Научная статья на тему 'Нормативно-правовые аспекты предупреждения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации'

Нормативно-правовые аспекты предупреждения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
612
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CORRUPTION / CORRUPTION FIGHTING / ANTICORRUPTION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков М. М.

Рассмотрены правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе государственных органов Российской Федерации, а также последние изменения российского законодательства о противодействии коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of corruption fighting in the system of state authorities in Russian Federation and new amendments to the Russian law concerning corruption prevention are examined.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые аспекты предупреждения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.35:328.185:35(470)

М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент, (4872)35-39-97, maxpol84@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе государственных органов Российской Федерации, а также последние изменения российского законодательства о противодействии коррупции.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, антикоррупционное законодательство.

Коррупция является настоящим бичом российского общества и государства. Искоренить данное постыдное явление пытались на протяжении всей истории российской и зарубежной государственности, чему есть немалое количество свидетельств, дошедших до наших дней. Даже в законах вавилонского царя Хаммурапи есть строки, посвященные борьбе с коррупцией: «Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит» [1, с. 225-303].

Российская история знаменательна большим количеством примеров противодействия коррупции со стороны государственной власти. Многие великие отечественные правители (Петр I, Екатерина II, В.И. Ленин) пытались искоренить эту проблему. Однако коррупция и по сей день остается вопросом № 1 для всех ветвей государственной власти. Это подтверждает безусловную истину: противодействие коррупции — дело национальной безопасности.

Если обратиться к современной российской истории, то борьбой с коррупцией начинал занимался первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин. В 1992 г. он подписал указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» [2]. В целях предупреждения коррупции и улучшения подбора кадров указ предписывал провести аттестацию всех государственных служащих. Согласно указу, для государственных служащих было введено обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Непредставление таких сведений служило основанием для отказа в назначении на должность.

В дополнение к перечисленным мерам Президентом РФ был принят указ, запретивший служебные поездки за границу должностных лиц и ответственных работников центральных федеральных органов исполнительной власти за счет принимающей стороны либо за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан [3]. Позднее вышел указ Президента РФ, установивший общие принципы служебного поведения государственных служащих [4]. В перечень этих принципов вошли указания, связанные с предотвращением коррупционного поведения.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] еще больше расширил круг запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы. Во-первых, был конкретизирован перечень вознаграждений, которые могли быть получены государственным гражданским служащим в процессе прохождения службы (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Закон о государственной гражданской службе установил, что подобные вознаграждения будут являться федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации (пп. 6 п. 1 ст. 17). Во-вторых, государственным гражданским служащим было запрещено входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации (пп. 16 п. 1 ст. 17). В-третьих, служащим запретили без письменного разрешения нанимателя заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (пп. 17 п. 1 ст. 17). Также Закон о государственной гражданской службе ограничил возможность государственных гражданских служащих после увольнения замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредст-

венно входили в его должностные обязанности (пп. 1 п. 3 ст. 17). Наряду с этим законодатель запретил гражданским служащим в течение двух лет после прекращения своих полномочий разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (пп. 2 п. 3 ст. 17 Федерального закона).

Вступивший в силу на территории России 01 июня 2007 г. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в ст. 14 закрепил аналогичные ограничения и для муниципальных служащих [6].

В дополнение к вышеназванным нормативным актам можно выделить следующие законы, которые по своему содержанию также имеют антикоррупционную направленность:

- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Долгожданным результатом последовательных действий по устранению проблемы коррупции и ее проявлений со стороны органов государственной власти стало подписание действующим Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Указа «О мерах по противодействию коррупции» [7]. Центральным моментом вышеназванного указа является образование Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее — Совет по противодействию коррупции).

Стоит обратить внимание на тот факт, что в некоторых субъектах Российской Федерации уже давно приняты и действуют законы о борьбе с коррупцией. К их числу относятся Республика Татарстан, Нижегородская область, Саратовская область и т. д. В остальных субъектах Российской Федерации работа по законодательному обеспечению противодействия коррупции либо ведется в настоящее время, либо завершилась, но сравнительно недавно. В качестве примера можно привести не так давно принятый Закон Тульской области от 12 ноября 2008 г. № 1108-ЗТ0 «Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области» [8].

Логическим завершением антикоррупционных мероприятий, проведенных в 2008 г., стало принятие пакета законов о противодействии коррупции. К их числу относятся Закон о противодействии коррупции [9], Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"» и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"». Вступление в силу представленных антикоррупционных законов завершило многолетний законодательный процесс, связанный с нормативным закреплением положений о профилактике, предупреждении и противодействии коррупции.

В настоящее время наступил следующий этап борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Основные направления антикоррупционной борьбы были закреплены в Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг. [10]. Реализация прописанных в указанном плане целей и задач позволит России выйти на новый качественный уровень антикоррупционной борьбы и даст возможность укрепить международные позиции нашей страны в области противодействия коррупции.

Библиографический список

1. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. № 3.

2. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ ПрезидентаРФ от 04.04.1992 г. № 361 // Российская газета. 07.04.1992.

3. О загранкомандировках должностных лиц центральных федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 02.07.1993 г. № 981 // Российская газета. 06.07.1993.

4. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 // Собрание законодательства РФ. 19.08.2002. № 33. Ст. 3196.

5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законода-тельстваРФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

6. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.03.2007. № 10. Ст. 1152.

7. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от

19.05.2008 г. № 815 // Собрание законодательства РФ. 26.05.2008. № 21. Ст. 2429.

8. Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области: Закон Тульской области от 12.11.2008 г. № 1108-ЗТ0 // Тульские известия. 20.11.2008. № 237-238.

9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от

25.12.2008 г. № 27Э-ФЗ // Российская газета. 30.12.2008. № 266.

10. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // Собрание законодательства РФ. 19.04.10. № 16. Ст. 1875.

M.M. Polyakov

Legal aspects of corruption prevention in the state authorities of the Russian Federation

Legal aspects of corruption fighting in the system of state authorities in Russian Federation and new amendments to the Russian law concerning corruption prevention are examined.

Key words: corruption, corruption fighting, anticorruption legislation.

УДК 343.359:343.132

Е.И. Скороделова, соискатель (Россия, Академия экономической безопасности)

ИСХОДНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Рассматриваются вопросы содержания исходных следственных ситуации, возникающих при расследовании налоговых преступлении, и предлагается план их разрешения.

Ключевые слова: исходная следственная ситуация; расследование

налоговых преступлении, следователь, планирование.

Расследование налоговых преступлений осуществляется в конкретных условиях времени, места, его взаимосвязях с другими процессами объективной действительности, поведением лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства и под воздействием иных, порой остающихся неизвестными для следователя факторов. Эта сложная система взаимодействий, по мнению P.C. Белкина, образует в итоге ту конкретную обстановку, в которой действуют следователь и иные субъекты, участвующие в доказывании, и в которой протекает конкретный акт расследования. Эта обстановка получила в криминалистике общее название следственной ситуации [1].

Определению понятия, содержания следственной ситуации на протяжении многих десятилетий уделяется особое внимание. Одни авторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.