Научная статья на тему '«Невоенная» повесть Валентина Распутина «Живи и помни»'

«Невоенная» повесть Валентина Распутина «Живи и помни» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1609
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В. РАСПУТИНА / ПОВЕСТЬ-ТРАГЕДИЯ «ЖИВИ И ПОМНИ» / ОБРАЗ БЫТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дырдин Александр Александрович

К 80-летию писателя Высказано несколько положений о жанровых особенностях повести, её месте в творчестве В. Распутина и национальном литературном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Невоенная» повесть Валентина Распутина «Живи и помни»»

УДК 821.161.1. Распутин В .Г.

A. А. ДЫРДИН

«НЕВОЕННАЯ» ПОВЕСТЬ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «ЖИВИ И ПОМНИ» К 80-летию писателя

Высказано несколько положений о жанровых особенностях повести, её месте в творчестве

B. Распутина и национальном литературном процессе.

Ключевые слова: художественная антропология В. Распутина, повесть-трагедия «Живи и помни», образ бытия, национальный характер.

Статья опубликована при финансовой поддержке РГНФ, в рамках проекта №15-34-11045 «Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX- первая половина ХХ столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция»

Имя русского писателя Валентина Григорьевича Распутина (1937-2015) занимает выдающееся место в современной русской словесности, а его творчество является неотъемлемым достоянием целостного историко-литературного ряда от классиков XIX века до представителей национальной художественной школы наших дней.

После выхода в свет повести «Последний срок» (1970-1971) стало ясно, что от произведений В. Г. Распутина протягиваются нити и к житийному жанру, и к жанру философскому. Он, решая сложнейшие художественные задачи, проникает к коренным пластам национальной жизни. В центре внимания Распутина - жизненная философия русского человека, исторические источники народного сознания.

Единство с героическим прошлым народа -неотъемлемое свойство отечественной словесности на всём её тысячелетнем пути. Проникая во все литературные жанры, многовековая национальная история передавала из глубины столетий заряд эпической героики. В фольклоре и художественных текстах доблесть воина на Куликовом поле и в Бородинской битве была одним из главных мотивов, подсказанных христиан-ско-этической традицией. Параллель между подвигом народа в Великой Отечественной войне и победами в войнах за национальную независимость стала жанрообразующим принципом в литературе и публицистике военного четырёхлетия и первых послевоенных лет (А. П. Платонов, М. А. Шолохов, Л. М. Леонов, А. Т. Твардовский, А. Н. Толстой и др.). Возвращение

© Дырдин А. А., 2017

русской прозы к теме переклички героических времен произошло в конце 1950-х-1970-е гг. и было соотнесено с именами писателей-фронтовиков В. Астафьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова, Е. Носова.

В. Распутин - представитель нового литературного поколения - к разработка темы испытания человека войной обратился в повести-трагедии «Живи и помни» (1973-1974). В её сюжетном центре - судьба двух родных людей, с которой связана постановка самых насущных проблем национальной жизни. Действие повести разворачивается далеко от фронта. Извечные для народного сознания темы дома, семьи, любви, воли и её утраты, правды и совести сплетены с живым многоголосием времени «редкого единения людей» (В. Распутин). Изломы психологии героев показаны здесь в свете «основных ценностей, вручённых нации при рождении» [4, 58].

Природа, как считает Распутин, - необходимое звено духовного возрастания человека: «Быть может, между человеком и Богом стоит природа. И пока не соединишься с нею, не двинешься дальше. Она не пустит. А без её приготовительного участия и препровождения душа не придёт под сень, которой она домогается» [1, т. 3. 88].

Повторяя вслед за пр. Серафимом Саровским слова о стяжании благодати на пути к спасению, писатель провозглашает: «„Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи", - устами святости говорит истина, а между тем не ты опираешься на истину, а она ищет в тебе опоры». И далее: «Без тебя и твоей правды, которая есть твоё понимание правды высшей, ось жизни преломилась бы, и тогда уж никому не спастись - ни первым, ни последним» [1, т. 3, 294-295].

Изломы судьбы народной в годы военного лихолетья, которое возродило и умножило национальное чувство, воплощены в нравственных поисках героев повести. Стремление осознать своё место в неослабной цепи поколений, скрепляющей человека с теми, «кто живёт сейчас, или кто жил сто, двести лет назад» [1, т. 3, 301] и будет жить после него, движет поступками На-стёны - главной героини «Живи и помни».

Психологический конфликт повести, вырастающий из драмы личных отношений мужа и жены, осложнён его социально-философским смыслом. Вечные проблемы жизни и смерти оказываются естественными для обитателей глухой сибирской деревеньки, для двух людей, любящих по-разному и по-разному откликающихся на события. Распутин останавливает внимание на одном из основных вопросов человеческого бытия - о различении добра и зла. Мировоззрение писателя во многом сформировалось под влиянием Православия. П. П. Каминский, особо акцентируя этот фактор творческого развития Распутина, указал на исключительное событие его духовной биографии - принятие Святого крещения в 1978 году в г. Ельце от старца Исаакия (Виноградова), окончившего Православный Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, ставшего в советское время настоятелем Вознесенского собора. «Таким образом, - замечает критик, - оказывается значимым не только факт воцерковления В. Распутина (о чём впервые упомянуто в публикации Н. С. Тендитник [6]), но и сама фигура вероучителя, обеспечивающего прямой контакт с традицией русской религиозной философии, с интеллектуальной традицией Русского Зарубежья» [5, 20].

Обращение к темам, составляющим ядро христианско-православного взгляда на личность, ведёт к глубинным пластам мировоззрения художника, к духовным традициям нации. Характер героини показан в противоборстве национальных черт: смирения и милосердия, жалости к оступившемуся и стремления к правде и совести. «Для меня самого эта книга прежде всего о женщине, о прекрасном, чисто русском характере, готовом к самопожертвованию, исполненном добра, самоотверженности, искренности, ответственности за близкого человека» [3], - говорил писатель, тем самым отводя Настёне ведущее место в системе образов-персонажей.

Образ Настёны вобрал в себя идеалы русской жизни. Он выразил важнейшую авторскую интенцию: «проникнуть в святая святых и родная родных» человека - «в его национальное чувство» [1, т. 3, 230]. Отношение писателя к созданному им характеру обнажает творческую позицию Распутина, является идейно-эстетическим сгустком повести, её смысловым центром. Через

него выявлена основная мысль повествования: в отношениях между человеком и мирозданьем, личностью и природным миром исключительное значение имеют память и любовь к людям, народно-нравственный душевный строй. Поэтому и воспринимается этот образ как противопоставление «правде природы» «исторической правды человека» [2, 105]. Распутин, по мнению В. Курбатова, «не думал об этом, не искал деления вины на частную и общую, не рассекал живую душу, а всё пытался доглядеть до конца, как человек стоит перед судьбой, разрешить свои вопросы к жизни, к её природе и разуму <...>» [2, 111].

Повесть «Живи и помни» воплотила коренные свойства поэтической антропологии Валентина Распутина, один из самых драматичных в его наследии образов национального бытия. Продолжая традиции русской классики, он завершает своим творчеством ряд писателей-почвенников ХХ - начала XXI столетия, которые соединяли в своих произведениях духовные и эстетические начала с ментальным ядром русской жизни, ценностно-смысловыми основами сознания нашего народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распутин В. Г. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. Деньги для Марии. Живи и помни. Рассказы/ Предисл.

B. Курбатова. - М. : Молодая гвардия, 1994. -

C. 301. Далее ссылки на это издание даются в тексте.

2. Курбатов В. Долги наши. Валентин Распутин: чтение сквозь годы. - Иркутск : Издатель Сапронов, 2007. - 296 с.

3. Распутин В. Передо мной оживают картины // М. : Сов. культура, 1977. - 23 дек., [№103]. -С. 6.

4. Кожемяко В. С. Валентин Распутин. Боль души. - М. : Алгоритм, 2007.

5. Каминский П. П. «Время и бремя тревог». Публицистика Валентина Распутина / П. П. Каминский. — М. : Ф Л И Н Т А : Наука, 2012. - 240 с.

6. Тендитник Н. С. [Валентин Григорьевич Распутин]: Факты биографии и творчества // Русскш Востокъ. - Иркутск. - 2002. - №11 (178). - 15 марта.

Дырдин Александр Александрович, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ. Автор диссертации и многих статей о творчестве В. Г. Распутина, наследии русской литературной классики XX века.

Поступила 17.03.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.