Научная статья на тему 'Николай Иванович Пирогов (к 205-летию со дня рождения)'

Николай Иванович Пирогов (к 205-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. И. ПИРОГОВ / N. I. PIROGOV / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PUBLIC EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Лариса Владимировна

Особое место в общественно-педагогической жизни России середины XIX занимает великий ученый, врач, педагог-организатор и реформатор просвещения Н. И. Пирогов (1810-1881), внесший существенный вклад в развитие гуманистической педагогики, представлений об учителе, его профессиональном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAI IVANOVICH PIROGOV (to 205-th anniversary of the birth)

A special role in the social and pedagogical life of Russia in the middle of XIX to belong to a great scientist, doctor, pedagogue-organizer and reformer of education N. I. Pirogov (1810 1881), made a significant contribution to the development of humanistic pedagogy, ideas about the teacher, his professional education.

Текст научной работы на тему «Николай Иванович Пирогов (к 205-летию со дня рождения)»

11АМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

Л. В. Смирнова

Николай Иванович Пирогов

(к 205-летию со дня рождения)

УДК 614.23/.25(092)(091) ББК 74.03(2)5-218

Особое место в общественно-педагогической жизни России середины XIX занимает великий ученый, врач, педагог-организатор и реформатор просвещения Н. И. Пирогов (1810—1881), внесший существенный вклад в развитие гуманистической педагогики, представлений об учителе, его профессиональном воспитании.

Ключевые слова: Н. И. Пирогов; общественно-педагогическая деятельность.

L.V. Smirnova

Hikolai Îvanovich Pirogov

(to 205-th anniversary of the birth)

A special role in the social and pedagogical life of Russia in the middle of XIX to belong to a great scientist, doctor, pedagogue-organizer and reformer of education N. I. Pirogov (1810 — 1881), made a significant contribution to the development of humanistic pedagogy, ideas about the teacher, his professional education.

Keywords: N. I. Pirogov, public educational activities.

Будущий великий врач родился 25 ноября (13 ноября по старому стилю) 1810 года в Москве в большой семье майора-интенданта Ивана Ивановича

Пирогова, имевшего четырнадцать детей (большинство умерло в младенчестве; из шестерых оставшихся в живых Николай был самый юный). Иван

Иванович Пирогов старался дать детям лучшее по тому времени образование, к тому же основой семейного уклада были не только дружеские отношения членов семьи, но и общая потребность в поиске нового, интересного, захватывающего. Рано выучив азбуку, мальчик с увлечением читал книги, которые подбирал ему отец. Уже в семи-восьмилетнем возрасте среди его книг для чтения были журналы разнообразной тематики, иллюстрированные издания на латинском, немецком, французском языках. Большое впечатление на маленького Николая произвело «Детское чтение» Н. М. Карамзина, так что в своих «Записках» Пирогов даже называет по именам разных действующих там лиц, и этот подарок отца считает самым лучшим в своей жизни. Басни Крылова также очень нравились мальчику. Один из гостей дома Пироговых читал эти басни очень хорошо. Маленький Коля выучил сам «Квартет», «Демьянову уху», «Тришкин кафтан». «Как видно,

— впоследствии напишет знаменитый ученый, — нравились мне наиболее юмористические», вероятно, благодаря тому, что грамоте он учился по юмористическим картинкам на обращенных в бегство французов1.

Получить образование ему помог друг семьи — известный московский врач, физиолог, анатом и терапевт

— профессор Московского университета Ефрем Осипович Мухин, который был для мальчика объектом для подражания в детских играх «в докто-

1 Малис Ю. Г. Николай Пирогов. Его жизнь, тербург. : Типография Высочайше утвержд. С. 3

ра».По его совету в 14 лет, прибавив себе два года на вступительных экзаменах, Н. И. Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета (1824).

Учился Николай Иванович легко: современники свидетельствуют, что Пирогов-студент выделялся среди других своими анатомическими познаниями, считая анатомию фундаментом для других медицинских наук. Кроме того, ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы помочь семье, в том числе в должности прозектора в анатомическом театре. Эта работа дала ему бесценный опыт и убедила в том, что он должен стать хирургом.

В 1828 г. Н. И. Пирогов окончил Московский университет и в числе семи лучших студентов был направлен в Дерпт (ныне Тарту), где ему предстояло готовиться к профессорской деятельности. В то время Дерптский университет считался лучшим в России; здесь, в хирургической клинике, Н. И. Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет стал профессором хирургии. В 1841 году Пирогов был приглашен на кафедру хирургии в Медико-хирургическую академию Петербурга.

Знаменитый хирург стал участником четырех войн: Кавказской

(1847), Крымской (1854-1855), франко-прусской (1870), русско-турецкой (1877).

Во время Крымской войны и осады Севастополя в 1854 г. Н. И. Пирогов

научная и общественная деятельность. С. Пе-

юварищества «Общественная польза», 1893 г.

по личной инициативе во главе общины «сестер милосердия» отправился на фронт, где провел около 10 000 операций. После каждой боевой кампании он писал подробные отчеты, являвшиеся серьезными научными исследованиями. Этот громадный опыт во многом стал основой для создания военно-полевой хирургии как науки, принеся Н. И. Пирогову славу отца военной хирургии и великого ученого.

После падения Севастополя Н. И. Пирогов вернулся в Петербург, где на приеме у Александра II крайне нелестно отозвался о бездарном руководстве в русской армии: с этого момента Николай Иванович впал при дворе в немилость. Вероятно, поэтому административное повышение (в первых числах сентября 1856 года царь Александр II подписал указ о назначении Пирогова на пост попечителя Одесского учебного округа), на деле заставило распроститься еще молодого талантливого профессора и ученого с Медико-хирургической академией в Петербурге.

Николай Иванович с головой окунулся в новую деятельность, проявляя выдающиеся организаторские качества. Он всегда считал, что звание врача обязывает быть общественным деятелем, и никогда не был в стороне от острых вопросов жизни. Посещая учебные заведения в городах и селах Новороссии, он знакомился с бытом учащихся и учителей, присутствовал

на уроках, участвовал в заседаниях педсоветов. Уже через три месяца работы в должности попечителя Н. И. Пирогов обратился к министру просвещения А. С. Норову с большой и подробной запиской «О ходе просвещения в Новороссийском крае и о вопиющей необходимости преобразования учебных заведений»1. В этой записке он пишет о плохом состоянии учебного оборудования, о формализме в оценке знаний учащихся, о неправильном разделении школьных предметов на главные и второстепенные. В ней же поднимает вопрос о необходимости открытия Новороссийского университета, преобразуя для этого Ришельевский лицей2.

Началом активной педагогической деятельности Н. И. Пирогова по праву считают 1856 год, когда редакцией журнала «Морской сборник» было объявлено о желании поместить ряд статей о воспитании молодых людей, готовящихся к морской службе. Как введение к таким статьям, редакция напечатала рассуждения Бема о воспитании вообще и предложила желающим высказаться по этому поводу. Ответом стали статьи И. И. Давыдова, В. И. Даля, Н. И. Пирогова. Испытавший все тяготы войны во фронтовых госпиталях Николай Иванович Пирогов как непосредственный участник обороны Севастополя откликнулся на призыв журнала присылать статьи, посвя-

1 Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М. : Изд-во АН СССР, 1950. С. 56-70.

2 Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1985. 493, [3] с. (Педагогическая библиотека). Биб-лиогр.: С. 489-491 .Указ.: С. 493.

щенные преобразованию военных учебных заведений1.

Статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни. Отрывки из забытых бумаг», вызвавшая большой интерес в различных кругах российского общества, была перепечатана почти во всех периодических изданиях, пробудив, как писал К. Д. Ушинский, «спавшую педагогическую душу»2. Рефреном статьи становятся идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого образования, которые становятся принципами построения школьной системы. Выдвигая идею человечности, «общечеловеческого» как основы воспитания высоконравственного человека с широким кругозором, высокой культурой, Н. И. Пирогов много сделал для ее реализации в Одесском и Киевском учебном округах.

На должности попечителя Одесского учебного округа Пирогов находится два года, во время которых старается повысить значение педагогических советов в гимназиях, популяризирует идеи о гуманном отношении к ученикам, готовит открытие Одесского университета. Ежемесячно в газете «Одесский вестник» печатаются «Циркуляры...» по управлению учебными заведениями, в которых Н. И. Пирогов пишет о недостатках в методах обучения и воспитания, о прогрессивном, передовом в преподавании той или иной дисциплины. Его критические замечания оказывают действен-

ное влияние на организацию учебно-воспитательной работы в округе.

Общественно-педагогическая, по сути, либеральная деятельность Н. И. Пирогова делает крайне напряженными его отношения с генерал-губернатором Одессы, который обвиняет Николая Ивановича в подрыве авторитета власти и свободомыслии, и с сентября 1858 года Н. И. Пирогов занимает новый пост - попечителя Киевского учебного округа (18581861).

В Киеве Н. И. Пирогов сразу же приступил к активной деятельности, начав с преобразования работы педагогических советов гимназий и уездных училищ. Официальный документ попечителя «Циркуляр по управлению Киевским учебным округом» превратился в ежемесячное периодическое издание, которое пользовалось большой популярностью. Николай Иванович добился открытия педагогической семинарии при университете св. Владимира в Киеве, тем самым разрешился вопрос подготовки учителей для гимназий и уездных училищ.

Вскоре по прибытии в Киев в «Новороссийском литературном сборнике» он публикует статью «Чего мы желаем?», в которой, обращаясь к широкой педагогической общественности, предлагает окончательно разобраться в вопросах воспитания и лишь после этого взяться за разработку проекта устава. Н. И. Пирогову принадлежит выдающаяся роль в ор-

1 Уткин А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX веков: монография. Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. - С. 171-172.

2 Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М. : Педагогика, 1974. С. 160.

ганизации первых воскресных школ в России. Первую из них для детей рабочих и бедняков он открыл в здании Киево-Подольского уездного дворянского училища. Воскресные школы стали открываться повсеместно, по всей России. К их работе по инициативе Николая Ивановича широко привлекались студенты университетов.

Высшие чины были недовольны Пироговым, его активной деятельностью. В начале 1861 года генерал-губернатор Васильчиков царю докладывал о том, что «студенты университета св. Владимира требуют особенного наблюдения. Между ними заметен дух вольнодумства и стремление заводить партии, не чуждые парламентских замыслов... Попечителем учебного округа были приняты меры, которые не соответствовали характеру населения и могли не парализовать, но некоторым образом питать вредное направление молодежи.». После этого доноса Н. И. Пирогов был уволен под предлогом «расстроенного здоровья, с оставлением его членом Главного правления училищ»1.

А. И. Герцен по поводу увольнения Н. И. Пирогова написал: «Пирогов слишком высок для роли шпиона и не мог оправдать подлостей государственными соображениями». А сам приказ отставки он назвал «одним из мерзейших дел России, дураков против Руси развивающейся»2.

В начале 1862 года министр просвещения А. Г. Головнин обратился к Пирогову с предложением стать

руководителем командируемых за границу молодых ученых. Пирогов дал согласие и выехал за границу на 4 года «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». Однако в 1866 г. институт профессуры был закрыт, Н. И. Пирогов лишается должности и возвращается в свое имение «Вишня» неподалеку от Винницы, где организует бесплатную больницу, выезжая оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.

В мае 1881 года в Москве и Петербурге торжественно отмечали пятидесятилетие научной деятельности Пирогова. С приветствием к нему обратился великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов. Однако в это время ученый уже был неизлечимо болен, и летом 1881 года он умирает в своем имении на Украине.

Яркая общественная деятельность Николая Ивановича Пирогова, его педагогические идеи стали основой практической деятельности и источником научного творчества для поколений российских педагогов XIX — начала XX вв. Критикуя сословную школу и раннюю утилитарно-профессиональную выучку, официальному курсу образования Н. И. Пирогов противопоставлял идею общечеловеческого воспитания, предполагающую подготовку к жизни в

1 Русская старина : ежемесячное историческое издание. ... [Петроград : Воен. тип., 1917]. 160 с. №1, С. 55-56.

2 Герцен А. И. Н. И. Пирогов. Колокол. 1861, № 100; факсим. изд. М., 1962, вып. IV. С. 842.

обществе высоконравственного человека, имеющего широкий умственный кругозор. Последовательно выступая против ранней специализации детей, сужающей их кругозор и тормозящей их нравственное развитие, Николай Иванович указывал на необходимость широкого общего образования как основы профессионального обучения. По мнению Н. И. Пирогова, в условиях сложного и неоднозначного развития российского общества середины XIX века предназначение школы, а следовательно, и учителя, состояло, прежде всего, в приготовлении молодого поколения к внутренней борьбе. Этот путь труден, но возможен, считает Н. И. Пирогов, избрав его «придется многим воспитателям сначала перевоспитать себя». Обращаясь к учителю, Н. И. Пирогов призывает его к осознанию и реализации возложенной на него обществом уникальной и ответственной миссии, суть которой выражается одним постулатом: «Сделать нас людьми»1.

Подготовив новый проект школьной системы согласно принципу единой школы нескольких ступеней (два года начальной школы, четыре года неполной средней школы (прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и высшая школа (высшие специальные учебные заведения и университеты), центральным звеном и важнейшей педагогической проблемой этой системы

считал учителя, так как воспитание не достигает поставленной цели, потому что «...талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспи-2

тания» .

Особо подчеркивая значение личного примера педагога, Н. И. Пирогов считает, что весь успех «гимназического учения» основан на взаимодействии учителя и учеников. Следовательно, тот наставник ценен, который излагает науку так, что она сознательно усваивается учеником, действуя тем самым на развитие его душевных способностей. Которая же именно из его способностей разовьется, зависит от 4-х условий: 1) от свойства самой науки; 2) от личности и степени развития ученика; 3) от личности и степени образования учителя; 4) от способа преподавания избранного им предмета3.

Осуждая присущие школам того времени казарменный режим и произвол, педагог считал, что хорошая дисциплина - одно из самых важных условий нравственного воспитания и успешного обучения. Вместе с тем, основу порядка видел в объективности, сердечности и гуманности педагога, который должен учитывать все обстоятельства проступка учащегося, оценить его беспристрастно, довести

1 Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. М. : Педагогика, 1990. С. 446.

2 Там же. С. 440.

3 Пирогов Н. И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий... С. 454.

до сознания ребенка его вину и то, что наказание за проступок справедливо. Рассматривая проблему проступков учащихся, Н. И. Пирогов приводит типичную ситуацию решения педагогической задачи педсоветом одной из гимназий округа, который, осуждая провинившегося ученика, разделился на две противные стороны — одна утверждала, что учителя должны быть отцами, а другая — братьями учеников. Наставники же, по мнению Н. И. Пирогова, должны оставаться тем, что они есть на самом деле — учителя-

ми, имеющими нравственное влияние

1

на поступки учащихся .

И до сегодняшнего дня идеи Н. И. Пирогова остаются близки преподавателям актуальностью поставленных проблем — единство жизни и школы, педагогической науки и практики, воспитание личности и гуманный подход к каждому ребенку, формирование отношения воспитанников к миру, ценностям и явлениям окружающей действительности, выработка критического взгляда и пробуждение устойчивого стремления к саморазвитию.

Список литературы

1. Герцен, А. И. Н. И. Пирогов. — Колокол — 1861 — № 100; факсим. изд. — М., 1962, вып. IV, - С. 842

2. Малис, Ю. Г. Николай Пирогов. Его жизнь, научная и общественная деятельность / Ю. Г. Малис. — СПб. : Типография Высочайше утвержд. товарищества «Общественная польза»,

1893 г. — С. 3.

3. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1985. — 493, [3] с. — (Педагогическая библиотека).

4. Пирогов, Н. И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пирогов.

— М. : Изд-во АН СССР, 1950. — С. 56—70.

5. Пирогов, Н. И. Вопросы жизни / Н. И. Пирогов // Антология педагогической мысли России второй половины XIX

— начала XX века. — М. : Педагогика, 1990. — 608 с.

6. Пирогов, Н. И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий / Н. И. Пирогов // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М. : Педагогика, 1987. — 560 с.

7. Пирогов, Н. И. Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников Киевского учебного округа / Н. И. Пирогов // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.

— М. : Педагогика, 1987. — 560 с.

8. Русская старина : ежемесячное историческое издание. ... [Петроград : Воен.

тип., 1917]. — 160 с.

9. Уткин, А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII

— начала XX веков: монография / А. В. Уткин. — Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. — 320 с.

10. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. / К. Д. Ушинский. — М. : Педагогика. — 749 с.

1 Пирогов Н. И. Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников Киевского учебного округа... С.459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.