Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы на различных этапах ее развития'

Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы на различных этапах ее развития Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2131
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА / PENITENTIARY PSYCHOLOGIST ACTIVITY / PENAL LAW / CONVICTS' RIGHTS FOR PSYCHOLOGICAL AID

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Дебольский Михаил Георгиевич

В статье проанализированы международные документы и уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующие порядок функционирования психологической службы в пенитенциарной системе; рассмотрены направления совершенствования нормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROVISION OF ACTIVITIES OF THE PENAL SYSTEM PSYCHOLOGICAL SERVICE AT DIFFERENT STAGES OF ITS DEVELOPMENT

In the article the author analyzes the international documents and penal legislation regulating the psychological services operation in the penitentiary system. He reveals the directions of improvement of legal provisions of activity of psychological service in the penal system nowadays.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы на различных этапах ее развития»

УДК 159.9:343.8

МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ ДЕБОЛЬСКИЙ,

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: mdebolsky@mail.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Для цитирования

Дебольский, М. Г Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы на различных этапах ее развития / М. Г. Дебольский // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 1. - С. 70-74.

Аннотация. В статье проанализированы международные документы и уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующие порядок функционирования психологической службы в пенитенциарной системе; рассмотрены направления совершенствования нормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы в настоящее время.

Ключевые слова: психологическая служба, уголовно-исполнительное законодательство, право осужденных на психологическую помощь, деятельность пенитенциарного психолога.

Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях функционирует в строгом соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН), и международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации [1, с. 10-17]. Введение должности психолога в штаты пенитенциарных учреждений рекомендовано ст. 49 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на Первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. [1, с. 125].

Во многих экономически развитых государствах введение должности психолога в пенитенциарных учреждениях началось гораздо раньше, чем в нашей стране [5, с. 329-346], хотя и в дореволюционной России, и в СССР юридическая и пенитенциарная психология развивались достаточно активно [9]. Важно отметить, что многие юристы внесли весомый вклад в разработку основ пенитенциарной психологии и способствовали организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе. Так, в конце 1960-х годов один из наиболее авторитетных в тот период специалистов по исправительно-трудовому (уголовно-исполнительному) праву Б. С. Утевский писал: «Для повседневного научно обоснованного управления исправительно-трудовой коло-

© Дебольский М. Г., 2018

нией и тюрьмой, безусловно, необходима в каждой из них штатная должность специалиста-психолога и, по возможности, специалиста-педагога. Введение в штат этих двух специалистов с лихвой окупится благодаря повышению качества и сокращению сроков исправления, которое, несомненно, последует после усиления аппарата указанными работниками» [10, с. 25].

Еще в советский период, в 1974 г., для работы с несовершеннолетними правонарушителями была введена должность психолога в штаты воспитательных колоний. В 1980-е годы, во время так называемой перестройки, вновь предпринимаются активные меры по дальнейшему развитию психологической службы в УИС. В порядке эксперимента были созданы психологические лаборатории численностью 4 человека в исправительных колониях Саратовской и Пермской областей, на базе которых апробированы психодиагностические методы изучения осужденных (Саратовская область) и программы психокоррекционного воздействия на правонарушителей (педагогический аутотренинг, разработчиком которого являлась профессор Пермского государственного педагогического института, ныне Университета, А. С. Новоселова) [7]. Результаты деятельности этих лабораторий в 1989 г. были обобщены рабочей группой, в которую входили представители ГУИН МВД СССР (С. Х. Шамсунов - руководитель группы), НИИ МВД (А. В. Шамис и А. И. Мокрецов), Академии МВД СССР (М. Г. Дебольский), Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников УИС (А. В. Пи-щелко), и были доложены министру внутренних дел СССР с предложением создать психологические лаборатории во всех исправительных учреждениях.

К сожалению, сложная социально-экономическая ситуация в стране в тот период не позволила создать психологическую службу, но идея ее создания разделялась руководством уголовно-исполнительной системы, и в 1989 г. впервые в Рязанской высшей школе МВД СССР был осуществлен набор будущих психологов пенитенциарной системы, а спустя два года создан полноценный психологический факультет.

2 сентября 1992 г. в уже изменившихся политических и социально-экономических условиях министром внутренних дел Российской Федерации подписан приказ № 305 «О создании психологических лабораторий исправительно-трудовых учреждений». Это была новая веха в истории развития практической психологии в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с приказом ФСИН России от 2 сентября 2007 г. № 421 стал ежегодно отмечаться профессиональный праздник - День пенитенциарного психолога.

Принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) в 1997 г. в определенной степени стимулировало развитие психологической службы, так как в ст. 1 отмечалось, что «уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений». Естественно, что достижение этих целей предполагает углубленное психодиагностическое обследование личности осужденного и применение исправительных психокоррекционных программ, которые возлагаются на сотрудников психологической службы. Косвенно на необходимость развития психологической службы указывают также следующие статьи УИК РФ: ст. 8, закрепляющая прежде всего принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания; ст. 9, устанавливающая, что средства исправления осужденных применяются с учетом личности осужденных и их поведения; ст. 109, регламентирующая воспитательную работу с осужденными, в которой зафиксировано, что она «проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных...»; ст. 110, определяющая необходимость проведения воспитательной работы с осужденными «на основе психолого-педагогических методов».

К концу 1990-х годов численность психологической службы УИС достигла 1000 человек, начало осуществляться психодиагностическое обследование осужденных, в ряде территориальных органов в работе с несовершеннолетними и осужденными женщинами стали применяться программы педагогического аутотренинга, разработанные доктором педагогических наук А. С. Новоселовой, накапливаться опыт проведения психологического консультирования и социально-психологических тренингов с осужденными и персоналом (Т. Ю. Базаров, М. Г. Дебольский, Т. В. Калашникова, В. С. Красник, А. В. Пищелко, Л. С. Саблина, В. И. Серов и др.).

Однако темпы и качественный уровень развития психологической службы не соответствовали потребностям практики. На научно-практическом семинаре психологов УИС, проходившем в июле 1999 г. в Томске, отмечался ряд недостатков в организации деятельности психологической службы, в том числе: отсутствие научно обоснованной концепции развития службы и правовых основ, регламентирующих деятельность психологической службы на законодательном уровне [8]. Авторитетный ученый, а в конце 1990-х и начале 2000-х гг. к тому же заместитель начальника ГУИН Минюста России А. И. Зубков, оценивая сложившуюся ситуацию, отмечал: «У нас пока нет единой психологической службы, чтобы решать вопросы правового статуса психологов, их профессионального роста по своей должности» и психологического обеспечения деятельности «сотрудников при решении стоящих перед системой задач» [6, с. 12].

Необходимо отметить, что в 1990-е годы в качестве одного из факторов, сдерживавших развитие психологической службы и ее нормативно-правовое обеспечение, являлась принадлежность УИС к Министерству внутренних дел, для которого исправление осужденных оставалось далеко не главной задачей. До 2000 г. в структуре ГУИН также не было отдела, который осуществлял бы организацию деятельности психологической службы и ее совершенствование. После передачи уголовно-исполнительной системы под юрисдикцию Министерства юстиции принят ряд дополнительных мер, направленных на совершенствование психологической работы, и одна из них - создание в структуре ГУИН Минюста России самостоятельного отдела психологической службы [2]. На новое структурное подразделение возлагались задачи текущего (повседневного) и стратегического (перспективного) управления деятельностью психологов уголовно-исполнительной системы. Создание самостоятельного отдела психологической службы в структуре ГУИН - это новый этап в развитии ведомственной психологической службы. Он характеризуется научно обоснованным системным подходом, централизацией управления и единоначалием, что весьма важно на этапе становления новой службы и внедрения единых стандартов по основным направлениям деятельности. Отделом психологической службы совместно с Академией ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России разработаны Концепция развития психологической службы УИС (далее - Концепция), план ее реализации, Инструкция об организации деятельности психологической службы УИС. Документы имели стратегический и системный характер, прошли научную и правовую экспертизу, утверждены приказом Минюста России [3].

Однако в УИК РФ понятие «психологическая служба», порядок ее деятельности оставались не регламентированы, что сдерживало ее развитие и вызывало вопросы законности относительно методов влияния на осужденных. По инициативе психологов в 2003 г. в установленном законом порядке ст. 12 УИК РФ была дополнена пунктом 6.1: «Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи». На законодательном уровне также закреплен принцип

добровольности: «Психологическая помощь осужденным оказывается на добровольной основе». Впервые на законодательном уровне было закреплено право осужденных на психологическую помощь и признан субъект, осуществляющий соответствующие функции, - «сотрудники психологической службы и иные лица».

К сожалению, не все предложения отдела психологической службы нашли отражение в Законе. Во-первых, законодатель не определил, кто относится к «иным лицам». По нашему мнению, это специалисты, имеющие базовое психологическое образование или сертификат, подтверждающий специализацию в той или иной сфере психологической практики. Кроме того, эти лица должны соблюдать уголовно-исполнительное законодательство России, ведомственные нормативно-правовые акты и профессиональную этику пенитенциарного психолога. Во-вторых, в Законе не указано, что активное участие осужденных в психологических мероприятиях может рассматриваться как стремление к развитию социально значимых свойств личности и учитываться при решении вопроса об изменении условий содержания, а также условно-досрочном освобождении. В-третьих, не определены основные виды психологической работы в целом (психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологический прогноз, оценка факторов риска повторного преступления, заключение - психологическая экспертиза о причинах самоубийства и др.) и, в частности, виды оказания психологической помощи осужденным (индивидуальное психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, психологическая коррекция, психотерапия). Эти вопросы должны найти отражение в УИК РФ.

Учитывая, что психологическая служба УИС зарекомендовала себя важным субъектом исправительного процесса осужденных, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года четко указано, что одной из целей данного документа является «сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы»; психологическую работу рекомендовано включить в систему «средств исправления осужденных» [4]. Это важная законодательная новация, которая потребует также внесения изменений в подзаконные нормативные акты - приказы Министерства юстиции Российской Федерации, регламентирующие деятельность психологической службы. Особо тщательно следует подходить при определении нормативов времени на выполнение основных видов работ психолога, разработке типовой структуры и штатов психологической службы, при обосновании алгоритма действий по оказанию психологической помощи наиболее нуждающимся категориям осужденных. Успешность дальнейшего нормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы во многом будет зависеть от взаимопонимания специалистов психологов и юристов.

Библиографический список

1. Документы ООН, касающиеся заключенных : сборник. М., 2000. 192 с.

2. О совершенствовании структуры и деятельности психологической службы УИС Минюста России : приказ Минюста России от 26 янв. 2000 г. № 14.

3. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 12 дек. 2005 г. № 238.

4. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации

от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

5. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004. 352 с.

6. Зубков А. И. Организационно-правовые аспекты реформирования уголовно-исполнительной системы, основные направления подготовки кадров // Информ. бюл. ГУИН Минюста России. 1999. № 44. С. 8-15.

7. Новоселова А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: теория и технология. Пермь, 1998. 224 с.

8. Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы : материалы науч.-практ. семинара. М., 1999. 352 с.

9. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность : монография. М., 2000. 270 с.

10. Утевский Б. С. Что надо знать работникам исправительно-трудовых учреждений о кибернетике. М., 1969. 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.