УДК: 81:1 ББК: 81
Крашенинникова Д.С.
НОМИНАТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «ДЕЯТЕЛЬ»
Krasheninnikova D.S. THE NOMINATIVE FIELD OF THE CONCEPT «DOER»
Ключевые слова: концепт, концептуальная картина мира, языковая картина мира, концептосфера, тематические группы, семантические классы, рецептивный эксперимент, мужской пол, женский пол, одушевленность и неодушевленность.
Keywords: concept, the concept picture of the world, the linguistic picture of the world, concept sphere, thematic groups, semantic classes, the receptive experiment, male, female, animateness and inanimateness.
Аннотация: в статье рассматривается номинативное поле концепта «деятель» с помощью методики рецептивного эксперимента. Приводится общая картина словообразовательных средств и моделей, с помощью которых образуются существительные со значением деятеля. Деятель может быть как мужского, так и женского пола. Также существует ограничение по одушевленности и неодушевленности.
Abstract: the article studies the nominative field of the concept "doer" using the method of the receptive experiment. There is the common picture of word-forming suffixes and models which help to form nouns of "doer 'meaning. The 'doer" can be male andfemale, have animateness andinanimateness.
На современном этапе развития английского языка, будучи не языковедом и не специалистом в этой области, можно наблюдать картину внедрения английских слов в русскую речь. Некоторые люди, не замечая этого, употребляют слова, созданные в английском языке, как свои родные. Процесс заимствования происходил всегда. Он необходим в силу облегчения процессов общения. Употребляя экономические либо политические термины, заимствованные из одного языка, нам не трудно будет догадаться о значении данного термина. В последнее десятилетие было заимствовано много терминов из английского в русский язык благодаря краткости и емкости наименований. Большую долю заимствований приходится на сферу наименований в области профессиональной деятельности. Появляются новые виды деятельности, профессиональная ниша которых распространяется на все страны. Любая деятельность не подразумевает под собой профессию, можно просто быть деятелем в какой-либо сфере.
Когда заимствуется новый термин, к нам он приходит в языковой оболочке. Что
подразумевается под понятием этого термина. Редко кто до конца понимает правильное употребление данного термина в родном языке. Это происходит в силу того, что создавая слово на определенном языке, данное слово обладало своей информационной базой. Совокупность концептов привели к созданию определенного термина. В языке заимствованном может не быть, даже не существовать в сознании человека необходимых для этого слова концептов. Очень интересно до конца разобраться в понятии слова «менеджер», которое употребляется на каждом шагу. Но в своей работе мы рассмотрим само слово деятель.
Кто такой деятель и что подразумевают под этим словом на современном этапе развития общества.
По толковым словарям слово деятель не варьируется различными толкованиями. По Ушаковой деятель - это лицо, проявившее себя деятельностью в какой-нибудь области. Государственный деятель. Деятель науки.
По толковому словарю Ожегова - это человек, который проявил себя в какой-н. общественной деятельности.
Государственный д. Деятели культуры. Общественный д. | жен. деятельница, -ы (разг.).
Обратимся к словарям синонимов данного слова:
Деятель, действователь, делатель, действующее лицо, делец, воротила, предприниматель, производитель,
исполнитель, творец, создатель, агент, старатель. Деятель - сущ., кол-во синонимов: (12) • ^активист (5) • |действеник (2) • ^действователь (3) • |дияч (1) • |земец (1) • |классик (2) • |ковач (5) • |муж (18) • |муздеятель (1) • |столп (13) • ^строитель (38) • |трибун (3)
Искон. суф. производное от деять "делать", образования со значением многократного действия от деть в значении "делать".
Деятель. Образовано от дъяти -"делать", см. дело.
Рассмотрев словари и этимологию данного слова, мы можем предположить, что под деятелем в любом случае скрывается человек, достигший какого-либо положения в обществе, или в каком-либо виде деятельности. Человек всегда занимал главенствующее место в жизни народов. По словам Г.А. Золотовой: «Человек -центральная фигура языка и как лицо говорящее, и как главное действующее лицо мира, о котором он говорит»1.
Человек является деятелем во всех сферах. Положительный он или отрицательный по характеру, где он проживает, кем работает - во всех случаях он будет являться деятелем. Концептов у слова «деятель» множество.
«Совокупность языковых средств, объективирующих концепт в определенный период развития общества, определяется как номинативное поле концепта».2
Приемами формирования
номинативного поля концепта являются свободный и направленный ассоциативный эксперименты. Также эффективным оказывается рецептивный эксперимент. Этот
Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - 6-е изд. - М.: Наука, 1982; М.: УРСС, 2009. - С. 9
2 Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2010. - С.66.
эксперимент проводится методом
анкетирования. Этот прием представляет собой эксперимент на ассоциативном мнении.
Нами была проведена работа по анонимному анкетированию на
ассоциативном уровне в количестве 123 человек. Была поставлена задача узнать, кем же является «деятель».
В анкетировании задавались вопросы следующего характера:
1. Назовите ключевое слово к слову «деятель»;
2. Дайте свое определение слову «деятель»;
3. Напишите ассоциации к слову «деятель», применив разные части речи (существительное, прилагательное, глагол);
4. Подберите синонимы к слову «деятель»;
5. Назовите противоположное понятие к слову «деятель»;
6. Назовите устойчивые и фразеологические сочетания с этой единицей.
Данное анкетирование проводилось среди людей от 7 до 65 лет. Успешным можно считать анкетирование только в возрасте от 15-55 лет. Не зря данный эксперимент проводится на ассоциативном уровне. Как только человек начинал задумываться над вопросом и искать правильные ответы в силу устоявшихся законов и мнений, эксперимент проходил с провалом.
По результатам данного анкетирования мы представляем следующую картину компонентов концепта «деятель»:
- деятель - это человек, делающий что-либо активно; это творческий человек; которому важен результат; это созидатель; инициатор; предприниматель; деятель культуры, ученый; лидер; человек искусства; человек, который преуспевает в нескольких отраслях, проявляет себя в какой-нибудь деятельности. Большинство опрошенных считают, что на первом месте по значимости в стране стоит деятель политики.
Таким образом, мы можем сказать, что в современном мире нет грани слову деятель: это может быть человек, не обладающий какой-либо конкретной
профессией, а человек активно занимающийся чем-либо, обязательно опытный, обладающий рядом навыков и умений, и стремящийся к прогрессу индивид. А также на современном уровне человек творческий должен проявить себя ни в одной отрасли, а сразу в нескольких. К тому же антонимы к слову деятель показывают на то, что человек, который не проявляет себя в какой-либо деятельности, не является таковым.
Деятель не может быть пассивным, это разрушитель и бездеятельный, лентяй, инертный, созерцатель, аморфный, обломовщина; неживой человек; тунеядец, безработный, мечтатель, флегматик; неудачник.
Если ученые говорят о том, что деятель может быть разной характеристики, то 62% опрошенных отмечают, что деятелем является только позитивный делатель.
Также следует отметить, что никто из принявших участие в анкетировании не принимает слово «деятель» в неодушевленном облачении. Деятелем не может быть машина или робот.
Когда мы говорим о деятеле, сразу идет противопоставление по признаку мужской пол - женский пол. В большинстве случаев суффиксы, с помощью которых образуется деятель мужского либо женского пола, не указывают на это. Концептуальная оппозиция нейтрализована.
Культура современного мира направляет свои силы на пересмотрение образования женского рода
существительных в положительную сторону. Если ранее в словарях мужской род преобладал над женским в профессиях, то на данном этапе развития общества многие профессии имеют как мужской, так и женский род.
Существует также второе когнитивное ограничение: противопоставление по признаку одушевленности-
неодушевленности. Семантически
одушевленность соотносится с
представлениями о живом, а неодушевленность - с представлениями о неживом.
В английском языке неодушевленные существительные входят в основном в
категорию мужского рода.
Чтобы успешно пользоваться языком, человек, говорящий на нем, должен усвоить, как язык картирует те или иные концептуальные области, что, собственно, и происходит в случае словообразовательного моделирования, когда, используя образец для создания или декодирования деривата или композита, говорящий знает, к какому участку карты ему следует обратиться, чтобы отыскать нужное значение и идентифицировать форму.
При этом существуют как словообразовательные морфемы, так и определенные модели, по которым будут образовываться существительные разных родов.
Выделим суффиксы мужского рода: - er, -ist, -or, -ian, -ee и другие
Также суффиксы женского рода: -ess, -ette и т.п.
Рассматривая словообразовательное моделирование в когнитивном аспекте, мы исходим из того, что у словообразовательных моделей есть аналоги в системе репрезентации знаний. В концепциях разных ученых они получили различные названия, но суть их в том, что они являются когнитивными
репрезентациями знаний о языке. Мы, вслед за Кубряковой, называем их малыми правилами. Если взять список словообразовательных моделей для имен деятеля в английском языке, то некоторые из этих моделей в силу своей регулярности и неограниченной продуктивности
соответствуют грамматическим правилам, некоторые, напротив, не дают новых образований в современном английском языке. В целом большинство слов, образованных по моделям, став конвенциональными единицами, но сохраняя при этом структурную членимость, воспринимаются носителями языка как холистические единицы. Если весь континуум словообразовательных моделей представить в виде шкалы, то те словообразовательные модели, которые имеют свои аналоги в системе репрезентации знаний в виде малых правил, займут центральную часть этой шкалы. Это такие репрезентации знаний о языке,
которые позволяют говорящему создавать и декодировать слова, соотносимые с данным правилом.
Развитие общественно-производственных отношений влечет за собой появление новых видов деятельности человека, новых профессий. Вследствие этого увеличивается потребность в словообразовательных средствах, с помощью которых можно образовывать слова, максимально точно выражающие данные понятия.
Агентивные имена типа «учитель, писатель, баянист, машинист» привлекали внимание многих исследователей. Они рассматривались при изучении
тематического класса со значением лица вообще. Так, в работе Г.А. Путягина (Путягин, 1985) выделяются четырнадцать тематических групп наименований лиц: 1) по роду занятий; 2) по принадлежности к чему-либо (к философскому течению, религиозному течению, к общественно-политическому течению; 3) по участию в чем-либо; 4) по национальности; 5) по месту жительства; 6) по различного рода внутренним качествам; 7) по различного рода отношениям между людьми; 8) по социальному положению; 9) по имущественному положению; 10) по возрасту;
11) по брачным отношениям; 12) по различного рода внешним особенностям; 13) по родственным отношениям; 14) по состоянию здоровья.
В работе И.И. Мигириной осуществляется иной подход к классификации имен лиц. Автор исследует соотношение между фразовыми,
синтагматическими и словесными способами наименований лица и в соответствии с задачами работы выделяет классы, статусы лица. Здесь в номенклатурной системе языка словесный тип номинации репрезентирует разряды статуса «деятель» по производственным процессам, по месту работы, по предметам, машинам, орудиям труда, сырью, по виду
спорта1.
Т.Г. Янукян в своей работе «Сопоставительный анализ
функционирования суффикса -er для обозначения лица в английском и немецком языках» выделяет 7 семантических классов для обозначения лица.
1) названия людей по признаку ремесла, профессии, специальности, по представительству в определенной отрасли науки, области знания
2) названия лиц по систематически выполняемому действию или занятию (но не профессиональному)
3) названия лиц по временно, единично выполняемому действию ( listener)
4) названия лиц, пребывающих в состоянии (постоянном или временном) -roomer.
5) названия лиц по оценочным характеристикам (blustener).
6) названия людей по принадлежности к географическому месту и нарицательности.
7) названия лиц по принадлежности к политическому течению, религиозному направлению или социальной группе.
На долю суффикса -er в английском языке приходится в среднем 40% всех случаев употребления суффиксов для обозначения лица.
Суффикс -er обладает
исключительным комбинаторным
потенциалом: он присоединяется к самым различным основам, почти не зная ограничений в этом. Тем не менее он обнаруживает наибольшую вероятность сочетания именно с глагольными основами2.
Также Янукян утверждает, что способностью сочетаться со сложными основами является отличительной особенностью только суффикса -er.
Наряду с суффиксом -er, составившим около половины всех суффиксов для
Мигирина, Н.И. Типы номинаций для обозначения статусов лица в современном русском языке. - Кишинев: Штиинца, 1980. - 91 с.
2Янукян, Т.Г. Сопоставительный анализ функционирования суффикса -ег для обозначения лица в английском и немецком языках: автореф.дис. -С. 12.
обозначения лица, большую активность проявляют суффиксы -or, -ant, -ian, (если говорить о 1-м семантическом классе:) и -ist, -an
(7 класс).
Особое место в английском языке занимает 6-й семакласс. С ним конкурируют такие суффиксы, как -(i)an, -ese, -man.
Дубенец выделяет суффикс - er как полисемантический суффикс с простой структурой, обозначающий деятеля, профессию, вид деятельности, инструмент. Наряду с Дубенец Кубрякова тоже выделяет семантическую группу неодушевленного деятеля, который образуется от глагольных основ с помощью прибавления суффикса -er.
Сабур Балтаев в своем автореферате «Суффиксы деятеля в английском и туркменском языках» выделяет
семантические классы внутри моделей слов с суффиксами деятеля. При этом он подвергает противоречию значение суффикса. Суффикс, не являясь самостоятельным словом, может вносить совершенно четкое обобщение значения в производное слово.
Таким образом, в значении производного слова представлено и значение данной производящей основы и значение данного суффикса. В основном лексическое значение производного слова определяется лексическим значением основы. Так, например, лексическое значение существительных зависит от лексического значения основ этих слов, каждый раз указывающих на действия, по которым названы данные профессии, деятели. Hn:writer, painter, welder (сварщик), trader.
В то же время все эти слова объединяются одним и тем же значением профессии, которое вносит обобщающее значение1.
Делая сопоставительный анализ английского и туркменского языков, Сабур Балтаев к числу продуктивных словообразовательных моделей
существительных, обозначающих
профессию деятеля в английском языке относит только суффиксы -er, -ist, ess.
1 Балтаев, Сабур Суффиксы деятеля в английском и туркменском языках: автореф. дис. - М. 1973. - С. 6.
1 модель Sv+er.
С точки зрения лексического значения производные существительные с
глагольными основами с суффиксом -er объединяются тем, что в основе названия профессии у данного разряда слов всегда лежит название действия. Это действие является тем основным признаком, по которому называется профессия. Среди этих производных сущ-ых можно выделить несколько более или менее многочисленных семантических групп. Сюда относятся сущ-ые, называющие профессии: а) в области промышленности; б) в области сельского хозяйства; в) в области искусства; г) в области печатного дела и издательства; д) в области науки; е) в области судопроизводства; ж) в области спорта; з) в области торговли (с. 9, Сабур Балтаев).
Сабур Балтаев отмечает, что в английском языке все слова, обозначающие людей, занятых на сельскохозяйственной работе, образованы на базе исконно английских слов, что нельзя сказать о профессиях промышленных рабочих, частично образованных на основе заимствованных слов (holder, welder, taner, brawer) (с. 10, Сабур Балтаев).
2 модель sn+er.
Производные сущ-ые с именными основами существенно отличаются от сущ. с глагольными основами. Производные сущ. С именными основами служат для названия лиц по очень разнообразным признакам: 1) обозн. лиц по предмету, который они производят или продают (hater); 2) обознач. лиц по материалу или предмету, с которым они имеют дело в процессе производства (tiner); 3) людей, занятых в какой-нибудь области науки (astronomer).
Такие образования менее
продуктивны, чем от глаголов.
3 модель Sn+V+er.
Данные модели указывают названия лиц по их деятельности (ship+build+er).
В современном английском языке для конкретизации основного значения «тот, кто ведет транспорт» употребляются
сложнопроизводные слова.
В группу слов с суффиксом профессии, деятеля -er включаются слова с суффиксом —ier с романскими основами, так
как для совр. англ. языка этот суффикс является вариантом суффикса -er. Исторически -ier проник в среднеангл. период в составе слов, заимствованных из французского языка и имеющих этот суффикс во фр. языке (clothier-портной, sawyer-пильщик).
Сабур Балтаев выделяет группы существительных, обозначающих деятеля, только образованных с помощью суффикса -er. Он пишет, что с точки зрения лексического значения производные существительные с глагольными основами с суффиксом -er объединяются тем, что в основе названия профессии у данного разряда слов всегда лежит название действия. Это действие является тем основным признаком, по которому называется профессия. Среди этих производных сущ-ых можно выделить несколько более или менее многочисленных семантических групп. Сюда относятся сущ-ые, называющие профессии: а) в области промышленности; б) в области сельского хозяйства; в) в области искусства; г) в области печатного дела и издательства; д) в области науки; е) в области судопроизводства; ж) в области спорта; з) в области торговли.
Наиболее многочисленна группа существительных, обозначающих
профессии людей, занятых в различных отраслях промышленности.
Интересно отметить, что в английском языке все слова, обозначающие людей, занятых на сельскохозяйственной работе, образованы на базе исконно английских слов. Этого нельзя сказать о профессиях промышленных рабочих, частично образованных на основе заимствованных слов (holder, welder, taner, brawer).
Таким образом, концепт «деятель» формируется в языковом сознании разных народов по-своему. Многое зависит от культурно-специфического. На
словообразовательном уровне наименование деятеля стоит на первом месте по набору суффиксов и моделей. Вооружившись ими, мы каждый день создаем все новые понятия в силу того, что появляется необходимость образования наименований в современном развивающемся мире.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балтаев, Сабур Суффиксы деятеля в английском и туркменском языках: автореф. дис. - М.,1973. - С. 6.
2. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 6-е изд - М.: Наука, 1982; М.,УРСС, 2009. - С. 9.
3. Мигирина, Н.И. Типы номинаций для обозначения статусов лица в современном русском языке. - Кишинев: Штиинца, 1980. - 91 с.
4. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2010. - С. 66.
5. Янукян, Т.Г. Сопоставительный анализ функционирования суффикса ^г для обозначения лица в английском и немецком языках: автореф. дис. - С. 12.
6. Словарь синонимов ASIS.
7. dic.academic.ru.
8. krylov.academic.ru > Этимологический словарь русского языка. - СПб.: Виктория
плюс.
9. Этимологический словарь - 2004.