Научная статья на тему 'Невербальные и вербальные приемы изучения личности осужденного'

Невербальные и вербальные приемы изучения личности осужденного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1228
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Л.Н. Землин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальные и вербальные приемы изучения личности осужденного»

стимуляции американской фирмы “Вояджер". С помощью данных аппаратов можно задействовать 50 программ, направленных на релаксацию, медитацию, активизацию, обучение, расширение восприятия, развитие умственных способностей, избавление от болей и др.

Психологами ОВР СРЛС также проводится координирование психологической службы в целом. Ими производится обеспечение психологов на местах поступающими методическими рекомендациями, определяются непосредственные задачи на конкретный период, консультирование и практическая помощь по интересующим вопросам. За ними закреплены ведущие службы и подразделения, такие, как Управление уголовного розыска, ОБЭП, Управление ГАИ, Управление пожарной охраны, 6 отдел, Учебный центр, ОМОН, СОБР и др.

Так, ОТС УГПС проведено тестирование офицерского состава с последующим составлением социально-психологических паспортов, ведется изучение морально-психологического климата в подразделениях уголовного розыска области, для сотрудников ООРПОП в рамках спецподготовки отводится время для лекций по вопросам психологии, на базе Учебного центра апробированы тренинги по выявлению лидеров для последующего использования их на должностях младшего командного состава. В целях коррекции социально-психологического климата проведены деловые игры для рядового, младшего и старшего ь.Ьицерских составов с целыо развития навыке/! профессионального общения.

Наряду с тем, что работа психологов Кемеровской области начинает стабилизироваться, следует отметить, что имеющаяся материально-техническая база явно недостаточна. Зачастую из-за отсутствия компьютерного обеспечения обработку полученных результатов приходится производить вручную, что снижает оперативность работы. Не все психологи имеют отдельные кабинеты и вынуждены размещаться совместно с сотрудниками кадровых и воспитательных аппаратов.

Однако необходимость создания подобной службы и ее оснащения находит понимание со стороны руководства.

Примечание: Эффективность использования службы психологического обеспечения была бы более высокой при наличии официального статуса Центра психологического обеспечения ОВД как самостоятельной структуры, тесно взаимодействующей с Центрами психодиагностики Мед-отделов, но не являющейся их составной частью.

Невербальные и вербальные приемы изучения личности осужденного

Психолог ИТУ-4 УВЛ Омской области

Д.Н, Землин г.Исилькуль

Установлено, что в процессе общения от 60 до 80% информации передается через невербальные средства коммуникации — мимику, позы, жесты, телодвижения, и только 20-40% — с помощью вербальных. Их проявление обусловлено импульсами подсознания, слабо поддающимися контролю. Это самые надежные сигналы внутренних процессов. Поэтому невербальные средства общения признаются точным индикатором внутреннего состояния человека, его мыслей, желаний и эмоций.

Важное значение для правильного понимания языка тела имеют так называемые мелочи, т.е. выразительные проявления, малозаметные и часто почти невидимые. Тот, кто их демонстрирует, не осознает этого. Для передачи информации друг другу осужденные используют как речевые, так и неречевые средства. Специфика информационного процесса между осужденными состоит в том, что они часто используют условные средства общения: вербальные, т.е. речевые: жаргон, тайнопись и невербальные — тд-туировки, жесты, мимику, позы тела (пантомимику), движения глаз, особенности походки, одежды и голоса.

Опыт показал, что, изучая личность осужденных с помощью анкетных методик, мы не всегда получали достоверные данные. Поэтому пришли к выводу, что наблюдение как метод визуальной психодиагностики и проективные методы можно считать основными при изучении личности осужденного.

Исследование проводилось в исправительном учреждении строгого режима ИТУ-4 г.Исилькуля в 1995 г. Объектом исследования служил спецконтингент в количестве 16 человек: осужденные за различные насильственные преступления на срок от 3 до 13 лет и хищение государственного и личного имущества. Первым этапом исследования являлось изучение личного дела осужденного с детальным анализом всего имеющегося материала. Особое внимание обращалось на его роль в совершении преступления, способы и мотивы, указанные в приговоре.

После изучения личного дела проводилась непринужденная индивидуальная беседа с применением теста Люшера и методики “Несуществующее животное”. Особое внимание в беседе уделялось поведенческим реакциям (жесты, мимика, тремор, вазомоторные реакции, движения глаз, тела).

По тому, как Человек входил в кабинет, как обращался с вопросами, по жестикуляции, мимике можно судить о его общительности, откро-

венности, решительности, осторожности и других характеристиках личности. При этом всегда надо иметь в виду естественность или наигранность, демонстративность поведения.

Для создания необходимой рабочей атмосферы или благоприятной беседы желательно начать ее не с конкретной цели, а несколько отвлечься, задавая вопросы личного характера. Наиболее эффективное начало беседы — это узнать о состоянии здоровья, отношениях с близкими, имеет ли семью или намерен создать ее и т.д. Необходимо рассеять опасения о последствиях собеседования (например: “С полученной характеристикой, если у Вас будет желание, я Вас ознакомлю”), а также вызвать интерес к собеседованию (например: “Вы не хотели бы лучше узнать себя?”). Психолог должен ободрять опрашиваемого, избегать отрицательных оценок и критических замечаний. Интерес к личности — важное условие откровенной беседы.

Вопросы не должны ставиться чересчур прямо, чтобы беседа не превратилась в допрос.

Побуждать к разговору можно с помощью правильной постановки вопросов, своевременной паузы и повторения сказанного. Для эффективности использования паузы имеются две возможности: во-первых, после постановки вопроса психолог ждет ответа (не менее 10 сек.); во-вторых, после получения ответа нежелательно сразу задавать новый вопрос, поскольку опрашиваемый зачастую старается дополнить свой ответ. Задаваемые вопросы должны быть связаны, по возможности, с только что полученными ответами. Психолог не должен во время ответа думать о следующем вопросе.

В начале беседы при установлении доверительных взаимоотношений имеет значение не только вербальное, но и невербальное поведение психолога. Важно выбрать позу. Желательно, чтобы не было разделяющего стола, а была поза под углом друг к другу (“поза доверия”), являющаяся наиболее эффективной при ведении беседы. Нельзя принимать “закрытые позы” (скрещивать руки на'груди, закидывать ногу на ногу, обе руки опираются в подбородок и т.д), так как они воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики. Открытые же позы (руки раскинуты ладонями вверх, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, психологического комфорта. Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя будет наклоняться вперед к собеседнику, если же не очень заинтересован — будет откидываться назад.

Слишком расслабленная поза (например, развалясь на стуле) при разговоре может означать превосходство в ситуации так же, как в случае, если человек смотрит в сторону. Это мешает установлению доверительных отношений.' Также необходима вербализация (активное слушание), т.е. осторожная, осознанная подстройка к жестам партнера, мимике, пантомимике.

Очень важна вербальная часть: как начать беседу, построить ее, чтобы не возникли “барьеры общения”. В результате многолетней практики Томас Гордон выделил 12 позиций, создающих трудности в общении.

1. Приказ, указание, команда: “Повторите еще раз”, “Говорите медленнее”, “Не говорите со мной подобным образом”.

2. Предупреждение, угроза, обещание: “Еще раз повторите — и я не буду с Вами разговаривать”, “Успокойтесь, и я Вас охотно выслушаю”.

3. Поучение, указание на целесообразность: “Это неправильно”, “Вам не следует так поступать”.

4. Рекомендация и решение: “Попробуйте поступить так”.

5. Нравоучение, логическая аргументация: “Посмотрите на это иначе”, “В Вашем возрасте я и такого не имел”.

6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение: “То, что Вы сделали, глупо”. “Теперь Вы на верном пути”, “Я ведь предупреждал Вас, что это случится”.

7. Похвала, согласие: ”Я считаю, что Вы правы”, “Это было замечательно”.

8. Брань, необоснованные обобщения, унижения: “Ну, если Вы и так все знаете”.

9. Интерпретация, анализ, диагностика: “Вы действительно в это не верите, не так ли?”, “Теперь мне понятно, почему Вы это сделали”.

10. Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка: “Все делают такие ошибки”, “Я тоже испытывал такое чувство”.

11. Выяснение, допрос. “Кто Вас надоумил?”, “Что же Вы сделаете в следующий раз?”.

12. Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: “Почему бы Вам не выбросить это из головы?”, “Давайте поговорим о чем-нибудь другом”.

Эти фразы разрушают общение. Они, как правило, мешают собеседнику и нарушают ход его мыслей, заставляют прибегать к защите, вызывают раздражение и возмущение. В результате он стремится скрыть свои мысли и чувства вместо того, чтобы раскрыть их.

Для установления хорошего контакта психологу' важно принять позицию равного общения.

Недопустима позиция “хозяин положения” и “подчиненная сторона”, которую могут занять как психолог, так и осужденный. Лишь равное взаимодействие способствует эффективности общения и получению более полной информации об осужденном. В ходе беседы желательно визуально уделять внимание определению типа темперамента, чтобы в комплексе всех психологических методов более объективно составить психологический портрет осужденного. Нами предпринята попытка несколько расширить характеристику типов темперамента путем метода наблюдения и в процессе задаваемых вопросов и ситуаций.

При постановке вопросов желательно придерживаться определенного круга вопросов и использования в практике открытых вопросов вместо закрытых.

Например: “Вы уже давно имеете семью?” (ответ “да”, “нет”) — закрытый вопрос.

“Как давно Вы имеете семью” — открытый.

“Вам обычно часто приходится сталкиваться со вспыльчивыми людьми?” (“да”, “нет”) — закрытый

“Как Вы относитесь к вспыльчивым людям?” — открытый.

Существует трехуровневая методика опроса, которой можно придерживаться. Задача психолога — рассматривать всю разноплановую информацию по определенной схеме.

Уровень !. Факты, раскрывающие конкретную ситуацию, начинаются со слов: что? кто? когда? как часто? где? с кем? по какой причине?

Ответы должны иметь конкретный характер и содержать указание на факты.

Уровень 2. Значение, чувства, интересы. Каково Ваше отношение к...?

Что ... значит для Вас?

Что Вас интересует в ...?

Какова ценность ...?

Что Вас беспокоит в данной ситуации? Уровень 3. Отношение, система ценностей. Почему Вы так считаете?

Почему это настолько важно?

Почему это Вас так волнует?

Задавать их рекомендуется тогда, когда достигнута определенная доверительность.

Собеседование целесообразно начинать с вопросов первого уровня и постоянно переходить ко второму и третьему.

Беря весь перечисленный материал во внимание, при беседе задают следующие вопросы: “По каким статьям Вы ранее отбывали наказание и как Вы освободились?".

“Какие отношения у Вас к совершенному преступлению и факту осуждения?”

“Каково Ваше отношение к самому себе?” “Были ли у Вас когда-либо травмы?” “Какие отношения у Вас с близкими?” “Какое отношение у Вас к вспыльчивым людям?”

“Как часто Вы раздражаетесь?”

“Что значит для Вас работа с людьми?” “Когда и кем Вы работали ранее?”

“Какой работой Вы хотели бы заниматься в колонии?”

“Есть ли у Вас желание, заниматься общественной работой?”

“Как охотно Вы знакомитесь с людьми?” “Какие у Вас интересы, увлечения (в детстве, зрелом возрасте)?”

“Какие у Вас планы на будущее?” и т.д. Особое внимание обращается на лиц, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, людей с неустойчивым типом нервной системы, на наличие у них состояний сверхвысокой тревожности, депрессии, агрессии как форм реакции на новые условия.

Имеются различные приемы и способы наблюдения и интерпретации поведенческих реакций людей, на основании которых с известной степенью условности можно судить о типологических особенностях личности, о некоторых признаках психопатических черт характера, особенностях интеллектуальной сферы, степени эмоциональной возбудимости.

В оценке особенностей интеллектуальной сферы в ситуации общения может быть обращено внимание на следующее: отсутствие системности в изложении какого-либо материала; поверхностный анализ фактов и явно необоснованные заключения, их примитивность; категорические, ни на чем не основанные утверждения; абсурдные выводы; повышенная тревожность.

В оценке признаков психопатических черт характера следует учитывать:

а) бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий, чрезмерно неустойчивое поведение;

б) немотивированную злобность;

в) позерство, выраженный эгоизм, бравирование угрозами самоубийства, самоуничтожение, неадекватная пугливость.

О повышенной эмоциональной возбудимости можно судить по ярким мимическим реакциям (в частности, хоботковому рефлексу — губы вытянуты вперед трубкой), выраженной пантомимике, сильному тремору (дрожание рук, ног, щёк, век); выраженным поздним реакциям (особенно скованности); заметным изменениям артикуляции речи; суетливости, несдержанности.

При измерении организаторских способностей внимание обращается на распорядительность, требовательность, умение контактировать, прислушиваться к другим мнениям и извлекать из них полезное для выполнения задания, умение предвидеть исход принимаемых решений и способность увлечь за собой людей.

Большое значение в чтении характера имеет мимика. Психолог должен обладать способностью читать по лицу человека переживаемое им чувство, будь то радость, боль или страх. Но, помимо этого, он должен уметь разглядеть эту боль за видимой маской уравновешенности и непринужденности. Как правило, у вечно улыбающегося человека оптимизм наигранный, а тот, кто всегда демонстрирует безукоризненную выдержку, лишь прикрывает этим глубокую обеспокоенность своими проблемами. Интересна мимика невротиков: чаще всего углы рта у них опущены книзу. Это удлиняет лицо, придавая ему выражение пессимизма, уныния и отсутствия интереса к жизни. Обычно такой человек медлителен в движениях, склонен к критическим замечаниям и весьма нерешителен. Взгляд у невротикоЕ напряженный, а глаза открыты шире обычного, что соответствует выражению лица испуганного человека. Цвет лица бледный, болезненный.

О многом может поведать речевая интонация. Отчетливый, ясный голос говорит об искренности, твердый — о мужестве, бормотание себе под нос — о нежелании сблизиться с вами.

Если человек говорит медленно и старательно контролирует себя, можно предположить, что он испытывает определенные психологические напряжения.

При фразах, на которых человек запинается, смущается, прибегает к повторам, усиленно возражает психологу, возникает подозрение, что он сам не очень-то верит а то, что говорит. И чем больше человек “упирается”, тем выше вероятность подсознательного сомнения в истинности собственных слов (что служит доказательством того, что он старается убедить не только психолога, но и самого себя).

Таким образом, для изучения личности можно рекомендовать следующую схему составления психологического портрета: анализ личного дела, беседа с применением открытых вопросов, наблюдение (как метод визуальной психодиагностики) и применение в комплексе проективных методик Люшера и “Несуществующее животное”.

В каждом случае психодиагностического обследования осужденного необходим строго индивидуальный подход. Изменить человека может только он сам, и главное в работе психолога — найти тот стимул, из-за которого человек захочет изменить себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.