Нетрадиционные религиозные общества и секты в России Non-traditional religious societies and sects in Russia Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

Научная статья на тему 'Нетрадиционные религиозные общества и секты в России' по специальности 'Религия. Атеизм' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 21 — Религия. Атеизм
  • ВАК РФ: 09.00.13
  • УДK: 2;141.45
  • Указанные автором: ББК: Э 378.152; УДК: 28

Статистика по статье
  • 1867
    читатели
  • 243
    скачивания
  • 7
    в избранном
  • 2
    соц.сети

Ключевые слова
  • СЕКТА
  • РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕСТВО
  • РЕЛИГИЯ
  • SECTS
  • RELIGIOUS SOCIETY
  • RELIGION

Аннотация
научной статьи
по религии и атеизму, автор научной работы — Казаченко Евгения Владимировна

В статье дается представление об истории возникновения и динамике распространения нетрадиционных религиозных обществ и сект в России. Рассматриваются особенности раннехристианских сект. Проводится сравнительный анализ специфики российского сектантства и протестантских религиозных движений в США

Abstract 2010 year, VAK speciality — 09.00.13, author — Kazachenko Evgeniya Vladimirovna

The article deals with the conception of the origin history and spread dynamics of the non-traditional religious societies and sects in Russia. The peculiarities of the early Christian sects are being studied. The comparative analysis of the specific character of the Russian sectarianism and protestant religious movements in the USA is being made.

Научная статья по специальности "Религия. Атеизм" из научного журнала "Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа", Казаченко Евгения Владимировна

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Нетрадиционные религиозные общества и секты в России". Научная статья по специальности "Религия. Атеизм"

посетителей, с удовольствием отвечают на вопросы, делятся секретами своего ремесла.
На электроплитке греется резервирующий состав, мастер зачерпывает его специальным инструментом (чантингом) и уверенно ведет линию по натянутой ткани. Появляющееся изображение вызывает удивление и восторг зрителей своей затейливой продуманностью. Но это только основа будущей картины, рисунок, который позже наполнится яркими красками, сохраняя на полотне впечатления тропического рая. Глядя на это чудо творчества и развешенные по стенам красочные полотна, хочется научиться этому радостному ремеслу, познать тонкости малайского батика. И такая возможность есть. За небольшую плату вы получите все, что нужно: подрамник с натянутой тканью, кисточки, краски, место за столом, даже рисунок на выбор из большой папки с картинками, как в детской книжке-
раскраске. Подкладываете рисунок под белую ткань, обводите просвечивающее изображение сначала карандашом, потом резервирующим составом, раскрашиваете по собственному вкусу и через полчаса уходите со своим проглаженным и запечатанным в целлофан произведением искусства. Казалось бы, просто, но за таким немудреным развлечением кроется большая работа по защите и пропаганде национальных традиций. Обучение батику рассчитано не только на туристов. Сюда постоянно приводят на экскурсию группы детей, и они с удовольствием рисуют батик, постигая премудрости народных ремесел и глубину родной культуры.
Как видим, бережное отношение в Малайзии к батику и национальному наследию в целом заслуживает глубокого уважения, изучения и подражания.
Список литературы
1. Batik and pewter: symbols of Malaysian pianissimo. Publication Date: 01-APR-02. Publication Title: SOJOURN: Journal of Social Issues in Southeast Asia. URL: http://goliath.ecnext.com/coms2/summary_0199-1843024_ITM (дата обращения: 20.06.2010).
УДК 28 ББК Э 378.152
Е. В. Казаченко
Нетрадиционные религиозные общества и секты в России
В статье дается представление об истории возникновения и динамике распространения нетрадиционных религиозных обществ и сект в России. Рассматриваются особенности раннехристианских сект. Проводится сравнительный анализ специфики российского сектантства и протестантских религиозных движений в США.
Ключевые слова: секта, религиозное общество, религия.
E. V. Kazachenko
Non-traditional religious societies and sects in Russia
The article deals with the conception of the origin history and spread dynamics of the non-traditional religious societies and sects in Russia. The peculiarities of the early Christian sects are being studied. The comparative analysis of the specific character of the Russian sectarianism and protestant religious movements in the USA is being made.
Key words: sects, religious society, religion.
Человечество всегда задавало себе извечные вопросы: кто мы, откуда мы, куда идем, в чем смысл жизни и смерти?.. Ответы на них на протяжении всей своей истории человечество пыталось найти в народной мудрости, философии, науке, искусстве и, прежде всего и главным образом, в религии.
Проблема сект возникает на самых ранних этапах становления христианства. Так, по мнению Д. А. Таевского: «...именно христианство породило наибольшее количество сект. И именно после возникновения христианства начали появляться сколько-нибудь достоверные письменные источники о различных религиозных конфессиях» [10].
Исследование такого сложного феномена требует применения широкого спектра методов, начиная от исторического, компаративистского и заканчивая факторным анализом когнитивных, базовых экзи-стенциональных характеристик личности в их конкретно-исторических проявлениях.
Секты отличаются от групп, сложившихся на основе общих интересов, именно замкнутостью и отчужденностью всех сторон своей внутренней жизни. Любая секта, за редким исключением, является ответвлением какой-либо признанной религиозной конфессии - религиозного объединения (направления), имеющего разработанное вероучение, культ и организованную структуру.
Понятие «секта» в самом широком смысле характеризуется известной степенью субъективизма, что определяется характером связи с той основной конфессией, от которой данная секта отпочковывается. Начиная с древнейших времен, тысячи религиозных течений назывались термином «секта», отвергали его, признавали его, превращались из сект в мощные церковные сообщества или, наоборот, исчезали из памяти потомков. В условиях, когда единообразный, методологически обоснованный научный подход к исследованию сект практически отсутствует, создается очевидная путаница в их названиях, терминах и классификации.
Сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, в том числе культовых, не
совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им [6].
Образование новых сект, новых религиозных учений, которые относятся Всемирным Советом церквей к еретическим, прослеживается на протяжении всей истории цивилизации, особенно в переходные и нестабильные периоды.
Еретические движения, вольнодумство отмечались еще в Древней Руси. На столетия после крещения Киевской Руси растянулась борьба между привычными и новыми идеалами, обрядами и представлениями, что и обусловило своеобразный «исторический компромисс» между христианством и язычеством. Как отмечал В. Соловьев, «тот двойственный, полуязыческий, полухристианский строй понятий и жизни, который сложился и господствовал в средние века как на романо-германском Западе, так и на вавилонском Востоке».
Исторические источники свидетельствуют, что с первыми шагами христианства на Руси связаны первые выступления крестьян и посадских людей в защиту дохристианских верований. Как правило, возглавляли их волхвы. Так было в Суздале в 1024 г., в Киеве в 1063 г. Эти антихристианские движения способствовали возникновению основ ересей и сект, получивших развитие в более поздние времена.
С. В. Булгаковым, ученым-богословом, в «Настольной книге для священноцерков-нослужителей», выдержавшей несколько изданий (1892, 1896, 1900, 1913 гг.), подсчитаны и описаны сущность, обряды, обычаи 209 расколов, ересей и сект, известных в христианстве, дано определение 32 философских, «противных христианству» направлений.
Христианское богословие видит несколько источников ересей. К ним относят, прежде всего, нежелание язычников и иудеев расставаться окончательно со своим прошлым мировоззрением, их стремление соединить с христианским свое собственное миропонимание. Таковыми были известные со II, III, IV вв. манихейство, монтанизм, мес-салианство, а также возникшие в новой европейской истории движения вальденсов, богомилов и др. [3].
Принято различать раннехристианские и средневековые ереси, послужившие непосредственным источником Реформации. Так, учение Лютера, Кальвина и других реформаторов возникли первоначально как ереси по отношению к католицизму, а с XVI в. составили новое самостоятельное направление в христианстве - протестантизм.
Разница между ересью и сектой в том, что первая фиксирует содержание того или иного учения, а вторая обозначает тип, вид организации последователей того или иного оппозиционного господствующей церкви религиозного учения, в том числе и ереси.
Одной из первых известных в православной Руси сект была секта богомилов. Они отрицали церковную иерархию, проповедовали дуалистическую доктрину и аскетическую мораль: только аскеза, по их представлениям, позволит спасти «светлую точку от Бога», оставшуюся в душе человека. Еретики нередко объединялись с врагами христианства - вождями язычества, волхвами. Некоторые исследователи считают, что тайное учение богомилов сохранялось вплоть до XVII-XVIII вв. и подготовило появление сект скопцов и хлыстов.
Наиболее влиятельным из ранних ересей было стригольничество, которое появилось в начале XIV в. Стригольники отрицали церковь - от приходских священников до константинопольского патриарха, церковные таинства и догмат о воскресении из мертвых. В конце XV в. появляется ересь жи-довствующих (представляла собой соединение элементов иудейства и христианства).
Как уже отмечалось ранее, количество сект всегда увеличивалось во времена общественных перемен, смут, нестабильности жизни. Поэтому новый этап в развитии ересей и сект в русском православии был связан с разложением феодально-крепостнической системы и развитием в XVII-XIX вв. капиталистических отношений. Наиболее известными еретиками этого периода считаются духоборцы и молокане, а также штундисты. Последние возникали в немецких колониях (существовали к 1891 г. в 30 губерниях) и имели много общего с духоборцами и молоканами. В среде интеллигенции было модным увлекаться спиритизмом, йогой, теософией.
Середина XVIII в. ознаменовалась распространением христововерия («хлыстовщины»), из которой позднее возникли разнообразные формы «духовного христианства». Главным пунктом учения хлыстов являлась идея мистического возрождения человека через стяжания Святого Духа. Для этого необходимо было умереть для всего мирского, отказаться даже от мыслей о мирском, от пожеланий, страстей, отказаться от брака, ограничить свою плотскую жизнь возможным минимумом. Проповедь аскетизма - один из основных элементов практики христововеров.
В Европе в конце XVIII - начале XIX вв. широкое распространение получили различные тайные общества и движения, носящие ярко выраженный оккультный, мистический характер. К их числу относились масоны - религиозно-этические общества, возникшие в Англии и получившие широкое распространение после Французской революции по всей Европе, в том числе и в России. Интерес к масонству в России стал одним из проявлений того кризисного состояния, в котором оказалось православие. Масонские цели оставались потаенными, так как они предполагали борьбу с исторически сложившимися формами религии и власти в разных странах, со стремлением изменить самосознание народных масс. Русские масоны 80-х годов XVIII в. интриговали против императрицы и делали ставку на Павла, принятого в масоны в Германии еще в 1772 г. Екатерина II пресекла эту политическую игру, запретив в 1792 г. деятельность лож. Официально деятельность масонов была разрешена Александром I лишь в 1810 г. Примерно до 1821 г. массонами была пятая часть руководителей декабристов. Позднее основная часть декабристов от масонства отошла. Многие из них не впали в мистицизм, присмотревшись к масонству ближе, разочаровались в нем и постепенно покинули ложи. Опасаясь возможного превращения лож в очаги антиправительственной деятельности, 1 августа 1822 г. Александр I повелел: ни под каким видом ни масонских, ни других тайных обществ ни внутри империи, ни вне ее не составлять [7].
На исходе XIX - в начале XX вв. произошла довольно резкая перемена в русском
сектантстве. Преобладающими в нем стали протестантские организации. Зародившись в XVI веке как протест против господствовавшего в христианском мире католицизма, протестанство уже внутри себя породило множество движений, весьма далеких от подлинного христианства, поскольку реформация довела до крайности принцип свободы вероисповедания, получивший в ХХ в. еще более искаженное толкование в ущерб традиционным религиям [9].
Проникновение протестантов в Россию началось практически одновременно с распространением нового вероучения в странах Западной Европы. Первые протестантские общины появились в Москве еще при жизни Лютера. В последние годы царствования Василия III начался поток лекарей, аптекарей, торговых и военных людей, художников и ремесленников из охваченных Реформацией стран в Россию. Более широкий размах он принял в правление Ивана Грозного. Тогда же британской факторией в России была учреждена и англиканская церковь в Архангельске. Приток протестантов особенно увеличился в годы разразившейся в Европе Тридцатилетней войны. Некоторые из них были специально выписаны из-за границы в Россию на службу, другие - искали убежище от преследований за религиозные убеждения, которым подверглись на родине. Государство, видя в иностранных специалистах «пособников и споспешников», предоставляло протестантам свободу вероисповедания и богослужения, право строить храмы с колокольнями и назначать из-за границы пасторов. Протестантские пасторы за свою службу получали жалованье не только от общины, но и из государственной казны. К концу XVII в. в Москве существовало три лютеранских и одна реформаторская церковь.
Московское правительство с недоверием относилось к римско-католическому духовенству и взяло за правило вызывать из Европы иностранцев именно протестантского вероисповедания. Отношение государства к ним определялось формулой - охранять господствующую православную церковь и не вмешиваться во внутреннюю церковную жизнь пребывающих в России иностранцев. В 1721 г. после учреждения
Святейшего синода вопросы, связанные с управлением и надзором за протестантскими общинами, стали частью его функций, а в 1824 г. специально с этой целью было образовано Главное управление дел иностранных исповеданий, которое в 1832 г. под названием Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий вошло в состав Министерства внутренних дел.
Спектр протестантских исповеданий, представленных в России на конец XIX столетия, был достаточно широк и не исчерпывался лютеранскими (немецкими, финскими, шведскими), реформаторскими (немецкими, голландскими, французскими) и англиканскими общинами. Как показывает «Устав духовных дел иностранных исповеданий», принятый в 1896 г., в России имелись общины Евангелическо-Аугсбургской церкви, меннонитов, баптистов, а также не зафиксированные в Уставе общины евангельских христиан (вероучение которых было родственно баптистскому), адвентистов, методистов, ирвингин (Кафолическо-Апостольская церковь) и конгрегационали-стов. В 1900-е годы свою деятельность в России начали религиозно-филантропическая организация протестантского толка Армия спасения, а также Христианская наука [8].
В 20-30-е гг. XX в. ряды российских протестантов пополнили пятидесятники и свидетели Иеговы. По своему происхождению протестантские организации были западными, но основной состав приверженцев формировался в основном из русских и украинцев. Они представляли собой религиозные образования сектантского типа.
Современный российский баптизм исторически образовался в результате слияния четырех религиозных групп баптистского толка, сходных по учению, но ранее проникших на территорию России и существовавших по отдельности: баптистов, евангельских христиан, части пятидесятников и братских меннонитов. Отмечались случаи глумления баптистов над православными святынями и таинствами, вмешательства их в совершение разных православных обрядов, что привело к столкновениям с православным населением и привлекло внимание властей. В 1894 г. положением Кабинета министров баптизм был объявлен
особенно вредной сектой в церковном и общественно-государственном отношении, а последователям секты запрещалось организовывать общественные собрания. Их положение, как и всех русских сектантов, изменилось с появлением так называемого закона о веротерпимости 1905 г. и указа о регистрации старообрядческих и сектантских общин от 1906 г. С этого времени сектантские организации, и баптисты в частности, начали открыто проводить свои собрания, организовывать просветительские и библейские кружки, часто обманом завлекая в них православное население.
Одновременно с распространением баптизма в среде простого народа в светских кругах стали возникать общины евангельских христиан. Русская интеллигенция еще со времен Екатерины II под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от Православия.
По статистическим данным 1912 г., на территории России было зарегистрировано 624 протестантских общины, и в целом по стране протестанты составляли 4,85 % населения. Февральская революция, а потом Декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» были восприняты многими протестантами с энтузиазмом, как залог установления в стране начал истинной веротерпимости. Однако протестанты не избежали общей судьбы верующих в СССР: к 1938 г. у российских лютеран не осталось своих пасторов [8].
В 30-е гг. подверглись репрессиям и пятидесятники. Союз христиан евангельской веры был снят с регистрации, а его деятельность прекращена. К началу 40-х гг. численность пятидесятников в СССР увеличилась за счет присоединения территории Западной Украины, где действовали их общины. В настоящее время они разделены на несколько течений: воронаевцы, смородин-цы, мурашковцы. Наиболее крупное - воро-наевцы. Большинство воронаевцев проживает на Украине. Встречаются их общины и в других республиках.
Возрождение и регистрация общин протестантов возобновилась уже после окончания Отечественной войны. В 1944 г. прошел объединительный съезд Евангель-
ских Христиан и Союза баптистов, на котором было принято решение о создании Союза евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ), через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. - братские меннониты. Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях, входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в Вашингтоне (США).
С 1917 по 1985 гг. в советский период наступает сначала активное развитие сек-танства, при поддержке государства в первые годы советской власти, а затем преследование и репрессии в отношении представителей сект любых направлений.
Мощный толчок сектантство получает в конце 80-х годов. Наступает активная экспансия иностранных сект разных направлений, развиваются отечественные неоязыче-ские и сатанинские секты.
Своим многообразием современная религиозная ситуация в определенной степени обязана протестантизму. Богословская причина такого явления заключается, прежде всего, в том, что протестанты создали, по их мнению, истинную (в отличие от католической) религию, в основу которой положили только Евангелие. Однако, без опоры на веками сформированные положения и догматы Писания и предания Церкви, они по-своему трактуют те или иные библейские ситуации, высказывания пророков и евангелистов, часто воспринимают притчи не иносказательно, а буквально, что неизбежно приводит к разногласиям и расколам, поскольку каждая из отколовшихся групп «проповедует не Евангелие, а свое понимание Евангелия» [5]. К тому же без учета той исторической обстановки, когда оно создавалось.
Большой интерес представляет и компаративистский анализ проблемы. Одной из причин того, что на протяжении двух веков протестантские религиозные движения упрочились не в странах возникновения, а в США, несомненно, являются особенности становления Северной Америки как государства, заселение ее переселенцами из Европы, хлынувшими на освоение новых земель, где они и создавали религиозные общины самого примитивного толка, имея
подчас в своем багаже одну только Библию. Их пропагандисты, пасторы иногда не имели не только серьезного богословского, но и просто общего образования. Упрощенная трактовка религиозных догматов вполне удовлетворяла непритязательные вкусы этих переселенцев и завоевателей «дикой» Америки.
В то же время подобные религиозные объединения, существующие на территории России сотни лет, и относительно многочисленные протестантские и неопро-тестантские конфессии и деноминации не внесли, по мнению ряда исследователей, какой-либо заметный устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание российских народностей и государства.
Всякий, кто сталкивался с миром сект, скажет, что число их подсчитать невозможно. Рядом с нами и параллельно с нашей жизнью постоянно бурлит некая религиозная энергия, которая кристаллизуется в более или менее организованные структуры со своими лидерами. Мы видим, что, сколько существует человечество, столько и существуют секты, состоящие из групп адептов, следующих за харизматическим лидером. Но в XX в. у них появилось нечто новое - систематическое использование современных психологических технологий, направляемых на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.
Феномен сектантства никогда не был локальным, присущим только одной стране или социальной группе. Россия не является исключением. Исследователи сравнивают
стремительное развитие сектанства на современном этапе с «эпидемией».
Сущностный анализ данного явления, с учетом истории его возникновения, важнейших тенденций развития в настоящее время, позволяет сделать вывод, что среди основных факторов, определяющих этот процесс, следует назвать: а) дефицит в современной культуре когнитивных навыков, необходимых для условий новой эпохи; б) возрастающую экзистенциальную уязвимость личности; в) неустойчивое состояние базовых социальных и индивидуальных психологических систем; г) легитимизацию манипулятивных и деградационных психологических воздействий в рядах политикоэкономической и культурной элиты, представляющую основную опасность уже в ближайшей перспективе. Из этого логически следует, что для обеспечения здоровья личности и общества необходимо ликвидировать дефицит в интеллектуальнорациональной культуре общества; уменьшить когнитивную уязвимость личности и воздействовать на культы в точке их наибольшей уязвимости - неспособности противопоставить что-либо реальное рациональному критическому мышлению [2]. Конфессиональной анонимности не должно быть. Члены любой религиозной организации, проповедующие ее учение, должны с самого начала излагать его честно, без умолчаний, разъяснять какое место занимает их группа среди религиозных организаций. Выбор должен осуществляться человеком осознанно, на компетентной основе в вопросах религиозного знания.
Список литературы
1. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76-82.
2. Волков Е. Н. Проблема социально-психологической деструкции в деятельности авторитарно-манипулятивных групп как проблема национальной безопасности // Журнал практического психолога. 2004. № 4. С. 107-122.
3. История религий в России / под ред. Н. А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2002.
4. Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект: анал. обзор / Ф. В. Кондратьев [и др.] М.: ГНЦ Си-СП им. В. П. Сербского, 1998. 60 с.
5. Кураев А. В. Протестантизм о православии. Клин, 2000.
6. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник. Белгород, 2002. № 1. 446 с.
7. Религия. История и современность: учебник для вузов / под ред. Ш. М. Мунчаева. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 264 с.
8. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2007. 432 с.
9. Стурова М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности: учеб. пособие. М.: Тип. Академии управления МВД России, 2004. 76 с.
10. Таевский Д. А. Христианские ереси и секты веков: слов. М.: ЫЬ^а, 2003. 320 с.
11. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. / ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) [и др.]. М.: Большая рос. энцикл., 1995. Т. 2 л-с. 671 с.
УДК 301.085: 392 ББК С55.473
Ю. А. Калинина
Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России
Статья посвящена исследованию проблем стандартизации социального обслуживания населения в России на федеральном, региональном и уровне социальных служб. В настоящее время приоритетным направлением деятельности многих организаций и учреждений социальной сферы является повышение качества предоставляемых услуг, процесса социального обслуживания населения, стандартизация объемов, форм, видов услуг, их качества и процесса обслуживания.
Ключевые слова: стандартизация социального обслуживания, стандарты социальных служб, качество социальных услуг.
Y. A. Kalinina
Standards organizations as a basis for improving the quality of social services in modern Russia
Article is devoted to the problems of standardization of social services in Russia at the federal, regional and level of social services. Currently, priority for many organizations and social institutions is to improve the quality of services provided, the process of social service, standardization of volumes, shapes and types of services, quality and service process.
Keywords: standardization of social services, standards of social services, quality of social services.
В настоящее время одной из актуальных проблем социальной сферы является разработка стандартов организаций. Стандартизация объемов, форм, видов услуг и их качества, процесса обслуживания является приоритетным направлением деятельности многих организаций и учреждений социальной сферы, в том числе и социального обслуживания населения.
Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного ис-
пользования в отношении реально существующих или потенциальных задач [5]. Эта деятельность реализуется в Российской Федерации на основании Концепции развития национальной системы стандартизации, где определены ключевые принципы стандартизации [3]:
• добровольность применения стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
• максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов и др.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх