Научная статья на тему 'Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи'

Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11064
1065
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS / HIGHER MENTAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астаева Алена Васильевна, Воронкова Дарья Ивановна, Королева Марианна Борисовна

Рассмотрены особенности развития высших психических функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с целью раскрытия взаимосвязи, существующей между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями и выявить нарушения, специфичные для речевой патологии. Выделены специфические возрастные особенности разития психики детей в норме и при патологии с целью выделения мишеней коррекционной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астаева Алена Васильевна, Воронкова Дарья Ивановна, Королева Марианна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological analysis of the development higher mental functions in children with standard and with a common maldevelopment speech

The features of the development of higher mental functions of preschool children with a common maldevelopment of the speech to disclose the relationship, existing between the structures of the brain maturing and developing on the basis of their mental functions and identify violations specific to the speech pathology. Allocated specific age particularly reeks psyche of children in normal and pathology in order to distinguish target corrective program.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи»

Клиническая (медицинская) психология

УДК 159.9.072 ББК Ю93

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б. Королева

Рассмотрены особенности развития высших психических функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с целью раскрытия взаимосвязи, существующей между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями и выявить нарушения, специфичные для речевой патологии. Выделены специфические возрастные особенности разития психики детей в норме и при патологии с целью выделения мишеней коррекционной программы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, нейропсихологический анализ, высшие психические функции .

Одним из наиболее часто встречающихся вариантов отклоняющегося развития является общее недоразвитие речи (ОНР). Проблема изучения этого феномена находится на стыке таких научных дисциплин, как логопедия, специальная психология и нейропсихология.

Нарушения речи у взрослых глубоко исследованы в отечественной нейропсихологии [7-10]. Но данные о характере патологии речи у взрослых не могут быть перенесены на патологию речи у детей. В детском возрасте недостаточность ВПФ обусловлена не локальной мозговой патологией, а является следствием функциональной незрелости и ранних органических поражений центральной нервной системы [2, 4, 9, 10 и др.]. В логопедической практике довольно часто распространен подход к коррекции речевых нарушений без учета знаний о причинах, механизмах и основных синдромах несформированности ВПФ у детей, что сказывается на эффективности коррекционной работы.

Несмотря на возросший в последние годы интерес к проблеме профилактики ОНР, на сегодняшний день не выделены основные параметры нейропсихологической диагностики детей с ОНР.

Успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их социальная и школьная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной дея-

тельности. Развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики.

Одно из основных отличий нейропсихологии детского возраста от традиционной клинической нейропсихологии состоит в незавершенном характере развития как мозга, так и различных систем высших психических функций (ВПФ). Это приводит к тому, что нарушение или запаздывание в развитии одной функции ведёт к нарушению развития и других, связанных с нею функций [1,9, 10].

Анализ развития ВПФ в рамках нейроп-сихологического подхода позволит раскрыть взаимосвязь, существующую между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями и выявить нарушения, специфичные для речевой патологии.

Проблема анализа ВПФ актуальна уже потому, что на сегодняшний день абсолютно неправоверно оценивать соматический и психический статус детей исходя из статистически необоснованных норм.

Все более актуальной становится не только локальная диагностика несформированных или дефицитарных мозговых структур, а функциональная диагностика отдельных дефектов, препятствующих овладению определенными знаниями и умениями, адаптации ребенка в массовом дошкольном или школьном

учреждении и в семье [2]. Актуальность анализа ВПФ при отклоняющемся развитии важна, поскольку необходимо создание правильно организованных коррекционных мероприятий, способствующих актуализации адаптивных и компенсаторных механизмов [3, 8].

Речь является одной из самых сложных психических функций. Формирование структур речевого развития определяется развитием других взаимозависимых с ней психических функций, изменяющих свои функциональное возможности на разных этапах онтогенеза под влиянием всё более избирательных воздействий.

Считается, что различия в мозговой организации речевых процессов у детей и взрослых могут быть объяснены изменениями внутренней психологической структуры речевой деятельности и, в частности, спецификой детской речи, в которой правополушарные компоненты занимают больше места и являются более значимыми, чем у взрослых [7, 4, 9, 10]. При этом речевой дефект выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития. В структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа) [6].

Таким образом, специфичность речевой функции отражения окружающей действительности и её взаимозависимость развития с другими функциями обуславливает необходимость исследования именно на ранних этапах её становления. Поскольку от нормального развития речевой функции зависит успешная адаптация ребенка в социуме.

Целью проведенного исследования являлось выявление специфических возрастных особенностей высших психических функций у детей дошкольного возраста при нормальном и патологическом развитии функции речи.

Предметом являлись системная взаимосвязь и качественное своеобразие в развитии ВПФ детей старшего дошкольного возраста в норме и при нарушенном речевом развитии.

Объектом выступали особенности ВПФ и их развития в норме и при дизонтогенезе.

В ходе исследования было выдвинуто предположение, что нейропсихологические различия несформированности развития рече-

вой функции у детей-дошкольников разных возрастных групп согласуются с психическим содержанием критических периодов развития функций и с принципом хроногенности.

В процессе проведения исследования использовался метод синдромного анализа нарушений высших психических функций, разработанный А.Р. Лурия, адаптированный для детей дошкольного возраста, методы статистической обработки данных.

Выборку составили 2 группы детей дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет при нормальном развитии в количестве 105 человек и 2 группы 5-6 и 6-7 лет с речевой патологией в количестве 73 человек.

Исследование детей проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения г. Челябинска.

В процессе исследования был проведён: нейропсихологический анализ формирования ВПФ у детей нормы 5-6 и 6-7 лет; нейропсихологический анализ формирования ВПФ у детей с ОНР 5-6 и 6-7 лет; сравнительный анализ формирования ВПФ у детей нормы и с ОНР разных возрастных групп.

В процессе проведения сравнительного анализа формирования ВПФ у детей нормы и с ОНР разных возрастных групп были получены следующие результаты:

1. В гностической сфере по сравнению с группами детей нормы у детей с ОНР на первый план выходят гностические нарушения предметного гнозиса, фрагментарность восприятия, нарушение акустического узнавания в виде персевераций, лишних импульсах при воспроизведении ритмических структур, что связано с нарушением зоны ТРО. Несформи-рованность пространственного гнозиса проявляется в псевдоагнозиях.

2. В сфере праксиса по полученным данным нейропсихологического исследования у обеих групп детей с ОНР и у детей нормы прослеживается динамика в снижении нарушений праксиса по мере взросления ребёнка. В то же время у детей с ОНР нарушения имеют значительно большую частоту встречаемости, чем у детей нормы. У детей обеих возрастных групп, как при нормальном, так и отклоняющемся развитии, прослеживается специфика в одинаковости встречаемости частоты нарушений реципрокной координации, но с большим отрывом у детей с ОНР, чем при нормальном развитии. В данном случае можно говорить о более позднем форми-

ровании в процессе онтогенеза межполушар-ных отношений. У детей обеих групп с ОНР и у младшей группы нормы выявлена несфор-мированность динамического праксиса в виде стереотипии, трудности пространственной организации движений и действий.

3. По полученным данным исследования внимания и памяти у детей 5-6 и 6-7 лет с ОНР и при нормальном развитии прослеживается низкая умственная работоспособность и концентрация внимания, но частота встречаемости нарушений у детей с ОНР значительно выше, чем у детей с нормальным развитием. Низкий объём внимания влияет в свою очередь на значительно выраженные у детей с ОНР нарушения слухоречевой памяти, симптоматика которой проявляется в низкой продуктивности запоминания. В данном случае нарушения III функционального блока мозга обеспечивают несформированность фактора контроля, регуляции.

4. В результате исследования мышления и речи по данным анализа нейропсихологиче-ского исследования специфической возрастной особенностью обеих групп нормы и дизонто-генеза является несформированность процессов обобщения, проявляющаяся в непонимании или затруднённом понимании смысла рассказа. В онтогенезе на данном возрастном этапе 5-6 и 6-7 лет наглядно-образное мышление является превалирующим, что соответствует уже проведенным исследованиям. При этом у детей с ОНР частота встречаемости ошибок выше, чем у детей нормы в связи с нарушением мыслительных операций, вследствии нарушения симультанно-сукцессивного анализа и синтеза информации.

По данным нейропсихологического исследования детей 5—6 и 6-7 лет нормы и с речевой патологией, у детей с ОНР на первый план выходят гностические нарушения, проявляющиеся в несформированности предметного гнозиса, импульсивности в гностической сфере, фрагментарности восприятия, псевдоагнозии. Специфика выявленных особенностей обусловлена несформированностью II и III структурно-функциональных блоков, проявляющаяся в несовершенном приеме информации извне, в данном случае зрительным анализатором, и несформированностью регуляторного фактора в виде трудности контроля, избирательности и целенаправленности при восприятии.

У детей обеих групп отмечается недостаточная сформированность фактора регуляции

контроля психической деятельности, что отражает факт длительного, позднего морфофункционального формирования передних отделов мозга, в частности, лобных долей, реализующих регуляцию, программирование и контроль.

Выявлены возрастные особенности у обеих групп детей с ОНР и детей нормы в недостаточной сформированности движений и действий, ярко проявляющих себя в пробе на ре-ципрокную координацию. Инертность, трудности удержания двигательной программы, двигательная аспонтанность, напряжённость, замедленность, поочерёдное или симметричное выполнение реципрокной координации сопровождают выполнение задания. Более позднее формирование в онтогенезе филогенетической зрелости межполушарных отношений в обеспечении целостной психической деятельности определяет данные феномены.

У детей с отклоняющимся развитием выявлено нарушение акустико-вокализацион-ного источника речевой деятельности, неразрывно связанного с тактильными, оптическими кодами [7]. Можно говорить о сниженной функциональной возможности обработки информации, поступающей из внешнего мира, сниженном объёме внимания, нарушенном анализе тактильно-кинестетических сигналов, нарушение фонематического слуха. Таким образом, можно предположить, что сужение, бедность словаря, неразвёрнутость речевого высказывания, импульсивность, речевая аспонтанность в речевых пробах, являются вторичными нарушениями, определяющимися нарушениями истоков речевой деятельности у детей с ОНР.

Таким образом, можно говорить о том, что некоторые симптомы, выявляемые при речевой патологии, не являются специфическими при данном виде патологии, а лишь отражают особенности формирования ВПФ на данном этапе онтогенеза. Выявление специфических особенностей развития ВПФ требует прослеживания динамики своего развития в онтогенезе, поскольку это дает возможность в дальнейшем говорить о нарушенной либо несфор-мированной функции. В условиях дизонтоге-неза несформированная функция находится в особых условиях, поскольку опирается на, возможно другие, нарушенные, а не сформированные функции. Важен не только качественный системный анализ ВПФ при дизонтогензе, но и сравнение его с нормой, в целях определения мишеней коррекционной работы. Необ-

ходимо, помимо данного условия, прослеживание динамики возрастного развития для более полного и точного комплекса восстановительных мероприятий с учётом компенсаторных возможностей ребёнка.

Выводы

1. Изучение теоретико-методологических основ организации и выполнения ней-ропсихологических исследований когнитивных процессов детей дошкольного возраста выявляет, что определённое запаздывание в созревании функциональных систем и формировании ВПФ в онтогензе заставляет заново вернуться к вопросу о синдромах нарушения ВПФ в детском возрасте в контексте развития, а не в контексте болезни. Неравномерность развития психических функций определяет специфику возрастных особенностей в детском возрасте при нормальном развитии и патологическую симптоматику при отклоняющемся развитии. Выделение специфических характеристик развития ВПФ позволит выявить нейропсихологические мишени, необходимые для проведения коррекционного развития.

2. У детей дошкольного возраста при нормальном развитии на первый план выходят признаки межполушарной несформи-рованности и снижение функции произвольной регуляции и контроля за собственной деятельностью и поведением в целом, что характерно всем психическим функциям (праксис, гнозис, мыслительные операции). При этом у детей 6-7 лет частота встречаемости нарушений ниже, что свидетельствует о динамическом возрастном развитии. Таким образом, формирование II функционального блока мозга в дошкольном возрасте (блок приёма, переработки и хранения информации) приводит к более точному и дифференцированному восприятию информации, наблюдается возрастная динамика формирования межполушарного развития и к возрасту 7 лет клиническая картина психической деятельности определяется формирующейся произвольной регуляцией.

3. У детей 5-6 и 6-7 лет с ОНР по данным нейропсихологического обследования на первый план выходят нарушения в гностической сфере, что связано с несформированно-стью II и III функциональных блоков, проявляющимися в менее дифференцированном

приеме информации извне, и несформирован-ностью регуляторного фактора в виде трудности контроля, избирательности и целенаправленности при восприятии. Также наблюдаются ошибки при выполнении проб на исследование праксиса, которые свидетельствуют о несформированности межполушарных отношений. Собственные речевые нарушения обуславливают специфику нарушений всех психических процессов. При этом частота встречаемости нарушений в младшей возрастной группе выше, что связано с динамическими возрастными изменениями, которые определяются развитием межполушарных отношений, формированием психических функций в онтогенезе, развитием фактора регуляции и контроля психической деятельности, формированием блока приёма и переработки информации. Таким образом, онтогенетические перестройки, возможности компенсации и проводимая коррекционная работа определяет динамику изменений.

4. У детей с речевой патологией и при нормальном развитии на первый план выходят симптомы в виде нарушений и несформированности симультанно-сукцессивного анализа и синтеза, что характеризует несформи-рованность межполушарного взаимодействия, также наблюдается несформированность III функционального блока, что может вести к снижению опосредованной регуляции собственной деятельности и поведения в целом, и у группы ОНР наблюдается дисфункция II функционального блока, что определяет несформированность функционального приёма и обработки слухо-речевой информации.

5. У детей группы ОНР нарушение психических процессов связано в первую очередь с нарушением фонематического слуха, пространственных и квазипространственных отношений в речи, понимания логикограмматических отношений и орального праксиса. Данные особенности речевой сферы, по данным нейропсихологического исследования детей с ОНР, определяются также несформированностью межполушарного взаимодействия и несформированностью функции произвольной регуляции.

6. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, в первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции в виде повышения концентрации и распределения внимания, фонематического слуха с целью повышения

качества семантики языка, понимания логико-грамматических конструкций языка, в основе которых лежат нарушение симультанно-сукцессивного анализа и синтеза вербальной информации.

Разнообразие форм дизонтогенеза не позволяет создавать фиксированный шаблон исследования нейропсихологическими методиками. Каждое исследование индивидуально и варьирует в необходимых для экспериментатора пределах, не выходя за рамки компетенции. Широкий, гибкий спектр методик делает системный подход к ВПФ не только качественным, но и количественным. Это в свою очередь позволяет оценивать не только глубину нарушений, но и количество присущих данных нарушений определённой, в данном случае детской популяции. Создание критериальных норм для оценки развития ВПФ в онтогенезе становится необходимым, поскольку позволит создавать те коррекционные мероприятия, мишенью которых будет являться источник отклонений в развитии.

Накопление в современной детской популяции патологических стигм приобретает всё больший размах, причём это имеет место даже в тех случаях, когда ребёнок «здоров» по определенным клиническим показаниям. Практическая значимость заключается в разработке новых оценок относительно развития ВПФ в онтогенезе и применение данных в диагностических и коррекционных целях.

Литература

1. Александрова, Н.Ш. Детские языковые синдромы (алалии, детские афазии, синдром Ландау-Клеффнера) /Н.Ш. Александрова //Журнал неврологии и психиатрии. — 2007. -М8.-С. 70-75.

2. Астаева, А. В. Основные проблемы нейропсшологического исследования в детском’ возрасте / А.В. Астаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. -№4(180). - С. 71-76.

3. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щёлкова - СПб.: филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 736 с.

4. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

5. Сергиенко, А.А. Особенности формирования и развития мнестической деятельности у детей 6-8 и 9-11 лет, обучающихся в общеобразовательной школе: автореф. дис ... канд. психол. наук/А.А. Сергиенко. - М., 2006. - 24 с.

6. Фотекова, Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: дис. ...д-ра психол. наук / Т.А. Фотекова.-М., 2003.-382 с.

7. Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е.Д. Хомской. Л. С. Цветкова РПО, 1999. -484 с.

8. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности /Л. С. Цветкова. - М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1995. — 304 с.

9. Цветкова, Л. С. Проблема синдрома в

нейропсихологии детского возраста /

Л.С. Цветкова, А.В. Цветкова//Вопросы психологии. - 2009. —№2. - С. 164-170.

10. Цветкова, Л.С. Проблема фактора в

нейропсихологии детского возраста /

Л.С. Цветкова, А.В. Цветкова //Вопросы психологии. — 2008. - № 6. - С. 57—65.

Поступила е редакцию 28 июня 2010 г.

Астаева Алена Васильевна. Преподаватель кафедры клинической психологии ЮУрГУ: astaeva_06@mail.ru.

Alena V. Astaeva. Assistant of professor of the Chair of Clinical Psychology, South Ural State University: astaeva_06@mail.ru.

Воронкова Дарья Ивановна. Магистр кафедры клинической психологии Южно-Уральского государственного университета: 8(351)2679758.

Darya I. Voronkova. Postgraduate student of the Chair of Clinical Psychology, South Ural State University: 8(351)2679758.

Королева Марианна Борисовна. Магистр кафедры клинической

психологии Южно-Уральского государственного университета: 8(351)2679758.

Marianna В. Koroleva. Postgraduate student of the Chair of Clinical Psychology, South Ural State University: 8(351)2679758.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.