ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В. ДЕМКИН, профессор Г. МАЙЕР, профессор Т. ТРУБНИКОВА, доцент Томский государственный университет
26 января 1998 года три университета - Томский, Алтайский и Новосибирский технический - создали Ассоциацию «Открытый университет Западной Сибири», подписав учредительный договор. Ассоциативная форма образовательной структуры была выбрана не случайно. Она наиболее полно соответствует принципам открытого образования и вместе с тем учитывает особенности российской системы образования, сохраняя автономию вузов, их региональную специфику и традиции научных школ университетов.
Сейчас Ассоциация насчитывает 22 университета Сибири, Урала, Дальнего Востока, Казахстана, Москвы и 3 НИИ СО рАн. Более 15 тысяч студентов обучаются по дистанционной технологии [1].
Ежегодно Ассоциация организует семинары и международные конференции по актуальным проблемам современного образования, выпускает журнал «Открытое и дистанционное образование». В электронном банке Ассоциации более 300 курсов и других средств учебного назначения. Управление образовательным процессом осуществляется специализированным программным обеспечением «Электронная кафедра» и «Электронный университет».
Несмотря на богатый опыт дистанционного обучения, в настоящее время сохраняется ряд проблем, решение
Нормативная база
дистанционного
образования
которых необходимо для развития системы.
Главная проблема - отсутствие в российском законодательстве нормативно-правового (юридического) определения статуса дистанционного образования.
Так, действующее российское законодательство вообще не упоминает о дистанционном обучении, а в подзаконных актах Министерства образования РФ (см., например, Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 03.07.1998 г. № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» и Письмо Министерства образования РФ от
29.04.1999 г. № 15-20/15-11 «О филиале вуза») дистанционное обучение рассматривается в качестве одной из образовательных технологий, которая может применяться в любой из форм обучения (очной, заочной, вечерней).
В отличие от этого подхода в Республике Казахстан дистанционное обучение рассматривается законодателем в качестве одной из форм обучения, наряду с очной, заочной и пр. (п.11, ст.1 Закона «Об образовании»).
Решение проблемы создания нормативно-правовой базы, соответствующей особенностям дистанционного обучения, видится нами в выделении педагогического и технологического компонентов системы дистанционного образования.
Существующие формы обучения как способы организации образовательного процесса отличаются двумя признаками:
• соотношением объемов непосредственного и опосредованного педагогического общения преподавателя со студентом;
• соотношением между объемом обязательных коллективных занятий и самостоятельной работы.
Так, для очного обучения характерно использование технологий непосредственного педагогического общения (чтение лекций, проведение семинарских, лабораторных и пр. занятий в условиях реального присутствия в учебной аудитории как преподавателя, так и студентов) и максимальное количество времени, отведенное для обязательных занятий.
Заочное обучение характеризуется опосредованным педагогическим общением преподавателя со студентами (посредством учебников, учебно-методических материалов, видео- и аудиолекций и пр.) и уменьшением до минимума количества обязательных занятий.
При этом два указанных нами критерия недопустимо смешивать, поскольку каждый из них имеет самостоятельный характер.
Современный технический и технологический прогресс позволяют организовать учебный процесс на расстоянии, основанный на опосредованном педагогическом общении, но с максимальным количеством обязательных коллективных занятий преподавателя со студентами. Таким образом, налицо зарождение новой формы обучения -дистанционной, которая интегрирует в себе все качества существующих форм. По технологии педагогического общения дистанционное обучение совпадает с заочной формой обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - с очной.
Таким образом, совершенствование технических и дидактических средств обучения приводит к постепенному переходу дистанционного обучения как технологии, применяемой в рамках существующих форм обучения, в самостоятельную форму [2].
Очевидно, этот процесс должен сопровождаться адекватными изменениями в законодательстве.
В частности, представляется необходимым принятие центральными органами исполнительной власти нормативного акта, в котором содержалось бы толкование основных понятий дистанционного обучения, а также регламентировались бы наиболее важные стороны осуществления образовательной деятельности по дистанционной форме.
Важным вопросом является определение вида нормативного акта, которым может быть урегулирована деятельность в сфере ведения образовательной деятельности в дистанционной форме.
Прежде всего, нужно отметить, что правовая регламентация дистанционного обучения, рассматриваемого лишь в качестве технологии ведения образовательной деятельности, не имеет смысла, поскольку в соответствии с нормами действующего российского законодательства выбор и содержание технологии образовательной деятельности относятся к сфере академической свободы вуза. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает основные профессиональные образовательные программы, а также технологию их реализации на основе положений государственного стандарта.
Таким образом, подход к дистанционному обучению как к одной из технологий ведения образовательной деятельности ставит под вопрос правомерность его дальнейшей нормативно-
Педагогические технологии
101
правовой регламентации, установления единых требований к его содержанию (в пределах государственного образовательного стандарта), особенностям его ведения, к организациям, осуществляющим дистанционное образование.
Возможно ли решить эти вопросы путем принятия соответствующего отраслевого стандарта?
Исходя из возможных целей стандартизации (см. Закон РФ «О стандартизации») в области образовательной деятельности, в стандарт могут быть включены:
• определения понятий в области дистанционного обучения (для их единообразного применения и, следовательно, информационной совместимости;
• требования, предъявляемые к материально-технической базе, на которой ведется данная деятельность, особые требования к профессорско-преподавательскому, техническому и вспомогательному персоналу;
• некоторые общеобязательные требования к процессу обучения, осуществляемому в дистанционной форме.
В то же время в отраслевой стандарт не может быть включен ряд положений относительно тех особенностей ведения образовательной деятельности в дистанционной форме, которые обязательно должны найти свое нормативное закрепление. В частности:
1) регламентация собственно «правового статуса» дистанционного обучения («форма обучения» или «технология образовательной деятельности»; соотношение дистанционного обучения с дневной, заочной, вечерней формами обучения);
2) регламентация правового статуса учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, их сотрудников и студентов;
3) регламентация наиболее важных
сторон обучения, осуществляемого в дистанционной форме, а также деятельности по подготовке к ведению дистанционного обучения (получение лицензий, разрешений на право осуществления такого обучения).
Нормативный акт, содержащий определение статуса дистанционного обучения, регламентирующий отношения субъектов системы дистанционного образования и включающий в себя нормативные требования к деятельности по осуществлению дистанционного обучения, по сути своей является Положением о дистанционном обучении.
При этом подзаконный нормативный акт, регулирующий деятельность организаций образования по осуществлению обучения в дистанционной форме (Положение о дистанционном обучении), обязательно должен содержать следующие правовые нормы.
Нормы-определения: разъяснение понятий, связанных с дистанционным обучением, а также понятий, приобретающих при осуществлении обучения в дистанционной форме новое наполнение.
Нормы, определяющие требования, предъявляемые к организациям образования, имеющим право осуществлять обучение в дистанционной форме. В частности, в соответствующем нормативном акте следует предусмотреть порядок получения образовательным учреждением лицензий и разрешений на право осуществления образовательной деятельности в дистанционной форме, требования, которым должна отвечать организация образования для того, чтобы получить указанные лицензии и разрешения (требования к учебным и вспомогательным помещениям, телекоммуникационному и информационному обеспечению, профессорско-преподавательскому, инженернотехническому и учебно-вспомогательному персоналам и пр.).
Нормы, регламентирующие правовое положение высших учебных заведений, осуществляющих обучение в дистанционной форме, их профессорско-преподавательского состава и студентов, обучающихся в них по дистанционной форме. Так, необходимо оговорить пределы академической свободы организации образования при осуществлении обучения в дистанционной форме (в части определения содержания учебного плана, сроков начала и продолжительности обучения, вида и содержания текущего и промежуточного контроля успеваемости, выбора видов учебной деятельности, смешанных форм обучения (очная и дистанционная, заочная и дистанционная и др.), методов, технологий и средств дистанционного обучения), а также указать те параметры дистанционного обучения, которые вуз не вправе изменять самостоятельно (порядок приема студентов, формы и порядок итоговой аттестации). Требуется также определить объем прав и обязанностей студентов, обучающихся по дистанционной форме обучения, что может быть сделано путем приравнивания его к объему прав и обязанностей по одной из традиционных форм обучения. Представляется, что права и обязанности студента, обучающегося в дистанционной форме в коллективе, на базе организации образования или ее филиала, должны соответствовать правам и обязанностям лиц, обучающихся в высших учебных заведениях в очной форме.
Нормы, непосредственно регулирующие учебную деятельность, осуществляемую в дистанционной форме (виды учебной деятельности в дистанцион-
ном обучении, порядок их составления и требования, предъявляемые к учебному плану и календарному графику учебного процесса, условия и порядок освоения образовательной программы в сокращенные сроки, особенности управления учебным процессом).
Проект такого Положения был разработан и представлен Томским государственным университетом в рамках объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения [3].
Одновременно с принятием такого Положения (или скорее еще до его принятия) нужно внести изменения в ст. 10 Закона РФ «Об образовании» и ч.8 ст.6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», дополнив содержащийся в них перечень форм обучения указанием на дистанционную форму. Это необходимо в целях исключения возможных противоречий между законами РФ и подзаконным актом (каковым и будет являться Положение о дистанционном обучении).
Литература
1. Ассоциация «Открытый университет За-
падной Сибири». Томск. - 2001.
2. Демкин В.П. Организация системы дистанционного обучения в Сибири // Открытое и дистанционное образование. -2000. - №1.
3. Пр иказ Минобразования России от
16.06.2000 г. №1791 «О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения».