Недобор сельскохозяйственной продукции рассчитывают по разнице средней многолетней урожайности культур до и после контрольного анализа почв по формуле
У= у - У2,
где У1 — средняя многолетняя урожайность ;'-го вида сельскохозяйственной продукции до снижения плодородия, ц/га; У2 — средняя многолетняя урожайность 1-го вида сельскохозяйственной продукции за период снижения плодородия, ц/га.
Поскольку обработка почвы вне зависимости от ее глубины будет оказывать влияние на структуру почвы, водно-физический режим. Внесение удобрений, средств, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений, с различными паразитами и сорняками, применение средств защиты растений оказывает отрицательное воздействие на экосистему. Возделываемая культура также оказывает непосредственное влияние на почву, извлекая необходимые для роста растения питательные вещества и изменяя физико-химические свойства почвы. Оценивать эффективность применения ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых культур
следует с позиции эколого-экономической эффективности, что обусловливает необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.
Список литературы
1. Гафуров Р.М. Совершенствование основных звеньев системы земледелия в технологиях возделывания сельскохозяйственных культур в южно-таежно-лес-ной и степной зонах Российской Федерации: дис. ... д-ра с.-х. наук: 06.01.01 / Рафаэль Мухамедшинович Гафуров. — М., 2002. — 484 с.
2. Дудинцев Е.В. Совершенствование обработки почвы, севооборотов, технологий возделывания зерновых культур в условиях Нечерноземной зоны: дис. ... д-ра с.-х. наук: 06.01.01 / Евгений Валерианович Дудинцев. — М., 1999. — 52 с.
3. Коваленко Н.Я., Боровик Е.А. Экономика окружающей среды в сельском хозяйстве / Под ред. Н.Я. Коваленко. — М.: Агроконсалт, 2000. — 116 с.
4. Никифоров А.Н. Методика энергетического анализа технологических процессов в сельскохозяйственном производстве. — М.: ВИМ, 1995. — 96 с.
5. Овсинский И.Е. Новая система земледелия. — Вильно, 1899. — 140 с. (М., 1909. -106 с.).
6. Орсик Л.С. Экономическая эффективность технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур. — М.: Эфес, 2001. — 72 с.
УДК 339.137:63 А.В. Тутукина
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Проблемы конкуренции и конкурентоспособности всегда рассматривались учеными в своих работах с разных точек зрения.
«Вся экономическая жизнь, — отмечает Пол Самуэльсон, представляет собой смешение элементов конкуренции и монополии. Преобладающей формой является не совершенная, а несовершенная (монополистическая) конкуренция. Это констатация факта, а не моральное осуждение» [1].
Конкуренция в сельском хозяйстве стимулирует производителей сельскохозяйственной продукции к поиску новых методов завоевания рынка. Если раньше цена была одним из главных факторов конкурентного преимущества, то на сегодняшний момент потребители все больше внимания уделяют качественным характеристика товара, а не цене [2].
Сельское хозяйство функционирует в условиях общих экономических законов, поэтому они проявляются с учетом специфических особенностей отрасли. Среди таких отличительных особенностей важную роль играет земля [3] — главное средство и предмет производства. Если сравнить этот фактор
с другими, например, с полезными ископаемыми, то земля не изнашивается, а при ее правильном использовании, наоборот, улучшает свои качественные параметры.
Среди других особенностей сельского хозяйства выделяют:
• экономический процесс воспроизводства, тесно переплетающийся с естественным процессом развития живых организмов;
• производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам;
• созданная продукция принимает участие в дальнейшем процессе производства в качестве сырья для промышленных предприятий;
• рабочий период не совпадает с периодом производства продукции, обусловливает сезонность сельскохозяйственного производства и получение урожая, как правило, один раз в год;
• уровень и условия использования техники. Общая потребность в энергетических ресур-
сах здесь значительно выше по сравнению с отраслями промышленности др. Сельское хозяйство имеет перечисленные особенности, которые существенно отличают эту отрасль от других, поэтому целесообразно сделать вывод о том, что именно неценовая конкуренция на сегодняшний момент является актуальным вопросом и требует детального рассмотрения и развития как со стороны производителей, так и со стороны государства [4].
Следует обратить внимание на исследования развития конкуренции в отраслях с неконсолидированным производством. Сельское хозяйство как раз таковой и является. Под низкоконсолидиро-ванными отраслями понимают отрасли с низкой концентрацией производства, для которых характерно отсутствие компаний, имеющих существенную долю рынка и способных существенно влиять на итоговые результаты деятельности отрасли [5].
Агропромышленный комплекс России в настоящее время находится в кризисном состоянии. К основным проблемам агропромышленного комплекса можно отнести:
♦ вступление России в ВТО (слабая готовность отечественных сельхозтоваропроизводителей к конкуренции с зарубежными предприятиями);
♦ колебание объемов производимой продукции, обусловленные климатическими условиями;
♦ сокращение посевных площадей и поголовья КРС;
♦ удорожание кредитных ресурсов;
♦ сокращение финансирования со стороны государства;
♦ снижение покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции;
♦ рост неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Аграрный рынок представляет собой составную часть единого рынка страны и имеет сложную внутреннюю структуру. В свою очередь рынок сельскохозяйственной продукции представляет собой своего рода сферу обмена продукцией сельского хозяйства между производителями и потребителями. В зависимости от вида сельскохозяйственной продукции, представленной на рынке, различают рынок зерна, рынок картофеля и овощей, рынок молока и молокопродуктов и др.
В России повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции является одной из приоритетных задач, требующей отдельного внимания со стороны государства [6].
Под конкурентоспособностью сельскохозяйственной продукции автор понимает способность продукции определенного сельскохозяйственного производителя, занимающей конкретную долю на рынке, соответствовать требованиям потребите-
лей по всем качественным и количественным характеристикам.
Конкурентоспособность в сельском хозяйстве представляет собой сложное явление, она складывается из многих составляющих, среди которых необходимо выделить четыре группы особенностей, оказывающих наибольшее влияние на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции:
♦ технология производства;
• характер рынка в регионе сельскохозяйственной продукции (самообеспечивающий или ввозящий);
♦ развитость товаропроводящей инфраструктуры;
• государственная политика в отрасли. Одним из важных факторов конкурентоспособности сельского хозяйства непосредственно является цена на продукцию, она должна рассматриваться как фактор и как результат конкурентоспособности (ценовая конкуренция), но и другие факторы конкурентоспособности важны и должны учитываться при формировании конкурентных преимуществ товара [7] (неценовая конкуренция).
Ценовая конкуренция представляет собой форму конкуренции, которая фокусируется на более низкой цене (себестоимости) предлагаемой продукции (работ, услуг), но данный вид конкуренции применяется в основном крупными компаниями, ориентированными на массовый спрос, а также фирмами, которые не имеют достаточных сил и возможностей, чтобы проявить себя в сфере неценовой конкуренции.
Ценовая конкуренция имеет две разновидности: прямая неценовая конкуренция и скрытая неценовая конкуренция [5].
При прямой ценовой конкуренции фирмы-производители широко оповещают покупателей о своем решении снизить цены на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции на рынок запускается новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами и характеристиками, цена при этом повышается незначительно. Также необходимо отметить, что крайней формой ценовой конкуренции являются «ценовые войны», когда на рынке происходит вытеснение конкурентов фирмы за счет последовательного уменьшения цен с той целью, что у конкурентов, предлагающих аналогичные товары, себестоимость которых выше, появятся финансовые трудности.
Чтобы применять методы ценовой конкуренции в сельском хозяйстве на практике, прежде всего необходимо установить на рынке более благоприятный ценовой климат для производителей сельскохозяйственной продукции. Многие сельскохозяйственные предприятия ввиду быстрого сокращения производственного потенциала нуждаются в серьезной финансовой поддержке со стороны
государства, поэтому из этого следует, что аграрная политика должна быть направлена на устойчивость и рост производства, внедрение инновационных технологий [8] и повышение занятости населения [9]. Таким образом, стимулирование со стороны государства должно охватывать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, а в особенности товарной продукции.
Неценовая конкуренция определяется как метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи и сбыта. Именно все перечисленные характеристики, а не снижение цены, позволяют привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции в сельском хозяйстве — постоянное совершенствование сельскохозяйственной продукции, поиски путей улучшения ее качества, улучшение вкусовых характеристик, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки.
Известно, что качество продукции в сельском хозяйстве определяется технологией производства. Применение в производстве продукции различных удобрений, химии, сортов семян и других показателей существенно отражается на качестве конечного продукта. В процессе дальнейшей доработки, переработки и распределении продовольствия его качество может быть только снижаться вследствие нарушения температурного, светового, газового режимов хранения.
Неценовая конкуренция должна проявляться в «информировании» сельхозтоваропроизводителя о конечном назначении продукции, чтобы производить продукцию заданного и оплаченного качества. Основное преимущество заключается в том, что для дальнейшей переработки сельскохозяйственной продукции она должна быть именно такого качества, которого требует потребитель.
Многие предприятия для привлечения покупателей используют в своем производстве достижения научно-технического прогресса. Например, развивают производство органических продуктов, проводят компьютеризацию трудовых процессов и т. д.
Конкурентоспособность произведенной сельскохозяйственной продукции проявляется в полной мере лишь на межрегиональном рынке. Основные конкурентные преимущества на межре-
гиональном рынке формируются в первую очередь географическим положением и почвенно-климати-ческими условиями. Значение эффективного межрегионального рынка для Российской Федерации трудно переоценить: например, по молоку и мо-локопродуктам лишь 42 региона Российской Федерации обеспечивают региональные потребности за счет собственного производства, а, следовательно, 40 регионов обеспечивают свои потребности в молоке и молокопродуктах за счет ввоза из других регионов или импорта.
Необходимо отметить, что на сегодняшний момент отечественные производители сельскохозяйственной продукции уступают зарубежным конкурентам и проигрывают не только по цене, но и качеству, объемам поставки и гибкости. Роль неценовой конкуренции в России становится значительно выше. Ее присутствие на рынке сельскохозяйственной продукции позволит повысить качество продовольственной продукции и продовольственного сырья, улучшить инфраструктуру сельскохозяйственного рынка, а самое главное — даст возможность отечественным производителям конкурировать с зарубежными предприятиями, особенно в условиях ВТО.
Список литературы
1. Самуэльсон П. Экономика. — Севастополь: Ах-тиар, 1995. — С. 182.
2. Осипов В. Введение в теорию конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов // Вестник Института экономики РАН. — 2013. — № 6. — С. 181-190.
3. Козлова С.В. Особенности земельного рынка России // Экономические науки. — 2011. — № 78. — С. 187-190.
4. Зельднер А.Г. Государственное регулирование в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1993. — № 3. — С. 3-7.
5. Ворожейкина Т.М. Особенности конкуренции в сельском хозяйстве // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 2012. — № 2. — С. 12-15.
6. Ворожейкина Т.М. Государственное регулирование фрагментированных отраслей // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2011. — № 4. — С. 108-113.
7. Осипов В.С. Затраты и полезность versus стоимость и ценность (к проблеме единства экономической науки) // Вопросы экономики и права. — 2013. — № 58. — С. 85-89.
8. Парвицкий С.А. Ресурсосберегающие технологии — инновационное направление в организации производства зерна // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 12. — С. 33-35.
9. Шумаков Ю. Трудовые ресурсы села: состояние, пути улучшения использования // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2012. — № 3. — С. 30-32.