Научная статья на тему 'Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система в XXI веке (в контексте императива выживаемости)'

Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система в XXI веке (в контексте императива выживаемости) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система в XXI веке (в контексте императива выживаемости)»

НОВОСТИ

А.И. Субетто

ноосферизм как новая научно-мировоззренческая

система В XXI ВЕКЕ (В КОНТЕКСТЕ ИмПЕРАТИВА ВЫЖИВАЕмОСТИ)

© Субетто Александр Иванович - доктор экономических наук, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, президент, Ноосферная общественная академия наук, Санкт-Петербург; e-mail: subal1937@yandex.ru

О

3

vo О

20 февраля 2016 года я по приглашению М.Г. Годарева-Лозовского выступил на заседании Санкт-Петербургского философского клуба - секции Российского философского общества - на базе Российской христианской гуманитарной академии.

Главная цель доклада «Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система в XXI веке (в контексте императива выживаемости)» состояла в ознакомлении участников собрания с научно-мировоззренческой системой Ноосферизма, которую я разрабатываю последние 25 лет, с ее основными положениями, а также предпосылками и базовыми императивами. В собрании приняло участие более 30 человек, в том числе, такие философы и ученые, представители культуры, образования, как С.В. Орлов, Е.М. Лысенко, Г.М. Иманов, В.В. Концевой, Е.Н. Антонович, О.В. Стукова, Э.О. Шульц, В.И. Рябов, Д.А. Кокко, А.Е. Полухин и другие. Председательствовал Э.О. Шульц. После доклада и вопросов развернулась оживленная дискуссия, на которой выступило более 10 человек.

Структура доклада выглядела следующим образом:

Введение.

1. Категории ноосферы и ноосферизма.

2. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, в состоянии которой оказалось человечество на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Императив выживаемости и Эпоха Великого Эволюционного Перелома в начале XXI века.

3. Императив выживаемости как соединение ноосферного и социалистического императивов.

4. Кризис бытия и кризис Истории, формой проявление которых является первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы и возникшая опасность экологической гибели человечества до середины XXI века. Конец Истории на базе доминирования конкуренции и механизма отбора, а также институтов и механизмов рынка, частной собственности на средства производства и в целом - капиталистическо-

колониальнои системы хозяйствования и социальной организации жизни. Начало становления Истории нового качества - Ноосфер-ной Истории как управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.

5. Эпоха Великого Эволюционного Перелома как Эпоха смены мировоззрения, ценностного отношения к миру. Ноосферизация науки, культуры и образования, духовно-нравственной системы. Роды действительного разума.

6. Ноосферный этап в глобальной эволюции Земли и Биосферы и в социальной эволюции человечества - как закономерный этап. Ноосферная парадигма универсального эволюционизма. Два метазакона любой прогрессивной эволюции - Метазакон сдвига от доминанты закона конкуренции и механизма естественного отбора к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта и метазакон «ора-зумления» или «интеллектуализации» эволюции.

7. Внутренняя Логика Социального развития (ВЛСР) и Большая Логика Социоприродной Эволюции (БЛСЭ). Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы как выход на арену Истории БЛСЭ.

8. «Энергетическая революция» ХХ века, ее несовместимость со стихийной логикой развития, в целом - с рыночно-капиталистичес-кой системой. Биосфера как «субъект» - против капитализма и рынка.

9. Ноосферизм как теоретическая система: (1) ноосферная парадигма универсального эволюционизма; (2) теория общественного интеллекта; (3) ноосферная философия истории; (4) принцип управляемости, ноосфер-но-эволюционный антропный принцип, принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения, презумпция всеоживленности Космоса; (5) теория ноосферного экологического духовного социализма; (6) концепция вернадскианской революции в эволюции научного мировоззрения человечества; (7) космо-ноосферная научная картина мира; (8) философия управляющего Разума; (9)

концепция планетарной кооперации народов-этносов; (10) программа ноосферно-ори-ентированного синтеза всех наук в XXI веке; (11) программа становления ноосферного образования; (12) концепция ноосферного универсализма и ноосферная духовно-нравственная система человека; (13) концепция ноосферной глобалистики и ноосферной экологии.

10. Ноосферная научная школа в России. Эпоха Русского Возрождения и Ноосферно-космический вектор грядущих преобразований.

Особую дискуссию вызвали положения об императиве перехода человечества к Ноосферному Экологическому Духовному социализму, как базовому условию его выживания; о том, что рыночно-капиталис-тическая система превратилась в «экологического могильщика» человечества; о Родах Действительного Разума, о ноосферном преобразовании науки, образования, культуры, мировоззренческих и нравственно-ценностных ориентиров.

Задаваемые вопросы показали, как трудно людям отказаться от сложившегося эгоцентричного антропоморфизма, осознать, что наш разум должен перейти из состояния «Разума-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса». Наблюдалось проявление стереотипов, привитых средствами массовой информации за последние 20 лет, - стереотипов отрицания советского прошлого, социализма. Дискуссия только высветила глубину перестройки сознания не только простых граждан, но даже людей умственного труда, которую предстоит совершить и в России, и в человечестве в целом, чтобы стать Ответственными за Будущее не только себя, людей, но главное - за Будущее всей Системы Жизни на Земле, за сохранение биологического разнообразия, почвы, пресной воды, лесов, чистоты вод мирового океана и рек на материках Земли, за гармонию между живущим на Земле чело-

вечеством и планетой Земля - нашим Космическим Кораблем и нашим Планетным Домом, в котором мы, как коллективное существо и коллективный Разум, и эволюци-онно «родились».

В дискуссии затрагивались также и растущие угрозы войны глобального империализма, в первую очередь империализма США против России. Меня обвиняли в том, что я вижу в странах - США, Англии и Западной Европы - «врага» России. Я отвечал, что не Россия приклеивает ярлык «врага» к США и странам Западной Европы, а официальные власти США, Пентагон в своих последних генштабовских разработках прямо указывают на Россию как «врага», ищут повод для открытого военного конфликта с Россией. Пришлось напомнить теоретические положения ленинской теории империализма и указать на причины проявления глобального империализма.

Кроме того, напомнил об уроках Великой Отечественной войны, 70-летие Победы которой мы отметили в 2015 году, а также предупреждение адмирала Макарова, которое высечено на памятнике, посвященному ему, в Кронштадте: «Помни о войне».

Россия - миротворческая страна, страна, не раз спасавшая мир и человечество от планетарных агрессий и планетарных амбиций на господство: будь то устремления Чингисхана или Наполеона к мировому господству, или попытка гитлеровского фашизма поставить под «свой сапог» почти весь мир.

Россия в лице Советского государства во главе с Лениным впервые предложила всем государствам «Декрет о мире». Его значение не угасает. В XXI веке войны и насилие как механизмы капиталовластия, борьбы за господство над ресурсами мира только ускоряют процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Но покончить с миром войн и насилия сможет только Но-осферный Экологический Духовный Социализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.