Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение применения амнистии в Украине'

Нормативно-правовое обеспечение применения амнистии в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМА ПРАВА / AMNESTY / INTERDISCIPLINARY INSTITUTE / REGULATORY SUPPORT / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышев В. С.

В статье проанализировано нормативно-правовое обеспечение применение амнистии в Украине. Поскольку амнистия является межотраслевым институтом, который регулируется нормами конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного отраслей права, особое внимание уделено анализу норм указанных отраслей права в отдельности и в целом для более эффективного исследования нормативно-правового обеспечения применения амнистии в Украине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Merited lawyer of Ukraine. Normative-legal provision of the application of Amnesty in Ukraine

The article analyzes the regulatory support amnesty in Ukraine. Since the amnesty is interdisciplinary institution that is regulated by the constitutional, criminal and penal law branches special emphasis on these areas of law rules in particular and in general, to better study regulatory support amnesty in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение применения амнистии в Украине»

3. Власов, И. С. Об объекте преступления против правосудия // Ученые записки ВНИИСЗ. -Вып. 1/8 . - М., 1964. - 100 с.

4. Гладышева, О., Солонникова, Н. Несовершеннолетние заявители о преступлении // Законность. - 2008. - № 8.

5. Козлова, Н. За ложный донос стали чаще сажать // Российская газета. - 2009 . - 15 октября.

6. Кокорев, Л. Д., Кузнецов, Н. П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. - 62 с.

7. Обзор судебной практики Пензенского областного суда за III кв. 2004 г. [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 03.12.2012).

8. Основные понятия Уголовного кодекса РФ: международные акты, российские нормативноправовые акты, судебная практика / под ред. А.В. Галаховой. - М.: Норма: ИНФА-М, 2010. - 576 с.

9. Рарог, А. И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений : практич. пособ. / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 181 с.

10. Смолин С. В. Уголовная ответственность за заведомо ложный донос. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 91 с.

УДК 343.293 В.С. Малышев*

Нормативно-правовое обеспечение применения амнистии в Украине

В статье проанализировано нормативно-правовое обеспечение применение амнистии в Украине. Поскольку амнистия является межотраслевым институтом, который регулируется нормами конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного отраслей права, особое внимание уделено анализу норм указанных отраслей права в отдельности и в целом для более эффективного исследования нормативно-правового обеспечения применения амнистии в Украине.

Ключевые слова: амнистия, межотраслевой институт, нормативно-правовое обеспечение. норма права.

VS. Malyshev*. Merited lawyer of Ukraine. Normative-legal provision of the application of Amnesty in Ukraine. The article analyzes the regulatory support amnesty in Ukraine. Since the amnesty is interdisciplinary institution that is regulated by the constitutional, criminal and penal law branches special emphasis on these areas of law rules in particular and in general, to better study regulatory support amnesty in Ukraine.

Keywords: amnesty, Interdisciplinary Institute, regulatory support, rule of law.

Единственным регулятором общественных отношений, который установлен и закреплен государством на законодательном уровне, является норма права. В свою очередь, норма права является основной составляющей любого правового института, который включает в себя совокупность связанных между собой правовых норм, регулирующих определенный вид или группу общественных отношений [12, c. 248]. Среди множества правовых институтов, действующих в государстве, особое место занимает институт амнистии, который является элементом правовой политики государства в сфере противодействия преступности. Институт амнистии является межотраслевым правовым институтом, поскольку регулируется нормами конституционного, уголовного и уголовноисполнительного отраслей права.

Нормы конституционного права

Основополагающим законом, регулирующим институт амнистии, является Конституция Украины, т.к. она определяет основные, определяющие подходы к применению амнистии в Украине. Так, ст. 58 определяет, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица; ст. 74 определяет, что референдум не допускается относительно законопроектов по вопросам амнистии, а ч. 3 ст. 92 закрепляет объявление амнистии исключительно законом Украины [6].

Следующей нормой конституционного права, регулирующей институт амнистии в Украине, является Закон Украины «О применении амнистии в Украине» от 1 октября 1996 г. [2], с изменениями и дополнениями, которые были внесены Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» и вступили в законную силу 1 января 2012 г. [3]. Именно этим законом определяются: 1) понятие и виды амнистии; 2) перечень лиц, в отношении которых не может применяться амнистия; 3) периодизация принятия амнистии и т. д. [3].

* Малышев, В.С., заслуженный юрист Украины.

* Malyshev, V.S., Merited lawyer of Ukraine.

© Малышев В.С., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013

Уголовное право

Однако, кроме существования Закона Украины «О применении амнистии в Украине», который является базовым для всех остальных нормативно-правовых актов, применяемых относительно института амнистии, немаловажным для применения амнистии в Украине является Закон Украины «Об амнистии», который может издаваться Верховной Радой Украины каждый год (но не чаще одного раза в год). Таким законом определяется перечень лиц, подлежащих амнистированию; условия, при которых может применяться амнистия, вопросы, касаемые порядка применения амнистии, и т.д. [1].

Например, Закон Украины «Об амнистии на 2011 год» определял освобождение от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденных за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими, в соответствии со ст. 12 УК Украины, и за преступления, совершенные по неосторожности, не являющиеся особо тяжкими, в соответствии со ст. 12 УК Украины: а) лиц, которые на момент совершения преступления были несовершеннолетними; б) женщин, беременных на день вступления в силу настоящего Закона; в) лиц, которые на день вступления в силу настоящего Закона в установленном порядке признаны инвалидами первой, второй или третьей группы, а также больными активной формой туберкулеза, определенными онкологическими заболеваниями и другими тяжелыми болезнями, препятствующими отбыванию наказания; д) мужчин и женщин, которые на день вступления в силу настоящего Закона достигли соответственно 60-летнего и 55-летнего возраста; е) лиц, которые на день вступления в силу настоящего Закона имеют одного или обоих родителей, достигших 70-летнего возраста или признанных инвалидами первой группы, при условии, что у этих родителей нет других трудоспособных детей [1].

Также данным законом освобождались от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы, лица, осужденные за умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишение свободы на срок не более десяти лет, если на день вступления в силу настоящего Закона они отбыли не менее половины назначенного срока основного наказания [1].

Данный перечень лиц, в отношении которых Законом Украины «Об амнистии на 2011 год» применяется амнистия, не является исчерпывающим.

Также подобным законом определяются и условия применения амнистии. Например, при рассмотрении судами дел о применении амнистии участие прокурора в судебном заседании является обязательным.

Если рассматривается дело о применении амнистии в отношении несовершеннолетнего лица, в судебном заседании в предусмотренных законом случаях участвует его законный представитель. Неявка законного представителя несовершеннолетнего лица не препятствует рассмотрению дела, если суд не признает его участие необходимым. При наличии надлежащим образом оформленных полномочий в судебном заседании принимает участие защитник (ст. 8) [1].

В соответствии со ст. 9 исследуемого закона применение амнистии не допускается, если обвиняемый, подсудимый или осужденный против этого. Лицо, в отношении которого решается вопрос о применении амнистии, дает свое согласие суду в устной или письменной форме с обязательным указанием этого в протоколе судебного заседания.

Вопрос о применении амнистии в отношении лиц, осужденных судами иностранных государств и отбывающих наказание на территории Украины, решают соответствующие суды Украины с соблюдением требований международных договоров Украины [1].

Процесс интеграции Украины в международное сообщество демократических стран требует соблюдения международных норм и стандартов в разных отраслях внутренней жизни. Это выдвигает обязательство привести национальное законодательство в соответствие с нормами и стандартами, зафиксированными в международных договорах и соглашениях [13, с. 15]. Поэтому к нормативно-правовой основе применения амнистии также относятся действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины (например, ч. 2 ст. 11 Общей декларации прав человека, ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 6, 11 Международного пакта о гражданских и политических правах, пп. 69.2, 70.1 Европейских пенитенциарных правил и т. д.).

Международные нормативно-правовые акты обусловливают формирование национальных источников применения амнистии. Например, в п. 4 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 февраля 1966 г. говорится, что каждый, кто осужден к смертному наказанию, имеет право просить о смягчении приговора. Амнистия может быть подарена во всех случаях» [4]. В свое время вступление Украины в Совет Европы обусловило отказ от применения смертного наказания и замену его на наказание в виде пожизненного лишения свободы. Деятельность ООН, Совета Европы, усилия руководства католической церкви, международной общественной организации «Международная Амнистия» и других правозащитных организаций привели к значительному сокращению сферы и масштабов смертного наказания во всем мире.

Практика Европейского суда по правам человека (дальше - Суда) стала нормативно-правовой основой применения с того времени, когда Украина ратифицировала Конвенцию о защите прав и основных свобод человека 1950 г., а также протоколы к ней и, соответственно, признала все обязательства, предусмотренные данными международно-правовыми актами, в частности, «действие на своей территории ст. 46 этой Конвенции относительно признания обязательной и без заключения специального соглашения юрисдикции Суда по правам человека во всех вопросах, которые касаются толкования и применения Конвенции» [11, с. 124]. Кроме того, Украина «обязывается исполнять решение Суда по любому делу, в котором она является стороной» [5, с. 6-8]. Как следствие, Украина не только взяла на себя международно-

правовое обязательство обеспечивать соответствие национального законодательства и юридической практики европейским стандартам в сфере прав человека, но и создала предпосылки для реального включения в механизм нормативной регуляции общественных отношений прецедентов названного выше международного учреждения [9, с. 227]. Нужно вспомнить и ст. 17 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», в которой закреплено положение о том, что «суды применяют при рассмотрении дел ... практику Суда как источник права» [4].

Нормы уголовного права

К нормам уголовного права, которые регулируют применение института амнистии в Украине, относят Уголовный кодекс Украины (далее - УК Украины). Ст. 86 УК Украины «Амнистия» определяет, что амнистия объявляется законом Украины в отношении определенной категории лиц. Законом об амнистии лица, признанные виновными в совершении преступления обвинительным приговором суда, или уголовные дела в отношении которых не вступили в законную силу, могут быть полностью или частично освобождены от отбывания наказания [7]. Также нормами уголовного права определяются понятие преступления, классификация преступлений в зависимости от степени тяжести, стадии совершения преступления, что, в свою очередь, впоследствии используется при подготовке проекта закона об амнистии.

Нормы уголовно-исполнительного права

Нормативно-правовое обеспечение амнистии также регулируется уголовно-исполнительным законодательством, поскольку ст. 152 Уголовно-исполнительного кодекса Украины (далее - УИК Украины) среди оснований для освобождения наказания определяет Закон Украины «Об амнистии». Ст. 154 УИК Украины определяет, что амнистия применяется законом к лицам, осужденным судами Украины, независимо от места отбытия ими наказания, однако только после тщательной проверки материалов дела и сведений амнистируемого лица [8, с. 76-78].

Так, в соответствии со ст. 10 Закона Украины «Об амнистии на 2011 год» решение о применении или неприменении амнистии принимается судом относительно каждого лица индивидуально после тщательной проверки материалов личного дела и сведений о поведении осужденного за время отбывания наказания. Такое лицо вызывается в судебное заседание и может давать объяснения. Неявка этого лица не останавливает рассмотрения дела.

Исследовав нормативно-правовое обеспечение применения амнистии в Украине, можно сделать обоснованный вывод о том, что анализ нормативно-правовой основы применения амнистии в Украине является необходимым элементом исследования ее понятия и сущности, а поскольку институт амнистии является межотраслевым институтом, то исследование его нормативно-правового обеспечения должно охватывать исследование нормативной базы всех отраслей права, к которым он имеет то или иное отношение.

Список литературы

1. Закон України «Про амністію у 2011 році» від 08.07.2011 № 3680-УІ [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3680-17.

2. Закон України «Про застосування амністії в Україні» від 01.10.1996 № 392/96 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.uaЛaws/show/392/96-вр.

3. Закон України «Про внесення змін до Закону України «Про застосування амністії в Україні» та інших законодавчих актів» від 02.06.2011 № 3465-УІ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3465-17.

4. Закон України № 3477-ІУ від 23.02.2006 р. «Про виконання рішень та застосування практики Європейського суду з прав людини» // Эксперт-Юрист (информационно-правовая библиотека). -2006. - № 10.

5. Конвенція про захист прав людини та основних свобод (Рим, 4.ХІ.1950) // Голос України.

- 2001. - 10 січня. - № 3 (2503).

6. Конституція України [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/

laws/show/254к/96-вр.

7. Кримінальний кодекс України [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/2341-14/page3.

8. Кримінально-виконавчий кодекс України : за станом на 10 вересня 2010 р. / Верховна Рада України. - Х. : ТОВ «Одисей», 2010. - 88 с.

9. Мазур, М. В. Прецеденти Європейського Суду з прав людини у системі джерел конституційного права // Держава і право : збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. - Вип. 39. - К.: Ін-т держави і права ім. В.М. Корецького НАН України, 2008.

10. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 февраля 1966 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.shtml.

11. Рабинович, П. М., Раданович, Н. М. Європейська конвенція з прав людини: проблеми національної імплементації (загальнотеоретичні аспекти) / Редкол.: П.М. Рабинович (голов. ред.) та ін. - Серія 1. Дослідження та реферати. - Вип. 4. - Львів.: Астрон, 2002.

12. Скакун, О. Ф. Теорія держави і права : підручник. - Х. : Консум, 2001. - 656 с.

13. Фріс, П. Л. Кримінально-правова політика України : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - К.: Національна академія внутрішніх справ України, 2005.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.