Научная статья на тему 'Неценовая конкуренция в сельском хозяйстве'

Неценовая конкуренция в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1051
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / NON-PRICE COMPETITION / AGRICULTURAL PRODUCERS / COMPETITIVENESS OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тутукина А. В.

Рассмотрены проблемы формирования конкуренции в сельском хозяйстве. Особое внимание уделено неценовой конкуренции и ее роли в повышении конкурентоспособности продукции отечественного сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development strategy of the food market distribution infrastructure

The article considers the problem of the formation of competition in agriculture. Special attention is paid to non-price competition and its role in enhancing the competitiveness of domestic agriculture.

Текст научной работы на тему «Неценовая конкуренция в сельском хозяйстве»

Недобор сельскохозяйственной продукции рассчитывают по разнице средней многолетней урожайности культур до и после контрольного анализа почв по формуле

У= у - У2,

где У1 — средняя многолетняя урожайность ;'-го вида сельскохозяйственной продукции до снижения плодородия, ц/га; У2 — средняя многолетняя урожайность 1-го вида сельскохозяйственной продукции за период снижения плодородия, ц/га.

Поскольку обработка почвы вне зависимости от ее глубины будет оказывать влияние на структуру почвы, водно-физический режим. Внесение удобрений, средств, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений, с различными паразитами и сорняками, применение средств защиты растений оказывает отрицательное воздействие на экосистему. Возделываемая культура также оказывает непосредственное влияние на почву, извлекая необходимые для роста растения питательные вещества и изменяя физико-химические свойства почвы. Оценивать эффективность применения ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых культур

следует с позиции эколого-экономической эффективности, что обусловливает необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.

Список литературы

1. Гафуров Р.М. Совершенствование основных звеньев системы земледелия в технологиях возделывания сельскохозяйственных культур в южно-таежно-лес-ной и степной зонах Российской Федерации: дис. ... д-ра с.-х. наук: 06.01.01 / Рафаэль Мухамедшинович Гафуров. — М., 2002. — 484 с.

2. Дудинцев Е.В. Совершенствование обработки почвы, севооборотов, технологий возделывания зерновых культур в условиях Нечерноземной зоны: дис. ... д-ра с.-х. наук: 06.01.01 / Евгений Валерианович Дудинцев. — М., 1999. — 52 с.

3. Коваленко Н.Я., Боровик Е.А. Экономика окружающей среды в сельском хозяйстве / Под ред. Н.Я. Коваленко. — М.: Агроконсалт, 2000. — 116 с.

4. Никифоров А.Н. Методика энергетического анализа технологических процессов в сельскохозяйственном производстве. — М.: ВИМ, 1995. — 96 с.

5. Овсинский И.Е. Новая система земледелия. — Вильно, 1899. — 140 с. (М., 1909. -106 с.).

6. Орсик Л.С. Экономическая эффективность технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур. — М.: Эфес, 2001. — 72 с.

УДК 339.137:63 А.В. Тутукина

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Проблемы конкуренции и конкурентоспособности всегда рассматривались учеными в своих работах с разных точек зрения.

«Вся экономическая жизнь, — отмечает Пол Самуэльсон, представляет собой смешение элементов конкуренции и монополии. Преобладающей формой является не совершенная, а несовершенная (монополистическая) конкуренция. Это констатация факта, а не моральное осуждение» [1].

Конкуренция в сельском хозяйстве стимулирует производителей сельскохозяйственной продукции к поиску новых методов завоевания рынка. Если раньше цена была одним из главных факторов конкурентного преимущества, то на сегодняшний момент потребители все больше внимания уделяют качественным характеристика товара, а не цене [2].

Сельское хозяйство функционирует в условиях общих экономических законов, поэтому они проявляются с учетом специфических особенностей отрасли. Среди таких отличительных особенностей важную роль играет земля [3] — главное средство и предмет производства. Если сравнить этот фактор

с другими, например, с полезными ископаемыми, то земля не изнашивается, а при ее правильном использовании, наоборот, улучшает свои качественные параметры.

Среди других особенностей сельского хозяйства выделяют:

• экономический процесс воспроизводства, тесно переплетающийся с естественным процессом развития живых организмов;

• производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам;

• созданная продукция принимает участие в дальнейшем процессе производства в качестве сырья для промышленных предприятий;

• рабочий период не совпадает с периодом производства продукции, обусловливает сезонность сельскохозяйственного производства и получение урожая, как правило, один раз в год;

• уровень и условия использования техники. Общая потребность в энергетических ресур-

сах здесь значительно выше по сравнению с отраслями промышленности др. Сельское хозяйство имеет перечисленные особенности, которые существенно отличают эту отрасль от других, поэтому целесообразно сделать вывод о том, что именно неценовая конкуренция на сегодняшний момент является актуальным вопросом и требует детального рассмотрения и развития как со стороны производителей, так и со стороны государства [4].

Следует обратить внимание на исследования развития конкуренции в отраслях с неконсолидированным производством. Сельское хозяйство как раз таковой и является. Под низкоконсолидиро-ванными отраслями понимают отрасли с низкой концентрацией производства, для которых характерно отсутствие компаний, имеющих существенную долю рынка и способных существенно влиять на итоговые результаты деятельности отрасли [5].

Агропромышленный комплекс России в настоящее время находится в кризисном состоянии. К основным проблемам агропромышленного комплекса можно отнести:

♦ вступление России в ВТО (слабая готовность отечественных сельхозтоваропроизводителей к конкуренции с зарубежными предприятиями);

♦ колебание объемов производимой продукции, обусловленные климатическими условиями;

♦ сокращение посевных площадей и поголовья КРС;

♦ удорожание кредитных ресурсов;

♦ сокращение финансирования со стороны государства;

♦ снижение покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции;

♦ рост неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Аграрный рынок представляет собой составную часть единого рынка страны и имеет сложную внутреннюю структуру. В свою очередь рынок сельскохозяйственной продукции представляет собой своего рода сферу обмена продукцией сельского хозяйства между производителями и потребителями. В зависимости от вида сельскохозяйственной продукции, представленной на рынке, различают рынок зерна, рынок картофеля и овощей, рынок молока и молокопродуктов и др.

В России повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции является одной из приоритетных задач, требующей отдельного внимания со стороны государства [6].

Под конкурентоспособностью сельскохозяйственной продукции автор понимает способность продукции определенного сельскохозяйственного производителя, занимающей конкретную долю на рынке, соответствовать требованиям потребите-

лей по всем качественным и количественным характеристикам.

Конкурентоспособность в сельском хозяйстве представляет собой сложное явление, она складывается из многих составляющих, среди которых необходимо выделить четыре группы особенностей, оказывающих наибольшее влияние на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции:

♦ технология производства;

• характер рынка в регионе сельскохозяйственной продукции (самообеспечивающий или ввозящий);

♦ развитость товаропроводящей инфраструктуры;

• государственная политика в отрасли. Одним из важных факторов конкурентоспособности сельского хозяйства непосредственно является цена на продукцию, она должна рассматриваться как фактор и как результат конкурентоспособности (ценовая конкуренция), но и другие факторы конкурентоспособности важны и должны учитываться при формировании конкурентных преимуществ товара [7] (неценовая конкуренция).

Ценовая конкуренция представляет собой форму конкуренции, которая фокусируется на более низкой цене (себестоимости) предлагаемой продукции (работ, услуг), но данный вид конкуренции применяется в основном крупными компаниями, ориентированными на массовый спрос, а также фирмами, которые не имеют достаточных сил и возможностей, чтобы проявить себя в сфере неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция имеет две разновидности: прямая неценовая конкуренция и скрытая неценовая конкуренция [5].

При прямой ценовой конкуренции фирмы-производители широко оповещают покупателей о своем решении снизить цены на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции на рынок запускается новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами и характеристиками, цена при этом повышается незначительно. Также необходимо отметить, что крайней формой ценовой конкуренции являются «ценовые войны», когда на рынке происходит вытеснение конкурентов фирмы за счет последовательного уменьшения цен с той целью, что у конкурентов, предлагающих аналогичные товары, себестоимость которых выше, появятся финансовые трудности.

Чтобы применять методы ценовой конкуренции в сельском хозяйстве на практике, прежде всего необходимо установить на рынке более благоприятный ценовой климат для производителей сельскохозяйственной продукции. Многие сельскохозяйственные предприятия ввиду быстрого сокращения производственного потенциала нуждаются в серьезной финансовой поддержке со стороны

государства, поэтому из этого следует, что аграрная политика должна быть направлена на устойчивость и рост производства, внедрение инновационных технологий [8] и повышение занятости населения [9]. Таким образом, стимулирование со стороны государства должно охватывать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, а в особенности товарной продукции.

Неценовая конкуренция определяется как метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи и сбыта. Именно все перечисленные характеристики, а не снижение цены, позволяют привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции в сельском хозяйстве — постоянное совершенствование сельскохозяйственной продукции, поиски путей улучшения ее качества, улучшение вкусовых характеристик, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки.

Известно, что качество продукции в сельском хозяйстве определяется технологией производства. Применение в производстве продукции различных удобрений, химии, сортов семян и других показателей существенно отражается на качестве конечного продукта. В процессе дальнейшей доработки, переработки и распределении продовольствия его качество может быть только снижаться вследствие нарушения температурного, светового, газового режимов хранения.

Неценовая конкуренция должна проявляться в «информировании» сельхозтоваропроизводителя о конечном назначении продукции, чтобы производить продукцию заданного и оплаченного качества. Основное преимущество заключается в том, что для дальнейшей переработки сельскохозяйственной продукции она должна быть именно такого качества, которого требует потребитель.

Многие предприятия для привлечения покупателей используют в своем производстве достижения научно-технического прогресса. Например, развивают производство органических продуктов, проводят компьютеризацию трудовых процессов и т. д.

Конкурентоспособность произведенной сельскохозяйственной продукции проявляется в полной мере лишь на межрегиональном рынке. Основные конкурентные преимущества на межре-

гиональном рынке формируются в первую очередь географическим положением и почвенно-климати-ческими условиями. Значение эффективного межрегионального рынка для Российской Федерации трудно переоценить: например, по молоку и мо-локопродуктам лишь 42 региона Российской Федерации обеспечивают региональные потребности за счет собственного производства, а, следовательно, 40 регионов обеспечивают свои потребности в молоке и молокопродуктах за счет ввоза из других регионов или импорта.

Необходимо отметить, что на сегодняшний момент отечественные производители сельскохозяйственной продукции уступают зарубежным конкурентам и проигрывают не только по цене, но и качеству, объемам поставки и гибкости. Роль неценовой конкуренции в России становится значительно выше. Ее присутствие на рынке сельскохозяйственной продукции позволит повысить качество продовольственной продукции и продовольственного сырья, улучшить инфраструктуру сельскохозяйственного рынка, а самое главное — даст возможность отечественным производителям конкурировать с зарубежными предприятиями, особенно в условиях ВТО.

Список литературы

1. Самуэльсон П. Экономика. — Севастополь: Ах-тиар, 1995. — С. 182.

2. Осипов В. Введение в теорию конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов // Вестник Института экономики РАН. — 2013. — № 6. — С. 181-190.

3. Козлова С.В. Особенности земельного рынка России // Экономические науки. — 2011. — № 78. — С. 187-190.

4. Зельднер А.Г. Государственное регулирование в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1993. — № 3. — С. 3-7.

5. Ворожейкина Т.М. Особенности конкуренции в сельском хозяйстве // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 2012. — № 2. — С. 12-15.

6. Ворожейкина Т.М. Государственное регулирование фрагментированных отраслей // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2011. — № 4. — С. 108-113.

7. Осипов В.С. Затраты и полезность versus стоимость и ценность (к проблеме единства экономической науки) // Вопросы экономики и права. — 2013. — № 58. — С. 85-89.

8. Парвицкий С.А. Ресурсосберегающие технологии — инновационное направление в организации производства зерна // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 12. — С. 33-35.

9. Шумаков Ю. Трудовые ресурсы села: состояние, пути улучшения использования // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2012. — № 3. — С. 30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.