Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база по обращению с попутным нефтяным газом: нынешнее состояние и перспективы развития'

Нормативно-правовая база по обращению с попутным нефтяным газом: нынешнее состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Газохимия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база по обращению с попутным нефтяным газом: нынешнее состояние и перспективы развития»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Нормативно-правовая база по обращению с попутным нефтяным газом: нынешнее состояние и перспективы развития*

Соловьянов А.А., профессор, эксперт Российского газового общества

Извлечение попутного нефтяного газа (ПНГ) из недр и первичная его обработка были и будут прерогативой нефтедобывающих компаний, однако их отношение к этому ценнейшему углеводородному сырью (заинтересованность в увеличении добычи ПНГ, в снижении его потерь на промысле, в том числе в прекращении его сжигания на факелах) всегда находится в полной зависимости от политики государства в отношении нефтяного бизнеса и газоснабжения.

В настоящее время в том, что касается ПНГ, эта политика далека от совершенства, лучшей демонстрацией чему является регулирующая эту сферу деятельности нормативноправовая база. В ней упущен целый

ряд важнейших моментов, к числу которых относятся, например:

■ статус ПНГ как полезного ископаемого;

■ определенность в праве собственности на извлеченный из недр ПНГ, в том числе ясность в переходе собственности на ПНГ от государства к пользователю недр;

■ экономическая ответственность газоперерабатывающих и газотранспортных предприятий (монополистов в области переработки

извлечение попутного нефтяного газа (пнг) из недр и первичная его обработка были и будут прерогативой нефтедобывающих компаний

и транспортировки ПНГ) за нерациональное использование ПНГ наравне с нефтяными компаниями;

■ обязательства пользователей недр перед государством по рациональному использованию ПНГ (не все действующие лицензионные соглашения устанавливают обязательный уровень использования ПНГ);

■ порядок доступа нефтяных компаний к производственным мощностям по переработке и транспортировке ПНГ, находящимся в собственности монополистов переработки и транспортировки газа;

■ требования по ведению обязательного инструментального учета

* На основании материалов сводного аналитического обзора, подготовленного автором для Российского газового общества

54 ГАЗОХИМИЯ I сентябрь-октябрь 2008 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ресурсов, объемов использования ПНГ, в том числе объемов использования ПНГ на собственные и технологические нужды, а также объемов сжигания ПНГ на факелах;

■ требования к средствам измерения (приборам учета) ПНГ;

■ порядок осуществления государственного контроля использования ПНГ;

■ механизмы стимулирования развития новой инфраструктуры по использованию ПНГ, применения новейших технологий и оборудования для повышения уровня использования ПНГ.

Термины и определения

До настоящего времени так и не появилось выверенное определение ПНГ. В российских законах, нормативно-правовых актах и договорах на освоение нефтегазовых ресурсов по отношению к нему используются различные термины: «нефтяной газ», «попутный газ», «нефтяной газ (попутный)», которые к тому же по-разному трактуются:

■ «газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа газовой шапки) из нефтяных, газонефтяных, газоконденсатнонефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, добываемый через нефтяные скважины» (Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, статья 337);

■ «углеводороды в газообразном состоянии, полученные в процессе добычи и коммерческой подготовки нефти» (Соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-1»; статья «Определения»);

■ «природный газ, обычно известный как газ газовой шапки, которая перекрывает и находится в контакте с сырой нефтью в залежи, и растворенный газ, который находится в растворе с сырой нефтью в залежи» (Соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-2»; статья «Определения»);

■ смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи (Национальный стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 28.12.05 ГОСТ Р8 615.2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения количества

извлекаемой из недр нефти и нефтяного газа», пункт 3);

■ смесь газообразных и парообразных углеводородов и неуглеводородных компонентов, выделяющихся из пластовой нефти при ее разгазировании (Проект Федерального закона «О безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа», разработанный Минпромэнерго России в 2006 году).

До сих пор по отношению к ПНГ в нормативно-правовых актах не выстроено отношение как к полезному ископаемому. Например, статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О недрах» требует максимально полного извлечения основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, но среди этих компонентов ПНГ не упоминается.

В подпункте 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ ПНГ назван углеводородным сырьем (добытым полезным ископаемым). Однако согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога на добычу ПНГ установлена равной нулю.

Система сбора информации об объемах добычи и сжигания ПНГ

Определенные проблемы возникают при планировании регуляторной или инвестиционной деятельности по обращению с ПНГ из-за отсутствия надежной статистичес-

до настоящего времени в российской федерации так и не появилось выверенное определение попутного нефтяного газа

кой информации об объемах добычи или сжигания ПНГ на факелах как в разрезе отдельных компаний, так и на уровне государства или регионов, хотя, казалось бы, существует достаточно разветвленная система сбора такой информации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2002 № 663 «О формировании и использовании государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации» сбор, обработку, накопление, хранение и контроль использования государственных информационных ресурсов ТЭК должно осуществлять ФГУП «ЦДУ ТЭК» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса»).

Информация по ПНГ в соответствии с указанием Минтопэнерго России от 5 сентября 1997 г. № БО-117 подается по форме ДН10 «Месячная оперативная информация о добыче и распределении газа».

Сбор и обработка первичной информации о добыче и использовании углеводородного сырья в Российской Федерации, в том числе о добыче и использовании ПНГ, на государственном уровне произво-

сентябрь-октябрь 2008 года I ГАЗОХИМИЯ 55

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Рис. 1

Оснащенность факельных установок замерными устройствами для различных компаний, действующих на территории ХМАО — Югры (данные Администрации ХМАО — Югры)

II 52,9%

II 80%

II

II 50% 30%

1170%

I Прочие компании I Башнефть I РуссНефть I Сибнефть I Славнефть

Всего факельных установок

Оснащены замерными устройствами

И 56,7%

-ШГ-Л: Ё-Ус.! м.і.иі.нл________

^■1 55% 1 ЮКОС

■1 9,7% 1 Роснефть

^^■1 11,1%

0 10 20 30 40 50 60 70 количество 80 90 100 110 120 130

в отсутствие замерных устройств учет добываемого пнг ведется расчетным путем — умножением объемов добываемой нефти на величину газового фактора

дит также Росстат в контакте с МПР Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 01.12.2003 № 106 «Об утверждении форм государственного статистического наблюдения для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых» юридические лица, пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, отдельно по каждому участку недр ежегодно должны представлять по форме № 1-ЛС в МПР России (через территориальные органы управления МПР России в субъектах РФ) в том числе данные об уровне добычи ПНГ, а также о процентном уровне его использования (утилизации). Сводные данные МПР России должен представлять Минпромэнерго России и Росстату.

Также в соответствии с Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 № 33 в «Сведениях по экс-

плуатации нефтяных скважин» юридические лица, их обособленные подразделения, ведущие добычу нефти, ПНГ и газового конденсата, ежегодно должны представлять территориальному органу государственной статистики в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей сфере деятельности, данные о фактической добыче ПНГ, расходе газа на собственные нужды промысла, технологические потери при очистке, осушке и транспортировке газа, а также количество ПНГ, сожженного в факелах, по форме 1-ТЭК (нефть).

Однако вся эта система перерабатывает и анализирует данные, которые изначально недостоверны. Луч-

шим подтверждением этому служат результаты инвентаризации факельных систем и проверки учета добываемого ПНГ, проведенные в сентябре — октябре 2007 года Ростехнадзором совместно с Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и Правительства РФ.

Было установлено, что приборы учета добываемого ПНГ отсутствуют у большинства компаний. Из 522 факельных установок компаний-не-дропользователей, ведущих свою деятельность на территории ХМАО — Югры, оборудованы замерными установками всего 265, из которых часть просто не функционирует. Эти данные приведены на рис. 1.

В отсутствие замерных устройств учет добываемого ПНГ ведется расчетным путем — умножением объемов добываемой нефти на величину газового фактора. Учитывая, что газовый фактор во время эксплуатации месторождения меняется, погрешность таких измерений составляет более 10%.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что данные ведомств, участвующих в сборе информации по обращению с ПНГ, различаются весьма значительно. Так, Росстат сообщал, что в 2005 году в Российской Федерации было добыто 42,2 млрд м3 ПНГ, из которых в факелах сожжено 13,1 млрд м3. По опубликованной в прессе информации Минприроды России, в этом же году в России было добыто 55-60 млрд м3 ПНГ, из которых примерно 26% (около 15 млрд м3 сожжено в факелах). Данные Минпромэнерго России свидетельствуют о том, что в 2005 году в России было сожжено 14,5 млрд м3 ПНГ. Одновременно в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года было отмечено, что сегодня в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 миллиардов кубометров попутного газа в год.

Нормативно-правовая база, регулирующая обращение с ПНГ

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, имеющие целью обеспечить потребности государства в стратегическом виде энергетических ресурсов, устанавливает

56 ГАЗОХИМИЯ I сентябрь-октябрь 2008 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (статья 1). В этом законе в понятие «газ» включены «природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями». Под газоснабжением в силу статьи 2 этого же закона понимается деятельность, включающая добычу, транспортировку, хранение и поставки газа. Тем самым формально Закон «О газоснабжении в Российской Федерации» регулирует обращение и с ПНГ В то же время подзаконные акты, конкретизирующие положения этого Закона в отношении ПНГ, отсутствуют.

До 2001 г. уровни использования ПНГ (нормативы потерь) ежегодно утверждались ведомственными документами Минэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором. В настоящее время уровень использования извлекаемого вместе с нефтью ПНГ может устанавливаться только лицензионным соглашением. И даже эта возможность используется далеко не всегда. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, где добывается почти 60% российской нефти, в половине лицензионных соглашений какие-либо требования по уровню использованию ПНГ вообще отсутствуют.

Следует упомянуть также, что и в проектах разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений количество добываемого ПНГ и направления его использования, как правило, не устанавливаются. Так, в Регламенте составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений (РД 153-39-007-96) термин «ПНГ» вообще не упомянут.

Исходя из основ государственной политики в области газоснабжения, в том числе в целях обеспечения энергетической безопасности, законодательством Российской Федерации установлено, что преимущественное право на заключение договоров на поставки газа имеют его покупатели для государственных, муниципальных, коммунальных организаций.

В связи с этим Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 г. № 334 «Об обеспечении доступа незави-

симых организаций к газотранспортным системам Газпрома», раздел 3, пункт 10) установлено, что при отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности газотранспортной системы приоритет в поставке отдается:

■ в первую очередь — поставщикам газа для коммунальных и бытовых нужд населения;

■ во вторую очередь — поставщикам газа, предусматривающим поставки газа в течение более длительного срока по сравнению с другими заявителями.

В результате доступ для производителей ПНГ к газопроводам и газоперерабатывающим заводам ограничен.

в настоящее время уровень использования извлекаемого вместе с нефтью пнг может устанавливаться только лицензионным соглашением

Попытки изменения законодательной базы, направленные на создание условий для увеличения рационального использования ПНГ

В октябре 2000 года группой депутатов Государственной Думы ФС РФ был внесен проект Федерального закона «О государственном регулировании использования ПНГ». В пояснительной записке было отмечено, что целью этого закона является создание условий для наиболее полного сбора и переработки ПНГ и, тем самым, для снижения негативного воздействия продуктов сжигания ПНГ на здоровье человека, окружающую природную среду, а также расширение сырьевой базы для нефтехимических и химических предприятий страны.

В законопроекте было предложено ввести ряд терминов, ранее не присутствовавших в нормативноправовой базе, в том числе:

■ ПНГ — легкие углеводороды, углекислый газ и гелий, растворенные в нефти в пластовых условиях,

сентябрь-октябрь 2008 года I ГАЗОХИМИЯ 57

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

неизбежно выходящие на поверхность вместе с добываемой нефтью;

■ продукты переработки ПНГ — сухой отбензиненный газ, жидкие углеводороды — широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), пропан-бутановые смеси, бензин газовый стабильный;

■ использование ПНГ — утилизация ПНГ либо применение его в качестве топлива без переработки;

■ утилизация ПНГ — процессы его сбора, промысловой подготовки, транспортировки и переработки на газоперерабатывающих заводах, а также использование на технологические нужды непосредственно на промыслах при добыче и подготовке нефти;

■ сжигание ПНГ в факелах — процесс прямого уничтожения ПНГ без переработки, наносящий ущерб окружающей природной среде;

■ система сбора и транспортировки ПНГ в нефтегазодобывающих компаниях — комплекс газосборных сетей, межпромысловых газопроводов, компрессорных станций и сооружений для сбора, промысловой подготовки и транспортировки газа.

В законопроекте были сформулированы принципы государствен-

ной политики в области использования ПНГ, включая:

■ определение уровней использования ПНГ и создание механизмов их соблюдения;

■ внедрение экономических подходов к решению задач, создающих условия для обеспечения экологической и промышленной безопасности в процессе использования ПНГ;

■ создание экономических условий и правовых основ для развития комплекса газосборных сетей, межпромысловых газопроводов, компрессорных станций и сооружений для промысловой подготовки и транспортировки газа, адекватных уровням использования ПНГ, определенных лицензионными соглашениями;

■ отнесение работ по использованию ПНГ к природоохранной деятельности;

очевидным недостатком законопроекта было отсутствие разумного баланса между мерами принуждения к достижению высоких уровней использования пнг и мерами экономического стимулирования

■ создание механизмов ценообразования в области использования ПНГ, учитывающих интересы организаций на стадиях нефтегазодобычи, газопереработки и использования газохимического сырья.

Кроме того, законопроект определял и разграничивал полномочия федеральных и региональных органов власти и Правительства РФ в области использования ПНГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законопроект устанавливал достаточно жесткие требования к природопользователям относительно уровня использования ПНГ и, соответственно, жесткие санкции за невыполнение этих требований. Так, в статье 8 законопроекта «Особенности содержания лицензионного соглашения в области нефтегазодобычи на право пользования недрами» указывалось, что в лицензионных соглашениях на право пользования недрами должен быть заложен уровень утилизации ПНГ не ниже 95%. За невыполнение же этого требования природопользователям грозили штрафные санкции, приостановка или прекращение действия лицензии на право пользования недрами.

Очевидным недостатком законопроекта было отсутствие разумно-

58 ГАЗОХИМИЯ I сентябрь-октябрь 2008 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

го баланса между мерами принуждения к достижению высоких уровней использования ПНГ и мерами экономического стимулирования или поощрения за эффективную деятельность в решении проблем использования ПНГ. Механизмы экономического стимулирования были прописаны крайне нечетко и не сулили природопользователям практически никаких выгод при инвестировании в создание инженерной инфраструктуры и мощностей по переработке ПНГ, а также при снижении выбросов загрязняющих веществ от сжигания ПНГ В результате 1 апреля 2003 года законопроект был снят с рассмотрения в Государственной Думе в связи с отзывом субъектом законодательной инициативы.

В декабре 2006 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры был внесен законопроект «О внесении изменений в Главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на повышение требований по утилизации ПНГ.

В законопроекте вводился термин утилизация (использование) попутного газа, под которой понимается комплекс технологических и производственных процессов, предусматривающий сбор, сепарацию, подготовку, транспортировку ПНГ, переработку на газоперерабатывающих установках (заводах), использование на собственные технологические и внутрипромысловые нужды непосредственно на промыслах при добыче и подготовке нефти, отпуск сторонним организациям, использование на выработку электроэнергии. При этом уровень утилизации ПНГ определялся как процентное отношение объема утилизированного ПНГ к объему добытого ПНГ по лицензионному участку недр.

Кроме того, в законопроекте вводится понятие добытого ПНГ, который определялся по сумме инструментальных замеров отсепариро-ванного ПНГ на газовых линиях всех ступеней сепарации на комплексном сборном пункте или дожимной насосной станции, включая факельные линии, нагревательные печи, парогенераторы, котельные и остаточное газосодержание в нефти после ее сепарации в соответствии с требованиями стандартов (норм, правил).

Законопроект предполагал отмену нулевой ставки НДПИ в случаях, если

природопользователем утилизируется (используется) менее 95% объема добытого на лицензионном участке недр ПНГ. В этом случае ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливалась в размере 147 рублей за 1000 м3 добытого ПНГ Закон предлагалось ввести в действие с 1 января 2010 года.

Предложенный законопроект, как и предыдущий законопроект «О государственном регулировании использования ПНГ», был документом, не предлагающим каких-либо экономических механизмов, поощряющих увеличение уровня использования ПНГ, и направленным только на увеличение налоговой нагрузки (фактически штрафных санкций) на недропользователей за недостаточный уровень утилизации ПНГ.

Предложения по созданию условий, способствующих рациональному использованию ПНГ

Государственная политика в сфере обращения с ПНГ должна сформировать условия, при которых у нефтедобывающих компаний выгоды рационального использования ПНГ превышали бы выгоды от сжигания ПНГ, что, в свою очередь, должно ба-

механизмы экономического стимулирования были прописаны крайне нечетко и не сулили природопользователям практически никаких выгод при инвестировании в создание инженерной инфраструктуры и мощностей по переработке пнг

зироваться на реализации двух взаимодополняющих (и желательно сбалансированных) подходов:

1) стимулирования — создание условий, при которых использование ПНГ приносит выгоду нефтедобывающим компаниям;

2) принуждения — создание условий, при которых сжигание ПНГ становится невыгодно или менее выгодно по сравнению с использованием ПНГ тем или иным способом.

Первый подход должен быть направлен на формирование и реализацию стимулирующей налоговой, таможенной и ценовой политики. Во втором подходе должна быть создана система экономических и административных санкций за неудовлетворительное использование ресурсов ПНГ (включая штра-

фы, приостановку деятельности компаний, отзыв лицензий на право пользования недрами и др.).

В рамках первого подхода могут быть реализованы следующие меры:

■ внедрение механизмов налогового стимулирования инвестиций в комплексные программы, связанные со сбором и транспортировкой ПНГ, строительством газоперерабатывающих заводов (ГПЗ);

■ сооружение за государственный счет мощностей по реализации продукции ГПЗ — продуктопроводов ШФЛУ, газопроводов сухого отбензиненного газа (СОГ), сливо-наливных эстакад для жидких продуктов переработки;

■ погашение части процентов по кредитам, выданным для реализации проектов по рациональному использованию ПНГ;

■ поддержка малых и средних сервисных компаний, специализирующихся в сфере утилизации ПНГ;

■ облегчение для новых проектов разрешительных и согласовательных процедур в государственных органах.

В свою очередь, экономическое стимулирование может включать такие механизмы, как:

■ отмена или сокращение таможенных пошлин на ввоз оборудования для производств, связанных с утилизацией ПНГ (включая оборудование для ГПЗ, выработки электрической и тепловой энергии);

■ льготные ставки по налогу на имущество;

■ сокращение ставки налога на прибыль в первые годы реализации проектов и программ по использованию ПНГ.

сентябрь-октябрь 2008 года I ГАЗОХИМИЯ 59

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Для эффективной реализации взаимодополняющих механизмов стимулирования и принуждения необходимы определенные условия. Государственная политика по регулированию утилизации ПНГ должна опираться на принцип доступности всей инфраструктуры, необходимой для утилизации ПНГ, включая магистральные газопроводы для транспортировки СОГ Особенно фактор доступа к инфраструктуре и к рынкам сбыта продукции важен в условиях применения методов принуждения к утилизации ПНГ.

Таким образом, для цивилизованного решения проблемы повышения степени использования ПНГ можно считать наиболее целесообразными следующие направления развития нормативно-правовой базы:

■ ликвидация противоречий в существующем законодательстве и введение требований по использованию ПНГ в каждое лицензионное

соглашение на разработку нефтяных месторождений;

■ создание одинаковых условий для всех участников путем установления рыночных правил по переработке и использованию ПНГ с учетом наиболее важных факторов, влияющих на условия и сроки его утилизации, таких, как местоположение, объемы и качество производимого ПНГ;

■ обеспечение открытого и справедливого доступа к существующей системе трубопроводного транспорта в целях транспортировки ПНГ к перерабатывающим мощностям;

■ принятие мер, поощряющих создание новой инфраструктуры всеми заинтересованными сторонами;

■ обеспечение приоритетного доступа к энергосистеме для всех производителей ПНГ;

■ обеспечение условий для формирования адекватной тарифной

системы для транспортировки продуктов переработки ПНГ по железной дороге;

■ формирование системы штрафов за сжигание и удаление ПНГ, предусматривающей, в частности, их увеличение для возмещения вреда окружающей среде и населению в результате сжигания ПНГ;

■ установление справедливой системы ответственности всех сторон, вовлеченных в переработку ПНГ.

При этом возможными вариантами их документального оформления могут быть такие акты, как:

■ Федеральный закон «О нефти и газе», отдельная глава которого была бы посвящена регулированию отношений в части добычи, использования, транспортировки и переработки ПНГ, определению правовых и экономических основ рационального использования ПНГ, охраны окружающей среды и защиты интересов государства, прав пользователей недр и предприятий газопереработки;

■ Федеральный закон «О комплексном использовании попутного нефтяного газа», формирующий специализированную нормативноправовую базу в области добычи и использования ПНГ;

■ поправки в действующие Федеральный закон «О газоснабжении» и Федеральный закон «О недрах», формирующие благоприятные условия для повышения уровня утилизации ПНГ;

■ Технические регламенты разработки месторождений, добычи и использования ПНГ, подсчета и измерения ресурсов газа на всех этапах освоения месторождений, государственной экспертизы и мониторинга этого процесса. На основе указанных регламентов должны определяться способы и объемы утилизации ПНГ по каждому месторождению (лицензионному участку) с учетом особенностей последнего, которые, в свою очередь, должны фиксироваться в лицензии на право добычи углеводородного сырья;

■ порядок недискриминационного доступа к ГТС, в котором должны быть определены принципы приоритетного доступа производителей СОГ к ГТС;

■ регламенты, обеспечивающие приоритетный доступ электроэнергии, получаемой из СОГ и ПНГ, к энергетической инфраструктуре.

Использование ПНГ имеет ряд особенностей, которые должны

60 ГАЗОХИМИЯ I сентябрь-октябрь 2008 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

учитываться при выборе мер государственного регулирования:

■ различная технологическая гибкость процессов переработки ПНГ и процессов подготовки товарной нефти;

■ различный компонентный состав ПНГ;

■ неравномерность добычи ПНГ во времени.

В связи с этим в состав проектных документов на разработку месторождений следовало бы включить специальный раздел по использованию ПНГ, содержащий, в частности:

■ расчет годовых объемов извлечения ПНГ;

■ показатель накопленной добычи газа по годам с целью выбора способа его использования;

■ физико-химические характеристики ПНГ и описание его потребительских свойств;

■ анализ рынка ПНГ и продуктов его первичной переработки;

■ обоснование выбора оборудования и технологий по использованию ПНГ;

■ экологическую оценку вариантов использования ПНГ;

■ технико-экономические расчеты, обосновывающие выбор вариантов использования и достигаемый максимальный коэффициент использования ПНГ.

Если говорить о лицензионных соглашениях, то для эффективного контроля их соблюдения следовало бы осуществить следующее:

1. Обязать нефтяные компании привести факельные системы в соответствие с действующими правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности, в том числе оснастить их узлами учета.

2. Составить регламенты на узлы учета газа и указать периодичность контроля качества газа.

3. Оснастить средствами измерения, согласно метрологическим нормам, узлы замера на следующих объектах:

■ объекты добычи нефти и газа (скважины);

■ объекты подготовки нефти и газа (ДНС, КСП, ЦПС);

■ объекты транспорта газа (транспортная КС);

■ объекты переработки ПНГ (ГПЗ);

■ объекты использования ПНГ (газовые двигатели, газовые электростанции, ГРЭС, котельные).

4. Разработать систему и методику регионального и глобального мониторинга:

■ объемов сжигания ПНГ в факелах высокого и низкого давления нефтяных компаний;

■ компонентного состава продуктов сгорания ПНГ в факельных установках.

5. Обязать нефтяные компании при увеличении объемов сжигаемого ПНГ выполнять своевременную корректировку установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ.

6. Органам государственного контроля и надзора раз в квартал замерять количество ПНГ, сжигаемого в факелах, и выдавать предприятию протокол, который при-

можно ожидать, что в ближайшее время государством будут предприняты действенные меры, направленные на эффективное решение проблемы широкомасштабного использования пнг

кладывается к отчету 2-тп (воздух) при сдаче годовой отчетности.

Для широкомасштабного решения проблемы использования ПНГ требуется также реализовать целый комплекс новых инвестиционных проектов:

■ по строительству новых газоперерабатывающих заводов;

■ сооружению новых систем сбора и подготовки ПНГ на промыслах;

■ расширению и созданию новых подземных хранилищ газа (учитывая сезонную неравномер-

ность потребления природного газа, прежде всего СОГ, получаемого в процессе первичной подготовки ПНГ на ГПЗ);

■ строительству сливно-наливных эстакад для жидких углеводородов;

■ по сооружению систем транспортировки ШФЛУ;

■ по строительству нефтехимических комплексов.

В реализации этих проектов должно принять участие и государство, например за счет выделения на возвратной или безвозвратной основе средств из Инвестиционного фонда.

Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года обратил внимание на недопустимость расточительного отношения к попутному нефтяному газу. На совещании по вопросу развития нефтегазовой отрасли 6 августа 2007 года Президент Российской Федерации поставил задачу: «...введение системы учета, увеличение экологических штрафов, ужесточение лицензионных требований. создавать такие условия, когда выгодно будет работать в этом направлении». Таким образом, можно ожидать, что в ближайшее время государством будут предприняты действенные меры, направленные на эффективное решение проблемы широкомасштабного использования ПНГ, в том числе меры, направленные на разработку более совершенной нормативно-правовой базы в этой сфере.

сентябрь-октябрь 2008 года I ГАЗОХИМИЯ 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.