Научная статья на тему 'Нетипичные формы правления современности'

Нетипичные формы правления современности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5690
1146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / STATE / FORMS OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галайдина О. С.

В данной статье рассматриваются неклассические формы правления в сравнении с традиционными формами правления, а также определяются их роль и значимость в становлении государственности большинства стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетипичные формы правления современности»

Галайдина О.С. ©

Омская юридическая академия

НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются неклассические формы правления в сравнении с традиционными формами правления, а также определяются их роль и значимость в становлении государственности большинства стран мира.

Ключевые слова: государство, форма правления. Keywords: state, forms of government.

Форма правления характеризуются как способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением [5, 121]. Зная форму правления того или иного государства, мы можем с уверенность сказать о его содержании, назначении и функциях, т.е. о его сущности. Несомненно, от того как организована и как реализуется государственная власть, зависит действенность государственного управления, состояние законности и правопорядка в стране и др. Считается, что в последнее время, традиционные формы правления эволюционируют, и в этой связи при определении содержания, назначения и функций того или иного государства, возникают трудности. Именно поэтому в настоящее время, вопросы, касающиеся нетипичных форм правления, являются весьма злободневными и привлекают особое внимание исследователей.

Формы правления современных государств складывались на протяжении многих столетий, на что большое влияние оказывали политические и исторические традиции, условия образования государств, а также их внутриполитическое развитие, международное положение и иные факторы. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом, или же принадлежит коллективному органу [4, 136], традиционно выделяют монархическую и республиканскую формы правления, с их внутренним делением на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархию, президентскую и парламентскую республику.

Целесообразно акцентировать внимание на то, что в XIX-XX вв. наряду с такими формами правления стали появляться совершенно новые формы, путем совмещения, соединения и появления новых признаков, которые нельзя отнести ни к монархиям, ни к республикам. Важно отметить, что «чистых» традиционных форм правления в последнее время становится все меньше и меньше. Возможно, такие изменения происходят по причине того, что традиционные формы правления имеют свои недостатки из-за своей «однобокости», поэтому в данном случае создание смешанных и «гибридных» форм позволяет устранить существующие минусы «чистых» форм правления, путем слияния с положительными чертами иных форм правления.

Как известно, на сегодняшний день монархическая форма правления существует в 30 странах мира [1, 66]. Из них насчитывается около 1/3 государств с нетипичными формами. К таким формам правления относятся:

• выборная монархия, которая существует в Малайзии и сочетает в себе признаки как монархии, так и республики. Глава государства - вице-король избирается на пять лет из числа наследственных султанатов девяти малазийских штатов. Как правило, главой государства становится либо старейшина, либо тот, кто дольше других занимает престол монархии. В этой связи Малайзия остается монархией, поскольку главой государства может стать только один из правителей штата, а не любой гражданин;

• коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где властные полномочия принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов. В ОАЭ раз в пять лет также избирается председатель Высшего совета, однако вся полнота власти в целом принадлежит Совету семи эмиров. Именно поэтому Объединенные Арабские Эмираты признаются коллективной монархией.

• патриархальная монархия в небольшом Королевстве Свазиленд, где глава государства, по существу, вождь племени;

• теократия - такая форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках религиозного служителя, таким образом глава церкви

© Галайдина ОС., 2013 г.

одновременно является и светским главой государства. Теократическая монархия существует только в Ватикане [3, 81].

Как видно, государств с монархическими формами правления достаточно много, однако с нетрадиционными формами выделяют всего около пяти. По причине такой ограниченности они довольно редко охватываются вниманием исследователей. Более перспективной является республиканская форма правления, т.к. на сегодняшний день из 190 государств мира более 140 являются республиками [2, 13].

Кроме того, что существует президентская республика, представителями которой являются США, Зимбабве и др., и парламентская республики - Италия, ФРГ, Индия и др. Главное различие между ними заключается в способе политической ответственности правительства, т.е. в зависимости от того, кому оно подотчетно. Важно отметить, что каждая из этих типов республиканской формы правления имеет свои положительные черты. Касательно президентской республики положительным является стабильность правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку, также обеспечивается единство исполнительной власти, поскольку правительство возглавляет глава государства. С другой стороны, важнейшей позитивной чертой парламентской республики является ответственность правительства перед парламентом, которое обязано учитывать в своей деятельности соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение [6, 24].

При существующих положительных чертах, нельзя обойтись без отрицательных. К примеру, с такой позитивной особенностью, президентская республика тянется к авторитаризму, а исполнительная власть ускользает из-под контроля парламента. Что касается парламентской республики, то следует отметить, что правительство очень часто нестабильно и слабо, и, соответственно, часто свергается парламентом. Например, в Италии за полсотни послевоенных лет сменились более полусотни кабинетов министров, притом, что продолжительность их существования была менее года.

Во избежание неблагоприятного политического состояния в стране, негативные черты одного типа республиканской формы правления стали сменяться позитивными чертами другого. Таким образом, появился своеобразный гибрид, именуемый смешанной республикой. Создание нового типа республики, прежде всего, связано с конституционным снижением роли президента в президентской республике, при котором вводилось положение об утверждении парламентом назначений министров, и с повышением этой роли в парламентской республики, где президент наделялся некоторыми самостоятельными полномочиями. В настоящее время существует большое количество государств со смешанной республиканской формой правления, к примеру, Россия, Франция, Украина, Финляндия, Португалия и др.

Проведя параллель с монархией, которая в некоторых случаях обладает признаками республики, можно выделить монархическую республику, которая в какой-то степени обладает свойствами монархии. В данном случае усматривается такая черта монархической формы, как несменяемость главы государства. Чаще всего монархическую республику отождествляют с суперпрезидентской республикой, поскольку президент несменяем и обладает очень широкими полномочиями, либо просто приближается к такому положению. Такой вид республики характерен для ряда государств Латинской Америки и Африки. Также, некоторые исследователи неоднократно озвучивали, что также относится к этому типу республики Российская Федерация. В частности такое положение можно увидеть в работах американского политолога Стивена Фиша [7, 52].

Также по аналогии с теократической монархией можно выделить теократическую республику, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства. Такая особая форма республики существует в Иране.

Кроме того, выделяют еще один вид республиканской формы правления - это народная республика, для которой характерно действия государства в интересах подавляющего большинства населения. К такой форме правления следует отнести Китайскую Народную Республику, Алжирскую Народную Демократическую Республику, Лаосскую Народно-демократическую республику и др.

Ранее выделялась советская республика, при которой вся полнота власти сосредотачивалась в руках особых представительных органов - Советов (например, Совет министров). На сегодняшний день к такому виду республики не относится ни одно государство. Ранее это были Союз Советских Социалистических Республик, Эстонская Советская Социалистическая Республика и др. Однако по различным причинам названные государства утвердили иные типы республиканской формы правления.

В заключение, как показывает опыт многих стран, появление «гибридных» форм правления в основном несет положительные моменты. Основным и наиболее значимым плюсом нетипичных

форм правления является улучшение взаимодействия органов государственной власти, что приводит к стабильности управления страной.

Таким образом, неклассическая форма правления представляет собой более совершенную модель управления государством, и, тем самым, способствует развитию и процветанию страны, а также позволяет обеспечить достойную жизнь гражданам такого государства.

Литература

1. Вопрос-ответ: сколько в мире монархий? // Вокруг света. - май 2012. - № 5. - C. 66-68.

2. Додонов В.Н. Энциклопедия юриста: республика. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1979/%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%9F %D0%A3%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%9A%D0%90

3. Клименко А.В., Румнина В.В. Форма государства. Форма правления // - Москва: Дрофа. - 2009. - С. 81.

4. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник // - Москва: ТК Велби, изд-во Проспект. - 2004 г. -С. 136.

5. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов// - Москва: Норма. - 2003. - С. 121.

6. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1994. -№ 4. - С. 24-29.

7. M. Stephen Fish. Democracy From Scratch: Opposition and Regime in the New Russian Révolution. — Princeton: Princeton University Press. - 1995. - С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.