Научная статья на тему 'Николай Компанейский критик духовной музыки'

Николай Компанейский критик духовной музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И. КОМПАНЕЙСКИЙ / КРИТИК / ПУБЛИЦИСТИКА / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / КОМПОЗИЦИИ / НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ / KOMPANEYSKIY / CRITIC / PUBLICISM / SACRED MUSIC / COMPOSITION / NEW DIRECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артёмова Евгения Георгиевна

В статье впервые исследуется публицистическое творчество петербургского критика и композитора духовной музыки Н.И. Компанейского; анализируется его критическое наследие как в контексте творческой деятельности и жизненного пути, так и в русле основных проблем Нового направления в русской духовной музыке рубежа XIX-XX веков, идеологом которого он являлся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolay Kompaneyskiy the critic of sacred music

The publicistic creative work of the Petersburg critic and composer of sacred music Nikolay Konpaneyskiy is studied for the first time in the article. The author analyzes the author’s critical heritage, both in the context of creativity and his life path, and in line with the major problems of the New direction in Russian sacred music of the edge of 19th-20th centuries, of which he was an ideologist.

Текст научной работы на тему «Николай Компанейский критик духовной музыки»

УДК 783

Артемова Евгения Георгиевна

Московский городской педагогический университет

e_art@mail.ru

НИКОЛАЙ КОМПАНЕЙСКИЙ - КРИТИК ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

В статье впервые исследуется публицистическое творчество петербургского критика и композитора духовной музыки Н.И. Компанейского; анализируется его критическое наследие как в контексте творческой деятельности и жизненного пути, так и в русле основных проблем Нового направления в русской духовной музыке рубежа Х1Х-ХХ веков, идеологом которого он являлся.

Ключевые слова: Н.И. Компанейский, критик, публицистика, духовная музыка, композиции, Новое направление русской духовной музыки.

Николай Иванович Компанейский (18481910) вошел в историю как один из ведущих теоретиков и критиков Нового направления духовной музыки рубежа Х1Х-ХХ вв. Будучи идеологом «нового русского стиля», он оставил на страницах газет и журналов немало интересных и содержательных публикаций, сосредоточивших его идейно-теоретические установки, а также критические взгляды на современные процессы в русской духовной музыке.

Публицистическое наследие Компанейского довольно значительно по объему. Охватывающее более ста пятидесяти текстов, многие из которых были продублированы в различных изданиях, критическое наследие Компанейского представлено лишь на страницах журналов и газет начала ХХ в. и малоизвестно современному читателю. Тем не менее роль его в формировании эстетических принципов и теоретических основ Нового направления можно считать одной из важнейших. Достаточно вспомнить статью критика «О стиле церковных песнопений», написанную в 1901 году, когда самые одаренные авторы (Кастальский, Гречанинов, Чесноков, Никольский) только начинали свою композиторскую деятельность, ознаменовавшую впоследствии расцвет Нового направления в русской духовной музыке. В этой статье Компанейский уже тогда сумел сформулировать особенности только зарождавшегося «русского стиля».

В 1901 году Компанейский был приглашен к постоянному сотрудничеству в «Русской музыкальной газете» («РМГ») ее редактором-издателем Н.Ф. Финдейзеном, а в дальнейшем получил возможность публиковаться и в других газетах и журналах, приобретая известность как критик. В целом его публикации с 1894 до 1910 годы сохранились в периодических изданиях «Музыкальный труженик», «Музыка и пение», «Музыка и жизнь», «Баян» и др.

Заявив о себе поначалу как о теоретике церковного пения, он позже в большей степени увлекся социальными вопросами.

В первых же своих статьях Компанейский неоднократно декларировал свой взгляд на искусство, а именно акцентировал мысль на его социальной пользе: «Истинная цель искусства полезного есть общественное благо, что должно совершенствовать

людей, смягчать их сердца, умножать взаимную любовь и приближать их к Богу» [10, стлб. 1025]. В своей позиции Компанейский созвучен со многими деятелями Нового направления, которым была близка «концепция демократической и просвещающей церкви» [13, с. 195].

Компанейский неоднократно излагал в печати свои убеждения о природе церковно-певческого искусства, имеющего общий корень происхождения с народной музыкой, и о необходимости распространения через церковную музыку так называемого «народного мышления», свидетельствующего, по его мнению, о росте народного самосознания. Увлечение народным искусством, внедрение его в профессиональную музыку, сближение народной и светской, церковной и мирской русских песен было важной отличительной чертой эпохи. Он писал: «...Распространение среди русского общества народного музыкального мышления и его толкование представляет собой предмет громадной важности, как для национального самосознания, так и для обогащения искусства вообще новыми идеями и формами» [11, стлб. 419]. Публицистически активно поддерживавший деятельность русских музыкальных этнографов (Е.Э. Линевой, В.В. Пас-халова, Д.И. Аракишвили, А.В. Затаевича и др.), он не раз подчеркивал историческую близость в происхождении и сложении церковной и народной песни, их интонационно-структурное «попевоч-ное» родство. Из них строится общая «симфония» голосов, образующая особый орнамент «русского контрапункта» и составляющая его суть, по мнению Компанейского.

Разрабатывая теорию «русского стиля» и «русского контрапункта», Компанейский постоянно выступал за проведение «русских начал» в духовной музыке, проявляя творческую широту взглядов в восприятии и оценке нового духовно-музыкального творчества. Руководствуясь, прежде всего, критерием «художественности», он одним из первых приветствовал композиции и переложения Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Панченко и других композиторов Нового направления.

В 1901 году Н.Ф. Финдейзен предложил Компанейскому опубликовать в «Русской музыкальной газете» статью «О стиле церковных песнопений». Эта статья в определенном смысле подвела итог

248

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

© Артемова Е.Г., 2014

опубликованной в 1899-1900-х годах в «Московских ведомостях» полемике о критериях церковности в авторской духовной музыке нового поколения, о ее национальных основах, о возможности и допустимости употребления новых музыкальных средств и т.д. Среди участников этой полемики были А.Т. Гречанинов, А.П. Григоров, Г.Г. Урусов, свящ. Митрофан Афонский и др. Дискуссия активизировала мысль многих музыкальных деятелей, заставив высказать различные точки зрения. Кстати, с ней, вероятно, было связано одно из первых употреблений термина «Новое направление», подхваченное затем критиками, и в особенности петербургскими - свящ. М.А. Лисицыным и Компанейским.

Значение статьи Компанейского «О стиле церковных песнопений», опубликованной в № 37-39 «РМГ» за 1901 год, трудно переоценить: в ней сформулированы основные особенности русского стиля в начальный период его развития в духовной музыке Нового направления. Критикуя «не характерное», с точки зрения автора, «мерило церковности», предложенное Гречаниновым в его статье «О "духе" церковных песнопений» [1] и состоящее в «соответствии музыкального содержания данного произведения содержанию текста», Компанейский настаивает на том, что наша духовная музыка обладает самобытными формами. «Мерило» же церковности духовного пения заключено в его способности «объединить чувства всех предстоящих пред престолом Божиим рабов Его», запасть в душу непременно каждого члена Церкви, слив всех в единое духовное тело. В этой связи единственным верным и тонким ценителем истинности церковной музыки Компанейский считает русский народ: «Его не проведешь притворным чувством, подбором хитрых сплетений ложного искусства -он требует правды и красоты, и то, что одобрит этот строгий цензор, смело может занять видное место на страницах партитур Бетховена и Берлиоза, как, например, "Достойно есть яко воистину" соч. Балакирева» [6, стлб. 855].

Под термином «стиль» Компанейский разумеет вполне конкретную внешнюю форму, в которую кристаллизуется музыкальный материал. Формулировки особенностей русского стиля, закономерно проистекающих из природы церковных роспевов, дают представление и о стиле, к которому стремился сам Компанейский: «Наше церковное песнопение есть, прежде всего, образцовая художественная декламация священных стихов (мелодия здесь не цель, а следствие). Материалом для декламации послужили три-четыре тона, расположенные на смежных ступенях (византийские лады), которые по отдаленности гармонической связи не могут подчиниться правилам европейской организации (системе доминант). Декламация управляется ритмом. Ритм этот создался конструкциею и вырази-

тельностью русской речи, а потому его течение выливается в симметричные формы, часто состоящие из очень сложных периодов. Тоны декламации народное творчество украсило мелодическими фигурами (попевками). Совокупность декламации с народными украшениями и составляет знаменный русский роспев. <...> Таким образом, церковная симфония слагается из мелодии в главном голосе и ряда подголосков, конструктивно с ней связанных. Обилие подголосков и разнообразный сложный ритм сообщают русскому пению жизнь, как бы ряд движений, одно другое вызывающих <...> Участвующие голоса не аккомпанируют главной мелодии и не сопровождают её от начала до конца аккордами, параллельными рядами, а наслаиваются по мере необходимости, вызываемой декламацией слов <.> Вот это пение будет наше, русское, стилевое, удовлетворяющее потребностям нашего художественного творчества» [6, стлб. 936-937].

Как «удачные образчики» русского церковного стиля, Компанейский называет «Свете тихий» (из Всенощной) Чайковского, Херувимскую знаменного роспева А.Д. Кастальского. Последнего он считает самым ярким представителем «русского стиля», проложившим к нему дорогу своим умением «ткать» симфоническую ткань из ткани древних роспевов, сумевшим услышать русскую «симфонию» и создавшим «русский орнамент, самые изящные, тонкие кружева». Такой «орнамент» мы находим и в духовно-музыкальном творчестве самого Компанейского, стремившегося к тому, чтобы его критическое слово не расходилось с композиторским делом.

В числе критических трудов Компанейского -ряд серьезных работ критической, теоретической, археологической, исторической, а позднее и социальной направленности. Они выходили в рубрике «Церковная музыка» «Русской музыкальной газеты» на протяжении более восьми лет. Среди наиболее значительных следует отметить: «По поводу чествования Д.С. Бортнянского (к 150-летию со дня рождения)», «Стихиры Пасхи» (1902), цикл статей «Современное демество» (1902-1907), «Духовно-музыкальные сочинения свящ. М.А. Лисицына» (1903), «О связи русского церковного песнопения с византийским» (1903), «О возрождении болгарского роспева» (1903), «Влияние сочинений М.И. Глинки на церковную музыку» (1904), «А.Д. Кастальский» (1904), «Значение Н.А. Рим-ского-Корсакова в русской церковной музыке» (1907).

«Литературный» успех, пришедший к Компанейскому почти сразу же после начала работы в «РМГ», убедил его в пользе начатого дела. В 1903 году он пишет Н.Ф. Финдейзену: «Когда я принял участие в вашей газете, я не рассчитывал, чтобы статьи мои возбудили такой интерес к вопросам о церковной музыке, и чтобы я лично мог

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

249

этому важному делу быть полезным. Но то сочувствие, которое мне высказывается в постоянно получаемых письмах, убеждает меня, что хорошо или дурно я повел это дело, но оно в музыкальном мире крайне необходимо для разработки теоретических принципов русского стиля...» [9].

Получив возможность «пером болеть за любимое дело», он проявляет большую энергию, считая, что «перо критика должно быть мечом, рубящим беспощадно поросли и преграды для движения мысли вдаль» [5, стлб. 467]. Оценка деятельности современных композиторов, досконально проведенный Компанейским анализ многих современных произведений связаны с его верой в направляющую роль критики: «Критика обязана поддерживать полезное дело, а затем следить за ним и указывать пути движения вперед» [4, стлб. 703].

Компанейский одним из первых дал оценки духовному творчеству Кастальского, Чеснокова, Гречанинова, Панченко, Архангельского, свящ. Лисицына и многих других, менее значительных композиторов; наряду с известными историками и археологами духовного пения (Смоленским, Преображенским, Металловым, свящ. Лисицыным) провел ряд исследований разных типов древнего пения (статьи: «Стихиры Пасхи», 1902; «Литургия Св. Иоанна Златоуста грузинского роспева», 1902; «О связи русского церковного песнопения с византийским», 1903; «О напевах, употребляемых в Уфимской епархии», 1904; «О возрождении болгарского роспева», 1905; «"Лаврская" Херувимская песнь», 1905); описал значение многих музыкальных явлений в истории духовной музыки, обрисовал общие тенденции и пути развития русской духовной музыки.

Не остается равнодушным критик и к детскому труду на клиросе, предлагая «заменить профессиональную работу детей-мальчиков музыкально-образованными девицами» [2, стлб. 252]. С особым пылом он вступается за права работников клироса, призывая их организовать свое общество: «Певцам неоткуда ждать покровителей и защитников. Духовенство также не придет им на помощь. Церковным певцам необходимо сплотиться и позаботиться о том, чтобы хотя частица тех богатств, которые ими добываются, оставалась в их распоряжении. Для этого недостаточно образования отдельных церковно-певческих обществ <...> нужно объединение певцов по всей России в один профсоюз.<...> Учреждение союза певцов, помимо улучшения материального положения певцов, окажет громадное влияние на подъем качества церковной музыки в России. <...> Только с образованием союза певцов, при их приличном обеспечении, церковно-пев-ческое искусство может поднять торжественность богослужения на ту высоту, которая соответствует спросу общества, непрерывно развивающемуся в эстетическом отношении» [3, стлб. 207, 250, 252].

Компанейский выступает против института хо-росодержателей, за объединение регентов и певцов в корпоративных местных обществах хоровых тружеников (предложенный им вариант устава публикуется в «Баяне» и «Музыкальном труженике»), а также за образование Всероссийского союза хоровых тружеников, проблемы которого нужно обсуждать на всероссийских съездах. Многие регенты и певцы из разных регионов страны, воодушевленные его высказываниями, шлют предложения через печатные органы, в которых работает Компанейский, командировать его на Всероссийский церковный собор как выразителя их желаний.

«Мое направление Вы знаете. Прежде всего, стоять за певцов, все остальное на втором плане», - пишет он в конце 1908 года редактору журнала «Баян» А.Ф. Пащенко [8].

В 1907 году Компанейский становится инициатором и соучредителем Общества писателей о музыке; в 1908 году - одним из организаторов Народной консерватории в Петербурге. Правда, последнее начинание не вызывает особого энтузиазма со стороны официальных музыкальных кругов: «К моему удивлению, более всего ратует против меня Господская Консерватория, за что - не знаю. Быть может за то, что в собрании 16 марта мне удалось подметить печальную черту г.г. музыкальных педагогов, глубокое невежество и самонадеянность. Они никак не могут взять в толк, зачем понадобилась Народная Консерватория, когда существуют уже Рубинштейновский манеж и Господская Консерватория» [7].

Общество писателей о музыке, устав которого был утвержден 27 марта 1907 года, имело своей целью «поднять значение критики до той высоты, чтобы она не только констатировала факты, но могла бы направлять движение искусства» [12, с. 9]. Компанейский многое сделал для приглашения к сотрудничеству в Обществе крупных музыкальных деятелей, в результате в состав Общества вошли: сам Компанейский, М.А. Гольден-блюм, И.В. Липаев, М.А. Лисицын, Л.А. Саккетти и А.Д. Самуильсон. На протяжении более двух лет Общество устраивало частные и публичные собрания, концерты, чтения лекций и рефератов.

«Дивным певцом церковных песнопений», «борцом за правду» называли Компанейского в некрологах, появившихся в различных журналах и газетах вместе с его кончиной 17 марта 1910 года.

Критический и композиторский труд Компанейского - образец бескорыстного и преданного служения искусству и людям. Будучи всецело предан церковно-певческому делу, он стремился к тому, чтобы его слово подтверждалось его же практической деятельностью. Его публицистические выступления, отразившие и его радение за профессиональное развитие церковно-певческо-го дела, и за свободу формирования нового стиля

250

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

в духовной музыке, охватили почти все направления церковно-певческой жизни и стали одним из важных памятников эпохи.

Библиографический список

1. Гречанинов А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений // Московские ведомости. -1900. - № 53. - Стлб. 17-19.

2. Компанейский Н.И. Взгляд дилетанта на музыкальное образование в России // Российская музыкальная газета. - 1907. - № 14. - Стлб. 436-441.

3. Компанейский Н.И. Кого кормят церковные певцы // Российская музыкальная газета. - 1907. -№ 7. - Стлб. 203-207.; № 8. - Стлб. 250-253.

4. Компанейский Н.И. Ложная каденция письмоводителя // Российская музыкальная газета. -1907. - № 32/33. - Стлб. 701-704.

5. Компанейский Н.И. Обязанность консерватории по отношению к русской церковной музыке // Российская музыкальная газта. - 1907. - № 32/33. -Стлб. 690-697.

6. Компанейский Н.И. О стиле церковных песнопений // Российская музыкальная газета. - 1901. -№ 37. - Стлб. 852-856; № 38. - Стлб. 886-891;

№ 39. - Стлб. 925-930; № 40. - Стлб. 1283-1288.

7. Компанейский Н.И. Письмо И.В. Липаеву от 4 апреля 1907 г. - Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 795. - Оп. 1. - Ед. хр. 17.

8. Компанейский Н.И. Письмо к А.Ф. Пащенко от 18 декабря 1908 г. - Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. - Ф. 438. - № 830.

9. Компанейский Н.И. Письмо к Н.Ф. Финдей-зену от 22 декабря 1903 г. - Российская национальная библиотека. - Ф.816. - Оп.2. - Ед. хр.1484.

10. Компанейский Н.И. По поводу чествования 150-летия Д.С. Бортнянского // Русская музыкальная газета. - 1901. - № 42. - Стлб. 1025-1026.

11. Компанейский Н.И. Современное деме-ство // Русская музыкальная газета. - 1902. -№ 44. - Стлб. 1166-1174.

12. Липаев И.В. Первый год существования Общества писателей о музыке // Музыкальный труженик. - 1908. - № 16/17. - С.7-8.

13. Рахманова М.П. А.Т. Гречанинов // История русской музыки. - М.: Музыка, 1997. - Т. 10А. -С. 170-216.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.