Конституции РФ о запрете установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов, а также введения каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств. Многие конституционные положения имеют опосредованное отношение к правовому регулированию таможенных правоотношений, устанавливая общие принципы осуществления такого регулирования.

Следующее звено системы национальных нормативных правовых актов в области таможенного дела составляют федеральные законы, центральное место среди которых занимает Федеральный закон «О таможенном регулировании» от 27 ноября 2010 г. №3П-Ф3.

ФЗ «О таможенном регулировании» устанавливает систему таможенных органов РФ, определяет круг их полномочий и ответственности, порядок обжалования принимаемых ими решений (гл. 2, 3); более подробно относительно положений Таможенного кодекса ТС регламентирует правовое положение лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; устанавливает виды таможенных сборов (ст. 123), способы их исчисления и порядок уплаты (ст. 125-128), определяет круг лиц, являющихся плательщиками сборов (ст. 124), обозначает размеры отдельных видов таможенных сборов (например, таможенных сборов за таможенное сопровождение - ч. 5 ст. 130), а определение ставок сборов относит к компетенции Правительства РФ (ч. 1 ст. 130). Нормами ФЗ «О таможенном регулировании» регламентировано и множество иных вопросов, отнесенных Таможенным кодексом ТС к области национального регулирования. Так, определен порядок создания зон таможенного контроля (ст. 163 ФЗ «О таможенном регулировании», п. 3 ст. 97 Таможенного кодекса ТС), установлены виды и требования к местам временного хранения товаров (ст. 198 ФЗ «О таможенном регулировании», п. 1 ст. 168 Таможенного кодекса ТС), определяются особенности таможенного декларирования в не-

которых случаях, например, при регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом (периодическое декларирование товаров) (ст. 213 ФЗ «О таможенном регулировании», п. 2 ст. 194 Таможенного кодекса ТС), или при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде (ст. 215 ФЗ «О таможенном регулировании», п. 4 ст. 194 Таможенного кодекса ТС) и др.

К другим законам, регулирующим таможенные правоотношения, относятся, например, Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (определяет порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ, обложения таможенными пошлинами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определения таможенной стоимости товаров, устанавливает виды и порядок применения таможенных льгот), Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.

Другую группу нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения на национальном уровне, составляют подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты уполномоченных органов государственной власти.

Наиболее значимую роль указы Президента РФ играли до принятия Таможенного кодекса РФ 1993 г., когда именно эти нормативные правовые акты по сути и являлись основными регуляторами таможенных правоотношений. В настоящее время роль данных актов не столь велика, указы Президента РФ в большинстве своем задают направление правового регулирования, которое в дальнейшем осуществляется Правительством РФ. В качестве примера одного из последних актов Президента РФ можно привести Указ от 20 сентября 2010 г. № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» [12], принятый в развитие и исполнение Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы утв. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 [10].

Что касается постановлений Правительства, принимаемых в области таможенного дела, то некоторая часть полномочий Правительства в данной сфере прописана в нормах ФЗ «О таможенном регулировании». Так, Правительство РФ:

- определяет перечни товаров: в отношении которых не могут быть применены специальные упрощения, предоставляемые уполномо-

ченному экономическому оператору (ч. 2 ст. 86); помещенных под таможенную процедуру экспорта, с более продолжительным по сравнению с установленным (4 часа с момента регистрации таможенной декларации) сроком выпуска (до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации) (ч. 9 ст. 232); в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления (ст. 265);

- устанавливает случаи, в которых лица освобождаются от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение (ч. 3 ст. 131), а также случаи, в которых отдельные категории товаров подлежат условному выпуску (п. 3 ч. 1 ст. 222);

- устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 112), утверждает ставки таможенных сборов за таможенные операции (ч. 1 ст. 130);

- определяет порядок осуществления таможенного контроля това-ров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза, и места осуществления такого контроля (ч. 4 ст. 321) и др.

Также на Правительство РФ возложена обязанность обеспечения принятия не позднее 1 января 2012 г. нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления таможенными органами действий при включении в реестр уполномоченных экономических операторов и реестр магазинов беспошлинной торговли (ч. 10 ст. 322 ФЗ «О таможенном регулировании»).

Как уже отмечалось, помимо Президента РФ и Правительства РФ нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела в определенных случаях осуществляют также федеральные органы исполнительной власти. Прежде всего, это Федеральная таможенная служба (далее - ФТС), о чем говорится в ФЗ «О таможенном регулировании» (ч. 2 ст. 3, ч. 8 ст. 4), а также Министерство финансов РФ (в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров) (ч. 3 ст. 3 ФЗ «О таможенном регулировании»).

В соответствии с подп. 5.2 п. 5 Положения о Федеральной таможенной службе [14], ФТС РФ, в частности, утверждает порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (см. приказы ФТС от 31.10.2007 № 1351 [1], 1352 [2], от 10.10.2007 № 1257 [3]), утверждает формы и порядок заполнения большинства документов, используемых в области таможенного дела, среди которых, например, форма таможенной декларации и транзитной декларации (см. приказ ФТС РФ от 03.08.2006 № 724 [7]), определяет порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления (см. приказы ФТС РФ от 23.12.2008 № 1656,1657 [5]) и др.

Относительно нормативных правовых актов Минфина РФ в качестве примеров можно привести приказы от 15.10.2008 № 112н «Об утверждении По-

рядка перечисления сумм вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет при реэкспорте товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами - членами Евразийского экономического сообщества» [6], от 07.07.2010 № 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза» [8], от 02.05.2007 № 37н «Об утверждении Порядка определения норм выхода продуктов переработки природных алмазов и бриллиантов в таможенных целях» [4] и другие.

При этом нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу ФЗ «О таможенном регулировании», продолжают действовать в части, не противоречащей положениям Закона, до момента признания их утратившими силу. Перечисленные акты должны быть приведены в соответствие с нормами ФЗ «О таможенном регулировании» до 1 января 2011 г. (см. ч. 3 ст. 322 ФЗ «О таможенном регулировании»).

К источникам таможенного права, регулирующим таможенные правоотношения на наднациональном уровне, относятся международные договоры и соглашения. С возникновением нового международного объединения - Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообще -ства, в состав участников которого вошла Российская Федерация, к данным источникам добавилось законодательство Таможенного союза.

В соответствии сп. 1 ст. 3 Таможенного кодекса ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса ТС, международных договоров государств-участников Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом ТС и международными договорами.

Поскольку Таможенный кодекс ТС являет собой часть международного договора, то по своей правовой природе данный акт является скорее публичным нормативным договором, поэтому рассмотрение его в качестве нормативного правового акта было бы некорректным. Таким образом, из наднациональных источников таможенного права нормативными правовыми актами по своей сути являются решения Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с Таможенным кодексом ТС Комиссия Таможенного союза, в частности, устанавливает запреты и ограничения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу (в том числе и меры нетарифного регулирования) (подп. 8, 17 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС), формирует реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, утверждает формы и порядок применения таможенных документов (п. 5 ст. 176 Таможенного кодекса ТС) (например, форму предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре

внешнеэкономической деятельности (п. 5 ст. 53 Таможенного кодекса ТС), форму декларации таможенной стоимости (ч. 2 п. 3 ст. 65 Таможенного кодекса ТС) и таможенной декларации (ст. 180 Таможенного кодекса ТС), утверждает Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (п. 2 ст. 51 Таможенного кодекса ТС) и др. Можно отметить, например, решения от 18.06.2010 «О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории» № 333, «О форме общего реестра владельцев свободных складов государств - членов Таможенного союза и порядке его ведения и формирования» № 332, «О документах по техническому ведению единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» № 295, от 20.05.2010 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» № 257, от 27.11.2009 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» № 130 и другие1.

В настоящее время, когда Российская Федерация стала участником такой формы международной экономической интеграции, как Таможенный союз, взаимодействие национального и наднацинального уровней нормативноправового регулирования таможенных правоотношений осуществляется как никогда более тесно. Развитие нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере таможенных правоотношений обусловлено и подчинено развитию таможенного законодательства Таможенного союза, ведь именно в соответствии с положениями нормативной базы Таможенного союза должны приниматься акты национального законодательства. Эффективность правового регулирования в области таможенного дела на данном этапе напрямую зависит от согласованности, высокой степени проработки, гарантирующей отсутствие пробелов и коллизий, сбалансированного сочетания и взаимопроникновения национальных и наднациональных правовых норм. В этой связи нельзя не заметить, что таможенное законодательство неразрывно связано с нормами налогового, гражданского, банковского законодательства. Таким образом, меры по гармонизации и унификации должны осуществляться не только в отношении норм таможенного законодательства государств-участников Таможенного союза, но и в отношении норм названных отраслей, иначе невозможно добиться успешного и эффективного функционирования Единого экономического пространства на территории Таможенного союза.

Список литературы:

1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 21.01.2008. - № 3.

1 Используемые тексты решений Комиссии Таможенного союза размещены на официальном сайте Комиссии Таможенного союза [15].

2. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 10.03.2008. - № 10.

3. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 17.12.2007. - № 51.

4. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 24.09.2007. - № 39.

5. Российская газета. - 30.04.2009. - № 76.

6. Российская газета. - 21.11.2008. - № 240.

7. Российская газета. - 19.09.2006. - № 208.

8. Российская газета. - 04.08.2010. - № 171.

9. Российская газета. - 29.11.2010. - № 269.

10. Российская газета. - 30.11.2009. - № 227.

11. Российская газета. - 30.11.2009. - № 227/1.

12. Собрание законодательства РФ. - 27.09.2010. - № 39. - Ст. 4923.

13. Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

14. Собрание законодательства РФ. - 07.08.2006. - № 32. - Ст. 3569.

15. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsouz.ru/KTS/Pages/KTS.aspx.

О ПОНЯТИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ © Пузикова Л.А.*

Северо-западная академия государственной службы, г. Санкт-Петербург

В статье анализируются различные подходы к определению понятия юридической ответственности, исследуются проблемы данного социального института.

Юридическая ответственность - термин, широко используемый в отечественной правовой науке, это одна из фундаментальных правовых категорий, занимающих важное место в механизме правового регулирования общественных отношений.

Повышенное внимание, уделяемое юридической наукой проблеме ответственности, объясняется в первую очередь большим значением данного охранительного института. Социальная роль правовой ответственности определяется тем, что зачастую именно и только наличие ответственности за те или иные антиобщественные поступки побуждает людей к определенному варианту поведения, будучи стимулом к правомерному поведению.

В отечественной правовой литературе поставлено множество проблем, связанных с юридической ответственностью. В настоящее время наиболее

* Аспирант кафедры Административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.