Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы применения ювенальных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Нормативно-правовые основы применения ювенальных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1170
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЗНАНИЕ / INQUIRY / ДОПРОС / INTERROGATION / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / EXECUTION OF THE PUNISHMENT / КОГ НИ ТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / COGNITIVEBEHAVIORAL PSYCHOTHERAPY / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / ПОДСУДИМЫЙ / DEFENDANT / ПОМОЩНИК СУДЬИ С ФУНКЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ASSISTANT TO THE JUDGE WITH THE FUNCTIONS OF SOCIAL WORKER / ПРАВА РЕБЕНКА / RIGHTS OF THE CHILD / ПРАВОСУДИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUSTICE FOR MINORS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / MANDATORY MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE / КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / CORRECTION OF THE PERSONALITY OF MINOR OFFENDER / ПРОГРАММЫ ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / RESOCIALIZATION PROGRAMS / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / PROBATION SERVICE / СЛУЖБА ЮВЕНАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / JUVENILE OFFICERS SERVICE / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / SPECIAL CLOSED EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / DIFFICULT LIFE SITUATION / ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / JUVENILE TECHNOLOGIES / THE PERSONALITY OF THE MINOR OFFENDER / PUNISHMENT BY IMPRISONING / PREVENTION OF THE CRIMES IN MINORS / SOCIALLY VULNERABLE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермасов Евгений

Анализируются правовые основы применения ювенальных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Ювенальные технологии позволяют на этапе досудебного и судебного разбирательства привлекать социальных работников и психологов с целью установления истоков противоправного поведения, а также определения адекватных мер уголовно-правового и социально-психологиче ского воздействия на личность правонарушителя. На этапе исполнения судебных решений применение ювенальных технологий позволяет качественным образом организовать процесс ресоциализации. Использование ювенальных технологий в судебной практике предусмотрено в международных нормативных правовых актах, а также в законодательстве Российской Федерации. Опыт развития ювенальных технологий накоплен в Москве и в других регионах Российской Федерации. Развитие ювенальных технологий связано с совершенствованием действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of application of juveniletechnologies to working with minor offenders are analyzed. Juvenile technologies allowinvolving social workers and psychologists at pre-judicial and proceeding stageswith the purpose of investigating the sources of illegal behavior, and also definition of adequate measures of legal and socio-psychological influence on the person of the offender. At a stage of executionof judicialdecisionsjuvenile technologies allow to construct the high-quality resocialization process. Use of juvenile technologies in judiciary practice is stipulated in the international normative legal certificates, and also in the legislation of Russian Federation. The court can involve social workers, teachers and psychologists in investigating the criminal case. The service of the assistants to the judge, who also have functions of social workers, is actively applied now. Experience of development of juvenile technologies has been gained in Moscow and in other regions of Russian Federation. Development ofjuvenile technologies is connected with the improvement of the current legislation

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы применения ювенальных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями»

Евгений Ермасов

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Аннотация. Анализируются правовые основы применения ювеналь-ных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Ювенальные технологии позволяют на этапе досудебного и судебного разбирательства привлекать социальных работников и психологов с целью установления истоков противоправного поведения, а также определения адекватных мер уголовно-правового и социально-психологического воздействия на личность правонарушителя. На этапе исполнения судебных решений применение ювенальных технологий позволяет качественным образом организовать процесс ресоциализации. Использование ювеналь-ных технологий в судебной практике предусмотрено в международных нормативных правовых актах, а также в законодательстве Российской Федерации. Опыт развития ювенальных технологий накоплен в Москве и в других регионах Российской Федерации. Развитие ювенальных технологий связано с совершенствованием действующего законодательства.

Ключевые слова: дознание; допрос; исполнение наказания; когнитивно-поведенческая психотерапия; личность несовершеннолетнего правонарушителя; наказание в виде лишения свободы; наказания без изоляции от общества; подсудимый; помощник судьи с функциями социального работника; права ребенка; правосудие в отношении несовершеннолетних; предупреждение преступности среди несовершеннолетних; принудительные меры воспитательного воздействия; коррекция личности несовершеннолетнего правонарушителя; программы по ресоциализации; служба проба-ции; служба ювенальных работников; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; трудная жизненная ситуация; юве-нальные технологии.

Abstract. Legal bases of application of juveniletechnologies to working with minor offenders are analyzed. Juvenile technologies allowinvolving social workers and psychologists at pre-judicial and proceeding stageswith the purpose of investigating the sources of illegal behavior, and also definition of adequate measures of legal and socio-psychological influence on the person of the offender. At a stage of executionof judicialdecisionsjuvenile technologies allow to construct the high-quality resocialization process. Use of juvenile technologies in judiciary practice is stipulated in the international normative legal certificates, and also in the legislation of Russian Federation. The court can involve social workers, teachers and psychologists in investigating the criminal case. The service of the assistants to the judge, who also have functions of social workers, is actively applied now. Experience of development of

juvenile technologies has been gained in Moscow and in other regions of Russian Federation. Development ofjuvenile technologies is connected with the improvement of the current legislation.

Keywords: inquiry; interrogation; execution of the punishment; cognitive-behavioral psychotherapy; the personality of the minor offender; punishment by imprisoning; punishment without isolation from society; defendant; assistant to the judge with the functions of social worker; rights of the child; justice for minors; prevention of the crimes in minors; mandatory measures of educational influence; correction of the personality of minor offender; resocialization programs; probation service;juvenile officers service; socially vulnerable state; special closed educational institutions; difficult life situation; juvenile technologies

Внедрение международно-правовых стандартов правосудия по делам несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Ювенальные технологии в профилактической и коррекционно-реабилитационной работе

Создание и развитие службы ювенальных работников в субъектах Российской Федерации призвано закрепить опыт внедрения ювенальных технологий в практику деятельности судов, органов и учреждений, специализирующихся на работе с несовершеннолетними правонарушителями. Решением Второй всероссийской конференции «Ювенальная юстиция в России» 2009 г., состоявшейся под эгидой Общественной палаты Российской Федерации, учреждена общественная некоммерческая организация «Ассоциация судей по делам семьи и несовершеннолетних». Ее основная цель - содействие формированию в Российской Федерации особой ветви правосудия - ювеналь-ной юстиции - и внедрение в практику российских судов общей юрисдикции международно-правовых стандартов правосудия по делам несовершеннолетних.

В Рекомендациях парламентских слушаний «Законодательное обеспечение практики внедрения ювеналь-ных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации» указывается, что в целях обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов детей, создания действенной системы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, снижения уровня преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной, необходимо внедрять в практику работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних современные ювенальные технологии.

Ювенальные технологии позволяют на этапе досудебного и судебного разбирательства привлекать социальных работников и психологов с целью установления истоков противоправного поведения, а также определения адекватных мер уголовно-правового и социально-

Ювенальные технологии в судебной практике

Минимальные

стандартные

правила,

касающиеся

отправления

правосудия

в отношении

несовершеннолетних

(«Пекинские

правила»)

психологического воздействия на личность правонарушителя. На этапе исполнения судебных решений применение ювенальных технологий позволяет качественным образом организовать процесс ресоциализации с использованием реабилитационного пространства. Служба ювенальных работников призвана обеспечить реализацию принципа преемственности профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетним правонарушителем всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координировать их совместную деятельность.

В мировой практике существуют различные модели ювенальной юстиции, которые представляют собой комплекс концепций влияния на личность несовершеннолетних правонарушителей, их семью и ближайшее социальное окружение, а также различные технологии, применяемые социальными институтами. Использование ювенальных технологий в судебной практике предусмотрено в международных нормативных актах, прежде всего, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила ООН 1985 г.), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г., ратифицирована Россией в 1998 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.).

В 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Они определяют особый порядок правосудия в отношении несовершеннолетних и содержат следующие принципы:

• правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости;

• система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена, в первую очередь, на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и соблюдение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами правонарушения;

• на всех этапах должно уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, чтобы избежать причинения вреда из-за ненужной гласности;

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка

Принципы

Организации

Объединенных

Наций для

предупреждения

преступности среди

несовершеннолетних

Принципы

ювенальной

юстиции в

законодательстве

Российской

Федерации

• судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения;

• во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, обстоятельство, при которых было совершено правонарушение, с тем, чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.

В 1989 г. Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка было установлено, что каждый ребенок, который нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других, при котором учитывается желательность содействия его реинтеграции и выполнению полезной роли в обществе.

В 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних». В них говорится, что прогрессивная политика любого государства:

• должна избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее ущерба развитию самого ребенка или вреда другим;

• обеспечивать систему поддержки развития личности всех молодых людей и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально-опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

• учитывать, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста, и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменится.

Принципы ювенальной юстиции получают все большее развитие в отечественной судебной практике. Международные правовые нормы, в которых сформулированы принципы ювенальной юстиции, нашли отражение в Конституции Российской Федерации, в положениях Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессу-

Привлечение ювенальных работников на этапе досудебного и судебного разбирательства

Условия проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и подсудимого

Производство предварительного расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетнего

ального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Привлечение на этапе досудебного и судебного разбирательства ювенальных работников с целью установления истоков противоправного поведения, а также определения адекватных мер уголовно-правового и социально-психологического воздействия на личность правонарушителя предусмотрено отдельными статьями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Причем в качестве ювенальных работников рассматриваются психологи и социальные педагоги.

В соответствии с требованиями статьи 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога является обязательным. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя или дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

В соответствии с требованиями статьи 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, необходимо не только установить возраст несовершеннолетнего, но и условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Данные обстоятельства особенно важны для надлежащего исполнения положений части третьей статьи 20, статей 21 и 22 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно: решения вопроса об уголовной ответственности и о наказании несовершеннолетнего либо применении к нему мер уголовно-правового характера (принудительных мер воспитательного воз-

Суд может привлечь к участию в уголовном деле специалиста-психолога

Исследование судом условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подсудимого

Помощник судьи с функциями социального работника

действия, обязательного лечения и т.д.), об освобождении от уголовной ответственности.

Если по уголовному делу органами предварительного расследования не проводилась психологическая либо психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнему обвиняемому и представленные органами предварительного расследования данные о личности несовершеннолетнего и уровне его психического развития не разрешают обоснованные сомнения суда относительно его вменяемости либо отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а равно для дачи рекомендаций по мерам, способствующим исправлению несовершеннолетнего, суд может привлечь к участию в деле на основании статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в качестве специалиста психолога для проведения психологической диагностики несовершеннолетнего подсудимого.

Исследование судом условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подсудимого, иных особенностей его личности, влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (родителей, близких родственников, иных лиц из социально-бытового окружения) должно производиться в судебном заседании с обязательным вызовом представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников подразделений полиции по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего, образовательных учреждений, в которых он обучался, с отражением этого в протоколе судебного заседания.

Если несовершеннолетий ранее был осужден к условной мере наказания и совершил преступление в период испытательного срока, в судебное заседание подлежит вызову также представитель уголовно-исполнительной инспекции для выяснения вопросов, связанных с осуществлением контроля за исправлением несовершеннолетнего, причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним.

Для обеспечения надлежащего применения судом положений части седьмой статьи 88, статей 89-92 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 108-109, 421, 430 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также для взаимодей-

Направления деятельности помощника судьи с функциями социального работника

ствия суда с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних судья может привлечь при производстве дел в отношении несовершеннолетних помощника судьи с функциями социального работника.

Институт помощника судьи с функциями социального работника с 2001 г. внедрен и эффективно функционирует в Ростовской области, с 2006 г. - в Кингисеппском районе Ленинградской области [1, с. 332-361; 2].

В своей работе помощник судьи с функциями социального работника руководствуется «Типовым положением о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции», утвержденным Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 14 июля 2002 г. № 71. Помощник судьи с функциями социального работника по поступившим в суд уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних проводит работу по следующим направлениям:

• в соответствии со статьей 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации собирает данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровне его психического развития и иных особенностей его личности (социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого с целью уточнения данных о его личности и подготовки предложений о мерах по его реабилитации и ресоциализации);

• о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого представляет отчет суду (судье) - составляет карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего (в соответствии со статьями 58, 73, 86, 285 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

• взаимодействует со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого, при подготовке этими органами адресной (индивидуальной) реабилитационной программы несовершеннолетнему подсудимому, осуществлении контроля за исполнением ими судебного решения (обвинительного приговора, постановления или частного постановления суда) и оказании со стороны органов профилактики помощи несовершеннолетнему и его семье в соответствии с Федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Рекомендация помощникам судей с функциями социального работника

В качестве помощника судьи с функциями социального работника может выступать ювенальный работник

Применение принудительных мер воспитательного воздействия

• готовит предложения суду (судье) о необходимости направления частного постановления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений, частных постановлений в адрес органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• проводит процедуры примирения потерпевшего и преступника;

• обобщает судебную практику рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних и материалов о применении Федерального закона « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Ростовский областной суд также рекомендует помощникам судей с функциями социального работника во исполнение части седьмой статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации направлять в уголовно-исполнительную инспекцию информацию о несовершеннолетнем осужденном, а именно: карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, с тем, чтобы при исполнении наказания учитывались особенности личности при организации с ним работы по исправлению и перевоспитанию.

В качестве помощника судьи с функциями социального работника может выступать ювенальный работник, в том числе психолог. Его участие в судебном процессе позволяет судье вынести приговор с учетом личности несовершеннолетнего правонарушителя, назначить ему наказание либо применить принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с частью второй статьи 87 Уголовного кодекса Российской Федерации. Судам необходимо рассматривать вопрос о возможности применения положений статей 75-76 Уголовного кодекса Российской Федерации и освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.

В соответствии с частью первой статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены при следующих условиях: совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; имеются основания для признания, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Специализированным государственным органом, которому в соответствии со статьей

Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их замещающих

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

90 Уголовного кодекса Российской Федерации под надзор может быть передан несовершеннолетний (а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним), является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего. При передаче несовершеннолетнего под надзор комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав суд вправе одновременно поручить этой комиссии проведение в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) индивидуальной профилактической работы в соответствии со статьями 5-7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их замещающих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их замещающих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего может предусматривать, например, возложение на несовершеннолетнего обязанности пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии (центрах диагностики и консультирования, центрах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции и других аналогичных учреждениях органов образования). Назначению данной меры должно предшествовать проведение по поручению суда специалистом-психологом психологической диагностики несовершеннолетнего, в заключении которой должна быть подтверждена возможность повлиять на его исправление именно путем применения такой меры.

Возложение обязанности пройти курс лечения от наркомании или токсикомании

Основания для назначения судом принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетнего

Возложение судом

обязанности

загладить

причиненный вред

в качестве

принудительной

меры

воспитательного воздействия

При возложении обязанности пройти курс лечения от наркомании или токсикомании учитывается, что оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия несовершеннолетнего или его законных представителей допускается в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации принудительные меры воспитательного воздействия назначаются судом:

• на основании возбужденного прокурором, следователем или дознавателем ходатайства о применении принудительных мер воспитательного воздействия по уголовному делу, по которому прекращено уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего (часть первая статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по поступившему в суд уголовному делу с обвинительным заключением или обвинительным актом суд вправе прекратить его по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и применить принудительные меры воспитательного воздействия; если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетий может быть исправлен без применения уголовного наказания, суд прекращает уголовное дело в отношении такого несовершеннолетнего и применяет к нему принудительные меры воспитательного воздействия (часть первая статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации);

• при освобождении судом несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (частьпервая статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В перечне принудительных мер воспитательного воздействия, указанных в части второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержится возложение обязанности загладить причиненный вред (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего). В соответствии с частью 3 статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по

Помещение несовершеннолетних в специальные учебно-

воспитательные учреждения закрытого типа

Назначение несовершеннолетнему условного наказания

Вопросы реализации прав ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации

представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. В соответствии с частью третьей статьи 91 Уголовного кодекса Российской Федерации обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

В соответствии с частью второй статьи 87 Уголовного кодекса Российской Федерации при освобождении несовершеннолетних от наказания они могут быть также помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием на основании части второй и пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (специальные общеобразовательные школы закрытого типа, специальные профессиональные училища закрытого типа, специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа).

При назначении наказания несовершеннолетнему суд в обязательном порядке учитывает все возможности назначения несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы, или условного наказания (статья 73 Уголовного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью пятой статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению. Контроль за поведением условно осужденного несовершеннолетнего возлагается на специализированное государственное учреждение -уголовно-исполнительную инспекцию.

Статья 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает вопросы реализации прав ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. В соответствии с положениями настоящего

Осуществление профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями

закона детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются несовершеннолетние: отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; с отклонениями в поведении. Законом установлены принципы защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые должны обеспечивать: специализацию правоприменительных процедур; учет особенностей возраста и социального положения; приоритет личного и социального благополучия; гуманное обращение, оказание квалифицированной юридической, педагогической, психологической, медицинской помощи, социальной реабилитации. Пункт четвертый статьи 15 указанного выше закона гласит, что « если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях».

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» регламентирует организацию работы с несовершеннолетними правонарушителями. Закон предусматривает обязательное осуществление профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, находящимися в трудной жизненной ситуации либо социально опасном положении. Данная деятельность должна основываться на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними; поддержки семьи и взаимодействия с ней; индивидуального подхода к несовершеннолетним; соблюдением конфиденциальности полученной информации. В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают «осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних».

Опыт развития ювенальных технологий в Москве

Заключение

четырехстороннего

соглашения

о внедрении

отдельных

элементов

ювенальной

юстиции

Привлечение ювенальных работников в судебном разбирательстве в случае, если обвиняемый является несовершеннолетним

Привлечение

ювенальных

работников

на стадии дознания,

следствия

и исполнения

приговора

Опыт развития ювенальных технологий накоплен в практической деятельности государственных и общественных учреждений и организаций города Москвы.

Приказом Департамента семейной и молодежной политики города Москвы от 28 мая 2009 г. № 249 на базе Государственного учреждения Межрайонный центр «Дети улиц» Юго-Западного административного округа был создан Методический центр по развитию ювеналь-ных технологий в городе Москве. Его открытию предшествовала экспериментальная работа, которая проводилась в данном направлении на протяжении нескольких лет. Основной целью Центра стало создание модели ювенальной службы. В Методическом центре по развитию ювенальных технологий в городе Москве создан Ювенальный отдел, в состав которого входят специалисты и социальные педагоги, закрепленные за районами Юго-Западного административного округа.

С 2008 года в рамках реализации четырехстороннего соглашения от 21 августа 2008 г., заключенного между Правительством Москвы, Московским городским судом, Главным Управлением внутренних дел по Москве, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Москве, осуществляется внедрение отдельных элементов ювенальной юстиции. Предметом соглашения является обеспечение сотрудничества и совместной деятельности сторон в целях оказания помощи следствию, суду и органам исполнения наказания при производстве по делам несовершеннолетних в получении максимально полной и объективной информации о несовершеннолетнем, условиях его жизни и воспитания, необходимой для проведения объективного расследования совершенного преступления и/или вынесения приговора и последующего сопровождения в случае вынесения приговора, не связанного с лишением свободы.

Московский городской суд взял на себя обязательство привлекать ювенальных работников к участию в деле на этапе подготовки дела к судебному разбирательству и слушанию в случае, если обвиняемый является несовершеннолетним. Ювенальным работникам предоставлена возможность знакомиться с материалами дела, документами, имеющими отношение к личности подсудимого несовершеннолетнего, по ходатайству подсудимого, его законного представителя или защитника.

Главное Управление внутренних дел по Москве обязалось привлекать ювенальных работников на стадии дознания, следствия; Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Москве на стадии исполнения приговора. В соответствии с указанием начальника

Создание института социальных ювенальных работников в Москве

Внедрение современных методов работы с несовершеннолетними осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества

Главного следственного управления при Главном Управлении внутренних дел по Москве от 30 декабря 2008 г. был определен порядок взаимодействия следователя с ювенальными работниками при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Участие ювенального работника в расследовании уголовного дела связано с необходимостью оказания следствию и дознанию помощи при проведении следственных действий, получения максимальной полной и объективной информации о несовершеннолетних, условиях их жизни и воспитания, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений.

В настоящее время Департаментом семейной и молодежной политики Правительства Москвы проводится активная работа по созданию института социальных юве-нальных работников, который позволил бы внедрить ювенальные технологии в систему правосудия в отношении несовершеннолетних. В штаты Межрайонных центров «Дети улиц» введены социальные ювенальные работники, проводится работа по закреплению их статуса и конкретизации функциональных обязанностей. Опыт создания ювенальных служб имеется и в других регионах Российской Федерации (Ростовская область, города Санкт-Петербург, Саратов, Томск, Самара и др.). Ювенальный работник работает с подростками, привлекаемыми к уголовной ответственности. Наказания, не связанные с изоляцией несовершеннолетних осужденных от общества, назначается с учетом его заключений.

В Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве также принимаются меры, направленные на психологическое сопровождение программ восстановительной ювенальной юстиции и внедрению современных методов работы с несовершеннолетними осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Эта работа проводится психологами уголовно-исполнительной инспекции и инспекторами, специализирующимися по работе с несовершеннолетними осужденными. Имеется практика выхода в суд с представлением о возложении на осужденных обязанностей периодически являться к психологу инспекции, обратиться за психологической помощью в специализированные государственные учреждения города Москвы, пройти реабилитаций курс занятий с психологом. В деятельности психологов уголовно-исполнительной инспекции города Москвы апробированы и применяются программы «Снижение агрессивности», «Управление гневом», разработанные пени-

Перспективные

направления

развития

ювенальных

технологий

Подготовка

программ

социальной,

педагогической

и психологической

коррекции

несовершеннолетних

правонарушителей

тенциарными работниками Великобритании, адаптированные и рекомендованные к практическому применению Федеральной службой исполнения наказаний. Апробирована и применяется программа «Осознание своей роли в семье», разработанная кандидатом психологических наук С. Д. Хачатуряном. В настоящее время проводится работа по апробации и внедрению в уголовно-исполнительных инспекциях методов когнитивно-поведенческой психотерапии, направленных на коррекцию поведения осужденных, профилактику семейных отношений и алкоголизации.

Одним из наиболее перспективных направлений развития ювенальных технологий является возложение судами на несовершеннолетних условно осужденных дополнительных обязанностей, имеющих коррекцион-ное значение (предусматривающих обязательное прохождение комплекса реабилитационных мероприятий на базе государственных или негосударственных специализированных учреждений и организаций, имеющих соответствующую лицензию на права осуществления данного вида деятельности), а также внедрение примирительных технологий на этапе досудебного разбирательства. В связи с этим в практической деятельности ювенальных работников имеется потребность в программах комплексной социальной, педагогической и психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей, которые можно было бы рекомендовать судам для возложения в качестве обязанностей на осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также освободившимся из мест лишения свободы досрочно. Такие программы наряду с уголовным надзором (принцип службы пробации, положительный опыт Великобритании, Латвии, Эстонии) позволят совершенствовать систему социальной адаптации поднадзорных и будут способствовать предупреждению совершения ими повторных правонарушений.

При подготовке программ комплексной социальной, педагогической и психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей необходимо учитывать:

• демографические, уголовно-правовые и социально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей, состояние их физического и психического здоровья;

• потребности и сильные качества молодых людей;

• особенности совершенного ими правонарушения (преступления);

Программы комплексной социальной, педагогической и психологической коррекции личности

Программы

восстановительного

правосудия

• степень выраженности и виды отклоняющегося поведения;

• риск совершения ими повторных правонарушений (преступлений);

• особенности ближайшего окружения подростка (семья), его отношение к реализации программы;

• низкую мотивацию подростка к изменениям, необходимость воспитания у подростка чувства ответственности за свои действия;

• наличие реабилитационного пространства и социально-психолого-педагогических ресурсов;

• близость места реализации программы к месту жительства подростка, доступность;

• всесторонняя фиксация поведения подростка, контроль за соблюдением им правил и ограничений;

• критерии эффективности программы;

• степень подготовленности специалистов, осуществляющих программу.

Программы комплексной социальной, педагогической и психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей могут быть трех видов: программы восстановительного правосудия, реабилитационные программы, программы по ресоциализации. Не менее эффективным может стать сочетание данных подходов.

Восстановительное правосудие - это подход, направленный на компенсацию ущерба, причиненного молодым человеком. При этом правонарушитель должен осознавать ответственность за свои действия, а потерпевший готов признать компенсацию ущерба. Данный подход может быть реализован только на основе добровольного согласия обоих сторон. В настоящее время делаются первые шаги во внедрении элементов восстановительного правосудия [3, 4]. Правовой основой реализации принципов восстановительного правосудия являются нормы, закрепленные в статьях 90 и 91 Уголовного кодекса Российской Федерации. В перечне принудительных мер воспитательного воздействия, которые могут быть установлены судом несовершеннолетнему правонарушителю в порядке применения части 1 статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержится возложение обязанности загладить причиненный вред. В соответствии с частью третьей статьи 91 Уголовного кодекса Российской Федерации обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Расширение практики назначения судами данной обязанности будет способствовать исправлению

Примеры создания и реализации программ

восстановительного правосудия в Москве

Реабилитационные программы

несовершеннолетних подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, без применения меры наказания, связанной с лишением свободы, а также способствовать профилактике совершения более тяжких преступлений. В отличие от прекращения дела за примирением сторон эта процедура имеет воспитательное значение и способствует подлинной ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя, формируя у него ответственное отношение к своим поступкам, а также дает возможность защитить законные интересы потерпевшего.

Примерами создания и реализации программ восстановительного правосудия в Москве является опыт функционирования Школьных служб примирения, а также опыт деятельности Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток». В 2009 г. на базе Центра диагностики и консультирования «Коньково» создана районная служба примирения, предполагающая новую модель работы и взаимодействия специалистов учреждений системы профилактики района. В функции службы примирения входит проведение примирительных программ специалистами-медиаторами, включающих работу с конфликтными ситуациями и правонарушениями несовершеннолетних, работу с особо сложными конфликтными ситуациями в образовательных учреждениях, работу с конфликтными ситуациями при личном обращении клиентов Центра диагностики и консультирования « Коньково». Школьная служба примирения состоит из обученных навыкам медиации взрослого-куратора и детей-волонтеров.

Попытки создания службы по проведению восстановительных программ, объединяющей вокруг себя различные учреждения, суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предпринимаются в Тюмени, Новосибирске, Казани, в Пермском крае, Ленинградской области и других регионах Российской Федерации. С целью развития программ восстановительного правосудия созданы Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, Московская ассоциация кураторов школьных служб примирения и медиаторов, в рамках которых функционируют рабочие группы по разным направлениям. В Кингисеппском районе Ленинградской области с 2006 г. функционирует реабилитационная программа «Суд несовершеннолетних присяжных заседателей».

Реабилитационные программы предполагают применение комплекса социальных, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности лиц с девиантным (отклоняющимся)

Программы по ресоциализации

Развитие

ювенальных

технологий связано с

совершенствованием

действующего

законодательства

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России»

поведением. Такие программы показаны лицам с зависимостями (алкогольной, наркотической и др.)

Программы по ресоциализации направлены на возвращение утраченных или укрепление существующих социальных связей, устранение проявлений социальной дезадаптации как социально не одобряемых форм поведения, деструктивных для общества и развития личности, так и стратегий самореализации, сопровождающихся нарушением приспособляемости личности к условиям социальной среды.

Дальнейшее развитие ювенальных технологий связано с совершенствованием действующего законодательства (принятием Федерального закона « Об основах системы ювенальной юстиции», Федерального закона «О ювенальных судах Российской Федерации» и др.), системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, внедрением элементов службы пробации, показавшей свою эффективность за рубежом, в рамках реализации Рекомендации Комитета министров Совета Европы REC (2008) 11 о Европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, а также Рекомендаций Комитета министров Совета Европы CM/Rec (2010)1 о правилах пробации Совета Европы.

В соответствии с положениями главы восьмой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в период до 2020 г. в Российской Федерации предполагается « формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное насыщение приговоров судов в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».

Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 1082-р, и Концепцией федеральной целевой программы « Развитие судебной системы России» на 2007-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации

от 21 сентября 2006 г. № 583, предусмотрено «внедрение внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, внедрения примирительных процедур». Концепция развития Концепцией развития уголовно-исполнительной систе-уг°л°вн°- мы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Поста-

исполнительной новлением Правительства Российской Федерации от 14 системы Российской

Федерации октября 2010 г. № 1772-р, предусмотрено развитие систе-

до 2020 г. мы наказаний, альтернативных лишению свободы, за счет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами, особенно в отношении несовершеннолетних. Предполагается придание работе уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными; привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных. Целям осуществления постпенитенциарного сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, будет способствовать планирующаяся передача в ведение уголовно-исполнительных инспекций функции контроля за лицами, освобожденными условно досрочно. В настоящее время уголовно-исполнительными инспекциями исполняются наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, и меры уголовно-правового характера. О судебной практике В судебной практике принимаются практические применения меры, направленные на развитие ювенальных техноло-

законодательства, гий, восстановительного правосудия. Постановлением регламентирующего

особенности Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1

уголовной февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения

ответственности законодательства, регламентирующего особенности

несовершеннолетних уголовной ответственности несовершеннолетних» даны

разъяснения, направленные на более активное применение судами медиации и других мероприятий восстановительного правосудия. Учтены рекомендации Совета Европы в части применения широкого выбора альтернативных наказаний и мер на всех стадиях судебного разбирательства. Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что, решая вопрос об уголовной

Судам при назначении наказания несовершеннолетнему надлежит учитывать условия его жизни

Употребление несовершеннолетним осужденным алкоголя дает право суду обязать его пройти обследование

ответственности несовершеннолетних и назначении им наказания, суды должны руководствоваться уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и учитывать положения соответствующих международных норм. В связи с этим в каждом случае подлежит обсуждению вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему положений статей 75-78 Уголовного кодекса Российской Федерации (в том числе о примирении с потерпевшим по делам небольшой и средней тяжести) и статей 24-28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации об освобождении от уголовной ответственности.

Судам при назначении наказания несовершеннолетнему наряду с обстоятельствами, предусмотренными статьями 6, 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные статьей 89 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения.

Помимо обязанностей, которые могут быть возложены на несовершеннолетнего условно осужденного в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» при наличии к тому оснований вправе обязать несовершеннолетнего осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь гражданам (обучающимся, воспитанникам, детям), имеющим отклонения в развитии. Возложение на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения возможно только при наличии положительного заключения об этом психолого-медико-педагогической комиссии органа управления образованием.

С учетом положений части пятой статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации при наличии сведений о злоупотреблении несовершеннолетним осужденным алкоголем, наркотическими или токсическими веществами суд вправе обязать его пройти обследование

Создание в Российской Федерации системы пробации

в наркологическом диспансере в сроки, установленные специализированным органом, осуществляющим исправление осужденного, а при необходимости и отсутствии противопоказаний - пройти курс лечения от алкоголизма (наркомании, токсикомании).

Суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Президентом и Правительством Российской Федерации предприняты конкретные шаги, направленные на создание системы пробации. В соответствии с распоряжением Администрации Президента РФ от 12 июня 2011 г. № 837 создана Межведомственная рабочая группа по выработке предложений, направленных на создание в Российской Федерации системы пробации. Рабочая группа осуществляет подготовку законопроекта, согласно которому в компетенцию службы пробации планируется отнести исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, а также исполнение уголовно-правовых мер. В соответствии с поручением Президента РФ подготовлен законопроект о создании системы пробации, который в ближайшее время поступит на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Планируется, что указанный законопроект вступит в законную силу с 1 января 2013 г. В основу разрабатываемого проекта положены рекомендации Комитета министров Совета Европы о правилах пробации (2010).

1. Воронова Е.Л. Практика внедрения элементов ювенальных технологий в Ростовской области // Демографические и экономические аспекты ювенальной юстиции. - М., 2008 (Серия «Работа с детьми группы риска». Вып. 16).

2. Кульшина Э.Ю. Новые подходы к рассмотрению уголовных дел с участием несовершеннолетних (на примере опыта Кингисеппского городского суда Ленинрад-ской области): методическое пособие. - М., 2009 (Серия « Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями» // Институт права и публичной политики. Проект « Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»).

3. Карнозова Л.М. Включение программ восстановительной ювенальной юстиции в работу суда: методическое пособие. - М., 2009 (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями» // Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»).

4. Максудов Р.Р. Проведение программ восстановительного правосудия для несовершеннолетних: методическое пособие. - М., 2009 (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями» // Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.