Научная статья на тему 'News Literacy: модный бренд или насущная необходимость?'

News Literacy: модный бренд или насущная необходимость? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
586
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НОВОСТНАЯ ГРА-МОТНОСТЬ / НОВОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шомова Светлана Андреевна

Новостная грамотность– одно из наиболее актуальных и пока практи-чески не известных в России направлений современного медиаобразования. В статье рас-сматриваются специфика и цели этого нового типа медиаобразовательных программ, ос-новная проблематика курса, круг тем и ведущих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «News Literacy: модный бренд или насущная необходимость?»

С.А. Шомова

NEWS LITERACY: МОДНЫЙ БРЕНД ИЛИ НАСУЩНАЯ

НЕОБХОДИМОСТЬ?

Аннотация: новостная грамотность - одно из наиболее актуальных и пока практически не известных в России направлений современного медиаобразования. В статье рассматриваются специфика и цели этого нового типа медиаобразовательных программ, основная проблематика курса, круг тем и ведущих технологий.

Ключевые слова: медиаобразование, информационная грамотность, новостная грамотность, новость.

Проблемы медиаобразования, в последние годы находившиеся на самом «пике» интереса самых разных академических наук (психологии, социологии, педагогики, культурологии, теории коммуникации и иных), обретают в наши дни еще и пристальное внимание практиков, и немалое любопытство широкой общественности. Изменения в информационном ландшафте повседневности неизбежно привели как к ломке определенных поведенческих стереотипов в восприятии медиа, так и к переосмыслению многих важнейших принципов их использования, к становлению нового тезауруса и постановке новых задач в осмыслении современной коммуникационной реальности.

Проблема, однако, заключается в том, что на сегодняшний день не существует единого подхода даже в понимании самой сущности процесса медиаобразования, не говоря уже о терминологической чистоте и ясности данной сферы гуманитарного знания. Чаще всего под медиаобразованием в широком смысле слова понимают особое направление в педагогике, изучающее, с одной стороны, явления массовой коммуникации и медиакультуры (в том числе профессиональное образование в области кинематографии, журналистики, рекламы и т.д.), а с другой - процесс формирования у людей компетенций в сфере социальных коммуникаций с помощью технических средств (медиа). Это своего рода «системный механизм, обеспечивающий воспроизводство медиакультуры» [1], «процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации» [2]. Такое социокультурное видение проблемы является на сегодняшний день, с нашей точки зрения, одним из наиболее интересных и перспективных подходов к изучению феномена.

Кроме этого, медиаобразование рассматривается как самостоятельная отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические вопросы обучения адекватному взаимодействию с медиасредой, как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации, как комплекс технологий использования контента различных медиа (в том числе, разного рода познавательных ресурсов и специальных образовательных программ) в педагогических целях и многое другое [3]. Подобную психолого-педагогическую парадигму изучения данной проблематики можно, пожалуй, считать наиболее традиционной для нашей страны. Помимо уже названных концепций, следует назвать семиотический подход к медиаообразованию (декодирование материалов СМИ и извлечение смыслов из их контента с помощью анализа их знаковой структуры); «идеологический» (апелляция к критическому мышлению и критической автономии аудитории, которая должна понимать, кем и в каких целях создаются медиатексты, а также кому «выгодна» та или иная информация); популярный в России эстетический подход, призванный научить аудиторию ценить шедевры медиакультуры, и иные.

© Шомова С.А., 2013

Таким образом, размытость границ рассматриваемого нами феномена и полисемия самого термина сильно затрудняют исследования в данной сфере, поскольку лишают общее теоретическое движение последовательности и упорядоченности. Однако некоторые четкие разграничения и единые постулаты здесь уже существуют. Во-первых, исследователи научились проводить строгий водораздел между изучением медиа и обучением с помощью медиа. Как указывает Оксфордская энциклопедия, «медиаобразование (media education) связано одновременно как с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов» [4]. А во-вторых, уже очевидно, что в рамках данного научного поля существуют самые разные тематические сегменты, каждый из которых заслуживает отдельного осмысления. В частности, особым вектором изучения и развития медиаобразования стали вопросы информационной грамотности, медиаграмотности и (буквально в последние годы) еще одного, нового аспекта проблемы - News Literacy, или новостной грамотности.

Заметим, что последние термины названы нами «по убывающей», в порядке постепенного сужения охватываемого ими смыслового поля. Наиболее широким понятием является, разумеется, информационная грамотность (в нашей стране чаще говорят об «информационной культуре» личности), под которой понимается набор базовых компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации информации и иных методов работы с ней. Такого рода навыки применимы (и, добавим, абсолютно необходимы сегодня) в любом жизненном контексте, в любой образовательной или профессиональной среде, а также для саморазвития или самореализации. Критическое мышление, способность к независимому обучению, умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения - вот главные из компетенций, свойственные информационно грамотному человеку.

В целом информационно грамотный человек умеет:

- определить размер своих информационных потребностей и запросов; рационально и эффективно находить доступ к необходимой информации; критически оценивать уровень полученной информации и найденных ресурсов; внедрять отобранную информацию в собственно формируемую информационную

базу;

- эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями;

- понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.

Все эти стандарты информационной грамотности закреплены на международном уровне и рекомендованы многими национальными организациями [5].

Более узким и специфическим (хотя и недостаточно до сих пор четко определенным, имеющим массу дефиниций) является понятие медиаграмотности. Американские, европейские и российские научные и педагогические традиции определения данного феномена несколько разнятся, но в целом опираются на сходные ключевые элементы. Так, финские специалисты по медиаобразованию в работе, изданной под эгидой ЮНЕСКО, исходят из того, что ключевым аспектом медийной грамотности является аналитический подход к медиасре-де - способность воспринимать их критически и решимость выражать себя через медиа. При этом основными составляющими медиаграмотности являются среди прочих интерактивные навыки (способность общаться при помощи медиа), навыки критического анализа (умение понимать и интерпретировать значение различных видов медиаконтента), навыки безопасно-

сти (умение противостоять информационным угрозам, защищать частное пространство, избегать вредоносного контента и т.д.) [6].

Еще на I международном форуме по медийной и информационной грамотности (Фес, 2011 год) была принята специальная декларация, в которой отмечалось: «Медиаинформаци-онная грамотность является основным правом человека в информационном обществе. Цифровая эпоха и конвергенция коммуникационных технологий неотъемлемо связаны с медийной и информационной грамотностью, которая необходима для достижения устойчивого развития, укрепления мира, главенства свободы, демократии, расширения межкультурного знания, углубления диалога и взаимопонимания» [7].

Таким образом, можно констатировать, что значимость медиаобразовательных технологий и медиаинформационной грамотности давно признана международным сообществом. При этом пристальное внимание к данной проблематике - не только общемировой, но и российский тренд: недавно Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло медиаоб-разование в число приоритетных направлений развития медиаотрасли. Однако уже из всех приведенных выше определений и неполных перечней базовых навыков, связанных с этими типами современного знания, очевидно: мы имеем дело с явлением непростым, иногда противоречивым, и вдобавок крайне широким, вбирающим в себя самые разные грани современной медиакультуры и разные же компетенции. Одним из достаточно новых (не только для России, но и для мира в целом) векторов развития медиаинформационной грамотности стала News Literacy - новостная грамотность, впервые получившая развитие как отдельное, точечное, но крайне важное направление медиаобразования в США.

Под новостной грамотностью (News Literacy) понимается способность человека эффективно использовать собственные аналитические способности и навыки критического мышления, дабы судить о достоверности, степени надежности и сбалансированности информации, поступающей из новостных сообщений - откуда бы те ни исходили: из прессы, радио, телевидения или сети Интернет. Не просто умение находить нужную информацию и грамотно оперировать ею, не только способность взаимодействовать с медиа и понимать их язык, но - вполне четкая, хотя и нуждающаяся в дальнейших доработках методика, позволяющая работать именно в новостном информационном поле, защищать себя от «недоброкачественного» товара, от подделок под новостное сообщение. Программы по News Literacy учат отличать новость от «неновости», отбирать релевантные новостные материалы среди информационного мусора, понимать разницу между фактом и мнением, адекватно - и по целому ряду параметров - оценивать источники информации, декодировать (анализировать) материалы традиционных СМИ и социальных медиа и еще многому другому.

Хотелось бы обратить внимание на то, что вдумчивое, осознанное взаимодействие с новостной продукцией современных медиа мало кем вообще осознается как проблема, заслуживающая специального внимания, а тем более - как дело, которому нужно учиться. В повседневной спешке среди сыплющегося на нас изобилия медийных сообщений человек порой забывает об элементарном - о том, что слово не безопасно, а территория современных медиа - весьма запутанный информационный ландшафт, в котором нетрудно и заблудиться. В профессиональном медиаобразовании готовят производителей, а не потребителей новостной информации - так, мы учим будущих журналистов строить новость для различных типов СМИ, понимать, как она устроена с профессиональной точки зрения, однако даже специальные знания далеко не всегда спасают их от растерянности рядового консьюмериста перед грохотом ревущего информационного шквала. Некоторые наши студенты до сих пор наивно путают журналистику с PR; иначе нам не приходилось бы выслушивать от вчерашних практикантов фразы типа: «У меня была отличная журналистская практика, я все лето помогал

политику NN в его предвыборной кампании...» Что же говорить о массовой аудитории - настоящих, неискушенных потребителях, которые привыкли «заглатывать» новости (или, вернее, то, что им кажется новостями) между делом, походя - бродя в социальных сетях, наблюдая за телевизионным ток-шоу, попадая под обаяние скрытой рекламы или же внимая пропагандистским речам политика по радио?.. Собственно говоря, News Literacy ратует за то, что можно назвать своего рода информационной гигиеной: за употребление лишь качественной новостной «пищи», за умение избегать небезопасной продукции, а главное - за способность отличить первое от второго. И с этой точки зрения, безусловно, навыки новостной грамотности насущно необходимы для любого нашего современника - Человека Медийного.

Одним из первых и наиболее сильных Центров новостной грамотности в мире считается Center for News Literacy университета Stony Brook (США, Нью-Йорк). Открытый в 2007 году при Школе журналистики этого крупнейшего университета, Центр не только ведет занятия со студентами разных факультетов, обучая их азам грамотного взаимодействия с медийной информацией, но и проводит ежегодные Летние институты для преподавателей средних школ, колледжей и высших учебных заведений. Отдавая должное хорошо продуманной и четко структурированной программе этих курсов, хотелось бы проследить те векторы, по которым, на наш взгляд, должно идти углубление исследований новостной грамотности, представить здесь - разумеется, очень кратко, пунктиром - собственное видение того, как может двигаться их развитие в российских центрах News Literacy (а первый из них планируется к открытию уже в следующем году, на базе факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ).

Сразу скажем, что главная специфика отечественного подхода к News Literacy видится нам в более плотном насыщении курса научным обоснованием идей и выводов, в создании полноценного «теоретического сопровождения» для многочисленных тренингов, кейсов и деловых игр, составляющих основу дисциплины «по версии Stony Brook». Таким образом, сохранив тренинговую и жестко-прикладную составляющую курса, мы можем одновременно усилить и ее образовательную, культурную ценность, приблизив программу к традициям российской высшей школы, не просто адаптируя (или тем более копируя) американский опыт, а создавая собственную версию News Literacy.

Программа обучения новостной грамотности состоит из нескольких крупных блоков. Первый из них можно условно обозначить как вводный, мотивационный, подводящий общекультурную базу под все дальнейшие размышления и выводы. Обозначение основных причин возникновения новостной грамотности как комплекса компетенций, необходимых человеку в век цифровых технологий; описание власти информации, то есть факторов ее воздействия на аудиторию; перечисление конкретных умений и навыков, которые вырабатываются в ходе изучения курса, - вот контур, тематически обрамляющий первый, самый краткий этап прохождения программы.

Программа Stony Brook метафорична и практико-ориентирована; «От Гуттенберга до Цукерберга» - вот тот «экскурсионный минимум», который она позволяет себе на этом этапе курса и который включает в себя лишь «точечные» отсылы к истории. Нам же думается, что даже в столь локальном по времени блоке может и должно найтись место краткому, но серьезному историко-культурному абрису истории новости. В курсе новостной грамотности, который уже сейчас в тестовом режиме проходит для студентов факультета медиакоммуника-ций НИУ ВШЭ, делается более серьезный акцент на историческую ретроспективу новости в социуме, на этапы развития форм и методов передачи новостной информации, на тенденции развития новостной журналистики как феномена. Подчеркнем, что эти занятия не заменяют материала по истории журналистики и не дублируют его; речь идет именно о становлении

функции новостных сообщений в человеческой цивилизации, о динамике ее развития. Отдельный акцент делается и на роли новостей в современном социуме, на сегодняшних закономерностях их производства, распространения и потребления. К слову сказать, единственный в мире Музей новости (Newseum) расположен в Вашингтоне; его богатейший материал, посвященный хронологии развития медиа и их сообщений, вполне может быть использован в рамках курса.

Следующий блок, посвященный новости как коммуникативному феномену, включает в себя темы «Что есть новость, и кто это решает?», «Новость и ее «соседи» по коммуникационному пространству» и ряд иных. Движение курса логично развивается от различных определений новости, от ее характеристик и сущностных свойств - к методам ее дифференциации от «неновостного» контента, который, к сожалению, превалирует сегодня во многих медиа, успешно маскируясь во многих случаях под новостные сообщения. Новость и пропаганда, новость и реклама, новость и различные формы инфотейнмента, новость и «сырая информация» (то есть непроверенные сообщения блогов, форумов, социальных сетей) - вот ключевые моменты блока, нуждающиеся в осмыслении аудитории.

Что превращает информацию в новость? Кто формирует новостную повестку дня? Почему аудитория так нуждается в ежедневной порции новостных сообщений, так зависима от медийного влияния?.. Все эти вопросы, кажущиеся на первый взгляд очевидными для специалистов, на самом деле представляют немалую сложность даже для исследователей в области медиа, а тем более - для их рядовых пользователей. Отличить текст скрытой рекламы или «проплаченную» информацию от подлинной новости сегодня порой затрудняются даже профессионалы, и News Literacy берется предложить ряд технологий, позволяющих аудитории разобраться в современном коммуникационном пространстве и выстроить хотя бы минимальную ментальную защиту против информационного манипулирования с помощью «новостей».

Однако проблема заключается в том, что даже сама категория «новость», которая рассматривается в News Literacy как apriory понятная аудитории, весьма сложна по своей сути. Программа университета Stony Brook предлагает слушателям разобраться во множестве дефиниций новости, но все они носят либо бытовой, прикладной, либо профессионально-журналистский характер. Между тем, подходы к категориям «новость» и «новизна» в социо-гуманитарном знании (философии, психологии, социологии, коммуникативистике, теории журналистики и т.д.) весьма разнятся. Сущность и типология «нового», «новизны», «новости» заслуживают, на наш взгляд, особого внимания. Без такой теоретической «подушки безопасности», страхующей от поверхностного отношения к сложнейшим вопросам человеческого сознания и психики, трудно ожидать от слушателей настоящей «грамотности» во всем, что касается жизненного цикла новости в медиапространстве, а потому в нашей собственной программе этим вопросам уделяется немало времени.

Интересно также в каждом конкретном случае проследить, как соотносятся позиции News Literacy с привычными для нас постулатами отечественной теории журналистики. Так, понятие «новостных драйверов» (специфических качеств, «двигающих» новость и выводящих ее на орбиту внимания аудитории) в чем-то перекликается, в чем-то спорит с определением ведущих характеристик новости, хорошо разработанным в нашей науке [8], и сочетание разных взглядов на проблему позволяет сделать видение программы более объемным и многомерным.

Третий блок программы News Literacy связан с ведущими проблемами понимания, оценивания и интерпретации новостной продукции в традиционных и новых медиа. Что есть честная, сбалансированная информация - и возможны ли ситуации, когда сбалансирован-

ность представленных мнений еще не означает «честной игры» или даже может противоречить ей? Что опаснее - предвзятость СМИ или предвзятость аудитории? В чем принципиальная разница между журналистикой новостей и журналистикой мнений, что помогает нам отличить одно от другого и зачем вообще частное мнение присутствует в медиаиндустрии? Что такое «правда» и «ложь», если речь идет об освещении неоднозначного конфликтного события? Существуют ли технологии точной оценки источников информации - кому из них можно доверять, а кого опасаться?.. Безусловный плюс идей News Literacy - в установке программы на дискуссионность, интерактивность, свободное интеллектуальное взаимодействие. Ответы на сложнейшие вопросы, перечисленные выше, не подаются как сборник готовых полуфабрикатных рецептов, а ищутся совместно в ходе тренингов и деловых игр и стимулируют слушателей на активное размышление и взаимное сотрудничество.

Важно, что любая методика, предлагаемая News Literacy, подкрепляется анализом огромного и разнообразного пласта примеров из средств массовой информации, сообщений социальных медиа, рекламных и пропагандистских материалов. Например, технология оценки и анализа источников новостных сообщений (в мнемонической системе англоязычной News Literacy эта технология закодирована как I'M VAIN), апробируется слушателями программы снова и снова, модифицируясь для использования в зависимости от того, о каком сообщении (газетном, телевизионном, новости с сайта и т.д.) идет речь. Эта методика, постулирующая ряд важных характеристик качественного источника (независимый источник лучше, чем тот, что имеет собственный интерес; множественные лучше, чем единственный; авторитетный лучше, чем безвестный; поименованный лучше, чем анонимный, и т.д.), представляется нам крайне интересной и плодотворной, хотя в определенных деталях расходится с привычными нам взглядами на этот вопрос [9] и вдобавок кажется не всегда применимой для рядового потребителя информации (может ли неискушенный телезритель, например, всегда с точностью установить отсутствие личной заинтересованности у источника информации?). Впрочем, от этого только интереснее дискутировать на эту тему и двигаться по пути новостной грамотности дальше...

Последний важный блок программы News Literacy - последовательное и скрупулезное исследование (деконструкция) новостных сообщений из разных видов медиа. Газетный текст, фотографии в журнале, телевизионная передача, выпуск новостей на радио, колонка на информационном сайте, сообщения в социальных медиа - анализу подвергается все: от наличия в информации нескольких точек зрения до оценки источников и тона подачи материала. Эта последняя, наиболее прикладная часть курса призвана дать в руки слушателей конкретные методики овладения новостной грамотностью, помочь им стать критически мыслящими и адекватными потребителями современной новостной медиапродукции.

Уже из краткого перечисления тем, которыми занимается News Literacy, думается, становится ясно, что проблематика ее по-настоящему актуальна, а сама программа - комплексна и междисциплинарна в лучшем понимании этого термина. Во многом затрагивая вопросы журналистского мастерства и журналистской этики, включая в себя культурологические, психологические, исторические и даже юридические аспекты, News Literacy одновременно непредставима без «поддержки» философского знания, социологического инструментария, технологий коммуникативистики... И, следовательно, в этом направлении медиаобра-зования есть не только важный практический смысл, но и потенциал серьезного теоретического роста.

Все то, что вооружает современного человека ментальной броней перед властью информации и опасностями, которые она с собой несет, позволяет противостоять манипуляциям медиа и сохранять здравый смысл под давлением каждодневного информационного бре-

мени, не может не быть востребовано в цифровой век. А потому, думается, новостной грамотности быть. Иначе, умеющие читать и писать, мы рискуем стать абсолютно беззащитными перед новыми интеллектуальными вызовами времени: необходимостью самостоятельно

мыслить и формировать собственную точку зрения на события дня.

Библиографический список

1. Шариков А.В. Медиаобразование // Новая российская энциклопедия. - Т. 10 (2). - М., 2012. -С. 133

2. Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С. 80.

3. Кихтан В.В. Образовательный контент в интернет-медиа: история становления и тенденции развития: дис. ... д-р филол. н. - М., 2011; Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов, 2001; Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов: дис. ... д-р пед. наук. - СПб, 2008.

4. Федоров А.В., Левицкая А. А. и др. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиа-компетентность». - М., 2012. - С. 5.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://library.auca.kg/ru/standards/ (дата доступа: 21.09.2013).

6. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. - М., 2012. -С.13-14.

7. Жилавская И. Медиаинформационная грамотность как новая грамотность информационного общества // http://www.zhilavskaya.ru/mediateka.html (дата доступа: 20.09.2013)

8. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика / М.И. Щостак. - М., 2001.

9. Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.