Научная статья на тему 'Независимая оценка квалификаций в спорте как фактор повышения результативности и профессионализма в отрасли'

Независимая оценка квалификаций в спорте как фактор повышения результативности и профессионализма в отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / СПОРТИВНАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКОНОМИКА СПОРТА / СОВЕТ ПО КВАЛИФИКАЦИЯМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ / ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / PROFESSIONAL STANDARDS / ASSESSMENT OF QUALIFICATIONS / SPORTS INDUSTRY / ECONOMIC OF SPORT / THE COUNCIL OF QUALIFICATIONS / TRADE UNION / EMPLOYERS' ASSOCIATION / COMPETENCE / KNOWLEDGE / PROFESSIONAL SKILLS / SKILLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов С.В.

Тема профессиональных стандартов в спорте и процесс независимой оценки квалификаций спортивных специалистов на их основе определили наш научно-практический интерес к проблеме. Именно профессиональные стандарты служат отправной точкой в системе обучения и подготовки кадров, составляя основу требований для образовательных стандартов. Это подтверждает опыт стран Европейского Союза, показывающий, как отрасль сама несет ответственность за качество подготовки своих кадров. Приводимый в стандартах перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, может служить полноценной основой для разработки учебных программ в высших и средних специальных учебных заведениях, готовящих специалистов для спортивной отрасли. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации специалистов различных категорий в спортивной отрасли создают предпосылки к развитию рынка труда для тренеров всех категорий, спортсменов, спортивных судей, спортивных врачей, спортивных руководителей и менеджеров, являются основой для оценки квалификаций и планирования карьеры спортивных специалистов на разных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject of profession al standards in sports and the process of independent assessment of the qualifications of sports specialists based on their defined our scientific and practical interest to this problem. The professional standards serve as a starting point in the system of education and training, providing a basis for the requirements for educational standards. This is confirmed by the experience of the European Union, showing how the industry itself is responsible for the quality of the training of their staff. Driven list of standards of knowledge, skills and abilities required to perform official duties, may serve as a full-fledged basis for the development of training programs in higher and secondary specialized educational institutions that train specialists for the sports industry. Professional standards and independent assessment of specialists of different categories in the sports industry will help the creation and development of the labor market for all types of coaches, athletes, referees, managers, will be used to plan a career of sports professionals and respect for the sport professions in society.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка квалификаций в спорте как фактор повышения результативности и профессионализма в отрасли»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ В СПОРТЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В ОТРАСЛИ

С.В. АЛТУХОВ, МГУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация

Тема профессиональных стандартов в спорте и процесс независимой оценки квалификаций спортивных специалистов на их основе определили наш научно-практический интерес к проблеме. Именно профессиональные стандарты служат отправной точкой в системе обучения и подготовки кадров, составляя основу требований для образовательных стандартов. Это подтверждает опыт стран Европейского Союза, показывающий, как отрасль сама несет ответственность за качество подготовки своих кадров. Приводимый в стандартах перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, может служить полноценной основой для разработки учебных программ в высших и средних специальных учебных заведениях, готовящих специалистов для спортивной отрасли. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации специалистов различных категорий в спортивной отрасли создают предпосылки к развитию рынка труда для тренеров всех категорий, спортсменов, спортивных судей, спортивных врачей, спортивных руководителей и менеджеров, являются основой для оценки квалификаций и планирования карьеры спортивных специалистов на разных уровнях.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, оценка квалификаций, спортивная отрасль, экономика спорта, совет по квалификациям, профессиональный союз, объединение работодателей, компетенции, знания, умения, навыки.

Abstract

Subject of profession al standards in sports and the process of independent assessment of the qualifications of sports specialists based on their defined our scientific and practical interest to this problem. The professional standards serve as a starting point in the system of education and training, providing a basis for the requirements for educational standards. This is confirmed by the experience of the European Union, showing how the industry itself is responsible for the quality of the training of their staff. Driven list of standards of knowledge, skills and abilities required to perform official duties, may serve as a full-fledged basis for the development of training programs in higher and secondary specialized educational institutions that train specialists for the sports industry. Professional standards and independent assessment of specialists of different categories in the sports industry will help the creation and development of the labor market for all types of coaches, athletes, referees, managers, will be used to plan a career of sports professionals and respect for the sport professions in society.

Keywords: professional standards, assessment of qualifications, sports industry, economic of sport, the Council of qualifications, a trade union, employers' association, the competence, knowledge, professional skills, skills.

Происходящие в последнее десятилетие центростремительные процессы в системе управления российским спортом были обусловлены высочайшим уровнем поставленных задач по успешному выступлению российских

спортсменов на крупнейших международных соревнованиях и организации в России Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы по различным видам спорта, которые должны проиллюстрировать мировому

сообществу достижения общественного строя в России. Поэтому система управления спортом в стране имеет ярко выраженные приоритеты государственных интересов перед всеми остальными. Наряду с этим принцип экономической рациональности ставит перед спортивными руководителями задачу перехода от «программы результата» на «программу ресурса» для планового и системного развития спорта в стране. На первый план выходит проблема инфраструктуры и обеспечения кадровыми ресурсами.

Спортивная отрасль

Социально-экономические отношения в спорте весьма своеобразны. В этих отношениях участвует множество организаций непосредственно занятых учебно-тренировочным и соревновательным процессами (лиги, клубы, федерации, ассоциации), а также организации, которые имеют косвенное отношение к спорту. К ним относятся предприятия спортивной индустрии, спортивной медицины, спортивного образования и спортивных СМИ. У всех этих субъектов имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут не совпадать и отличаться друг от друга. Все эти категории субъектов взаимодействуют, производят материальный продукт и оказывают услуги, связанные с выполнением однородных задач в экономике страны. До сих пор, по аналогии с советской системой хозяйствования, эти организации в структуре национальной экономики объединены общим названием «физическая культура и спорт» и не представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) в качестве самостоятельной отрасли, оставаясь частью раздела «О» «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг». Хотя в официальных документах часто можно встретить словосочетание «спортивная отрасль» и «спортивная индустрия». При этом следует отметить, что система финансирования спорта в России коренным образом изменилась в 2011 г. Именно тогда в федеральном бюджете появилась отдельная строка «физическая культура и спорт». Но для отраслевого структурирования этого оказалось недостаточно.

На уровне понятийного аппарата для классификации какой-либо деятельности как самостоятельной отрасли экономики необходим определенный набор факторов. Собственно отрасль и подразумевает совокупность этих факторов. Приведем в качестве примера определение, данное профессором Б. Райзбергом, чьи учебно-методические труды по экономике изданы суммарным тиражом более одного миллиона экземпляров.

Согласно российскому законодательству отрасль экономики включает в себя всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо тех из них, доля которых в общем объеме производства в Российской Федерации соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть [5].

Не признанная официально спортивная отрасль (физическая культура и спорт, как ее до сих пор называют)

наделена всеми необходимыми признаками из данного определения:

• предприятия и организации - клубы, федерации, лиги, спортивные базы, спортивные сооружения и т.д.;

• однородность выпускаемой продукции и оказываемых услуг - спортивно-зрелищные мероприятия, спортивные соревнования по общим правилам, методика учебно-тренировочного процесса;

• технологии производства - технические стандарты и регламенты, сертифицированное спортивное оборудование, инвентарь, покрытия, экипировка и т.д.;

• основные фонды - стадионы, бассейны, дворцы спорта, спортивно-оздоровительные комплексы, физкультурно-оздоровительные комплексы, гоночные треки, конюшни и т.д.;

• профессиональные навыки работающих - результат обучения людей и их практическая деятельность на основе профессиональных стандартов и оценки квалификации специалистов;

• потребители - спортсмены, тренеры, менеджеры, болельщики, зрители, телезрители, организаторы соревнований и т.д.

Как видим, спортивная отрасль (как экономическая категория) в идеале должна представлять собой совокупность эффективно работающих организаций, использование современных технологий и основных фондов для удовлетворения потребностей населения в спортивно-зрелищных услугах. И мировая практика подтверждает именно эту установку. Как подсчитали эксперты "Pricewaterhouse Coopers" (PwC), с 2011 по 2015 г. включительно доходы мировой спортивной индустрии выросли до 145,3 млрд долл. при совокупном темпе годового роста в 3,7%. Это произошло, как считают эксперты, благодаря более благоприятным экономическим условиям, восстановлению объемов телевизионной рекламы, расширению использования платного телевидения для показа спортивных соревнований и возобновлению спонсорской деятельности финансовыми и автомобильными компаниями [10].

В условиях глобализации спорт становится важным политическим, социальным и экономическим фактором, требующим современного и системного подхода для определения стратегии развития. Для спортивной отрасли сегодня особенно актуальны задачи разработки эффективных механизмов управления для формирования здоровой и добросовестной конкуренции в спорте. В отличие от других отраслей экономики, спортивная отрасль характеризуется наличием совместного производства субъектов. Поэтому продуктом труда является процесс и результат соперничества двух и более субъектов в определенном месте в определенное время по определенным правилам. В обычной практике это совместное производство представлено матчами, турнирами, первенствами, чемпионатами и т.д. Возникающие при этом спортивный результат и экономический результат являются мерилом эффективности работы каждой спортивной организации.

К сожалению, следует признать, что в новейшей российской истории спорт превратился в клубок социально-экономических противоречий. Органы государственной

власти утверждают Федеральные целевые программы по развитию физической культуры и спорта в стране, выделяют колоссальные ресурсы на реализацию этих программ, возводятся новые спортивные объекты, открываются детские спортивные школы, восстановлен Комплекс ГТО. Россия принимает у себя Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, Универсиады, а на должностях главных и старших тренеров сборных команд России в середине 2015 г. работали 113 (сто тринадцать!) иностранных граждан [11]. Такое противоречие допускалось в гонке за результатом на Олимпийских играх, но реалии сегодняшнего дня ставят перед обществом резонные вопросы об уровне подготовки отечественных специалистов и эффективности системы спортивного образования в России в целом. Следует признать, что при переходе от советской модели образования к российской была сведена к минимуму общая культура обучения спе-

Россия сегодня нуждается в разработке экономической модели, предусматривающей новую экономическую парадигму, новую экономическую политику в спорте и новую стратегию действий с учетом интересов государства, общества и бизнеса. В том числе - создание комплексной программы подготовки кадров и оценки квалификации с развернутыми целевыми установками. Кроме развития спорта высших достижений существует и повседневная жизнь в каждом виде спорта внутри России, которая по сути представляет собой «вещь в себе».

Профессиональные стандарты

Экономическая обстановка в спортивной отрасли определяет поведение потребителей и производителей,

циалистов и соотношение знаний и навыков с мировыми стандартами.

Для понимания глубины кризиса и необходимости изменений следует уточнить, что в новейшей российской истории федеральный орган исполнительной власти в спорте менял свое название и статус шестнадцать (!) раз (табл. 1). Эта чехарда административных реорганизаций, с одной стороны, подчеркивала невысокий статус спортивного ведомства во властной вертикали, а с другой, не давала возможности для формирования и устойчивого развития экономических отношений в спорте, формирования внутриотраслевых связей, создания и развития рынка труда. А эффективность деятельности спортивных организаций различных уровней стала оцениваться количеством медалей и объемом государственных и региональных инвестиций в строительство спортивных объектов.

потребность в специалистах и создание рынка рабочей силы. Если экономическая обстановка неблагоприятна для функционирования и развития организации, то это оборачивается, с одной стороны, дороговизной спортивных товаров и услуг, а с другой - подталкивает к отъезду за рубеж многих спортсменов и тренеров.

Следует признать, что в настоящий момент рынок труда в спортивной отрасли в нашей стране развит крайне слабо. Нет баланса спроса и предложения со стороны работодателей и спортсменов, судей, тренеров, спортивных врачей, спортивных психологов при том, что существует специфика различных требований к специалистам в разных видах спорта. В открытом доступе можно найти только вакансии инструктора тренажерного зала и администратора в фитнес-клуб. Представляется,

Таблица 1

Эволюция статуса федерального органа исполнительной власти в спортивной отрасли

№ п/п Название центрального органа управления физической культурой и спортом Период действия

1. Государственный комитет РСФСР по физической культуре и спорту с 14.07.1990 г.

2. Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР с 28.11.1991 г.

3. Координационный Совет по ФКиС при Правительстве РФ с 01.06.1992 г.

4. Комитет РФ по физическому воспитанию и массовому спорту с 30.09.1992 г.

5. Комитет РФ по физической культуре и спорту с 27.11.1992 г.

6. Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму с 10.01.1994 г.

7. Комитет РФ по физической культуре и туризму с 30.05.1994 г.

8. Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму с 03.08.1994 г.

9. Российское агентство по физической культуре и туризму с 25.05.1999 г.

10. Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму с 08.06.1999 г.

11. Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму с 17.05.2000 г.

12. Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту с 29.04.2002 г.

13. Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму с 30.06.2004 г.

14. Федеральное агентство по физической культуре и спорту с 31.12.2004 г.

15. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ с 12.05.2008 г.

16. Министерство спорта РФ с 21.05.2012 г.

что именно эта проблема является ключевой для формирования дальнейшей стратегии развития отечественного спорта. Построение эффективной системы управления, планирования и правового регулирования отношений государственных, общественных и коммерческих организаций в современном спорте, по-видимому, станет одной из основных задач предстоящих нескольких лет в спортивной отрасли.

Профессиональный стандарт должен заменить единые квалификационные справочники в будущем. Помимо вопроса «Что должен уметь делать работник?» в профессиональном стандарте задается вопрос «Как он должен это делать, чтобы достичь максимальной эффективности труда?» Профессиональные стандарты разрабатываются не на конкретную должность, а на область или вид профессиональной деятельности. Тем самым исключается дублирование трудовых функций по различным должностям [1].

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что основная цель профессиональных стандартов - переаттестовать работников, переобучить и тем самым повысить производительность их труда. Очевидно, что профессио-

Регистрация профессиональных стандартов в правовом поле потребовала и дополнительных разъяснений по практике применения и механизму реализации процедуры независимой оценки квалификаций.

нальные стандарты в спорте необходимы. Профессор О. Шевченко ссылается на специфику спортивных отношений: «Во-первых, труд спортсменов и тренеров всегда и везде позиционировался как высококвалифицированный труд, требующий специального уровня профессиональной спортивной подготовки для спортсменов и творческого мышления для тренеров. Развитие спортивных и наукоемких технологий требует постоянного обновления знаний, умений и навыков для специалистов. Во-вторых, сегодняшняя действительность такова, что система образования в сфере спорта находится в кризисе. Прежде всего кризис проявляется в том, что нарушена связь между требованиями сферы труда и системой подготовки кадров. В-третьих, рынок труда в сфере спорта неоднороден. Существует множество видов спорта. Однако выполняемые трудовые функции спортсменов и тренеров идентичны» [6].

Во исполнение положений Федерального закона от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» были подготовлены и зарегистрированы в Минюсте профессиональные стандарты (табл. 2).

С 1 января 2017 г. вступили в силу изменения в соответствии с Федеральным законом № 239-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О неза-

Таблица 2

Профессиональные стандарты в спортивной отрасли

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт

05.001 Спортсмен Зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2014 г., рег. № 32397

05.002 Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту Зарегистрирован в Минюсте России 02.09.2014 г., рег. № 33933

05.003 Тренер Зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2014 г., рег. № 33035

05.004 Инструктор-методист по адаптивной физической культуре Зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2014 г., рег. № 33674

05.005 Инструктор-методист Зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2014 г., рег. № 34135

05.006 Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2015 г., рег. № 40111

05.007 Спортивный судья Зарегистрирован в Минюсте России 18.11.2015 г., рег. № 39741

05.008 Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта Зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2015 г., рег. № 39694

05.009 Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования Зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2016 г., рег. № 40614

05.010 Специалист по антидопинговому обеспечению Зарегистрирован в Минюсте России 11.03.2016 г., рег. № 41386

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых Зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 г., рег. № 38994

висимой оценке квалификаций"». В Трудовом кодексе РФ статья 187 теперь изложена в следующей редакции:

«Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации.

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя».

Иными словами, Законом предусмотрены гарантии для работников, которые занимаются повышением своей квалификации, профессиональной переподготовкой и оценкой квалификаций. Этот факт поможет практическому становлению системы независимой оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификаций

Всю значимость регулирования процедуры оценки квалификаций законодатели изложили в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 238 «О независимой оценке квалификаций».

Новый закон определяет, что для организации работ по оценке квалификации на соответствие профессиональным стандартам в определенном виде профессиональной деятельности будут создаваться новые субъекты:

- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям -координатор системы независимой оценки квалификации, полномочия которого определены Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249.

- Советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей и профессиональных союзов.

- Центры оценки квалификации (ЦОК), которые будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты.

- Национальное агентство развития квалификаций -автономная некоммерческая организация, в состав которой в качестве соучредителей входят общероссийские

объединения работодателей, заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация. Предполагается, что НАРК будет обеспечивать практическую деятельность и ведение информационно-справочного ресурса «Реестр независимой оценки квалификаций». Регулирование независимой оценки квалификаций можно представить в виде рис. 1.

Независимая оценка квалификаций Порядок регулирования

Центры оценки квалификаций

Советы профессиональных квалификаций (отраслевые)

Минтруд России

Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

Рис. 1. Порядок регулирования Независимой оценки квалификации

В этой схеме независимой оценки особую роль будут выполнять Советы по профессиональным квалификациям (далее - советы) на общероссийском уровне на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей или ассоциации, представляющие профессиональные сообщества. Советы будут выбирать Центры оценки квалификаций и действовать в интересах профессионального сообщества. Оценка квалификации будет основана на принципе добровольности для граждан, включая работников и работодателей. По итогам профессионального экзамена в Центре оценки квалификаций соискателям будет выдаваться свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительного прохождения экзамена -заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Оценка квалификации по инициативе соискателя должна будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических или юридических лиц.

Выводы

1. Оценка квалификаций является независимой. Министерство спорта России может оценивать квалификацию госслужащих, работающих в системе, но не может проводить процедуру оценки профессионализма специалистов в любом виде спорта. Этим должны заниматься профессиональные сообщества и Центры оценки квалификаций.

е*)

2. Для организации процесса в соответствии с Законом необходимо создать отраслевое объединение работодателей в спорте, профессиональные ассоциации (тренеров, судей, методистов, организаторов спортивно-зрелищных мероприятий, психологов, врачей и т.д.) При этом следует отдельно выделить категорию руководителей, для которых работодателем фактически является государство.

3. В существующих реалиях спортивной отрасли необходимо регистрировать отдельный Совет по профессиональным квалификациям в спортивной отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совет по профессиональным квалификациям может быть создан без нарушения Закона в системе Олимпийского комитета России для централизации процессов и последующей оценки квалификаций специалистов спортивной отрасли не только в Москве, но и в регионах, где уже функционируют отделения ОКР.

4. Для создания системы независимой оценки квалификаций в спорте требуется понимание неизбежности изменений и новой реальности в системе подготовки кадров для всех уровней специалистов с целью повышения результативности и профессионализма в отрасли.

Литература

1. Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: учебник для вузов / под ред. д. ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М., 2013. - 695 с.

2. Алтухов, С.В. Концепция профессиональных стандартов в спорте // Спорт и бизнес, 2008. - № 10. -С. 14-17.

3. Боговик, О.М. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Череповец, 2005. - 42 с.

4. Прянишникова, О.Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта / О.Д. Прянишникова, А.Н. Лейбович // Промышленник России. - 2008. - № 3 (март). - С. 37-41.

5. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 495 с.

6. Шевченко, О.А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.А. Шевченко, Ф.О. Сулейманова, Г.В. Шония. М., 2012. -672 с.

7. Яворчук, Н. Разработка профессиональных стандартов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2012. - № 6. - С. 23-30.

8. Shevchenko, O. Current challenges to sports law development // International Sports Law Review Pandektis. -2013. - Vol. 10. - Pp. 25-29.

9. https://www.pwc.ru/en/globalisation/assets/pwc-global-sports-outlook-to-2015-ru.pdf (доступ 2 марта 2017).

10. https://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/ 772791.html (доступ 2 марта 2017).

References

1. Alekseev, S.V. Sports Law. Labour relations in sport: Textbook for Universities / Ed. D. J.N., prof. P.V. Kra-sheninnikov. - M., 2013. - 695 p.

2. Altukhov, S.V. The concept of professional standards in the sport // Sport and Business. - 2008. - No. 10. -Pp. 14-17.

3. Bogovik, O.M. Enterprise economy. Textbook, Cherepovets, 2005. - 42 p.

4. Pryanishnikova, O.D. Professional standards: an overview of international experience / O.D. Pryanishnikova, A.N. Leibowitz // Promyshlennik Rossii. -2008. - No. 3 (March). - Pp. 37-41.

5. Raizberg, B.A., Lozovsky, L.S., Starodubtseva, E.B. Current economic dictionary. - 5th ed., revised. and ext. - M.: INFRA-M, 2007. - 495 p.

6. Shevchenko, O.A. Comment of the Labor Code of the Russian Federation (itemized) / O.A. Shevchenko, F.A. Suleymanova, G.V. Shonija. - M., 2012. - 672 p.

7. Yavorchuk, N. Development of professional standards // Kadrovik. Trudovoye pravo dlya kadrovika. - 2012. -No. 6. - Pp. 23-30.

8. Shevchenko, O. Current challenges to sports law development // International Sports Law Review Pandektis. - 2013. - Vol. 10. - Pp. 25-29.

9. https://www.pwc.ru/en/globalisation/assets/pwc-global-sports-outlook-to-2015-ru.pdf (accessed March 2, 2017).

10. https://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/ 772791.html (accessed March 2, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.