Научная статья на тему 'Незаменимый справочник'

Незаменимый справочник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вайль Борис Борисович

Автор этой рецензии Борис Борисович Вайль (19 февраля 1939 9 ноября 2010) известный представитель диссидентского движения в СССР. В 1957 г. он был студентом Ленинградского государственного библиотечного института, организовал один из первых в нашем городе самиздатовских журналов «Ересь». Вскоре Б. Б. Вайля арестовали в нашем общежитии (Дворцовая, д. 4) за попытку проведения дискуссии на площади «Искусств» и создание подпольной организации вместе с математиком и диссидентом Револьтом Ивановичем Пименовым. Вайль получил 6 лет по политической статье 58 п. 10. Второй раз Вайль был арестован в октябре 1970 г. в зале суда снова по книжному вопросу за распространение «самиздата». К тому же власти припомнили ему и присутствие на процессе А. Д. Сахарова, Е. Г. Боннэр, А. Н. Твердохлебова, где Б. Б. Вайль познакомился со всеми известными советскими диссидентами. В 1977 г. Б. Б. Вайль эмигрировал с семьей в Данию, где стал работать библиографом Королевской библиотеки в Копенгагене. Написал книгу воспоминаний «Особо опасный», выдержавшую несколько переизданий, где есть главы о нашем вузе. Писал статьи и рецензии на актуальные темы текущей политики, по истории общественной мысли и общественного движения, выступал на радиостанциях «Свобода» и «Немецкая волна», постоянно публиковался на страницах эмигрантской печати: в парижской газете «Русская мысль», в журналах «Континент», «Страна и мир», «Форум» и многих других эмигрантских изданиях. Так же регулярно печатался в скандинавской прессе, а после 1991 г. в российских журналах «Звезда» и «Знамя». Публикаторская деятельность Вайля началась и окончилась на страницах журналов нашего вуза: первая его публикация была в самиздатовском журнале нашего института «Ересь». Посланная незадолго до смерти рецензия «Незаменимый справочник» возможно, последняя его публикация выходит в «Вестнике СПбГУКИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Незаменимый справочник»

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ

Reviews

Автор этой рецензии Борис Борисович Вайль (19 февраля 1939 - 9 ноября 2010) - известный представитель диссидентского движения в СССР. В 1957 г. он был студентом Ленинградского государственного библиотечного института, организовал один из первых в нашем городе самиздатовских журналов - «Ересь». Вскоре Б. Б. Вайля арестовали в нашем общежитии (Дворцовая, д. 4) за попытку проведения дискуссии на площади «Искусств» и создание подпольной организации вместе с математиком и диссидентом Револьтом Ивановичем Пименовым. Вайль получил 6 лет по политической статье 58, п. 10.

Второй раз Вайль был арестован в октябре 1970 г. в зале суда снова по книжному вопросу - за распространение «самиздата». К тому же власти припомнили ему и присутствие на процессе А. Д. Сахарова, Е. Г. Бон-нэр, А. Н. Твердохлебова, где Б. Б. Вайль познакомился со всеми известными советскими диссидентами.

В 1977 г. Б. Б. Вайль эмигрировал с семьей в Данию, где стал работать библиографом Королевской библиотеки в Копенгагене. Написал книгу воспоминаний «Особо опасный», выдержавшую несколько переизданий, где есть главы о нашем вузе. Писал статьи и рецензии на актуальные темы текущей политики, по истории общественной мысли и общественного движения, выступал на радиостанциях «Свобода» и «Немецкая волна», постоянно публиковался на страницах эмигрантской печати: в парижской газете «Русская мысль», в журналах «Континент», «Страна и мир», «Форум» и многих других эмигрантских изданиях. Так же регулярно печатался в скандинавской прессе, а после 1991 г. - в российских журналах «Звезда» и «Знамя».

Публикаторская деятельность Вайля началась и окончилась на страницах журналов нашего вуза: первая его публикация была в самиздатовском журнале нашего института «Ересь». Посланная незадолго до смерти рецензия «Незаменимый справочник» - возможно, последняя его публикация - выходит в «Вестнике СПбГУКИ».

Б. Б. Вайль

Незаменимый справочник Boris Vail Indispensable reference book

Базанов П. Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции: 1917-1988 / П. Н. Базанов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2008. - 468 с.

В предисловии к данной книге автор - профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктор исторических наук - справедливо замечает, что «книжная культура русской эмиграции - своеобразное „белое пятно" в истории отечественной культуры». Тем более - издательская деятельность политических организаций. Между тем «в современной России практически все политические организации и идеологические течения конъюктурно используют наследие русской эмиграции». Автор приводит примеры: «национал-большевики»-лимоновцы, русские фашисты и т. д. Автор оговаривает, что он рассматривает издательскую деятельность лишь тех политических организаций, которые можно интерпретировать как политические партии. Он оставляет в стороне национальные и областнические политические организации, «издательская деятельность которых имеет свою специфику и требует особого рассмотрения». И это понятно. Но вызывает некоторое сомнение, что автор не исследует издательскую деятельность

евразийцев на том основании, что это движение «не вмещается в рамки политической организации». Действительно, это была не партия, а «движение», и все же... Готовит ли Петр Базанов отдельную работу по издательской деятельности евразийцев и сменовеховцев? Это было бы оправдано.

Библиография использованной автором литературы - включая сюда и архивные источники в России и за границей - не может не вызвать восхищения: 999 позиций! Из них - более 200 -архивные материалы, а около 700 - печатные (книги и статьи).

Содержание книги - шире ее названия. Ведь это поистине справочник по политическим организациям русского зарубежья, притом всех трех волн эмиграции. Их идеология, история, их лидеры, установки, размежевания, девизы и символы. Редакторы газет и журналов, сотрудники. И, конечно, сама издательская деятельность (причем не только книги, но и листовки, гектографические и ротаторные издания, и даже. наклейки) и степень проникновения их

188 • Вестник СПбГУКИ • март • 2011

Незаменимы й справочник

литературы в СССР. Наконец, источники финансирования.

Содержание построено по хронологическому принципу (4 главы), а внутри каждой главы -«слева направо», т. е. сначала идут «левые» организации, потом - «центристы» и затем крайне правые. Правда, меньшевики оказываются у автора «крайне левыми», а левые эсеры (ПЛСР) -которые ведь ближе к большевикам, чем меньшевики, и бывшие их союзниками вскоре после октября 1917 г. - идут вторыми. Притом что позицию меньшевиков автор крайне упрощает (если не искажает), их «формула» - согласно П. Базанову - «социализм в России такой, потому что страна плохая и народ дикий». Если бы меньшевики так думали, то зачем бы они издавали свой «Социалистический вестник»? Это противоречит самому факту - подтвержденному и П. Базановым - что «Социалистический вестник» был популярен в СССР в 20-е гг.

«Младороссам» автор уделяет чуть больше внимания, чем меньшевикам (12 страниц), отмечая, что их «закат» в 1937 г. связан с тем, что их лидера - А. Казем-Бека - эмигранты выследили в парижском кафе на встрече с генералом А. А. Игнатьевым, поступившим на советскую службу. Автор отмечает, что «побег» Казем-Бе-ка в СССР в 1957 г. был неожидан даже для его родных и самых близких его друзей. Но П. Базанов не сообщает - хотя бы даже и в примечании - где работал Казем-Бек после возвращения в СССР. А Казем-Бек сразу же по возвращению в СССР начинает печататься в «Журнале Московской патриархии», с 1962 г. работает в Московской патриархии в качестве старшего консультанта в Отделе внешних церковных сношений. Этим все сказано.

Одна из многолетних политических организаций в эмиграции (а сейчас вернувшаяся в метрополию) - НТС. Ей автор уделяет довольно много внимания, и она этого безусловно заслуживает. Хотя понять идеологию НТС и нелегко. (Может быть, именно поэтому он так долго и просуществовал?) П. Базанов отмечает, что свои базисные концепции НТС заимствовал у Салазара («корпоративное государство»). В его сменяющихся программах нет места политическим партиям. Им на смену придут «трудовые группы» или, как в новой программе (2000 г.) -«трудовые союзы». Что такое вообще «солида-ризм»? Базанов отмечает, что «солидаризм» -это «учение о взаимопомощи различных классов и сословий в государстве». Так, может быть, мы тут имеем дело с социал-демократией, со «скандинавской моделью»? Вряд ли. НТС никогда не отождествлял себя с социал-демократией. Действующая ныне программа НТС (2000 г.)

повторяет установки прошлых программ на «трудовые союзы» (все программы НТС выложены на его официальном сайте: www.ntsrs.ru/ docum.htm).

В программе 1944 г., изданной в Словакии -которая, как известно, всецело тогда подчинялась Гитлеру, - говорилось: «влияние народностей, не входящих в состав Российской Нации, на государственную или общественную жизнь, должно быть полностью исключено. Евреям предоставляется право или свободно покинуть пределы России, однако, без вывоза капиталов, или же поселиться на территории Российского Союзного Государства, в специально отведенной для них области». Очевидно, что украинцы или татары входят в «состав Российской нации», а евреи - нет, даже и крещеные.

В начале рецензии я цитировал П. Базанова, который говорит, что «в современной России практически все политические организации и идеологические течения» используют наследие эмиграции. Представляется, что и нынешнее кремлевское руководство позаимствовало кое-что из наследия НТС. Ну, во-первых, практическое отсутствие политических партий (правда, нет и «трудовых союзов».). «Крепкая» власть («солидаристам» было незнакомо понятие «вертикаль власти» или «суверенная демократия»). Пункт из программы НТС 2000 г.: «Губернаторы назначаются Верховной властью» - это за 5 лет до введения этого института Путиным (а до «полпредов» президента «солидаристы» не додумались). А вот что нынешняя власть почерпнула из программы НТС 1950 г.: «Православие, как религия подавляющего большинства российской нации, а также в силу своего духовного, исторического и культурного значения для России, призвано быть и впредь важнейшим фактором духовного развития нации». И, наконец, еще один пункт из программы НТС 2000 г.: «Исторические интересы России требуют объединения с Белоруссией и Украиной, с возможным вхождением в новый Союз Казахстана и Киргизии» (почему же только эти две бывшие республики? А как же Туркмения? Таджикистан? Тем более - Узбекистан?).

П. Базанов рассказывает о методах засылки литературы эмигрантскими партиями в СССР. Например, НТС изобрел акцию «Стрела»: из советских телефонных справочников и из газет выбирались случайные адреса и на них посылалась - через иностранных туристов, находящихся в СССР, - «антисоветская» литература. Представьте: Вы обычный советский гражданин до перестройки, скажем, в 60-70-е гг. Открываете свой почтовый ящик, там толстый конверт, в нем - антисоветская брошюра. Первая реак-

Б. Б. Вайль

ция: это провокация! меня проверяет КГБ! Ведь почта перлюстрируется. Пожалуй, отнесу-ка я это в КГБ! (Или своему парторгу). Если человек принес такое письмо в КГБ, то его, конечно же, поблагодарят, ну а дальше, предложат ему и в дальнейшем сотрудничать с ними. (Говоря по совести, я не знаю: принесла ли эта акция больше вреда, чем пользы.)

Словом,книга П. Базанова наводит на самые разнообразные мысли, а не только на издательскую деятельность эмиграции. Например, американцы субсидировали так называемую «книжную программу». Что это значит? Они закупали продукцию эмигрантских изданий - и не только «антисоветскую» - т. е. они по сути дела давали деньги на русскую культуру. Без американских денег в эмиграции не были бы

изданы произведения Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Юрия Анненкова, Андрея Платонова и многих, многих других. Это единственный случай в истории, когда одно государство выкладывает деньги на издания произведений культуры враждебного государства (что-то подобное было, правда, и в межвоенной Польше).

В книге П. Базанова есть и мелкие огрехи и недочеты. Мне, например, не хватает в списках архивов, где хранятся документы по истории эмиграции, хотя бы указания на исторический архив Бременского университета. И чисто издательский недочет: книга П. Базанова обозначена как «издание 2-е, исправленное и дополненное». А когда же вышло первое издание? Об этом в книге не найти.

190

Вестник СПбГУКИ • март • 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.