Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в области обращения с отходами'

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в области обращения с отходами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ПОЛИГОН / IS STANDARD-LEGAL REGULATION / ENTERPRISE ACTIVITY / THE REFERENCE WITH A WASTE / RANGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовничая И. О.

Статья посвящена раскрытию нормативно-правовой основы регулирования предпринимательской деятельности в области обращения с отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовничая И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS STANDARD-LEGAL REGULATION OF ENTERPRISE ACTIVITY IN THE FIELD OF THE REFERENCE WITH A WASTE

Article is devoted disclosing of an is standard-legal basis of regulation of enterprise activity in the field of the reference with a waste.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в области обращения с отходами»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Садовничая И.О., аспирант ФГБОУ ВПО «МГТУ МИРЭА»

Статья посвящена раскрытию нормативно-правовой основы регулирования предпринимательской деятельности в области обращения с отходами.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, предпринимательская деятельность, обращение с отходами, полигон

IS STANDARD-LEGAL REGULATION OF ENTERPRISE ACTIVITY IN THE FIELD OF THE REFERENCE WITH A WASTE

Sadovnichaja I., The post-graduate student, FGBOU VPO MGTUMIREA

Article is devoted disclosing of an is standard-legal basis of regulation of enterprise activity in the field of the reference with a waste. Keywords: is standard-legal regulation, enterprise activity, the reference with a waste, range

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории1. В последние годы роль и значение экологической безопасности Российской Федерации как одной из важных составляющих национальной безопасности существенно возросли. Обеспечение экологической безопасности определено одним из основных направлений национальной политики, что отражено в действующих правовых актах, в том числе в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2 .

По имеющимся данным ежегодное накопление ТБО в городах мира составляет около 5000 млн. т3. Наибольшее количество ТБО образуется в крупных городах4. Город Москва является крупнейшим мегаполисом, где на площади 1079 кв. км население на 1 января 2011 года составляет 11 551 930 человек5. Современный этап развития столицы характеризуется большими масштабами антропогенных нагрузок и существенными различиями социально-экономических условий в разросшихся столичных районах. За последние пять лет общая территория города увеличилась на 800 га. Произошло сокращение земель промышленности (на 9600 га) и сельскохозяйственного назначения (на 2900 га). Площадь земель городской застройки, общего пользования и природоохранных земель возросла, соответственно, на 7300, 3700 и 2300 га6.

Использование земель при размещении и функционировании полигонов ТБО, как показывают исследования, вызывает деградацию и нарушение прилегающих земель. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. №830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»7 деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв. Обобщение и анализ различных материалов показало, что большинство авторов считает нарушенными земли всех категорий, которые в результате производственной деятельности человека утратили свою хозяйственную ценность или стали источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с изменением почвенного и растительного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа. Требования к рекультивации земель нарушенных вследствие эксплуатации полигона ТБО регламентируются следующими документами:

• постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»8;

• приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»9;

• санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (введены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. №16)10.

Согласно Приказу Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном исполь-

зовании плодородного слоя почвы»11 : восстановление нарушенных земель для определенного целевого использования есть направление рекультивации. Рекультивация может иметь следующие направления:

• сельскохозяйственное направление рекультивации земель;

• лесохозяйственное направление рекультивации земель;

• водохозяйственное направление рекультивации земель;

• рекреационное направление рекультивации земель;

• природоохранное направление рекультивации земель;

• санитарно-гигиеническое направление рекультивации земель;

• строительное направление рекультивации земель.

При проведении территориальной организации полигонов ТБО, как объектов землеустройства, выполняется следующая система основных мероприятий: во-первых, образование землепользования (земельных участков) полигонов твердых бытовых отходов. Охрана земель и окружающей природной среды; во-вторых, внутреннее устройство территории полигонов ТБО путем составления схемы планировки. Перечисленные мероприятия взаимно связаны между собой и поэтому разрабатывать их необходимо в едином комплексе, т.е. одновременно и совместно по взаимосвязанным мероприятиям. Образование землепользования несельскохозяйственного назначения, с одновременной охраной земель и окружающей природной среды относятся к межхозяйственному землеустройству, являющимся одним из видов землеустройства.

Термин «межхозяйственное землеустройство» появился в литературе только в 1940-ых годах благодаря трудам академика ВАС-ХНИЛ, профессора Удачина С. А. и профессора Чешихина Г. В.12. В 70-х годах XX в. сформировалось определение межхозяйствен-ного землеустройства. Оно менялось под воздействием научного представления и землеустроительной практики. Развитию теоретических и методических основ межхозяйственного землеустройства посвящены исследования современных ученых-землеустрои-телей: Волкова С. Н., Троицкого В.П., Носова С.И., Матасовой Н.М., Кожевникова Ю.В., и др.13.

В учебнике «Землеустроительное проектирование» профессор В. П. Троицкий дает следующее определение межхозяйственному землеустройству: межхозяйственное землеустройство - это процесс и система мероприятий по организации использования и охраны земли в народном хозяйстве, его отраслях, регулированию землевладения и землепользования путем образования новых, упорядочения и изменения земельных участков хозяйств, фондов земель, отвода их в натуре, по установлению границ административно-территориальных образований и особо охраняемых территорий14. Оно распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и пользования15. Согласно Федеральному закону от 18.06.2001 №78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустрой-стве»16 : статья 15 «Территориальное землеустройство», установлено что, при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:

• образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

• межевание объектов землеустройства.

Как видно из определения межхозяйственного землеустройства, перечисленные в законе виды работ выполнялись и до принятия

Федерального закона «О землеустройстве» при проведении меж-хозяйственного землеустройства. Следовательно, термины «территориальное землеустройство» и «межхозяйственное землеустройство» по содержанию отражают один и тот же вид землеустройства, посредством которого организуют использование земель, охрану земельных ресурсов и окружающей природной среды.

Задачами территориальной организации полигонов ТБО, по нашему мнению, является размещение землепользования полигона ТБО с учетом характера объекта и его влияния на окружающую территорию и среду. При этом обеспечивается (как одна из основных задач) сбережение земель вообще и сохранение угодий в особенности, а также разрабатываются условия, предусматривающие мероприятия по охране окружающей среды и природных ресурсов. Территориальная организация полигонов ТБО проводится в соответствии со следующими требованиями17 :

• точное соблюдение законодательства регламентирующего вопросы землеустройства, размещения полигонов ТБО и охрану окружающей среды; ясность и определенность границ полигонов, исключение самозахвата прилегающих территорий;

• обеспечение рационального и эффективного размера, расположения и использования землепользования полигона ТБО, соблюдая приоритет сельскохозяйственных землепользований;

• создание условий для правильной внутрихозяйственной организации землепользования путем разработки схемы планировки территории полигона ТБО;

• создание условий для правильной последующей организации использования территории после закрытия полигона ТБО;

• обеспечение охраны земли и других природных ресурсов, создание условий для предотвращения техногенного воздействия на окружающую среду в соответствии с санитарными нормам (Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об отходах производства и потребления»18 ). В различных сферах деятельности, земли используются по-разному, поэтому земельный фонд подразделяют на категории земель, которые различают по двум признакам [161]:

• основному целевому назначению;

• правовому режиму использования и охраны.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных

объектов» (введены Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 (ред. от 09.09.2010))19, полигоны ТБО ограждают СЗЗ шириной 500-2000 м. Эффективность территориальной организации ТБО зависит от экологических аспектов размещения землепользования и его воздействия на окружающую среду. Необходимо ограничение прав на использование земельных участков в границах СЗЗ (Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»20 ). На участке, где размещается полигон ТБО, плодородный слой должен быть снят и складирован в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»21 .

Проектно-изыскательские работы выполняются в соответствии с законодательными и нормативными актами и документами федерального, территориального (регионального) уровня, а также правилами и нормами федеральных министерств и ведомств. После окончания инженерных изысканий все земельные участки должны быть приведены в состояние, пригодное для их целевого использования либо рекультивированы, согласно требованиям Положения «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 №20 (ред. от 04.02.2011)22.

Одним из возможных источников привлечения финансовых средств в дооборудование полигона является областная целевая программа «Экология Подмосковья», финансируемая из средств Московского областного экологического фонда. В настоящее время разрабатывается проект долгосрочной целевой программы Московской области «Экология Подмосковья на 2011-2013 годы»23 . Ориентировочный годовой объем финансирования составит 204 млрд. 565 млн. рублей. Тариф за очистку промышленных стоков на городских очистных сооружениях г. Пущино в 2009 г. используется в нормативном значении. Объем образования фильтрата взят из проекта рекультивации полигона ТБО.

Для анализа структуры себестоимости захоронения отходов может проводиться расчет нормативной себестоимости захоронения в соответствии с «Методикой формирования тарифов на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов на объектах,

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993года)/ «Российской газете» от 25 декабря 1993 г.

2 Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, №20, ст. 2444.

3 Косинский В. В., Папаскири Т. В., Медведев О. Й., Подчуфаров И. С. Методические рекомендации по перераспределению земель. / под общей редакцией Косинского В. В., Папаскири Т.В. - Владимир, 2001.

4 Федоров Л. А.. Диоксины, как экологическая опасность: ретроспектива и перспективы. - М. Наука, 1993. - 267 с.

5 Росстат. Об оценке численности постоянного населения на 1 января 2010 г., на 1 января 2011г. и в среднем за 2010 год с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (29 марта 2011 г.).

6 Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году. Москва, 2009, с.187

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. №830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота». // «Российская газета», №225, 27.11.2002 г.

8 Российская газета, №44, 05.03.1994. Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ установлено, что изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

9 Российские вести, №147, 08.08.1996.

10 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №33, 13.08.2001.

11 Российские вести, №147, 08.08.1996.

12 Удачин, С. А. Научные основы землеустройства / С. А. Удачин. - М.: Колос, 1965, 272 с.

13 См., например, Землеустройство, использование и охрана земельных ресурсов : слов. справ.7 В. П. Троицкий и др. - М., 1997. - 192 с.

14 Волков С. Н., Троицкий В. П. и др. Землеустроительное проектирование. // Учебное пособие. - М.: Колос, 1997, 608 с.

15 Косинский В. В., Папаскири Т. В., Медведев О. Й., Подчуфаров И. С. Методические рекомендации по перераспределению земель. / под общей редакцией Косинского В. В., Папаскири Т.В. - Владимир, 2001.

16 Первоначальный текст документа опубликован: «Парламентская газета», №114-115, 23.06.2001.

17 ТСН 30-308-2002 Московской области «Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области». // Министерство строительного комплекса Московской области. - М., 2002 г.

18 Первоначальный текст документа опубликован: «Российская газета», №121, 30.06.1998.

19 Первоначальный текст документа опубликован: «Российская газета», №28, 09.02.2008.

20 Первоначальный текст документа опубликован: «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, №30, ст. 3594.

21 Российская газета, №44, 05.03.1994.

22 Первоначальный текст документа опубликован: «Собрание законодательства РФ», 23.01.2006, №4, ст. 392.

23 Постановление Правительства МО от 22.04.2010 №262/17 «О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области «Экология Подмосковья на 2011-2013 годы». // Информационный вестник Правительства МО, №5, 31.05.2010.

расположенных на территории Московской области»24 . Данная Методика позволяет рассчитать затраты по размещению ТБО на полигонах исходя из общих технических и экономических характеристик, норм времени и расценок на выполняемые работы, стоимости топлива, смазочных материалов, а также характеристик самого полигона.

Таким образом, в настоящее время создана развернутая нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять предпринимательскую деятельность в области обращения с отходами. Однако, отдельные направления нуждаются в совершенствовании, например, сфера контроля эффективности, а также налоговая нагрузка на предпринимателей могут быть существенно дополнены с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993года)/ «Российской газете» от 25 декабря 1993 г.

2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, №20, ст. 2444.

3. Постановление Правительства МО от 22.04.2010 №262/17 «О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области «Экология Подмосковья на 2011-2013 годы». // Информационный вестник Правительства МО, №5, 31.05.2010.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от

2 октября 2002 г. №830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота». // «Российская газета», №225, 27.11.2002 г.

5. Постановление Правительства МО от 07.06.2002 №224/14 (ред. от 28.06.2006) «О порядке формирования и утверждения тарифов на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории Московской области» (вместе с «Методикой формирования тарифов на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов на объектах размещения отходов, расположенных на террито-

рии Московской области»). // Информационный вестник Правительства МО, №8, 16.G7.2GG2.

6. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №33, 13.G8.2GG1.

7. Волков С. Н., Троицкий В. П. и др. Землеустроительное проектирование. // Учебное пособие. - М.: Колос, 1997, 6G8 с.

8. Землеустройство, использование и охрана земельных ресурсов : слов. справ.7 В. П. Троицкий и др. - М., 1997. - 192 с.

9. Косинский В. В., Папаскири Т. В., Медведев О. Й., Подчу-фаров И. С. Методические рекомендации по перераспределению земель. / под общей редакцией Косинского В. В., Папаскири Т.В. -Владимир, 2GG1.

1G. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2GG8 году. Москва, 2GG9, с.187

11. Парламентская газета, №114-115, 23.G6.2GG1.

12. Российская газета, №121, 3G.G6.1998.

13. Российская газета, №28, G9.G2.2GG8.

14. Собрание законодательства РФ, 28.G7.1997, №3G, ст. 3594.

15. Собрание законодательства РФ, 23.G1.2GG6, №4, ст. 392.

16. Российская газета, №44, G5.G3.1994.

17. Российские вести, №147, G8.G8.1996.

18. Росстат. Об оценке численности постоянного населения на 1 января 2G1G г., на 1 января 2G11E и в среднем за 2G1G год с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2G1G г. (29 марта 2G11 г.).

19. ТСН 3G-3G8-2GG2 Московской области «Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области». // Министерство строительного комплекса Московской области. - М., 2GG2 г.

2G. Удачин, С. А. Научные основы землеустройства / С. А. Уда-чин. - М.: Колос, 1965, 272 с.

21. Федоров Л. А.. Диоксины, как экологическая опасность: ретроспектива и перспективы. - М. Наука, 1993. - 267 с.

24 Постановление Правительства МО от 07.06.2002 №224/14 (ред. от 28.06.2006) «О порядке формирования и утверждения тарифов на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории Московской области» (вместе с «Методикой формирования тарифов на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории Московской области»). // Информационный вестник Правительства МО, №8, 16.07.2002.

ВЛИЯНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ КУРСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ

Косарева О.В.

Статья раскрывает особенностью валютно-финансовых кризисов, учет которых позволяет развивать инновационную деятельность в России, проведен анализ эффективности мер государственной поддержки в период кризиса.

Ключевые слова: национальная валюта, девальвация рубля, инновационная деятельность, курс рубля

INFLUENCE OF INSTABILITY OF A RATE OF NATIONAL CURRENCY ON INNOVATIVE ACTIVITY IN RUSSIA

Kosareva O.

Article opens feature of the currency-financial crises which account allows to develop innovative activity in Russia, the analysis of efficiency of measures of the state support in crisis is carried out.

Keywords: national currency, rouble devaluation, innovative activity, a rouble exchange rate

Устойчивость курса национальной валюты - один из аспектов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в России. Рыночный характер валютного курса порождает проблему оценки его возможной динамики. Заинтересованность в стабильности валютного курса любой страны вызывает интерес к различным формам косвенного управления движением валютного курса, так как его понижение ведет к обесценению национальных активов, а его повышение - к падению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валютный курс, являясь элементом вторичных производствен-

ных отношений, то есть отношений по поводу распределения и обмена, тем не менее, отражает первичные взаимосвязи в сфере производства товаров и услуг. Способность той или иной валюты успешно конкурировать с денежными единицами других стран тесно связана с уровнем развития национальной экономики и, в конечном счете, определяется качеством, издержками производства и конкурентоспособностью производимых в стране товаров и услуг, «наполнением» валюты.

Особенностью валютно-финансовых кризисов последнего десятилетия становится глобальный характер их распространения. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.