Научная статья на тему 'Нормативная база дистанционного образования'

Нормативная база дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативная база дистанционного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В. ДЕМКИН, профессор Г. МАЙЕР, профессор Т. ТРУБНИКОВА, доцент Томский государственный университет

26 января 1998 года три университета - Томский, Алтайский и Новосибирский технический - создали Ассоциацию «Открытый университет Западной Сибири», подписав учредительный договор. Ассоциативная форма образовательной структуры была выбрана не случайно. Она наиболее полно соответствует принципам открытого образования и вместе с тем учитывает особенности российской системы образования, сохраняя автономию вузов, их региональную специфику и традиции научных школ университетов.

Сейчас Ассоциация насчитывает 22 университета Сибири, Урала, Дальнего Востока, Казахстана, Москвы и 3 НИИ СО рАн. Более 15 тысяч студентов обучаются по дистанционной технологии [1].

Ежегодно Ассоциация организует семинары и международные конференции по актуальным проблемам современного образования, выпускает журнал «Открытое и дистанционное образование». В электронном банке Ассоциации более 300 курсов и других средств учебного назначения. Управление образовательным процессом осуществляется специализированным программным обеспечением «Электронная кафедра» и «Электронный университет».

Несмотря на богатый опыт дистанционного обучения, в настоящее время сохраняется ряд проблем, решение

Нормативная база

дистанционного

образования

которых необходимо для развития системы.

Главная проблема - отсутствие в российском законодательстве нормативно-правового (юридического) определения статуса дистанционного образования.

Так, действующее российское законодательство вообще не упоминает о дистанционном обучении, а в подзаконных актах Министерства образования РФ (см., например, Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 03.07.1998 г. № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» и Письмо Министерства образования РФ от

29.04.1999 г. № 15-20/15-11 «О филиале вуза») дистанционное обучение рассматривается в качестве одной из образовательных технологий, которая может применяться в любой из форм обучения (очной, заочной, вечерней).

В отличие от этого подхода в Республике Казахстан дистанционное обучение рассматривается законодателем в качестве одной из форм обучения, наряду с очной, заочной и пр. (п.11, ст.1 Закона «Об образовании»).

Решение проблемы создания нормативно-правовой базы, соответствующей особенностям дистанционного обучения, видится нами в выделении педагогического и технологического компонентов системы дистанционного образования.

Существующие формы обучения как способы организации образовательного процесса отличаются двумя признаками:

• соотношением объемов непосредственного и опосредованного педагогического общения преподавателя со студентом;

• соотношением между объемом обязательных коллективных занятий и самостоятельной работы.

Так, для очного обучения характерно использование технологий непосредственного педагогического общения (чтение лекций, проведение семинарских, лабораторных и пр. занятий в условиях реального присутствия в учебной аудитории как преподавателя, так и студентов) и максимальное количество времени, отведенное для обязательных занятий.

Заочное обучение характеризуется опосредованным педагогическим общением преподавателя со студентами (посредством учебников, учебно-методических материалов, видео- и аудиолекций и пр.) и уменьшением до минимума количества обязательных занятий.

При этом два указанных нами критерия недопустимо смешивать, поскольку каждый из них имеет самостоятельный характер.

Современный технический и технологический прогресс позволяют организовать учебный процесс на расстоянии, основанный на опосредованном педагогическом общении, но с максимальным количеством обязательных коллективных занятий преподавателя со студентами. Таким образом, налицо зарождение новой формы обучения -дистанционной, которая интегрирует в себе все качества существующих форм. По технологии педагогического общения дистанционное обучение совпадает с заочной формой обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - с очной.

Таким образом, совершенствование технических и дидактических средств обучения приводит к постепенному переходу дистанционного обучения как технологии, применяемой в рамках существующих форм обучения, в самостоятельную форму [2].

Очевидно, этот процесс должен сопровождаться адекватными изменениями в законодательстве.

В частности, представляется необходимым принятие центральными органами исполнительной власти нормативного акта, в котором содержалось бы толкование основных понятий дистанционного обучения, а также регламентировались бы наиболее важные стороны осуществления образовательной деятельности по дистанционной форме.

Важным вопросом является определение вида нормативного акта, которым может быть урегулирована деятельность в сфере ведения образовательной деятельности в дистанционной форме.

Прежде всего, нужно отметить, что правовая регламентация дистанционного обучения, рассматриваемого лишь в качестве технологии ведения образовательной деятельности, не имеет смысла, поскольку в соответствии с нормами действующего российского законодательства выбор и содержание технологии образовательной деятельности относятся к сфере академической свободы вуза. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает основные профессиональные образовательные программы, а также технологию их реализации на основе положений государственного стандарта.

Таким образом, подход к дистанционному обучению как к одной из технологий ведения образовательной деятельности ставит под вопрос правомерность его дальнейшей нормативно-

Педагогические технологии

101

правовой регламентации, установления единых требований к его содержанию (в пределах государственного образовательного стандарта), особенностям его ведения, к организациям, осуществляющим дистанционное образование.

Возможно ли решить эти вопросы путем принятия соответствующего отраслевого стандарта?

Исходя из возможных целей стандартизации (см. Закон РФ «О стандартизации») в области образовательной деятельности, в стандарт могут быть включены:

• определения понятий в области дистанционного обучения (для их единообразного применения и, следовательно, информационной совместимости;

• требования, предъявляемые к материально-технической базе, на которой ведется данная деятельность, особые требования к профессорско-преподавательскому, техническому и вспомогательному персоналу;

• некоторые общеобязательные требования к процессу обучения, осуществляемому в дистанционной форме.

В то же время в отраслевой стандарт не может быть включен ряд положений относительно тех особенностей ведения образовательной деятельности в дистанционной форме, которые обязательно должны найти свое нормативное закрепление. В частности:

1) регламентация собственно «правового статуса» дистанционного обучения («форма обучения» или «технология образовательной деятельности»; соотношение дистанционного обучения с дневной, заочной, вечерней формами обучения);

2) регламентация правового статуса учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, их сотрудников и студентов;

3) регламентация наиболее важных

сторон обучения, осуществляемого в дистанционной форме, а также деятельности по подготовке к ведению дистанционного обучения (получение лицензий, разрешений на право осуществления такого обучения).

Нормативный акт, содержащий определение статуса дистанционного обучения, регламентирующий отношения субъектов системы дистанционного образования и включающий в себя нормативные требования к деятельности по осуществлению дистанционного обучения, по сути своей является Положением о дистанционном обучении.

При этом подзаконный нормативный акт, регулирующий деятельность организаций образования по осуществлению обучения в дистанционной форме (Положение о дистанционном обучении), обязательно должен содержать следующие правовые нормы.

Нормы-определения: разъяснение понятий, связанных с дистанционным обучением, а также понятий, приобретающих при осуществлении обучения в дистанционной форме новое наполнение.

Нормы, определяющие требования, предъявляемые к организациям образования, имеющим право осуществлять обучение в дистанционной форме. В частности, в соответствующем нормативном акте следует предусмотреть порядок получения образовательным учреждением лицензий и разрешений на право осуществления образовательной деятельности в дистанционной форме, требования, которым должна отвечать организация образования для того, чтобы получить указанные лицензии и разрешения (требования к учебным и вспомогательным помещениям, телекоммуникационному и информационному обеспечению, профессорско-преподавательскому, инженернотехническому и учебно-вспомогательному персоналам и пр.).

Нормы, регламентирующие правовое положение высших учебных заведений, осуществляющих обучение в дистанционной форме, их профессорско-преподавательского состава и студентов, обучающихся в них по дистанционной форме. Так, необходимо оговорить пределы академической свободы организации образования при осуществлении обучения в дистанционной форме (в части определения содержания учебного плана, сроков начала и продолжительности обучения, вида и содержания текущего и промежуточного контроля успеваемости, выбора видов учебной деятельности, смешанных форм обучения (очная и дистанционная, заочная и дистанционная и др.), методов, технологий и средств дистанционного обучения), а также указать те параметры дистанционного обучения, которые вуз не вправе изменять самостоятельно (порядок приема студентов, формы и порядок итоговой аттестации). Требуется также определить объем прав и обязанностей студентов, обучающихся по дистанционной форме обучения, что может быть сделано путем приравнивания его к объему прав и обязанностей по одной из традиционных форм обучения. Представляется, что права и обязанности студента, обучающегося в дистанционной форме в коллективе, на базе организации образования или ее филиала, должны соответствовать правам и обязанностям лиц, обучающихся в высших учебных заведениях в очной форме.

Нормы, непосредственно регулирующие учебную деятельность, осуществляемую в дистанционной форме (виды учебной деятельности в дистанцион-

ном обучении, порядок их составления и требования, предъявляемые к учебному плану и календарному графику учебного процесса, условия и порядок освоения образовательной программы в сокращенные сроки, особенности управления учебным процессом).

Проект такого Положения был разработан и представлен Томским государственным университетом в рамках объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения [3].

Одновременно с принятием такого Положения (или скорее еще до его принятия) нужно внести изменения в ст. 10 Закона РФ «Об образовании» и ч.8 ст.6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», дополнив содержащийся в них перечень форм обучения указанием на дистанционную форму. Это необходимо в целях исключения возможных противоречий между законами РФ и подзаконным актом (каковым и будет являться Положение о дистанционном обучении).

Литература

1. Ассоциация «Открытый университет За-

падной Сибири». Томск. - 2001.

2. Демкин В.П. Организация системы дистанционного обучения в Сибири // Открытое и дистанционное образование. -2000. - №1.

3. Пр иказ Минобразования России от

16.06.2000 г. №1791 «О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.