Научная статья на тему 'Нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов в современном русском языке'

Нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов в современном русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
407
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ЧАСТЬ РЕЧИ / ГЛАГОЛ / НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ / ЯЗЫКОВАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грызина Ольга Васильевна

Статья посвящена рассмотрению и анализу недостаточных глаголов, характеризующихся отсутствием форм 1 и 2 лица единственного числа, что имеет непосредственное отношение к их структуре или семантике. При этом акцентируется внимание на возможной замене трудновоспроизводимых форм аналитическими глагольными формами совершенного и несовершенного вида, глаголами-синонимами или описательными выражениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов в современном русском языке»

Нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов в современном русском языке

Грызина О. В.

Грызина Ольга Васильевна /Gryzina Olga Vasil'evna - кандидат филологических наук, доцент,

кафедра риторики и культуры речи, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена рассмотрению и анализу недостаточных глаголов, характеризующихся отсутствием форм 1 и 2 лица единственного числа, что имеет непосредственное отношение к их структуре или семантике. При этом акцентируется внимание на возможной замене трудновоспроизводимых форм аналитическими глагольными формами совершенного и несовершенного вида, глаголами-синонимами или описательными выражениями. Ключевые слова: часть речи, глагол, недостаточные глаголы, языковая норма.

Глагол - самая сложная часть речи в современном русском языке. Это утверждение в известной степени подтверждается наличием большого количества разнообразных форм (личных, видовых форм, формы инфинитива, причастия и деепричастия). Кроме того, глагол - «это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство» [6, с. 182].

Не вызывает сомнения, что глагол в любом тексте (особенно художественном) является ядром, позволяющим характеризовать и описывать события и ситуации в их динамике, поэтому ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста и нейтрализации его художественной выразительности. В связи с этим необходимо правильно употреблять различные глагольные формы, в особенности те, у которых выделяются некоторые особенности при образовании форм лица. Такие глаголы в практике преподавания русского языка и культуры речи именуются недостаточными.

По своей семантической природе данное понятие тесным образом связано со словом «недостаток»: недостаток ^ недостаточ-н(ый). Ср. например: Недостаток 1. «Отсутствие кого-чего-л. в нужном, достаточном количестве» (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой - далее СРЯ); 3. «Неполное количество кого-чего-н., отсутствие нужного количества кого-чего-н» (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой - далее ТСОШ). Характерным признаком подобных глаголов является отсутствие форм 1 и 2 лица единственного числа, имеющее непосредственное отношение к их структуре или семантике. Так, с точки зрения структуры, то есть «появления несовместимых для русского языка сочетаний звуков» [8, с. 251], не образуют форм первого лица глаголы с основой на согласные - д, - т, - з, - с: победить, убедить, чадить, чудить, ощутить, галдеть, дерзить, очутиться, затмить, гудеть, дудеть и др. Так, в речи трудновоспроизводимые формы можно заменять аналитическими глагольными формами совершенного и несовершенного вида, глаголами-синонимами или описательными выражениями. Ср., например: победить - смогу победить (сов. вид), буду побеждать (несов. вид), выиграю (синоним), одержу победу (описательное выражение); ощутить - смогу ощутить (сов. вид), буду ощущать (несов. вид), почувствую (синоним), испытаю чувство (описательное выражение). В любом случае «выбор необходимой и приемлемой формы обеспечит точность и выражение мысли и эффективность общения» [6, с. 186].

В связи с этим следует отметить, что, согласно языковой норме, глаголы с данными основами в форме 1 -го лица единственного числа претерпевают чередования. Ср.: лизать - лижу, прекратить - прекращу, бежать - бегу. Таким образом, отступления от указанных глагольных форм, то есть нелитературное образование 1-го лица без чередования, «носят резко сниженный характер» [2, с. 256]:

вылазить - вылазию (прост.), ездить - ездию (прост.), ехать - ехаю (прост.), мурлыкать - мурлыкаю (прост.), махать - махаю (прост.) и т. д.

Можно также назвать особые семантические причины, препятствующие образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа:

1) Отсутствие непосредственного производителя действия или носителя признака (безличные формы глаголов): вечереть, рассветать, смеркаться, лихорадить, знобить, нездоровиться и т. д. Например: Знобить 1. Безл. «О болезненном ощущении озноба, о лихорадочном состоянии» (СРЯ); «Об ощущении озноба, лихорадочного состояния» (ТСОШ): Больного знобит. Смеркаться 2. Безл. «О наступлении сумерек, вечерней темноты; стемнеть, стемнеться» (СРЯ); «О наступлении сумерек» (ТСОШ): На дворе смеркается.

2) Отсутствие соотношения с действием одушевленного лица (говорящего): ржаветь, зеленеть, хлынуть, колоситься, мерцать, теплеть, прорасти и т. д. Указанные глаголы непосредственно связаны с процессами, протекающими в живой и неживой природе. Например: Колоситься «Вырастая, выпускать колосья (о злаках)» (СРЯ); «Вырастая, давать колос» (ТСОШ): Рожь колосится. Хлынуть 1. «Начать литься с силой, потоком» (СРЯ, ТСОШ): Внезапно хлынул дождь.

3) Обозначение процессов, совершающихся в организме человека: гноиться, кровоточить, заживиться, отняться, рассосаться, слипнуться и т. д. Например: Гноиться «Выделять гной» (СРЯ, ТСОШ): Рана гноится. Заживиться Разг. «Зажить, залечиться (о ране, ссадине)» (СРЯ): Болячка быстро заживилась.

4) Наличие совместного (группового) действия: сбегаться, столпиться, разлетаться, слететься, скопиться. Например: Столпиться «Собраться в одном месте, образуя толпу» (СРЯ); «Собраться в одном месте в большом количестве, толпой» (ТСОШ): Прислуга столпилась в дверях. Слететься «Прилететь в одно место с разных сторон (о многих)» (СРЯ); «О многих: прилететь в одно место с разных сторон» (ТСОШ); 1. «Прилететь в одно место с разных сторон». 2. Разг. «Собраться, сбежаться отовсюду» (Большой толковый словарь русского языка -далее БТС): Осы слетелись на варенье. На шум слетелись любопытные. Скопиться 2. «Постепенно приходя, собраться в большом количестве» (СРЯ); 2. «Постепенно приходя, собраться, сойтись в большом количестве» (БТС): У театральной кассы скопилась публика.

В результате анализа недостаточных глаголов современного русского языка мы приходим к выводу, что при образовании указанных форм следует особенно внимательно относиться к выбору необходимой и приемлемой формы, что обеспечит в конечном итоге точность в выражении мысли и «успешность речевого общения» [4, с. 3]. Более того, выполнение специальных заданий студентами «способствует овладению нормативным русским языком как средством социокультурной, политической, профессиональной и иной коммуникации; позволяет логически правильно, убедительно, ясно и аргументированно излагать информацию в устной и письменной форме» [3, с. 60].

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт,

2001. - 1536 с.

2. Голуб И. Б. Риторика. - М.: Эксмо, 2008. - 384 с.

3. Грызина О. В. Концепция курса «Основы языкознания» в системе высшего

гуманитарного образования // Вестник науки и образования. - № 1. - М.:

Проблемы науки, 2015. - С. 59-61.

4. Ефанова Л. Г. Категория нормы в русской языковой картине мира: Автореф. дисс.

... докт. филол. наук. - Томск, 2013. - 40 с.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 2006. - 928 с.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2005. - 368 с.

7. Словарь русского языка: В 4-х тт. / Под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: «Русский язык», 1999.

8. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

Classroom management Nashirova Sh.

Управление классом Наширова Ш.

Наширова Шахноза / Nashirova Shakhnoza - преподаватель, кафедра английского языка и литературы, факультет иностранных языков, Каршинский государственный университет, г. Карши, Республика Узбекистан

Abstract: the development of teaching activities is analyzed in the article. The management skills used in classroom management are clarified. The specific principles being established in a good classroom teaching and learning environment are also shown in this article. Аннотация: в статье дана характеристика развития обучающей деятельности. Навыки управления классом определены. Также в статье показаны основные принципы управления классом, установленные в процессе обучения.

Keywords: education, classroom management, ability, lesson plan. Ключевые слова: обучение, управление классом, способность, план урока.

Since the early days of Independence, Uzbekistan has been gradually conducting the policy of reforming in the sphere of education as a key link of the ongoing course of reforms and renewal of society, as the necessary and mandatory condition for democratic transformations in society, consistent development of economy, and the country's integration into the world community.

At the moment, The National Program for Cadre Training is a single educational complex which covers the entire process of educating and rising the younger generation, where a special place and is reserved for each link in the education system. The implementation of the Program as a whole and the achievement of certain objectives depend on the state and level of development of each link, as well as to what extent they are mutually attended.

In a decree "On measures to further improvement of foreign language learning system" there is a concept of the World's language picture in the present-day linguistics which reflects mutual relations of the language and the culture [7: p.1].

The providing of research-based teaching techniques and behaviour management strategies that can be used by novice teachers in urban middle schools to improve the behaviour in their classrooms is taken in the center of the article [4: p.13]. Studies pointed to four main reasons why chronic misbehavior happens:

1) a difficult personal situation from outside the school that disrupts a student's ability to learn;

2) course content or lesson goals that are above the student's ability level that bring on escape behavior;

3) environmental situations within the classroom that inhibit the student's ability to learn in a mode best suited for the student;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.